Вот и подошло время грузинской поездки, тренировка по красотам Башкирии показала, что мы готовы начинать вылазки такого масштаба. За основу маршрута лег рассказ уважаемых Александра и Натальи Громовых, как наиболее подробный и один из самых красивых.
Забегая вперед скажу, что в силу ограниченного времени и не совсем хорошей погоды мы успели посмотреть лишь небольшую часть красот Грузии, оставив много удивительных мест на потом. Но, несмотря на это, получилось очень интересное и незабываемое путешествие, Грузия — та страна, куда хочется вернуться.
До Минеральных Вод мы будем добираться порознь, лучшая часть экипажа, состоящая из мамы и сына, полетит туда самолетом, ну а я, соответственно, незаметно туда телепортируюсь вместе с УАЗом.
Исходя из путешествия в Монголию, рассчитывал проходить в день километров по 800, тратя на дорогу в день часов по 11, но оказалось, что ехать от Челябинска на запад и на юг гораздо медленнее, чем на восток, что в принципе, предсказуемо. Имея возможность отгрызть у дороги небольшой задел в 160 км, еще в пятницу после обеда доехал до Златоуста, где переночевал с семьей у бабушки и дедушки, ну а утром в 5 часов тронулся в основной Путь. Примерно так выглядело пятичасовое утро:
Черная лента дороги мне всегда напоминает некий телепорт, ленту с параллельным измерением, вступая на которую, попадаешь в совершенно другой мир со своими правилами и временем, протекающим совсем не так как в обычной офисно-городской жизни. Где еще встретишь такое разнообразие представителей совершенно других регионов и стран (читай цивилизаций), просто свернув на федеральную трассу. Тебя тут же засасывает в этот бесконечно несущийся поток уже не просто людей, а целенаправленно двигающихся экипажей всех мастей и размеров, и ты, повинуясь, этой силе обретаешь новые ощущения, которые свойственны только в дороге.
Благодаря раннему выезду удалось проскочить проблемные места в окрестностях Сима и на спуске после Аши, где идет ремонт моста, по которому организовано движение по одной полосе, регулируемое светофором. В час-пик тут скапливаются огромные очереди. Без проблем объехал Уфу, там кое-где идет строительство дороги, но в целом движение рабочее, в отличие от Октябрьского, где очень плотный трафик. Вообще, глядя на М5 очевидно, что дорога такого масштаба безнадежно устарела и требует полной замены. С юга по объездной объехал Самару и решил отобедать. Телепорт выплюнул меня у какой-то придорожной кафешки, в голове шум, глаза еще не привыкли к статике и немного покачивает. После обеда стало легче, реальность вновь обрела краски, лента дороги изрядно опустела, но зато теперь от нее пышет раскаленным воздухом, так что не подойти. Без кондиционера ездят дагестанцы на камазах и водители с как-нибудь восьмым даном из пяти общевозможных.
За 11 часов прошел 785 км и уже втянулся в режим езды, теперь можно многие вещи делать без остановок, например, сходить в конец машины, проверить укладку груза, принять душ, автомобиль сам найдет дорогу. В этом УАЗе, в отличие от таблетки, путешествовать достаточно комфортно, можно слушать музыку, такого дикого шума нет, но не надо забывать, что у любого УАЗа есть свой характер. На девятой сотне ему стало скучно, и он робко постучал мне снаружи чем-то по кузову. Я, естественно, остановился, обошел товарища, понюхал, потрогал, но не найдя ничего такого решил ехать дальше. Но УАЗ снова постучал откуда-то спереди справа, теперь более настойчиво, пришлось свернуть на обочину и основательно поискать «кто там». Приглядевшись, обнаружил причину стука, ей оказался вырванный амортизатор (в нашем сервисе уже по приезду этому событию совсем не удивились, там вообще не удивляются).
Однако! А ведь я еще даже не свернул на настоящую дорогу для настоящих внедорожников, правда, тот асфальт, по которому пришлось проехать, еще хуже бездорожья. Пришлось снять амортизатор, чтобы он не продолбил крыло и похромать к очагу цивилизации, который находился неподалеку. Милая девушка на мою просьбу отыскать сварщика куда-то позвонила и сказала, что через десять минут за мной примчится машина сопровождения, которая за сто рублей проведет к сварщику, который живет в деревне Ивантеевке, что буквально в трех километрах. В ожидании спасителя я открыл капот, из-под него что-то капало, и начал критично осматривать внутренности, уж если оторвало амортизатор, не мудрено, что более хрупкие элементы конструкции, скорее всего, просто рассыпались. Потек бачок омывателя, он терся своим дном о крыло, которое было ему надежной опорой, но пыль, как абразив, свело на нет все их дружеские отношения. Бачок я заклеил суперклеем и подложил под него кусок туристической пенки, прекратив тем самым такой тесный контакт. Вообще, глядя на то, что у УАЗа под капотом делается немножко не по себе. Инжекторный двигатель с кондиционером оснащен большим количеством датчиков с проводами и трубок/шлангов, необходимых для его исправной работы, и вот все это счастье просто лежит/висит над двигателем или прямо на нем. Что-то просто свисает, растягиваясь, что-то потихоньку перетирается, что-то перетирается довольно активно, хомуты умудряются ослабляться и срываться при попытке их затянуть, контакты реле и клеммы датчиков доступны для воды и пр. То есть, либо дождаться когда все это перетрется (лишь бы не загорелось) и пойти за новой машиной, либо кропотливо затягивать, изолировать, прокладывать заново и смазывать, в общем, жесть, как она есть, а пока едем к сварщику.
