Грузия Новый год 2015-16

Отзывы об отдыхе в Грузии, самостоятельные путешествия по Грузии, Грузия самостоятельно отчеты рассказы туристов

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Грузия Новый год 2015-16

Сообщение: #1

Сообщение Cinoptik » 27 янв 2016, 07:38

Владикавказ – Тбилиси - Батуми
Выехали 30 декабря 2015 года из Астрахани во Владикавказ на автобусе, по расписанию он едет 15 часов, реально – ровно 17 часов, обратно – точно так же. Вопрос: почему бы не сменить расписание, раз всё так устойчиво опаздывает? По дороге от Астрахани до Владикавказа документы проверяли один раз, и это заняло примерно 40 минут, по дороге обратно – два раза, и это отняло примерно час. Поскольку я не знал о регулярном опоздании автобуса, а по расписанию он приезжает во Владикавказ в 08-19 утра, я примерно за 2 недели договорился с Мирой промодерировано, в 9 утра едет микроавтобус до Тбилиси, 800 рублей с человека. Примерно в 8 утра я понял, что наш автобус сильно опаздывает, и сообщил об этом Мире, она ответила, что не может так долго ждать и посоветовала найти другой транспорт. Я позвонил Важе Плиеву (говорят, что он родственник генерала Плиева) промодерировано , он сказал, что мне перезвонят, от него мне позвонил Аркадий промодерировано, договорились на 2000 с человека, как потом выяснилось, я поторопился. Приехали на автовокзал Владикавказа 31 декабря в 10-20 утра, ровно на два часа позже расписания. Прямо у автобуса стояли таксисты, предлагали 1500 рублей с человека до Тбилиси, и что едем сразу. Но мне к тому времени позвонил Аркадий, и мы с ним уже договорились на 2000, отказываться было неудобно. Аркадий встретил нас прямо у автобуса, по нему было видно, что нервничает, что клиенты уйдут, даже (настойчиво) помог донести рюкзак до машины (у него минивен на 7 мест). Минивен стоял на Московском шоссе рядом с автовокзалом, если стоять к зданию автовокзала лицом, то направо метров 100, там таксистов много, было около 10 машин. Ещё пара машин стояла прямо на стоянке автобусов, куда обычные машины не впускают, и там, как я понял, цены несколько ниже. Я был готов заплатить и по 2000, если поедем сразу – неизвестно ещё, сколько простоим на границе. Поехали почти сразу, зато примерно час мотались по Владикавказу, собирая остальных пассажиров, в итоге из Владикавказа выехали часов в 12. Общий вывод: если перевал открыт – до Тбилиси вас довезут неминуемо, ибо за каждого клиента идёт реальная борьба. Тогда я об этом не знал, но позже в Тбилиси – укрепился в этом мнении. Как надо было сделать? – надо было пройти в автовокзал, избавиться от багажа (таксисты очень настойчивы, и норовят выхватить его у вас, чтобы «закрепить отношения»), и летящей походкой опросить сначала таксистов на площади около автобусов, а потом – на Московском шоссе. Думаю, вполне реально уехать за 1500, в обычный день – рублей за 800, и почти сразу, главное, не спешить с решением, - везти вас хотят все сразу, причём задорого, но не когда вам удобно, а как только полная машина наберётся. У каждого таксиста есть своя агентура, с помощью которой он ищет клиентов, мы по Владикавказу час мотались именно из-за того, что забирали клиентов оттуда, откуда им было удобно, это такой реверанс в сторону пассажиров, конкуренция, ничего не поделаешь…
До погранпункта «Верхний Ларс» доехали минут за 40, очереди не было никакой, российские пограничники работают примерно втрое медленнее грузинских, на обратном пути была та же картина. Прохождение границы отняло минут 15, наши пограничники поинтересовались, куда мы едем, и зачем. Грузинские полистали последние странички, как потом выяснилось, искали штамп погранпункта «Цхинвал», если такой штамп в паспорте есть, то вы, - нарушитель грузинских законов, вас могут привлечь к уголовной ответственности. Но я был в курсе этих «особенностей», и у нас «лишних» штампов в паспортах не было.
