В Москве провела 3 праздничных мартовских дня, хотелось увидеть то, чего нельзя увидеть в Питере и в Европах: старинную (и не очень) русскую архитектуру, церкви и монастыри, тихие улочки, любимые москвичами, немного модерна, ГМИИ им. Пушкина, Исторический музей и Храм Василия Блаженного. Третьяковку решила в этот раз пропустить (не получилось:), а также на будущее были оставлены Соборная площадь в Кремле, Оружейная палата. Очень хотелось погулять в Заречье и посетить Крутицкое подворье, но не "срослось" - все это в список превоочередных хотелок на будущий приезд.
Свою пешеходную прогулку я, как еврей из анекдота, начала "от плеча" - издалека то-бишь.
На метро доехала до ст. Тверской и пошла в сторону Малой Дмитровки и Настасьиного переулка. Тут вдруг полетели "белые мухи", вот те раз, а уезжала из Питера - весна была. Легкие снежинки довольно быстро сменились пушистыми белыми хлопьями, ну думаю, если фот вытащить не удастся, так хоть глазами посмотрю. Первое впечатление: очень тяжело найти какую-нибудь крышу или козырек здания, чтобы хотя бы фотик из чехла вытащить и под пальто спрятать.
На фото видно какими крупными снежинками падает снег, быстренько делаю пару кадров, стараясь не поднимать объектив к небу, и тут же прячу его под пальто, как котенка:)
Российская Ссудная казна (Настасьин переулок, д.3) Здание построено в 1913-1916 гг. и является образцом исторической стилизации, в его украшении использованы мотивы русского зодчества Москвы, Рязани, Поволжья второй половины XVII столетия. Ссудные казны начали работы в Санкт-Петербурге и Москве в 1772г. и были прототипами нынешней банковской системы. После революции здесь разместился Гохран, и сюда свозились конфискованные ценности, для дальнейшей продажи за рубеж.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках (Малая Дмитровка, д.4) Очень хотелось посмотреть эту церковку, построенную в 1652г., сочетание белых резных шатров и голубых куполов придают ей неповторимое очарование. Большой вклад в восстановление церкви внес А. Абдулов и артисты театра Ленком, находящегося по соседству.
По Большой Дмитровке дошла до Кузнецкого моста,
и Доходного дома "Сокол" (Кузнецкий мост, дом 3.), построенного в начале 1904г. для домовладелицы М.В.Сокол
Сокол, парящий над горами и степями отображает имя хозяйки и одновременно выглядит иллюстрацией к поэме М.Горького
Вот ведь, кто-то уже любит Москву, как знать, может и я полюблю?
Фотографирую путти Доходного дома Воронцовой — Евдокимова — Шориной,здесь размещались, и книжный магазин, и издательство "Московский рабочий", и гостиница (менявшая с течением времени названия: "Шора", "Лейпциг", "Россия", "Франция"), в которой останавливались писатель Лев Толстой, декабрист П.Голицын, композиторы Глазунов и Балакирев. А еще в 1927 г., сюда в редакцию журнала "Октябрь" принес рукопись романа "Тихий Дон" М.А. Шолохов
Далее по Неглинной топаю в сторону Театрального проезда, к показавшейся вдали гостинице "Метрополь"
В конце 19 века промышленник и меценат Савва Мамонтов задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, с современным гостиничным комплексом, ресторанами, театрами, помещения для спортивных соревнований, да не ко времени разорился, - пришлось продать начатое строительство. Тем не менее новые владельцы сумели достроить и в 1905 г. торжественно открыть гостиницу Метрополь, на 400 номеров, ни один из которых не повторялся. В номерах были холодильники, телефоны, горячая вода, современники прозвали гостиницу "Вавилонской башней XX века".
Майоликовое панно изображает сюжет драмы в стихах "Принцесса Греза".
Из инета
По сюжету, трубадур Жоффруа Рюдель полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ее ни разу не видел, был поражен рассказами о ее красоте и великодушии. Он нанял корабль и отправился к возлюбленной. Путь был не близок, и в дороге трубадур заболел, а к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя — и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.
Постояльцами отеля были короли и президенты, известные писатели и звезды сцены, а еще согласно легенде, в центральном ресторане "Метрополя" С. Есенин объяснился в любви Айседоре Дункан
Ну а от Метрополя уже рукой подать до Лубянки, обернулась назад, чтобы снять Государственную Думу
Третьяковский проезд, построенный в 1871 году, и называемый "Улицей бутиков" удалось сфотографировать уже со стороны Никольской
Никольская, коротенькая, пешеходная улица, соединяющая Лубянскую и Красную площади - настоящая красавица!
