Таджикистан Памир (отчет моего товарища Максима Ершова)

Отзывы и рассказы туристов о странах Средней Азии. Путешествия по странам Средней Азии

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Таджикистан Памир (отчет моего товарища Максима Ершова)

Сообщение: #1

Сообщение Леонтьев » 14 ноя 2007, 20:54

Человек , создавший религию Ислам , Муххамед , при жизни произнёс , что его дерево будет иметь 73 ветки. Так это или нет, сказать тяжело , но направлений в Исламе очень много.
После смерти Пророка , небольшая часть жителей Медины поддержала Али , он являлся одновременно двоюродным братом и зятем Муххамеда. Со временем маленькая группа разрослась и стала известна как "Партия Али" (шиат Али). Многие люди уверяли , что слышали лично как Пророк произнёс :" Слово моё такой же закон , как слово Али." Основное большинство мусульман проигнорировало наказ и руководствовалось проповедями Муххамеда , из которых был составлен Коран, и историями о его жизни , суннами. Эти люди стали называться суннитами. С самого начала шииты (сторонники Али) были убеждены , что Послание Ислама содержит сокровенные истины , недоступные пониманию простого человека. А потому они признавали необходимость в авторитетном лидере, или имаме - так шииты стали называть своих духовных учителей и руководителей. Преемник Муххамеда имел право религиозного разъяснения его заветов , а кто сделает это лучше чем человек принадлежащий к семье Пророка.
Али стал четвёртым по счёту халифом , правил 5 лет и был убит кинжалом в 661г. при выходе из мечети. Старшего сына Али , Хасана провозгласили халифом после смерти от отца , но он отказался от власти в пользу претендовавшего на престол Муавия (династия Омейядов 661-750г.) . Прожив 8 лет Хосан умер , при не выясненных обстоятельствах ,а Муавия передал халифат своему сыну Йазиду. Большое количество мусульман , недовольных таким ходом событий , призывало младшего сына Али Хусейна свергнуть Йазида.
Восстание оказалось подавлено , внук Пророка Хусейн и оставшиеся с ним 70 человек погибли. Поначалу никто из войнов Йазида не решался напасть , боясь пролить священную кровь , но потом все набросились толпой , изрубив потомка Муххамеда и его близких.
Исмаилиты считают Хусейна вторым имамом после Али, уступка Хасаном прав на халифат Муавии признаётся не законной. Сам Али назначил младшего сына Хусейна преемником ,а Хасан должен был быть временным имамом , пока брат не подрастёт. С гибелью Хусейна шиизм оформился как самостоятельная религия. Главным постулатом становится то , что имам должен происходить из дома Али. В середине 7ого века произошёл очередной раскол. Шестой имам шиитов Джафар ас-Садик (ум. 765г.) сделал своим преемником не старшего сына Исмаила , а четвёртого Мусу ал-Казима (ум.799г.). Часть шиитов продолжала считать наследником имама Исмаила , а поскольку он умер на три года раньше отца , то его приверженцы признавали Муххамеда -- старшего сына Исмаила. Мухаммед укрылся от преследования в округе Демавенд в Иране , его сыновья и внуки оказались разбросанны в разных регионах исламского мира. Сторонники Исмаила вынуждены были скрывать свою веру, а имамы прятаться. Имя и место пребывания того из них, кто признавался очередным "имамом времени" , знали только не многие близкие соратники. Рядовые исмаилиты , как их именовали в противоположность шиитам - имамитам ( сторонникам сохранения имамата в потомстве Мусы ал-Казима) , как правило даже , даже не ведали имени скрывающегося имама. Но мессионеры исмаилитов вели тайную пропаганду среди населения, число их приверженцев росло, а исмаилизм становился особой религией, с различными степенями посвящения для новичков ,и, эфективным скрытым управлением. В 1090г. произошёл очередной раскол , теперь на восточных и западных . Западные исмаилиты--фатимиды (потомки дочери Пророка Фатимы) приходили к власти в Египте , правили 262г. , их мирно сверг гроза крестоносцев --- Саладин (1171г.) Восточные исмаилиты--низариты, как госсударство существовали 166 лет, до нашествия монголов в 1256г.
Мусульмане сунниты считали исмаилитов неверными, всячески стремились их уничтожить, те в свою очередь применили эффектную защиту. Политические убийства существовали во все времена, вспомните Цезаря, Андрея Боголюбского, императора Павла, Кенеди и т.д. , другое дело как обставить действие. Укрепившись в неприступных замках , восточные исмаилиты--низариты разработали хитрую систему тайных обществ. Ко всем суннитским вождям старались внедрить шпионов, по вере разрешалось применять такийа (сокрытие). Человек выдавал себя за суннита , начинал службу при дворе конюхом, плотником, стражником, проявлял рвение, и ждал команды. В час "Х" правителя неожиданно убивали, чаще всего во время пятничной молитвы, при большом скоплении народа. Убийца не прятался, а громко вещал людям, за что казнена жертва, давая возможность стражникам расправиться с собой.
Крестоносцы осваивались тогда на Ближнем Востоке и наблюдали подобные явления, обраставшие всякими чудовищными небылицами. Распространялся фольклёр и жуткая слава о солдатах , готовых умереть по приказу из крепости Аламут , столицы восточных исмаилитов. Европейцы предполагая, что смертники употребляют наркотики, и ,от них становятся бесстрашными , закрепили за войнами прозвище --- ассасины (курители гашиша).
На самом деле убивали как суннитских вождей, так и исмаилитских, просто последние делали это более зрелищно. Известный востоковед С.Плеханов отмечает, что за весь период (166л.) исмаилиты--низариты казнили не более 100 человек.
Очень интересен аламутский период истории. Авторитетный лидер Хасан ас-Сабах, имея чёткий план проповедовал от имени скрытого имама, укрепляя и развивая учение исмаилитов в Северной Персии. На утренней заре 4 сентября 1090г. Хасан проник в цитадель Аламут, выдавая себя за учителя по имени Диххуд. Понемногу его сторонники появлялись в крепости, тайно склоняя гарнизон к своей вере. Через 3 месяца неприступный Аламут был в руках исмаилитов, таким же образом оказались захвачены и другие замки. Хасан ас-Сабах ,проявляя мудрость и жестокость, фактически создал независимое госсударство на севере Персии. За не соблюдение норм шариата Хасан казнил обоих своих сыновей. Европейцы называли сменявших друг друга грозных аламутских владык --- старец горы. Всё это время имамы были спрятаны. В 1162г. из сокрытия вышел ,и, стал править имам Хасан , появления которого очень ждала его паства. Через два года , во время 17 дня рамадана, он отменил многие строгости шариата; разрешил пить вино, женщинам открывать лица, изменил традиционную исламскую обрядность, объявил всех людей рафиками (товарищами) и братьями. Именно из исмаилитских обществ вышло такое знакомое обращение восточных людей как "брат". Так говорят азербайджанцы, киргизы, таджики......
