Маршрут путешествия у нас получился: СПб- Калуга- Тамбов- Элиста- Дербент- Азербайджан - Грузия - Армения - Грузия - Азербайджан - Хасавюрт - Волгодонск- Липецк- Рязань- Торжок- СПб
Даты: 8-30.06.2016, в т.ч. по РФ - 8-14 и 25-30 июня
Пробег: 9,890 км - на данный момент, наш рекорд в автопутешествиях. По России наш Додж намотал 6,110 км.
По дороге туда и обратно нам удалось не только навестить друзей в разных городах нашей страны, но и изрядно пополнить копилку впечатлений российскими достопримечательностями. Музеи Валдая, Калуги и Тулы, новые пагоды Элисты и древняя крепость Дербента, а на обратном пути - очаровательный провинциальный Торжок, все это стало замечательным украшением нашего путешествия. А такими трофеями надо делиться! Уже по дороге на юг мы с вами и в колокола позвоним, на орбитальной станции побываем, оружием помашем. А потом вырвемся на оперативный простор калмыцких степей, где и начнется по-настоящему наше путешествие...
Так что вперед, туда, где космические корабли бороздят, а верблюды тихо бродят в ночи…
День 0 (ср 08.06.2016): СПб - дача возле Кириши
Каким бы увлекательным и головоломным ни был процесс планирования и подготовки к путешествию, ничто не может сравниться с тем днем, когда, так толком ни к чему и не приготовившись, мы отправляемся в дальнюю дорогу. Погоды в наших питерских краях в день выезда стояли чудесные. До +9 температура опустилась чуть позже, но дожди уже поливали нас от души. Самое то, чтобы в путь на юг отправляться.
питерские дожди
Первый ночлег в этом путешествии был у нас запланирован в ночь с четверга на пятницу в Калуге. Но я решил немного схитрить и выехать из Питера накануне, заночевав на даче у тестя. Дача в районе Кириши, километров 30 в сторону от Московского шоссе, но все же на 150 км ближе к цели. А главное - перед целым днем в пути не придется думать о питерских пробках. Не знаю, что, в итоге, было в четверг с утра, но когда в среду днем мы ехали на дачу - в пробках на КАД простояли больше часа. И потом по Московскому шоссе долго и муторно выбирались из города. В итоге, 180 км до садоводства, на которые обычно у меня уходит 2-2.5 часа, в этот раз отняли ровно четыре. =\ Заметная экономия для следующего дня!
Дело было, конечно, не только в сокращении дневного пробега. Заодно мы отвезли мою жену Аню и нашу малышку Зою отдыхать на свежем воздухе.
дорога на дачу
День 1 (чт 09.06.2016): Кириши - Новгород - Валдай - Калуга
Бодрость и наслаждение, которое я с утра испытывал от погоды, можно легко увидеть по фотографии водителя:
славная погода
Высадив на даче наших домоседов, мы смогли убрать третий ряд сидений в пол и перегрузить весь багаж в образовавшийся сзади грузовой отсек. Но вот члены экипажа нашего звездолета заняли свои места, вооружились, кто фотокамерой, кто бортовым журналом, кто альбомом для зарисовок...
Можно и в путь тронуться.
В 10:00 покидаем родные 6 соток, а в 10:35 мы уже вновь на Московском шоссе. Правда, еще ненадолго заехали в Новгород. Задний фонарь у меня барахлил: встроенные контакты сгнили, и левый поворотник то и дело переставал работать. Вот и решил прикупить запчасть заранее. После чего старый фонарь тут же заработал идеально и так и не капризничал больше, пока не погиб смертью храбрых в Калмыкии на обратном пути. Ну, зато, когда мы вернулись домой, уже не нужно было заказывать запчасть! Само приобретение задней фары отняло всего минут 20, а вот выбрались мы снова на трассу только в 12:40.
