день одиннадцатый
Утром проснулись рано, потому что завтрак, включенный в стоимость номера только с 9 до 10. Да и уехать хотелось отсюда. Очень не комфортно. Хоть с погодой повезло: солнце уже показалось над горами. Завтрак был организован по типу шведского стола и состоял из небольшого выбора блюд. Но с голоду не умрем. быстро позавтракали, собрались и поехали в Местию. По дороге туда нас ждет сто километров красивейших серпантинов, тоннелей и отличных видов.
Но сначала заехали на местную ГЭС. На свертке к ГЭС стоит что то вроде небольшого блок-поста. Остановились, спросили разрешения проехать. Конечно, - говорят – проезжайте!
Уже на подъезде к ГЭС открывается впечатляющий вид.
Сколько метров высота плотины не знаю, но впечатление производит.. Очень высоко. К ней можно подойти практически вплотную. На парковочной площадке есть кафе, где можно перекусить. Все, конечно охраняется, стратегический объект, все таки, но для просмотра оборудованы несколько площадок, так что рассмотреть можно все. Пофотографировали эту красоту и поехали обкатывать местные серпантины.
Ксеня с Лехой быстро оторвались от меня, я же не мог оторваться от местных красот, и совершенно не следил за дорогой, поэтому ехал довольно медленно, и часто останавливался, чтобы сфотографировать виды, открывающиеся мне. Налюбоваться невозможно. Слева вид на водохранилище с бирюзовой водой, справа отвесные скалы и большие и маленькие водопады.
У всех водопадов организованы небольшие парковки, чтобы не оставлять транспорт на дороге. Очень удобно. И я знаю, что фотографии не передадут всей красоты, которую способен увидеть глаз.Где то за пятьдесят километров до Местии нагнал ребят, они ждали меня у подвесного моста через горную реку.
Отдохнули, снова пофотографировались и на этот раз я, поймав кураж крутых поворотов и быстрых перекладок, оторвался вперед. Дорога начала портиться, появились провалы в асфальте, на покрытии начал появляться песок, но мне доставляло немыслимое удовольствие просто лететь по узкой дороге между отвесной стеной и крутым обрывом в пропасть. Адреналин зашкаливал. Очень здорово. Последний отрезок пути пролетел на одном дыхании, с хорошим расходом топлива, и плывущими тормозами. В следующую поездку нужно более внимательно выбирать тормозные колодки. На въезде в Местию обнаружил сетевую заправку, на которой и решил подождать ребят. Ради интереса засек время: получилось, что я оторвался от них на 11 минут. На 50 км серпантинов это очень много. В Местии нас ждал сюрприз: наша бронь жилья оказалась двойной и наши места были заняты. Но хозяйка хостела созвонилась с кем-то по телефону и вот мы заселяемся в маленьких двухэтажный домик практически в центре.
Переодевшись,пошли искать где поужинать и узнать как нам завтра попасть в Ушгули. Туда можно уехать на маршрутке или на машине. Соответственно разнится и цена. Причем существенно. Мы не гордые, если получится уехать на маршрутке, уедем на ней. Нашли что то вроде местного автовокзала прямо на площади, купили билеты на утреннюю маршрутку и пошли в ресторанчик, который нам порекомендовала хозяйка нашего сегодняшнего жилья. Ресторан и вправду прекрасный. Очень хорошо и недорого поужинали, выпили вина. Да так, что, по неосторожности побили посуду. Не всю, конечно, но бывает. Пришли домой, а дома нас ждал сюрприз: еще две бутылки домашнего вина - подарок от хозяйки дома. Но сил на него уже не осталось. Спать. Завтра ранний подъем и тяжелая дорога. Сорок километров до Ушгули наша маршрутка будет ехать примерно два с половиной часа. Так что приключение завтра у нас на весь день.
день двенадцатый
Всю ночь шел дождь. Только к самому утру он начал понемногу стихать. И к нашему пробуждению закончился совсем. Проснулись, а вот про завтрак во вчерашнем веселье не подумали. Завтракать нечем. Лишь у Ксении осталась заначка от вчерашнего ужина - не смогла осилить пирог с мясом и забрала его с собой. Ей везет. Мы просто попили кофе, благо, он был в доме.
Двинулись в сторону автобуса, по пути рассматривая витрины еще не открывшихся магазинов на предмет чего нибудь на завтрак. И у самых дверей импровизированного автовокзала натыкаемся на пекарню, где уже продают только что испеченный хлеб. То, что нужно. Покупаем лепешку, воды - вот и завтрак. Хлеб восхитителен. Только что из печи, обжигает руки. И невероятно вкусный. Садимся в автобус в отличном настроении, предвкушая дорогу с удивительными по своей красоте видами. Так и есть. Горный серпантин, горы, бурлящая река где то внизу, в обрыве, прямо рядом с дорогой. Есть на что посмотреть. Часа через полтора первая остановка: башня любви, как объяснил нам водитель. на берегу стоит старая башня, у дороги забор, за заборе табличка: вход 1 лари, а забором дядечка с хитрыми глазами. девченки пошли смотреть башню, а мы с Лешей решили сэкономить и пошли просто к реке.
