В конце августа 2016 года я опять приехал в Астану. Я коренной целиноградец и, несмотря на все изменения, всё ещё могу отыскать крупинки того города, где я родился, вырос, где прожил большую часть своей жизни. Но эти крупинки интересны только мне, да может быть ещё тем целиноградцам, которые рассеялись по всему свету. А вам я хочу показать частичку нового города, который родился на моих глазах и даже с моим скромным участием. В один из дней я прогулялся с фотоаппаратом в руках по главной прогулочной аллее города - Водно-Зелёному бульвару. Почему его так назвали - не знаю, ни обильного обводнения, ни особой зелени я там не увидел. Но я долго прожил в этом городе и давно понял что не нужно искать логику там, где её изначально не было. Кстати, сейчас бульвар уже переименован и называется Бульвар Нуржол. Для тех, кто не сподобился изучить казахский язык поясняю: жол - это путь, а Нур - ну вы наверное сами догадаетесь. Не, ну конечно, знатоки тюркских языков скажут что нур - это верблюд, и название вполне можно перевести как что-нибудь типа "верблюжья тропа" или, скажем, "караванный путь", но ведь ещё не забылись такие названия как "Путь Ленина", "Заветы Ильича", короче, "Верной дорогой идёте, товарищи". Судя по тому, как теперь называется аэропорт Астаны и улица Фурманова в Алма-Ате, могу поспорить что это не последнее переименование в этом городе.
Ладно, начнём.
Свою прогулку я начал на ступенях торгового комплекса Хан-Шатыр. О нём чуть позже, когда он будет виден на фотографии, а пока небольшой экскурс в прошлое. Вот картинка из далёкого 2004 го
Уже был построен мост в Слободке и дорога по левому берегу, являющаяся продолжением улицы Делегатская (сейчас, вроде, Сары-Арка), с этой самой дороги я и снимал. А ещё раньше на этом месте были небольшие озёра, куда мы ездили охотиться на уток. Очень было удобно - 15 минут от дома, выехал вечерком после работы на вечернюю зорьку, а как стемннело - те же 15 минут и уже дома.
С тех пор черту города сильно отодвинули, уже не постреляешь, да и вид сильно поменялся.
Чуть левее виден театр оперы и балета. Кто знает казахский, прочтёт что он ещё и государственный. Говорят, Дарига (приёмная дочь Папы) сама недурственно поёт, что неудивительно, ибо казахи вообще очень музыкальный народ, и театр этот был построен если и не полностью под неё, то уж по крайней мере она там время от времени выступает. В здании театра проводят экскурсии за совершенно символическую плату и весьма квалифицированно рассказывают и показывают что и как. С подробностями всей закулисной механики нас, конечно, не познакомили, но показали макет здания. Сооружение грандиозное, зал не очень большой, но в театре зал - это только видимая часть айсберга. Самое главное - сцена. Это реальное инженерное чудо. Декорации могут сдвигаться влево и вправо, вверх вниз и вглубину сцены за считанные секунды. Не думаю что это особенность именно этого театра, скорее всего и в других так же, просто раньше об этом не задумывался.
Когда театр построили Папа заявил что «Искусство должно принадлежать народу», а в Казахстане слова Папы исполняются безоговорочно. Цена билета в театр начинается от 1000 тенге (примерно три доллара). Если вы знаете другие места где можно послушать оперу или посмотреть балет за три доллара - сообщите пожалуйста. А вот парковки мы возле театра не нашли, как сейчас говорят, «от слова «совсем»». Так что, в театр в Астане нужно ходить, а не ездить. Сказано же «Искусство должно принадлежать народу», вот и нечего от народа отрываться на автомобилях. Не графья. Пешочком. Хотя, такси в Астане стоит недорого, и поймать его проблемы нет – на поднятую руку машина останавливается в течение нескольких секунд.
Возвращаемся на бульвар. Эта часть называется «Парк влюблённых», тут и соответсвующая скульптура установлена.
Как и парижская Перспектива, бульвар должен просматриваться из конца в конец, но в этой части вид перекрывается зданием КазМунайГаза или кто там сейчас находится. Это было пожалуй первое здание на левом берегу, построенное для новой столицы. До этого нефтянники первыме же построили себе два здания на правом берегу в виде временного пристаница, а со временем переехали вот сюда.
