почти 7 дней, а точнее – 6 дней, 17 часов и 11 минут. Пересекли всю Россию, почти все часовые пояса (кроме Калининграда, но этот час мы нагнали потом в Европе).
Много прочитала я об этом путешествии, но, бесспорно, собственный опыт бесценен.
Пишу эту историю, кому-то окажется полезной, буду рада, фото попутчиков не выкладываю, неэтично, кроме одного индивида.
Итак, почему был выбран плацкарт? Не цена – нет, а дух и атмосфера России чувствуется именно в плацкартном вагоне, причем дух – в прямом и переносном смысле. И купе, если вас меньше 3-4 человек, покупать нет смысла – кто из соседей попадется – неизвестно, да и 7 дней ютится в маленькой комнатушке – не для нас, да и не люблю я купе, как истинно русский человек – близка к народу.
Кому не стоит совершать такое путешествие (напишу очевидные вещи, но некоторые из них могут быть неявны, когда задумываешься о поездке такого типа):
- для тех, кто с трудом переносит грязь, вонь, общежития, собратьев из граничащих с РФ странами (не буду называть данные территории, но, думаю, что все ясно). Ничего личного, но культура у нас разная – что бы то ни было – посещение туалетов, еда и т д
- для тех, кто не может без душа (а его не было: либо он замерз, либо нам просто его зажали)
- для тех, кто всего боится и не любит людей
- для тех, кто не может плохо питаться
Попутчики попадались разные:
– люди из мест, не столь отдаленных,
- работяги, ехавшие с «вахты» и либо беспробудно пившие, либо все время спавшие
- тетеньки-скептики «а че вы тут не видели»
- иностранные граждане, не знающие как пользоваться бельем и полотенцем и спавшие все время на матрасе в одних и те же носках несколько дней
Ну в общем, почти весь «контингент», но от этого интереснее было.
Но нам повезло – нам достался новенький вагон с мягкими спальными местами, двумя рядом биотуалетами и новыми матрасами. Соседние вагоны не все были новые, некоторые просто наводили ужас.
Температура в вагоне была от +26 до 31,
на улице же от -26 до +4, в вагоне все время замерзал титан. Зима. Полагаю – не самое удачное время для такого трипа, но с моей работой – другого времени не удалось выбрать. По советам проводников – лучшее время – сентябрь или май – красивая, уже/еще не замерзшая природа, цвета или цветы и не жарко, как летом. Так что – раскупайте билеты срочно!)
РЖД молодцы, стараются, все станции и вокзалы раскрашены в корпоративные цвета, везде порядок, в поезде постоянно ходила полиция и проверяла все и высаживала за алкоголь, шум и курение в поезде. Проводники и проводницы – вежливые, улыбчивые, приятные.
Что удивило: время в билете и на всех вокзалах – Московское, дабы не запутаться. Но организм был в шоке – просыпаешься: 3 часа ночи, а на улице светло)
Еда в поезд: спасибо ребятам, которые уже описывали свои подобные путешествия, брала много по их списку плюс/минус, пишу что именно, может кому пригодится:
- чай в пакетиках, возьмите минимум 2 пачки, а то один вкус надоест; кофе; сахар, соль, перец (если есть дома такие пакетики с кафе или с самолетов – берите, очень удобно); лапшичка, супчики сухие, кашки сухие, сладости, хлеб мягкий на первые дни и сухарики на оставшиеся; консервы мясные и рыбные (не бойтесь вонять ими на весь вагон); одноразовую посуду и побольше, газетки, чтобы на стол стелить – приятнее есть будет, салфетки и туалетная бумага, мешки для мусора небольшие (чтобы сто раз не бегать, положите все в мешочек и спокойно выкинете позже). Ну и спасибо друзьям – подкармливали
Не бойтесь покупать у бабушек домашнюю еду, хотя их не так много сейчас, но еда у них хорошая.
Также пробуйте местные вкусности, например Байкальский омуль,
Обязательно прикупите кедровые орешки в Сибири
Бузы в Улан-Удэ
Собственно сам новенький вагон.
Конечно, на вокзалах можно купить много чего, и заметили, чем ближе к Москве, тем дороже те же самые продукты в киосках на вокзалах.
Возьмите с собой тройник и/или удлинитель, сканворды и бумажные книги или журналы. Берите свое полотенчико, влажные и сухие салфетки, лекарства, сухой шампунь! Техника долго не протянет, заряжать постоянно сложно, не советую брать места у туалета – запах будет уже на третий день при том, что уборка была регулярно. Возьмите парочку powerbanks, на ночь либо отключайте телефоны, либо ставьте на авиарежим, если не ждете важных звонков, конечно. И возьмите наручные часы, поставьте их на московское время, чтобы, проснувшись, знать, сколько время и когда следующая остановка, т.к. все остановки в расписании указаны тоже по московскому времени.
