Не могу сказать, что я мечтал посетить этот город всю жизнь, но совпадение нескольких факторов, основным из которых стала хорошая компания, привело меня на Родину Ю. Гагарина, А. Твардовского и М. Глинки. Кого еще дала миру Смоленская земля, а также как интересно провести в этом регионе два с половиной дня – читайте ниже.
Как у всяких путешественников, приехавших поездом, наше знакомство с городом началось с железнодорожного вокзала. Вокзал был построен в 1951 году. Возможно, не самый большой архитектурный шедевр, но смотрится хорошо. Квартира была снята на окраине города, в районе Киселевка, находящемся на месте одноименной деревни. Расстояние не стало проблемой, т.к. в Смоленске дешевый транспорт. Маршрутка стоит 16 рублей, а уехать из центра на окраину на такси можно за 120-140 руб. Качество дорог, правда, совсем не радует. Познакомившись с квартирной хозяйкой и выпытав полезную информацию, мы отправились в центр города.
Памятник А. Твардовскому и его литературному герою, В. Теркину, был установлен к 50-летию Победы, на площади Победы. Памятник удивительно человечен.
А. Твардовский выступает в качестве скромного, внимательного слушателя, который, кажется, боится упустить детали. В. Теркин – это яркий рассказчик непридуманного.
У В.В. Жириновского со скромностью все иначе. В чем можно убедиться буквально в нескольких шагах от описанного памятника.
Крепостная стена опоясывает весь город. Мы еще поднимемся на нее, но это будет немного позже.
Памятник детям, погибшим в концлагерях, по своей стилистике отсылает к блокадной тематике.
Смоленский минимализм. Сколько всего можно уместить в одном здании:
Бывшее здание церкви, а в ней… бистро. «Оскорбление чувств верующих! Где шабаши оскорбленной православной общественности», - подумали мы. Бистро оказалось слега модифицированным пивным ларьком с неплохим пивом за смешные деньги,
а «церковь» - бывшим кинотеатром «Октябрь», построенным в 1948 году.
Экономический кризис не обошел медведя – подают мало и не охотно.
А слон стал искать альтернативные источники питания в земле!
Поприветствуем скульптора и живописца М. Микешина
и псевдо-анчар!
Какая девушка не мечтает о принце на белом коне! Вика, вот тебе и принц, и конь!
Одна проблема обнаружилась: нос у принца провис. Симптомы венерических заболеваний смотрим сами. А конь понурил голову: кажется, ему стыдно за своего хозяина!
Памятник Воинам-интернационалистам
Воин, правда, какой-то маленький, неловкий. Напоминает Ивана Чонкина.
Легкое продолжение алкогольной темы с аллюзией на Стендаля:
Синагога, оказавшаяся закрытой!
Еще один кусочек крепостной стены
Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь. По позднейшему преданию, основан в начале XIII века, епископом Смоленским Игнатием, между 1210 и 1219 годами. Первым настоятелем стал Авраамий Смоленский. Его преемником стал архимандрит Ефрем, автор жития Авраамия.
Первоначально назывался Богородицким, поскольку первая церковь в нём была освящена в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы, а после постройки в нём в 1755 году Преображенского собора — Спасо-Преображенским Авраамиевым.
При строительстве Смоленской крепости монастырь был включён в её пределы. При взятии Смоленска поляками в 1611 году он был разорён и обращен в католический доминиканский училищный монастырь («кляштор»), а в 1634 году — упразднён.
В 1654 году возрождён как православный монастырь. В 1658 году особой грамотой царь Алексей Михайлович учредил в монастыре архимандритию. С 1728 года при обители размещалась Смоленская духовная семинария, ректоры которой являлись настоятелями монастыря.
Во время Отечественной войны 1812 года обитель была превращена французами в военный лазарет.
В 1918 году монастырь был закрыт; на его территории размещён концлагерь. В конце 1920 года территория была передана в распоряжение Белорусского военного округа и стала приспосабливаться для проживания военнослужащих.
В 1972—1974 годах была проведена реставрация Преображенского собора, который с конца 1970-х годов был отдан под книгохранилище областной библиотеки; остальные помещения монастыря занимали медицинские учреждения.