Тут, вдруг, сквозь тучи стало пробиваться солнышко и все вокруг, и в душе заиграло. Вот, именно такую Москву я и хотела увидеть, с башенками, шпилями, витыми колоннами, и как же мне всё здесь нравится!
Издавна Никольская улица была центром московской книготорговли, этим она обязана, построенному здесь в 1553-1554гг. Печатному двору. В 1645-46гг. было построено каменное здание. Некоторые историки считают, что на Печатном дворе работал сам Петр I, испытывал, созданный при его участии, новый гражданский шрифт.
В 1814 г. было построено здание в готическом стиле, фасад здания украшают лев и единорог, символы герба Государева Печатно Двора. До 1918 г. в здании находилась Синодальная типография, в советское время - Историко-Архивный Институт.
Потихоньку подбираюсь к Красной площади
Что-то не припомню, из своего телевизионного детства, такого красивого собора на выезде с Красной площади. Оно и не удивительно - это восстановленный по точным обмерам и зарисовкам в 1993 г. Казанский собор на Красной площади (17 века)
Наконец, выхожу на Красную площадь. Солнце светит, музычка, как на ярмарке играет, народ стоит, ждет первого бесплатного сеанса на каток, настроение лучше - не надо, все как по заказу, только Спасская в лесах. Но я об этом во-первых знала, а во-вторых надеюсь, встреча не последняя, еще повидаемся. А удивило меня то, что Красная площадь оказалась какой-то небольшой, и мавзолей низеньким, кажется протяни руку - и дотронешься. А по телеку-то выглядит, как будто площадь широченная и до власти, стоявшей на трибуне Мавзолея, как до Луны:) Ну-таки если "шириками" снимать - так многое необъятными просторами смотрится.
А лёд на катке гладкий-гладкий, даже чирканья коньков не слышно. Прокатилась бы и я, да не захватила подходящих носочков.
Тут и ГУМ распахнул свои двери, ну что-ж зайдем, полюбопытствуем, да и объектив не мешало бы сменить.
И опять так здорово, и душевно, а я все щелкаю фотоаппаратом, остановиться не могу. Тут набежала толпа японцев, и все с развесным мороженым в вафельных стаканчиках, о, и я такое хочу!
Отыскала ларек с мороженым, цена показалась гуманной - 50 рубликов всего, взяла себе фисташковое, присела на лавочку под розовым деревцем, трескаю мороженое, наслаждаюсь солнышком, настроением весенним, первооткрытиями своими, тут мне Москва и шепчет на ушко: "Ну что, друзья навек?"
А я ей: "А, то!"
"Ну что-ж передохнула, подкрепилась, - двигай дальше!". Вышла на другую сторону ГУМа и пошла по Ильинке, деловой улице старой Москвы, здесь располагались банки, биржи
По Ильинке дошла до м.Китай-Города, обошла Ильинский сквер, около памятника Кириллу и Мефодию группа школьников слушала экскурсовода, на другой стороне площади стоит старинная Церковь Всех Святых на Кулишках (Славянская площадь, дом 2.), возведенная по приказу Дмитрия Донского в память о победе на Куликовом поле в 1380г. и о погибших на поле брани. Церковь освятили в честь Всех Святых, потому что каждый погибший герой был наречен именем своего небесного покровителя.
А дальше я направилась на Варварку. Но сначала сфотографировала, один из двух сохранившихся фрагментов, старинной китайгородской стены, построенной в 1538г. итальянским зодчим Петроком Малым. Стена была возведена по последнему слову фортификационной науки того времени, длина её составляла 2,5км, высота не менее 6м, начиналась она от Арсенальной башни Кремля и заканчивалась у Беклемишевской.
Спустившись по ступенькам к музею "Палаты Бояр Романовых", фотографирую старинный Знаменский Собор, построенный еще в царствование Алексея Михайловича. В 1679 году Знаменский Собор был перестроен по образу Успенского Собора Кремля на средства боярина Ивана Милославского. Захожу внутрь - кругом чувствуется старина старинная, и табличек с датами читать не надо
Палаты бояр Романовых построены в XV веке и принадлежали деду царя Михаила Федоровича Романова — Никите Романову - сейчас здесь музей с тремя этажами экспозиций и подлинными вещами XVII века, я к сожалению не пошла, на этот день у меня в планах были другие музеи. Также, неподалеку, по этой же улице есть еще одно древнее здание и музей - Старинный английский двор, но он был закрыт, так что посещение этих двух музеев на следующий раз.