Расстояние от Владикавказа до Тбилиси примерно 200 километров, которые (с учётом пересечения границы) мы преодолели примерно за 4 часа, приехали на автовокзал Тбилиси около в 17 часов (16 часов по Московскому времени, которое во Владикавказе). Поменять валюту (или рубли) можно на автовокзале (курс Лари был 2,39 к доллару), или на ж/д вокзале (курс 2,40), от автовокзала (станция метро Дидубе) до ж/д вокзала (станция Station Square) 3 остановки на метро, поезда – «советского разлива», старые, но подкрашенные, и подремонтированные, народу в метро не сильно много, обычно есть сидячие места, объявления на грузинском и на английском языках. Чтобы оплатить проезд в метро, или в другом общественном транспорте, нужно сначала купить за 2 Лари транспортную карту, положить на неё деньги в той же кассе (1 поездка – 0,5 Лари), при входе на станцию приложить карту к турникету. От вокзала до гостиницы Golden Town Hotel минут 10-13 пешком, гостиницу я забронировал через интернет, расплатился на месте в лари. Можно, наверное, было расплатиться долларами, или рублями, но не уверен, что это было бы выгоднее. За три ночи получилось 216 Лари, позже договорился с хозяйкой ещё на одну ночь за 60 Лари. Хозяйка встретила весьма радушно, номер метров 20 квадратных, мебель старая, сантехника почти убитая, единственное полотенце небольшое (примерно формата А3), но это – неглавное. Главное, что холодно, мёрзли все 4 ночи, которые ночевали в этой гостинице, особенно холодно было в ванной. Батареи в комнате – чуть тёплые, в ванной комнате батареи нет вообще.
Заселились, перекусили тем, что с собой было, и прилегли немного поспать, однако, будильник почему-то не сработал, и проснулись мы от новогодней канонады, грузины – народ горячий, поэтому канонада продолжалась почти час. Проспали Новый год.
Наутро (светает в девятом часу утра) сходил на вокзал, купил билеты на 858й поезд до Батуми (2й класс 19 Лари), и обратно на 851й поезд. Как я потом понял, брать первый класс особенного смысла нет, кресла немного шире, чем во втором, но они не откидываются точно так же, как и во втором классе. Расстояние между креслами и во втором классе вполне приличное, - ноги есть, куда вытянуть. Мне говорили, что за 15 Лари можно доехать до Батуми (за 6 часов) на маршрутке, но обычно маршрутками рулят грузинские камикадзе, а время было зимнее, во многих местах выпал снег, нервничать не хотелось. Также проехался до автовокзала с целью прояснить обратную дорогу. Это было первое января, примерно 9 утра, но желающие отвезти до Владикавказа всё равно были Христо, причём Христо предложил даже заехать за нами в гостиницу, чтобы мы с багажом не добирались бы до автовокзала (чтобы «закрепить отношения»).
Часов в 12 всё-таки вышли из гостиницы, и пошли гулять по Тбилиси, посетили Троицкий собор https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0 ... 0%B1%D0%B0 (он был закрыт), прошли около дворца президента (делать там нечего, внутрь не зайти, а снаружи – ничего особенного). Дошли до фуникулёра, он функционировал, несмотря на мокрый снег. Для оплаты проезда нужно за 2 Лари купить в кассе расчётную карту парка развлечений, к которому относится фуникулёр (карту можно купить одну на двоих, обратно её потом не сдашь), положить на неё деньги, поездка «туда – обратно» без промежуточной остановки стоит 4 Лари на человека, ходит фуникулёр каждые 15 минут, поездка занимает минут 12-15. Наверху – парк развлечений (в основном для детей), и пара ресторанов с видом на Тбилиси (если трапезничать на летней веранде). С этой веранды – хорошая панорама Тбилиси, которую портил моросящий снегодождь, и сопутствующий туман https://youtu.be/S8-ubjR2H5A .
