17.7.2014 - 30.8.2014
Киргизия - Китай (Синьцзян) - Монголия - Бурятия - Якутия - Колымский тракт - Магадан, а потом (чтобы немного расслабиться) Москва - Украина - Молдавия – Турция
Давно мечтал побывать в Монголии и на Колыме. Останавливало только отсутствие длительного отпуска в летние месяцы, а тут вдруг обнаружилась возможность сорваться из дома на целых шесть недель, причем именно в июле и августе. Поскольку авиабилет из Тель-Авива до Улан-Батора стоит очень дорого, был куплен билет в Бишкек (Pegasus) и далее по суше через Синцзян в Монголию, в результате чего маршрут пополнился еще двумя интересными географическими объектами. А потом уже путь лежал через Улан-Уде и Якутск в Магадан. Вся дорога от Бишкека до Магадана был пройдена исключительно по суше, в основном по шоссе (или по бездорожью как в Монголии) и в очень незначительной части на поездах. Познакомился я с местной культурой и обычаями живущих там народов, так что этот отчет мог бы называться Монголы и монголоиды (киргизы, уйгуры, монголы, буряты, якуты). Планировал отметить свой день рождения на Колыме, как два года назад в Гондурасе, но добрался до Магадана на неделю раньше, чем рассчитывал, вылетел самолетом в Москву и оставшееся время провел в компании форумчан на встрече в Виннице и у себя на даче в Транснистрии. И вообще, путешествие это не вписывается в географические рамки форума, поэтому я описываю его в нескольких отдельных отчетах.
По суше в Магадан через Киргизию, Китай и Монголию, июль-август 2014. Часть 1: Киргизия
По суше в Магадан через Киргизию, Китай и Монголию, июль-авг2014. Часть 2: Китай(Синьцзян)
По суше в Магадан через Киргизию, Китай и Монголию, июль-август 2014. Часть 3: Монголия
По суше в Магадан через Киргизию, Китай и Монголию, июль-август 2014. Часть 4: Сибирь
Фотографии не мои
Часть 1: Киргизия
Тель-Авив - Бишкек - Чолпон-Ата - Каракол - Балыкчи - Нарын - Казарман - Джалалабад - Узген - Ош - Сары-Таш – Ишкертам
Чтобы попасть в Киргизию, мне как гражданину Израиля нужна виза. Посольства Киргизии у нас нет, поэтому практически единственным способом попадания в страну является получение визы по прибытию в аэропорт Бишкека, так как на других пограничных пунктах получить визу невозможно. С недавних пор в Бишкек начал летать Pegasus из Стамбула по очень аттрактивным ценам. Мой билет Тель-Авив - Бишкек и обратно из Стамбула обошелся мне всего в 307 долларов.
Приземлились в пять утра. - Какую визу ты хочешь? - спросил меня пограничник. - Какую нибудь подешевле, - ответил я. - А, ну тогда туристскую, - сказал пограничник, - давай 60 долларов. Никаких квитанций выдано не было, израильтяне, прибывшие в одном самолете со мной заплатили по 70, тогда как на сайте МИД Киргизии цена туристской визы была объявлена в 40. Ну ладно, не спорить же с ними.
Прорвавшись через кольцо таксистов, я сел в только что подошедший первый автобус (50 сом, что составляет примерно 1 доллар) и поехал в заранее забронированный по интернету гестхауз недалеко от Ошского базара. Но останавливаться там я не захотел, так как то, что я там увидел никак не соответствовало соотношению заявленной цены ($20) к предлагаемым условиям (общий санузел и дикая грязь). Обойдя несколько гостиниц с похожим соотношением цены ($40 - $50) к подобному качеству, я наконец нашел более менее приличный вариант (Hotel Rich, угол ул. Фрунзе и Тимирязева, $55 долларов). Рекомендую, хотя, конечно, дороговато. Кстати, в гостиницах предпочитают наличные доллары или евро.
Отдохнув немного, пошел гулять по городу. Симпатичный зеленый город, но в большей своей части не очень интересный. Кроме, может быть, центральной улицы, Чуйского проспекта с площадью Ала-Тоо и не оставляющего равнодушным памятника жертвaм Тюльпановых революций 2005 и 2010 годов у Белого Дома.
