Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Отзывы и рассказы туристов о странах Средней Азии. Путешествия по странам Средней Азии

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #1

Сообщение Vinogradova_Ekat » 23 сен 2017, 20:57

Идея поехать на Памир, как и все лучшие идеи, родилась совершенно случайно: моя инстаграм-подписчица, родившаяся в Таджикистане и всю жизнь живущая в России, собралась посетить своих родственников и пригласила меня. Наскоро погуглив достопримечательности Таджикистана, я решила, что Памиру в моей жизни быть!
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Далее были поиски наиболее приемлемого способа передвижения по Памиру.
Пешком – долго, плюс расстояния между населенными пунктами гигантские, придется по несколько ночей оставаться на улице, опасно, волки... Это тебе не Португалия)
На велосипеде – вариант, но кто его знает, какие там спуски и подъемы… Как вспомню велосипедистов с испанского Камино, до сих пор их жалко.
Мониторинг цен на джип-туры показал дикую неадекватность: за 6-10 дней цены варьировались от 650$ до 1900$ на человека. Полагаю, в последнюю включены, как минимум, два личных массажиста и золотой унитаз. Но это не точно)
Поиск попутчиков с личным авто успехом не увенчался, хотя один раз удача, казалось, была с нами заодно.
Самым оптимальным, на наш взгляд, оказался вариант аренды машины в Киргизии: в какой-то бишкекской конторе (название уже не вспомню, что-то вроде «тройка») специально для Памира предлагали старенькие Lexus RX 300 и RX 330. Возможно, ближе к делу, цена изменится, но на сайте эти машины висят то ли по 30$, то ли по 40$ - что, в принципе, вполне приемлемо, но..нас всего двое) Вот было б четверо, тогда да)
В результате, из всех вариантов, у нас остался только автостоп. Я нашла в инстаграм (всё-таки это грандиозный информационный ресурс) несколько свежих фотографий с ГБАО, написала их авторам, и, убедившись, что автомобили там, в принципе, есть, предложила его своей попутчице.
Для нас обеих это был первый опыт автостопа. По словам бывалых, выбрать Памир для первого автостопа – не самая лучшая идея, но… у нас всё прошло «без сучка и задоринки».

Итак, с 10 по 15 сентября 2017г, маршрут передвижения:
Ош – Сары-Таш – Каракол – Мургаб – Аличур – Внукут – Буддистская ступа во Вранге – Горячие источники Биби Фатима – Даршай – Хорог – Дарваз – Душанбе.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

И для понимания, сколько можно уложить в один день:
День 1. Ош – Сары-Таш (на маршрутке)
День 2. Сары-Таш – Каракол (осмотр) – Мургаб
День 3. Мургаб – Аличур (обед) – озеро Кандыкуль – Харгуш – Внукут
День 4. Внукут - Буддистская ступа во Вранге – Горячие источники Биби Фатима – Даршай
День 5. Даршай – Хорог – Рушан – Дарваз (повторять не рекомендуется )
День 6. Дарваз – Душанбе

Общий бюджет путешествия по Памиру составил 228 сомон + 20$ на двоих (это чуть меньше 3х тысяч рублей). Сюда входят и еда, и ночевки, и передвижения – короче, всё. Авиабилеты не пишу, потому что прилетали мы в Алма-Аты, а улетали и вовсе разными рейсами. Скажу, что на тот момент у Уральских авиалиний на прямой рейс Екб-Ош-Екб цена была около 17тр – и если б не наша шилопопость, мы бы непременно им воспользовались.

В список обязательных вещей я бы отнесла:
- комплект теплого термобелья (начиная с Сары-Таш и заканчивая Даршай спать было холодно);
- шапку (на перевалах, да и не только ветрище такой, что мозг легко может выдуть через уши);
- непродуваемые или просто плотные штаны/джинсы и толстовку;
- легкие штаны и легкую кофту с длинными рукавами;
- кроссовки (у меня adidas для бега по пересеченной местности – уже второй год не подводят, у попутчицы были новые городские – подошва стопталась, хотя не скажу, что пешком ходили много);
- солнцезащитный крем и солнечные очки;
- бальзам для губ и какой-нибудь жирный крем типа боро+ (очень ветрено, губы аж скрябают по гигиеничке, а кожа просто отходила пластами – этакий природный пилинг);
- фонарик (кое-где света нет вовсе, а кое-где его с завидной регулярностью отключают).
Из лишнего у меня с собой были только водонепроницаемые штаны и куртка, купленные в Decathlon – но они и места практически не занимают, и весят практически ничего, поэтому пусть лучше будут, чем не будут.
По поводу спальника – необходимости в нем ни разу не возникло ни в отелях, ни в домах памирцев.
По поводу палатки – глядя на звездное небо, конечно, не может не возникнуть мысли «а вот бы сейчас из палатки смотреть на звезды», но мы наслышались историй про волков, поэтому ни разу не пожалели, что не взяли палатку.
Vinogradova_Ekat
полноправный участник
 
Сообщения: 394
Регистрация: 05.10.2013
Город: Пермь
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 38
Страны: 36
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #2

Сообщение Ван Гог » 24 сен 2017, 07:01

почему только на 5 дней?
фотографии по возможности выкладывайте
Ван Гог
полноправный участник
 
Сообщения: 345
Регистрация: 03.01.2015
Город: Самара
Благодарил (а): 65 раз.
Поблагодарили: 9 раз.
Возраст: 39
Страны: 21
Пол: Мужской

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #3

Сообщение Vinogradova_Ekat » 25 сен 2017, 10:36

Ван Гог писал(а) 24 сен 2017, 07:01:почему только на 5 дней?

Сколько время позволяло. Изначально, по расстоянию, прикидывали дней 6. По факту получилось 5, так как с Дарваза до Душанбе докатили за полдня.

Ван Гог писал(а) 24 сен 2017, 07:01:фотографии по возможности выкладывайте

Обязательно.
Vinogradova_Ekat
полноправный участник
 
Сообщения: 394
Регистрация: 05.10.2013
Город: Пермь
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 38
Страны: 36
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #4

Сообщение Vinogradova_Ekat » 25 сен 2017, 10:58

В дополнение к предыдущему посту должна сказать, что, по моему мнению, логичнее начинать путешествие на Памир из Душанбе и заканчивать в Ош – набор высоты плавнее.
Никаких минусов, кроме резкого набора высоты в первый (ну или второй) день нахождения в Памире, этот маршрут в себе не несет. А по удобству автостопа так и, по-моему, даже выигрывает обратному.
А, ну и ещё момент – пропуск в ГБАО при таком маршруте придется делать либо в Бишкеке, либо в Оше. В Бишкеке пропуск делается в посольстве Таджикистана, в Оше – в туристических фирмах. Цены турфирм не скажу – не знаю, а вот цена на пропуск в посольстве – 25$.
- Почему так дорого? В Душанбе пропуск стоит 40 сомон!
- Так это в Душанбе..
- Вы же посольство, у вас тарифы во всех странах должны быть одинаковые!
- Нет, девочки, у нас тариф 25$. Если хотите за 40 сомон, езжайте в Душанбе.
Итоговую цену, за которую мы-таки сделали пропуска я называть не буду, ибо обещала сотруднице, что никому не скажу. Скажу только, что торговаться надо – причем, чем смелее и аргументированнее, тем лучше.