Оказалось, что дядечка хитрее. Если перешел на другую сторону забора, ты становишься должен 1 лари. А ходил ты в башню или нет, его не волнует. Вот так: развод по-грузински. Думаю, что водители тоже в доле, иначе бы не останавливались.Дорога в одну сторону, в общей сложности заняла три часа. машина едет со скоростью пешехода. Дорога очень плохая, размытая текущими поперек нее горными ручьями.
Водитель отвел нам времени на погулять три часа. Хотя обещано было пять. Но и первый взгляд на село дал понять, что даже трех часов будет более чем достаточно.
Повсюду мусор, который, как показалось, совсем не убирают, очень много туристов.
Старые постройки, чем так славится Ушгули, в плачевном состоянии, никто ими не занимается, они разрушаются.
Прогулялись по селу буквально в течение часа и полезли на гору, чтобы посмотреть на виды вокруг. Вот именно из-за видов стоит сюда приехать. Невероятной красоты зеленые горы, переходящие в заснеженные вершины, скрывающиеся где то в облаках. Да, на это стоит потратить целый день. Но мы ограничились часом. Спустилисьв кафе, долго ждали официанта, потом еще дольше заказанную еду. Интересный факт: в меню нет цен. И сколько мы заплатим за обед оставалось только догадываться. Готовили нам около часа, при этом даже напитков заказанных не принесли. Сервис так себе, хотя еда вкусная. И ценник, по итогу, хоть и превышал уже привычный нам, но, в целом, был разумен для отдаленного села, к которому нет дороги.
Водитель наш тоже не очень отличался пунктуальностью и появился лишь минут через сорок после обозначенного времени. Впрочем, мы не сильно расстроились. Сидели и смотрели на горы.
Обратная дорога пролетела быстрее. Во-первых, потому, что уставшие, часть ее мы просто проспали, а во-вторых, дорога домой всегда короче. Пусть это дом и временный.
Ужинать решили дома. Зашли на рынок купили местного сыра, овощей и местного хлеба. За разговорами и обменом впечатлениями вечер пролетел как-то незаметно. Хочу сказать, что побывать в Ушгули однозначно стоит. Несмотря на плохую дорогу и буквально трех часов там, стоит потратить весь день на эту красоту. Тем более, что она бесплатна. Завтра сутра подъем и снова нас ждет сто километров красивейших серпантинов - ведь дорога в Местию одна и выбираться отсюда нам придется по той же дороге, по которой мы приехали вчера.
День тринадцатый
Утро встретило нас дождем. Он то прекращался, то снова начинался. Было не холодно, но и не жарко. В общем, вполне комфортная погода, если бы не сырость, периодически сыпавшаяся на наши головы сверху.
Собрали свой нехитрый скарб, закрыли домик, приютивший нас эти пару ночей, мысленно пожелали этим местам счастливо оставаться и выдвинулись к нашей крайней, в этом путешествии, точке: каньону Окаце и водопаду Кинчха. Вся эта красота находится в одном месте, в районе населенного пункта Зеда Горди.
Не отъехав и километра, попали под сильный дождь, заставивший нас искать хоть какого-нибудь укрытия, чтобы не промокнуть в самом начале пути и все же надеть дождевики.Незаметно пролетели первые сто километров пути. Мы дважды останавливались за это время, чтобы с фотографироваться на фоне горных красот, рек, которые стали более полноводными из-за идущих дождей, но от этого они только выиграли в своей красоте.
Остановились мы и у реки, которая текла прямо через дорогу и где я, двумя днями ранее, радостно увидев эту картину, решил проехать реку с ускорением. И проехал, весело расплескивая воду в разные стороны, при этом окатив с головы до ног человека, делающего там фотографии. Не специально конечно. Было стыдно, но Леха, ехавший следом, сказал, что человек нисколько не обиделся, а счастливо улыбался, глядя на мотоциклы, проезжавшие мимо. В общем, надеюсь, что он не сильно сыпал проклятьями в мой адрес.
