Курилы и Сахалин 2009

Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы

Сейчас этот форум просматривают: Janvarina_10 и гости: 13

Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #1

Сообщение Мышьяк » 06 дек 2009, 17:24

Мой первый отчёт на данном форуме, строго не судите.

Идея съездить на Курилы терзала меня уже много лет – проведя там детство и уехав «на материк» в 1993 году, никак не мог забыть вулканы, сопки, горные речки и прочие дальневосточные красивости, которые, кстати, регулярно снились.
И вот в прошлом году на сайте небезызвестной социальной сети нашёл группу таких же ностальгирующих по краю своего детства единомышленников, объединённых стойким желанием всё-таки вырваться из шумных пыльных городов в суровые края на самом краю карты бывшего СССР. И нам, после полугодовой подготовки и ожидания это удалось!
Группа наша в составе 18 взрослых и 3 детей (которые, кстати, достойно перенесли все тяготы и лишения «дикого» туризма) состояла из представителей Минска, Москвы, Киева, Оренбурга, Самары, Владивостока, Находки и Южно-Сахалинска.
Сделав для облегчения общения небольшой отдельный сайтик для себя и всех остальных, желающих поностальгировать о жизни на Курилах, виртуально долго спорили и обсуждали наши будущие движения по острову, количество требуемого провианта и прочих вещей. Такие дискуссии не только дали нам возможность получше узнать будущих попутчиков, но и ускорили время ожидания старта поездки, – а чтобы она началась поскорее каждому из нас ой как хотелось.
Кратко наш маршрут должен был выглядеть так: участники с европейской части собираются в Москве, откуда стартуют вместе прямым рейсом до Южно-Сахалинска, где встречаются с остальной группой. С Сахалина на пароходе плывём на остров Итуруп, там планируем пробыть около двух недель, передвигаясь по его центральной части и, если позволит наличие погоды и транспорта, прорываемся далее в малодоступную южную часть Итурупа.
Сухие факты и природе, флоре и фауне Итурупа каждый без труда найдёт в Интернете, данных более чем достаточно, поэтому повторяться не буду. Термальные источники, действующие и потухшие вулканы, два побережья – Тихого океана и Охотского моря, следы айнской цивилизации и призраки советской власти на Курилах – всё это мы планировали увидеть за время нашего путешествия.
Непосредственно сами сборы заняли немного времени. 50-литровый рюкзак, пенка, спальник и палатка – это уже имелось в наличии. Дополнительно было приобретено: армейские берцы (по совету бывалых друзей куплены на рынке в Ждановичах. Нужны именно белорусского пошива (Гродненские) – сделаны качественно и стоят копейки), костюм-непромокашка (в магазине «Спецодежда», изготовитель – Стецкевич и Ко). Именно берцы и непромокаемый костюм стали по итогам поездки главными деталями гардероба, без них было бы сложно – Курильское лето больше похоже на нашу осень – с дождём, ветром и весьма прохладной температурой. Впрочем, я забегаю немного вперёд.
С самого начала беспокоился за лишние килограммы в багаже, за которые очень не хотелось бы платить в аэропорту. Заранее решили с попутчиками, что каждый из дому берёт с собой минимально возможное количество всех необходимых вещей, а продовольствие и прочее общего пользования будет сообща покупаться уже на Сахалине. Тем не менее, вещами, одеждой и презентами для друзей рюкзак заполнился очень быстро и по ощущениям достиг критически допустимой массы – 20 кг, но оставлять что-то дома не представлялось возможным. В аэропорту взвесился на старинных багажных весах – 19 кг. Электронные, уже на регистрации, показали столько же Удочку, запакованную в чехол всё-таки попросили сдать в багаж, но я зря волновался за её сохранность – до самого Сахалина орудие лова долетело в целости и сохранности.

Из Минска я летел до Москвы на родной Белавиа, традиционно не порадовавшей завышенными тарифами (240 долларов в оба конца). Тем не менее, утренний «сержик» был полон, стюардесса разнесла улыбки и стаканчики с водой/соком. Какой-либо другой корм на коротких рейсах компании уже больше года отсутствует (и не говорите мне, что это только «Руссо туристо» садится в самолёт, чтобы пожрать – на фоне отсутствия дешёвых тарифов хотелось бы всё-таки ощущать некий сервис).
Спустя 55 минут бодрой походкой сбежал с борта в автобус, оттуда – за получением рюкзака и удочки и сдачей их в камеру хранения (не было смысла таскать с собой 20 кг туристического груза по Москве в течение без малого 10 часов). На традиционном месте – под Ил-18 – встретился со своим давним московским приятелем, который традиционно помог с полезным убиванием времени в Москве, было здорово.
Вечером, вернувшись в Ш-1 и благополучно забрав скарб из камеры хранения, я наконец-то воочию увидел часть своих будущих друзей, с кем на протяжении 3 последующих недель пришлось делить еду, водку, то есть, все тяготы и лишения островной жизни. Как всегда, безумно интересно, зная человека через интернет и имея на основе виртуального общения некое представление о нём, сравнить свои ожидания с реальностью – к счастью, все собравшиеся в дальний поход, несмотря на разное место жительства, возраст, положение и т.д. оказались надёжными, весёлыми ребятами (привет Вам, попутчики!).
С минимальными финансовыми потерями (30 кг перегруза на 11 человек) прошли регистрацию на рейс до Южно-Сахалинска. Впрочем, такова специфика дальневосточных рейсов – в оба направления народ везёт объёмные баулы, а у окошка по взиманию мзды за перегруз даже образовалась небольшая очередь из соседей по самолёту. А вот нервных потрясений хватило непосредственной участнице нашей группы – только получив на руки багажные бирки, она обратила внимание на отсутствие на них своей фамилии и присутствие фамилии совершенно незнакомого человека. На вопрос о подобной лингвистической коллизии девушка на стойке регистрации, понажимав пару клавиш, ответила растерянно: «А Вас вообще нет в списке пассажиров». Хорошо, что у попутчицы на руках оказалась пресловутая распечатка электронного билета – через пять минут были получены бирки уже в нужной фамилией. Забегая вперёд скажу, что, следуя совету барышни со стойки «Аэрофлота», по прилёту в Южный мы сразу уточнили наличие нужной фамилии в списках пассажиров на обратный рейс в Москву три недели спустя – как и следовало ожидать, её там не было. Более того, в местном Представительстве на распечатку обратного билета внимания обращать не стали, предложив купить новый билет обратно, а потом по возвращении уже в местном агентстве, продавшем «странные» билеты (а было это в Киеве), качать права и деньги обратно.
Но вернёмся к дню отлёта. Вылет по расписанию – 21.55, но в это время мы только подъехали на автобусе к нашему красавцу Ил-96 96007. Загрузились достаточно быстро, прослушали стандартный инструктаж и прочую традиционную информацию. Аэрофлотом последний раз я летал ещё в «лихие 90-е», и, наверное, потому был приятно порадован качеством работы кабинного экипажа на данном внутреннем рейсе. Всё чётко, с улыбками даже в конце долгого перелёта, неплохая кухня, в общем, самые приятные впечатления – наверное, так и должно быть у «первого национального». Не могу не сказать и «правильных» ценах на билеты – конкретно на этот перелёт билеты я бронировал ещё весной, в итоге по тарифу «промо-эконом» получились практически копейки для такого перелёта – 480 долларов в обе стороны. Билеты выкупались в Минске, в местном представительстве компании. На Ил-96 я летел впервые, и на данный момент это для меня лучший образец российских (советских) самолётов с точки зрения пассажира. Несмотря на мой немаленьких рост, шаг кресел позволял чувствовать себя нормально – ноги не затекали. Единственное неудобство – это отсутствие как такового места для ручной клади для средних рядов – на дальневосточных рейсах мелкого ручного багажа у всех много, и свободное пространство в полках быстро закончилось – пассажиры на среднем ряду в итоге впихивали свою поклажу под кресла. Зато как он летит!!! Легко, как-то даже солидно, как, наверное, и положено летающим паре сотен тонн
1.jpg