То, что в самом начале я прошёлся по поводу озеленения и обводненеия было всё же утрированием – и зелень и вода в некоторых количествах всё же присутствуют на бульваре. Зелень – в основном в виде клумб, хотя Парк Влюблённых может похвастаться и деревьями. За двадцать лет в городе отработана технология пересадки больших деревьве и поддержания их в в живом виде. При необходимости достаточно большое количество взрослых деревьев может быть (и неоднократно было) высажено в течение короткого времени и это будет смотреться как настоящий парк.
Вода на бульваре тоже присутствует в виде двух фонтанов – в начале и в конце. На мой взгляд, двух фонтанов явно недостаточно для такого громкого названия, ну да всё равно его уже переименовали.
Опять смотрим налево. Там раскинулся огромный жилой комплекс, который во время строительства назывался «Триумф Астаны». Сейчас на карте написано просто «Триумф». А чего скромничать? Вот прямо вот так вот «Триумф», не больше и не меньше. Невооружённым глазом видно что на его внешний вид сильно повлияла архитектура сталиских высоток, поэтому в процессе строительства его неофициально называли «Москва». Не знаю, прижилось ли это имя. С тех пор в городе появился бизнес-центр с официальным названием «Москва» и неофициальным «Унитаз».
Ну вот мы и поднялись на возвышение под аркой здания КазМунайГаз и горизонт заметно расширился. Правда, его перекрывает мост по которому над площадью проходит трасса проспекта Кабанбай-батыра, но основные здания, обрамляющие бульвар, уже видны. Когда я обрабатывал эти фотографии, я ещё не умел исправлять дисторсию, поэтому здания наклонены к центру. Не думайте что я сейчас умею её исправлять, но теперь я хотя бы знаю что «дистросия» это не неприличное ругательство, а такой специальный фотографический термин. Хотя, по привычке, продолжаю использовать это слово в виде ругательства.
Впереди будет ещё много интересного, а пока развернёмся чтобы посмотреть на торговый комплекс Хан-Шатыр. Высота этого здания до вершины шпиля около 150 метров, точнее не помню. Сделан он по принципу шатра – в середине центральная опора, по краям жерди, на них натянут полог. Внешняя общивка здания – плёнка. Внутри несколько уровней бутиков и ресторанов, на предпоследнем этаже – монорельс с кабинками, в которых можно покататься над всем этим буйством торговли, а на самом верху – бассейн с морской водой и волнами. А чего, воду издалека возить не надо, завод по производству морской воды в нескольких кварталах, в океанариуме. Конечно, логичнее было бы бассейн сделать на уровне земли, а не шарашить его на высоту в тридцать метров, но про логику я уже говорил в самом начале.
А вот это, на мой взгляд, и есть самый яркий символ Астаны – стремительная, летящей походкой спешащая в будущее. Ну и Байтерек на заднем плане. Здесь будет много фотографий Байтерека, уж не обессудьте. Во-первых, потому что практически невозможно сфотографировать бульвар чтобы он не попал в кадр, а во-вторых, он мне нравится.
Чуть направо от площади находится мечеть Нур-Астана. Построена она, если я правильно помню, на деньги саудитов, строили, естественно, турки. Вообще, на первом этапе строительства турки много чего построили. Местные строили коряво, медленно и дорого. Потом, вроде, научились.
Бросим ещё один взгляд на Хан-Шатыр сквозь арку и двигаемся дальше.
Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт.
К первому административному зданию управления железных дорог, официально называемому «Транспорт Тауэр» сразу и намертво прикрепилось прозвище «Зажигалка». На данный момент оно горело дважды – в 2006-м и 2015-м годах. Оба раза обошлось без жертв, хотя в первый раз несколько человек пострадало.
Ещё один общий вид на бульвар. Хотя изначально местность там абсолютно ровная, поскольку раньше это было лётное поле аэродрома ДОСААФ, а в совсем уж незапамятные времена, и городского аэропорта, но пешеходная часть бульвара смещается вверх-вниз в соотвествии с замыслом архитектора Куросавы, или кто там уже детали дорабатывал. Вот и сейчас выглядываем из ямы.
В 2016 году Астана интенсивно готовилась к проведению ЭКСПО-2017. Тут нас встречает целая колонна представителей тех стран, кто уже официально подтвердил своё участие в выставке – от Буркина-Фасо до Штатов. Кстати сказать, представителя Канады я там не нашёл.
