Самара-Атырау-Нукус-Аральское море-Бухара-Самарканд-Худжанд-Пенджикент-Иссык-Куль-Аральск-Самара
Идея зрела давно - проехать по Средней Азии, посетить Аральское море - наконец осуществили. Не совсем так, как планировали, многое посетить не удалось, но в целом - впечатлений масса, регион очень интересный.
Часть 1: Дорога в Страну ОЗ
Выезжаем из Самары в 8 утра и через 2.5 часа мы уже на границе. Нужно сказать, что за эту поездку границу мы проходили 16 раз - и на каждой свои приколы - буду по ходу рассказа делиться практическими сведениями. Граница Ру-Кз в районе Уральска (Маштаково-Сырым) проходится быстро и без проблем. Казахи немного вредничают, просматривают сумки - но в целом все спокойно. Несмотря на Таможенный союз, таможня присутствует в полном объеме. Единственное отличие от прошлых лет - не нужно оформлять декларации на ввоз/вывоз машины. На границе получаем миграционные карты (можно до 5 дней находиться в Казахстане без регистрации) и оформляем страховку на авто - автогражданку, она обязательна.
Выезжаем в Казахские степи. Бескрайние просторы, дороги отличные. Скоростной режим - 100 км/ч + 10км "нештрафуемых". Т.е. можно ехать до 110 км/ч. Штрафы за нарушения просто огромны - 3-5 тыс. руб., права изымаются до уплаты. По факту всегда можно договориться на месте за 40-50% от официальной ставки штрафа - но суммы все равно внушительные - так что будьте внимательнее.
На подъезде к Уральску видим необычную картину:
Наводнение в степи
Вот такая картина на протяжении сотен и тысяч километров
Кажется что ты застыл на месте и никуда не движешься вообще.
Верблюды пасутся что у нас коровы
Казахские кладбища
Атырау. Красивый, приятный, чистый город. Дорогой, как и все в Казахстане. Смотреть особо нечего. В этот раз мы проехали его транзитом - но здесь размещу фотографии из своей прошлогодней поездки сюда.
Дешевых гостиниц в Атырау нет. Из умеренно-дорогих рекомендую Каспий - цена 12000 теньге (около 2400 руб.).
Поглядев на карту я наивно предположил, что из Атырау можно увидеть Каспийское море. Какая это была ошибка! :-)
Вот оно - историческое болото :-) Самое близкое место - до моря всего 5 км. Близок локоть а не укусишь.
Из болота мужичок таскает двухметровых осетров. На пригорке стоит Нива с рыбнадзором - охраняет "своего" рыбака
Солончак
Джингил - растет на чистой соли, уму непостижимо
Река Урал
Главная достопримечательность - мост соединяющий Европу и Азию - почти Стамбул :-)
Мечеть
Выезжаем из Атырау рано утром. Нам предстоит перегон в 1000 км. На всем этом огромном расстоянии нету ничего - только редкие мелкие деревушки. Степи, степи, песок и снова степи. Ближе к границе с Узбекистаном сталкиваемся с первым сильным впечатлением - ВЕТЕР! Я никогда не представлял, что ветер может быть такой силы. У нас такой бывает в сильную бурю, в порывах. Здесь же дует с постоянной, ровной силой. При движении на машине ощущение, что заехал в песок - настолько заметное усилие приходится делать двигателю. Извините за подробности, но - сходишь в туалет, а земля остается сухой - такая сила ветра в этих местах.
Метет песок
Ну ему-то пофиг :-)
В Бейнеу все наши планы и графики чуть не сорвались. Поднялась настоящая песчаная буря - видимость как в густом тумане, метров 20-30, не более. А нужно сказать, что асфальт в Бейнеу заканчивается и до границы идет 80 километров грунтовки. Реально побоялись заблудиться в степи в такую погоду. Однако ж смотрим - одна, вторая, третья машина пошли в сторону Узбекистана. За ними фура-большегруз. Решили что движение по этой дороге есть и не заблудимся.
Практические сведение о проезде через Устюрт: от Бейнеу до границы идет 80 км. грейдера. Дорога нормальная, стоят дорожные знаки и т.п. - т.е. заблудится никак нельзя. От Бейнеу до Нукуса 500 км без заправок - рассчитывайте бензин! Мы везли с собой канистру бензина. Очень сомнительного качества бензин можно купить в Акжигите (на границе) и в Кунграде (там делают таинственный бензин "из конденсата", который убивает двигатели машин). Так что лучше рассчитывайте на автономный перегон в 500 км. От границы до Кунграда отличная дорога, далее 100 км. идет ремонт трассы и дорога полностью разбита. Места достаточно пустынные и безлюдные, но движение по трассе есть - раз в 5-10 минут машины встречаются. Так что в общем-то никакого экстрима здесь нет.
Граница. Первый вопрос на казахской стороне "че мне дашь?". Дали по 300 руб., запустили сразу. Дальше нам прямо сказали "вы едете на восток туристами? ну значит понимаете, что восток - дело тонкое, нужно немного подмазать и быстро поехать". Итого прохождение границы обошлось в 750 руб. с машины. Реально можно было рублей в 500 уложиться. Имейте мелкие купюры!
На узбекской стороне взяток не берут и не просят! Заехали быстро, очередей особых не было, но сам процесс оформления довольно муторный и долгий. Нужно задекларировать валюту (по закону - с точностью до копейки) и оформить обязательство обратного вывоза авто.
По дороге до Нукуса будет два или три блок-поста - на них нужно остановиться и пройти "регистрацию" (номер машины записывают в журнал). Также каждый гаишник вас обязательно остановит. НО! не для того чтобы содрать денег, а чтобы поговорить за жизнь и "поприветствовать в нашем солнечном Каракалпакстане". Очень много читали про вытягивание денег со стороны узбекских ментов - ничего не подтвердилось!
Скоростной режим по Узбекистану 90 км/ч + 10 нештрафуемых. Тонировка полностью(!) запрещена - даже задних боковых стекол. В Каракалпаккии за это не трогали, только предупреждали, что ближе к Ташкенту будет хуже. На практике не проверяли - у меня машина не тонированая, а второй экипаж дальше Хивы не поехал в силу короткого отпуска.
В Нукус приехали поздно ночью, на следующий день нас ждал Арал - одна из главных целей путешествия.