В 1253г. 70-тысячное монгольское войско Хулагу-Хана, подстрекаемого суннитской знатью, мечтавшей об уничтожении "еретиков" , начало поход на госсударство низаритов. В ответ имам Ала ад-Дин отправил в столицу монголов Каракорум около 400 послушников : купцов, монахов, посыльных,якобы с миссией мира. Эти люди должны были убить великого Менгке-Хана. Францисканский монах Гильом Рубрук, посетивший в 1254г. ставку монголов, наблюдал там усиленные меры безопасности в отношении прибывших иностранцев.
В конце 1254г. предателями был повержен имам Ала ад-Дин, власть перешла к его 26-летнему сыну, Рухн ад-Дину Хуршаху. Монголы, до этого взявшие всего 3 крепости, получили психологическое преимущество. Хуршах сдался на милость Хулагу-Хану ,и, двадцать седьмой имам низаритов позже был казнён, остававшийся почти 170 лет неприступным Аламут пал. С его захвата начался самый тяжёлый период в истории общины. Появление в конце14 века полчищь Тимура приостановило начавшееся возрождение восточных исмаилитов. Полководец исповедовал суннитскую ветвь ислама, и, устроил настоящий геноцид на территорииях северной Персии и Хоросана. Именно в то время многие люди старались укрыться на Памире, в предгорьях Гиндукуша и в Индии. Горный Бадахшан (Западный Памир) охотно принимал у себя собратьев по вере. Знаменитый проповедник Насир Хосроу (1004-1088г.) , задолго до этого, обратил бывших будистов памирцев в исмаилизм. Оставшиеся в Персии исмаилиты вынуждены были применять такийа (сокрытие) ,на долгое время укрыли они и своих имамов.
В 1310г. низариты , после смерти имама Мавлан Джалал ал-Дина Руми , разделились на две ветви Мухаммадшахи и Касимшахи , первая со временем угасла , а вторая дожила до наших дней. Из тени династия вышла лишь к концу 18 века.
Всем известно ,как толпа фанатиков растерзала посольство России в Тегеране (убийство Грибоедова) . Подобные погромы у персов были вплоть до 20 века не редкость. В 1817г., оравой торговцев , в г. Йазд был убит в своём доме имам Халил Аллах, который прятал у себя мюрида (послушника). Вдова прибыла в Тегеран к шахскому двору, в надежде на справедливость. Монарх Фатх Али-шах провёл честное расследование и осыпал осиротевшую семью милостями. Юный имам получил в жёны одну из шахских дочерей, а также был удостоин почётного титула Ага-Хан. Со смертью шаха политическая ситуация поменялась , и, летом 1841г. , после 750 лет жизни имамов-низаритов в Персии, Ага-Хан вынужден был бежать от своих врагов в Индию, в город Бомбей.
Россия и Англия, как две большие плиты земной коры, медленно но верно в конце 19 века, подступали друг к другу. Памир и Северный Афганистан оказались тем местом, где эта встреча состоялась. В 1895 г. державы договорились о границах : Памир отходил к России, хребет Гиндукуш к Англии, а независимый (формально) от Лондона Кабул получил левый берег реки Пяндж и тоненькую полоску земли в Ваханской долине. Англичане не хотели иметь с Россией общей границы, так народы в Ваханской долине оказались разделены на разные госсударства, а во времени на целые столетия.
В 1885 г. , на официальной церемонии в Бомбее, на исмаилитский имамат был возведён восьмилетний Султан-
-Мухаммат-Шах , Ага-Хан 3 , носивший этот титул до своей смерти 11 июля 1957 г. Политически сложное время пережил Ага-Хан 3. Исмаилиты разбросаны по разным странам : остров Занзибар , Индия, Йемен, Памир, Уганда, Сирия, и.т.д. Все желают получать духовные советы (фирманы) от своего наставника, а единого решения не бывает. Ага-Хан 3 великолепно разбирался в жизни и находил подсказку для своих мюридов. Существует фирман, который доставил от имама к исмаилитам Памира, пир Сабзали в 1923 г. Там сказано : ".....Вы должны хорошо относиться к Власти , которую сейчас имеете. Если Вы будете служить ей с честью и совестью , она будет для Вас вьючным ишаком, возьмёт на себя всю ношу тяжести вашей жизни. Но если Вы будете враждовать с ней, она может быть драконом. Эта Власть пришла к вам как мягкий снег , как мягкий снег она и растаит."
Все исмаилиты, во все времена платили закят (налог имаму). После установления Советской Власти на Памире, ещё 15 лет разрешалось посылать ходоков в Бомбей к Ага-Хану , ОГПУ внимательно следило за ними , но не трогало. Только в 1936 г. граница была полностью закрыта и связь прервалась. Одновременно на Памире было возведено более 1000 мостов, построены дороги, проведён свет, дети стали получать образование. Советская Власть понравилась памирцам.
В 1937 г. Ага-Хан 3 встречался с Гитлером, пытаясь , как и многие другие политики, предотвратить надвигавшуюся катастрофу. Во время войны около 1000 памирцев попало в плен к фашистам. Гитлер предложил передать их Ага-Хану, единственное условие имам должен выступить с посланием к мюридам, убедить исмаилитов не воевать с Германией. Для духовного отца каждое чадо дорого, но Ага-Хан от сотрудничества отказался.
Последние 2 века имамы только духовная Власть, политика остаётся в стороне, но они зорко следят за жизнью своей паствы, распределяя и направляя деньги от закята нуждающимся. Образован фонд Ага-Хана. Никаких прибылей он не получает, но смысл его деятельности --- рост доходов получателей помощи.
Нынешний имам исмаилитов ,Карим Ага-Хан 4, является внуком преведущего, родился 13 дек. 1936г. , войну пережил в Каире, получил великолепное образование и спортивную подготовку. Великобритания и Иран предлагали Кариму Ага-Хану 4 выступать на Олимпиаде 1964г. за свои сборные по горным лыжам. В 2007г. 11 июля, сорок девятый имам исмаилитов, Карим Ага-Хан 4 , справил 50 лет своего имамата. Его Высочество считают прямым потомком Пророка Муххамеда. Признанный мастер слова В. Черномырдин, так отозвался о Карим Ага-Хане 4 :"Мы смотрим на реалии мира из окон своих высокоэтажных домов, а Его Высочество смотрит на них с недоступной для человечества высоты."
Некоторые люди называют памирских исмаилитов сектой, я с этим не согласен. Во все времена их литература была труднодоступна посторонним, но памирцы не замыкались в своём кругу, старались получить хорошее образование, вели открытый образ жизни, что не свойственно сектантам. Среди населения Западного Памира количество людей с высшим образованием, в процентном отношении, было самым высоким в СССР. Хотя мюриды были отрезаны от своего имама, о существовании которого многие не знали, но завет Ага-Хана 3 выполнили.