На бульваре широко представлены произведения скульпторов разных направлений. А чтобы смысл их творений был понятен и тем, кто пока не проникся идеями авангардизма, возле каждой такой скульптуры стоит табличка с пояснениями – что же автор хотел своим художеством выразить. Вот и здесь – все эти кривули и завитки не просто так, а с каким-то смыслом. На белой табличке смысл описан, но именно эту табличку я читать поленился. Эти скульптуры и инсталляции периодически сменяются, так что сейчас там, наверняка, уже стоит что-то другое.
Наряду с загадочными творениями молодых дарований тут установлены и вполне понятные фигуры животных. Фламинго, например, стоит тут не просто так. Мало кто знает что самое северное в мире место гнездования этих птиц находится примерно в двухстах километрах от Астаны, в Кургальджинском заповеднике на озере Тенгиз.
На следующей фотографии – две башни Казахстан Темир Жолы. Чтоб вы поняли что это значит, даю подсказку: темир это железо. Что такое жол вы уже знаете. Тот, кто дочитает это моё творение до конца, кроме чувства глубокого облегчения получит бонусом ещё и начальные познания в казахском языке.
Рядом с КТЖ самое высокое на тот момент здание в стране, бизнес-комплекс «Изумрудный Квартал», неофициально именуемый «Книжка», а иногда ещё и «Пачка кэша». Ракурс не очень удачный, кажется что башни КТЖ выше. Но чтобы верно отразить пропорции надо лезть на крышу на противоположной стороне бульвара. Так что поверим официальным данным: высокая башня «Изумродного квартала» на 45 метров выше высокой башни КТЖ. Вообще-то комплекс «Изумрудный квартал» на данный момент состоит из двух башен, но на фоне 53-х этажей главного здания, кто ж обратит внимание на его 40-ка этажного братца? Там же и площадка для третьего здания, но стройка пока не началась.
Следующая скульптура – обитатель казахских степей сайгак. В процессе освоения целины естественный ареал их обитания сильно сократили, пестициды явно не прибавили им здоровься, а промышленный отстрел в период хрущёвских попыток догнать Америку по мясу свёл их поголовье практически к нулю. Да и в годы дикого капитализма 90-х каждый увидевший сайгу в степи считал своим долгом подстрелить её. Сейчас охота на сайгу строжайше запрещена и этот запрет очень жёстко контролируется. У браконьера изымаются все орудия охоты, включая автомобиль (пешком на сайгу не больно то поохотишься), плюс к этому серьёзный штраф или даже лишение свободы до трёх лет. Результат не заставил себя ждать – сейчас встретить в степи стадо сайги уже не является из ряда вон выходящим явлением.
На заднем плане – круглое здание выставочного центра «Корме» - если я правильно понимаю, название переводится как «Выставка». Ну, чтоб не заморачиваться – выставочный центр «Выставка». А что вы хотели в столичном городе с названием «Столица»?
Ещё один взгляд назад, на Зажигалку. Рядом с ним бизнес-центр «Кубик».
На бульваре представлена целая серия скульптур Ж. Баялиева и Р. Нургазиева (почему-то Интернет не выдаёт их полных имён) под названием «Кочевники». Похоже, эти скульптуры установлены тут надолго.
Лучник
Девушка с жеребёнком. Не знаю официального названия этой скульптуры, но я так и не смог придумать кем или чем ещё может быть то, что стоит позади девушки.
А вот что это такое, я так и не понял. Надпись в углу постамента – Wi-Fi. Надпись на табличке, подвешенной к этому дереву с ютрами я прочитать на фотографии не смог, а живьём – не потрудился. Отдельный вопрос – имеет ли отношение к этой инсталляции дедушка, который под ней сидит, или он просто так отдохнуть присел? Сплошные вопросы.
Две башни Казахстан Темир Жолы (управление железных дорог), в народе именуемых «Твикс». Башни соединены переходами, что, конечно, удобнее чем каждый раз спускаться на землю чтобы перейти из одного здания в другое, но, на мой взгляд, лучше было бы если бы их было больше. Хотя, это мне пришлось туда-сюда ходить, а те, кто там работает, они в основном в своих офисах и сидят, для них и на соседний этаж перейти – событие.