Для понимания высоты обозначу основные точки: Ош (900м) – перевал Талдык (3615м) – Сары-Таш (3150м) – перевал Кызыл-Арт (4280м) – Каракол (3900м) – перевал Ак Байтал (4655м) – Мургаб (3600м) – Аличур (3700м) – перевал Харгуш (4320м) – Вранг (2700м) – Ишкашим (2500м) – Хорог (2200м) – Калаи-Хумб (1200м).

День 1. Ош – Сары-Таш
По нашим прикидкам в первый день из Ош вполне можно было добраться до Мургаб – расстояние всего-то 415км. Но, побоявшись высоты, на первую ночевку мы решили остаться в Сары-Таш – мол, 3150 это не 3600, авось, горняшка обойдет. За себя я, сказать по правде, не боялась (Эльбрус в сентябре 2016 и базовый лагерь Аннапурны в мае 2017 дали представление о поведении моего организма в горах), а вот за попутчицу опасалась. Поэтому запаслась аскорбинкой (закидывать при любом удобном случае) и растворимым аспирином (на Эльбрусе рекомендовано было пить перед сном на ночевках выше 4тыс.метров).
Самый простой способ добраться до Сары-Таш, который нам подвернулся в Оше, была маршрутка в Китай. Отправляется она со старого автовокзала в 2 часа дня. Билет стоит 300сомов. Дорога до Сары-Таш хорошая, хоть и ведет вверх, маршрутка едет в среднем 80км/час.
Ещё на автовокзале в Ош мы спросили, где в Сары-Таш можно заночевать, и какой-то дядечка прямо под запись диктовал мне «кафе акун». Доехав до Сары-Таш, решили не искать это кафе, а просто заходить во все «гостиницы» и смотреть условия. Первым попался hotel Tatina. Уж не знаю, почему, но мы остались там, договорившись на 500сомов за человека. В эту стоимость входила только ночевка, никакой еды. За еду надо было доплатить ещё по 500сомов. Правда потом, поговорив с хозяином, мы-таки и уговорили его на бесплатный завтрак. Почему другие гостиницы мы даже не посмотрели – для меня загадка. Наверное, было слишком холодно и ветрено после теплого Ош. На ужин же в соседнем магазине мы купили овощей, лепешку и доширак – то ли высота, то ли просто блажь, но доширак был прекрасен. И дешев – этот ужин обошелся нам всего в 105сомов на двоих.

Называть места ночевок на Памире отелями язык, конечно, не поворачивается. Но это был наш первый «отель», поэтому и впечатлил он особенно.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Радует, что женщины здесь, несмотря на тяжесть бытия, остаются женственными
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Чуть погодя в наш отель заехали немцы – немолодые, но, судя по арендованным УАЗикам, готовые к приключениям. На пять немцев приходилось два УАЗика! «Вот бы доехать с ними завтра хотя бы до Мургаба», - непроизвольно мелькнуло в голове.
Честно признаюсь, в начале путешествия автостопом именно туристы казались мне самыми удобными: «Наши интересы совпадают, с ними мы не просто будем перемещаться от А до Б, но ещё и останавливаться во всех красочных местах», - думала я.
Немцы, конечно, не мелочились – взяли комнаты с питанием, и как раз тогда, когда мы, урча от удовольствия, поглощали свой доширак, их привели на ужин. Чем их кормили, мы рассмотреть, к сожалению, не успели – хозяйка сказала, чтоб мы перебрались в свою комнату, дескать, у вас там тоже есть стол. Нас это удивило гораздо больше, чем обидело. Во-первых, коран запрещает прерывать трапезу. А во-вторых, ну что мы не гости, честное слово, если за ужин не заплатили? Наскоро докушав, мы-таки убрались в свою комнату, но предварительно успели поинтересоваться у немцев их планами – с нашими совпадают, ура!
Несмотря на непривычный холод вечером, ночью под двумя одеялами было вполне комфортно. Из спального комплекта в виде теплого термобелья и носков, снять захотелось только носки.

День 2. Сары-Таш - Мургаб
Утром мы поинтересовались у внучки хозяина, когда будет завтрак. Та в ответ изумилась и принялась объяснять нам, что мы заплатили только за ночевку. Мы ей в ответ, дескать, иди и спроси у дедушки, он сказал, вы нас накормите утром. Нехотя, она принесла нам по жаренному яичку, лепешку, варенье и чай – нам больше-то и не надо.
Чуть погодя зашли к немцам, спросили, нельзя ли доехать с ними до Каракола. Немцы замялись – мол, мы ещё сами не знаем, до куда доедем. Так-то оно так, только Каракол всё равно не объехать) «Мы сейчас посовещаемся и скажем вам», - один из них облегчил мою участь нахождения в дверях их комнаты. Через пару минут, к нам зашли и сказали, что да – до Каракола мы вполне можем рассчитывать на них, а дальше посмотрим.
Багажа у каждого из немцев было, не соврать, по чемодану литров на 150. «Когда ты на машине, количество багажа не имеет значения», - резонно заметил один из них.
В начале одиннадцатого (а куда торопиться?))) мы загрузились в один из УАЗиков и отправились на границу Киргизии и Таджикистана. Дороги плохие. Очень плохие. Я не могла себе представить заранее, что они будут настолько плохие. Даже после Непала, где 150км от Читвана до Катманду мы ехали 12 (!) часов.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

На Памирском тракте задача осложняется ещё и высотой: от бесконечных ям и кочек, которые водители пытаются виртуозно объехать, желудок итак регулярно меняет своё местоположение, то запрыгивая в левое плечо, то проваливаясь в правую пятку, а тут ещё и перевал 4655м.
А ещё я не могла себе представить, что немцы будут ехать так медленно – до Мургаба в этот день мы доехали только к восьми вечера. Если учесть, что на границы мы потратили в совокупности 3 часа (по 1,5 на каждую), то средняя скорость за этот день приравнялась к 35км/ч. И главный вывод, который я сделала за этот день: туристы не самые лучшие попутчики.
Сначала мы, конечно, останавливались везде, где нам казалось красиво и памятно. Да что уж там, вру, не везде – только на выезде из Сары-Таш, когда показались снежные пики, и потом ещё раз – на перевале Кызыл-Арт (4280м).
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