Проведя в неспешной дороге почти целый день, иногда споря с навигатором и опираясь на опыт Алексея, мы прибыли в нашу конечную точку сегодняшнего маршрута – село Зета Горди. Жилье не бронировали по причине отсутствия такового в букинге, и рассчитывали найти его на месте. Проехав по селу до конца и вернувшись, зашли в гостевой дом, где нам предложили номера по 20 долларов с человека за ночь. Дороговато выходило. Посовещавшись некоторое время, решили, что мы можем себе такое позволить, хоть и не без труда для наших нищих кошельков. Закатили мотоциклы на большую территорию гостевого дома, и тут же были окружены ребятней, громко голдящей и тыкающей пальцами во все кнопки и рычажки, до которых они могли дотянуться. Грозный окрик родителей помогал ненадолго – через минуту они снова были поглощены изучением наших мотоциклов. В дороге у мотоцикла Ксении снова погас свет. Ремонта хватило ненадолго. Разобрав вещи, достал отвертку и с мыслью: «Куда я лезу?», начал разбирать правый манипулятор Вишни, где, по словам Ксении, и была проблема. Пока я ковырялся с мотоциклом, ребята переоделись сходили в душ и пошли заказывать еду. С водой, особенно горячей, в душе была проблема и хозяйка постоянно что то включала и выключала, чтобы мы смогли помыться нормально.
Разобрав манипулятор, нашел проблему, но устранить ее на месте не представлялось возможным – сломался язычок контактной группы и просто не доставал до ответной части – поэтому и не было света. Подозвав Ксению, показал суть проблемы и объяснил, что могу сделать так, чтобы свет не выключался, пока включено зажигание, и что первым делом, как только она доберется домой, нужно будет первым делом убрать «жучок» и починить кнопку. Получил клятвенное заверение, что так и будет, замкнул контакты кнопки, перекрестился, собрал манипулятор назад, все проверил и пошел обедать к ребятам.
За столом решили сейчас пойти посмотреть каньон, а завтра сутра поехать на водопады. Но пока обедали, билеты в каньон продавать перестали, теперь только завтра. Поэтому приняли решение поехать на водопады.Ксюха села ко мне вторым номером и мы поехали в горы. Дорога к водопадам сначала была асфальтовой, потом стала бетонкой отличного качества. Через некоторое время начали попадаться стоящие на обочине машины и дорога начала подниматься в горы. Все круче и круче, в какой то момент из-за стоящих автомобилей дорога сузилась настолько, что оказалось только одна полоса для движения и тут навстречу нам выезжает автомобиль. Останавливаемся и я вижу как быстро с мотоцикла Леши спрыгивает Оля и тут же начинаю чувствовать, что мой мот медленно скользит вниз по гладкому бетону. Судорожно вцепляюсь в передний тормоз, ногами стараюсь хоть как то упереться, но мотоцикл все более уверенно скользит назад. Вниз, по дороге, метров 200, да еще и поворот, понимаю, что еще чуть-чуть и мот придется положить, начинаю прикидывать, в какую сторону лучше это сделать, ведь у меня сзади пассажир, с не очень здоровой ногой, и не хочется добавить ему проблем. Мот продолжает скользить, Ксения понимает, что что-то не так, начинает подавать признаки беспокойства. И вот тут приходит на выручку то самое грузинское гостеприимство и желание помочь. Из соседней машины, заметив ситуацию, выскакивает мужчина, хватает первый попавшийся камень и подкладывает под заднее колесо мотоцикла. Все, остановились! Ксюха, насколько она может быстро, эвакуируется с мотоцикла и мы пытаемся припарковаться. На крутой дороге выходит не очень надежно. Принимаем решение отправить девчонок к водопадам, а сами спускаемся вниз по дороге, находим более ровную площадку и паркуемся. Да, идти далеко и в гору, но лучше идти, чем собирать куски пластика по дороге.
Добираемся до водопадов. Красота неописуемая.
Природа, за долгие века, выточила в скалах ванны и наполнила их прозрачной горной водой. Было бы теплее, обязательно бы залезли.Идем вдоль русла горной реки, выходим на открытое пространство, несомненно, во время высокой воды здесь течет бурный поток, и перед нами водопад. Настолько высокий, что вода не долетает до дна и рассыпается на брызги прямо в воздухе.
Смотреть можно бесконечно. Я не устану это повторять. Да! Грузия – это красиво! Очень красиво! Необыкновенно красиво!
Нагулявшись, уже по темноте возвращаемся к мотоциклам.Переполненные восторгом от увиденного и пережитого, бурно обсуждаем угасающий день. Еще один день в этой щедрой, доброжелательной и красивой стране. Добираемся до своего временного жилья и конечно снова идем за стол. Хозяйка, на вопрос: «До которого часа Вы нас сможете кормить?» Отвечает, что пока мы не уйдем спать, она будет рада нас угощать. Не стали злоупотреблять гостеприимством, поужинали, побеседовали с местными жителями, которые периодически подсаживались за наш стол и пошли отдыхать. Завтра нас ждет каньон и скоростная дорога до Тбилиси. Завтра мы снова окажемся в старом городе, где забронировали себе жилье, снова пройдем по извилистым улочкам, снова окунемся в дружелюбность жителей Тбилиси. Но это все завтра.
День четырнадцатый, предпоследний
Так как нам предстояло преодолеть сегодня всего около трехсот километров, решили рано не вставать. Тем более, что офис парка,
в котором находится каньон открывается с десяти часов.
