Подмосковье – это красивый и благодатный край с множеством достопримечательностей, разбросанным по городкам и селам. Лето – идеальное время для поездок по многочисленным маршрутам, разной степени удаленности от столицы. В этот раз мной был составлен маршрут по юго-западной и западной окраине Московского княжества, включающий в себя города Малоярославец, Боровск, Верея и Можайск, а также несколько сел и деревень.
Карта поездки
Старт был дан в 6.20 из родного города и к 7.30 мы достигли перекрестка Старой и Новой Калужской дороги, где выяснился малоприятный факт – дорога на Малоярославец перекрыта. Не беда – объезд через село Спас-Загорье, куда мы вообще то совсем не против были попасть. Именно в нем находится собор Преображения, одно из достопримечательностей последнего романа Б.Акунина «Квест». Проехать мимо него невозможно, но в ранний час он, естественно, был закрыт. Не самая большая беда думаю, гораздо хуже, что храм находится в массиве деревенской застройки и хозяйственных строений, и составить цельное впечатление об его архитектуре затруднительно.
Собор Преображения в Спас-Загорье
Через полчаса мы въехали в Малоярославец – город, вошедший в историю как место сражения Отечественной войны 1812 года. Каскад площадей в центре города – основное место сосредоточения памятников этого небольшого, но зажиточного (естественно по отношению к соседям) городка.
Памятник Владимиру Храброму-Донскому, основателю Малоярославца
Церковь Успения в Малоярославце
К сожалению, старейший собор Малоярославца – Казанский находится на реставрации без видимых перспектив окончания.
Неподалеку от него расположен комплекс Никольского Черноостровского монастыря постройки первой половины XIX века. Монастырь в хорошем состоянии, с великолепным садом. Рядом с ним памятник воинам 1812 года.
Никольский Черноостровский монастырь
Следующим пунктом должен был стать Боровск, на который из Малоярославца ведет прямая дорога. Вместо кратчайшего пути мы выбрали окольный через Обнинск в тщетной надежде увидеть старейшую атомную станции. Естественно, мы увидели только КПП, зато немного прокатились по зеленым улицам первого наукограда России. Тем не менее, дорогу Малоярославец – Боровск мы не миновали, так как другие дороги, отмеченные в атласе, оказались несуществующими. С этой дороги мы съехали на объездную вокруг Боровска дорогу, ведущую прямо к Пафнутьевскому монастырю. Не повторяйте нашей ошибки, дорога на редкость отвратительна, езжайте прямо через Боровск. Тем не менее, до монастыря мы добрались и даже сфотографировали его с берега Протвы.
Пафнутьевский монастырь
Сам монастырь – место паломничества многочисленных туристов. И опять, к сожалению, главный храм Рождества Богородицы закрыт на реставрацию, а ведь в нем находятся росписи XVII века, но внутреннее убранство мы видели мельком, и то, только из-за недосмотра рабочих, забывших запереть дверь. Возле монастыря можно купить традиционные русские сувениры и даже магниты на холодильник.
Пафнутьев монастырь. Главный вход.
Дорога от монастыря в Боровск пролегает через ряд церквей. Сам Боровск - маленький городок с большой историей, которая творилась в нем преимущественно во времена Смутного времени и Раскола. В центральной части города сохранилось немалое количество особняков и две церкви, традиционно на реставрации.
Боровск. Главная площадь.
Конечно, главная особенность города – это рисунки и стихи на стенах домов, по городу очень приятно гулять и находить на очередной стене маленький шедевр.
Картины на стенах
Еще одна достопримечательность – памятник Циолковскому в валенках под копией стелы с площади Гагарина.
Памятник Циолковскому.
Проехав на заречную сторону Боровска, мы поднялись на пешеходный мостик, перекинутый над Протвой.
Река Протва
Атлас обещал, что есть прямая дорога на Верею. Подъехав почти к искомой развилке, мы обнаружили указатель на этногородок и решили шапочно ознакомится с этим небезызвестным местом. Этногородок – это оригинальное решение по проведению досуга на выходных с проживанием в псевдоэтнических условиях. Не исключено, что это достаточно интересно, но мы лишь прогулялись по части территории и отправились далее.
Этногородок
К сожалению, атлас в очередной раз соврал – дорога на Верею представляла собой грунтовку. Это нас не остановило, и я храбро повел машину через грязь и лужи, но когда грунтовка перешла в просеку, благоразумие взяло верх, и мы повернули обратно. Запасной маршрут также уже не существовал, и пришлось ехать мимо этногородка по ужасной дороге на большую бетонку, и все это под уверенный огонек датчика уровня топлива. К счастью, все обошлось.