Откушав два раза, поспав и полюбовавшись дальневосточной тайгой под крылом красавца-Ил-96, я наконец-то увидел и главный остров единственной островной области России – Сахалин. Пролетали, кстати, и над аэродромом Сокол, куда в детстве частенько прилетали с Итурупа на военных бортах.
В общем, спустя 8 с лишним часов мягко коснулись бетонки сахалинского аэропорта Хомутово, немного потряслись на её неровностях (даже как-то непривычно было после стольких часов абсолютно плавного полёта), начали выгружаться. Наша команда расположилась практически в хвосте, а потому в числе первых сошла на сахалинскую землю – кто-то 15, кто-то 25 лет спустя. Ностальгия захлестнула – и мы прямо на лётном поле развернули флаг – с контурами островов и весёлым Роджером – думаю, такие пассажиры встречаются нечасто.
«А ведь ничего не поменялось», - подумал я, выходя с поля сразу «в город», за забор аэродрома. Как и много лет назад, после тёплой встречи ещё с несколькими участниками нашей поездки, мы ещё с полчаса провели под забором до того момента, когда все наши попутчики по самолёту ломанулись в маленькую дверь помещения для выдачи багажа, где ещё минут 20 мы ловили наши рюкзаки, а потом пробивались с ними через плотные ряды пассажиров, ещё не дождавшихся на ленте своих чемоданов.
Три следующих дня на Сахалине прошли бурно – мы бурно отдыхали (да простят нас жители общаги рядом с нашей гостиничкой, во дворе которой мы две ночи подряд «плодотворно общались на свежем воздухе»), бурно ездили на турбазу «Горный воздух» недалеко от города на двух перегруженных джипах, бурно закупали необходимый в дальнейшем инвентарь в рыбацких и хозяйственных магазинах замечательного Южно-Сахалинска.
2.jpg

3.jpg

В итоге всех покупок вещей получилось непросто много а очень много, и оправдывало нас только одно – нам нужен был минимально возможный в данном случае комфорт, так как ехали мы вместе с барышнями и детьми. Кроме того, предполагалось, что поход будет, так сказать, «не очень пешим», а значит, можно позволить себе некоторые элементы комфорта. На себе далеко тянуть всё равно не придётся, - думали мы и покупали здоровенный чугунный котёл, столики, стульчики, наборы одноразовой посуды, бензин для электрогенератора и т.д. и т.п. В итоге, конечно, после уже второй-третьей перегрузки всего взятого с собой из одной машины в другую, каждый из нас пожалел о щедрости в покупках – конечно, в настоящий дикий поход можно было бы смело взять ровно половину взятого нами, но, как говорится, на ошибках учатся.
А утром третьего дня нас, измученных нарзаном после предыдущей бурной ночи, забрал зафрахтованный заранее (опять же, спасибо за заботу нашим сахалинским друзьям) автобус, на котором мы двинули в славный город Корсаков – морские ворота Сахалина и просто главная отправная точка всех, кто пытается пробраться на Курилы не воздушным путём.
4.jpg

Маленькая справка: Вообще-то, на Курилы и остров Итуруп, в частности, гораздо более быстро можно добраться самолётом «Сахалинских авиатрасс», но только никто не застрахует от перспективы застрять в аэропорту Южно-Сахалинска на пару дней (а то и дольше) из-за хронически плохой погоды в Буревестнике – единственном на данный момент аэродроме на Итурупе. Есть ещё возможность прилететь на остров военным бортом, но, если планировать поездку заранее, на эти варианты рассчитывать не стоит. С Сахалина на Курилы (а точнее, на три южных острова – Итуруп, Кунашир и Итуруп) дважды в неделю ходит теплоход, билеты на который в силу отсутствия альтернатив, ближе к дате отправления становятся ценнейшим дефицитом.
Таким образом, наш путь на Итуруп от Сахалина был морским – заблаговременно выкупив билеты до острова, мы смогли себе позволить не торопясь ехать в Корсаков, в то время как многие из наших будущих попутчиков по теплоходу штурмовали кассу порта.
5.jpg

