Поездка на машине. Водитель и пять пассажиров. Я, молодая мама с дочкой из Екатеринбурна, муж и жена - мусульмане не знаю от куда, не русскоговорящие. 300 лари, по 60 лари с каждого. Выехали в 10.00. с Леселидзе и вернулись обратно после 22.00. Я остался поездкой доволен. На осмотр объектов время не выделялось.
"Как нагуляетесь, так и возвращайтесь," - говорил водитель.
И это именно поездка на машине, а не экскурсия. Водитель просто перевозил с места на место. Ну, разве что иногда что-то пальцем покажет.
За экскурсовода был я. И моя экскурсия очень всем понравилась, включая водителя. Не считая мужа с женой мусульман. Я рассказывал по русски.
Водитель даже сказал, что ему было очень приятно слушать историю о его стране из уст иностранца. А мне было приятно услышать это из уст местного жителя.
И по пути много интересных старых крепостей (проездом из окошка), а также сама дорога очень красивая.
За весь день нигде не останавливались на покушать, сами решили не тратить на это время.
Для меня в этой поездке было важным только Вардзиа. Крепость Рабат на фото на форуме мне нравилась, но вот отзывы о ней почти у всех были не очень. Типа новострой и делать там нечего. А в Боржоми я вообще не собирался и даже не задумывался об этом. Но раз получился пакет, то чего бы им не воспользоваться.
Первым пунктом в этой поездке был городок Ахалцихе и крепость Рабат в нем. И скажу честно, что не смотря на то, что это почти новострой, причем это заметно, крепость мне очень, очень понравилась. И снаружи вид на нее и внутри. Особенно хорошие виды для фото с башен крепости на ее внутренний вид.
А по поводу новостроя, то это видно присмотревшись к стенам. Стены крепости отреставрирована почти от самого фундамента, вернее заново отстроены.
На фото она вообще похожа на макет.
Ахалци́хе (груз. ახალციხე, буквально — Новая крепость (груз. «ახალი ციხე», «Ахали цихе»);) — город на юге Грузии. Районный центр Ахалцихского района, административный центр края Самцхе-Джавахети. Находится на реке Поцховис-Цкали (приток Куры), через город проходят шоссейные дороги на Батуми, Боржоми, Ахалкалаки.
Основан в первой половине XII века н. э.
История основания крепости уходит своими корнями в 1578 год, когда город Ахалцихе (Ломсия) был взят османскими войсками, и с 1628 года стал центром Ахалцихского пашалыка.[2]
Сорок орудий обороняли эти стены, слежавшиеся веками в такую плотную массу, против которой бессильно было действие полевой артиллерии. В крепости помещались все казенные здания, дом паши и главная ахалцихская мечеть, при которой имелась одна из богатейших библиотек мусульманского Востока. Нужно сказать также, что в крепости имели право жить только магометане и что поэтому она была вполне гарантирована от измены чуждого ей населения.
Реабилитация крепости Рабат началась в мае 2011 года. На эти цели правительством Грузии было выделено из государственного бюджета 34 миллиона лари.
Крепость разделена на две части - верхнюю и нижнюю. Вход в нижнюю бесплатно, а в верхнюю надо купить билет за 7 лари (цена для иностранцев), школьникам и студентам 1 лари, могут попросить предъявить студенческий. Рекомендую посетить обе части.
Туалет в нижней части - платный - 50 тетри, в верхней - бесплатный.
Есть кафе, не ходил.
На осмотр всего объекта мы потратили полтора часа, причем к машине подошли почти все вместе в одно время.
Можно сказать так: очень красивый объект для фотографий.
Потом поехали в Вардзиа. Тут я понял, что хорошо сделал, что взял эту поездку. Т.к. Вардзиа оказалась совсем не близко от Ахалцихе.
Попытался выбрать самое главное из Википедии, но оказалось, что почти все важное и главное.
Ва́рдзиа (груз. ვარძია) — пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе края Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 100 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села.
На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.
В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм зального типа перекрыт коробовым сводом (на подпружных арках) и украшен пилястрами, на стенах — уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар, 1180-е гг., мастер Георгий). Большую историко-художественную ценность имеют фрески Успения Божией Матери, Вознесения Господня и Преображения Господа нашего Иисуса Христа.
