Мы поехали на восток, в сторону Кутаиси. Дорога была какой-то не особо интересной, равнины да посёлки, переходящие один в другой, как у нас на Донбассе.
В Кутаиси мы посмотрели храм Баграта, как дань необходимым туристическим достопримечательностям.
И посмотрели монастырь Моцамета, как дань Мамуке, который говорил, что нельзя быть в Кутаиси, не посмотрев сей монастырь. На самом деле, Моцамета ( а если полно - монастырь Святых Давида и Константина) – удивительное место, как по своей истории, так и по расположению. По преданию, здесь похоронены мученики Давид и Константин, принявшие страшную смерть, но не предавшие своей веры. Сейчас в монастыре есть их захоронение. Под специальным ковчегом с мощами Святых сейчас сделан проход. Он очень низкий, и чтобы его пройти, нужно практически стать на четвереньки. Пройдёшь – и исполнится твоё желание. Правда, думаю, для этого нужно очень хотеть и верить, а не только ползать под ковчегом. Люди ползают, проползли и мы.
Сам же храм вырос на высоком берегу реки Риони, которая в этом месте делает крутой изгиб.
К монастырскому комплексу ведут вот такие ворота:
А сам комплекс выглядит вот так:
Здесь много красивых, скорее даже душевных деталей, как вот эта дверь, к примеру, или этот родник.
В самом же Кутаиси нам понравился рынок. Здесь был много специй, и здесь я купил себе сванку.
В Кутаиси мы искали площадь Давида Строителя, как одну из отправных точек для знакомства с городом. В интернете сообщалось, что по центру площади стоит конная статуя этого Давида. По всем приметам мы вышли на эту площадь, но человека на коне так и не увидели. А увидели вот что:
То есть, обнаружилось даже два коня, но без Давида. Совсем отчаявшись, начали расспрашивать местных жителей, где же эта площадь, пока наконец поняли, что это и есть она, только Давида почему-то с коня сняли, заменив вторым животным. Видимо, конь оказался важнее.
Двигаясь дальше в сторону Гори, проехали целую полосу «гончарных посёлков»,главный из которых – Шашури. Здесь продаётся несметное количество изделий из глины. Они довольно дёшевы, например, хороший кув шин на 2 литра стоит 15 лари. Поначалу кажется, что изделий много, но потом понимаешь, что у всех номенклатура товара примерно одинакова. Нигде больше в Грузии нельзякупить гончарне изделия дешевле, чем здесь.
Мы заметили, что существует некая специализация. Закончились гончарные изделия – пошли поселки резчиков по дереву,потом – посёлки с горячей кукурузой, потом – с необычными сладковатыми лавашами – вот такими:
В этот день мы снова ночевали у реки, где-то под Григолети. А утром к нам в гости пожаловали быки.
Я смотрел на этих животных и немножко грустно думал: « А ведь это – последнее утро в Грузии». К вечеру, даст Бог, мы пересечём границу.
Въехали в Гори. Сразу двинулись в сторону рынка. Припарковались невдалеке вот от этой скульптуры:
С ней связана маленькая смешная история. Мы пошли гулять по рынку, и когда уже нужно было возвращаться к машине, я начал спрашивать: а где тут скульптура – всадник на лошади? И никто мне не мог ответить, естественно. Я злился.Еле нашли машину, и тут только мы со смехом заметили, что это за «лошадь»!
На рынке в Гори мы ели изумительные по вкусу тортики, и пили такой же изумительный кофе. Это был лучший кофе за всю поездку.
Сладости Гори.
А вот какая обстановка окружала эту харчевню:
Ну и как же побывать в Гори, и не увидеть знаменитый пещерный город Уплисцихе! Хотя, надо признать, что после Вардзии его масштабы уже не впечатляли. Тем не менее, мы не пожалели.
Тут, в Уплисцихе, впечатляют не столько размеры, сколько история. Ведь городу около 3 тысяч лет! Когда-то, ещё задолго до христианской эпохи, здесь был город языческих жрецов, и был здесь Храм Солнца. Потом, как это водится у людей, победившие христиане изгнали и уничтожили жрецов, а их храмы переделали в христианские. Ещё позже такой же финт с христианами проделали монголы. Менялись хозяева и вероучения, а камни смотрели на всё это, как смотрят и сейчас.
У входа в комплекс ( а вход платный, стоит 5 лари) есть музей, в которм можно дополнительно, за ту же цену, узнать про историю Уплисцихе. И даже посмотреть небольшой учебный фильм, но только на английском языке.
А ещё в Уплисцихе живут вот такие вараны.
После Уплисцихе мы заехали ещё в Мцхету. Конечно, посмотрели храмы Джвари и Светицховели, а также монастырь Самтавро. Но всё это уже как-то галопом, просто «чтобы отметится». Не было уже ни времени, ни сил душевных. Поэтому я не буду здесь их описывать. Пусть и в отчёте останется так, как получилось на самом деле – мимолётно.
Выложу, пожалуй, только вот этот снимок – очень традиционный: встреча двух рек у храма Джвари – Арагви и Куры.
Мы спешили домой. Проехали Крестовый перевал под дождём, поэтому здесь не было той пылищи, которая была три недели назад. Зато проезжая часть была размыта потоками дождя, к тому же налетали плотные хлопья тумана. В долину перед Казбеги мы спустились уже вечером.
А была у нас уже давно одна странная мысль: обязательно заехать снова в ущелье Джута, чтобы купить сыра у той бабушки, у которой покупали его в первый день.
Сворачиваем на Сно. Уж совсем вечереет. Едем в сумерках. Говорю Лене : А вдруг она уже спит?»
- Купим у другой, как-то неуверенно отвечает Лена.
Въезжаем в село и двигаемся к тому родничку, где застали тогда бабушку.
У родничка, в сумерках, различаем фигурку женщины. Она поворачивает голову на свет фар. Это была НАША бабушка. Что-то щёлкнуло и замкнулось.
Мы стояли в Той церкви, которая пахла тогда, три недели назад, горным сеном. Теперь сена уже не было, а были две свечи, которые мы зажгли в темноте. Путешествие осталось в прошлом.
В салоне машины ощущался лёгкий запах нового бабушкиного сыра. Спасибо тебе, Грузия! Спасибо вам, светлые и добрые люди, которых мы встретили в пути! Мы будем ещё встречаться.