Ситуация с туалетами в Грузии – как в Европе, то есть это большая редкость, возможно, именно по этому признаку Грузия относится не к западной Азии, а к восточной Европе. Или просто к Европе. Тут вам не Китай с Японией, где туалеты есть на каждой станции метро, и при каждом развлекательном объекте, они чистые, и бесплатные, в «настоящей» Европе их поискать надо, и встречаются они весьма нечасто. Туалет нашёлся при ресторане, узнал я о нём от единственного нерусскоговорящего грузина, которого встретили в этой поездке. Лет ему было около двадцати, по-русски он не говорил, зато говорил по-английски, этого хватило.
Погуляли по парку под снегодождём, спустились на фуникулёре вниз, и пошли на восток до крепости Нарикала, по «милым старым» улочкам Тбилиси. Слово «милые» я убрал бы, старые, - это да, но неухоженные, и по этой причине – не «милые», а просто старые. Некоторые жилые дома находятся просто в аварийном состоянии, и настоятельно нуждаются в ремонте, есть, конечно, ухоженные, но они не бросаются в глаза. Около моста через Куру, который до церкви Метехи, на западном берегу – площадь, названия которой я не нашёл на карте, от неё на восток идёт улица с многочисленными винными магазинами, есть несколько кафешек (на карте Гугл это место помечено как «Старый город с многочисленными кафе»), ориентированных на туристов, то есть на бутербродную еду. Заходить вглубь старого города не хотелось, так как это означало подъём, а мы к этому моменту уже подустали.
На следующее утро разузнали, где на Тбилисском вокзале камера хранения. На 1м перроне, слева если стоять спиной к вокзалу, метрах в 30 стоит одноэтажный сарайчик, в нём мужик живёт, я выяснил насчёт расписания, потом спросил, сколько стоит разместить мой рюкзак, что у меня на спине – мужик ответил, что 3 лари, и что камера работает без перерывов до 22-00, потом поехали в городок Мцхета https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1 ... 1%82%D0%B0, это примерно в 5 километрах к северу от Тбилиси. Маршрутка ходит с северной части автовокзала Дидубе, билет (его надо брать в кассе) стоит 1 лари, маршрутки ходят, как показалось, по заполнению, каждые 15-25 минут, ехать минут 20-30, маршрутка проезжает дальше, но туристов водитель высаживает недалеко от собора Светицховели https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0 ... 0%BB%D0%B8. Это самый древний собор в Грузии, https://youtu.be/15f6HL453DY с ним связано несколько легенд. Было не жарко (примерно -3°С), с очень хорошим ветром (примерно 5-6 м/с), собор не отапливается, в нём несколько достопримечательностей, основные, - столп, под которым хитон Христа, икона Богоматери, выполненная в традиционном грузинском стиле, и фреска со знаками Зодиака. Что означают изображения людей рядом с каждым знаком Зодиака, - не понятно, на апостолов они не похожи, хотя бы потому, что вооружены, мнения по этому вопросу разные. Но знаки Зодиака, - это точно они, и это единственное изображение Зодиакального круга, которое я встречал в Христианском храме, Христианская церковь вообще очень не любит звездочётов, в своё время их сжигали, покуда была такая возможность, а тут – на тебе: в центре большого Христианского храма круг Зодиака… В храме проводятся службы, и интронации и отпевания грузинских президентов, первый из них захоронен там же. Есть могилы грузинских князей рода Багратиона Мухранского, на мемориальных плитах – надписи на русском языке.
Метрах в 700-х на северо-запад от собора есть действующий женский монастырь Самтавро https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0 ... 1%80%D0%BE, в нём есть действующий храм, однако после собора Светицховели он особого впечатления не производит.
Дорога обратно заняла гораздо больше времени, так как пришлось почти полчаса ждать маршрутку (остановка напротив входа в монастырь, и чуть правее, если стоять спиной к монастырю, надо спуститься метров 150 к дороге). Сидячих мест в маршрутке не было, пришлось стоять почти всю дорогу, благо она была недолгой.