Следующая скульптура из той же серии «Кочевники» называется «Шаман с кобызом». Кобыз я опознал сразу, это кахаский народный смычковый инструмент наподобие виолончели. А вот то, что играет на нём шаман – это я оставляю на совести авторов. На мой взгляд, это существо больше похоже на русалочку.
А прямо перед нами – ещё одно творение абстрактых скульпторов. Эти бетонные плиты не просто так себе плиты – они символизируют единение двух начал, женското и мужского. На табличке рядом целая страница описания мелким шрифтом. Какая из плит относится к женскому началу – не написано, но я догадался. А вы?
Продолжая поворачивать голову слева направо мы натыкаемся взглядом ещё на один комплекс высотных зданий «Северное сияние». Это жилые дома, самое высокое здание комплекса – 44 этажа. Народное название «Три пьяницы». Фотография сделана в другое время и с другого ракурса, так что вошли и оба здания «Изумрудного квартала».
Идём дальше. Молодым художникам всегда не хватает денег, но авангардное искусство тем и хорошо, что не лимитирует творца в выборе материалов. Пластиковых бутылок можно набрать на любой свалке в неограниченном количестве, намешать цветных растворов тоже можно из чего угодно. Добавляем немного фантазии и металлоконструкций – и вот перед нами очередная инсталляция. Что именно она символизирует – я поленился узнать, но что-то обязательно символизирует. Вы, наверное, уже поняли что тут без смысла ни один камень не лежит, ни одна травинка не растёт. Главное – найти описание и тогда этот смысл откроется и перед вами.
Снежный барс. Десять лет, с 1998 по 2008 годы снежный барс был изображён на гербе города. Каким образом горный житель пробрался на герб степного города – мне неизвестно, но, про поиск логики там, где её нет, я уже говорил. Кстати, местная хоккейная команда тоже называется «Барыс».
В 2008 году барса с герба убрали и поместили туда стилизованное изображение Байтерека. Никакой утилитарной нагрузки это сооружение не несёт, это символ в чистом виде, в первую очередь символ того, что «нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять». Ассоциаций на него навесли как на барбоску блох. Тут и дерево жизни, и яйцо птицы Рух, и борьба зимы с летом, добра со злом, бабла с добром и ещё чего-то с чем-то. Символичной нам представляют и высоту - она составляет 97 метров, что соответсвует официальной дате переноса столицы в Акмолу в 1997 году (привет логике). Хотя, называют и другие цифры, например, то, что 97 метров – это только высота стальных конструкций, а высота до верхушки шара 105 метров. А ведь есть ещё и шпиль на верху, а по общепринятой практике высоту здания измеряют именно по самой верхней точке. Так, например, торонтовская CN Tower переплюнула Останкинскую Телебашню исключительно за счёт шпиля. Ещё одна символичная особенность – вход в лифт находится ниже уровня земли, то есть чтобы подняться вверх надо спуститься вниз, что тоже что-то там символизирует.
Декларируется что Байтерек полностью построен по казахстанскому проекту, из казахстанских материалов и казахстанскими строителями. Вот в это я поверю легко, поскольку помню что строить его начали когда ещё никаких движений на левом берегу не было, а закончили только в 2003 году. Турки бы справились гораздо быстрее. Но получилось красиво (на мой взгляд). Раньше, когда никаких высоток вокруг не было, вид из шара был замечательный. Сейчас не знаю, после 2006 года я на смотровую площадку не поднимался.
Иногда приезжие, особенно туристы, ошибочно назвыают Байтерек чупа-чупсом. На самом деле, местные называют Чупа-Чупсом фонтан на правом берегу, находящийся между министерством финансов и Домом Советов. Там сходство стопроцентное, а Байтерек на чупа-чупс похож только с большой натяжкой. Не знаю как сейчас, а до середины 2000-х никакого народного названия не было – Байтерек он и есть Байтерек.
Яйца на палках. Тоже чего-то там символизируют.
Киоск по продаже мороженного. К сожалению закрыт. Почему-то у всех моих знакомых, не знакомых с казахским языком, слово «Балмуздак» вызывает какие-то нездоровые ассоциации. Мороженое – оно и есть мороженое. Добавляем в свой русско-казахский разговорник.