Не спеша позавтракали и двинулись в офис парка, который располагался прямо через парковку такси от нашей гостиницы. Таксисты, кстати, ломят баснословную цену за доставку до каньона и обратно: 40 лари.
Не смотря на утро, на улице было уже довольно жарко и, войдя в просторный офис парка, мы с удовольствием почувствовали на себе прохладу кондиционеров, работающих в помещении. Выходить не хотелось. Однако, мы пришли сюда не прохлаждаться, а наслаждаться красотами. Посетителей нет никого, мы одни, поэтому подходим к стойке по продаже билетов и по привычке, начинаем разговор на русском. На нас смотрят не понимающие глаза. Ага, пробуем на английском. Дело сдвинулось с мертвой точки. Единственное место за всю нашу поездку, где цену за жилье нам обозначили долларах, а разговаривали исключительно на английском. Хотя, в процессе покупки билетов, пока мы с Алексеем шутили друг с другом, по улыбкам девушек за стойкой было видно, что они прекрасно понимают о чем мы говорим, но упорно не хотели с нами говорить на русском. Ну и ладно. Может у них установки руководства такие. Билет в каньон стоит семь лари, а располагается он в двух с половиной километрах от офиса. Ксения, поехала на такси, а мы решили прогуляться пешком, благо погода была отличная, под ногами прекрасно построенная дорога, а компания приятная.
Минут через сорок пути мы вышли на поляну, где стояло несколько машин такси в ожидании своих клиентов и где, собственно, и начинается полуторакилометровый маршрут по каньону. На высоте примерно пятьдесят метров, с помощью специальных балок, прикрепленных к отвесной стене каньона, висит прогулочный мост, по которому мы и гуляли. Виды, конечно, загляденье, но говорить, что меня впечатлил каньон, я бы не стал.
Да, безусловно красиво, да, нужно выразить глубокое восхищение тем людям, кто построил этот подвесной мост, но посещение каньона, лично для меня, это, скорее, галочка в моем путевом журнале. Возвращаться туда еще раз я бы не стал. Чего не скажешь о водопадах, которые мы посетили вчера. Несмотря на сложности с дорогой, я съезжу туда снова, если будет возможность.
Ксению по пути мы так и не встретили, прогулялись ¸пофотографировались на смотровой площадке и двинулись в обратный путь. Теперь уже по краю каньона. Нужно отметить, что весь путь мы проделали, не сходя с отменного качества пешеходной тропы, вдоль которой установлены, в тени деревьев, лавочки, выполненные из природного материала: где то приспособили ствол старого дерева, на каменных ножках, где то, прямо из камня, сложили удобные лавочки. Инфраструктура продумана, ничего не скажешь. Вернулись обратно в свой дом и начали собираться в путь. Сегодня нас ждал Тбилиси, конечная точка нашего грузинского маршрута.
Да, забыл еще один немаловажный факт, который нам слегка потрепал нервы: у нас не было наличных. Мы планировали пополнить запасы наличных здесь, но не нашли ни банкомата, ни обменника. Итак, у нас с Лехой на руках наличные рубли, безналичные рубли и совсем немного наличных лари. Даже долларов нет.
Выгребли из карманов все, что было, заняв у Ксении немного, рассчитались за жилье. Я выкатил на дорогу мотоцикл Ксении. Она решила поехать вперед, так как сегодня у нас практически вся дорога должна была пролегать по единственному скоростному автобану в Грузии – Е60. По мнению Ксении мы ездим слишком медленно и она хочет прокатиться с ветерком одна. Что-же, хозяин-барин. И Ксения уехала.
Мы же, не спеша, собрались, попрощались с хозяйкой и примерно через четверть часа выкатились на дорогу. Навигатор вновь попытался нас обмануть с дорогой, но это только добавило нам приятных минут и, выбравшись из очередного закоулка на нормальную дорогу, мы продолжили свой путь. Вскоре мы выехали на то самое шоссе. Да, неплохая дорога, местами, действительно можно довольно серьезно ускориться, но мы не злоупотребляли. Во-первых, мы никуда не спешили: расстояние было невелико, а времени у нас было предостаточно. Во-вторых, на дороге стоят камеры, а зачем нам проблемы на таможне? И, в-третьих, самое главное, эта дорога еще в процессе строительства, и очень часто бывают объезды и съезды. Поэтому надо быть очень внимательным.
Полюбовались совершающем посадку в аэропорт Кутаиси самолетом, пролетающим прямо над нами. Светило солнце, настроение было отличное и даже то, что на двоих у нас с Алексеем было всего три лари мелочью, нас не расстраивало. Бензин нам заливали по карте, а в Тбилиси мы планировали пополнить свои запасы наличных. Как говорится ничего не предвещало приключений. Но... с нами же Ксения! Пролетая очередной поворот, краем глаза цепляю на парковке знакомый мотоцикл. Останавливаемся. Эта счастливая девушка бежит к нам, насколько это позволяет ей здоровье и радостно, как будто она только что нашла клад, кричит: «Я проколола колесо!»