В самом начале эти остановки нас, конечно же, радовали: «Всё посмотрим, как и хотели», - думали мы. А потом…стало очевидно, что передвигаемся мы со скоростью черепахи, немцы устают за рулем, хоть и регулярно друг друга сменяют. Да и просто хотелось еды.
До Каракола мы доехали часам к пяти.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Пытались найти там магазин, но всё было тщетно. Сначала вообще было ощущение, что поселок вымер, потом стали появляться люди. Вот только при слове «магазин» они таращили на нас глаза.
- Где ж вы продукты берете, если здесь нет магазина?
- Нам из Мургаба привозят.
- Понятно.
Понятно, что оставаться здесь без немцев не хочется. За весь путь на встречу нам попалась пара машин, а в попутном направлении не было никого. А ведь мы просились только до Каракола. А что если, они решат заночевать здесь – придется завтра снова напрашиваться к ним. Ночевать в Караколе немцы, конечно же, не собирались – думаю, что те условия вообще повергли их в шок. Они знали, что в Мургабе есть отель, и хотели добраться туда. А ещё хотели кушать.
На расспросы о кафе или столовке местные жители не растерялись и пообещали нам у себя дома приготовить всё, что мы захотим. Немцы резонно решили, что это займет много времени.
- А чай? Чай у вас можно попить? В полчаса уложимся?
- Уложитесь. Поехали со мной.
Вот они, люди Памира – простые до невообразимости! Позвать незнакомца к себе на чай – ну где это видано. «Наверное, всему виной низкий уровень жизни и желание хоть что-то заработать», - аргументировал мой мозг. Он тогда ещё совсем не понял памирцев.
На этот раз в немецком совещании я тоже участвовала Коллективно мы решили, что лучше доехать до Мургаба голодными, но засветло. И мы снова тронулись в путь.
Дальше мы уже практически нигде не останавливались. Даже вывеску «Ак Байтал» проскочили. Зато остановились на самом перевале – зеленая стоянка на высоте 4655м – у немцев с чувством юмора точно всё в порядке.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

В Мургабе немцы приехали в отель «Pamir Hotel». И это, действительно, отель. С рецепцией и говорящим на нескольких языках администратором! Сначала мы этого не знали, поэтому стали общаться так, как практиковали весь день: я на русском узнавала подробности и переводила немцам на английский, они совещались и выдавали мне своё решение, я транслировала его далее. Однако через минут пять таких дискуссий администратор утомился и обратился к немцам напрямую – на немецком. Оказалось, он знает и английский, и немецкий, и русский, и ещё какие-то там языки.
Комнаты в Pamir Hotel, если мне не изменяет память, стоят от 26$ за дабл и выше. Койка в дорме стоит 10$ с человека, койка в юрте - 5$. Всё проживание, кроме юрты, включают в себя завтрак. Ужин стоит 5 дополнительных долларов.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Нам, конечно же, хотелось и сэкономить, и в юрте поспать. Но идти в магазин и готовить себе иду (пусть даже и доширак) – сил уже не было. Да и холодно, сказали, в юрте. В итоге мы сторговались на бесплатный ужин, а также попросили не подселять к нам в дорм мужчин.
Из плюсов Pamir Hotel безусловно следует отметить электричество. Кто не в курсе, в Мургабе уже больше года не работают электросети. В Pamir Hotel его включают в определенные часы, но и это лучше, чем ничего. В эти же определенные часы в отеле есть горячая вода, и, если не учитывать, что из душа льётся три струйки в разные стороны, то помыться после пыльного дня – просто счастье.
За ужином немцы тактично поинтересовались у меня, не могла бы я им объяснить, за что они заплатили на границе по 66$ за машину. Как ни печально, пришлось объяснить, что их просто «развели», что нужно было торговаться, а ещё лучше, как я и предлагала, отправить на переговоры мою попутчицу, обладающую знанием таджикского. Немцы изумились, мол, какой торг, это же ГРАНИЦА. «Я всё понимаю, но это ТАДЖИКИСТАН, поэтому мой вам совет – торгуйтесь всегда и везде, «продавцы» в убытке не останутся», - дала я им наставление.
После ужина разговорились с одной туристкой из Австрии, она рассказала, что была в Pamir Hotel три года назад. Тогда ещё отель был одноэтажным, а душ и туалет были на улице. А теперь на втором этаже удобства расположены прямо в номерах – красота!

День 3. Мургаб – Внукут (Вранг)
За завтраком мы узнали, что наши немцы, устав в предыдущие 230км, решили в этот день отдохнуть и никуда не ездить. С одной стороны, было жалко расставаться с ними – несмотря на убитость УАЗиков и скорость передвижения немцев, они хотя бы всегда были «под рукой», нам было с ними по пути, и они, явно, были порядочными попутчиками. А теперь придется идти на дорогу. Теперь начинается настоящий автостоп.
Немцы вроде как были уже и не против нашей компании: если изначально свой маршрут они не афишировали, говоря, что не знают, где будет следующая ночевка, то теперь рассказали всё наперед, и даже предложили продолжить путь с ними. Я сказала, что мы попробуем уехать во Вранг, но, если не получится, вернемся.
Распрощавшись с немцами и обменяв у администратора отеля 280 сомон (по 140 за тысячу рублей), мы вышли на дорогу. Первая машина и уже знакомая такса: 70 центов за километр. Такую расценку мы слышали в отеле накануне вечером. 70 центов.
- Может, они имеют ввиду дирамы (составляющая сомона)? - спросила я попутчицу.
- Нет, я уточнила. Они имеют ввиду 0,7 доллара. Американского доллара.
Я прикинула на калькуляторе: 270км по 0,7$, итого около 190$ за дорогу до Вранга.
Мы принялись объяснять водителю, что это слишком дорого, да и вообще мы автостопщики:
- Поэтому, если тебе по пути, брат, подкинь нас хотя б до развилки на Китай.
- Довезу вас до поста ГИБДД. Годится?
Мы знать не знали, где находится пост ГИБДД, но согласились. И не прогадали. В Таджикистане посты ГИБДД оснащены шлагбаумами, и все проезжающие машины в обязательном порядке «отмечаются».
Как только мы вышли из машины, к шлагбауму подъехала другая:
- Куда едете? Попутчиков берете?
- До Аличура, садитесь.
- Автостоп, не платим за дорогу.
- Понятное дело, садитесь.
- Сейчас, отметимся на посту.
Я зашла внутрь поста и отдала паспорта для регистрации в журнале. Последовали стандартные вопросы: куда и зачем. Я ожидала, что дяденьки милиционеры начнут разводить песню про регистрацию (была наслышана из интернет-рассказов, что милиция требует встать на учет в ОВИРЕ в течение 3х дней). Но наша регистрация никого здесь не волновала. Сотрудников «с порога» возмутило то, что мы собрались ехать до Аличура, когда нам надо во Вранг:
- Уедете в Аличур, останетесь там. Придется вам оттуда ехать прямиком в Хорог, машины до Вранга оттуда не идут.
- Как же они могут не идти, если отсюда до Вранга дорога одна и проходит она через Аличур?
- Нее, никто там не остановится.
- Что же нам тогда делать?
- Сейчас, погоди. К нам вчера приехал таксист из Вранга, сегодня поедет обратно. Позвоню ему.
Мы ещё не понимали своей удачи. Ребят, едущих в Аличур, нехотя отпустили (а они всё это время стояли и ждали нас!), и остались ждать своего таксиста. Таксист приехал быстро, однако, узнав, что мы автостопщики, лицо его переменилось, он фыркнул, что он таксист, и что такса до Вранга составляет 150сомон с человека. Уж не знаю, как и почему, мы предложили 80сомон за двоих. Он поехал обратно в Мургаб за туристами.
- А он точно нас возьмет? – спросили мы одного из сотрудников ГИБДД
- Точно. Возьмет.
- А если туристов будет полная машина?
- Тогда поедете в багажнике.
- А если и багажник будет занят?
- Тогда подсадим вас к кому-то другому, не переживайте.
И потянулись часы ожидания. Забегая вперед, скажу, что это было самое длительное наше ожидание, и составило оно три часа. За это время мы показали друг другу (с сотрудниками, конечно, не сами себе))) все фотки своих родственников, детей и просто важных людей. Мы уже начали совместно готовить обед, как вдруг наш водитель объявился. В его джипе сидел один турист и одна местная женщина. Сотрудники ГИБДД снарядили нас полным пакетом яблок.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