магистраль
О Московском шоссе много не расскажешь. Дорога хорошего качества, но очень утомительная бесконечными населенными пунктами. За окном мелькают купола церквей, неплохо отремонтированных, надо сказать. Правда, складывается ощущения, что краску для них закупали оптом - сразу для всех. Совершенно разные храмы, не слишком близко друг от друга расположенные, все щеголяют вот такими розовыми стенами и зелеными куполами:
купола церквей вдоль дороги
В 13:10, оставив позади 210 км за этот день, мы подъехали к Крестцам. Еще ни разу не проехали этот знаменитый населенный пункт, не отведав местные пирожки, которые тут продаются вдоль дороги. Когда-то они, и правда, были совершенно замечательными, местной домашней выпечки. Но популярность, как обычно, все испортила. Большая часть продукции теперь - это стандартные и малосъедобные "промышленные" изделия. С каждым годом – все хуже. А в этот раз - опять вкусно. Особенно, на обратном пути - там нам бабушка честно сказала, что она сама пекла, а что "с комбината". И еще, показалось, что вкуснее покупать эти пирожки поближе к окраине. Туда, видимо, вытеснили "неорганизованных" торговцев, которым не завозят всякую дрянь централизованно. Мы остановились уже совсем рядом с выездом из поселка:
Крестцы
В 14:25 мы в Валдае. Лет шесть назад мы тут неподалеку ночевали, в озере купались. А вот валдайские музеи все время мимо проскакивали. Непорядок. Нам сегодня больше 800 км проехать нужно. Ради сохранности собственной психики стоит выгулять и развлечь детей. Срочно паркуемся!
остановка на Валдае
Валдай, по местным меркам, поселение достаточно древнее. Впервые упоминается в письменных документах с 1495 года (было в нем, тогда, целых два двора). Название (на одном из финно-угорских наречий) означало "живая вода". Ну, верно, Валдайское озеро рядышком плещется, вполне живенько. В следующем столетии, деревушка разрослась до почти 100 домов, и стало царским селом (привет городу Пушкин!). Когда на озере стали строить Иверский монастырь под личным руководством патриарха Тихона, папа Петра I подарил монастырю и село, и озеро. А в качестве подарочной упаковки переименовал Валдай в Богородицино, а озеро, соответственно... нет, не угадали, в Святое.
Прошло 200 лет, и Екатерина II решила забрать подарок обратно. Озеро лишили святости, имя селу тоже вернули светское. Впрочем, императрица постаралась подсластить пилюлю: сделала Валдай городом и даже наделила собственным гербом. Правда, что бы такого на гербе изобразить, видимо, не сразу смогла придумать. Честно призналась в пояснительной записке, что ничем особенным Валдай отличиться не сумел:
герб незначительности
Судя по гербу, где-то неподалеку находится Эверест. Ничего не могу сказать - не видел. Но местность вполне холмистая, живописная. Городок и по сей день - тихий и провинциальный.
Валдай
А вот каким он был лет сто назад:
Это при том, что Екатерина прислала сюда удивительного архитектора Львова, который и путевой дворец ей здесь построил, и дорожную церковь. Вообще, Валдай тогда существовал "при дороге" и работал Крестцами - в смысле, подкармливал проезжавших путешественников. Местные девушки успешно торговали баранками, в качестве бонуса награждая покупателей поцелуем. Надо подсказать торговкам пирожками бизнес-идею! Хотя нет. Лучше не надо. В общем, когда построили железную дорогу между двумя столицами - город сразу захирел. Целоваться на вокзалах местные красавицы категорически отказывались.
Но есть ведь среди нас те, кто предпочитает романтику удобству? Для авто-карето-любителей местные умельцы успешно разработали и производили сигнализацию aka "Валдайский колокольчик". Такой вклад в культурное наследие человечества не мог остаться незамеченным. О колокольном звоне даже в гимне Валдая поется (да-да, существует такой). Автобусная остановка, на которой мои дети сидели, если заметили - опять же колоколами декорирована. Да и историческая фотография старого Валдая тоже - из музея колоколов.
Этот музейный комплекс состоит из двух частей: собственно, "музей колоколов" расположен в старинном здании (та самая путевая церковь св. Екатерины, которую архитектор Львов построил для одноименной императрицы). А рядышком недавно открыли "колокольный центр" - более современный, интерактивный, где теперь и располагается почти вся немалая коллекция. Именно в колокольный центр мы первым делом и направились. Просто смотреть по сторонам на разные колокола мне показалось скучным. Так что мы не пожалели 580 руб. на билеты на четверых + экскурсию. Действительно, с экскурсоводом было куда интереснее. Он рассказал и показал нам всю историю колоколов с древнейших времен, объяснил, как они менялись со временем, чем отличались друг от друга, почему нередко давали трещину.