Я распечатала маршрут со всеми остановками и временем (время прибытия, время стоянки, время отправления), подписала рядом местное время, чтобы понимать, стоит ли выходить или будет темно и страшно))
А вот и «волшебные» подстаканники - символ поездов РФ
Об остановках: их было 127
почти 10 000 км пути. Около 15 крупных и самых известных городов России. Выходили на всех остановках, длящихся более 13 минут. Самая длинная была в начале и в конце: Хабаровск (67 минут) и Кострома (72 минуты).
Отдельно хочу сказать о Владивостоке: я уже была в этом городе в августе 2009 года, тогда еще не было мостов и о. Русский был провинциальным местечком, куда мы плавали на барже, но город развивается, его не оставляют и это прекрасно, потому что город – замечательный. Ну и в этот раз открыла для себя пляж Стекляшка (Стеклянная бухта), спасибо местным друзьям
Итак, наше путешествие по дням и по остановкам.
День 1
Станция Губерово. Сели ночью в поезд, а утром проснулись, а перед нами – она, станция Губерово. Стоянка была 2 минуты, сфотографировали вокзал из окна.
Вяземская, стоянка 15 минут, прогулялись по платформе.
В Хабаровске было -24, гулять было сложновато, но мы перебороли себя и дошли до парка со знаками зодиака и дальше по проспекту. Город большой и важный, летом жители города ездят на море во Владивосток.
[img]https://img-fotki.yandex.ru/get/104403/752073.0/0_172e
Ин – 2 минуты, фото вокзала. Ин(ь) проезжали, Ян(ь) – не нашли.
Станция Облучье (15 минут) – сфотографировались у вокзала, прогулялись. Подмерзли.
Поели, поспали.
День 2
Талдан, стоянка 2 минуты.
Сковородино, 4 минуты, название цепляет. Амурская область.
Уруша, 2 минуты
Ерофей Павлович, 21 минута. Познакомились с ЕП, приятный такой, надежный мужичок. Как в гости к дедушке приехала. Именно так, мне кажется, выглядит этот самый Ерофей Павлович, в честь которого назвали городок.
Амазар, Забайкальский край. Минут 18 минут
По пути попадаются нужные магазины в русском стиле)
А на перроне собачки-попрошайки ждут свой кусочек
Могоча 15 мин. Прогулка, вокзал, вечер.
День 3
Доброе утро, Чита!
36 минут стоянка. Было Минус 24, воскресное утро, рядом с вокзалом красивая церковь на рассвете, зашли – попали на службу.
А следующем фото – слоган: карьера в столовой))
До следующей станции ехать долго – разгадываем сканворды, любуемся пейзажами
В Забайкалье солнышко, но местные называют регион «черной дырой», забытым краем. Но зато там почти всегда солнечно, а дальше и правда не было солнца на протяжении всего пути.
Соседка везет с собой цветочек.
Хилок 15 мин.
Подышали свежим воздухом, морозным. Сфотографировали вокзал. Когда мы выходили из вагона с фотоаппаратом и фотографировали все вокруг, пассажиры в тапочках и трениках оглядывались и пытались угадать, что мы такого нашли, чтобы фотографировать.
Петровский завод, стоянка 2 минуты, не выходили, но вокзал в коллекцию добавили.
Заиграево, то же самое
А вот и Улан-Удэ, Бурятия
Стоянка 27 минут, в последнюю минуту заскочили в вагон, запутались со временем, я так поднапряглась, не хотелось бы остаться вечером в незнакомом городе и не понятно как догонять поезд.
И тут началось озеро Байкал, но, увы, проезжали мы его в кромешной тьме и не увидели ничегошеньки.
День 4
Ночью был Иркутск, но в 3 часа ночи местного времени не стали выходить.
А утром вышли на станции Зима, Иркутской области, минус 22, настоящая зима)
Остановка была в понедельник около 8 утра, мы вышли на прогулку и первое, что мне бросилось в глаза – очень красивые женщины, идущие, вероятно, на работу, одеты они были в шикарные шубки, норковые шапочки и хорошенькие сапожки. Красота в простоте окружающей местности.
Тулун, 1 минута на стоянку для фотографии вокзала)
Нижнеудинск, прогулялись 13 минут.