В 2013 году было завершено возвращение монастыря РПЦ; были переданы настоятельские и монашеские кельи, а также две башни Смоленской крепостной стены — Авраамиева и Заалтарная, и прясла между ними.
Нам удалось подняться на одну из башен крепостной стены, откуда открываются прекрасные виды на Смоленский кафедральный собор и весь город!
В городе живут и такие персонажи:
Подходим к Успенскому собору. Городское «Ноу-хау»: местные нищие, прежде, чем попросить денег, вкратце рассказывают историю собора. Для тех, кто не рад помощи «волонтеров-экскурсоводов» или перспективе расстаться с деньгами – есть официальная информация и путеводители.
Внутри - на большого любителя. От обилия золота и позолоты рябит в глазах. Из того, что следует посмотреть - плащаница времен Ивана Грозного, созданная первоначально для соборов московского Кремля. Редкое в православном храме московского патриархата изображение Григория Армянского
Смоленская икона Божьей матери
В храмовый комплекс входят бывшие архиерейские палаты, ныне – здание Епархиального управления.
С нами Кутузов, точнее памятник ему, созданный в 1954 г. Значит – враг не пройдет!
Днепровские ворота
Православная Гимназия в здании храма Николая Чудотворца.
Нам любезно позволили зайти в нее. Не вызвало возражений и мое желание пофотографировать детские рисунки.
Часовня, относящаяся к этой церкви, кажется игрушечной, пряничной.
Свято-Троицкий женский монастырь
Вознесенский монастырь кажется моложе своих лет.
У него долгая и сложная история. Достаточно сказать, что основан монастырь был иезуитами в 1630-е годы, а женским монастырем стал только 30 лет спустя.
На театр времени у нас не было, а вот Оленя и Львят в саду Блонье мы посетили.
Олень украшал замок кайзера Вильгельма II в Восточной Пруссии. Он был доставлен в Смоленск после Великой Отечественной войны в качестве военного трофея. Когда-то была соответствующая табличка: «Подарок из восточной Пруссии детям Смоленска от гвардейцев Энского корпуса». До наших дней она не сохранилась.
Откуда появились львята – доподлинно не известно. А вот жизнь у них насыщенная. По словам смолян, два раза в год – в День ВДВ и День пограничных войск, зверушек купают в парковом фонтане.
Второе название Сада Блонье – сад им М.И. Глинки. Памятник композитору, родившемуся в селе Новоспасское Смоленской губернии, с оградой в виде нотного листа был установлен в 1885 году. Еще одно пересечение Смоленска и Петербурга. Мариинский театр был открыт оперой М. Глинки «Жизнь за царя», да и похоронен композитор на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Настоятельно советую пообедать или поужинать в бистро «Русский Двор» в том же саду. Вкусно, очень недорого, красиво. Суп, салат, горячее, 100 гр. хреновухи и бокал пива обошлись в 535 руб.
Вечерняя версия и отдыхать. Утром нас ждут великие дела!
Утром мы решили отправиться в село Талашкино, где находилось имение княгини М.К. Тенишевой и созданная ею сельскохозяйственная школа. Согласно информации на автовокзале, который находится недалеко от вокзала железнодорожного, интервал движения автобусов-15-20 минут. Странно, но нам пришлось ждать дольше. Образец местного русского языка.
Правда, билет нам не продали, сказав, купите в автобусе. Милая тетя-кондуктор денежку в автобусе собирала, но билеты не давала. Стоимость проезда – 35 руб. 50 коп. Кто и зачем придумал такую точность – не понятно. Дорога занимает около 45 мин. От автобуса придется немого пройти.
Вход на территорию парка бесплатный для всех, кроме молодоженов. Ну, не любят их там почему-то!
Зашли в знаменитый теремок
и в сельскохозяйственную школу, заплатив по 80 руб.
Школа простая, абсолютно без излишеств. Из подлинных экспонатов только шкаф.
Теремок значительно интереснее. Немного включив фантазию, нам удалось найти неизвестную копию «Черного квадрата» К. Малевича в раме в русском стиле
И резной портрета Мао Цзэдуна, выполненный до его рождения и скрывавшейся под названием «Голова Львицы»
Были и более традиционные вещи:
Усадьбу можно увидеть только на макете. Она сгорела из-за раздолбайства печника еще до революции.