музей колоколов
Любопытно было узнать, что православно-византийской традиции колокол казался явлением чуждым, языческим. Что, кстати, было не лишено оснований - во многих культурах колокола для отпугивания или призывания духов использовали. Не наш метод. А народ-то созывать как-то нужно? Вот и пользовались на Руси билом, вместо колокола. Било - это не которым бьют, а по которому бьют. Примерно, такое:
било
Концерты таким инструментом не проведешь, ну так не для того и придумано было. Звон била сравнивали со звуком вбиваемых гвоздей, что должно было напоминать верующим о страданиях Христа. Или вот, на следующей фотографии, под колоколом длинная металлическая дуга, видите?
Это тоже било. Видом оно напоминает коромысло, но и здесь усматривали особую духовную подоплеку: мол, не коромысло это, а ребро Адама. А колотить ребра Адама как раз в Домострое рекомендуется, опять же традиция почтенная.
Борьба с чуждыми веяниями продолжалась не одно столетие. Справились с язычниками - начали сражаться с "латинянами", которые колоколами пользовались издавна (в итальянской провинции Кампанья их стали отливать еще в IV веке). Однако, со временем колокол все же потеснил (хотя и не вытеснил до конца) своего благочестивого, но не благозвучного конкурента. Что, в конце концов, и дало рождение тому самому валдайскому колокольчику.
снаряжение извозчиков
Тут не только валдайский колокольчик выставлен, но и другие полезные вещи, например... наспинные часы! Почему наспинные? Ваши предположения в студию!
Вообще, в музее много всего интересного. Макет Петропавловской церкви, например, который показывает, где у нее какие колокола. Фильм демонстрируют о маниакальном упорстве, с которым большевики пытались уничтожить и заставить замолчать все церковные колокола. Но что я буду про это рассказывать? Будете на Валдае - обязательно сходите в музей. Нам очень понравилось.
Только имейте в виду: экскурсия длинная, подробная (по крайней мере, с нашим экскурсоводом). Гуляли мы по центру часа полтора. А ведь нам было мало посмотреть на колокола. Нам в них самим позвонить хотелось! Для этого нужно пройти в старое здание музея, расположенное в Путевой церкви Екатерины II.
старый корпус музея колоколов
видео-зарисовка музея
Вот там можно не просто полюбоваться развешанными по стенам колоколами, колокольчиками и колоколищами, но и создать собственный шедевр звона. Не знаю, как там выживают работники музея - может быть, их нанимают из числа изначально глухих людей? Но наши дети от своих выступлений получили море удовольствия.
шедевр колокольного звона
Остановка в Валдае отняла у нас, в целом, 2 часа. В 16:30 мы вновь на Московском шоссе. Через 45 минут навигатор показывает, что мы уже совсем близко от печально знаменитого Вышнего Волочка. Город хороший, интересный, с историей. Но знаменит он среди автопутешественников чудовищной и почти неизбежной пробкой. Ни разу я еще не проехал этот крошечный участок М10 меньше, чем за полтора часа. Но кое-что на наших трассах все же меняется к лучшему! В частности, здесь построили кусок будущей новой магистрали Москва-СПб М11, который по совместительству работает объездной вокруг Волочка. Да, дорога платная. Да, 200 руб. за 50 км - немалые деньги. Но за удовольствие проехать эти 50 км за 35 минут (вместо пары часов на 10 км пути) я готов платить с радостью. К тому же, бесплатная дорога никуда не делась. Может быть, она даже стала чуть-чуть свободнее.
К сожалению, везде хорошо на наших дорогах не бывает. На этот раз ад для водителей решили создать на объездной Твери. Дорога в июне была разгромлена ремонтниками полностью, машины медленно ползли по уцелевшей полосе в облаке строительной пыли. За полчаса мы, с огромным трудом, смогли здесь проехать примерно 8 км. Обычный навигатор предлагал быть настойчивыми и пробиваться к МКАД или хотя бы к 108-й окружной дороге. Но Яндекс погуглил дорожную обстановку и предложил прекратить наши мучения досрочно. В 19:10 мы повернули с М10 на Волоколамск.
Дорога не слишком хорошего качества, но зато - почти пустая. Если внимательно смотреть по сторонам, то и здесь можно найти что-нибудь примечательное или забавное.