Дорога с большой бетонки на Верею пролегала через пригород с церковью Входа в Иерусалим XVII века, медленно восстанавливающей свою красоту.
Церковь Входа в Иерусалим
По мосту через уже хорошо знакомую Протву попадаем в центр Вереи. Центральная площадь сохранила свое торговое значение – до сих пор на ней расположен рынок. Рядом с площадью расположены исторические торговые ряды и собор Рождества Христова.
Колокольня собора Рождества
Да-да и его пытаются реставрировать. В подклете могила генерала Дорохова, правда останки его утеряны в 30-х годах прошлого века. Дорохов командовал войсками, временно освободившими Верею от французов. Рядом с соборами памятники солдатам двух войн, один из которых уменьшенная копия монумента в Трептов парке.
Памятник Дорохову
С площадки около собора открывается вид на заречную сторону с барочной Богоявленской церковью XVII века.
Заречная сторона Вереи
К ней мы и прошли через пешеходный мостик. Верея – центр пасторальной идиллии. Он еще меньше и спокойней Боровска. Такое чувство, что он остался в XVIII веке.
На этот раз прямая дорога на Можайск существовала. Проходит она мимо села Борисова, бывшим ранее Борисовым городком. Существовала теоретическая возможность увидеть остатки валов крепости и остатки церкви, превращенной в клуб. Клуб мы увидели, а что до валов – они превратились в крутые холмы, нависающие над Протвой.
Можайск был оставлен на следующий день, а пока мы отправились к месту ночевки на дачу. Если бы не потери времени на почте в Малоярославце, Обинск и несуществующие трассы вполне можно было уложится и в один день, но в общем-то мы изначально и планировали 2-х дневный заезд.
В Можайске мы были в 9 утра следующего дня. Осмотр города начали с великолепного Никольского собора псевдоготического стиля, расположенного на месте древнего городища в западной части города. Вокруг него небольшой тихий парк с памятником Великой Отечественной Войны.
Никольский собор
Недалеко в городе рядом со следственным изолятором в жилом квартале находится церковь Иоакима и Анны,
Церковь Иоакима и Анны
а на окраине ансамбль Лужецкого монастыря, основанного в 1408 г. С Брыкиной горы открывается вид на излучину Москвы-реки и село Исавцы. Рядом с монастырем расположена конюшня с манежами, стилизованная под Дикий Запад. В вольере гуляют пони с ламой и несколько овец. Сам монастырь интересен, так как сохранил несколько строений XVI-XVII, часть которых еще на реставрации.
Лужецкий монастырь. Собор Рождества Богородицы
Центральное сооружение - собор Рождества Богородицы, первый посещенный нами храм, масштаб которого виден и изнутри. К сожалению, на территории монастыря затеяно какое-то новое строительство, и исторический ансамбль его несомненно понесет утрату.
Некрополь Лужецкого монастыря и Привратная церковь
Рядом с монастырем в д. Исавцы расположен источник и купель, вокруг которых разбит сад в православном стиле. Посещение этого источника стало последним «гвоздем» нашей программы. Отход осуществили по Можайскому и Минскому шоссе.
Немного общих впечатлений. Почти все архитектурные достопримечательности, посещенные нами, являлись храмами или монастырями. Это неудивительно, так как зачастую только они возводились из камня. Древнейшие из них построены не раньше XVI века, основная же часть датирована позднее Смутного времени. Это также понятно, так как все посещенные города сильно страдали от захватчиков, начиная с татар и кончая немцами. Большинство храмов в перманентно стоящих лесах, часто реставрация ведется силами РПЦ и прихожан. Памятники в хорошем состоянии - в основном монастыри. Убранство внутреннее как правило новодел и зачастую небогатое, что впрочем неудивительно. Тем не менее, остается впечатление скученности и убогости, когда огромный снаружи храм, внутри оказывается маленьким полуподвалом с побеленными стенами. Для фотосъемки, как правило, требуется разрешение настоятеля, особенно в нетуристических местах, впрочем не везде данное правило соблюдается. В целом остается несколько обидное впечатление, ведь даже в Белоруссии, которая сильнее пострадала от войн, процесс восстановления идет гораздо быстрее. Немного жаль, что продолжаем не беречь то немногое, что удалось сохранить в годы испытаний.