Около мотоцикла уже грузин достает из машины насос, чтобы накачать колесо. Благодарим его за отзывчивость, говорим, что дальше мы справимся сами, начинаем искать прокол. Колесо горячущее, обжигает руки, без перчаток дотронуться невозможно. С виду целый новый ПилотРоад4 внутри превратился в лохмотья. Верхний слой отделился от корда и в ламели можно засунуть палец. Колесу конец. Ехать на нем невозможно. Только замена. Сообщаем об этом Ксении. Конечно, радости мало. Опять, получается, мы не выполним свои планы. Недаром говорят, хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах.
Ксения начинает звонить своим знакомым, которые совсем недавно чинили ей мотоцикл, еще кому то, в надежде решить проблему. Но проблема пока не решается. В добавок ко всему кончается интернет, а пополнить его с карты не получается. Ксения звонит кому то в Россию и ей кладут на телефон денег, появляется интернет и мы продолжаем искать варианты с эвакуатором до Тбилиси. Там хоть какая то цивилизация. Позвонили на телефон службы спасения 112, объяснили ситуацию, нам посоветовали обратиться в службу эвакуации, и дали телефоны. К сожалению, до этих служб мы не дозвонились. Решили остановить полицейскую машину, благо, патруль ездит часто. В это время раздается звонок на телефон Ксении и ей сообщают, что эвакуатор выехал из Тбилиси и будет часа через три. А время уже пять и торчим мы тут уже второй час. Пытаемся объяснить водителю эвакуатора где мы находимся, но, естественно, вокруг четких привязок нет, а названия населенных пунктов на ближайшем дорожном указателе водителю ничего не говорят.
Останавливаем патрульную машину, объясняем ситуацию.
Инспектор набирает со своего телефона номер эвакуатора, разговаривает с ним, и говорит, что встретит его и проводит, как только он будет рядом. В это время рядом с нами останавливается эвакуатор. Ксения отправляется на переговоры и возвращается обратно. «250 лари. Дорого.» Переглядываемся с Лехой: за эвакуатор из Тбилиси с ожиданием в три часа двести лари нормально, а за «поехать прямо сейчас» двести пятьдесят – это дорого. Пока донесли до Ксении эту мысль, эвакуатор уехал. Предложив нам следовать в Тбилиси, типа, я справлюсь сама, уходит. Недоуменно смотрим с Лехой друг на друга. Воистину, чудны дела твои, Господи. Естественно никуда не едем. Подъезжает экипаж, о чем то беседуют с Ксенией. Уезжают. Естественно, у нас никаких запасов с собой, ни воды, ни еды. Рядом точка по продаже арбузов и дынь. Но что толку? Денег ровно три лари.
Уже ближе в восьми вечера приезжает эвакуатор, в сопровождении патрульных.
Закатываем мотоцикл на платформу, привязываем его, Ксения садится в машину, а мы тепло прощаемся со ставшим уже родным полицейским и стартуем в сторону Тбилиси. Впереди горные серпантины и мы хотим пройти из как можно дальше по светлу. А еще Леша обещал Оле купить ей маленький кувшинчик, который продают вдоль дороги. А денег всего три лари. Едем, обсуждаем весело с Лехой это желание. Периодически вижу, как проезжая мимо очередного ларька с глиняными изделиями, Леха получает легкий удар в бок. Едем, хохочем. Когда уже совсем стемнело, останавливаемся у ларька, выбираем самый маленький кувшинчик, на котором гордо написано: 3 лари. Все, у Оли есть кувшин, но у нас совсем нет денег.
Ближе к полуночи приезжаем в Тбилиси. По навигатору находим дом, но гостиницы в нем не видно. Тут же из дома выходит женщина и узнав о нашей проблеме кому-то звонит. Через пару минут появляется мужчина, говорит, что он нас ждет, что сейчас определит нас на постой. Опять кому то звонит, объясняет куда нам проехать. Это совсем не рядом, хоть и не далеко, и говорит, что нас там будет ждать человек.
Несмотря на ночь, Тбилиси живет очень бурной, ночной жизнью. Останавливаемся у оговоренного места. Тут же к нам подходит мужчина и говорит, что он хозяин нашего жилья. И предлагает следовать за ним. Мы снова углубляемся в сеть маленьких домов, еще дальше от того места, где планировали остановиться. Время далеко за полночь, темнота, никого вокруг. Не комфортно. Пока ждем нашего провожатого, он идет пешком, к нам подходит молодой парень и интересуется, не может ли он нам чем то помочь. Отказываемся. Подходит наш провожатый и предлагает посмотреть жилье. Леха уходит, а мы остаемся на улице. Через некоторое время он возвращается с легким удивлением на лице: мотоциклы к дому не подкатить, потому что к нему нужно спускаться вниз по металлической лестнице. Само жилье неплохое, но двор, в котором сейчас празднуют какой-то праздник все жильцы этого самого двора, просто треш. В добавок ко всему, мотоциклы нам предлагают оставить прямо здесь, на улице. Не в каком нибудь закутке, а прямо вот так, ничего не боясь. Некоторое время совещаемся что делать. С одной стороны, мы уже убедились, что Грузия – безопасная страна, с другой, найти утром лежащий на боку разбитый мотоцикл или, того хуже, не найти его вообще, перспектива молорадостная.