Никогда прежде не знала, что Храм Василия Блаженного - это не один храм, а 9 церквей, объединенных общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами. Во времена войны с Казанским и Астраханскими ханствами царь Иван IV приказал возводить на этом месте деревянную церковь, в честь каждой одержанной победы и освящать ее в честь святого, в день которого взят тот или иной город. По окончании войны Иван IV захотел перестроить их в камне, и восемь церквей объединили вокруг одной главной, Покровской церкви Богоматери.
Внутри стены украшены фресковой росписью, но алтарные помещения очень малы, поэтому богослужения внутри Храма не проводились, они проводились на Красной площади, а алтарем служил сам Собор Василия Блаженного.
Храм для своего времени был уникальным сооружением, высота Собора Василия Блаженного - 64 м, что было очень высоко для XVI века, в соборе 10 куполов и ни один не повторяется. С 1991 Собор находится в совместном пользовании РПЦ и Государственного Исторического музея, внутри есть интересные экспонаты, старинные монеты, вериги, библии в золотых окладах. Некоторые алтари являются подлинными алтарями древних русских храмов.
Обошла Собор кругом, сфотографировала высотку на Котельничной набережной - тут у меня аккумулятор и "сел". Второй объектив я с собой взяла, а вот запасной аккумулятор - забыла. Ну что-ж, значит на сегодня съемкам конец.
Прохожу по Красной площади, иду к Александровскому саду, конечная цель у меня на сегодня ГМИИ им. Пушкина. Дай, думаю зайду в инфопункт, может у них карта центра есть... Захожу, стоят три женщины, у абсолютно пустых стоек и общаются исключительно между собой. Спрашиваю, есть ли у них карта центра Москвы, одна презрительно мне отвечает: "Карты в магазине". Ну ладно, в магазине, так магазине, а на Волхонку как пройти спрашиваю, тут следует ответ: "А Волхонка сегодня закрыта!" Интересно, что она имела ввиду??? Уточняю, как пройти к ГМИИ Пушкина? Тут еще более убийственный ответ: "Не знаю!" Вот это, да! Чудеса, да и только! В инфоцентре, у стен Кремля, не знают как пройти к ГМИИ Пушкина... Или это была "месть" за попытку выпросить бесплатную карту? Тут другая женщина реабилитировала инфоцентр Москвы и рассказала, как выйти под мостом на Волхонку.
В знак нашей дружбы мне Москва преподнесла еще два подарочка: первый - это живое исполнение на ОРГАНЕ (подчеркнуто) в зале Микеладжело (ГМИИ Пушкина) токкаты Баха До минор. Сочетание скульптур гробницы Медичи, Пьетты, Моисея великого ваятеля и философа Микеланджело и музыки Баха - этих двух Вечностей, превратили меня в ледяной столб мурашек, заставили прислониться к дверному косяку и поднять глаза к потолку, чтобы слезы не брызнули - не люблю катарсисов на публике:) Но подарок оценила по достоинству! Про философию Микеланджело невероятно интересно рассказывает Паола Волкова в своем цикле передач "Мост над бездной" http://www.youtube.com/watch?v=t7-pyg1oZdM
И еще один сюрприз, эдакий «воздушный поцелуй» мне послала Москва, когда я уже направлялась в гости, к моим радушным и хлебосольным друзьям-москвичам. В метро задремала, и вдруг рядом завозился малыш, полез к окошку, открываю глаза - батюшки, за окном мелькают березы! Так неожиданно и прикольно, как если бы я по парку «Сосновка» на метро ехала, это что же, я так до конечной остановки по парку доеду? Но нет, через некоторое время вагон опять нырнул в туннель и видение исчезло.
На следующий день, с утречка пораньше мы отправились в Государственный Исторический музей
Поскольку в этот раз не удалось побывать в Оружейной палате, Москва мне подарила еще один подарочек - в ГИМ проходила выставка «Золото. Металл богов и царь металлов», посмотрели драгоценные монеты, украшения, награды, я например, никогда не видела вживую Знак и Звезду Ордена Святого Андрея Первозванного.
Предметы религиозного культа на этой выставке выглядели гораздо более интересными с художественной точки зрения, чем мы видели когда-то в музее в Великом Новгороде.
Венцы для венчального обряда, иконы в дорогих окладах – все очень красиво, ну и бриллианты и золото, как полагается, сверкают и слепят глаза.
