http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA
Место хорошо известно жителям северного Казахстана, но почему-то на форуме не было еще ни одного отчета.
Полезные сведения для путешествующих в Казахстане
1. Валюта — тенге, курс — примерно 5 тенге за рубль.
2. Цены — радуют. Всё дешевле, чем в России минимум в полтора раза, крепкий алкоголь — раза в 3-4 (настоятельно рекомендую казахские коньяки).
3. Регистрироваться нигде не надо, если вы приехали меньше, чем на 30 дней.
Полезные сведения для автомобилистов
1. Литр 92-го - 110 тенге.
2. Заправляться лучше на КазМунайГазе или Гелиосе. Карточки принимают.
3. Прилично выглядящие заправки есть только в достаточно крупных населенных пунктах, кое-где километров за 150-200 можно не встретить вообще ни одной.
4. Качество дорог сильно варьируется, но в среднем, если резюмировать,— дороги говенные.
5. В городах и на выезде полно ГАИшников с радарами и камер — соблюдайте скоростной режим. Вроде как российское правило +9 км/ч работает, но если поймают с превышением хотя бы на 10 км/ч, то придется заплатить примерно 8700 тенге (5 МРОТ). Это у них минимальный штраф такой. Лучше б дороги залатали, сволочи...
6. Скоростные ограничения официально такие же, как и в РФ — 60 и 90 км/ч, но я неоднократно встречал в интернете рекомендации местных, утверждающих, что за городом можно смело ехать 110+9 и никто вас тормозить не будет.
7. Наряду с отловом любителей быстрой езды, также крайне популярны засады за светофорами и пешеходными переходами: на мигающий зеленый лучше не проскакивать и пропускать пешеходов на переходе даже если им еще несколько метров идти до дороги.
8. При выписывании штрафа они могут изъять права и выписать времянку, чтоб, типа, оплатил штраф и приехал с квитанцией в ГАИ, их забрать обратно. Как правило, изъятие прав подразумевает страстное желание работника госавтоинспекции решить вопрос на месте. Я в таких случаях сижу и жду пока ему наскучить делать вид, что он собирается составлять протокол.
9. Обязательно купите автостраховку на границе (спросите у пограничников), штраф за отсутствие страховки какой-то вообще серьезный, а вероятность того, что вас с российскими номерами остановят и проверят близка к 100%. Я отдал за страховку на 3 недели 1950 тенге.
10. Наклейка RUS не требуется, потому как на номерном знаке и так есть обозначение страны.
Как добираться
Я не буду рассматривать всякие экзотические варианты с перелетом из Москвы в Астану, полагая, что в Баянаул поедут большей частью жители Западной Сибири. Я ехал на своей машине из Томска через Новосибирск и Карасук, получилось 840 километров до Павлодара за 12 часов (из них примерно час на границу и оформление страховки) + 230 километров до собственно Баянаула за 3.5 часа. Есть еще чуть более короткая дорога через Славгород, по которой ездит автобус Томск-Павлодар, но я не знал, закатали ли уже кусок ужасной грунтовки после Ордынского.
В любом случае, едете ли вы на своей машине, автобусе или поезде, сначала вам нужно попасть в Павлодар (или, в крайнем случае, в Экибастуз). Там, если вы не на машине, разумеется, отправляетесь на автовокзал (на одной площади с ж/д вокзалом) и покупаете билет до Баянаула, здесь есть расписание, но в нем подозрительно много отправлений:
http://www.pavlodar.gov.kz/page.php?page_id=1410&lang=1
(два года назад я ездил на автобусе и тогда было только два отправления в день - в 7 утра и что-то около 11)
Если вы на машине, то выезжаете из города по указателям Астана, переезжаете через Иртыш и потом прямо по трассе А17 через Ленинский и Калкаман, сразу за которым будут указатели на Баянаул:
- Загружается GPS трек...
- track_671887
Дальше одна дорога до самого Баянаула. Когда съедете в поселок с трассы, едьте всё время прямо до КПП, там надо будет заплатить экологический сбор (в этот раз с меня взяли 393 тенге с человека за полтора дня), и оттуда еще километра 3 до озера Джасыбай по серпантину - опять же дорога одна, турбазы и место для кэмпинга увидите.
Полезные сведения для направляющихся в Баянаул
1. Ехать стоит если вам по душе пешеходный туризм налегке с элементами любительского скалолазания. Природа там чрезвычайно красива, незагажена и доступна, в том смысле, что почти на любую гору можно забраться, располагая лишь хорошими кроссовками. Для меня Баянаул предпочтительней Алтая именно по этой причине — перспектива тащить на себе неделю 30-килограммовый рюкзак по пересеченной местности меня совершенно не вдохновляет.
2. Сезон примерно с 5-го июня по примерно 20-е августа. Но на самом деле можно приезжать и в конце мая, и в самом конце августа — проблем с заселением и питанием никаких, просто может быть прохладно, а местные едут туда в основном для купания в озере, поэтому такой и сезон.
3. Останавливаться, как мне кажется, нужно внутри национального парка (не в поселке Баянаул) у озера Джасыбай. У озера Торайгыр тоже вроде есть пара баз, но оно не такое живописное.
4. Турбаз множество, но они или совсем убогие, выполненные в стилистике советского пионерлагеря, или чуть менее убогие, с санузлом в номере (иногда даже с горячей водой), но стоят уже как приличный отель в Европе (от 16000 тенге в сутки за двухместный номер). В прошлый раз останавливались в "Баянтау" — ничего хорошего сказать не могу, в этот раз в "Назайтасе" за 3000 тенге с лица со сносным 3-разовым питанием — уже лучше, но всё равно совок-совком. С недавних пор появилось место для палаток внутри нацпарка (раньше кэмпинг был только в поселке на берегу озера Сабындыколь), но сколько там что стоит я не интересовался.
5. Интернета нет нигде ни в каком виде. Сотовая связь как-то работает, но поддерживает только стандарт 0.5G и тот не полностью — даже проверка содержимого почтового ящика становится настоящим испытанием.
6. Ехать лучше в будние дни, особенно в июле. Говорят, что в выходные очень много народу.
7. Провиант с собой брать не обязательно - кафешек куча, кормят хорошо и по российским меркам недорого. Правда казахская кухня для меня тяжеловата, после двух дней на отменных куырдаках, мясах по-казахски и прочих баурсаках, сильно хочется чего-нибудь легкого овощного.
Краткий фотоотчет
Пойма Иртыша:
Соленое озеро неподалеку от Калкамана (здесь было набрано полверда отличной грязи - сам не пробовал, но жена говорит, что косметический эффект поразительный):
Еще не выгоревшая казахская степь:
План национального парка Баянаул (шедевр прикладного дизайна имхо):
Характерные баянаульские "лепёхи" по дороге на гору Акбет (1027 м, высочайшая точка):
Акбет на горизонте и тропинки:
На следующий день в районе турбазы "Кристалл":
Послеобеденный поход на гору Булка (она же Назайтас):
Такие вот симпатичные водоемчики образуются на вершинах гор в результате эрозии:
Тамошняя растительность:
Булка (с другой стороны) и камень Баба-яга:
Окрестности озера Торайгыр: