Всё-таки решил описать свои впечатления о недавней поездке в Грузию на машине с семьёй. Давненько я не писал никаких отчётов о своих поездках, а вот теперь не могу молчать . Но мой отчёт будет несколько отличаться от того формата, который принят здесь в последнее время. Я не хочу помещать сюда никакие фотографии, хронологический порядок поездки по дням-часам, восторженные описания разных мест, списанные из путеводителя. Большинство отчётов о поездках последних лет, которые мне попадались в Рунете, представляют собой набор различных фотографий с короткими подписями из серии: «…а тут мы поели классный шашлык», «…вот наш отель», «…какой замечательный вид на…» и т.д. Не в обиду всем присутствующим: мне не сильно интересно пересматривать практически одинаковые фото со стандартными видами храмов-крепостей-гор и т.д., их можно найти во многих местах. А вкус хинкалей по фотографиям всё равно не понять. И очень мало собственно информации о стране, людях, дорогах, жилье, расходах, да и собственных, очень субъективных оценок различных приметных мест, которые бы отличались от изложенных в путеводителях. По мере сил постараюсь заполнить те пробелы, которые имелись у меня перед отпуском.
Описание я буду вести не в хронологическом порядке типа «встали утром … июля - поели хачапури в отеле … - поехали в музей и т.д.», а по отдельным тематикам.
Итак,
Личный состав: 4 человека – собственно ваш покорный слуга, его жена и двое детей – 18 и 10 лет. Это наше не первое и даже не пятое путешествие. А учитывая нашу с женой профессию - мы геологи – по свету нас помотало изрядно. За рулём, к сожалению, только я – старший сын до поездки ещё не успел получить права. Опыт вождения у меня 22 года, в том числе немало покатался в дальняк, по СССР и за границей.
Автомобиль – Опель Астра Н 2011 год, 45 тыс. км пробега, МКПП, двигатель 1,6 л. В семье это второй автомобиль, первый – УАЗ Патриот, с грязевой резиной и лебёдкой. На УАЗе мы ездили в 2011 году в Абхазию, где замечательно покатались по высокогорному бездорожью. Но в этот раз решили ехать на пузотёрке – это всё же побыстрее и подешевле. В результате могу сказать: тех интересных мест, что вполне доступны на пузотёрке, хватит на две таких поездки. Так что не жалеем. Но если всё же второй раз окажусь в Грузии, то уже только на внедорожнике – хочу забраться повыше в горы и посмотреть на почти нетронутую природу и не туристические памятники истории…
Дорога. Туда выехали в понедельник, 20 июля, в 7.00 по стандартному маршруту: дача рядом с г. Чехов (Московская область) – М2 - Ефремов – М4 – Тимашевск – М29 - Кропоткин (ночёвка, около 1300 км от дачи) – Нальчик – Владикавказ - Верхний Ларс – Грузия. Про М4 в принципе всё сказано, единственное, что сразу после Ростова часа на 2 встряли в огромную пробку из-за ремонта дороги. Был бы на Патриоте – рванул по полям, а тут… Поэтому обратно я попытался объехать это безобразие через Ставропольскую трассу: в Армавире свернул на Новоалександровск – Красногвардейское, где вышел на трассу Ставрополь – Ростов на Дону. В пробках не стоял, но много времени потерял при проезде через Армавир и Новоалександровск. Плюс дороги тут не айс, особенно Ставропольская трасса у границы с Ростовской областью. Вывод такой: надо было сразу же уходить на Ставрополь, меньше времени потерял бы в деревнях и посёлках. Но асфальт здесь редко где позволял держать скорость больше 120 км/ч.
По дороге в Грузию заночевали в Кропоткине (дневной пробег около 1300 км), где были ближе к 22.00 – там полно мотелей на трассе, минимум штук 5 видел как в самом городе, так и на подъездах. На обратном пути спать остановился у поворота с М29 на Ставрополь – там 2 мотеля, один прямо на М29 (в нём мест не было), другой рядом – заезд сразу же после поворота, если двигаться на Ставрополь. Мотели были оба так себе, но после длинной дороги пойдёт.