Сделали вторую попытку проехаться на канатной дороге, которая от метро Авлабари (после выхода из метро надо пересечь площадь в южном направлении, и спуститься направо метров 300). Был сравнительно погожий день, около 0°С, временами проглядывало солнце, ветер 7-8 м/с (как написано в путеводителях, «Зима в Грузии тёплая и сухая»). Канатная дорога не работала, мы пересекли Куру и нашли небольшое кафе метрах в 50 от площади, надо немного подняться. То ли по причине «тёплости зимы», то ли из-за 50-ти метрового расстояния (которое с небольшим подъёмом), посетителей в кафе не было ни одного. То есть был один, судя по его поведению, собственно владелец этого кафе. Взяли грузинский пирог с мясом, и вино. Счёт выдали на чистом грузинском языке (а чего ж ты хотел? – ты ж в Грузии, тебя ж не удивляет, что в Москве счета выдают на русском?), поэтому воспоминаний, можно сказать, не осталось, а хотелось бы запомнить, что же мы съели. Правда, сумели разобрать, что в счёт включено обслуживание 10%. Уже потом я понял, что надо было бы спросить домашнего вина, оно было бы, возможно, поинтереснее, да и подешевле. Но «Алазанская долина», которую принесли, была неплохой на вкус (красное, полусладкое). В отзывах я читал, что в среднем в Грузии можно пообедать вдвоём примерно за 30 Лари с вином. Наверное. Но пить в этом случае придётся т.н. «домашнее» (как правило, очень молодое невыдержанное) вино. Тем временем солнце закатилось, и силы иссякли, пора было «двигать» в почти неотапливаемую гостиницу.
На следующее утро сдали мой рюкзак в камеру хранения, и пошли гулять по Тбилиси. Стоимость хранения рюкзака выросла до 5 Лари, я спросил, почему вчера было 3, на что Хранитель Багажа отреагировал с явным неудовольствием, и это было странно: я ж правду говорил! Мне чхать на разницу, мне интересно было, изменились ли правила купли-продажи в Грузии? Конечно, изменились, в первый раз я был в Грузии в 1986 году, тогда, если покупаешь что-то за 80 копеек, то сдачу с рубля получить можно, но придётся поунижаться, пару раз напомнить о ней. Сейчас покупаешь лаваш за 80 тетри, с 1 Лари сдачу дадут обязательно, в «ходу» монетки по 10 тетри, и, однажды мне попалась монетка в 2 тетри, я её сохранил. Но не везде капитализм распростёр свои жирные лапы, остались островки «прежней жизни», камера харнения, по сути своей учреждение консервативное, и сумело сохранить прежние порядки.
Кстати, лаваш в Тбилиси, – просто прекрасный, на углу улиц Николая Гогола, и Коте Потскверашвили небольшая пекарня (страшная на вид, но там всё страшное), там два здоровенных мужика с раннющего утра выпекают в огромной печке, похожей на тандыр, лаваш (который, по-моему, везде в Тбилиси, стоит 80 т). Лаваш – очень вкусный, прямо с красным вином можно есть, а можно, - и без красного вина. Заворачивают его в кусок газеты с цветными картинками, который накрывает около половины лаваша. Местный колорит, однако…
Прошли от вокзала пешком, пересекли Куру, и пошли на юг по набережной (тротуар временами отсутствует, пришлось идти по проезжей части) до Сухого моста, рядом с мостом скверик, в котором выставляются местные художники. Видимо, художники набирались творческих сил, поскольку никого в скверике не было. Вышли в парк 9 апреля. Парк небольшой – 25-30 соток, такой плотности памятников на квадратный метр я не видел нигде в мире. Памятники сделаны талантливо, это вам не Густав Вигеланд, видимо, сделаны разными мастерами, к сожалению, надписи на грузинском, поэтому понять, кому они посвящены, сложно.
Впечатление от просмотра портил сильный холодный ветер, всё-таки лучше приезжать в Тбилиси весной.