На автобусной остановке нам попалось такое объявление:
Возвращаемся в Смоленск и гуляем по Лопатинскому Саду.
Создатель сада
Признаемся в любви к городу...
Сад сделан очень креативно! Как, например, не донести бумажку до такой урны!
Или до такой:
И с фонариками хочется попеть и потанцевать:
Любят молодожены вешать замочки на мосты. Можно просто написать «Нельзя», а можно рядом с мостом установить специальное дерево. И молодожены счастливы, и решетки моста не пострадают!
Интересно, когда «отбрачевавшиеся» решают развестись, вместе или по отдельности они приходят спиливать символы своей несвободы?!
Продолжаем прогулку по Лопатинскому саду. Памятник защитникам Смоленска в 1812 году,
и Софийскому полку,
Бывшие казематы
Много хорошего слышали о Музее С. Коненкова.
Памятник, ему, правда, находится не около музея, а недалеко от Вознесенского монастыря. А вот напротив Музея видим такую скульптуру.
Есть ли предположения, как она называется? Ответ можно будет прочитать в конце этого повествования!
Сергей Тимофеевич Коненков – человек-музей. Он прожил очень долгую жизнь, 97 лет.
Выпускник Петербургского училища при Академии Художеств, стажировавшийся в Италии и Германии. Бывает у Л. Толстого в Ясной Поляне. Во время революции 1905 года, командует одной из боевых бригад. Поддерживает Октябрьскую революцию. Женится на разведчице М. Воронцовой. Более 20 лет живет в США. Едет к М. Горькому на Капри, делает его скульптуру с натуры. В 1945 году возвращается в Советский Союз, живет в Москве. В 94 года приезжает в Смоленск на открытие своего Музея. С. Коненков скончался в декабре 1971 года.
Тематика работ, разнообразие техники, художественные решения поражают.
Трибун В.Маяковский (дерево),
Сын человеческий (мрамор),
Степан Разин с ярко выраженными бандитскими чертами,
человек-птица Д. Шостакович,
дирижер и преподаватель А. Гольденвейзер с детально проработанными чертами, эротичная «Девушка кукурузой», 1962 год,
Айседора Дункан без головы...
Т. Шевченко в ссылке. Почему его сослали на дерево, как пушкинского ученого кота, осталось тайной.
Роковая Наяда
Апофеоз – скульптура Ленина.
Мы пытались понять, вворачивает ли он невидимую лампочку (вот они нанотехнологии лампочки Ильича) или исполняет неведомый танец. Только по возвращению я прочитал историю этой скульптуры, и смысл стал ясен.
Из воспоминаний литературоведа М. Лобанова: «Довелось мне быть однажды вместе со школьниками у Конёнкова, в его мастерской на углу улицы Горького и Тверского бульвара. Колоритный старец показывал детям свои извлечённые им из дерева чудеса: всяких лесовиков, полевичков, зверушек, лесную нечисть, рассказывал, как в детстве любил слушать старого пасечника, изображал, как тот вытаскивал из бороды запутавшихся в ней пчёл. И в конце встречи Сергей Тимофеевич угостил нас редкостным зрелищем. В то время он работал над проектом памятника Ленину, который, по его замыслу, должен был представлять установленную на Воробьёвых горах высоченную фигуру вождя, с протянутой рукой вращающуюся в течение суток вокруг своей оси вслед за движущимся солнцем. «Степан! Заводи!» — раздался вдруг громкий голос Сергея Тимофеевича, и тотчас же откуда-то из дверей выбежал похожий на обломовского Захара нечёсаный мужик, включил что-то в памятнике, агрегат загрохотал, и Владимир Ильич медленно задвигался вокруг своей оси, к восхищению школьников»
Продолжаем прогулку по Смоленску. Здание художественной галереи,
Ф. Конь, строивший городскую стену
и неожиданный плакат, в научности которого есть некоторые сомнения.
Аллея славы. И самый известный из похороненных героев ст. сержант Михаил Егоров.
Напротив Музея Великой отечественной войны Монумент героям войны 1812 году. Символика осталась не совсем понятной. Если Орел, символ империи, своими цепкими лапами останавливает врага, то почему он не двуглавый?
