После шикарной погоды накануне в этот день Питер был окутан туманом.
Я решил изменить маршрут моего путешествия. Питер меня так увлек, что я решил отменить заезд в Москву на обратном пути. Я купил билет на самолет до Тюмени на воскресный вечер и сдал билеты на поезда. Так продолжительность моего пребывания в Питере увеличилось до 8 дней (с первоначальных 6). При этом мои затраты на транспорт выросли всего на 500 рублей. Проблема возникла с гостиницей. Ночь с субботы на воскресенье в Питере «пиковая», в «Ринальди» свободных номеров моего типа не осталось, а переплачивать за люкс я не хотел. Поэтому я забронировал номер в гостинице «Friends by Gostiny Dvor”, которая расположена всего в 500 метрах от «Ринальди».
Этот день я решил посвятить Кронштадту. В 80-х годах остров Котлин был закрытой территорией, я только плавал на туристическом кораблике вдоль его берегов. Но сейчас это часть Санкт-Петербурга и закрыты для посещения только военные объекты.
Вышел я из гостиницы очень рано, набережная . выглядела просто мистически в предрассветных сумерках и легком тумане.
Сначала я решил осмотреть место будущей дислокации на улице Ломоносова, но ошибся направлением и в тумане долго бродил по рынку «Апраксин двор» (или просто «Апрашка»). Даже не думал, что в центре культурной столицы России есть такое позорище. Рынок, который больше похож на небольшой городок, еще только пробуждался к работе, но мне впечатлений хватило.
Я немного отдышался только у «Гостиного двора», решил для себя, что внутрь «Апрашки» ни ногой. Контраст с рафинированным «Гостиным двором» просто шокирующий.
В Кронштадт я решил ехать на маршрутке №405 от метро «Черная речка», т.к. в интернете альтернативный автобус №101 от метро «Старая деревня» был охарактеризован как очень напряженный в плане пассажиропотока, но в моем случае он был бы еще и бесплатным, но это я узнал позже.
У метро «Черная речка» я не сразу сориентировался, сначала сходил на завтрак в расположенный рядом «Макдональдс», съел мой любимый «Большой завтрак». Ввернее в России я его только и ем в Маках, это у меня часть ритуала прощания с Родиной в Москве. Маки у нас России постепенно становятся обыкновенным фастфудом, но уровень конечно выше, чем у «Столовой №1» (я решил в этот день сделать паузу в посещении этих столовых, накануне они мне просто надоели). После завтрака мозги прояснились и я быстро обнаружил нужный микроавтобус, типа совсем «marshrutka”. Но в принципе все было нормально и я благополучно доехал до центра Кронштадта. Туман был сильный, но когда мы ехали по дамбе близлежащие форты были все-таки видны.
Итак, я первый раз ехал по Комплексу Защитный Сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Я еще помню ту шумиху, которая сопутствовала началу стройки века, экологические бои 80-90-х годов. И вот мы строили, строили и наконец построили, через 30 лет. Все величие сооружения я увидел в завершении дня. Маршрутку я покинул на перекрестке ул. Советской и пл. Рошаля примерно в 10 часов утра (и провел в городе и на острове около 9 часов).
Цели для посещения Кронштадта я выбрал две — Морской Собор и форты. Форты осмотреть как получится, по морю или по суше. Кронштадт на меня произвел двоякое впечатление: с одной стороны величие Морского собора и фортов, Комплекса Защитных Сооружений, неброская красота балтийской природы, а с другой - запущенность города и особенно его окрестностей. Проблемы города бросились в глаза сразу при виде Обводного канала.
И еще поражает количество установленных в городе памятников, они кажется находятся на каждом шагу. Например пушка, которой командовал старшина Томбасов — герой, который ценой своей жизни спас линкор «Октябрьская революция» от взрыва в 1943 году.
Рядом установлены якоря того же корабля (до 1925 года - «Гангут»), ну не повезло «Октябрьской Революции» стрелять по Зимнему, поэтому остались от легендарного корабля одно орудие и два якоря.
Далее я немного погулял по Якорной площади и полюбовался Морским собором святителя Николая Чудотворца. Огромный собор в дымке тумана еще больше впечатляет.
Он выстроен в неовизантийском стиле и напоминает Святую Софию Константинопольскую, только в меньших масштабах.
Особенно это заметно внутри. Простор и впечатление почти соответствуют главной Софии Православного мира.
Я сначала оценил масштаб собора, потом обошел его кругом и сфотографировал все памятные доски. Честно сказать, впечатляет, более 1000 имен моряков разных вероисповеданий, погибших с 1695 по 1910 годы.
Поражает шикарное внутреннее убранство собора. Любуясь собором, я думал как бы выглядела София Константинопольская, если бы оставалась православным храмом.
Собор оставил у меня неизгладимое впечатление, гораздо более возвышенное, чем, например, Исаакий. Я купил и поставил поминальные свечки, а также икону самого главного русского морского святого адмирала Федора Ушакова.
Выйдя из собора, я задумался, что делать дальше. И решил пойти к пристани, вдруг еще удастся совершить морскую прогулку по фортам. Надежда была призрачная, но все же. И я пошел в южном направлении к Петровским парку и пристани.