Памятника жертвaм Тюльпановых революций, Бишкек
Очень интересен Парк им. Чингиза Айтматова (бывший Дубовый) со множеством каменных, металлических и деревянных скульптур, в большинстве своем на темы народного эпоса "Манас". Скульптуры самого Манаса на боевом коне в Киргизии воздвигнуты повсеместно.
Парк им. Чингиза Айтматова, Бишкек
На следующее утро я сел в маршрутку (4 часа, 250 сом) и отправился в Чолпон-Ата, главный туристский центр озера Иссык Куль. Там я поддался на уговоры посредников квартир, которые тут же доставили меня в очень приличный гестхауз (1000 сом). Обидно правда, что я сам видел, как хозяин отсчитал посреднику за услуги 400 сом. Разумнее, наверное, искать квартиру самому: они там сдаются почти в каждом доме. Прежде всего я направился в Парк Петроглифов, где можно найти интересные изображения, в основном, диких козлов, а потом вернулся к озеру и остаток дня провел в парке Рух Ордо. Это нечто кичеобразное с претензией на мировую универсальность, представленную на равных скульптурами самых разных личностей, таких как, например, Конфуций, Назарбаев и Булат Окуджава. Но посетить этот парк, безусловно, стоит.
Достопримечательности Чолпон-Ата
Затем я поехал в Каракол (3 часа, 120 сом), где остановился в гостинице Неофит (950 сом, рекомендую). Рядом находится краеведческий музей, смотреть в котором практически нечего. А вот посетить деревянную мечеть, построенную в китайском стиле безусловно стоит.
На следующее утро сел в маршрутку и поехал в Балыкчи по южному берегу Иссык-Куля (5 часов, 190 сом). Пейзаж резко отличается от Северного берега, места гораздо менее цивилизованные. Интересно. В Балыкчи опоздал на единственную маршрутку до Нарына, отходящую в час дня, пришлось долго ждать, пока заполнится частник (3 часа, 400 сом). В Нарыне с большим трудом нашел более-менее нормальную гостиницу (клоповники за 100 сом не в счет), а именно, мотель Хан Тенгри на окраине города (1200 сом), но рекомендовать не буду. Сам город Нарын особенного впечатления не произвел, все очень запущено. Троллейбус, например, работает только в дни и часы школьных занятий, такси по городу стоит 10 сом (20 центов!). Единственное, что стоит посмотреть - это новая мечеть, построенная по проекту и на деньги Саудовской Аравии.
Мечеть, Нарын
Из прочитанных мной отчетов следовало, что из Нарына по вторникам отправляется автобус до Казармана. Оказалось, что уже два года назад этот рейс был отменен. Поэтому я добрался до окраины города и начал ловить попутный транспорт. Через 15 минут (в 8:30)остановилась маршрутка, идущая в Баетов и меня подвезли на 80 км до перекрестка Ак-Тай. Окружная дорога в Казарман идет вначале на запад, затем сворачивает на юг через Баетов: по ней едут, в основном, таксисты. Прямая дорога короче на 90 километров. От перекрестка Ак-Тай надо свернуть на север, по дороге, ведущей к озеру Сонг-Кюль через село Куртка, переехать через реку Нарын и сразу за мостом повернуть влево. Асфальт там, кстати, заканчивается. На картах Гугла и Яндекса эта дорога обозначена как идущая по южному берегу реки Нарын, что неправильно. В Lonely Planet карта верная. Так вот, меня подбросили до этого перекрестка, где в течение часа не прошла ни одна машина в сторону Казармана, только группа немецких мотоциклистов повернула туда из Сонг-Кюля. А потом меня подобрал один парень, вышедший утром из Бишкека, и довез до Казармана. Денег за дорогу не взял. Дорога - грейдер, но в очень приличном состоянии, можно ехать со скоростью 60-80 км/час. Виды - великолепные.