Попасть на Памир, было моей мечтой, но всегда что-то мешало. Когда мне педложили тур на Памир я сразу согласился. Но нужны попутчики, разделить финансовую часть, а их найти не просто. В одном журнале была приведена шкала туристических приоритетов россиян. Среди республик СНГ Таджикистан занимал почётное последнее место. Я посоветовал поехать со мной своему товарищу, но он заявил :"Меня там сразу убьют."
Мне представилось , как мы прилетаем в Душанбе, мужики в тюбетейках, узнав русских , набрасываются гурьбой. Затем подключаются женщины в платках и с золотыми зубами. Мне удаётся побег, а друг погибает. Толпа три дня терзает его тело. Как я опознаю своего товарища? Как перевезти труп на Родину? Рейсы из Душанбе забиты на месяц вперёд , обратные билеты у нас из Киргизии. Придётся везти тело несчастного через две границы в Ош. Подумал я хорошенько, вдруг так и будет, зачем мне эти проблемы, и не стал уговаривать. Но неожиданно лететь согласилась одна моя знакомая женщина -- Валентина, на данный момент побывавшая в 164 странах.
Ночной рейс таджикской авиакомпании из Домодедово, Таджикистан начинается уже здесь. Большое количество гастарбайтеров возвращается с заработков домой. Кто-то отбивает на коробке из под телевизора пальцами восточный мотив. Молодые люди , как девушки с зеркальцем, рассматривают свои новые телефоны. Идут неторопливые беседы. Вдруг всё взрывается, началась регистрация на рейс. Мы с Валентиной оказываемся в самом конце толпы. Действие напоминает штурм прилавка магазина, начала 90х годов. Стараемся сохранить спокойствие, мест в самолёте должно хватить на всех. Наученные опытом работники аэропорта вместо 3х стоек открывают 8, кое-как протискиваемся. На борт самолёта таджики вновь устремляются толпой, зачем, ведь места обозначены. Но не тут то было, свободная посадка. Когда мы вошли в салон, то должны были, как бильярдные шары в лузу, упасть в кресла возле туалета. Кое-как с руганью,и, с помощью сразу пяти стюардесс, восстанавливаем справедливость. Бортпроводницы ходят по салону все вместе, только так они имеют шанс справиться с пассажиром. На Востоке женщина не может прилюдно командовать мужчиной. Вдруг где-то замяукала кошка, кто-то пронёс котёнка и он убежал, мелькнула мысль. Стюардессы подумали точно так же ,кинувшись под креслами искать безбилетное существо. Минут через 5 хозяйки салона сообразили, что это глупая шутка. Все угомонились, расселись по местам. Пожилой таджик прочитал суру из Корана, весь салон дружно выдохнул :"Алах Акбар" и мы полетели.
Как пристёгиваться ремнями, как пользоваться воздушными подушками, обиженная стюардесса не показала. Зачем? Ведь всё в руках Алаха, милостливого и милосердного.
Душанбе в переводе с таджикского -- понедельник. Попав в Душанбе, мне показалось будто я переместился в сталинское прошлое. Основная часть зданий в центре города построена при "отце народов" , много зелёных деревьев. Почтенные старцы в халатах, с чалмой на голове, женщины в ярких национальных платьях. Если верить фильмам 40х--50х годов, в таких одеждах ходили по Москве гости из Средней Азии , в то далёкое время. Гида нашего зовут Шагар, он из Хорога, интеллигентный человек, знает более 10 языков. Работал переводчиком во многих восточных странах.
В городе провели пол дня,во второй половине ездили смотреть Гиссарский холм и остатки крепости. В Таджикистане 90% территории занимают горы, бывают землятрясения и сходы почвы. Поэтому исторических построек почти нет. В Гиссарской крепости востановлены две башни и ворота, но на фоне остальных развалин смотрится это немного не правдоподобно. Рядом находится бывший кишлак Шарара. В 1989г. посёлок уничтожила сухая сель, неожиданно сошедшая с соседней горы. Дома засыпало вместе с людьми, выжить удалось лишь одной маленькой девочке. На месте этой страшной трагедии огороженная территория, посажен сад из 1500 деревьев, по одному на каждого погибшего человека.
Гулять по ночному Душанбе совсем безопасно и очень интересно. Молодёжь тусуется в центре города , и , в национальные одежды облачаться не собирается. Чёрную азиатскую ночь режут фарами корейские и российские автомобили. Материализовавшийся из темноты милиционер, спрашивает , есть ли у нас проблемы, откуда мы, лишь 4 или 5 вопрос, как бы невзначай , имеется ли регистрация.
На следующий день выезжаем на Памир. Из Душанбе в Хорог летает самолет, но на машине передвигаться интереснее, чувствуется национапьный колорит, дух прекрасной , древней замли. Последствия гражданской войны сглаженны, озлобленности в людях нет. Пятнадцать лет назад всё было по другому, мало кто верил, что Таджикистан как госсударство состоится.