Ещё около часа прождав посадки на корабль и пройдя досмотр (который заключался в проносе наших многочисленный вещей через выключенную рамку металлоискателя), мы оказались на причале возле теплохода «Игорь Фархутдинов», на котором нам предстояло в течение суток плыть через холодные воды Охотского моря к острову нашего детства Итурупу.
Расселившись по каютам, точнее, разместив в каютах наши рюкзаки, собрались в одной каюте – разумеется в той, где находился стратегический запас провианта, в том числе и жидкого. Время до ужина скоротали весело, с песнями, гитарой и разговорами в который раз о том, каким конкретно будет наш маршрут по Итурупу.
Пока не стемнело, успели понаблюдать за видами за бортом – мы выходили их сахалинского залива Анива в пролив Лаперуза, позади оставался маяк на полуострове Крильон, и как только Сахалин стал исчезать из поля зрения, корабль вошёл в плотную пелену тумана. Погода с солнечной буквально за считанные минуты переменилась полностью – мы шли по суровому в Охотскому морю
Теплоход оставил о себе только позитивное впечатление. Потрёпанный снаружи, он оказался очень даже комфортабельным внутри: 4-хместные просторные каюты, круглосуточно горячая вода в душе, чистый санузел, т.е. гальюн, - с точки зрения элементарных удобств всё было на уровне. Кроме того, за смешные деньги (100-150 руб.) в местной столовке, именуемой корабельным рестораном, можно было вполне плотно перекусить, ну а тем, кому не спится (а таких было большинство из нас), после просмотра с палубы морских красот прямая дорога была в бар (уверен, его сотрудницы до сих пор помнят в меру буйную компанию в одинаковых майках, исполнявшую по мере возможности танец маленьких лебедей на качающемся танцполе )
7.jpg

6.jpg

8.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Мышьяк
новичок
 
Сообщения: 11
Регистрация: 14.11.2009
Город: Минск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 43
Отчеты: 1
Пол: Мужской
туры на Байкал дешево

Re: Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #2

Сообщение Мышьяк » 08 дек 2009, 00:39

Ну а утром мы увидели то, ради чего полгода назад начали готовить путешествие – километрах в пяти от корабля сквозь плотный туман проглядывались берега острова Итуруп.
Так как по сравнению с Сахалином здесь было заметно холоднее, готовится к высадке начали с одевания серьёзной обуви, кепок-шапок, тёплых курток (в августе осенняя по европейским меркам одежда пришлась весьма кстати). Несмотря на то, что в посёлке Китовый, куда, собственно, приходят корабли, есть оборудованный глубоководный причал, теплоходы высаживают пассажиров на рейде, на старенький плашкоут. По словам местных, причина таких неудобств банальна, а именно, - плата за пользование причалом непомерна велика. Зато прекрасно себя чувствует владелец того самого частного плашкоута, на который островитяне высаживаются с корабля. Неудобно, но в какой-то степени романтично сходить по трапу над волнами на качающийся плашкоут с рюкзаком на спине и баулами в обеих руках. Но прежде чем сойти на этот самый плашкоут, у трапа всех встречает в меру добродушный пограничник (едва ли не единственный на острове после массового вывода войск, в том числе и пограничников, в 90-е годы), который проверяет документы, точнее, наличие или местной прописки, или специального пропуска на остров. Пропуск у нас был один на всю группу, спасибо сахалинским ребятам за его заблаговременное оформление – вопросов к нам у пограничника не возникло, так сказать, таможня дала добро и мы даже успели по пути к берегу выпить шампанского в честь нашего успешного прибытия (другие пассажиры – из числа местных жителей- смотрели на нас странно, но дружелюбно – «странные люди эти туристы – чему радуются, непонятно), а капитан буксира, шедшего рядом с нами к берегу с несколькими грузовыми контейнерами, фотографировал нашу компанию (уже по возращении с острова я увидел его фотки на всё тех же «одноклассниках»).
12.jpg

9.jpg

Встретившись на берегу с ожидавшими нас местными ребятами, загрузили их джипы нашей поклажей и успели пробежаться по местности, прежде чем рвануть в первый пункт нашего путешествия – вулкан Баранского с расположенными на нём термальными источниками. Забегая вперёд, скажу, что наличие транспорта существенно облегчило нам жизнь на Итурупе. С одной стороны, повторюсь, настоящий дикий туризм предполагает пешие переходы. С другой стороны, тащить на себе всё закупленное на Сахалине было бы просто невозможно. Поэтому, опять же благодаря дальневосточным участникам похода, заранее удалось договориться с местными владельцами различных транспортных средств о нашей доставке по практически всему маршруту.
13.jpg

Таким образом, по пути опустошив пивные запасы местных магазинчиков (по совсем неправильным ценам – 150 руб. за баночку «Балтики»), мы двинулись по вполне сносной по местным меркам грунтовой дороге на склоны вулкана Баранского. Ещё лет пять тому назад к его термальным источникам можно было добраться только на вездеходе, теперь же за 30-40 минут туда отлично можно доехать и на внедорожнике – во многом, благодаря тому, что на вулкане построили геотермальную электростанцию, которая теперь снабжает дешёвой электроэнергией районный центр острова город Курильск.
14.jpg

15.jpg

17.jpg


Добавлено спустя 17 минут 8 секунд:
Сами источники располагаются сразу за ГеоТЭС и представляют собой каменистое плато с несколькими серными ручьями, между которых располагаются фумаролы – ямки с кипящей грязью и небольшими гейзерами минерального кипятка. Пейзажи вокруг просто инопланетные: пар от источников с характерным сероводородным запахом, «лысины» безжизненной поверхности, пропитанной серой в окружении буйной зелёной растительности на участках с нормальной почвой. А рядом – ревёт загнанный в турбину электростанции вулканический пар (в такой момент, глядя на прущий под давлением пар из-под земли, понимаешь, как человек всё-таки мелок по сравнению с силой настоящей природы).
18.jpg

19.jpg

20.jpg

21.jpg

22.jpg

Естественно, не воспользоваться случаем и не принять грязевые ванны было бы в нашем случае совершенно неправильно. Пару часов проведя попеременно то в грязевых лужах, то в ванне с минеральной водой, мы, восстановив силы и захватив с собой немного нехитрой снеди, налегке стартовали выше – к знаменитой Кипящей речке – одной из визитных карточек острова для неискушённых туристов.
16.jpg