Решаем рискнуть на одну ночь: время за полночь, прохожих мало, вдобавок хозяин жилья говорит, что договорился поставить наши мотоциклы под камеру, напротив магазина его друга, который работает почти до утра. Ставим мотоциклы, снимаем вещи, спускаемся во двор по темной лестнице. Посередине двора стоит стол, за которым празднуется какой то праздник. Нас тут же пытаются усадить за него, но мы, раскланиваясь шныряем в свое жилье. Уф! Переодеваемся, скидываем координаты жилья Ксении, которая тем временем уже разгружает свой мотоцикл в одной из мастерских Тбилиси, где ей завтра обещали найти и поменять колесо.
Сходили в тот самый магазин, взяли покушать и сели за стол ждать Ксению, которая появилась очень скоро. Наверное эвакуаторщик очень хотел домой, поэтому отстал от нас на трассе не очень сильно. Покушали наскоро и легли спать. Завтра у нас по плану поездка в Кварели, на завод Киндзмараули ради нескольких бутылок вина, которые мы решили привезти с собой в Россию.
День пятнадцатый, последний.
Проснулись практически одновременно. Первым делом сходили проверить мотоциклы: на месте ли. Все оказалось в порядке и мы, облегченно вздохнув, отправились завтракать.
После завтрака Ксения уехала заниматься своим мотоциклом, а мы втроем поехали уже знакомым маршрутом в Кварели, на завод Киндзмараули, за вином. Светило солнце, погода радовала, дороги были с отличным покрытием и эти сто двадцать километров, отделявшие нас от конечной цели пролетели очень быстро.
Заехав на уже знакомую стоянку у завода, отправились в магазин. Накупили разного вина, разложили его по чемоданам и, переживая за его "здоровье" в долгой дороге до дома, решили отобедать в уже знакомом нам ресторане при заводе.
Официант был тот же, что и в прошлый раз и конечно он нас узнал. Поинтересовавшись почему нас только трое и где же четвертая наша спутница, очень опечалился, услышав, что у Ксении технические неприятности. Но мы его уверили, что самое страшное уже позади и все на стадии завершения.
Как всегда, наевшись неимоверно вкусной еды, понимая, что мы сейчас кушаем практически в последний раз настоящие грузинские блюда, с сожалением встали из-за стола. Тепло попрощались с официантом и двинулись обратно в Тбилиси, нежно проезжая каждую кочку, переживая за наш бесценный груз.
Добрались без приключений и, едва припарковав свои мотоциклы на том же самом месте, нос к носу столкнулись с сияющей Ксенией: ей все починили, о чем она, радостно, нам сообщила.
Пока ребята занимались сборами, я пошел искать где бы мне оплатить мой штраф. Зайдя в несколько банков, понял, что не все так просто, как казалось. Конечно, мне ни один раз предлагали оплатить штраф в уличном терминале, но вот беда, все они на грузинском языке, а я, к сожалению, и русским то владею с трудом. Наконец нашел банк, в котором с меня взяли денег в уплату штрафа и я, радостный, двинулся в сторону нашего временного дома.
Накануне, прогуливаясь, мы заглянули к нашим новым друзьям в магазинчик и заказали пятнадцать литров домашнего вина. И этим вечером мы должны были его выкупить. И вот вечером, мы все вместе заглянули в этот самый магазинчик. К сожалению, ребят на месте не оказалось, но продавец была в курсе нашего визита и вынесла нам наш заказ. Помимо вина мы набрали немного специй, так как складывать все это было уже просто некуда и мы серьезно переживали за вместимость наших кофров.
Весь вечер прошел в сборах. Мы укладывали и перекладывали наш нехитрый скарб, упаковывая бутылки с вином в максимально большое количество одежды, чтобы уберечь его от тряски и различный внешних воздействий. Конечно, очень хотелось привезти домой пусть маленькую, но настоящую частичку Грузии, в которую мы влюбились раз и навсегда.
Подъем был назначен на пять утра. И мы, разошлись по своим кроватям проживать эту последнюю, в этой поездке, ночь в так полюбившейся нам стране с прекрасным именем - ГРУЗИЯ!
Ну вот и отъезд.