Часы изготовленные в мастерской Фаберже
Залы украшают фрагменты росписей и архитектурные элементы древнерусских соборов Владимира, Москвы, Новгорода
Белокаменная резьба Дмитриевского собора, похоже не раз служила образцом для подражания - москвичи без труда назовут дом, где можно увидеть те же затейливые узоры и мифических животных
Тонкая деревянная резьба иконостаса церкви села Монастырщина покрыты золотой фольгой.
Древние монетки весьма миниатюрны по размерам, такие считать можно только на вес, клад с подобными монетками можно увидеть в Храме Василия Блаженного
Копия "Царского места" Ивана IV, оригинал изготовлен в XVI веке для Успенского собора Московского Кремля
В музее 22 000 экспонатов, чтобы все их осмотреть нужно потратить около 360 часов, если тратить по минуте на каждый. Вот например маскарадные сани
Настольное украшение к десертному сервизу Екатерины II изготовленное Берлинской королевской фарфоровой мануфактурой. Композиция символизировала в аллегорической форме триумф внешней и внутренней политики императрицы.
Образцы тканей российских мануфактур
Игрушки детей дворянского сословия
Никогда не думала, что шаржи могут быть скульптурными
Центральный холл ГИМ украшают портреты русских царей
После Исторического музея планировалась пешеходная экскурсия по Замоскворечью, но проливной дождь не позволил этим планам осуществиться. А мне так думается, это все Третьяковка подстроила:), ведь перед поездкой, я не планировала идти в эту галерею, не хотелось переизбытка художественных эмоций. Но Третьяковка, образно говоря, «топнула ногой» и сказала: «Приехать в Москву и не посетить Третьяковку? Не бывать этому!»
Но сначала ненадолго зашли в церковь Климента Папы Римского, красота внутри: высоченный, многоярусный золотой алтарь окружают капеллы верхнего яруса, цвета утренней северной зари с зефирными херувимами и ажурными балконными решетками.
Честно скажу, Третьяковка – одно из самых сильных впечатлений (если не сказать потрясений) от поездки в Москву, она меня ошеломила и по впечатлениям напомнила Прадо: тем, что сюда хочется возвращаться, и тем, что картины, выставленные здесь, хочется читать, как романы. Хочется узнавать и про жизнь художников, и про сюжеты, и про исторические события, которые эти сюжеты изображают. А еще правильно говорят, картины надо смотреть в подлинниках, никакие репродукции не передают ни краски, ни цвет, ни масштаб художественного произведения. В этом смысле открытием для меня стал Саврасов, его картина «Грачи прилетели», судя по репродукции в школьном учебнике, на картине изображена та пора весны, когда кругом грязно, тускло, блёкло. А в реальности, это такие чистые и светлые краски, такой удивительный свет, что физически можно ощутить разлитое в воздухе напряжение приближающейся весны и торжества новой жизни. Я ведь по этим унылым репродукциям и обо всей русской живописи судила, что она скучная, и почему-то даже Русский музей не менял раньше этой моей убежденности. А Третьяковка меня будто встряхнула, как говорит молодежь, будто «торкнуло» - значит, пришло время избавиться от своих заблуждений и начать открывать для себя русскую живопись. Я благодарна за это Третьяковке!
На третий (и последний день) планировались Новодевичий монастырь (с пешеходной экскурсией), потом прогулка на Воробьевых горах, затем возвращение в центр и прогулка от Кремля к Берсеневской набережной и затем Арбат.
Было у меня подозрение, что организованная экскурсия может внести непредвиденные коррективы в планы закоренелых индивидуалов самтуристов. Все-таки когда идешь сам - все зависит от тебя, когда с экскурсией – от тебя почти ничего не зависит. Предполагалось, что в течение 2,5 часов погуляем по монастырю, потом зайдем на Новодевичье кладбище, нам расскажут интересные факты о монастыре, покажут то, что сами бы не увидели или не обратили бы внимание и отправимся дальше по своему заранее намеченному плану. На деле оказалось, что экскурсия в большей степени посвящена именно Новодевичьему кладбищу (о монастыре рассказали совсем чуть-чуть в начале экскурсии, а внутрь мы вообще не заходили), и не столько даже кладбищу, сколько памятникам и скульптурам, а также ваятелям их создавшим. Экскурсовод перед началом экскурсии спросил: «Ничего, если мы немного переходим?» Народ думал, что речь идет о 20-25 минутах и с удовольствием поддержал энтузиаста своего дела. "Немного переходить" вышло в лишних полтора часа (может и больше, мы не выдержали - раньше убежали), и хоть экскурсовод оказался обладателем поистине энциклопедических знаний, но рассказывал он их так медленно, с чувством, толком, расстановкой, а на улице +4, и пару раз дождик со снегом собирался, в общем, получилось не то и не так, как ожидалось и планировалось. А когда экскурсоводу предложили рассказывать чуть побыстрее, он ответил: "А тогда будет не так вкусно:)" И в конце экскурсии все удивлялся, что-то народу меньше не становится:)
Немного рассказали о создании монастыря,
рассказали про Софьину башню, показали ставни софьиной камеры, которые специально не закрывали и перед которыми несколько месяцев болтались повешенные стрельцы...