Пообедали в маленьком домашнем кафе на улице Гамлета Гонашвили, кафе в подвальчике, всего 4 столика, покрытые клеёнкой, хозяйка – она же повар, и официантка, поэтому обслуживание неспешное, чачу она принесла минут через 15, а хинкали – ещё через 40, но идти и искать что-то в холод не хотелось. Хинкали были вкусные, а вот чача «подкачала» - правда, она была без характерного запаха, но некрепкая, градусов в ней было не более 25. Пообедав, поехали на вокзал, в 18-15 у нас был поезд до Батуми. Поезд «битком», ни одного свободного места, всё новое, есть бесплатный Wi-Fi, и у каждого ряда кресел - розетка 220 вольт (работает).
Поезд должен был приехать в Батуми в 23-40, но опоздал на час, был сильный снегодождь с пронзительным ветром, и наполовину растаявший снег, коего было не меньше, чем по колено. Почти весь поезд стал ловить такси, - а как ещё уедешь? В интернете написано, что такси в Грузии дешёвое, то же самое нам говорила хозяйка гостиницы, но, видимо, оно дешёвое в основном для грузин, которые, кстати, всегда были людьми небедными. Минут через 15 удалось поймать частника, который сначала заломил 15 Лари, но потом скинул до 10 (ехать примерно 4 километра). Я спросил, почему так дорого? – «а виноват ты в том, что хочется мне кушать», - это реальная причина, а объяснений для туристов много: ночь, снегодождь, летняя резина, нечищеные ото льда и снега дороги. Город водитель знал плохо, что странно: город небольшой, ехали минут 7, половину из которых пробирались по нечищеной от снегольда дороге параллельно набережной, а можно было и по расчищенной набережной доехать, кстати, особенно, если ориентироваться в городе, или хотя бы внимательнее смотреть на навигатор. В итоге нас высадили не на «нашей» улице на лёд, слегка покрытый водой: «дальше ехать нельзя», хорошо ещё, я через плечо водителя взглянул на навигатор «он» - то знал, где наша гостиница, причём высадивший нас водитель уехал ровно в ту сторону, в которую мы потом пошли пешком. В общем, не понравилось мне батумское такси.
Несмотря на поздний час (было половина первого ночи), хозяин гостиницы (его зовут Эл) встречал нас на балконе, и показал, куда идти. Весьма радушный приём, апартаменты называются My Warm Guest House, Мелашвили, 2 Промодерировано. Номер, особенно после Тбилиси, был шикарный, площадью метров 25, высокие потолки, удобная кровать, хорошие полотенца, в комнате стоял масляный нагреватель, который, судя по температуре, был включён заранее, на столике нас ждали: графинчик с чачей, графинчик с вином, и мандарины, а из окна был виден кусочек чёрного (ночь же) моря.
Наутро, (из номера видно набережную), по набережной ездил грузовик, в него грузили зелёные пальмовые ветви – многие пальмы не выдержали снегопада https://youtu.be/6yy1HFJxHn8. Скользя по нечищеным дорогам, мы стали пробираться к набережной, чтобы сфотографироваться на фоне памятника Али и Нино. Конечно, Батуми абсолютно не приспособлен к зиме, снега реально по колено, он подтаивает, и частично превращается в лёд, покрытый водой, ходить очень неприятно, и скользко, ноги почти сразу мокрые. Набережная приятная, особенно, если без снега, людей – никого, однако недалеко от берега на немаленьких серых волнах качается надувная лодка, а на самом берегу двое неразговорчивых рыбаков перебирали сеть.
Были планы проехаться по канатной дороге, но из-за снегодождя решили отложить поездку на завтра, тем более, что обещали улучшение погоды. Пообедали в небольшом кафе (найти открытое кафе было непросто), за бутылку чачи сначала запросили 15 Лари, но быстро скинули до 10, чача была неплохая, «правильной» крепости, хинкали не было, взяли чахохбили (порции не очень большие).