С развалом СССР обострилась экономическая и политическая ситуация, почти в каждой республике кто-то ,что-то тебовал. На одной из площадей Душанбе разбили палаточный лагерь выходцы из г. Курган-Тюбе. КГБ Таджикистана не заметил образования там группировки исламистов, исповедующих ортодоксальное суннитское направление "Ваххабизм". Бывшие советские люди, никаких ваххабитов до этого не знали, да и само слово было тяжело в произношении, поэтому стали называть их просто "вовчиками". На другой площади обосновались выходцы из г. Куляб. Кулябцы продолжали придерживаться марксистской идеологии, и, принесли с собой портреты В.Ленина , И.Сталина и Ю.Андропова. Сталин и Ленин --- далёкое прошлое, а вот Юрия Андропова в Таджикистане помнили хорошо и прозвали кулябцев "юрчиками". Митинги продолжались около месяца и параллизовали город. Республикой в тот момент руководил Д.Нубиев, он явно растерялся и ни чем не управлял. Ситуация медленно , но верно шла к вооружённому разрешению. Нубиев дрогнул, и под давлением "юрчиков" раздал им оружие. Началась настоящяя война. Парадокс заключался в том, что "юрчиков" возглавлял Сангак Сафаров, человек отсидевший при СССР 25 лет в советских тюрьмах. Он объеденил своих сторонников, вытеснил "вовчиков" из города. Исламисты получили тайную финансовую помощь, привлекли афганских наёмников и позже отбили Душанбе.
Здесь происходит событие, повлиявшее на всю последующую кампанию. По официальной версии , из за того что , в Курган-Тюбе ваххабиты вырезали узбекский квартал, в войну включились элитные таджикские войска, под руководством Махмуда Худобердыева. Они блокировав железную дорогу , перерезали север республики , Душанбе оказался отрезан от внешнего мира. По не официальной версии, гражданин Таджикистана, узбек по национальности Худобердыев, действовал в интересах другого госсударства, не давая распрострониться боевым действиям дальше в Среднюю Азию. Впрочем и узбекский квартал в Курган-Тюбе ни кто не трогал, так как советские люди жили в городах смешанно; узбекских, русских, таджикских кварталов не существовало. Соседняя республика предоставила Худобердыеву оружие и своих солдат, одетех под таджиков , аналогично действовал генерал Дустум в Афганистане. Затем кулябцы на какое-то время вновь входят в столицу, начинается бойня и хаос. Выходцы с Памира составляли при Советской Власти интеллигенцию, многие примкнули к "вовчикам" , за это их почти всех вырезали повторно пришедшие в город "юрчики".
Небольшой отряд исламиста Саламшо отступил на Памир, по единственной тогда дороге Душанбе -- Хорог, в к-к Ванч. Правительство Киргизии не стало создавать на территории Памира свои марионеточные отряды, а просто закрыло дорогу Ош - Хорог. Осенью 92ого памирский капкан захлопнулся дважды.
Такое понятие как "секрет" на Востоке ещё в конце 19ого века не существовало. Восток свои секреты хранит плохо. Тайные организации, по слому Советской Власти, имели свою агентуру и в Таджикистане, эти люди имели родственников и знакомых, благодаря чему многие русские были оповещены о предстоящей катастрофе, заранее покинув республику. По самым скромным подсчётам в те годы, погибло около 200т. человек, 1200т.стали беженцами, из них 600т. русских. Тяжелее всего пришлось пенсионерам -- славянам, к концу 98ого года таковых насчитывалось 88т.
В 90х годах МИД нашей страны возглавлял Андрей К. Никого и ничего не стесняясь, по ТВ показали и рассказали , как человека, руководившего МИДом Великой России , увела из семьи молодая секретарша. При СССР такой поворот событий означал крах карьеры, но как говорил М.Горбачёв :"К нам пришло новое мышление." Какое-то время мужик наверняка дёргался между двумя бабами, но затем сделал свой выбор. Политика его ведомства в Таджикистане была удивительно похожей, вначале поддержали "вовчиков" , затем "юрчиков". Заспешили в Куляб самолёты с оружием. Состоялся союз российских демократов и таджикских коммунистов
Пришедшему к власти в конце 92ого , президенту Таджикистана Эмомали Рахмонову , досталось тяжёлое наследство, этот президент достоин уважения. Э. Рахмонов много раз встречался с лидером исламистов Саидом Абдуло Нури, и, дал гарантии безопасности , убедил кулябцев прекратить боевые действия, выделил места в правительстве одним и другим. "Юрчики" и "вовчики" сумели пожать друг другу руки, противостояние закончилось.
Сангак Сафаров в конце 1993г. застрелил своего помошника Файзали , а охрана последнего расстреляла грозного предводителя "юрчиков". Махмуд Худобердыев прятался после войны в подмосковном Королёве. Спец. службы Рахмонова доставили в 2006г. Худобердыева на родину, суд приговорил его к 25 годам заключения. Саид Абдуло Нури спокойно жил в Душанбе. В 2006г. ,человек великолепно знавший Ислам, но запутавшийся в политике, Абдуло Нури умер.