На пути к костелу…
Смотрится несколько двусмысленно, памятуя о событиях в Катыни. Это не первая двусмысленность, с которой мы столкнулись в городе. На нескольких схемах памятников видели надписи: «Бюст Гагарину». Кто та добрая смолянка, решившая поделиться своим бюстом с первым космонавтом – осталось тайной! «Гагарин, я Вас любила!»
Костел, который так и не восстановят.
Памятник огнеборцам.
Время ужина. Идем в «Мандариновый Гусь», ул. Октябрьской революции, 7
http://pizzadomino.ru/Mandarinoviy_Gus/
Место такое же приятное и бюджетное, что и «Русский двор». У Гуся и у Двора разное меню, стилистика, но один владелец.
На той же улице Октябрьской революции памятник поэту Михаилу Исаковскому.
Если в Венеции, на могиле И. Бродского, я читал поэту его «Письма Римскому другу», то здесь мы совместно исполнили песню на стихи М. Исаковского «Катюша»
Двигаемся по ул. Октябрьской революции в направлении кинотеатра «Современник» и видим 24 портрета уроженцев Смоленщины. Помимо упомянутых в начале Ю. Гагарина, А. Твардовского и М. Глинки в этом списке: актеры Никулин, А . Папанов, писатели А. Азимов, А. Беляев, исследователь Н. Пржевальский, уже известные нам, меценат, княгиня М. Тенишева и скульптор С. Коненков.
Ул. Николаева с бюстом космонавта А. Николаева разделяет аллеи портретов и современной скульптуры.
В третий, и последний день нашего пребывания в Смоленске нужно было посмотреть то, что мы еще не успели увидеть. Одновременно, душа футбольного болельщика рвалась поболеть за родной петербургский «Зенит» в матче с «Томью». Со спортбарами в Смоленске очень плохо. Ни прогуливающиеся местные жители, ни всезнающие таксисты, ни общительные продавцы на рынке не смогли дать дельных советов. Различные Интернет-приложения тоже не обнадеживали. В нескольких кафе нас вежливо отказали. Всезнающий Яндекс отыскал спортивный бар «Солод и Хмель» на ул. Нормандии-Неман. «Спортбар» оказался затерянным во дворах магазином разливного пива. К счастью, присутствовало несколько столиков и телевизор. Выбора не было. Смотрим здесь.
А вот с просмотром не просмотренного все получилось значительно лучше. Еще одна небольшая аллея современной скульптуры на ул. Шкадова, 2, около завода по обработке алмазов «Кристалл».
Храм Воздвижения Честного Христа господня, 1739 год, барокко. К сожалению, закрыт.
Набережная Днепра с недавно установленным памятником князю Владимиру.
Вид с набережной на Заднепровский район.
Храм Иоанна Богослова – один из трех сохранившихся (частично) храмов домонгольской поры. Он был возведён в 1173 году по указу князя Романа Ростиславича. Согласно сохранившимся летописям, храм был богато украшен золотом и финифтью. В первозданном своём виде он просуществовал до 1611 года, когда Смоленск после длительной осады был захвачен польским войском под предводительством короля Сигизмунда III. В годы, когда город находился в составе Речи Посполитой, храм был превращён в костёл. После возвращения Смоленска в состав Русского государства, храм вновь был передан православной церкви.
В XVIII веке храм был частично перестроен. В 1812 году он пострадал от французских войск во время Отечественной войны
В годы советской власти храм действовал до 1933 года, после чего был закрыт и передан под музей и библиотеку. В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал, были уничтожены все его пристройки.
В 1970-е годы была проведена реставрация храма по проектам архитекторов Подъяпольского и Каменевой. С фасадов здания была удалена поздняя штукатурка, а в нижних частях — восстановлены полуколонны и профилировки проёмов.
В 1993 году храм был передан смоленской епархии Русской Православной Церкви в состоянии, непригодном для совершения богослужений. Реставрация храма продолжается до наших дней.
Около пригородного железнодорожного вокзала города находятся еще две церкви, знакомством с которыми, мы заканчиваем нашу поездку в Смоленск.
Церковь Петра и Павла (12 век) – еще один из храмов домонгольских времен.
С Западной стороны к нему примыкает Храм Великомученицы Варвары.
Спасибо Смоленск за интересную поездку, хорошую погоду и море впечатлений.
… А скульптура напротив музея С. Коненкова называется «Ангара и Енисей!»