Наутро пошли на канатную дорогу, она начинается на набережной недалеко от Морского вокзала, оборудование новое, по-моему, 10 Лари туда-обратно, ехать в одну сторону примерно 10 минут, высота подъёма около 250 метров. Маршрут проходит над старыми кварталами, на верхней станции – магазинчик сувениров, кафе, и смотровая площадка, с которой открывается панорама Батуми. Рядом с площадкой – крест, сваренный из крашенной квадратной трубы 100 мм, конструкция хлипкая, местами ржавая, её качает на ветру. Несолидно как-то. Рядом достраивается часовенка, а больше идти некуда.
От гостиницы до вокзала ехать примерно 4 километра, ходит маршрутка № 10 (0,4 Лари), или такси. Прождав маршрутку минут 20, я попытался поймать такси, на это ушло минут 7, памятуя про ночное такси, прежде, чем сесть в машину, поинтересовался, сколько стоит доехать до вокзала, - это вызвало непонятное раздражение у таксиста, он что-то пробурчал, не то 5, не то 15 Лари, однако, уже было пора ехать, я согласился, и пошёл за багажом, а таксист - уехал… Решительно не понравилось мне батумское такси! Кстати, в этот момент подъехала маршрутка, ехать минут 10, были небольшие затруднения из-за снега, но, подумал я, такси ехало бы по этим же самым «затруднениям», ведь остальные дороги – просто не очищены от снега.
Поезд отходил в 16-35, опять ни одного свободного места, на входе в вокзал и на перрон в смысле безопасности почти не проверяют, поэтому посадка производится быстро.
В Тбилиси поезд опоздал всего на 10 минут, (приехал в 22-15), дорогу до гостиницы я просто помнил, хозяйка нас ждала, как мы и предполагали, нас поселили в нашу прежнюю холодную комнату, как мы и предполагали, постельное бельё никто не стирал, единственное полотенце формата А3, и никто не включил заранее масляный радиатор, как в Батуми. Хозяйка предложила такси до Тбилиси, 3500 (рублей) за двоих, пассажиров будет трое, мы, и доктор из соседнего номера. Договорились, что такси подъедет в 07-30, что по дороге остановят, чтобы купить еды, я попросил разбудить нас в 7-00. Акустика в гостинице хорошая, соседям не спалось, мне, соответственно, тоже, заснул уже под утро, разбудили нас в 6-30, оказывается, такси уже подъехало. Стали собираться, минут через 10 хозяйка постучала, и сообщила, что все уже готовы, и ждут только нас (типа, как нам не стыдно!), я хотел было напомнить, что, вообще-то договаривались на 7-30, но смолчал. Далее, оказалось, что в машине пассажиров не трое, как договаривались, а четверо, такси – типа Субару Форестер с правым рулём, водитель немолодой, крепко за 50, звали его Амиран Промодерировано, он грузин, и живёт в Тбилиси. Машина неплохая, но тесноватая, если сзади сидят трое пассажиров. В общем, надо было бы всё-таки доехать до автовокзала, и договариваться там «вживую», иначе вам пообещают то, что вы хотите услышать, а в итоге вы поедете на тех условиях, которые выгодны таксисту. На автовокзале Дидубе есть «биржа», с которой можно уехать в Владикавказ «прямо сейчас», эта биржа функционирует даже ночью, например, маршрутки из Батуми приходят ночью, с нами ехала астраханка, у которой в Батуми живёт дочь, она выехала из Батуми на маршрутке в 22-00, доехала до автовокзала Тбилиси примерно в 5 утра, тут же села в такси (в то самое, о котором мы договорились накануне), и поехала в Владикавказ. Мы сели в «её» машину, Амиран знал, что у него уже есть три пассажира, но ему хотелось четвёртого, поэтому он перед тем, как ехать за нами, заехал на «биржу» за четвёртым пассажиром. В общем, в минивене ехать просторнее!