Рано утром мы сели в джип Тойота Лэнд Круизер и направились из Душанбе в Куляб. По дороге посетили небольшой уютный городок Нурек. Раньше почти все жители его были русские, они возводили , затем обслуживали Нурекскую ГЭС. Война внесла свои коррективы. Оставшиеся славянки, ходят теперь в таджикских национальных платьях, от азиаток не отличишь, не потому что кто-то заставляет, просто так дешевле. Над городом нависает голубое Нурекское озеро. Изрезанный гористый берег и обилие островков создают ему удивительную красоту.
"Чаще переодевайтесь и Вы замените своему мужчине миллион других женщин."-- учит с обложки дорогого журнала Ксюша Собчак. Гламурной моднице явно не приходилось бывать в Кулябе, город древний, ему 2700 лет. Таких ярких платьев я не видел во всей Средней Азии. Дамы красуются неповторимыми расцветками, улыбаются золотыми зубами, но стесняются фотоаппарата. Ответ всегда один :"Ой я такая страшная!"
Бывшая столица "юрчиков" раньше была украшенна портретами В.Ленина и верного "ленинца" С.Сафарова. Теперь остался кое-где только Ильич ; нужно заметить, что портреты люди вывешивают сами в своих лавках и домах.
В ресторане замечаем скульптурную композицию ; имам Али верхом на коне, борется с пойманным на цепь чудищем. Существует легенда, будто Али победил в этих местах дракона. На самом деле , он здесь небыл , но мы не хотим обижать кулябцев и молча слушаем сказку.
Череда бесконечных милицейских проверок на дороге, и вот главный пост таджикских погранцов перед въездом Горную Страну Памир , или Горно Бадахшанский Автономный Округ. Пожилой прапорщик долго вчитывается в наши разрешения на посещение погран. зоны, затем даёт команду открыть шлагбаум. Моя мечта сбылась -- я на Памире. Горы становятся более крутыми, трасса ползёт вверх. Мы движемся по дороге, которая до войны была лишь узкой тропой. Наш гид Шагар, в составе группы добровольцев, осенью 92ого , целую неделю шёл по ней из Хорога в Куляб , с миссией мира. Через час трясучки делаем остановку. Я выхожу из джипа , голова продолжает какое-то время раскачиваться. Место выбрано не случайно. Сходятся три хребта и показались воды неспокойного Пянджа. За рекой Афганистан. Далее нам влево, а справа останется жёлтая гора. Здесь начинается территория Московского погран. отряда, одна из застав которого в июле 1993г. была растреляна просочившимися из за речки бандитами.
Наркотический бизнес и криминал -- близнецы и братья. По слухам , в начале 90х , некоторые российские военные участвовали в грязных сделках. Их грузы не проверялись, и в подмосковный аэропорт Чкаловский приезжали сомнительные люди для приёма товара. На одном из этапов кто-то кого-то кинул. Афганские наркобароны посчитали себя обиженными, выместив злобу на наших солдатиках. Двенадцать часов продолжался бой, застава отбивалась как могла, радист охрип прося подмоги, она так и не появилась. За такое время войска можно было перебросить с Камчатки. Выжить удалось совсем не многим.
Выпиваем водки за наших ребят, ставим пластиковый , стакан накрытый хлебом, на землю. За что 28 матерей не дождались своих сыновей ? Самое обидное, что описанный возможный сценарий событий не удивляет.
Поднимаемся несколько десятков киллометров вверх по Пянджу. Крутые горы пижимают дорогу к реке, расступаясь только при её изгибах ,и тогда зазубренной пилой выглядывают вершины хребта. Снизу видны только осыпи и каменные обрывы, по которым прочерчивают свой нервный путь оловянно--белые от злой пены горные речки ; когда их проезжаешь вода отдаёт фиолетовым блеском оптического стекла. Джип прорывается через хаос огромных камней, обтянутых чёрной замшей лишайников. В одном месте попадаем под канонаду тяжёлых капель. Водопад барабанит по крыше машины, словно горы проверяют водителя и пассажиров на трусость. Каждую весну этот участок размывает, но в начале сентября проскочить можно. На афганской стороне к отвесной каменной стене прилеплена тропинка --- совсем узкая, двоим не разойтись, деревяшки и хворост загнаны в расщелины скалы и засыпаны землёй. По тропинке , страшно смотреть, на осликах цепочкой движутся люди.
Нам встречается очередной наряд пограничников. В таджикской армии точно такие же порядки как и в российской. Бравые "деды" , стрельнув сигареты , бодро шагают дальше. Сзади плетётся молодой солдатик. Он явно устал тащить тяжёлый пулемёт и ящик с патронами. Шагар тихонько суёт парню пачку Мальбро , "дедушки" что-то заподозрили ; авось разберутся между собой.
Ночевать останавливаемся в кишлаке Калай Хум, раньше тут находилась крепость Хум, теперь её нет. Здесь живёт народность дарвазцы, они забыли свой язык и почти все говорят на таджикском, исповедуют суннитский Ислам. В посёлке около 200 домов и каждый день похож на преведущий. Я проснулся на рассвете и наблюдал , как пастушок на ослике гонит небольшое стадо коров , девочка начинает крошить зерно домашним птицам, разноцветные женщины, собавшись с вёдрами возле колонки, обмениваются новостями. Выполнив обязанности по хозяйству дети отправляются в школу.
"Седой паромщик" , о котором пела А.Пугачёва , вполне мог жить в Калай Хуме. До начала 20 века река не была преградой, работали паромные переправы, на отдельных участках до 1000 человек в день перемещались на другую сторону. На Востоке родственные связи сохраняются долго, даже сейчас многие имеют близких за речкой. Богатый человек не стремится в гости к бедному, как правило происходит обратное. Так и афганцы используют всякий удобный случай навестить своих троюродных братьев и четвероюродных сестёр.
С другой стороны Пянджа , возле покосившейся глинянной мазанки , смотрит на нас седобородый дарвазец , ставший афганцем. Мы все для него таджики. По статистике на планете в месяц исчезает два языка . Тихо , без войн ,один народ сменяет другой. Совсем скоро дарвазцы растворятся между таджиками и афганцами.
Завтракаем и движемся дальше в сторону Хорога, по пути замечаю интересное название кишлак Тох Май. Шагар объясняет :"Тох --- Будда , Май --- родник". Где-то впереди должна встретиться крепость Кафир -- Кала , что обозначает : кафир -- неверный , кала -- крепость. Буддизм отступил в 10-11 веке, и как ушедший муж оставил жене свою фамилию.
Отклоняемся от маршрута, джип карабкается в высокогорный к-к Хехек. Журчащая быстрая речка Язгулямка дала своё название проживающим в ущелье людям. Язгулямцы по вере сунниты, но язык свой не забыли, хотя внешне и одеждой не отличаются от таджиков. В центре кишлака телеграф, где у телефонистки на стене крупно написаны коды Душанбе и Москвы. Провожая нас дети долго бегут за машиной и машут руками вслед.
На обед распологаемся в чайхане кишлака Пас Хуф (нижний хуф). От небольшого генератора работает телевизор. Идёт просмотр комедийной передачи "Наша RUSSIA". Она называется в местном переводе "Джамшут" и пользуется на DVD огромной популярностью. Шагар уверен, что сценка, когда делающие ремонт в московской квартире таджики поставили унитаз на высокий постамент, взята из жизни. В памирских домах уровень пола во всех комнатах может быть разным, ведь строение зачастую прилепляют к горе.
Возле Пас Хуфа Пяндж становится широким и спокойным. Чайханщик , рушанец по национальности , рассказывает, как его народ 200 лет назад, прикидываясь очень глупым и бедным, обманул афганского хана и не платил дань. Правитель охотился со своей свитой возле Пас Хуфа , забредя в кишлак попросил рушанцев :
"Распрямите мне сокола". Слово "распрямите" означало -- подарите сокола , умеющего правильно летать--охотиться. Аксакалы кишлака решили всё сделать буквально, положили птицу на камень и накрыли тяжёлой глыбой. Через несколько дней "распрямлённый" труп предъявили хану, посетовав, что клюв остался кривым. Рушанцев посчитали тогда тупым народом , и в их места старались не заезжать ханские посыльные. "Хитрее рушанцев нет никого на Памире, даже с рекой договориться сумели," -- смеётся Шагар.
Далее идут кишлаки Шугнанского района, Шагар родом из этих мест, разговор соседей -- рушанцев понимает.
В 1895г. население Памира составляло 12т. человек, делилось на 8 народов, у каждого был свой язык. Сейчас, на 2003г. проживает 213т. , но с языками ситуация не понятная.
К вечеру прибываем в единственный город Бадахшана -- Хорог. Он находится на высоте 2100м. , на месте впадения р. Гунт в Пяндж. Хорог обычный южный советский городок , с пеобладанием частных домов, с садами яблонь и алычи. В центре имеется один, подмигивающий жёлтым светофор, несколько ярусов улиц уходит на гору вверх, там бежит арык , питая водой городские огороды. Возле здания администрации сияет чистотой памятник Ленину, рядом бюсты великих людей Памира за 1000 летний период , напротив одного из них останавливаемся. Нашего водителя зовут Хорам , он правнук героя Шериншо Шотемурова ( 1899 - 1937г.).
Горный Бадахшан вошёл в состав России вместе с Бухарским ханством. Шериншо Шотемуров 12 раз после Революции приезжал в Москву, встречался с Лениным и Сталиным, объясняя, что таджики, узбеки и памирцы --- абсолютно разные народы. Вершиной его деятельности стало создание в 192 г. Таджикской Советской Социалистической Республики и Горно Бадахшанского Автономного Округа.
Если В.И.Ленин и бюсты памирцев смотрят гордо и пафосно, то портрет молодого человека , на одной из улочек Хорога , показался мне с каким-то немного виноватым взглядом. Это Алёша горбун -- наркодиллер. В 1998г. Алёшу завалили, и, "Крыша Мира" -- Памир , осталась без крыши, по улочкам Хорога до сих пор колесит ранее принадлежавший ему чёрный джип Чероки. Восток живёт кланами, позиции родственников в городе пока сильны, Алёша понимает, что это не на долго, может поэтому старается глядеть на прохожих как можно скромнее.
В Хороге осели разные народности Бадахшана, но почти все по вере исмаилиты. Очень сильно почитают своего имама , Его Высочество Карим Ага-Хана 4 . Весной 1993г. , когда блокированный Памир потерял всякую надежду, из Оша пришли грузовики с гумманитарной помощью. Его Высочество спас тогда забывших о нём мюридов от настоящей голодной смерти, договорившись о поставках продовольствия через территорию Киргизии.
Хозяин дома, где мы остановились на ночлег, с гордостью рассказывал мне , как он дважды видел своего имама.
Очень интересны дома исмаилитов. Окна , если есть, то всегда выходят на низину , что бы возможная осыпь с горы не попала внутрь. Небольшая верандочка при входе, комнат может быть несколько , но зал -- самое большое и главное помещение. Войдя в него видишь подпирающие потолок пять коллон , символизирующих Мухаммеда , Фатиму, Али, Хосана и Хусейна. Нужно обязательно отдать приветствие центральному царь-столбу. Во время частых землятрясений , памирцы обняв его , молятся об отвращении от дома беды. Мастер , после завершения строительства, обухом большого тесла трижды ударяет по царь-столбу со словами :"Будь непоколебим". Четыре мощных слоя перекрытия образуют потолок в зале. Четыре вырезанных квадра свастикой накладывают друг на друга, давая возможность создать вверху отверстие в виде форточки. Если дом основательно засыпет, есть надежда вылезти через потолочное окно. Из мебели обычно держат небольшой сервант с посудой и старыми памятными вещами , столы и стулья большая редкость. Обувь снимают при входе в дом на нижнем полу , кушают на верхнем полу, расстелив на ковре клеёнку. Кроватей нет, спят на матрасах, которые большой горой лежат в одной из комнат. Забегая вперёд скажу , мне очень хорошо спалось в исмаилитских домах. Налетающий после заката горный ветер посвистывал сверху , словно каждый раз рассказывал историю нового дома и его хозяев , а отражённый от стекла на потолке зайчик , появлялся с первыми лучами солнца , приглашая накрывать достархан.
В Хороге , на высоте примерно 2400м. , высажен самый высокогорный в мире ботанический сад. Русские учёные вывели здесь редкие породы цветов и растений. После ухода в 2004г. российских пограничников заменился и персонал сада , порядок и чистоту поддерживают местные люди.
Маршрут нашей поездки далее в посёлок Ишкашим , он в 70км. от Хорога. По субботам , на нейтральной территории , там собирается небольшой базарчик , куда приходят афганцы и памирцы. Хорам завозит нас искупаться в кишлак Малводж , на горячий источник боржоми , затем нужно успеть посмотреть ишкашимский "Дьюти Фри", после попробовать прорваться в Афганистан. Раньше афганскую визу можно было получить в Хороге , но более года назад пропал русский автостопщик (парня ищут , за информацию обещанна награда) и документы теперь оформляют только в Москве.