«О цене молчите, с других беру по полной», - шепнул таксист.
«Повезло», - мелькнуло в голове.
Сейчас он уже не казался таким грозным, как при первой встрече. Мы познакомились, набрали из речки воды и поехали.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Ехали мы быстро, с немцами не сравнить. «Как бы уговорить его заехать к какому-нибудь горному озеру, - думала я, - Едем-то почти бесплатно, охота ему разъезжать с нами…». Однако, когда дорогу нам перегородили яки, его благосклонное отношение к нам стало более, чем очевидно. Дело в том, что яков я мечтала увидеть ещё в Непале, но, оказалось, что в стороне Аннапурны яки не водятся, только по дороге к Эвересту, а его базовый лагерь мы оставили на следующий раз. А тут, на тебе: целое стадо яков сами пришли к нам. Я кричала от радости и, непереставая, щелкала фотки. Сухроб - наш таксист - остановил машину, мы выскочили оттуда, я вручила ему телефон, а сама побежала догонять «волосатых коров».
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

В Аличуре мы остановились на обед. Несмотря на то, что в кафе народу было битком, сам Аличур представляет из себя маленькую деревушку. Но и тут есть, где переночевать
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Я рассчитывала добраться до Вранга часам к пяти, дабы успеть в этот день подняться к буддистской ступе, но очень скоро всем нам стало очевидно, что, несмотря на быстроту передвижения, про буддистскую ступу в этот день можно забыть.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сухроб останавливался по пути много раз: вот бежит суслик - надо выбежать из машины и артистически запустить в него камень; вот стоит заглохнувшая, старая карбюраторная волга – надо помочь водителю её завести. И таких моментов было много. Апогеем стала его длительная беседа в Харгуш. Времени было начало четвертого, ехать нам оставалось меньше ста км, и всё, вроде как, шло по плану, но мы тратили время, просто сидя в машине. «Сухроб, Сухрооооб, поехали, - кричали мы с попутчицей в приоткрытые окна, - Мы сейчас уедем без тебя, ключи-то в машине».
Сухроб вернулся с каким-то мужчиной, тот подсел к нам на заднее сидение (итого нас получилось там четверо), мы развернулись и поехали назад:
- И куда мы едем?
- Да тут недалеко, в один кишлак, надо забрать там груз.
- Ты же говорил, что мы будем во Вранге в пять часов.
- Будем, Катья, будем.
- Если я не успею сегодня на буддистскую крепость, ты завтра пойдешь туда со мной!
- Хорошо, Катья.

Доподлинно неизвестно, сколько километров мы проехали назад, но вернулись мы, по моим подсчетам, к озеру Кандыкуль.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Там мы остановились у низкого «домика», сложенного из камней. На стенах этого домика, поверх камней, сушились коровьи лепешки – тапак. Памирцы используют их для отапливания домов и бань.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017


Сначала мы отправились фотографироваться к озеру, потом засели в машину, чтобы спрятаться от ветра, в то время, пока Сухроб и двое местных пассажиров складывали тапак в мешки. Спустя полчаса стало очевидно, что силами этих троих грузить тапак мы будем примерно до утра.
- Дай мне перчатки, я тоже пойду собирать.
- Не надо, Катья.
- Сухроб, мы до ночи тут проторчим, если не будем вам помогать! Давай перчатки!
Он выдал мне перчатки, глядя на меня как на сумасшедшую. Я взяла мешок, и принялась скидывать туда со стен каменного жилища самые крупные лепешки. К третьему мешку я уже выработала систему, как утрамбовать в мешок побольше тапака.
- Я смотрю, ты вошла во вкус! – смеялась моя попутчица.
- Если уж собирать говно, то делать это от всего сердца, качественно! Андрей, - обратилась я к туристу, который относил набитые тапаком мешки к машине, - скажи ведь, мои мешки самые тяжелые?
- Самые тяжелые, от души говно собираешь!
Мы дружно смеялись.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Уже начало смеркаться, когда мы загрузили машину под завязку – и крыша, и багажник были забиты мешками, а наши вещи переехали к нам на колени.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Казалось бы, на этом наши приключения окончены: высадим мужчину из Харгуша возле его дома и поедем во Вранг.
- Пойдемте, чаю выпьем. Покажу вам «Марко Поло», - приглашал он. Его избушка, вокруг которой роилась толпа народа, казалась неприглядной и устрашающей.
- Нее, спасибо. Мы поедем лучше, а то уже темнеет, - отнекивались мы, хотя, конечно, всем хотелось посмотреть, как живут эти «кочевники».
На второе или даже третье приглашение мы сдались – ну где ещё, в конце-то концов, увидишь такой колорит?
Этот дом был выше, чем тот, с которого мы собирали тапак – в него можно было войти, не нагибаясь. У входа расположена маленькая печка, внутри нее, на небольшом поддоне, печется лепешка; сверху стоит таз с кислым молоком – пай (по-памирски; по-таджикски – чака, по-киргизски - айран). Рядом с печкой расположен дахлиз – небольшой «коридор» или, иными словами, пол – прямоугольник метр на полтора, на котором хозяева и гости разуваются, а за ним начинаются низкие настилы, на которых сидят и спят.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Перед нами растили скатерь – дастархана, разложили лепешки и налили по большой миске теплого пая. Мы уплетали с удовольствием, расспрашивая местных о их жизни. Постепенно, картинка их мира складывалась в наших головах из пазлов услышанного и увиденного.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Весной, из памирских кишлаков скот уводят сюда – в районы Харгуш и Мургаб. Уводят, разумеется, пешком. Всё лето скот пасут здесь, живя в «летних» каменных домиках. Оставаться в таких домах на зиму, конечно, холодно. Да и незачем: здесь выпадает снег, скоту нечего будет кушать. Дома, в кишлаках, за это время заготовят достаточно для зимы сена. Поэтому осенью, когда температура падает, пастухи ведут скот обратно – по кишлакам.
Интересным для меня остался вопрос, сколько за такой «летний сезон» они зарабатывают и чем занимаются зимой? Наверное, каждый по-разному. Например, тот дядечка из Харгуш, который показывал нам дом с тапаком, сказал, что зимой живет в Душанбе, у него там квартира. И машина. Land Cruiser Prado, на секундочку.
На последок хозяин Land Cruiser Prado показал нам «Марко Поло» - голову горного барана с огромными завитыми рогами. С гордостью сообщил, что сам на него охотился. Нам всё было невдомек, почему памирцы называют горных баранов именем великого путешественника. Оказалось, Марко Поло первым из европейцев увидел и описал этих животных. И хотя общемировое название этих животных, наверняка, существует, памирцы по-прежнему зовут их «Марко Поло». Говорят, сейчас «Марко Поло» находятся в красной книге.

