7,8,9 декабря – три вертолетных рейса обратно, вывоз бойцов, личных вещей, оборудования,
7 декабря вывозили натяжную машинку внутри вертолета. Были сложности при разгрузке машинки весом 700кг. Я не буду описывать это полу происшествие, так как пилот и помощник пилота могут получить по шапке. Расскажу только в личном сообщении по запросу.
8 декабря при рейсе Строгановка – Пашшор забросили комиссию в составе двух человек для проверки работоспособности, качественных характеристик затухания и проверки на отказ сорокакилометровой оптоволоконной линии .
Экспертов нужно было забрать с Харьяги в 8 часов. Выезд из Усинска в 5 ч утра.
Вылет в 10ч с вертолетной площадки Строгановка на Пашшор. 90 километровый полет в 150м над тундрой.
9 декабря утром комиссии удалось улететь прямо в Харьягинский, оставшиеся бойцы с чувством исполненного долга, с остатками личных вещей и оборудования вылетели ближе к обеду.
Из нашей команды остались три человека: два водителя и я.
План возвращения состоял в том, чтобы заехать на место аварии, или разведать дорогу на место падения отцепки, и при удачном стечении обстоятельств вывезти остатки разбившегося оборудования для определение причин аварии подвески. Реально же мы только разведали маршрут.
9дек с Пашшорского нефтяного месторождения в 14-40 выехали 2 болотохода в обратный путь в Усинск, сначала по накатанной дороге вдоль ЛЭП. Дорога была накатана нашими же болотоходами при стройке ВОЛС.
В 13 часов уже начинает темнеть, выезд был уже в темноте
До поворота на Ламбейшор 20 км, на карте его хорошо видно, но все равно поворот 5 минут пришлось поискать.
18-45 на Бобре заклинило колесо. При снятии оказался вырван зуб на ведущей шестерне, который и заклинил колесо, от этого сломалась полуось.
Полуось была с собой. Шестерня так и осталась без зуба, требует замены, от большой нагрузки может сломаться-сточиться еще один зуб, заклинить в любой момент.
Что мы будем делать? Снимем шестерню с переднего колеса, останемся без полного привода, но доедем на заднем приводе.
Через час полуось заменена. 11 полуось, да это уже одинадцатная замененная полуось. Полуоси варенные-переваренные.
10дек выезд 8-40 2 км до реки Юрьяха перед поворотом на запад к Лае и Ламбейшору.
Места вдоль Юрьяхи очень живописны. Поймал себя на мысли, что фото и видео не передают всей красоты природы тундры. На фотографии, как её не делай, останется лишь двумерной проекцией настоящей, твердой, сильной, внутренней красоты природы. Природа просто восхитительна, прекрасна до боли в груди. Я еду не возвратить болотоходы, мне нравится путешествовать. Я люблю путешествовать. Путешествие по тундре - незабываемо.
Восход в 10-30, закат начинается в 11:30. Все время ночь. От этого внутренняя мощь тундры только подчеркивается.
10:51 наверное восход
11:38 наверное закат
Река Юрьяха. Она похожа на змею с её величественными изгибами. Она не течет прямо, она просто красива в своих поворотах течения.
Переезд двух ручьев занял 3 часов. На первом ручье отцепили прицеп и затаскивали его веревками 2мя машинами одна за другой.
14ч 25км от Ламбейшора, МТС работает, появился нестабильный сигнал, принял и отправил пару коротких сообщений.
Впереди ещё 2 ручья перед р. Лая.
При подъезде к первому ручью было уже темно, виден глубокий овраг и кажется нужно ночевать,
но сейчас середина дня и мы решаемся штурмовать и успешно штурмуем этот ручей в темноте.
Этот ручей прошли на верёвка-тросе-лебедке. Было довольно сложно, но относительно спокойно.
11дек Второй ручей на карте обозначен как речка Лолашор.
Вроде мелкая и лёд стоит,но крутой спуск, крутой подъем. Оказалась пока самой сложной речкой.