Ещё пара скульптур из серии «Кочевники»
А тут автор, видимо, имел доступ к складу Вторчермета и набрал немеряно ржавой проволоки. Первая композиция называется «Перекати-поле», а вторую я иначе чем «Какая-то хрень из проволоки» назвать не могу.
А эта конструкция, по задумке автора, за счёт завихрений воздуха, вызванных вращением средней части, должна вызывать звуки в вертикально стоящих трубах. То ли от того, что трубы были плохо прикручены и болтались во все стороны, то ли потому что я крутил недостаточно быстро, но кроме скрипа никаких звуков я не добился. Но крутить быстрее было как-то боязно – лопасти проходят очень близко к трубам и потенциально вся конструкция весьма травмоопасна. Может быть провода там не зря лежат и она приводится в действие электромотором? Но заветной кнопки включения я не обнаружил. А может это наоброт, разводка для туристов – они крутят, а где-то в здании лампочка загорается?
Опять Ж. Баялиев и Р. Нургазиев. У меня эта тётя вызвала две стойких ассоциации – памятник Гагарину на площади Гагарина в Москве и анекдот «мне пофиг как у тебя кепка надета».
Ещё один сайгак.
Опять пластиковые бутылки. И правильно, чем природу загрязнять, пусть лучше город украшают. Эта инсталляция представляет из себя казахский традиционный головной убор невесты.
Опять «Кочевники». Кто не в курсе – на спине у верблюда находится шынырак – часть юрты, которая крепится в самом верху, в центре, и через которую выходит дым очага. В казахской космогонии – символ вселенной. Изображён на новом гербе Астаны, на гербе Казахстана, на флаге Киргизии, ну и везде, где надо добавить национального колорита.
Кстати, только сейчас увидел на среднем плане фонтан. Значит они там есть, просто я не замечал. С другой стороны, если я не замечал, значит какие-то они не очень заметные.
Административно-жилой комплекс «На Водно-Зелёном Бульваре», находящийся на Водно-Зелёном Бульваре. Чего заморачиваться-то? Народ назвал это «Матросской Тишиной». Зачем в стене отверстие – не знаю, драконы, как в Гонкоге, здесь, вроде, не летают. По крайней мере, раньше не было.
В этом здании находится офис партии «Нур-Отан», местный аналог российской «Единой России». Может это как раз как-то связано с драконами и отверстием в стене?
Ещё одна абстракция.
«Кочевники»
Инсталляция из казанов. Пространное объяснение насколько казан важен в жизни кочевника и как он ему дорог в моральном и материальном плане как то не вяжется с целой кучей казанов, в которых наделали дырок, тем самым сделав невозможным их использование по прямому назначению.
А следующую инсталляцию явно воздвиг строитель из остатков сетки, которой армируют бетонные конструкции. Получился такой симпатичный закуток в центре города – заходишь внутрь и вот уже ты вроде и на улице, а вроде и внутри.
Тем временем мы всё ближе и ближе подбираемся к Байтереку. Вот уже за ним стала видна резиденция президента под названием Ак-Орда.
Слева от нас ещё одно здание необычной формы. Это вход в государственный архив. Народное название попробуйте угадать сами.
«Кочевники»
Ещё один скульптор со связями на складе Вторчермета. Инсталляция пытается рассказать о важности колеса в жизни кочевника. Колёса в верхнем ярусе, по замыслу автора, должны крутиться под действием ветра. Все детали нижнего и среднего ярусов закреплены неподвижно, так что за бегающего вокруг ребёнка я спокоен. А вот описание навеяло на меня грусть наличием грамматических ошибок. Я понимаю, что автор не обязан быть экспертом в области русской грамматики, но те, кто отвечает за выставление текстов на одной из самых туристических улиц города, должны проверять что там написано, чтобы отловить явные ляты, коорые видны даже такому неискушённому читателю как я. При необходимости – с привлечение экспертов. Но это почему-то сделано не было. На ум приходит только одно объяснение - тёмный народ, никакой культур-мультур нету.
Стилизованное изображение юрты.
Вот он, Байтерек, во всей красе.
Он же – вид снизу.
На площади у подножия Байтерека народ развлекается как может. Для детей можно арендовать машинки, для взрослых тоже вроде бы что-то такое есть.