Покинули Харгуш мы далеко затемно, хотя времени было часов семь или восемь. Уже на следующий день я обратила внимание, что солнце здесь садится за горой, поэтому темнеет рано. А вместе с темнотой приходят звезды – какие же они были близкие и невообразимо яркие. И как жаль, что наши телефоны пока не умеют запечатлевать небесные светила.
Ночевать в этот день мы, понятное дело, отправились к нашему таксисту, для приличия поинтересовавшись у него, не заругается ли жена. Вообще, должна сказать, что он полдороги рядился тем, что не женат, но мы понимали, что это мало вероятно.
Супруга у Сухроба оказалась женщиной гостеприимной и радушной – напоила нас чаем, накормила супом, расстелила постель, ещё и болтала с нами полночи о житье-бытье. Как ни крути, люди, живущие в деревне, просты и открыты.
Vinogradova_Ekat
полноправный участник
 
Сообщения: 394
Регистрация: 05.10.2013
Город: Пермь
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 38
Страны: 36
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #5

Сообщение Домбрик » 27 сен 2017, 16:43

Красота, давайте продолжение! )

От велосипедов зря отказались! Если не торопиться - то нормально там все подъемы проходятся, и посмотреть можно в разы больше. Но конечно и в разы дольше...
Хотя в автостопе свой плюс, общения может даже и больше с местными жителями.


"Марко Поло" так и называются - "горный баран Марко Поло", судя по беглому поиску в Вики - один из подвидов архара, он же Памирский горный баран.
Домбрик
активный участник
 
Сообщения: 647
Регистрация: 12.07.2010
Город: Манчестер
Благодарил (а): 95 раз.
Поблагодарили: 111 раз.
Возраст: 42
Страны: 45
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #6

Сообщение Vinogradova_Ekat » 29 сен 2017, 13:15

Домбрик писал(а) 27 сен 2017, 16:43:Красота, давайте продолжение!

Благодарю! С продолжением что-то заминка выходит. Надеюсь, за выходные наверстаю.

Домбрик писал(а) 27 сен 2017, 16:43:От велосипедов зря отказались!

Какие наши годы) Будут ещё велотрипы, только хотелось бы поверхность поровнее)))

Домбрик писал(а) 27 сен 2017, 16:43:"Марко Поло" так и называются - "горный баран Марко Поло", судя по беглому поиску в Вики - один из подвидов архара, он же Памирский горный баран.

Согласитесь, забавно звучит: "Пойдем, покажу тебе Марко Поло" или "А Марко Поло встречали здесь"
Vinogradova_Ekat
полноправный участник
 
Сообщения: 394
Регистрация: 05.10.2013
Город: Пермь
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 38
Страны: 36
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #7

Сообщение Vinogradova_Ekat » 03 окт 2017, 15:18

У нас тут подъехало несколько фоточек с фотика, поспамлю
Где-то по пути в Сары-Таш
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Дорога
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Яки - мечта моя
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Немного местной экзотики
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Гостеприимство Харгуш
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Ну и, конечно, Марко Поло!
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017
Vinogradova_Ekat
полноправный участник
 
Сообщения: 394
Регистрация: 05.10.2013
Город: Пермь
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 38
Страны: 36
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #8

Сообщение Vinogradova_Ekat » 03 окт 2017, 15:51

День 4. Внукут – Даршай
Проснулись мы вот в таком красивом, светлом, гостеприимном доме
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Нас ждал традиционный памирский завтрак: ширчой. Казалось бы, просто чай с молоком, но памирцы добавляют туда жир. В памирских деревнях ширчой более темный – из-за количества чай, а ближе к цивилизации – в Хороге и Дарвазе – более светлый, так как там больше молока. Ещё один отличительный нюанс – жир. В деревнях в ширчой добавляют бараний жир, а в цивилизации – обычное сливочное масло. В миску с ширчой памирцы крошат лепешку – много, пока вся жидкость не впитается, а потом берут эти куски лепешки и кушают.
И вот смотрю я, как наш вчерашний таксист уплетает это месиво, и понимаю, что не голодна. Сейчас-то я жалею об этом – надо было попробовать хотя бы кусочек. Но тогда, глядя на плавающий в тарелке бараний жир, об этом и мысли не возникло. Взамен ширчой мне предлагали яйца и колбасу, но я и от этого отказалась, попила чай с лепешкой и мёдом.

После завтрака мы с Сухробом отправились во Вранг – к остаткам буддистской ступы. Остатки оказались совсем даже не остатками, а вполне себе полноценным сооружением.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Может быть, оно и датируется каким-то там веком, но лично я что-то засомневалась, что с тех времен оно могло сохранить свой первозданный вид – не удивлюсь, если кто-то его достраивал. Хотя, с другой стороны, кому это здесь нужно. Так или иначе, меня больше привлекал пейзаж, открывающийся сверху.
Помимо самой ступы в горах имеются углубления – кельи обитавших здесь монахов.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

В интернет-рассказах я видела также остатки захоронений, спросила про них у Сухроба, он сказал, что не знает, где конкретно они могут быть. Дабы не тратить время на бесполезные скитания (всё-таки на сегодня в наших планах были ещё и горячие источники), я предложила спуститься. «Давай ещё немножко здесь посидим, я же горный человек, а в горах редко бываю», - аргументировал Сухроб. А уже дома признался, что ему просто надо было отдохнуть и отдышаться
Спустившись, мы прогулялись вдоль речки, Сухроб показал «Нарзан» (источник с питьевой минеральной водой). Потом мы пошли в ущелье между скал, посмотреть на водопад. Для этого, правда, пришлось несколько раз пересечь горную речку глубиной выше колена – водопад того, конечно же, не стоил, но настроение всё равно поднялось. Переходить вброд быструю ледяную речку – отличный способ почувствовать себя живым.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

По дороге домой, мы, как уж принято, поездили по всем «делам», поздоровались с каждым прохожим и подвезли до нашей деревни толпу тетушек. Дома нас уже ждала теплая баня и обед – не зря ж вчера тапак грузили
После обеда мы огромной толпой отправились в Ямчун на горячие источники Биби Фатима: мы, Сухроб с супругой и родителями, а также два его племянника. До горячих источников навигатор показывал всего 10 км, но когда машина начала медленно карабкаться вверх, мы поняли, что пешком эти 10км мы преодолели бы к вечеру – уклон там огого! Зато виды открываются…
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Ещё одно необычное пристанище для путника)))
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