К моему удивлению сварщиком оказался не какой-то пьяненький мужичок, а настоящий кузнец-самородок по имени Григорий. Он был сварщиком от бога в восьмом поколении и занимался любимым делом непрерывно, практически без сна.
— Ну-у-у, что там у тебя стряслось, пробасил он, протягивая руку.
— Да вот, протянул я руку в ответ, амортизатор вырвало.
После рукопожатия я передал ему обломок крепления, а сам пошел искать рентген, чтобы выяснить, сколько костей в моей кисти перестало существовать.
— Сейчас я тут закончу, снова пробасил он, а я прокрался тенью внутрь святыни и стал наблюдать, остужая руку в ведре с водой. Беглого осмотра было достаточно, чтобы понять, что умелец почти доделал локальную систему ПРО, замаскированную под ветряк.
— Она еще лампочками мигать будет, гордо сообщил он, смотри какой плавный ход, и он дунул на лопасти ветряка.
Меня отшвырнуло к стене, а винт адской машины немедленно пришел во вращение, норовя порубить в капусту все, что к нему потянулось. Я потом тоже пробовал дуть, но кроме пыли, коей там лежало в избытке, ничего с места сдвинуть так и не смог.
Вот это верхний ярус установки, он отвечает за двойное вращение, видимо, в нем система наведения.
А это снизу, основной блок управления, он же несет на себе элементы световой сигнализации. Все это сделано из бывших комбайнов, сеялок и прутка толщиной миллиметров 8 и весит килограмм 30, то есть на века.
Общий вид мастерской, из которой, безусловно, вышло много шедевров местного зодчества.
— Сам Иваныч, местный олигарх, у меня изволит ремонтироваться, не без гордости отметил самородок, ну так что там у тебя?
Постепенно мы перешли к моей ничтожной проблеме, я подготовил поле деятельности и Григорий приступил к работе.
Дело он свое знал отлично, бедный трансформатор, содрогаясь, как мог, выдавал ток, освещение деревни тревожно мерцало, вокруг все затихло — никак Григорий работает, зашептали старушки многозначительно. Я поливал водой крыло, чтобы не оплавились шланги кондиционера, просто лежащие на нем, из щелей валил дым, летели искры. Искры летели во все стороны, часть их падала на Григория и его тренировочные штаны, но никто из них на искры не обращал никакого внимания. Наконец, Григорий выбрался из-под машины.
— Готово, пробасил он.
— Водой не поливай, пусть металл отдохнет, пойдем, руки помоем.
Во дворе его дома лежало много интересных конструкций от старых торпед до современных фотонных отражателей, снять, к сожалению, их не удалось, я думаю, что освоение гражданскими космоса, начнется из этой деревни. После сборки автомобиля в обратном разбору порядке, я сердечно попрощался с Григорием, пообещав изваять его бюст из полония, и вернулся на трассу к мотелю «Оазис».
Перед ним какой-то очередной ивантеевский умелец выгрыз из неместной растительности мебельный гарнитур из пяти предметов, символизирующих удачу и надежду в будущее, вот он:
Сидеть нормальному человеку за такой мебелью без травм было невозможно, поэтому, приняв душ и выпив бутылку пива, я пошел в машину спать. За день пройдено 901 км, в пути 13 часов, неплохо для начала.