Навигация. Использовал смартфон с программой Navitel (пиратка, скачана с Инета) и картами России и Грузии. Результатом удовлетворён, единственный минус карты Грузии – программа не знает улиц с односторонним движением и порою старается завести под кирпич – будьте аккуратны! Ещё пользовался бумажной картой Грузии, купленной ещё в Москве. Это оказался наилучший вариант!
Удивительно, но в Грузии огромные проблемы с картами собственной страны. Автомобильных атласов, к которым мы привыкли, у них нет вообще от слова совсем. В информационных туристических бюро раздают бесплатно буклеты с планами городов и топокартами м-ба около 1:500 000, которые ещё искусственно уменьшены при печати так, что названий не разглядеть, а половины имеющихся автодорог (даже крупных) на этих картах не показано. Видать, чтобы шпионы заблудились… Так что везите картографию из дома!
Пробег и расходы. Вот это та информация, про которую почти во всех отчётах забывают. Или стесняются приводить. А ведь она очень важна! Ну, по крайней мере, для меня как главы семьи, главного спонсора и единственного водителя. Цифры пробега дам по показаниям БК, расходы – несколько округлю, ведь кассовые чеки для бухгалтерии я не собирал. Итак, расстояние от г. Чехова (Московская область) до границы в Верхнем Ларсе – 1830 км, средняя скорость движения (без учёта ночёвок) – 89 км/ч, расход луца – 8,4 л/100 км, всего – 153 литра, что при цене 1 литра АИ 95 ~ 36,5 рублей составило около 5600 рублей (в один конец). По дороге один раз влетел на Ставрополье на полицаев – 140 км/ч при разрешённой 70 км/ч. И я ещё успел оттормозиться. Поскольку превышение на 70 км/ч – это уже вплоть до лишения от 4 до 6 мес., пришлось оставить 5 тыс. руб. Таким образом, дорога до Грузии и обратно составила по деньгам, с учётом ночёвок (2500 и 2 000 руб.), гаёвни и харча на всех, около 22-23 тыс. рублей на круг.
Общий пробег по Грузии составил около 2 600 км, расход топлива – 8,6 л/100 км, всего – 230 литров. При стоимости АИ 95 (марка премиум, но заправщику просто говорите – 95-й) 2,08 лари (по курсу 26,5 руб. за 1 лари) цена 1 литра в рублях – примерно 55 рублей. Таким образом, расходы на бензин в Грузии – примерно 12 700 рублей.
Итого весь бензин плюс дорога туда-обратно – 36-37 тыс. рублей. Амортизацию машины считать не будем. Общие расходы на весь отпуск составили примерно 140 тыс. рублей на четверых на 10 дней в Грузии плюс 4 дня дороги, Таким образом, как бы «путёвка» на 1 человека «всё включено» – 35 тыс. рублей. То есть около 100 000 тыс. рублей на 10 дней, или 10 тыс. руб. в сутки на четверых с учётом жилья, еды-питья, сувениров, экскурсий и прочих развлечений, но без учёта всех перемещений. По-моему, недорого, с учётом 27 литров вина, которое мы привезли с собой… Я эти цифры привожу, чтобы можно было сравнить с Турцией-Египтом-Крымнаш…
Бензин. Стоимость 1 литра АИ 95 на момент нашего отпуска была 2,08 – 2,09 лари (по курсу на тот момент – 55-56 рублей), качество бензина мне показалось получше, чем в России. Больше всего понравился бензин на Wissoil, а меньше всего – на Лукойле (и почему я не удивлён?). Заправок много, практически везде берут для оплаты пластиковые карты. Подъезжаете к колонке, к вам подходит заправщик, говорите ему, что хотите, а затем – что оплата будет картой. Далее заправщик после окончания заливки бензина по факту или сам засунет карту в переносной терминал, либо направит в кассу. По-русски понимают все.
Граница. В Грузию мы въезжали во вторник, 21 июля, выехали из Кропоткина в 7.00 и на переходе были около 13.00. Всё прохождение заняло 1 час 45 минут - здорово! Выбор дня и времени перехода был по результатам постоянного мониторинга сайта vlars.ru. Вторник-среда днём – лучшее всего для пересечения границы, что подтвердил и наш опыт.