Когда мы впервые увидели такие купола на церквях в 2009 году, то решили, что это возможно такая форма реставрации. Пока готовятся восстанавливать настоящий купол - делают временный, виртуальный. Но похоже, что как обычно нет ничего более постоянного, чем временное решение проблемы. Проще объявить эти прозрачные купола - особой формой православного зодчества, придумать подходящее духовное значение (например, чтобы взгляд странника устремлялся сквозь купол к небу, а не к земным постройкам) и успокоиться на этом. =\
А вот в этих столбах наши дети углядели закадычных друзей, в обнимку шагающих по просеке:
Что-то в этом есть...
В 20:25 проезжаем Шаховскую. Дорога существенно лучше и все такая же пустая.
дорога на Калугу
В 21:20 мы в Можайске. Газ закончился уже в 3-й раз за этот день. Нужно пояснить, что бензобак у Доджа внушительный, порядка 70 литров - на целый день в пути хватает. А вот бак для газа рассчитан только на 40-45 литров пропана. При этом расход голубого топлива в автомобиле существенно выше, чем бензина. Это все равно выгоднее по деньгам, но вот заправляться приходится куда чаще. В этом путешествии мы зачастую под конец дня уже слишком торопились к месту ночлега, чтобы тратить время на еще одну заправку. Если бы не это, расходы на топливо были бы поменьше.
Впрочем, увидев туман, затянувший окрестные поля, мы все же сделали короткую остановку, чтобы попытаться сфотографировать окрестности.
Туман над полями
Постепенно темнеет. Время уже к 22:00. Продолжаем движение по неосвещенной трассе и вдруг... дорога исчезает. Машину подбрасывает на ухабах и чуть не заносит в сторону. Заснул? Свернул с дороги в поле? Вот не зря же я терпеть не могу ездить в темное время суток!!! Выскочил я из машины, чтобы понять, что же произошло? А ничего особенного не произошло. Просто небольшой перерыв в асфальтовом покрытии. Ну в самом деле, не всю же дорогу асфальтом выстилать! А где тогда любители внедорожных приключений резвиться будут?!
"трасса"
Я был сильно впечатлен. Все же до этого дорога была, может и не уровня федеральной трассы, но вполне приличная, соответствующая своему "междугороднему" статусу. Но это я все по неопытности. К концу нашего путешествия мы уже совсем и не удивлялись таким сюрпризам. Слушали мы на обратном пути детскую аудиозапись советской еще книги "Пять похищенных монахов" Ю.Коваля. И эта книга нам все объяснила. Там был отрывок о милицейской погоне за бандитом по кличке "Кожаный". Причем милиционеры мчались на мотоцикле, а преступник удирал на похищенной телеге с лошадью. И однако, как стражи порядка ни старались - не получалось у них настичь негодяя:
- - Да что такое? - горячился Крендель, переживая. – Что он, заколдованный, что ли?
Но Кожаный не был заколдован. Заколдована была дорога. Много лет подряд колдовали над нею бульдозеры и коровьи стада. Они-то наколдовали столько колдобин, что превратили дорогу во что-то, не похожее ни на что. Только сбоку, в профиль, имела она сходство с гребнем гребенчатого тритона. Но если гребенчатый тритон сам живет в воде, то здесь вода находилась в колдобинах, куда ранней весной и приползали нереститься гребенчатые тритоны из кармановского пруда. В иных колдобинах водились и караси.
Мотоцикл, вгрызаясь в дорогу, порой скрывался из глаз, а вместо него бил фонтан, будто на этом месте открылась нефтяная скважина. Лошадь была умней мотоцикла, даже и милицейского. Она знала колдобины наизусть, чувствовала, куда надо шагнуть. Впрочем, телега иногда подскакивала на всех четырех колесах, а то и плавала, подобно барже.
А мы тут еще на что-то жалуемся!!! Лошадью надо ходить (в смысле, ездить), лошадью! =)
Слава Богу, машина наша не пострадала, и заколдованный участок дороги был не слишком большим. А то нас уже заждались гостеприимные хозяева, у которых мы будем сегодня ночевать. В 23:15 мы въезжаем в Калугу, а еще через 15 минут паркуемся рядом с домом в новостройках, где нас согласились приютить. Вон и хозяйка уже встречает:
Хозяйка дома
Пробег за день 835 км, от выезда из садоводства до финиша 13.5 часов, средняя скорость движения 80 км/ч