Время, перемены или возраст, но чем дальше – тем больше проникаешься уважением к той стороне в которой живёшь. В этом году несомненным потрясением стало посещение после Олимпийской Красной Поляны. Уезжая оттуда я искренне гордился и радовался за Россию. Коротенькая поездка золотой осенью по Тверской области вновь показала какая она необыкновенная –наша Россия.
Начнем с беды т.е. с дорог. Их действительно начали ремонтировать. Причём не квадратно-гнездовым методом, а большими участками. На такой золото-осенней дороге невольно вспоминаешь Визборовское -
«…..Увы, мои друзья, уж поздно стать пилотом,
Балетною звездой, художником Дали,
Но можно сесть в авто с разбитым катафотом,
Чтоб повидать все то, что видится вдали…»
Первая остановка – Медное. Прекрасное описание этой фермы уже присутствует в отчетах на форуме. От себя хочется добавить – чтобы не говорили про интернациональную семью итальянских сыроваров – они молодцы. Хочешь экскурс и дегустацию – пожалуйста. Хочешь просто сыр прикупить – будьте любезны. Ну а некую неустроенность вокруг дегустационного зала – спишем на временные трудности . По приезду – устроили дегустацию своим домочадцам-Настоящие итальянские сыры из Тверской губернии – звучит !
Следующая остановка в усадьбе а точнее в усадьбах Висилево и Митино проектированием которых занимался А.Н.Львов .
Маленькая историческая справка (Никола́й Алекса́ндрович Львов (4 [15] мая 1753[1], имениеНикольское-Черенчицы близ Торжка, ныне Тверской области —22 декабря 1803 [3 января 1804], Москва) — один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: архитектор-палладианец, график, поэт, переводчик, музыкант.
Львов, один из эрудированных и остроумных людей своего времени, занимался архитектурой, археологией, химией,геологией, механикой, собирал народные песни, создал стихотворный перевод Анакреонтовых песен, был талантливым гравёром и рисовальщиком. В 1783 Львов был избран в Российскую Академию, с 1785 был почётным членом Академии художеств .Вчитываясь сколько он создал проникаешься уважением - действительно от Бога .Но вернемся к нашим усадьбам.
Усадьба Василёво - это архитектурно-художественный ансамбль конца XVIII – начала XIX веков. Усадьба расположена на берегу реки Тверцы приблизительно в 3 - 4 км выше по течению реки севернее города Торжка. В 1976 году на территории усадьбы Василёво был создан Государственный Этнографический музей под открытым небом. Из разных районов Тверской области сюда были перевезены шедевры деревянного зодчества XVIII-XIX вв. В экспозицию музея входит около двух десятков памятников деревянной архитектуры. Имеются и другие уникальные экспонаты, например, старинные камни-валуны раннехристианской эпохи...
Церковь Преображения (Вознесения) комплекса погоста "Спасского, что на Сози" Калининского района Тверской области.
Карельский дом второй половины XIX века
Часовня Архистратига Михаила. Середина XVIII века
Пожарное депо с вышкой 1912 года из деревни Лаптиха Бежецкого района Тверской области.
Трактир конца XIX века из деревни Буланово Рамешковского района Тверской области .
Поразило все – живописное расположение усадеб, полное отсутствие народу, необъяснимое очарование маленьких деревянных церквушек на фоне осенне- полыхающего леса , пожарное депо в котором не хватало только усатого брандмайора в блестящей каске
Но самое сильное впечатление – это сама усадьба, точнее те редкие строения, которые от неё остались.
Шедевр «валунной архитектуры» - Чертов мост
- десятиметровой ширины, стометровый пятиарочный мост из камня-валуна, замыкающий систему каскадных прудов, возраст которому 2 века. Принимал участие в съемках «Ночного дозора». [album]1042570[/album
Остальное ( Оранжерея,Аллея вековых лип ,Грот)хуже сохранилось,но собирая по частичкам весь лик усадьбы – поражаешься продуманности и художественному вкусу .
Старые липы почетным караулом выстроились вдоль главной аллеи
То ,что не увидели ( из-за нехватки времени ), но потом рвали на себе остатки волос и «…мерзко шипеть и царапать в углу цветной линолеум….»(А.Б.Стрругацкие «Понедельник начинается в Субботу») » по- соседству на правом берегу Тверцы -
Усадьба Митино – здесь сохранился еще один шедевр валунной архитектуры - уникальный погреб-пирамида (его видели мельком и издалека) поэтому цитирую специалиста Бондареву Н –«… Погреб построен в три яруса: нижний – это ледник, куда в зимнее время загружался лед, возимый с реки; средний – холодильная камера для хранения продуктов, в данном случае вина; верхний – вентиляционное устройство, облеченное в декоративную форму пирамиды (Правда существует мнение об особых энергетических свойствах пирамидальных форм. Но у Львова пирамида не была полой, в ней проходил вертикальный канал с вентиляционными наружными отверстиями на четыре стороны.