По дороге ещё можно остановиться и посмотреть на самую сохранившуюся из всех памирских крепостей
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Вход в горячие источники для туристов составляет 10 сомон, для местных – 2 сомона. Супруга Сухроба рассказала, что зимой, чтобы не топить баню, они приезжают суда. Накрывают дома стол, расстилают постели, а по возвращению из горячих источников пьют чай и укладываются спать. Такой вот лайфхак по-памирски.
Бассейны разделены на мужской и женский. В мужском, говорят, просто ванна, а женский – такой вот красивый. Говорят, что называется он Биби Фатима (перевод) потому что формы этих гор похожи на женские гениталии. А ещё в женском бассейне есть углубление в скале, в которое помещается один человек – считается, что там особенно полезно «сидеть» женщинам, желающим забеременеть.
Мама Сухроба рассказала, что как-то раз в это углубление залезла слишком большая женщина, и… не смогла вылезти! Пришлось звать на помощь мужчин и вызволять её. Уж не знаю, маслом они её мазали или как, а мне сразу вспомнился мультик «Как Винипух к кролику в гости ходил»)))))
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Спустившись после горячих источников на большую дорогу, мы сделали прощальное селфи и расстались с семьей Сухроба.
Несмотря на то, что времени уже было четыре часа, мы верили, что сможем добраться до Ишкашима. На крайний случай у нас были телефонный номер Сухроба и его гостеприимная семья. Оставшись на дороге, мы практически сразу попали в окружении людей: каждый проходящий мимо по делу или без дела, останавливался и спрашивал, какой судьбой нас занесло сюда – на остановку в Ямчуне. Очень скоро мы нашли себе новое жилье, и не одно  Мимо проезжали машины, но все они ехали максимум до соседних деревень. Мы условились простоять до шести.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Около пяти к нам подъехал матиз. Водитель, имя которого мы так и не узнали, согласился отвезти нас до своей деревни – Даршай (40км до Ишкашима). Это снова был местный таксист, и снова поездка с ним была полна эмоций: чего только стоил барашек у нас в багажнике. Оказалось, во время перехода из Мургаба домой, барашек сломал ножку, передвигался сам очень медленно и болел. Пришлось нам взять его в машину, а так как другого места не было, его посадили в багажник.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

А по пути строят вот такие гостиницы
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Так, с многочисленными остановками то тут, то там, примерно к шести мы доехали до Даршай. «Сегодня машин уже не будет, поедем домой, переночуем, завтра утром уедете», - так тихо сказал наш новый друг, что в первые секунды мне даже подумалось, что мне это всё послышалось. Но машина свернула с основной дороги и стала углубляться в деревню.
Наш дом на эту ночь оказался самым крайним к реке Пянж – подумать только, там, за рекой, близко-близко к нам Афганистан с его непостижимыми нашему уму нравами, с непрекращающимися войнами и страшными терактами. А у нас тут только сильный ветер и кромешная темнота.
Нам расстелили курпачи, поставили столик, налили чай и принесли конфеты. И я сразу обратила внимание на разницу. В доме у Сухроба для гостей были заготовлены красивые тарелочки с угощениями, здесь – несколько конфет, на которые бегающие мимо детишки исподтишка поглядывают.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Когда принесли ужин, разница стала ещё более очевидна: на столе не было мяса, а вместо индивидуальных тарелок, на стол поставили одну большую и раздали всем вилки. Но, несмотря на скромное угощение, мы были окружены вниманием постоянно. За всё время, пока готовили ужин, мы ни на секунду не оставались одни – с нами всё время кто-то был рядом, разговаривал, спрашивал, рассказывал – так что ощущения отчужденности за весь вечер не возникло.
После ужина, нас проводили в отдельную комнату, где уже были приготовлены матрацы, и мы, немного поболтав и поделившись впечатлениями, улеглись спать.

День 5. Даршай - Дарвоз
Утром к нам зашёл глава семейства (дед) и пригласил нас на завтрак. На завтрак, как и на вчерашний ужин, подали омлет и свежие овощи.
Во время завтрака мы тихонечко решили, что надо бы отблагодарить семью за гостеприимство, и попытались дать дедушке денег. Фиг-то там! Дед наотрез отказался брать деньги, сказав, что у них так не принято, что они приняли нас от чистого сердца, а не ради заработка. Я прослезилась. Мы положили деньги на стол, надеясь, что женщины их заберут, пока дед не видит. И тут провал: стоило нам выйти из-за стола и направиться в свою комнату за вещами, как невестка догнала нас и вручила деньги обратно: Вам пригодятся!
К тому времени, когда мы проснулись, кормилец семьи – тот, что вчера привез нас – уже уехал на работу. А мы надеялись, что ему надо будет в Ишкашим, и он подбросит нас) Ну ничего, пойдем на дорогу.
Угостив напоследок детишек сосательными конфетками (дорога длинная, поэтому всегда с собой), мы попрощались со взрослыми и отправились в сторону дороги. Начало девятого. За 15 минут ожидания мимо нас проехал набитый под завязку джип, один пустой пикап (возмущение!) и бензовоз, который и стал нашей следующей попуткой:
- Доброе утро! Куда едете? Попутчиков берете?
- Салам. В Хорог еду, двоих возьму.
- Классно, нам как раз в Хорог! Только мы без денег.
- Понятно дело, когда у вас, туристов, деньги были. Залезайте скорее!
Скажу наперед: ехать с дальнобойщиком понравилось!
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Он рассказывал про жизнь на Памире, про работу дальнобойщиков, про Афганистан и травил всю дорогу безобидные шутки.
Вот, например, "Приехал как-то раз Путин в Таджикистан. Эмомали Рахмон показывает ему Душанбе, рассказывает историю города, а под вечер спрашивает:
- Ну что, Владимир Владимирович, как Вам наша столица?
- Очень похожа на нашу: кругом стройка и таджики.»
)))))
Или вот ещё. Приехал Ельцин на Памир, посмотрел на количество электрических столбов и сказал: Теперь понятно, куда наш лес уходит.
)))))
Через некоторое время мы остановились на обед. Наш водитель пристыдил водителя пикапа, что тот проехал мимо. Оказалось, они работают в одной компании, только у водителя пикапа в качестве груза – начальство) Мы хотели оплатить мужчинам обед, но они сказали, что так нельзя, и заплатили за нас сами. После обеда нас пересадили в пикап, аргументировав тем, что он быстрее.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

К полудню, с небольшими остановками для фото (прям сервис!) и под китайскую музыку (начальство – китайцы), мы доехали до Хорога!
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017 Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Вообще-то мы старались не загадывать, где остановимся на ночь, а просто двигаться, но именно сегодня у нас был план доехать до Дарвоза, чтобы весь плохой асфальт и его отсутствие остались позади. И, кажется, этот план превращался в жизнь.
В Хороге мы прогулялись по базару, купили местную сим-карту мегафон (ещё в Киргизии нам дали таджикский билайн, но на Памире он и не думал работать, впрочем, мегафон на интернет в Памире тоже не особо щедр), попили чай и отправились на окраину города.
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