Утро известило себя песней «Долина, чудная долина», разносившейся из наглухо затонированной шестерки. Я умылся и распинал хозяйку кафе, которая с недовольным видом слепила мне яичницу и сварила две сосиски, после чего снова рухнула спать. В 5:30 я выехал в южном направлении, утро в Саратовской области выглядит с оной стороны так:
А с другой вот так:
Все как у нас плюс электрификация всея Руси, но вдруг дорога порадовала интересным плакатом:
Из него следовало, что бдительность тут на высоте и любая сеялка может оказаться замаскированным патрульным экипажем, чего не придумаешь ради безопасности на дорогах. Утром ехать хорошо, прохлада и относительное спокойствие на дорогах отчасти скрашивают то ужасное состояние покрытия, которое началось вскоре после Пугачева. Дорогу бомбили, причем из всех видов орудий, потом по ней прогнали стаю слонов, хороших таких слонов, которые добили то, что не смогли разбомбить. Уже на обратном пути, проезжая Пугачев вечером, наблюдал как страшного вида тетеньки и бабушки размахивали картонными табличками с надписью «ночлег», при виде которых хотелось еще скорее покинуть этот унылый и мрачный город. Далее прошел славный город Балаково, один из двух городов в России, где есть одновременно ТЭЦ, ГЭС и АЭС — это невероятное счастье обладать таким богатством в одном месте. Начиная с Маркса, пошли деревушки с богатым рыбным ассортиментом и раками, но нам этого не надо и немного не доезжая Энгельса, пересекаю Волгу, которая тут шириной больше трех километров. Для нас уральских дремучих людей переезд такой реки равнозначен обряду посвящения в космонавты.
Пройдя около 500 км от славной Ивантеевки и, отобедав, решаю отдохнуть и искупаться в матушке-Волге, а то прям как-то неприлично ехать мимо и не замочить в ней тельце. Вокруг непрерывно подсолнухи и поле, русское поле.
Найдя сворот, подъехал к берегу, который оказался крутым и обрывистым, вокруг порхали разноцветные щурки, которые не водятся в наших местах. Местность похожа на саванну, очень жарко:
УАЗ попросил сфотографировать его на фоне матушки, он хоть и недалеко родился, Волгу еще толком не видел, что ж, не жалко.
Нашел спуск к воде, он был провешен страховочными канатами и имел пятую категорию сложности, до воды на снимке порядка тридцати метров.
Но купаться хотелось нестерпимо, и я как слаломист устремился вниз, поднимая клубы пыли и провоцируя камнепады. Благополучно затормозив у самой кромки воды и, бросив в нее шипящие от перегрева сланцы, я с трепетом взирал на могучий берег могучей реки.
Сразу представились свирепо лохматые бурлаки, которые тащили всякое и матерились, потому что кусты и всякие слаломисты преграждали им и без того нелегкий путь. Купание пошло на пользу, на тельце нашел пару старых футболок, усталость и пыль дорог остались тонуть в реке. Пока я принимал водные процедуры, машину оккупировал такой вот мутант свиньи и кузнечика, шевелиться он отказался, и ехал со мной почти до Волгограда.
Подъем наверх вернул пыль обратно на тело, но в награду за спуск около машины мне вручили значок скалолаза волжского и отправили дальше в путь. Последние километры до Волгограда, видимо, не восстанавливали с 1943 года, чтобы память великого сражения на века осталась в сердцах людей и подвесках автомобилей. Город, не успев толком начаться, тут же кончается, но лишь для того, чтобы начаться вновь и заставить надолго задуматься о вечном на переезде, который приоткрывают словно форточку минут на пять. За этот миг успевает прошмыгнуть толпа реальных пацанов (не стоять же, как все мудаки), которые по обочине объезжают основную очередь, поднимая клубы густой южной пыли. Фуроводы матерят их и предлагают замуровать заживо, но толком сделать ничего не могут. Жара нестерпимая, леплю памятник создателям кондиционера и еще один памятник тому, кто смог вживить его в УАЗик. Минут сорок оставляю на переезде и, следуя советам навигатора, потихоньку, где-то за час с небольшим, прохожу этот дивный город — ДолгоградЪ. Родина-Мать оказалась огромной, просто не по-детски огромной, впечатлен.
В километрах тридцати за Долгоградом жизнь как-то резко заканчивается, локализуясь лишь в небольших хуторках, в которых обнаруживается большое скопление кафешек с призывом отведать почему-то дагестанской кухни. К одной такой стоянке в селе со звучным названием Цаца я и подкатил, затесавшись между пыльных серых фур, не обращая внимания на номера. Поднявшись на крыльцо и открыв дверь кафе, я словно уперся в невидимую стену. Затихнув и перестав жевать, на меня уставилось с десяток дагестанских суровых мужиков с очень удивленным выражением черных пронзительных глаз. Картина получилась как в х/ф «Брат-2», когда Данила зашел в кафе к неграм. Я тихонько поздоровался с присутствующими, и, пожелав им приятного аппетита, аккуратно спустился к машине и поехал дальше. Я ничего не имею против дагестанцев и их водителей в частности, но к такой концентрации я был просто не готов, со своим белым УАЗом я там выглядел очень нелепо. Пришлось свернуть на проселок и, укрывшись за лужицей с редким камышом, к огромному неудовольствию местных куличков и уток остановиться на ночлег.
За день пройдено 735 км, время в пути 12 часов.