Попрощались с Ксюхой - она остается досыпать и стартует чуть позже куда-то в сторону Осетии, а мы держим путь домой. По плану, не торопясь, мы планируем доехать за четыре дня. Сегодня наша цель - Волгоград. Это всего примерно 1000 километров плюс непредсказуемая граница. Так что нам на сегодня приключений должно хватить. Точнее, хочется, конечно, без приключений, но у нас так не бывает. Что нибудь да придумается.
Незаметно пролетели последние сто километров грузинских дорог до границы, ярко светило солнце, и уже на самых подступах к Степанцмиде слева от нас открылся вид на величественную гору - Казбек.
А тем временем, все чаще на обочине стали появляться фуры, сначала по нескольку штук, а потом, насколько хватало глаз, вся обочина была заставлена ими - это была очередь на переход. А меж тем, до переходе было еще несколько километров. Вырулив на осевую, а кое-где и на встречную, пробираемся к границе. Впереди, перед самой границей будет мост, на котором стоят полицейские, и, если переход переполнен, то перекрывают мост. Практически не останавливаясь, подъезжаем к мосту. Метров за сто останавливаемся на осевой: сплошная, а впереди пост - помятуем о штрафах за встречку. Водители легковушек машут нам: проезжайте. Но мы сначала решили сходить спросить. Полицейские улыбаются и без разговоров дают разрешение на проезд, хотя шлагбаум для всех остальных закрыт. Прыгаем на мотики и по встречной объезжаем пробку, на ходу благодарим патрульных и по совершенно пустой дороге устремляемся к переходу.
На границе тоже пробка, но мы каким то чудом проскакиваем практически к самой зоне досмотра. Жарко. Стоим около получаса. Далее быстрый досмотр, печати в паспорта и мы уже на российской территории. Русскую границу прошли без проволочек и вот мы уже движемся в сторону Владикавказа. Практически на самом въезде нас останавливает патруль и предлагает дыхнуть в какой то странный прибор на предмет алкоголя: из Грузии же едете, а значит вчера пили вино. Чтож, логика проста и с ней не поспоришь. Однако у нас все в порядке и мы едем дальше.
Каким то невероятным чудом мы проскакиваем Владикавказ практически моментально. Когда мы ехали в Грузию было все не так: очень долго блудили. Или может так показалось?
Держим путь на Минеральные Воды: есть дорога через Александровское, которая практически всегда пустая и прямая, вдобавок еще с хорошим покрытием. Летим, в общем. Отличная погода, приятная компания. Все как всегда. По скале делимся с Лехой впечатлениями. После Александровского становится очень жарко: степь и палящее солнце. Как тут люди живут? Солнце близилось к горизонту, а мы только еще подъехали к Элисте. Пока заправлялись и пили кофе, совсем стемнело, а ехать надо еще почти триста километров. В планах было еще заехать на Родину Мать в Волгограде, но сил уже не хватило, поэтому мы, промчавшись по совершенно разбитым дорогам Волгограда, выскочили за его пределы и начали искать ночлег. Довольно быстро нашли большой постоялый двор, сняли номер, сходили покушать в первый раз за день и завалились спать. Завтрашние планы у нас не менее грандиозные: Уфа.
На утро, раненько встав, позавтракав, собрались в дорогу. Так или иначе, а нас ждали почти полторы тысячи километров пути. За Волгоградом, на Саратов, оказалась вполне приличная по качеству дорога. То-ли отремонтировали, то-ли загрузка была небольшой, но мы довольно быстро и с удовольствием выехали на окружную Саратова, немного потолкались в пробках и вот уже катим дальше на Сызрань вдоль Волги, приближаясь к точке, где замкнем своеобразный круг, и дальше пойдем по дороге, по которой двумя неделями раньше мы ехали в это путешествие.
В Сызрани, на заправке, позвонили в Самару Паше Астафьеву, он переехал в Самару в прошлом году из Новосибирска, хотели повидаться, но, увы, не получилось. В следующий раз непременно.
Проехали Уфу, и в надежде, что скоро мы будем лежать в пусть не в своих, но в кроватях, начали мечтать.
В планах было заночевать в той же гостинице, где мы ночевали свою первую ночь. Но этим планом сбыться не удалось: все было занято. И мы поехали дальше в сторону Челябинска в поисках ночлега. А тем временем, прямо у нас впереди сверкали молнии. Мы явственно ощущали, что нагоняем дождь. И когда дорога делала поворот, нам казалось, что мы его каким-то чудесным образом сможем объехать, но чуда не произошло. Начало капать. А меж тем ночлег не находился. Все вокруг было занято. Ничего удивительного: ночь на дворе, а мы на федеральной трассе. Сворачивать с нее в сторону в поисках ночлега в близ лежащих деревнях было страшновато и мы продолжали ехать дальше.