По пути мы зашли на автовокзал: маршрутки до Душанбе отправляются каждое утро, занять место можно с пяти-шести утра, а вот цену я не записала и не запомнила, поэтому даже примерно не скажу.
Сначала с попутками нам не везло, машины останавливались, но ехали все куда-то слишком близко – в соседние деревни, и от слова «Рушан» у них глаза увеличивались. Тогда мы решили не пугать всех Рушаном, а просто двигаться в его направлении. В результате, три машины, которые подбрасывали нас километров на 2-3-5, и вот мы уже стопим маршрутку до Рушана! Удивительно, но водитель маршрутки соглашается везти нас бесплатно. Что за чудеса.
Маршрутка едет быстро, в Рушан мы приезжаем засветло и в хорошем настроении. Заходим в кондитерскую, берем по кружке растворимого кофе и кусочку торта – на самом деле это был тот день, когда я за каждым поворотом визуализировала кофейню с итальянской кофе-машиной, и громко, вслух, извещала Вселенную о своём желании выпить латте и скушать брауни. Подкрепившись, выходим на дорогу и снова начинаем стопить: нам сегодня ещё 170км надо проехать, и это чуть меньше того, что мы уже проехали с утра.
В Рушане нам подвернулась ещё одна маршрутка – она следовала до деревушки Ванч. На этот раз водитель маршрутки были не так дружелюбен и отказался вести нас бесплатно, но пассажиры маршрутки его уговорили. Казалось бы, зачем надо людям, которые сами-то заплатили за проезд, брать с собой двоих «зайцев», но они нас взяли. Впрочем, рано мы обрадовались – эта поездка оказалась самой неприятно запомнившейся из всех поездок на Памире.
На заднем сидении этой маршрутки одиноко сидела старенькая бабушка. Как только нас подсадили к ней, она принялась что-то лепетать на таджикском (благо, я ничего не понимаю), а окружающие жестами начали нам показывать, что бабка не в себе. Опуская красочные подробности, скажу, что всю дорогу бабка пыталась блевать, выла, дралась, падала на пол, лежа там по нескольку минут совершенно неподвижно, потом поднималась и начинала всё по кругу. Когда представление только началось, я недоумевала, почему, если бабку укачивает, её не посадят вперед? Потом же стало очевидно, что бабку не укачивает, а таким образом она просто привлекает к себе внимание. Через некоторое время, по пока ещё неясным мне причинам, один мужчина проявил инициативу и поменялся со мной местами. Так я оказалась на переднем сидении – и хоть всё оставшееся время у меня на коленях спала девочка лет восьми, это однозначно было лучше, чем бабка, неподвижно валяющаяся в ногах. Оказалось, что благородный мужчина – участковый из Ванча, где бабка проживает и откуда сбежала пару недель назад в Хорог, чтобы её лечили. В Хороге ей объясняли, что она здорова, но она дралась, кричала и требовала лечения. В результате врачи вызвали из Ванча участкового, чтобы он доставил её домой. Моей попутчице повезло меньше – мало того, что её оставили на заднем сидении, так её ещё и посадили рядом с бабкой. Почему участковый не сел между ней и бабкой – для меня загадка. Ситуацию усугубляло ещё и то, что попутчица моя понимала таджикский, а бабка, то ли заметив её реакцию, то ли непроизвольно, посыпала на весь автобус проклятия, желая всем умереть в этой же маршрутке молодыми. Какое счастье, что я таджикский не понимаю, и всё это было для меня просто несвязной речью!
К восьми вечера (то бишь через три часа этого ада, а всего 90км, на секундочку) мы доехали до поста ГИБДД на отвороте в Ванч. Водитель маршрутки – тот, который изначально не был настроен к нам благосклонно, теперь, понимая наши ничтожные шансы уехать в Дарвоз, предложил остаться на ночь у него. Но мы решили попытать счастья на посту ГИБДД, и не ошиблись. Нас сразу же накормили фруктами и пообещали найти хорошую машину до Дарвоза. Только сразу предупредили, что ожидание может растянуться надолго.
Машин, и правда, было немного. Неееет, машин в сторону Дарвоза не было вообще! В первую машину посадили нашего попутчика из Рушана – омоновца, с которым я ехала рядом, пересев на переднее сиденье. Он возвращался домой со службы, ехать ему надо было в Куляб, а в машине было всего одно место.
- Повезло вам, к утру уже дома будете!
- Девочки, вы тоже скоро уедете отсюда… через…ммм…10 минут!
- Обещаете?
- Обещаю!
Шутка ли, но через 10 минут, действительно, приехала машина. Большая машина типа маршрутки, в которой были только водитель и пассажир. Они ехали в Дарвоз и нам было с ними аккурат по пути. Я смотрела через Пянж на Афганистан, видела яркие и оооочень близкие огни его кишлаков, и немного жалела, что мы проезжаем это в темноте – уж очень загадочно выглядели эти светлячки.
К полуночи мы добрались до кишлака Зингрох, что в трех километрах от Дарвоза. Пока мы ехали, моя попутчица попросила своему знакомого, уроженца Дарвоза, организовать нам ночлег. В Зингрох нас встретил крепкий немолодой мужчина, показал нам спальню и, самое главное, душевую кабину – настоящую, с горячей водой. До трех часов ночи мы многократно смывали с себя пыль ушедшего дня и пили чай, который принес хозяин, а потом чистые и довольные, что завтра нам предстоит ехать по ровному асфальту, завалились спать.

День 6. Дарвоз – Душанбе
На утро нас разбудил звонок Сухроба – мы звонили ему накануне вечером, желая похвастаться своими успехами в передвижении. Их семья уже спала, но как он рассказал, даже мама, проснувшись, закричала: это девочки звонят, возьми трубку. Но он, конечно, не взял – нечего «ночами» названивать. Он удивился тому, что мы смогли уехать так далеко и пожелал нам без проблем добраться до Душанбе.
Так как женщин в доме не было (хозяин ещё вечером нас предупредил, что он не знает в отсутствии жены, как принимать гостей), на завтрак мы и не рассчитывали. Но разве можно просто так уйти из памирского дома?) Хозяин повел нас к своей маме, которая живет через пару домов. Там уже был накрыт стол
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

И именно тут нам не оставили выбора, пробовать или не пробовать ширчой. Здесь он был намного светлее из-за количества молока, а вместо жира в него добавили сливочное масло. Что ж, на самом деле всё оказалось не так страшно – вполне съедобно и даже вкусно, но вот скушать целую тарелку такого блюда - для меня перебор.
За завтраком хозяин много расспрашивал нас, как мы на такое решились, и зачем нам вообще всё это нужно. Впрочем, за пять дней пути мы к таким разговорам уже привыкли.
После завтрака, наш гостеприимный хост отвез нас в Дарвоз, высадил у автозаправочной станции, представив её, как свою работу, и пожелал нам счастливого пути.
Машин не было. Мы немного прошлись пешком, но так как солнце уже жарило, уселись под тенистое дерево
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Машин по-прежнему не было. Вообще. От слова совсем.
Мы посидели, потом немного прошлись, потом тормознули какую-то попутку до ближайшей деревни. И так, мало-помалу, начали передвигаться. В результате, через пару попуток, жизнь снова занесла нас на пост ГИБДД.
Это ожидание грозилось быть самым долгим, потому что машин всё ещё не было, но нам таки снова повезло. Через 2,5 часа (в 14:30, если быть точнее) сотрудники посадили нас в совершенно пустую машину. Водитель какой-то «шишки» вез ему в Душанбе тюбетейку и с радостью взял нас в попутчики.
Дорога до Душанбе хорошая, хоть местами и похожа на Памирскую. А вот пейзажи уже совсем другие
Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Водитель рассказал, что дорогу до Дарвоза сделали всего пару месяцев назад – к приезду президента Эмомали. Дело в том, что совсем недавно какой-то кишлак в Дарвозе смыло селем: люди не пострадали, но жить им стало негде. По такому поводу неподалеку построили новую деревню – красивые разноцветные дома, больница, магазин и школа, и 13 сентября 2017года Эмомали Рахим приезжал эту деревню «открывать».
«Вот бы ему… захотелось доехать, например, до Лангара, - непроизвольно подумалось мне, - может, и на Памире сделали бы дорогу». Хотя, Памир с гладким асфальтом однозначно не тот колорит, который есть сейчас. А сейчас он настоящий, своенравный, но очень добрый. И я благодарна ему за наше короткое, но полное впечатлений, путешествие.
Отчет окончен. Спасибо за внимание и до встречи на Памире!
Vinogradova_Ekat
полноправный участник
 