А вот обратно ехали в понедельник, 3 августа, выехали из Сигнахи где-то в 9.00, на границе были тоже около 13.00, а простояли – 5,5 часов!!! Надо сказать, что без очереди почти никого не пускали. На российской стороне при выезде за порядком следят осетинские полицаи, а обратно, на нейтралке, – наши погранцы. У пограничников приказ – без очереди беременные (с заметным пузом), с грудными детьми, инвалиды 1 группы, ветераны. Это из разговора с сержантом-контрабасом. И надо сказать, что наши пограничники это соблюдают!!! Порядок на границе не то чтобы идеальный, но вполне приемлемый. Конечно, при передвижениях очереди машины 15 региона пытаются вклиниться справа, из очереди грузовиков, но если не щёлкать клювом – то всё будет нормально. Передо мною вот никто не влез.
Если говорить о выезде из России, то в понедельник 3 августа, когда мы уже возвращались, очередь была гигантская, километра на 2, без шансов пройти в один день… Мы, когда стояли на нашей стороне при выезде, разговорились с местным гаёвным полицаем – старлеем. Далее – его информация. Типа, для местных полицаев дежурить на погранпереходе – наказание… Всего на нём каждый день работает около 200 человек – кафе, магазин, погранцы, таможня, персонал, обслуживающий тоннель… И все имеют право проезда мимо очереди! А народ, который наблюдает, как кто-то из местных едет без очереди после короткого общения в полицаем, фоткает это и посылает в качестве жалобы… Так что в очереди постоянно работают экипажи в гражданском из инспекции по личному составу – пытаются поймать честных и неподкупных полицаев на взятку . Я обратил внимание, что почти все машины, которые проехали к переходу без очереди, через некоторое время возвращались обратно… А ещё больше машин заворачивают в конец очереди.
В общем, хотите - верьте, хотите – нет: нам никто не предлагал за бабло проехать без очереди.
Все проблемы, ИМХО, на нашей таможне в следующем: здесь всего 6 линий – одна – дальнобойщики, одна – автобусы, две – граждане России и Таможенного союза, им не надо оформлять временный ввоз-вывоз автомобиля и миграционную карту. Ну и две линии – для всех остальных, не граждан России и ТС.
Ну а грузины вообще ничего не проверяют – им по фигу, кто что везёт и на чём едет, багаж никому не интересен, просканируют загранпаспорт – и всё, добро пожаловать! А у нас всё таки пытаются хоть немного что-то смотреть и оформлять… Хотя 27 литров вина, а также запрещённый мёд и варенье мы в Россию ввезли. Когда на границе спросили – я честно ответил, мол, да, везу пару бутылок вина и коньяку, ну и что? А про мёд и варенье – типа не люблю я их! Меня таможенник попросил вынуть одну сумку – А вдруг у Вас там 100 китайцев? И чего мы только из Грузии не везли – а вот про Китайцев забыли. А когда их не нашли, то и интерес ко мне потеряли. А ведь две пластиковые бутылки с мёдом лежали с самого края! – мы и не предполагали, что мёд запрещено ввозить в Россию.
В общем, вроде уже и санкции против Грузии к тому времени ввели, но меня пропустили… Главное – не суетиться, морду попроще и побольше позитива…
Машина у нас записана на старшего сына, но никаких доверенностей ни грузины, ни наши у меня не спросили! – это к часто задаваемому вопросу о документах. Только загранпаспорта и свидетельство о регистрации авто, даже права не заинтересовали. Свидетельство о рождении младшего также не спросили нигде.
Дороги. Основные магистрали находятся в приличном состоянии, практически без выбоин, на пузотёрке без проблем можно держать большую скорость. Из крупных трасс в неважном состоянии лишь автодорога Ниноцминда – Тбилиси на участке от, собственно, Ниноцминды до Цалки. А вот второстепенные дороги порой в плохом состоянии, ремонт практически не проводится, а если есть большие выбоины – их засыпают песчано-гравийной смесью из ближайшей речки, превращая бывшую асфальтовую дорогу в грейдер. Внутри городов та же картина – основные улицы поддерживают, а второстепенные, особенно на окраинах – ужоснах.
Подъезды к основным достопримечательностям – обычно приемлемые, для пузотёрки вполне проходимые. Есть указатели на коричневом фоне, но стоят они тоже не всегда – тут как повезёт.