Сама Кипящая речка представляет собой стремительный горный ручей с множеством каскадов, небольших порогов и водопадиков в узкой расщелине между двумя сопками. Как следует из названия, вода в ручье действительно горячая – по ощущениям, градусов 50. Но к такой температуре быстро привыкаешь, расслабляясь после дороги и дня, полного впечатлений. Вода в ручье – кислая на вкус, её не рекомендуется пить и нужно беречь глаза, а в остальном - природное джакузи в экологически чистых условиях и в антураже абсолютно дикой природы.
Отмокали в Кипящей до самого конца дня, перемещаясь от одного водопада к другому, наслаждаясь отличной погодой (здесь, в горах было гораздо теплее и очень солнечно по сравнению с побережьем Охотского моря) и замечательной компанией.
23.jpg

24.jpg

25.jpg

26.jpg

27.jpg

Вечером, расслабленные, умытые и страшно довольные, мы вернулись на ГеоТЭС, где часть из нас расположилась на ночлег в палатках прямо на фумарольном поле, а часть воспользовалась опцией и заночевала в жилом помещении станции на свободных койках вахтовиков. Разговор с вахтовиками, приправленный водкой из трёх стран, отличными котлетами из свежей горбуши и, конечно же, икрой, затянулся далеко за полночь, а ещё мы успели попариться в местной баньке. Её даже не нужно было топить – в парилке просто проходила труба с термальным паром, температура которого, судя по датчику, на выходе из земли составляла «всего-навсего» 160 градусов. Естественно, что в один заход мы выдерживали максимум 15 минут, а самые «суровые» из нас ещё и попарились бамбуковыми веничками.
Утром погода испортилась – с моря натянуло холодного тумана, пошёл противный мелкий дождь, и мы решили двигаться дальше. Жаль, но на следующий раз пришлось отложить посещение так называемого верхнего фумарольного поля вулкана Баранский, где всевозможные гейзеры занимают ещё большую площадь и имеют ещё большие размеры, но, будучи на Курилах, каждый путешественник должен быть готов к тому, что изменчивая погода будет неизбежно вносить коррективы в даже самый продуманный график передвижений.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Мышьяк
новичок
 
Сообщения: 11
Регистрация: 14.11.2009
Город: Минск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 43
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #3

Сообщение Мышьяк » 10 дек 2009, 00:02

Попрощавшись с вахтовиками ТЭС и погрузившись в машины, мы, с остановками по пути для фотосессий, переместились ко второй точке нашего путешествия – озеро Танковое. Располагается оно в километрах 20 от вулкана Баранского, на равнинной части рядом с Охотским морем, соединяет озеро с которым небольшая речушка. Пейзажи и здесь оказались очень красивыми, несмотря на пасмурную погоду – поросшее по берегам тростником озеро в окружении зелёных от бамбука сопок, с одной стороны, и дюны из чёрного вулканического песка на берегу Охотского моря, с другой.
28.jpg

Раздолье здесь было для рыбаков – мы наконец-то сняли зуд по островной рыбалке (именно рыбалка для многих из нас стала решающим аргументов в пользу всё-таки участия в поездке): в море, прямо у устья ручья на спиннинг ловилась крупная кунджа, терпуг и пришедшая на нерест горбуша, в самом ручье – крупная краспопёрка брала на чилима (морскую блоху).
35.jpg

33.jpg

Стандартный день на Танковом проходил так: утром ловили рыбу (причём только в течение минут 30 был промысел – ловили для питания в течение дня, а потом всё остальное время – удовольствия ради по принципу «поймал-отпустил»), потом гуляли в окрестностях озера или принимали гостей из числа местных жителей соседнего посёлка Горячие ключи (среди которых были в основном либо одноклассники, либо детские друзья кого-либо из нашей группы), ну а к вечеру ближе начинался банкет в честь очередного прожитого на Итурупе дня. Песни у костра были почти до утра!
29.jpg

31.jpg

32.jpg

А ещё были поиски источника пресной воды в зарослях бамбука, когда, идя по медвежьей тропе и постоянно натыкаясь на свежие следы мишкиной жизнедеятельности, приходилось громко колотить в пустую тару, чтобы случайная встреча со зверем номер один острова не стала неожиданной для него в первую очередь (местные медведи в эту пору года неагрессивны, так как сыты, и заставить их проявить недружелюбие по отношению к человеку может только элементарный испуг от вот такой неожиданной встречи где-нибудь в зарослях бамбука на узкой тропе, которую мишка по праву считает своей). С медведем мы тогда не встретились, воды не нашли (впрочем, вода в местных ручьях очень чистая и на протяжении всего похода мы пили её без каких-либо последствий), но время провели здорово!

Добавлено спустя 19 минут 35 секунд:
Тем не менее, снова начавшаяся непогода, а именно, шквальный ветер с дождём заставили нас сниматься с места – перебравшись в посёлок Горячие ключи на любезно предоставленном местными жителями грузовике, мы переждали непогоду в спортзале местной школы, ночуя в спальниках на позаимствованных там же гимнастических матах. На мой взгляд, именно Горячие ключи сейчас являются наиболее комфортным для жизни населённым пунктом на острове. Наличие военных высоких чинов (а в посёлке располагается артиллерийская дивизия) определяет порядок и чистоту – все дома и бордюры покрашены, трава пострижена, в общем, практически образцовый для тех условий порядок. Чего не скажешь о Горном – посёлке, который ещё в начале 90-х был таким же ухоженным, как и Горячие ключи, и который пришёл в полный упадок после вывода оттуда в середине 90-х двух авиационных полков. Не посетить Горный, в котором прожил почти 9 лет, я не мог, поэтому на следующий день вместе с частью группы, для которой Горный тоже был второй родиной, мы поехали туда на «камазе».
P1010128.jpg

«Камаз», зафрахтованный нами, был примером типичного островного транспорта – в будке, явно бывшей какой-то радиорубкой в военном прошлом этой машины, теперь в два ряда располагались мягкие лавки, имелась радиоточка – словом, было понятно, что этот «камаз» был чем-то вроде автобуса в местном масштабе – на нём перевозили пассажиров с аэропорта в посёлки или таких вот как мы случайных туристов. За некоторую плату, естественно.
По дороге остановились на знаменитой «Чёртовке» - скале с дыркой, фото на фоне которой входит в обязательный набор любого путешественника по Итурупу. В этой части острова, а именно по побережью залива Касатка, есть, пожалуй, лучшая из местных дорога, при этом, естественного происхождения – машины едут по отливной полосе, по плотному и ровному, как зеркало, вулканическому песку. На картах эта дорога обозначена как «Зеркальный пляж», но в народе она называется менее романтично, но по сути – «Курильский асфальт».
42.jpg