На заднем плане, справа от площади, здание гостиницы Пекин Палас (в народе - Пагода) в обрамлении башен бизнес-центра Talan Towers. Почему-то некоторые застройщики именуют свои творения исключительно на буржуйский манер. Видимо, они ещё тогда знали о переходе на латиницу, вот и решили заранее подсуетиться.
Ну вот, Байтерек остался за спиной, теперь ничто нам не мешает разглядеть как следует резиденцию президента. Хотя, наверное, учитывая местный менталитет, оба эти слова следовало бы писать с большой буквы – Резиденция Президента. И произность с придыханием. Но я уже разучился.
Меня предупреждали что фотографировать это здание нельзя, но, понадеявшись на канадский паспорт я этим предупреждением пренебрёг. Или служба безопасности сплоховала, или это всё же не является таким страшным нарушением, но никто меня не задерживал, плёнку из фотоаппарата с хрустом не вырывал, и в подвалы КНБ для страшных пыток не тащил.
Я уже упоминал что казахи народ очень музыкальный. А символом казахской музыкальности является домбра. Казалось бы – две струны, что можно на них сделать? Но ведь делают. Раньше, когда магнитофон и даже радио были ещё не в каждой юрте, умение играть на домбре было практически всеобемлющим. А как ещё себя развлекать долгими зимними вечерами? Конечно, не все достигали мастерства, но были и виртуозы, послушать которых люди съезжались со всех концов степи. Есть легенда о том, как один хан, проводив на войну своего сына объявил что если кто ему сообщит о гибели сына, тому он зальёт в глотку раскалённного свинца. Сын погиб, но никто не решался сказать об этом хану. И тогда позвали акына (сочинителя и исполнителя песен), чтобы он сообщил хану горькую новость посредством музыки. Акын не стал петь, просто заиграл, но столько печали было в его музыке, что хан сам всё понял без слов. А поскольку он был «атвечающий пацан», то, чтобы не отступаться от своих слов, раскалённый свинец он приказал залить в домбру через отверстие в резонаторе.
Послушать можно вот тут https://www.youtube.com/watch?v=cCj6xE_wgcE
А тут киргизы отжигают. Немного другой инструмент но из той же серии https://www.youtube.com/watch?v=ldSfy9ji8CU
Про то, как тут могут высадить целый лес за пару дней я уже писал. Но на бульваре деревьев немного, а вот клумбы везде. И не только на бульваре, по всему городу так. Во времена эпохи расцвета застоя Горзеленстрой был пожалуй самой запущеной структурой городских коммунальных служб. Финансировалась эта организация по остаточному принципу, что-то вроде делали в меру своих возможностей, но возможности были слабы. С переносом столицы ситуация кардинально изменилось. Финансирование пошло рекой, штат увеличился в 20 (двадцать) раз – с 200 человек до 4000, при том, что население города увеличилось всего втрое против середины восьмидесятых. Теперь на газонах и клумбах постоянно трудятся люди в зелёной униформе, постоянно что-то подсаживают, удобряют, поливают. И результат не заставил себя ждать - цветы везде. Конечно, клумба перед резиденцией это апофеоз, но другие места не намного уступают.
Но мало посадить и вырастить – нужно ещё и сохранить. Особенности почвы здесь таковы, что трава вытаптывается моментально, поэтому позволить себе поваляться на лужайке как в Европе или Америке тут не получится. Я как-то по старой привычке решил срезать через газон, за что получил суровое предупреждение от сопровождавшего меня брата. Нарваться на штраф – вполне реальная перспектива. В пересчёте – около 80 долларов.
Ну уж вот этот фонтан не заметить было нельзя, правда, фонтанировал он как-то неубедительно.
А вот эту башню строил мой отец.
Чуть наискосок от резиденции находятся здания Мажилиса (Сената) и Парламента.
Ещё раз резиденция крупным планом.
Площадь перед резиденцией находится немного ниже уровня бульвара, поэтому, пока есть шанс увидеть всю Перспективу, повернёмся назад.
А с площади вид будет уже совсем другим.
Справа от площади находится концертный зал «Казахстан». По замыслу архитектора он должен был бы напоминать полураспустившийся бутон розы, но народ посмотрел на это дело более прагматично и назвал здание «Капуста».
На самом деле, местная Перспектива на этом не кончается, если обойти «Капусту» и перебраться на другой берег реки, то на той же оси можно посетить ещё несколько объектов, но я туда не пошёл. В следующий раз.