Ну и 21 сентября вечером я стоял на вокзале Нижнего Новгорода (да, немного не с самого начала, но из Москвы поезд отправился в 13:30, так что полдня не играют большой роли, думаю), прощался с родственниками и садился в фирменный поезд 002 Москва-Владивосток, потихоньку начиная обживать место, которое должно стать моим домом на ближайшую неделю (6 ночей, если быть точным).
В целом о поезде:
Фирменный поезд "Россия", 12 плацкартный вагон. Розетки у мест 42 и 52 плюс у туалета. Я ехал на верхней не-боковой полке, место 28, как раз напротив места 42 с розеткой, так что проблем с зарядкой не было. Электричество дают только в движении, на станциях отключают. Сотовая связь адекватная только на станциях, как только отъезжаешь - 3G пропадает, а на E даже сообщениями в соцсети сложно обмениваться. Но быстро поезд выезжает вообще из зоны покрытия, большую часть пути вообще без сотовой связи едешь. Два биотуалета, титан. Холодной питьевой воды нет. Душ на вокзалах, но желающих не наблюдается. Кондиционер работает в движении, на остановках жарко. Проводница гневается за тройники в розетках, но если не палиться, но нормально. А так обычный плацкарт, ничего такого уж фирменного: )
Поезд и правда вне времени - живет по московскому времени, на вокзалах тоже московское время.
В поезде алкоголь запрещен, не замечал, чтобы кто-то внаглую пил, если и были случаи, то втихую, без шумных пьянок.
Как средство передвижения "от края до края" рекомендовать не могу, ибо уж очень дорого (дороже самолета Москва-Владивосток даже one way, если это не купе у туалета), да и долго. Разве что для получения опыта такого путешествия, ради самого факта жд путешествия - это да.
День 1 21.09. Посадка, Нижний Новгород.
Первая ночь в поезде.. потихоньку обживается верхняя полка, примечаются розетки, знакомство с попутчиками, начинающееся с вопроса "А вы докуда?". Через пару дней понимаешь, что до конца едут единицы, в основном все приходят и уходят. Бабушка из Перми до Екатеринбурга, всего полдня; или мужчина до Новосибирска - одна ночь. Но есть и подальше - бодрый дед до Хабаровска или женщина Улан-Удэ. Но в целом все разные люди, каждый едет куда-то - кто домой, кто по делам. И только ты сидишь и наблюдаешь за этими перемещениями, пока поезд неумолимо движется вперед вне времени, преодолевая сотни и тысячи километров, несмотря ни на что..
День 2 22.09. Пермь, Екатеринбург, Тюмень.
Спалось с трудом, всю ночь свет бил в глаза, выключили только в 4:30. После этого удалось еще поспать. А днем - типичная атмосфера поезда - спящие в перерывах между принятием очередного "доширака" люди, проводница, ругающая всех за тройники в розетках, ритуал очистки вагона, заключающийся в прохождении с пылесосом по вагону, а затем со шваброй. День прошел за книжками, в перерыве сыграли с товарищами по купе в настолку. Еще прогулялся по поезду, посмотрел на престранных людей, едущих в СВ - обычные на вид люди, только в каждом первом купе открыт ноутбук. Чтобы понять, почему "престранных" - просто посмотрите цены на СВ и все вопросы отпадут сразу же. В купе просто какая-то безлюдная атмосфера, нет такого ощущения людей, как в плацкарте, где все на виду, все открыто, нет такого стерильного запаха. Спящие, трапезничающие, читающие, беседующие люди - это все плацкарт. Все-таки не понимаю людей, выкладывающих круглые суммы за купе или, не дай бог, СВ. Другое дело - родной плацкарт.
Вечером на вопрос об освещении проводница ответила, что это "норма" ночного освещения, пришлось заматывать лампочки подручным темным материалом, чтобы хоть как-то уснуть, не ощущая себя спящим под лампой. Плацкарт во всей красе)
День 3 23.09. Новосибирск
Наконец-то солнечная погода, можно выйти на улицу и немного прогуляться без пакостного моросящего дождика, который преследовал нас от самого Нижнего. Уже в Новосибирской области, часовое смещение +4 от московского, начинает быть заметно. Но поезд все еще живет вне времени по единому времени - по Москве. Новосибирск в 11 утра - точнее, в 15 дня, но никто не знает, какое же на самом деле время. Никаких указателей, объявлений, все часы - и в поезде, и на вокзале - все живут по московскому времени. Наверное, так проще, но с увеличением разницы понятие времени начинает смазываться.. Ведь правда - какой смысл знать, что сейчас 16 часов, когда на улице уже темно? Или считать 9 утра утром, когда на самом деле уже прошло время обеда?
Мужчина с дрелью, починивший ручку боковой полки - абсолютно нормальное явление. Проводница конфисковала очередной тройник, опять появившийся в розетках..