41.jpg

43.jpg

Проехав едва живые посёлки Буревестник и Шуми (в которые мы ещё вернёмся) и поминутно выглядывая из окна машины, наблюдая всплывающие из памяти детские воспоминания о знакомых местах, мы въехали в посёлок Горный. Именно тут у меня, как и у всех остальных моих попутчиков, случился тот самый классический «сплин», в просторечье «Депрессняк» - от одного только вида посёлка, который все эти годы оставался в памяти как нечто ухоженное, аккуратное и родное.
48.jpg

Для справки: посёлок Горный был построен в начале 80-х гг. в 5 километрах от военного аэродрома Буревестник и заселён военнослужащими трёх воинских частей – артиллерийского, вертолётного и истребительского полков. К началу 90-х в Горном было 29 жилых трёхэтажных домов (более высотные здания на острове не строили в силу сейсмичности района), школа, магазин, Дом офицеров. Затем буквально за несколько лет городок опустел – после вывода двух полков и землетрясения в 1994 году жилыми остались не более 10 домов (с остальных вынесли всё, включая оконные блоки), признаны аварийными и взорваны школа и Дом офицеров. Интересно, что когда несколько лет назад на Итуруп привозили тогдашнего министра обороны Иванова, он, увидев с вертолёта Горный, спросил, а что это за странный посёлок. «Нежилой» - ответили ему сопровождающие и увезли министра в более очеловеченные Горячие ключи. При том, что в Горном продолжает дислоцироваться артиллерийский полк и живёт ещё полтысячи человек.
Горный образца 2009 года – зрелище унылое: пустые дома, превращённые в свалки, трава в рост человека на бывших улочках, разруха и безысходность. Плюс плотный туман, который только усиливал наши нерадостные настроения. Сами жители Итурупа, когда мы только отправлялись в Горный, как один, предупреждали нас, там «как будто была ядерная война». Очень правильное, к сожалению, сравнение. Поразило ещё и полное отсутствие людей на улицах. Мы приехали в Горный утром в будний день, но люди на улицах стали появляться только ближе к обеду: несколько бойцов, пара ребятишек на развалинах дома, тётушка с собачкой – и это всё на фоне мёртвых домов под карканье их новых хозяев – жирных Курильских ворон.
Но человек – такая тварь, которая приспособиться может ко всему. Так и в Горном уже появился Интернет и мобильная связь, школа (с 2-3 учениками в каждом классе) располагается в бывшей казарме, с полдесятка магазинчиков расположено в квартирах на первых этажах домов (в некоторых продавцы тут же и живут – в соседних комнатах). Есть даже коммерческая баня-сауна – в однокомнатной квартире полузаброшенного дома (как кстати пришлось её посещение нам, уставшим и грязным после очередного дня странствий).
45.jpg

46.jpg

Ну и, конечно, как бы банально ни звучало, главным богатством остаются люди. Люди, живущие в ужасных условиях и не теряющие оптимизма и радушия. Нас, совершенно незнакомых, каким-то чудесным образом опознал на улице местный житель Валера Зырянов (одноклассник моей старшей сестры и одного из участников нашего похода) и оказал огромную поддержку: устроил на ночлег в квартире, организовал баню, снабдил продуктами (хотя с собой у нас было всё необходимое, но отказать такому доброму человеку мы просто не могли), помог в дальнейшем передвижении по острову. Встреченный у подъезда просто сосед по дому притащил несколько охапок сушёной корюшки, тушёнки и сгущёнки; продавщица в местном магазинчике часть товара отпустила совершенно бесплатно, в общем – именно люди стали самым позитивным впечатлением от посещения Горного в этом году.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Мышьяк
новичок
 
Сообщения: 11
Регистрация: 14.11.2009
Город: Минск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 43
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #4

Сообщение Мышьяк » 12 дек 2009, 16:00

Следующий день потратили на прогулки по окрестностям.
36.jpg

37.jpg

По совсем заросшей в наше отсутствие тропе спустились в долину речки Попрыгуньи и посетили два маленьких японских водопадика (до 45 года у японцев тут было что-то вроде зоны отдыха), чуть не заблудились в зарослях бамбука по пути обратно (просто бродить по бамбуку сложно – он растёт очень плотно и под небольшим наклоном к земле, т.е., когда идёшь «по шерсти» - это относительно легко, а вот наоборот – практически невозможно, устаёшь очень быстро плюс одежду запросто можно проткнуть острыми стеблями. Естественно, падать в данной ситуации совершенно не рекомендуется)
38.jpg

39.jpg

половили рыбки в речке Хвойке, как когда-то 15-20 лет назад.
44.jpg

Постояли и на развалинах родной школы – здесь я пошёл в первый раз в первый класс, и, конечно же, не мог и подумать, что через 22 года буду стоять на её руинах. Грустно…
47.jpg

Не могли не посетить мы и посёлок Буревестник в 5 километрах от Горного, на самом берегу Тихого океана. Кто-то из нас там жил, а кто-то (я, например), каждый летний день приезжал туда из дома на велосипеде или половить рыбу в устье речки, или понаблюдать за полётами Миг-23 из местного полка (летали тогда всегда, когда могла позволить капризная Курильская погода). Сейчас на аэродроме осталась комендатура и звено вертушек Ми-8. Впрочем, в тот туманный день аэродром выглядел совсем вымершим. Там, где когда-то располагалось дежурное звено – теперь свалка брошенной авиатехники (бывшие полковые вертушки и разбитый при посадке Ан-26), а на месте стоянки отцовских Ми-восьмых – пасутся невесть откуда взявшиеся коровы и лошади (не удивлюсь, если одичавшие).
horse.jpg

mi24.jpg

Спустившись вниз с сопки на окраине аэродрома к пирсу, наткнулись на стоянку танков и прочей тяжёлой техники – судя по виду, вполне ликвидной ещё, хотя местные, встреченные на пирсе, даже не смогли вспомнить, как она тут появилась.
А чуть позже, вернувшись обратно по берегу залива к мосту через речку и дороге на Горный, мы совершенно неожиданно сошлись на этом самом мосту с мишкой – выскочив на мост с другой стороны, он, похоже, испугался не меньше нас – посмотрел на странных существ в зелёных куртках и капюшонах и драпанул в кусты. Честно говоря, мы даже не успели толком испугаться. Ну а через секунду после бегства косолапого уже сожалели, что не успели его сфотографировать. Зато теперь у нас был правильный и правдивый ответ на вопрос, который многие задавали по возвращению с острова («Ну а медведей-то видели?»)