Фреска, изображающая царицу Тамару
Ансамбль монастыря Вардзиа был создан в основном в 1156—1205 гг., в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры от вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля. В 1193—1195, во время войны с турками-сельджуками, царица Тамара находилась со своим двором в Вардзиа.
Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. «აქ ვარ, ძია», «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря.
В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которого от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII — начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня.
В 1551 монастырь был захвачен и частично разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века захвачен турками. Турецкие воины заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма — они были законсервированы под толстым слоем копоти. Впоследствии слой копоти рос благодаря кострам турецких пастухов, укрывавшихся зимой в пещерах монастыря.
В 1828 Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками. Спустя некоторое время православными греками в Вардзиа была возобновлена монастырская жизнь.
В советскую эпоху монашество в Грузии было упразднено; в 1938 комплекс Вардзиа был объявлен музеем-заповедником. В 1980-е Патриарх-Католикос Грузии Илия II начал борьбу за возрождение монашеской жизни в Вардзиа. В конце 80-х он отслужил в монастыре первую Божественную Литургию. Ныне Вардзиа является действующим монастырём, хотя братия куда менее многочисленна, нежели в прежние века.
В связи с тем, что Вардзиа является действующим монастырем, там висит предупреждающее объявление о том, что Храм Успения Божьей Матери, жилые помещения и родник под землей не входят в плановый туристический осмотр и могут быть закрыты.
С начала так и получилось. Храм был закрыт и я пошел лазить по подземным ходам, так и добрел до решетки за которой был родник. Тут подошли монахи с какими то людьми-мирянами и открыли решетку для этих людей. Но меня не пустили. Да и ладно.
К стати, фонарик рекомендуется, но и света от мобилки тоже хватает. Тем более, подземных ходов там совсем мало.
Ну и быть одетым подобающим образом для посещения монастыря.
Вернулся к Храму. В этот раз он был открыт. Просто прибыла большая организованная группа.
И вот это храм произвел огромное впечатление на меня. Точнее его фрески.
Я в искусстве ничего не понимаю. И даже фрески в Святой Софии, в Стамбуле не произвели на меня никого впечатления. Красиво и все.
Но тут я не мог оторвать взгляд от такой красоты. Там четко видно, что это настоящая древность, и при этом фрески сохранились очень хорошо. Кажется, что руки реставраторов не касались их.
А фреска с изображением царицы Тамары сделана при жизни царицы. Поэтому тут можно доверять этому изображению, если вы хотите узнать как выгледила царица на самом деле. Прижизненных изображений царицы Тамары два или три, но два точно. Одно в Вардзиа и одно в монастыре Бетания. Но в Вардзиа фрески сохранились лучше.
Вообщем слов нет, чтобы описать мои эмоции там. Я простоял в этой небольшой церкви почти пол часа. Ради этой церкви, что бы увидеть эти фрески, уже стоит приехать сюда. И если вы тут будете, а церковь будет закрыта, то разыщите монахов и уговорите их открыть Храм. Этот храм произвел на меня одно из самых больших впечатлений в этом путешествии, а в отношении искусства, то наверное, одно из самых больших в жизни.
Фото запрещено и за этим зорко следят. Не вздумайте даже пытаться.
А по поводу остального комплекса, то... Много пещерок, чем то напомнило Каппадокию. Пещерки с древними маслодавильнями и винодельнями, хозяйственные пустые помещения, церквушки без росписи. И даже стало поднадоедать.
Очень интересные узкие подземные хода, но их не много и они короткие.
Очень красивые виды на долину под монастырем. Даже тяжело сказать, что же было интереснее: монастырь с ходами или долина с речкой. Сам вид на скалу с монастырем при подъезде тоже впечатляет.
На этом фото видно церковь. Там где колокола.
На осмотр всего комплекса от билетного киоска внизу до возвращения назад на стоянку машин - 2 часа. Не помню точно сколько стоил билет, где-то от 3 до 7 лари. Есть автобус от кассы до первых пещер. Но и пешком там 3-5 минут.
Хотя в начальном списке-плане этого путешествия Вардзиа была в пункте "если успею", сейчас я очень рад, что посетил это место. И оно должно было бы быть в пункте "обязательно".