Лебедка УАЗика сломана ещё при стройке. У нас одна рабочая лебедка на Бобре.
План такой - спустить на этой лебедке УАЗик, потом прицеп,
Как то вытащить УАЗик, потом Бобр задним ходом спускается на своей лебедке, затем вытягиваем Бобра и прицеп.
Начали штурм. Откопали берега.
При спуске УАЗик проломил лед передним колесом и ушел довольно глубоко, самостоятельно он не мог идти вперёд, пришлось вытягивать обратно. Первая попытка закончилась фиаско.
Ребята поехали искать другой маршрут, я же стал рубить ветки для перехода. Если найдут переход, то закинем ветки в прицеп, довезем. Если не найдут, то все равно топор один, ветки рубить нужно, время сэкономим.
Далее приехали ребята, лучшего пути пересечения Лолашор не нашли, стали спускать УАЗик в 10 метров от места первого спуска. Удачно. УАЗик попытался выбраться на предполагаемом подъеме. Не получилось. Затем он пытается подняться и поднимается в 15 метрах рядом. Ура.
При спуске прицепа на лебедке, прицеп отцепился на половине спуска и самостоятельно съехал. Нам повезло, что ничего не случилось при этом.
Далее спускали Бобра на лебедке. Забитый в землю лом по мере спуска 2 раза забивали так глубоко как могли, но тем не менее Бобер лом выдернул своим весом. Хорошо ещё, что это произошло в полутора метрах от дна речки Лолашор. Два происшествия прошли без повреждений. Ещё раз ура.
Лолашор забрал целый день, зато после Лолашора уже проходили дорожные работы по строительству зимника, очень быстро доехали до Лаи и саму Лаю пролетели до Ламбейшора.
Итак мы находимся на отсыпке, на обычной дороге, по которой может проехать обычная машина или грузовик.
Мы можем спокойно отправиться на базу в Усинск
Но по плану возвращения нужно заехать на место аварии, или разведать дорогу на место падения отцепки, а может и вывезти остатки разбившегося оборудования.
Какие ресурсы остались: 2 мешка картошки, мешок моркови, мешок лука, мешок капусты , мяса 5кг, газа для плитки 2 баллона, с дизелем порядок. Чеснок есть. Других витаминов нет. Купил 3 яблока в столовой ДРП, Наличных денег осталось 13рублей.
.
12дек ночевали 5 км восточнее Ламбейшора, "поиск клада"
Выезд в 9-10
Впереди речки Пыжшор, Хасайю, Важ-Хасайю.
Осман делает дагестанский хинкали. Моментально взбивает чесночный соус, взбивает тесто. Мясо, картошка варится. Получается очень вкусно
13 декабря 2017 года 9-40 связи нет, 8,5 км до места аварии, Пыжшор удается объехать доехав до истока.
Старый зимник привел к речке Хасайю уже после впадения в неё притока Важ- Хасайю.
Видны следы снегохода, олень также приходил напиться, но проехать невозможно. Во первых глубоко, я провалился в оленьей полынье и черпанул сапогом. Во вторых около берегов очень тонкий лед, а местами текущая вода, покрытая снегом. Фак. А ведь мы в 5км от места аварии.
Но оба болотохода имеют поломки ходовой, одна лебедка сломана. Если пойдем вперед - угробим технику.
Возвращаемся. И это решение было очень правильным. У нас было 2 поломки на ровной дороге.
По старых следам едем быстро.
После выезда на отсыпку, уже на дороге раздается хруст в УАЗике. Разбираем левую переднюю стороную Развалились 2 подшипника левой передней полуоси.
-20 градусов мороза. Осман поминутно забирается греться. Чинить машину холодно, руки мерзнут. Подшипник остался только один. Принимаем решение оставить УАЗик только на заднем приводе. Вытаскиваем полуось.
Спим в кармане дороги.
13 декабря утром на ровной дороге ломается Бобер. Что там? Неизвестно. После разборки колеса тоже оказывается подшипник левой передней ступицы
В Усинск добираемся к 18 часам.