Сообщения: 394
Регистрация: 05.10.2013
Город: Пермь
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 38
Страны: 36
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #9

Сообщение Домбрик » 03 окт 2017, 16:19

Про эффект Биби-Фатимы подтверждаю - теперь придется мелкого, как подрастет, везти туда и объяснять какое он имеет отношение к Памиру
Мужская сторона тож хороша, есть там такие же изливы красивые.
Домбрик
активный участник
 
Сообщения: 647
Регистрация: 12.07.2010
Город: Манчестер
Благодарил (а): 95 раз.
Поблагодарили: 111 раз.
Возраст: 42
Страны: 45
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #10

Сообщение Vinogradova_Ekat » 04 окт 2017, 08:26

Домбрик писал(а) 03 окт 2017, 16:19:Про эффект Биби-Фатимы подтверждаю - теперь придется мелкого, как подрастет, везти туда и объяснять какое он имеет отношение к Памиру

Я думаю, он оценит)))) Только давайте в этот раз без велосипедов))))))
Vinogradova_Ekat
полноправный участник
 
Сообщения: 394
Регистрация: 05.10.2013
Город: Пермь
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 38
Страны: 36
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #11

Сообщение Shelest2675 » 10 авг 2018, 23:03

Очень интересный отчёт.Мы тоже хотим в сентябре пройти по Памирскому тракту.
Shelest2675
участник
 
Сообщения: 175
Регистрация: 27.08.2013
Город: Конаково
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Возраст: 50
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #12

Сообщение Vinogradova_Ekat » 15 авг 2018, 13:05

Shelest2675 писал(а) 10 авг 2018, 23:03:Очень интересный отчёт.Мы тоже хотим в сентябре пройти по Памирскому тракту.

Благодарю!
Расстояния между населенными пунктами очень большие... Сколько времени закладываете на поход?
Vinogradova_Ekat
полноправный участник
 
Сообщения: 394
Регистрация: 05.10.2013
Город: Пермь
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 38
Страны: 36
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #13

Сообщение Shelest2675 » 15 авг 2018, 15:12

Нас пока двое.Вылетаем 25 сентября из Москвы,прилетаем 6 октября в Москву.
Shelest2675
участник
 
Сообщения: 175
Регистрация: 27.08.2013
Город: Конаково
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Возраст: 50
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #14

Сообщение Iron_Butterfly » 16 авг 2018, 13:25

Отлично! С удовольствием почитал.
25-го августа, стартуем из Душанбе по тракту до Оша
Аватара пользователя
Iron_Butterfly
активный участник
 
Сообщения: 908
Регистрация: 03.02.2009
Город: Novosibirsk
Благодарил (а): 33 раз.
Поблагодарили: 164 раз.
Возраст: 55
Страны: 27
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #15

Сообщение Vinogradova_Ekat » 16 авг 2018, 14:09

Shelest2675 писал(а) 15 авг 2018, 15:12:Нас пока двое.Вылетаем 25 сентября из Москвы,прилетаем 6 октября в Москву.

Не хотелось бы вас пугать, но там, в горах, совсем не жарко... Если вы планируете ИДТИ, то вам обязательно нужны теплые вещи, теплые спальники, палатка, продукты - всё с собой. Я понимаю, что скорее всего, вы - люди опытные, иначе бы на такой поход не решились)))) Но условия там, правда, не сахар))) на 200км ни души - это норма.
Ну и ещё местные пугают дикими волками, уж не знаю, насколько это правда. Запаситесь контактами местных, чтоб можно было обратиться за помощью, если что. Хотя телефоны далеко не везде ловят...
В общем, если вы пешком, то это, конечно, очень интересно! Держите нас в курсе))))
Vinogradova_Ekat
полноправный участник
 
Сообщения: 394
Регистрация: 05.10.2013
Город: Пермь
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 38
Страны: 36
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #16

Сообщение Vinogradova_Ekat » 16 авг 2018, 14:10

Iron_Butterfly писал(а) 16 авг 2018, 13:25:Отлично! С удовольствием почитал.
25-го августа, стартуем из Душанбе по тракту до Оша

По хорошему вам завидую)))) На чем едете?
Vinogradova_Ekat
полноправный участник
 
Сообщения: 394
Регистрация: 05.10.2013
Город: Пермь
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 38
Страны: 36
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #17

Сообщение Shelest2675 » 16 авг 2018, 14:38

На своих двоих или автостоп.
Shelest2675
участник
 
Сообщения: 175
Регистрация: 27.08.2013
Город: Конаково
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Возраст: 50
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #18

Сообщение Iron_Butterfly » 16 авг 2018, 17:22

Vinogradova_Ekat писал(а) 16 авг 2018, 14:10:По хорошему вам завидую)))) На чем едете?

Наняли водителя на джипе.
Аватара пользователя
Iron_Butterfly
активный участник
 
Сообщения: 908
Регистрация: 03.02.2009
Город: Novosibirsk
Благодарил (а): 33 раз.
Поблагодарили: 164 раз.
Возраст: 55
Страны: 27
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #19

Сообщение Vinogradova_Ekat » 21 авг 2018, 14:40

Iron_Butterfly писал(а) 16 авг 2018, 17:22:
Vinogradova_Ekat писал(а) 16 авг 2018, 14:10:По хорошему вам завидую)))) На чем едете?

Наняли водителя на джипе.

Места для джипа там шикарные!
Vinogradova_Ekat
полноправный участник
 
Сообщения: 394
Регистрация: 05.10.2013
Город: Пермь
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 38
Страны: 36
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: Памир автостопом: Ош-Мургаб-Вранг-Хорог-Дарваз, сентябрь 2017

Сообщение: #20

Сообщение Vinogradova_Ekat » 21 авг 2018, 14:47

Shelest2675 писал(а) 16 авг 2018, 14:38:На своих двоих или автостоп.

Удачи вам!
Vinogradova_Ekat
полноправный участник
 
Сообщения: 394
Регистрация: 05.10.2013
Город: Пермь
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 38
Страны: 36
Отчеты: 13
Пол: Женский

След.



Список форумовЭкс-СССР форумСРЕДНЯЯ АЗИЯ форумОтзывы о странах Средней Азии



Включить мобильный стиль