Добавлено спустя 6 минут 22 секунды:
На следующий день, договорившись (опять же, не без помощи местных жителей) с владельцем частного вездехода, мы отправились в новую точку маршрута. Владелец вездехода – типичный островитянин. Наверное, про таких людей говорят «последний романтик». На остров он попал 20 лет назад, приехав на неделю в гости к дяде-геологу. Но так влюбился в этот суровый край, что решил погостить подольше. В итоге, дядя-геолог давно уехал на большую землю, а он остался. Занимается ремонтом военных вездеходов (не надеясь на срочников, командование местных частей охотно обращается к нему за помощью), помогает рыбакам во время путины, иногда возится с такими, как мы, случайными туристами.
49.jpg

Первоначально предполагалось, что именно на его вездеходе мы поедем на юг острова, в район вулкана Атсонопури. Район этот интересен многим: здесь совершенно другой климат, есть целые рощи реликтовых деревьев, растут дикие киви, водится большая озёрная форель. Сам вулкан Атсонопури считается третьим в мире по красоте конуса после Фудзиямы и Везувия (или Этны, боюсь ошибиться). А есть ещё и залив Львиная пасть – этакий «каменный стакан» с высотой отвесных стен больше 300 метров и скалой на входе в залив, похожей на лежашего льва-сфинкса. Просматривая отчёты наших предшественников, побывавших в этом районе, мы без колебаний включили в план похода путешествие туда. Проблема была одна – доставка, так как пешком по непроходимым берегам преодолеть 60 км не представлялось возможным. Один вездеход мог взять человек 10-12 с вещами, а значит, нам нужно было два транспорта (два рейса одним вездеходом – роскошь, так как на дорогу уходит минимум часов шесть в одну сторону, и мы потеряли бы целый день только на доставку всех нас, что было в нашей ситуации непозволительной роскошью). Вот тут и случилась «засада» - первая половина нашей группы, оставшаяся в Горячих ключах, не смогла решить вопрос со своей транспортировкой на такое большое по местных меркам расстояние, а ехать на юг нам одним – было бы неправильно и не солидарно. Так что, поездка на юг Итурупа была перенесена на будущий год. Пока же решили воссоединяться с друзьями и двигаться в другие, не менее интересные места.
51.jpg

Уезжали из Горного без сожаления – хотелось поскорее покинуть этот туманный холодный полуживой городок, тем более, что отправлялись мы в местечко под романтическим названием Золотая бухта. Небольшой, но живописный заливчик располагается на охотском побережье острова и добраться туда можно традиционно двумя путями – по воде и по суше. Дорога по суше представляет собой затопленную грязью колею, преодолеть которую может только армейский гусеничный вездеход. Набитые под завязку нами и нашим барахлом, два таких грохотающих зверя, распугав всех медведей в радиусе нескольких километров, за пару часов доставили нас в бухту. Именно тут мы снова встретили и тёплое островное солнце, и замечательные, не скрытые мерзким туманом пейзажи, здесь снова можно было почувствовать себя настоящими робинзонами, точно зная, что на расстоянии нескольких десятков километров вокруг людей, кроме нас, больше нет.
52.jpg

Зато были лисы – нас совсем не боялись, приходя ночью к ручью в паре метров от лагеря, были и медведи – лично знакомится не приходили, но, судя по кучкам, появлявшимся каждое утро вокруг лагеря, бухта Золотая у косолапых была местом популярным.
68.jpg


Добавлено спустя 19 минут 39 секунд:
Словами долго описывать красоту этих мест бесполезно, надеюсь, хотя бы что-то передадут фотографии. А мы несколько дней на Золотой просто отдыхали – телом и душой: ловили рыбу (в заливе брала горбуша и кунжда, а в ручье – мелкая, но очень вкусная форелька), облазили окрестные сопки (на склонах одной нашли старинное японское кладбище), исследовали берега (кроме безумно красивых скал и каменных останцев, тут встречаются и следы попыток освоить эти места человеком: трактор «Сталинец» бросили в местных бамбуках как минимум лет сорок – пятьдесят назад).
59.jpg

60.jpg

61.jpg

62.jpg

63.jpg

70.jpg

На берегу бухты весьма кстати обнаружились и следы недавней цивилизации – крепкий вагончик, в котором мы складировали свои вещи, и в котором устраивали банкеты при плохой погоде.
В один из дней наш лагерь принимал гостей – рыбаков с баркаса, заметивших наш пиратский флаг и пришедших набрать пресной воды в ручье. И снова удивлённые отзывы по поводу географии участников нашего похода, и снова байки о суровой жизни здесь и сейчас, снова бескорыстные подарки «этим странным туристам» (огромная свежеприсоленая чавыча килограммов на 15, которой с удовольствием закусывали ещё пару дней).
66.jpg

53.jpg

54.jpg

55.jpg

65.jpg

56.jpg

71.jpg

72.jpg


Добавлено спустя 17 минут 20 секунд:
Оставив в вагончике, стоящим на берегу бухты как убежище для случайных и не очень туристов и охотников, небольшой запас провианта будущим его жильцам (а водка закончилась у нас днём раньше – пришлось перейти на стратегические запасы спирта), мы, с остановками на скалах Охотского побережья для фотосессий, вернулись в местную цивилизацию – посёлок Горячие ключи, в уже ставший почти родным спортзал местной школы. Оттуда, смыв грязь и усталость в замечательной армейской баньке, построенной на горячем источнике, на следующий день переехали в порт Китовый – с боем пробиваться на пришедший с Сахалина теплоход.
57.jpg