Амиран по моей просьбе завёз нас на автовокзал (м. Дидубе), у меня оставалось немного Лари, я хотел купить еды, или поменять их на рубли, но было слишком рано, всё было закрыто. Далее дорога стала веселее, - из-под капота повалил пар, стало ясно, что имеются проблемы с охлаждением, стрелка температуры охлаждающей жидкости постоянно «заваливала» на красный сектор. У меня мелькнула мысль, как это Амиран, судя по всему, человек опытный, собирается на такой машине в ГОРЫ ехать? Амиран остановился, открыл капот, (на радиаторе была припасена тряпочка, чтобы руки не сильно обжечь), далее открыл крышку радиатора, - тот величаво кипел. Постояли минут 10, потом поехали медленно, водитель старался остудить двигатель, заехали на несколько заправок, наконец, нашли антифриз (в обычной «левой» бутылке), Амиран залил 3 (!) литра антифриза… Что такое для двигателя Субару три литра антифриза? – это практически половина рабочего объёма, мы ехали практически на «сухом» двигателе! Оказывается, накануне сын Амирана проверял уровень антифриза, и забыл (!) закрыть крышку радиатора, вот антифриз и выкипел. Я за рулём 25 лет, но, чтобы забыть закрутить крышку радиатора…
Мотор, напившись антифриза, перегреваться перестал. По дороге заехали на газовую заправку, и там Амиран (по справедливому курсу) поменял мои Лари на рубли. Ещё не расцвело, сначала шёл снег, потом, - снегодождь, потом, по мере подъёма в горы, вдруг появилось солнце. Ехали в среднем километров 50-60 в час, дорога была не в очень хорошем состоянии, на встречной обочине водитель снимал цепи с автомобиля, оказывается, по дороге есть пост ГАИ, на котором (незнакомых водителей) заставляют эти самые цепи «обувать», иначе машину не пропускают дальше.
В горах погода стояла просто прекрасная, солнце, правда, ветрено, проехали пару лыжных курортов, несколько тоннелей, до пропускного пункта «Верхний Ларс» доехали в 10-30. Спасло то, что очереди не было совсем, после «охлаждения» отношений с Турцией фуры оттуда ездить перестали, и это, по словам водителя, очень сильно разгрузило дорогу, да и туристов на своих автомобилях зимой мало, поэтому пропускной пункт почти пустой.
Прохождение границы заняло минут 20, как обычно, российская «сторона» – примерно втрое дольше грузинской. После прохождения границы наш попутчик доктор, который до сих пор молчал, и которому на вид было под восемьдесят, разговорился. Судя по его словам, «хлебнул» он грузинской жизни «досыта», рассказывал, как работал в Батуми в больнице, оказывается, в Грузии неслабо распространён туберкулёз, - почти 100% -ная влажность и летняя жара «очень даже» этому способствуют, отношения в коллективе были не очень хорошие, аджарцы даже «своих» «подсиживают», а уж русских – тому подавно. Видимо, не понравилось доктору житьё в Грузии, ехавшая с нами женщина заметила, что в Грузии – райский климат, на что доктор мрачно ответил, что в раю, - отдыхать хорошо, а не жить…
Время во Владикавказе отстаёт от Тбилиси на час, на этот «лишний» час я надеялся, когда планировал утреннюю поездку во Владикавказ, и не ошибся, - мы приехали за два с половиной часа до отъезда автобуса, без приключений купили билет на астраханский автобус, который отходил в 13-30, автобус был полупустой, ехал, «как положено» 17 часов вместо 15, в Астрахань приехали в 7 утра 7 января 2016 года.
Видимо, лучше ехать в Грузию весной, или осенью, зимой, - даже там холодно. Но поездка в Грузию, – гораздо лучше, чем Новый год дома.
Отчет почищен от избыточных номеров телефонов сомнительных перевозчиков, электронных адресов и контактов отельеров.
Предлагаю автору, если он желает поделиться контактами перевозчиков, отельеров, размещать их в соответствующих разделах Форума.
Отчет промодерировал Лиман.
Cinoptik
участник
 
Сообщения: 52
Регистрация: 12.12.2013
Город: Астрахань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Возраст: 61
Страны: 60
Отчеты: 9
Пол: Мужской
Армения форум



Список форумовЭкс-СССР форумГРУЗИЯ форумОтзывы о Грузии, Грузия отдых самостоятельно



Включить мобильный стиль