Серпантины в горах на удивление в хорошем состоянии, все знаки на месте, асфальт своевременно ремонтируют, осыпавшиеся камни чуть ли не каждый день убираются. Езда по серпантинам для опытного активного водителя – сплошное удовольствие и море адреналина, поскольку машин очень мало, и обгоны не составляют особого труда. Именно на серпантинах особенно проявляется преимущество автомобиля с механической КПП над лоховской АКПП! Опытный драйвер меня поймёт … А шикарные виды на окрестные горы и ущелья только увеличивают удовольствие от активного вождения. Особенно рекомендую дорогу на Местию – 130 км красивейшего серпантина, который внизу проходится в основном на 3 - 4 передачах, а выше в горы – преимущественно на 2-й. Причём «тёщиных языков» относительно немного.
Грузинские водятлы. Ну что сказать – к езде по Грузии надо привыкнуть. Но на самом деле, дятлов здесь мало, в отличие от России, просто менталитет другой. Даже блондинки тут худо-бедно умеют водить, в отличие от… В городах ездят на первый взгляд ужасно – подрезают, не соблюдают рядность, прут на красный… Движение очень напряжённое, но пробок нет. Указателей с названиями улиц и номерами домов не дождётесь. Первым круг проезжает таксист, потом – маршрутка, ну а уж дальше – все остальные в порядке общей наглости .
Поначалу теряешься. Но стоит только поехать как все – сразу всё становится на свои места. Сигналят здесь обычно для того, чтобы обратить внимание на себя и свой манёвр – если побибикал, то тебе уступят. На подрезание никто не выскочит из машины с монтировкой, как в Москве. Люди здесь позитивные, и наряду с экспансивностью – удивительно терпимые, что ли… Тут редко встретишь автомобиль с царапиной или вмятиной, в отличие от той же Москвы, где чуть ли не каждая третья машина с кузовными повреждениями. Не будут здесь часами стоять, уперевшись в бампер друг другу – спорить, кто должен подвинуться. В общем, наберитесь позитива, езжайте как все, двойной сигнал – подвинься – и всё!
На трассе – другое дело, всё достаточно предсказуемо для опытного водителя. Я вот почти сразу же встроился в местные неписаные правила, и могу сказать: мне понравилось ездить в Грузии по трассам! Поймите: если кто-то вылез на осевую линию в попытке обгона – ну значит дорога достаточно широкая, просто чуть доверните руль вправо и дайте человеку завершить обгон! Или тормозните – и всё! И сами так езжайте – вместо того, чтобы тошнить за чадящим грузовиком километрами, ожидая прерывистой линии и отсутствия встречных – просто дождитесь, пока дорога станет прямая и пошире, переключитесь на пониженную передачу, вставайте чуть левее, пропустив осевую посередине между колёсами – и обгоняйте! Стукните пару раз по кнопке сигнала, чтобы вас заметил обгоняемый и подвинулся. Встречные вас объедут или притормозят. Ну нет тут самоубийц – в узких закрытых поворотах здесь обгоняют реже чем у нас! Не истерите, не ругайтесь, просто примите эту манеру вождения! Понимаете, здесь пропускают, а не быкуют!!! У нас ещё в 90-е так ездили на югах и, в общем, продолжают похоже ездить сейчас в Кабарде и Осетии.
А если не хотите принимать местную манеру езды – что ж, тут демократия! – просто езжайте на расслабоне, соблюдая ПДД, и вас никто не подрежет и не будет пытаться «лечить», демонстрируя собственную тупость и «крутость». Больше позитива!
Местные полицаи останавливают лишь при явном нарушении, которое несёт опасность другим, ну или если внягляк обогнал по встречке на пешеходном переходе на глазах у инспектора. Просто так никто вас не остановит, не будет проверять права и заставлять дышать в подкрученный алкотестер, вымогая бабло.
А Вы захватили с собой штопор??? Мы вот забыли, потому мне пришлось на второй день нашего пребывания в Грузии, в отеле в Кутаиси, вспомнить пионЭрскую молодость и пропихивать пробку в бутылку фалангой среднего пальца… Да как же без этого нужнейшего девайса в Грузии????