58.jpg

73.jpg

74.jpg

Уезжать (точнее, уплывать) не хотелось никому, а потому, уверен, каждый из нас, глядя с борта на уходящие за горизонт верхушки Курильских вулканов, пообещал себе обязательно сюда ещё вернуться. Теперь я точно знаю, что это возможно.
75.jpg

Впрочем, впереди было ещё три дня плаванья. Теплоход, забрав нас на Итурупе, пошёл ещё на два острова Курил – Кунашир и Шикотан, а только потом на Сахалин. Так что нам удалось хотя бы с моря посмотреть на те места, куда в этот раз добраться не удалось – обходя остров с севера, мы увидели и залив Львиная пасть и красавец-вулкан Атсонопури.
76.jpg

77.jpg

78.jpg

Потом были острова Кунашир и Шикотан, безумные танцы в корабельном баре и несколько дней на Сахалине, откуда постепенно наша компания разлеталась по своим городам.
Сахалинские ребята не только показали нам свой замечательный уютный город (областной краеведческий музей – must see), но и организовали несколько поездок – на берег Охотского моря с поеданием огромного количества крабов и креветок «правильного» размера (т.н. тигровые креветки, продаваемые в минских супермаркетах теперь вызывают у меня лёгкую иронию), и на большую местную реку, где мы не только абсолютно законно половили напоследок горбуши (лицензия на лов стоит смешные 150 руб.), но и употребили её с соответствующими напитками с свежекопчёном виде (коптильня из медицинского бокса – замечательнейший аппарат, уже присмотрел себе аналогичный девайс меньшего размера для местной рыбки). Словом, отлично отдохнули.
79.jpg

80.jpg

81.jpg

83.jpg

29 августа Ил-96 96005 «В. Чкалов» плавно, комфортно и надёжно перенёс нас в Москву, откуда через пару часов я уже на белорусском «сержике» (предварительно внеся в фонд развития Белавиа 1200 руб. за лишние килограммы в багаже) вернулся в город-герой Минск – работать, вспоминать быстро пролетевший отпуск, разгребать гигабайты фотографий и видео, и (точно знаю) снова готовиться к поездке на Курилы – где-нибудь в августе 2010 года
82.jpg


Добавлено спустя 4 минуты 12 секунд:
В заключение - размещённые тут фото - мои и моих попутчиков по поездке.

С удовольствием отвечу на вопросы, спасибо за внимание
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Мышьяк
новичок
 
Сообщения: 11
Регистрация: 14.11.2009
Город: Минск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 43
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #5

Сообщение konkar » 16 дек 2009, 21:01

спасибо за отчёт. с интересом прочитал.
поделитесь, как вы получали разрешение на посещение итурупа? за сколько покупали билеты на пароход? как?
какова техническая возможность с итурупа заброситься на соседние острова? понятно, что на "фархутдинове" можно попасть на шикотан и кунашир, но, опять же, как это сделать технически? как часто ходит пароход? что с билетами? можно ли с помощью местных жителей это организовать? и вообще, стоит ли попадать на кунашир и шикотан или всё самое интересное на итурупе?
может быть, знаете что либо о северной части курил?
All we are is dust in the wind
Аватара пользователя
konkar
полноправный участник
 
Сообщения: 491
Регистрация: 16.08.2006
Город: Калининград
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 29 раз.
Возраст: 57
Страны: 42
Отчеты: 10

Re: Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #6

Сообщение Мышьяк » 17 дек 2009, 12:35

Пропуска, точнее, пропуск на всю группу оформляли один. Где, как и что - подробно можно уточнить тут:
http://www.sakhpubo.ru/?page=14
Проблем с получением никаких не было, ни у белорусов, ни у украинцев. Важно: с пропуску прилагался предполагаемый маршрут группы по острову, а по прибытию в Курильск нужно зарегистрироваться в местной погранзаставе. Где она находится - подробно рассказывает пограничник на контроле в порту.
Стоимость билетов Корсаков-Курильск и обратно на момент августа составляла 6 500 руб. Но брать их однозанчно нужно как можно раньше. Мы выкупали билеты в июне, благодаря человеку на Сахалине, который отслеживал появление билетов в кассе порта и выкупил их сразу же после поступления в продажу. За несколько дней до отплытия билеты купить абсолютно нереально, так как на сегодняшний день другой альтернативы, кроме "Фархутдинова" нет. На Кунашир и Итуруп можно попасть самолётом, но это большая лотерея из-за крайне непредсказуемой погоды. Перед нашим отплытием с Сахалина авиарейсов на Итуруп не было 5 дней.
"Фархутдинов" идёт кольцевым маршрутом Корсаков-Курильск-Южно-Курильск-Малокурильск-Корсаков. Дважды в неделю. Так что теоретически можно спланировать так, чтобы на нём переплывать с острова на остров с остановками на каждом до следующего рейса. Но опять же погода может внести изменения.
Остаётся ещё один вариант - частные суда, которые особенно в период путины ходят достаточно часто между островами, но как попасть на них "гражданскому" человеку?
Сравнивать острова по красоте не буду, это бесполезно. В сети довольно много отчётов о каждом из островов, попробуйте сравнить сами Моё личное мнение - начинать лучше с Итурупа
С помощью местных жителей организовать можно в принципе всё, но, как мы поняли на личном опыте, надёжно договориться заранее сложно (таков менталитет островных жителей ), поэтому лучше вопросы решать на месте. Сейчас "на вооружении" есть всё - от джипов до катеров, но, с учётом того, что летом и осенью все местные заняты на путине, добыть свободный транспорт бывает проблематично. Но при наличии финансов возможно.
Мышьяк
новичок
 
Сообщения: 11
Регистрация: 14.11.2009
Город: Минск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 43
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #7

Сообщение konkar » 17 дек 2009, 14:07

Мышьяк писал(а):Но брать их однозанчно нужно как можно раньше. Мы выкупали билеты в июне, благодаря человеку на Сахалине, который отслеживал появление билетов в кассе порта и выкупил их сразу же после поступления в продажу. За несколько дней до отплытия билеты купить абсолютно нереально


понятно. получается, что попадание на курилы морем возможно только для сахалинцев
дорогие рассияне с материка в пролёте
All we are is dust in the wind
Аватара пользователя
konkar
полноправный участник
 