Посольство Афганистана занимает старинный особняк на ул.Поварская д.42. Отлитый из бронзы пролетарский писатель М.Горький , установленный чуть сбоку , на другой стороне улицы , отвернулся от афганцев , не найдя понимания . Высокий пожилой консул пуштун принялся пытать меня о цели поездки. Я заявил , что хочу посетить место захоронения Насир Хосроу , исмаилитского проповедника . Валентина появилась в посольстве на неделю позже , сделав шпаргалку на руке с надписью "Насир Хосроу" , четко ответила на поставленный вопрос консула. Что он о нас подумал, сказать тяжело , но визы делал за один день.
Ишкашимский базарчик занимает небольшую огороженную территорию , товар втюхивают друг другу китайский.
Бородатые афганцы , в чалмах или шапках масудовках на голове, поверх длинной светлой рубахи носят безрукавку , разговор ведут с достоинством , не спеша. С нашей стороны торгуют в основном женщины. Перед встречей с соседями они стараются как можно лучше спрятать своё тело, оставив лишь лицо. Горячие афганские парни могут запросто откусить и съесть глазами возбудившую их оголённую женскую конечность.
В субботу для проезда машин КПП закрыт, но нас пропускают. Шагар и Хорам работают в фонде Ага-Хана , за речку мотаются постоянно, рекорд Хорама 9 переходов границ
Последний раз редактировалось Леонтьев 14 ноя 2007, 21:35, всего редактировалось 1 раз.
Если Вам понравилась эта тема - поделитесь ссылкой на нее с друзьями в соцсетях. Кнопки ниже:
Аватара пользователя
Леонтьев