Размещение погреба на перепаде рельефа позволило устроить входы на разных уровнях: главный – в холодильную камеру с верхней площадки; загрузку льда – с ниже расположенной террасы. Основанием пирамиды служит цилиндрический свод, наружные арки которого обрамлены архивольтами из крупных тяжелых валунов и образуют входные лоджии. Входы по обе стороны оформлены полуциркульными нишами. Особо впечатляет арка со стороны реки. Она выше и мощнее в следствии перепада уровней. Внутренний свод кирпичный, с отверстием в центре для прохода холодного воздуха из ледника
Покрытие пирамиды по кирпичной кладке – из белокаменных тесанных плит, положенных насухо и соединенных между собою в шпунт» Голова идет кругом –от обилия информации. Следующая остановка - Торжок
Торжок – маленький, чистый, провинциальный и какой-то очень уютный. Долго стояли на колокольне Церкви Спаса Нерукотворного Образа завораживающую красоту дополняли колокольные звоны – в такие моменты как-то по особому воспринимаешь действительность .
Как –то исподволь вспомнились Кадаши В.Егорова
«…Здесь над царской парчой колдовали ткачихи,
здесь свои сундуки набивали скупцы,
и пивали чаи молодые купчихи,
и бивали купчих молодые купцы.
Здесь росли по иным домостроям и меркам,
здесь умели врага выпроваживать вон,
и к заутрене шли в Воскресенскую церковь
под хрустальный ее, под малиновый звон….»
Вернулись с небес на землю и в ресторане при гостинице заказали знаменитые Пожарские котлеты. То ,что принесли ….никак не подходил под желаемый образ. Но находясь под магическим
воздействием вечерней прогулки –залезли в интернет и прочитав(глотая слюнки) рецепт –решили .что обязательно сделаем это чудо-блюдо дома .
Следующая остановка Грузины.
Посетивший в 1842 году усадьбу Владимир Алексеевич Полторацкий вспоминал: «Усадьба поражала своей громадностью. Дом по масштабам и отделке мог бы называться дворцом. Кроме огромной с хорами залы и знаменитой внизу галереи, в его трёх этажах и двух смежных флигелях было около 120 комнат… Конный двор вмещал до 250 лошадей. Скотный двор из жжёного кирпича… вмещал в себе до 600 штук рогатого скота… В таких же размерах обширные риги, оранжереи, теплицы, грунты, мастерские и проч. Церковь во имя Грузинской Божией Матери напоминала скорее собор… Кроме того, там находился еще каменный винокуренный завод… Наконец, в довершение полноты усадьбы, перед господским домом сад с роскошными цветниками, а за ним парк на 25 десятинах земли с рекой, прудами, островами, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями…». В этот период Грузины – одна из самых богатых усадеб Новоторжского уезда и Тверской губернии. Дважды сворачивали в Грузины царские поезда: в роскошной усадьбе принимали Елизавету Петровну Романову, а летом 1785 года - Екатерину II.
Дорога к усадьбе пересекает речку Жалинку, через которую перекинут такой вот красивый львовский валунный мост, в дали несколько крестьянских домов по образцовому проекту, возведённые Стасовым, вытянулись вдоль шоссе, напоминая о щедрости помещиков Полторацких.
С возведением храма (1740—1746) иконы Грузинской Божьей Матери Кузнечково стало именоваться Грузинами. Тогда же Растрелли возвёл здесь дворцовый комплекс.
И снова вьется осенняя стежка-дорожка
Как же богата наша Россия на контрасты …Окрест маленькие деревни в огненно-рыжей осени , старые храмы со следами пробуждения от долгого гонения и тут ….Прямо таки «Диво-дивное , чудо-чудное…» переводя эмоции в информацию
"Преображенская церковь, построенная Полторацкими в своей усадьбе в 1790 году и является точной копией знаменитой церкви Чесменского дворца (1777-1780) в Санкт-Петербурге, возведенной по проекту известного русского зодчего Ю. М. Фельтена близ. Еще одна аналогичная постройка появилась в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Псковской губернии. Создание трех одинаковых сооружений по одному проекту свидетельствует о высокой оценке авторского замысла современниками. Храм Преображения Господня - это одна из редчайших на Тверской земле псевдоготических построек XVIII века." Курс на-Старицу
Невозможно не вспомнить стоя на месте Старого городища на высоком Волжском берегу напротив Свято-Успенского мужского монастыря
«... Как два мастера Никита да Иван,
Во широком поле выбрали курган,
На кургане том фундамент возвели,
Обхватив стеной да пядь святой земли.
Камень белый приносили в котомах,
Да во чистом поле жили, не в домах,
Да не с женами там спали, а с луной,
Да по зорьке просыпались холодной.
Как два мастера, Никита да Петро.
Краски яркие готовили хитро.
Глину мяли да гуляли в деревнях,
Обнимали они девок во сенях.
И мадоннами те девки по стенам
Разбежалися к высоким куполам.
Далека ты Византия, что ж с того?-
В землю русскую вступало торжество….»
(Белый храм Музыка Вячеслава Тюльканова )
Иногда ход событий приобретают « эффект антресолей» .В детстве у меня был старый секретер куда « …впихивалось невпихуемое …» , но стоило потянуть оттуда какую-нибудь мелочь….Таким спусковым крючком стала маленькая часовня у дороги и указатель «мемориал Бортеньевская битва «.По количеству информации впору сериал снимать…И это тоже у нас…
Итог этой поездки описал Юрий Визбор
«…Любовь моя, Россия,
Люблю, пока живу,
Дожди твои косые,
Полян твоих траву,
Дорог твоих скитанья,
Лихих твоих ребят.
И нету оправданья
Не любящим тебя….»