Сообщения: 491
Регистрация: 16.08.2006
Город: Калининград
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 29 раз.
Возраст: 57
Страны: 42
Отчеты: 10

Re: Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #8

Сообщение Мышьяк » 17 дек 2009, 15:34

Ну, я бы не говорил так категорично. Более того, многочисленные примеры показывают, что нет ничего невозможного и для жителей материка. Возможно, что билеты на Фархутдинов и можно достать за пару дней до рейса, но какой ценой? И, естественно, остаётся ещё самолёт.
Мышьяк
новичок
 
Сообщения: 11
Регистрация: 14.11.2009
Город: Минск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 43
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #9

Сообщение Мышьяк » 07 мар 2010, 23:36

Ну что ж, уже приобретены билеты для нового похода на курилы. Стартуем 5 августа
Мышьяк
новичок
 
Сообщения: 11
Регистрация: 14.11.2009
Город: Минск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 43
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #10

Сообщение genady k » 16 апр 2010, 12:13

С удовольствием прочитал ваш отчет и посмотрел на знакомые места. Сразу после вас (в конце августа 2009) мы через Горный (такой же пасмурный) ушли по речке Хвойная на хребет Богатырь. Через Стокап спустились в Одесский залив и оттуда по океанскому побережью через бурик вернулись в Курильск. А вообще ходим по Курилам и Сахалину каждый год уже лет 15, были и на Берутарубе (юг), и на Кудрявом (север), в Львиной пасти и на Атсонупури, а также на Кунашире, Урупе и Камчатке. Пройти можно везде, нужно только время, здоровье, погода и хорошая компания. Планируем Итуруп в 2010 на север. Кстати, самое теплое время, по опыту - конец августа-середина сентября. Удачи вам! Рад, что есть энтузиасты, в том числе в Минске и Киеве.
genady k
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 16.04.2010
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 69
Пол: Мужской

Re: Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #11

Сообщение Анатолий 71 » 24 апр 2010, 16:03

Здравствуйте
Спасибо за рассказ. В этом году решил сам провести отпуск на Сахалине, но кроме того, что там родился и до 18 лет жил мой отец ( Дуэ ) - ничего об Острове не знаю Билеты куплены - отступать уже поздно. Буду с 5 по 24 августа. Если не сложно - посоветуйте, пожалуйста, что стОит посмотреть - где побродить, буду сам - рюкзак, спальник, коврик. Как одеваться на это время года ? Планов еще никаких - кроме как поймать краба и сьесть икры прямо от рыбы )))
Если вдруг случится попутчик - было бы хорошо.

ps сейчас живу в Украине
Анатолий 71
полноправный участник
 
Сообщения: 450
Регистрация: 24.04.2010
Город: Николаев - Кривой Рог - Днепропетровск
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 157 раз.
Возраст: 52
Страны: 27
Отчеты: 15
Пол: Мужской

Re: Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #12

Сообщение Мышьяк » 01 май 2010, 23:05

genady k писал(а): Пройти можно везде, нужно только время, здоровье, погода и хорошая компания. Планируем Итуруп в 2010 на север. Кстати, самое теплое время, по опыту - конец августа-середина сентября. Удачи вам! Рад, что есть энтузиасты, в том числе в Минске и Киеве.


Постараемся в этом году максимально сберечь здоровье (время и компания будут) и дойти до Лесозаводского. Спасибо за добрые слова!

Добавлено спустя 7 минут 56 секунд:
Анатолий 71 писал(а):Здравствуйте
Спасибо за рассказ. В этом году решил сам провести отпуск на Сахалине, но кроме того, что там родился и до 18 лет жил мой отец ( Дуэ ) - ничего об Острове не знаю Билеты куплены - отступать уже поздно. Буду с 5 по 24 августа. Если не сложно - посоветуйте, пожалуйста, что стОит посмотреть - где побродить, буду сам - рюкзак, спальник, коврик. Как одеваться на это время года ? Планов еще никаких - кроме как поймать краба и сьесть икры прямо от рыбы )))
Если вдруг случится попутчик - было бы хорошо.

ps сейчас живу в Украине


Анатолий, вполне возможно, что в августе пересечёмся с вами на итурупских тропинках - планируем быть на острове тоже примерно в это время. Что посмотреть - решать Вам, все достопримечательности острова описаны в аналогичных моему отчётах в сети. Из Курильска, куда придёте пароходом, можно идти на север острова (Белые и Чёрные скалы), можно пойти по нашему маршруту (Баранский, Горный, охотоморское побережье). Баранский рекомендую в любом случае.
По экипировке - исходите из материальных возможностей. Что должно быть обязательно: непромокаемая обувь и одежда, тёплые вещи для ночёвок, головной убор.
Икры и рыбы поедите вдоволь, а вот краба на вряд ли поймаете. Август - не сезон. Мы крабом обожрались только на Сахалине - по дороге из Южного в Аниву есть несколько точек по дороге, где местное население продаёт недорого и очень вкусно!
Мышьяк
новичок
 
Сообщения: 11
Регистрация: 14.11.2009
Город: Минск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 43
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #13

Сообщение vershik » 09 янв 2011, 21:21

SOS SOS SOS!!!Ребята,все у кого есть знакомые на Итурупе,помогите плиз! НЕ ДЕНЬГИ
vershik
новичок
 
Сообщения: 1
Регистрация: 09.01.2011
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 58
Пол: Женский

Re: Курилы и Сахалин 2009

Сообщение: #14

Сообщение genady k » 06 апр 2011, 11:11

SOS SOS SOS!!!Ребята,все у кого есть знакомые на Итурупе,помогите плиз! НЕ ДЕНЬГИ

Не совсем понятно, а что должны знакомые сделать, чем помочь? Помощь в консультациях о маршрутах и с трафиком по острову может оказать Андрей Кораблев (тел. 8-42454-42716). Размещение в Курильске, покупка билетов на обратный путь - решать нужно на месте.С пограничниками на острове стало проще - это не проблема.
genady k
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 16.04.2010
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 69
Пол: Мужской




Список форумовЭкс-СССР форумРОССИЯ форумОтзывы о путешествиях и отдых в России



Включить мобильный стиль