 
Сообщения: 1481
Фото: 0
Регистрация: 24.12.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 129 раз.
Поблагодарили: 151 раз.
Возраст: 50
Страны: 35
Отчеты: 5

Сообщение: #2

Сообщение Леонтьев » 14 ноя 2007, 21:34

снимающими передачу о Памире. Их джип догнал наш на одной из остановок, но Хорам совсем не обрадовался, а предпочёл побыстрее уйти в отрыв. Лучше оставлять за собой клубы пыли, чем дышать ею.
Застава Харгуши ( зайчики ) расположилась на высоте 3967м. Сообщаем пограничнику о верблюдах нарушителях. Закутанный в шинель большеносый солдатик , оказался шугнанцем , своих задерживать не стал , поблагодарил за бдительность и пожелал счастливого пути. Возле солёных озёр Тузгуль и Музгуль выходим на асфальтовую трассу М 41 Хорог -- Ош , но Шагар предлагает свернуть в кишлак Булюнкуль, там разводят стерлятку на озере с одноимённым названием.
Даже сейчас, по прошествии времени , я боюсь увидеть во сне , что меня забыли тогда в Булюнкуле. Условия жизни в Восточном Памире крайне тяжёлые, суровый климат дополняет отсутствие работы. Русский мужик не прижился в этих местах даже в советское время. Но булюнкульцы не унывают , о том что плохо живут, не знают ; говорящих ящиков почти нет , а электричество появляется на 6ч. и только ночью.
Недалеко от кишлака раскинулось великолепное голубое озеро Яшилькуль, завального происхождения. Где-то за горами на севере знаменитое Сарезское озеро.Русский путешественник Н.Иванов , в 1885г. был в этих местах, заходил в кишлак Сарез, беседовал с жителями, подмечал их неповторимые обычаи, написал отчёт о своей экспедиции, передал в Академию Наук подаренные исмаилитские книги. Во время схода оползня в 1911г появился завал , вода реки Бартанг ( Мургаб ) поглотила кишлак вместе с людьми , образовав Сарезское озеро , имеющее самую высокую плотину в мире ( 567м.) Афганские талибы грозили взорвать сарезскую перемычку. Страшно подумать , что может произойти в таком случае ; смоет Хорог, Куляб, достанется даже Узбекистану.
Господи , храни Памир и Таджикистан !!!