Я не буду много писать о вине – просто посоветую, где удобнее всего его купить себе домой. И это отнюдь не Кахетия – основной винопроизводящий регион в Грузии. Лучше всего покупки сделать в новом торговом центре с названием Тбилиси Молл, где находится гипермаркет Carrefour. Данный торговый центр расположен с правой стороны шоссе, примерно посередине, между Тбилиси и Мцхетой. Вы не пропустите – его слишком хорошо видно. Так что когда поедете в Мцхету – на обратном пути загляните – не пожалеете. Внутри это всё напоминает наш Ашан и проч., только расположен магазин на 3 этажах – первый – продукты, а -1 и -2 этажи (подвальные) – шмотьё и другой бутор. Винный отдел на первом этаже огромный, тут представлены все основные заводы-производители вин со всей Грузии, и большую часть вин можно бесплатно продегустировать! Цены – ниже, чем в Кахетии, а такого выбора больше нигде не встретите.
Я по глупости подумал: вот поедем после Тбилиси в Кахетию – там и затаримся. И прогадал! В отличие от России и Украины тут нет фирменных магазинов от производителей вина, а винные заводы расположены на удалении от трасс, ближе к вечеру закрыты или не имеют собственных отделов по продаже продукции. Местные нам говорили: какие там винные магазины – вот продуктовый, там и покупай! Нет у нас никаких винных маркетов! В общем, обломись моя калина… Хорошо, что для презентов родственникам и шефу бухло мы купили всё таки в Тбилиси Молле, особенно – подарочные, красиво оформленные в виде кувшинов бутылки…
В Кахетии мы всё же попали на один из винных заводов, где вино производят по традиционной технологии в кфеври (глиняных кувшинах). Между Телави и Гурджаани поворот налево (при езде на Телави) по коричневому указателю, содержащему английские надписи «Винный маршрут», «винный музей», «винный магазин». Там после очень интересного музея и дегустации (а на дегустацию тут дают не по два глотка на дне стакана, а по поллитра каждого вида вина в кувшинах) взяли разливного и в бутылках – недорого и качественно. Эх, если бы побольше времени – можно было бы поспрашивать местных – наверняка ещё есть правильные винные места. Но мы спешили, ибо это был последний полноценный день нашего пребывания в Грузии.
Ну а если уж совсем всё пропустили либо решили, что 20 литров – это очень мало, то уже по дороге домой, в Гудаури, не доезжая километров 40-50 до границы (точно не помню), рядом с заправкой Wissoil слева есть приличный большой супермаркет со вполне демократичными ценами на вино. И остатки лари там правильнее всего сплавить. Кстати, и вначале путешествия после прохождения границы рекомендую также заехать сюда и прикупить винца для знакомства. Если не успели поменять валюту - здесь можно платить картой и, ЕМНИП, был банкомат.
Вообще в Грузии полно коричневых указателей типа «винный маршрут» - мы так и не поняли, куда они ведут – это не только какие-то заводы, но и просто некие частные дома с криво написанной вывеской на листе ватмана… А домашнее вино нам в Грузии не очень понравилось по сравнению с заводским – всё же у последнего лучше очистка, стабильнее качество и нет привкуса дрожжей, который бывает у домашнего вина в кабаках.
Еда. Ну я всегда говорил – хуже российского общепита может быть только московский… А грузинские кафе и рестораны – это класс! Не буду расписывать все прелести грузинской кухни – это тут делалось уже неоднократно. Просто замечу: ужин на четверых с пивом-вином стоил от 40 до 100 лари, при этом из-за стола еле вставали. Как правило чем пафоснее заведение, тем дороже и хуже. Самая лучшая кухня была в Квариати в кафе «Кавказ» на пляже в конце бухты у хозяина – армянина, рядом с рестораном с итальянским названием типа “La Paulina” (или что-то похожее на это псевдо итальянское слово – забыл). Это было нечто!!! А сам хозяин чего стоит – очень незаурядный человек.
А хуже всего нас покормили в Местии, в пафосном ресторане «Sun Seti» в центре городка, где среди прочего вместо шашлыка подали обжаренное на сковородке тухлое мясо, которым дети отравились. Хамство официантов тут зашкаливало, а меня вдобавок отказались общаться по-русски несмотря на то, что официантка начала было со мной на великом и могучем общаться… Только на ломаном английском! А уж чего стоили крики официанток через весь зал клиентам (лень подойти!!!) – типа «Вам какую содовую – Боржоми или Набеглави?» Дорого, пафосно, невкусно, по-хамски и некачественно.
Продолжение в следующем посту.