Ингашская, вот уже и Красноярский край (некоторые фото сделаны на ходу на телефон)
Иланская, за 22 минуты прикупили у бабушек кедровые орешки и сладости.
В Красноярске тоже была остановка 22 минуты
День 5
Тайга, Кемеровская область, ночью остановка была, проснулись, чтобы проводить нашу соседку и сфотографировать необычное название.
И вот он, Новосибирск! Столица региона, нагоняющего страх на весь мир из-за суровых зим. Так это или нет, расскажут местные, но само слово точно наводит ужас на иностранцев, говорю, как человек с большим опытом путешествий. Прекрасный кофе оказался у вокзала в киоске, прямо душевный. За 52 минуты прогулялись по городу, посмотрели местное метро.
Озеро Карачинское. 2 минуты стояли
А за окном мело
И снова долгий переезд – пью чаек с вареньицем, хорошая вещь в дороге – ложко-вилк)
Еще один сибирский город Омск. Стоянка 19 минут, забавный вокзал, но за это время мало, что можно успеть
Ишим, стоянка 14 минут, освежились и купили еще сладостей) мы сладкоежки)
И вот у меня начало болеть тело, ломить кости, хотелось помыться нормально, начали сходить с ума, но на утро попустило.
Но такое приятное чувство было – каждый раз выходишь на улицу в холод и знаешь, что тебя ждет твой теплый уютный вагончик.
День 6
Тюмень, стояли 20 минут, вышли на пару минут, т.к. была ночь на дворе
Екатеринбург я честно проспала, в 3 часа ночи было сложно проснуться, но стоянка 35 минут была бы хорошим поводом прогуляться, чем муж и занялся.
Кунгур, спросонья за 3 минуты стоянки сделали фото.
Полицейских видели на каждой платформе. Бдят, приятно!
Пермь. На Пермский край нам выделили 20 минут
Уже 0 градусов. На втором фото - русская действительность)
Верещагино. Еще фото вокзала в коллекцию, сколько их уже?
Балезино, Удмуртия. Полчасика покружили вокруг вокзала.
В последний день решили дойти до вагона-ресторана, но как же без него? Да и повод был – отметить наше путешествие и маленькую годовщину. Уютно, чисто, новый вагон, вкусная еда, адекватные порции. Цены, понятно, чуть завышены, но пару раз можно сходить, да и приятно сидеть, зная, что никуда не нужно торопиться, не надо бежать в метро, домой, садиться за руль, просто кушаешь, пьешь и наслаждаешься!
Киров. Смеркалось. Стоянка 20 минут и поезд подали на платформу, далеко от вокзала, много переходов, не рискнули переходить.
А тут на подходе Костромская область, Шарья, 21 минута на прогулку
День 7
В Костроме остановка была ночью, целых 72 минуты, но нас встретил наш друг и провез по городу. Так что, даже если остановка 15 минут – можно обняться с любимыми друзьями из разных городов. Наконец-то фото не только вокзалов))
И приближаемся к точке назначения, по пути в окошко проезжаем красивые храмы
Вот и приехали!.. Выходя из поезда, конечно поблагодарили наших проводников, и было странное чувство покидать поезд, а как же наш уже ставший таким родным вагон?
А Москва встретила +1 градусом, в центре все еще было украшено по Новогоднему, хотя было 23 февраля и масленица, но эти праздники тоже праздновали.
Ну вот как-то так. У всех ведь разные ассоциации с поездами. Некоторые мои друзья говорят, что им всегда попадаются кричащие дети, вонючие носочки и т д. Я все детство ездила в поездах и поэтому ассоциации только положительные и соседи всегда хорошие.
И в поезде такой дзэн. Ты просто едешь и смотришь в окно, а мозг спит или медленно-медленно думает под убаюкивающий стук колес, а не истерично выбирает, какую мысль думать. Очень хорошая терапия для уставших людей, живущих высокими темпами в больших или не очень городах. Медитация, нирвана. Но я всю дорогу ждала чего-то особенного, не знаю. Может такого чувства, которое испытывают альпинисты, когда забираются на самую высокую вершину и ставят флаг. Не знаю, не испытала ничего, но сам факт поездки в поезде в течение 7 дней – это было испытанием. И таким образом интересно изучать географию в целом, и в частности своей огромной Родины.
Мой муж-иностранец, ему тоже понравилось, терпеливо перенес долгое сидение, хотя ему было еще любопытнее это путешествие)
Переехав жить в другую страну, я заскучала по России и мы с мужем вспомнили, что хотели совершить это путешествие и решились и не пожалели.