Казарман, город шахтеров, представляет собой достаточно унылое зрелище, особенно виды черно-рыжей ободранной теплоизоляции хрущевок-пятиэтажек на улице Кадырова. Единственная маршрутка, соединяющая Казарман с Джалалабадом уже ушла, но мне нашли машину, хозяин которой собирался ехать со своими родственниками в Джалалабад. Он попросил 700 сом: многовато, конечно, но выбора не было. По дороге заезжали в различные джайло (летние стойбища) за продуктами, нас угощали кумысом и сыром в виде маленьких твердых шариков. Короче, такая экскурсия безусловно стоила своих денег. Дорога местами очень тяжелая - одна колея по склону горы, размытому тающим снегом, иногда приходилось переезжать глубокие речки (ручьи, канавы?) по двум доскам, переброшенным с берега на берег. Эта дорога открыта только на протяжении четырех летних месяцев. В остальное время жителям Казармана, чтобы добраться до своего областного центра Джалалабад, надо ехать через Нарын.
Дoм на улице Кадырова, Казарман
Джалалабад поражает своей цивилизацией, чистотой и зеленью (все относительно, конечно). Я остановился в гостинице Molmol (600 сом) - советская классика, но тем не менее, своих денег вполне стоит. Да и расположение - в самом центре, напротив парка. Отмылся от пыли, отдохнул и поехал в Узген - древнее узбекское село, когда-то один из центров великого шелкового пути. Там сохранился минарет и мавзолеи 12 века - не Самарканд, конечно, но посмотреть стоит.
А дальше - Ош, центр Южного Кыргызстана, не всегда идущего в ногу с Кыргызстаном северным. За месяц до моего приезда южане вступились за арестованного члена их клана и перекрыли дорогу, ведущую в Китай. Дорога оставалась блокированной в течение месяца и я на всякий случай даже сделал визу в Казахстан, чтобы добраться из Киргизии до Китая, но ко времени моего приезда дорогу открыли. Ош известeн также своими узбекскими погромами несколько лет назад. Сейчас все уже, вроде бы, утихомирилось, но когда я зашел в кафе и увидел в меню "лагман - нац", был предупрежден о том, что он - "нац", и после моего вопроса о том, что такое "нац", был получен шепотом ответ - узбекский, я понял, что национальный вопрос еще не сошел с повестки дня. Вот. А какие в Оше дыни! Нигде в мире вы не найдете таких дынь. Но не увлекайтесь ими особенно, я кажется, немного перебрал.
Сходил в музей. Так себе, ничего особенного. А вот на гору Сулеймана не полез, ну тяжело мне просто, физически тяжело. Вот когда туда фуникулер построят, обязательно поднимусь.
Ежедневно в 1:30 дня с центрального автовокзала отправляется маршрутка в Сары-Могол, проходящая через Сары-Таш. Надо придти немного заранее, чтобы занять место. Стоимость проезда до Сары-Таш 300 сом, время в пути 3.5 часа. В Сары-Таш есть целых три гестхауса, в одном из которых (кажется, Тамира), я и остановился. Условия спартанские, туалет на улице. Стоимость отдельной комнаты с ужином и завтраком 600 сом. Ночью - очень холодно (высота 3.500 метров). Но - красиво, особенно горы.
Сары-Таш
А рано утром я уже стоял на развилке и голосовал в сторону китайской границы. Прождал не более получаса и меня подобрал первый же грузовик до Иркештама (200 сом, 1.5 часа). Дорога - новейший асфальт, виды - обалденные. А дальше - стандартный переход границы киргизской и попутный грузовик до границы китайской. Все это заняло не более получаса.
Расходы
За 7 суток (18.7.2014 - 25.7.2014) потрачено:
Гостиницы: $166 ~ $23.7/day
Транспорт: $60 ~ $8.6/day
Пища и пр.: $48 ~ $6.9/day
Достопримечательности: $11 ~ $1.2/day
Виза: $60 ~ $8.6/day
Итого: $345 ~ $49.2/day
Продолжение: По суше в Магадан через Киргизию, Китай и Монголию, июль-авг2014. Часть 2: Китай(Синьцзян)