Уже было далеко за полночь, мы, промокшие под дождем, практически выбившиеся из сил, неожиданно нашли то, что искали: довольно большой гостиничный комплекс оказался, каким то чудом, практически пуст. Нам выделили отличную комнаты, в душе была горячая вода, ужин, пусть и поздний, был вкусен, а постели мягкие. В общем, мы были вознаграждены за наши старания. Решили спать до упора, поскольку денек выдался не из легких.
И вы думаете мы долго спали? Да ничего подобного! Еще не было девяти утра, а мы уже проснулись. Не спеша позавтракали, собрали свой нехитрый скарб и выехали покорять Урал. Шел третий день нашего пути домой. Сегодня, по плану, мы должны были проехать около тысячи, но так как вчера мы план слегка перевыполнили, то сегодня нам оставалось до очередной точки ночевки всего ничего: около восьмиста километров.
Изначально планировали заночевать у Саши Столяра, но за несколько дней до этого мне удалось узнать, что его в последние дни посещали гости один за другим, стало неудобно беспокоить его поздно вечером, чтобы рано утром покинуть. Не выпить с нами, не поговорить толком. Никакого профита, в общем. Поэтому решили заночевать где нибудь перед Бердюжьем: дорога там очень плохая, ехать быстро ночью не получится, да и не безопасно: такова была наша мотивация.
Едва перевалили Урал как тут же ощутили все прелести Азии: мошка, комары, и прочие летающие насекомые в неимоверных количествах оседали на нас и наших мотоциклах. К заправкам каждые двести пятьдесят километров прибавилось еще оттирание амуниции и техники от гнуса. После Кургана, перед свертком на Бердюжье начали поглядывать по сторонам в поисках ночлега. Но, как обычно к вечеру, все снова было занято. Благо, что хоть дождь не доставал и было довольно тепло.
Проехав еще около пятидесяти километров, нашли, с виду, неплохой постоялый двор, нам пообещали два номера: двухместный и одноместный. попробовали объяснить, что мы заплатим как за три места, а заночуем в двухместном (Оля и Алексей прекрасно помещаются даже на одноместной кровати), нам было отказано: не положено. Пионерский лагерь какой то. В гостинице буквально картонные стены и громко разговаривать нам запретили сразу. Едва мы, забываясь, начинали говорить обычным голосом, тут же появлялась администратор и делала нам замечание: люди отдыхают. Сходили в душ, поужинали и, под предлогом, что нам надо провести какое то время вместе, улеглись спать в двухместном номере. Так закончился наш третий день.
И вот, с утра, уже чуя, что мы дома, быстро собрались и под восходящим солнцем поехали в сторону Ишима. Погоду на вечер обещали испортить, поэтому мы спешили. В Ишиме, с заправки, позвонил Столяру, сказал, что мы его проехали, объяснил причину, услышал о себе много "хороших и добрых" слов и с пожеланием хорошей дороги мы поехали в сторону Омска.
Омск! Как много в этом слове! Почему то "Омск" читается как "Дом". Хотя почему почему то? Мы дома! Что тут осталось то? Семьсот километров! Но впереди нас ждало еще одно, крайнее в этой поездке испытание. Мы к нему готовились, но не знали что будет так жестко. Едва село солнце, стало холодно. Нет, не так. СТАЛО ХОЛОДНО! Пальцы буквально замерзали, ветер пролезал в любую щель и холодил.
Кое-как дотянули до Коченево. На заправке слезли с мотоциклов, стуча зубами начали одеваться. Уф! Неизгладимые впечатления!
И вот он, дом! Новосибирск! Родной и дорогой сердцу город! Мы вернулись! Не спеша прокатились по центру города, игнорируя запрещающие движение мотоциклистов знаки.
Очень тепло попрощались с Алексеем и Олей. Поблагодарили друг друга за этот необычайно приятный во всех отношениях трип, который дал нам всем богатую пищу для размышлений, еще раз убедил, что в любых путешествиях, и особенно на мотоциклах, очень важна поддержка людей, которые рядом. Как никогда ты понимаешь, что можешь положиться на этих людей. И, безусловно, любые путешествия дают нам богатый опыт, который хочется преумножать еще более длительными и более интересными путешествиями по миру. Открывать для себя новые страны, новые города, новую культуру! Заводить новые знакомства и знать, что где-то тебя ждут. Ждут люди, приключения, эмоции.
Но еще больше в этих путешествиях ты понимаешь, что сильнее всего тебя ждут дома. И какое бы ни было твое путешествие, каким бы захватывающим оно не было, нет ничего приятнее, чем возвращаться в любимы город, к родным и близким твоему сердцу людям, друзьям. И рассказывать им о своих удивительных приключениях, заражая их сладкой болезнью: жаждой путешествовать!
Путешествуйте, друзья! Это великое счастье: открывать для себя мир!
Хочу выразить огромные слова благодарности людям, которые разделили со мной это путешествие, людям, которые ждали нашего возвращения домой, людям, которые встречались нам на пути, принимали нас.