День 4 24.09. Красноярск, Зима, Иркутск, Байкал
Вчера в Новосибирске подсел парень, направляющийся в Уссурийск на контрактную службу, сегодня кто-то заикнулся про карты - бессменный спутник ж\д путешественника - ну и пошло-поехало, почти целый день играли в карты всем купе вчетвером, даже дед присоединился. Так что день пролетел вполне нормально в типичном поездном ритме.
С собой из дома, кроме подготовленной читалки, я также захватил пакет с десятком бумажных книг, дабы попробовать организовать "бук-кроссинг" в рамках отдельно взятого вагона российского поезда. По мере прочтения выкладывал на общий стол и предлагал пассажирам не стесняться, брать почитать. Вообще, инициатива была воспринята благосклонно, у пары пассажиров сам взял почитать что-то, так что затею можно считать удавшейся.
К сожалению, Байкал и Иркутск проезжали уже в темноте, поэтому так и не получилось посмотреть на наше великое озеро. Придется еще раз когда-нибудь сюда вернуться, чтобы таки посмотреть и потрогать Байкал.
День 5 25.09. Чита
В 5 утра вышла женщина в Улан-Удэ, из "старичков" остались только мы и дед. Надо сказать, что в нашем купе было хорошо - редкие смены людей, в отличие от соседних купе, где чуть ли не каждый день люди менялись. А у нас с Москвы (ну я почти с Москвы) было трое - Улан-Удэ, Хабаровск, Владивосток, т.е. только одно место "мигрировало" от пассажира к пассажиру, но и то на него в Новосибе подсел парень до Уссурийска. Если бы попутчики менялись часто, наверно, остались бы другие ощущения.
Этот день был какой-то скомканный, проспал Читу, хотя она была в 15 часов по местному времени (9 утра по Москве), вообще какая-то ломка от такой плавной смены часовых поясов начинается, очень тяжело переносится, когда почти неделю у тебя сутки состоят из 23 часов. Другое дело в самолете - просто переносит тебя на другой конец света, в крайнем случае день после прилета немножко колбасит, да и то не всегда. А в поезде это какая-то медленная пытка часовыми поясами, по крайней мере, мне было неожиданно тяжело от такого странного режима. Да еще, как уже писал выше, нигде нет никаких указателей на часовые пояса, в поезде и на вокзалах - везде время московское. Поэтому каждый как-то сам для себя решает, по какому времени он живет, я к вечеру перевелся сразу на Владивостокское время, чтобы уже адаптироваться и прекратить эти ежедневные смещения (да и по факту уже достаточно близко подъехали, завтра уже в +9 будем, а во Владивостоке +10)
День 6 26.09. Ерофей Павлович
Наверное, как и у многих жителей центральной части России, до поездки мне казалось, что Новосибирск довольно далек от Москвы и ближе к Владивостоку, а от Байкала так вообще недалеко ехать до конца. Какое же это было заблуждение! Оказывается, что Новосибирск - это всего лишь две ночи от Москвы, т.е. всего лишь около трети всего пути. Но если до Новосибирска географическая интуиция еще хоть что-то подсказывает, типа названий городов, достопримечательностей, каких-то ключевых точек, то после Новосиба не знаешь вообще ничего. Новосиб-Байкал-Владивосток.. Но ведь там расстояния в два раза больше, чем от Москвы до Новосиба! И названия городов уже не особо о чем-то говорят, какие-то незнакомые названия..
День 7 27.09. Хабаровск, Уссурийск, Владивосток.
Ну вот и настал последний день этого странного путешествия вне времени. В поезде почти не осталось людей, из моего купе в Хабаровске с утра вышел последний "старожил" - дедок за 70, едущий то ли из Питера, то ли из его окраин в Комсомольск-на-Амуре. Вот это, конечно, героизм - ведь у него две пересадки и в сумме выходит не 6, а 8 или 9 ночей в поездах. Ведь еще до Москвы доехать и из Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре... В Хабаровске подсела молодая девушка с ребенком, с ней разговорились, совершенно случайно оказалось, что она тоже едет в Таиланд на зимовку, с пересадкой в Сеуле (а я в Корее месяц буду). Вот как бывает, мир довольно тесный, можно наткнуться на интересных людей.
Во второй половине дня - Уссурийск, вышли остальные, кто по каким-то причинам не вышел раньше. В вагоне осталось буквально человек 5-10, никто до Владивостока не хочет ехать, похоже.
И вот уже в сумерках, после заката - остановка. Казалось бы, обычная остановка, но нет - с нее поезд дальше не идет. Т.е. это крайняя точка этой поездки. Окидываю прощальным взглядом такой уже родной плацкарт, прощаюсь с девушкой-зимовщицей и выхожу навстречу свежему приморскому воздуху одного из красивейших городов России, волей судьбы оказавшимся на отшибе, в тысячах километрах от остальных городов России, такой почти эксклав, восточный Калининград, местные жители которого тоже ездят в отпуск "в Россию", но чаще - в Китай или ЮВА, ибо "в Россию" - дорого и далеко. Сбылась безумная мечта и можно двигаться дальше...