Записки к Софье весьма занимательные, хотя Софья и не была Святая, в этот сан ее никто не возводил...
Потом пошли на Новодевичье кладбище, которому и была посвящена большая часть экскурсии. Честно сказать, я ожидала от VIP кладбища страны (как его назвал сам экскурсовод) немного больше размаха и помпезности - большинство памятников похожи на те, что ставят на рядовых кладбищах российских городов.
Но были конечно и исключения, очень трогательные и проникновенные памятники известным и любимым россиянами артистам, писателям, деятелям науки и искусства.
Только мне кажется, было бы здорово, если бы выделили специального человека, который бы вовремя удалял умершие цветы с могил. Понятно, что цветов приносят много и родственники не успевают их вовремя убирать, но к сожалению, со временем, сгнившие цветы придают кладбищу замусоренный вид.
Сбежав с экскурсии погуляли по территории Новодевичьего монастыря,
к сожалению, главный собор, Смоленский был закрыт, осмотреть его интерьеры можно только в летнее время
А вот в Успенскую церковь мы заглянули, т.к. она является зимней и в эту пору была открыта.
Преображенская церковь, построенная по заказу царевны Софьи в 1688г. пышет свежепозолоченными куполами
На метро вернулись к Кремлю и пошли гулять к Пречистенской набережной, по дороге осмотрели внутри и снаружи Храма Христа Спасителя
Прогулялись до памятника Петру I, не такой уж он и уродливый, как его все ругают, и места для такого масштабного творения по-моему как раз хватает
На правом фото знаменитый Дом Перцова, построенный в 1907 г. по по эскизам художника С.В. Малютина. По замыслу инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова дом строился как доходный, с жилыми квартирами и мастерскими для художников и должен был привлекать своей необычностью. Оригинальный дизайн, майоликовые панно, интерьеры в стиле модерн довольно быстро сделали Дом Перцова знаменитым на всю Москву. Не удивительно, что этот дом выбрал для проживания Троцкий.
а на Патриаршем мосту "причастились" селфи:)
И еще один «пряничный домик» на Берсеневке мне хотелось увидеть — церковь Святого Николы Чудотворца на Берсеневке, (Берсеневская набережная, дом 18-22), старейший храм Замоскворечья, построенный в 1657 г. Место душевное и церковка, уж как хороша!
Да и яркие, лепные узоры - наш достойный ответ семейству Робия!
Пока любовались церковкой на Берсеневке на Патриаршем мосту включили фонари и подсветку,
А потом уж почти бегом бежали, чтобы хоть краешком глаза успеть до полной темноты посмотреть Церковь Знамения на Шереметьевом дворе, (Романов переулок, д.2), по мнению искусствоведов, именно эта церковь является родоначальницей архитектурного стиля "Нарышкинского" барокко
Особняк Морозова (Воздвиженка, д.16) - восприняла как привет из Синтры от Дворца Пена:) Когда заказчика Арсения Морозова спросили, в каких стилях строить особняк, он ответил, что во всех сразу, но больше всего конечно был впечатлен синтровским неоманулино.
А вот ресторан "Прага" показался закрытым, как-то темненько было в окнах и на парковке всего три одиноких машинки
Храм Преображения на Песках(Спасопесковский переулок, дом 4А) фотографировали уже в полной темноте, но несмотря на это, московская подсветка достопримечательностей и церквей показалась на редкость удачной. А храм можно увидеть в Третьяковке на картине В.Д. Поленова "Московский дворик" и еще, в советское время здесь были мастерские "Союзмультфильма", из этих стен вышли Чебурашка, Крокодил Гена, Шепокляк.
Большой театр тоже очень хорош в подсветке
На Большой Дмитровке устроили целую световую инсталяцию
Прощалась с Москвой разумеется на Красной площади. Как уже писала очень понравилось, как оформлена подсветка зданий, на мой взгляд, очень грамотно и выгодно подчеркивает достоинства архитектуры и памятников.
Вот такое получилось первое знакомство, для меня Москва ассоциируется с бурлением (всюду стройка и преобразование), познанием, открытием чего-то нового.
Спасибо моим друзьям, что подарили эту встречу!