Из растворившегося тумана, как символ несгибаемости восточных памирцев , появляется посёлок Аличуль. В советские годы, председатель здешнего колхоза, был дважды Герой Соц. Труда. Будь моя воля, я бы каждого человека наградил , жить здесь в наше время уже героизм.
Киргизские юрты разбросанные по Аличульской долине, мужчины в длинных национальных колпаках, стада обросших шерстью яков ; другой климат и как следствие другой народ. До Октябрьской революции киргизы считались более зажиточными , по сравнению с бадахшанцами. Они могли заплатить огромный колым, взяв в жёны ваханку или шугнанку , тогда как горячим бадахшанцам оставалось только украсть невесту. Киргизки очень неохотно шли замуж за соседей. Но за всю историю войн и конфликтов между двумя народами небыло.
На обед останавливаемся в старинной юрте, которая более 150 лет переходит от отца к старшему сыну. Хозяин пожилой круглолицый мужчина , часто принимает у себя проезжающих. В неглубоком , болотистом пруду семья разводит рыбу, держат овец и яков. Гостеприимный киргиз предлагает заночевать , но мы спешим.
Перестройка остановила проект по строительству в Аличульской долине военного аэродрома. Радиолакационные станции оказались заброшенны , но предприимчивые киргизы из села Башгумбез приватизировали себе малый купол радара , приспособив его под купол мечети.
Наша запланированная остановка в Мургабе , он производит тяжёлое впечатление. Деревьев нет , очень холодно, дома--мазанки , словно сгорбленные старушки , имеют покосившийся вид. С уходом российских пограничников, не отличавшийся красотой город , сдал ещё сильнее. Неухоженный Ленин показывает проживающим здесь людям рукой, в сторону Хорога и Душанбе.
Горного киргиза , от соотечественика из Оша можно отличить по большому носу. Правительство Киргизии выделяло мургабцам наделы земли возле Оша, но не прижились горцы на равнине. Человек, проживший в горах, при переселении в низину как правило начинает болеть. Ошские киргизы называли мургабцев таджиками и всячески враждовали с ними. Так из-за множества проблем почти все переселенцы вернулись назад , где появилась новая беда.
Кочевник на одном месте долго не остаётся, его стадо пощипав траву на одном пастбище переходит на другое, давая возможность растениям набрать силу. После развала Союза прекратились поставки дешёвого угля. Народ , при отсутствии деревьев, выкапывает длинный корень кустарника трескен , используя его в качестве топлива. Один куст вырастает за 30 -- 40 лет. Из--за неразумной деятельности, возле Мургаба образуется высокогорная пустыня , метут пыльные бури , что ждёт город в будующем неизвестно.
Последние яркие звёзды исчезали , небо начинало светлеть , по старой русской традиции, минутку посидев помолчав , мы тронулись в путь. Соседство с Афганистаном закончено , рядом появился замотанный киллометрами колючей проволоки Китай. Через какое-то время подкатываем к озеру Каракуль ( чёрное озеро ).
Глубокое , безжизненное водное пространство, на дне которого всегда находится лёд. На его бирюзовой глади, в хорошую погоду отражаются снежные шапки гор , одна из которых пик Ленина.
Я учился в школе носившей имя Юрия Юматова. В 1967г. в составе группы парашютистов -- добровольцев Юматов был десантирован на Памире , возле пика Ленина. В данном эксперименте , плохо подготовленные к холоду солдаты, почти все погибли от кислородного голодания. В те годы Советский Союз опасался нападения со стороны Китая и вынужденно демонстрировал силу. Слава героям , отдавшим свою жизнь за Родину !
Когда-то у караванщиков, при переходе перевала, пала белая кобыла от изнеможения , дав этим название самому высокому на территории бывшего СССР перевалу "Ак-Байтал" ( 4655м. ) Джип совсем не хочет ползти вверх , Хорам переходит на пониженную передачу. Кислорода не хватает двигателю в камере сгорания , нам тоже тяжело дышать. Валентину сморил сон. Я , выйдя из машины, и сделав десяток шагов по тонкому слою снега , чуствую громадную усталость , уже совсем рядом Киргизия. Подъезжаем к таджикскому погран. пункту. В небольшом домике расположилась таможня , рядом , в двух бочках живут пограничники. Шагар представляет нас как журналистов из Москвы. Начинаются обычные восточные базары, начальник показывает какой он крутой , после пропускает. Таджикистан остаётся позади , кончилась и нормальная дорога. На нейтральной полосе хозяйничают расплодившиеся стаи рыжих сурков , встав на задние лапки они пытаются разглядеть кто мы и что нам нужно. Двадцать киллометров , до киргизского КПП "Кызыл Арт" преодолеваем за 50 минут. Добравшись видим очередь из двух микроавтобусов, люди из Мургаба едут в Ош. Завтрак по времени уже прошёл , обед ещё не наступил , но граница в прямом смысле на замке. Через 30 минут появляется солдатик , за ним подтягивается офицер. Проезжающие сдают документы, разворачивают сумки для досмотра, всех начинают шмонать, проверяют даже карманы. Проверка погранцов закончена , мургабцы загружают баулы и садятся в авто , через 20м. процедура повторяется. Люди вновь выходят, раскидывают свои вещи , теперь уже таможенник роется так , будто хочет выкопать в чужом чемодане нору. В этот момент , со стороны Киргизии , подкатывает упакованный иностранец мотоциклист.
--- Десять баксов подрулили ,-- шутит один из пограничников.
Нас долго не задерживают , слова "Москва" , "журналисты" производит нужный эффект. Тойота , словно на крыльях , катит вниз , но разогнаться не получается. Ушедшие вперёд микроавтобусы остановленны возле поста МВД ( служба наркоконтроля ) , тормозим и мы. Располневший, холёный киргизский капитан ведёт досмотр. Забирая паспорт заглядывает в глаза проверяемому , не удивлюсь если он видит заднюю стенку черепа. Водители обречённо отворачивают запаски , разбортируют их , после снимают обивки дверей. Молодой лейтенант, длинным крючком с удовольствием проверяет внутренности машины. Сразу видно, свою работу он ценит и любит.
За всё время маршрута я не увидел даже грамма наркоты, косяков ни кто не забивал, обкуренные не попадались.
Даже если предположить, что кто-то из пассажиров провёз посылку , это капля в море. Основной поток идёт совсем другим путём. Хорам с Шагаром объясняют милиционерам цель поездки, моя спутница открещивается от связей с наркобаронами , я выдавливаю улыбку, и мы следуем дальше.
По мере спуска вниз солнце начинает ласково греть, ветерок из открытого окна успокаивать , горы удаляются.
Я развернулся на 180 градусов , ловя взглядом убегающую красоту. Вспомнились слова В.Высоцкого :
Весь мир на ладони , ты счастлив и нем ,
и только немного завидуешь тем,
другим , у которых вершина ещё впереди.
Белые шапки памирских вершин смотрят свысока через Алайскую долину на молодой Алайский хребет. Сколько длится данное противостояние , кто вырастет круче ? У гор свои споры , у людей свои .
Аватара пользователя
Леонтьев

 
Сообщения: 1481
Фото: 0
Регистрация: 24.12.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 129 раз.
Поблагодарили: 151 раз.
Возраст: 50
Страны: 35
Отчеты: 5

Сообщение: #3

Сообщение Darra » 15 ноя 2007, 17:03

Обалденно, потрясающе красиво. Спасибо.
уеду...
Аватара пользователя
Darra
новичок
 
Сообщения: 9
Регистрация: 15.11.2007
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 33

Сообщение: #4

Сообщение Леонтьев » 15 ноя 2007, 17:45

Сам вчитался - обалдел...это второй отчет максима, а ведь он "начинающий журналист", работает рекламным агентом. Первый он мне присылал по другой стране
Аватара пользователя
Леонтьев

 
Сообщения: 1481
Фото: 0
Регистрация: 24.12.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 129 раз.
Поблагодарили: 151 раз.
Возраст: 50
Страны: 35
Отчеты: 5

Сообщение: #5

Сообщение Vova » 16 ноя 2007, 09:36

Спасибо товарищу! Он замечательно пишет.
Vova
Старожил
 
Сообщения: 245
Регистрация: 29.11.2003
Город: Moscow
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Возраст: 36




Список форумовНаша Родина ::: экс-СССР туристический форумСредняя АзияОтзывы о странах Средней Азии





Включить мобильный стиль
Rambler's Top100