Памирский маршрут

Отзывы и рассказы туристов о странах Средней Азии. Путешествия по странам Средней Азии

Сейчас этот форум просматривают: Muchacha2000 и гости: 3

Памирский маршрут

Сообщение: #1

Сообщение dedavova » 22 авг 2008, 20:41

Путешествие двух внедорожников на Памир


Дневник с маршрута:
оз. Индер, плато Устюрт (Казахстан), Кунград, Хива, Бухара (Узбекистан), Душанбе, Хорог, Ишкашим, Лянгар, перевал Харгуш, оз.Булункуль, Мургаб, пер. Акбайтал, оз.Каракуль, пер. Кызыл-Арт (Таджикистан, ГБАО, Памир), Сары-Таш, Ош (Киргизия, Тянь-Шань).

4 июня

Памирский маршрут
Озеро Индер. Место встречи

Машины и палатку поставили на обрыве над голубым зеркалом диаметром в 20 км. С севера озеро окружено гладкими Индеборскими горами, с юга залито жарким, белым солнцем среднеазиатских пустынь. Под ногами мерцают разноцветные минералы, дно озера из 15 метрового слоя соли устилают кубики бело-прозрачных кристаллов. По соседству активничает семейство тушканчиков, стрекочут кузнечики, тарантулы дежурят в паутиновых норах.
Вполне романтичное место знакомства: Вова и Галя из Подмосковья на УАЗ Патриоте; Дима, Надя, Лена и Настя (уже закончившая первый класс!) из Златоуста на Шевроле-Ниве.

Сначала мы независимо собирались в путешествие по Средней Азии. Но в апреле по Интернету разыскали друг друга. Ведь предстояло преодолеть Устюрт, где в случае поломки одиночки-машины экипажу можно и не выбраться из-за больших безлюдных и безводных расстояний. В общем, списались, подготовились и, после раздельных заездов на берега Каспия, оказались здесь, у озера Индер.

Пока купались, загорали и исследовали окрестности, в ручье от соленого источника Аще-Булак охлаждалось шампанское. Вечернее застолье между багровым закатом и сине-соленым озером выявило полную совместимость и такую общность новых знакомых, как равнодушие к роскоши квартир и жадность к скитаниям по земным просторам.

Памирский маршрут
Озеро Индер - соленое зеркало.

Убедились, что воды, запчастей и боевого настроя у экипажей достаточно, чтобы утром тронуться в сторону глиняной пустыни Устюрт. Лишь с навигацией могли ожидаться затруднения, так как современных векторных карт найти не удалось. Но были в наличии физические карты Казахстана (30км), Узбекистана (10 км), Киргизии (5 км) и топографические карты 1980г по всему маршруту, включая Таджикистан, привязанные к двум навигаторам.

5 июня

Выспались, упаковались и уже через два километра любовались грандиозной открытой горнодобывающей выработкой месторождения боратов с изумрудным озером на дне карьера. В отвалах породы нашли куски прозрачного слоистого минерала Индеборита похожего на хрусталь.

Памирский маршрут
Изумрудное озеро на дне карьера

Вскоре о седой истории этих степей напомнил одинокий могильный каменный столб со старинной орнаментной резьбой. Местность слегка холмистая, машины иногда исчезают из поля видимости. На одной из развилок разъехались в разные стороны, но, благодаря связи по рации, воссоединились и договорились в дальнейшем на перекрестках дорог дожидаться друг друга.

За три часа по грейдеру встретили только семейство взаимно любопытных верблюдов. Доехали до реки Уил, желающие искупались под наблюдением утомленных зноем и гнусом лошадей. В одном из сел разыскали по флагу сельсовет, но для получения регистрации (а она обязательно должна быть сделана до истечения пяти суток) нас направили в районный центр Миялы, что совпало с нашим маршрутом. Продвигаемся по раздолбанному грейдеру среди заросших дикими травами пустынных просторов, из живого раз в час встречается УАЗ- буханка.

Памирский маршрут
Передышка

В неожиданном месте среди зелени красовался настоящий песчаный бархан, при обследовании которого обнаружились и змеи. В Миялах зарегистрировались в РОВД, замначальник специально для нас пришел в контору немного заработать.

Наступил вечер. Чтобы не готовить на степном ветру, подкрепились в местном кафе и выехали на Сагыз. Долго двигались в подсвеченной фарами тьме, надеясь найти укромное место. Наверное, от усталости, кажется, что вокруг дороги стоят рощи и заманивают расположиться на ночлег. В итоге остановились в голом поле у дороги, постелились, скромно утолили жажду пива и разбрелись спать.


6 июня

Проснулись среди бескрайней степи, в запахе трав, под яркими лучами солнца. Каждый почувствовал свой организм полегчавшим, обветренным, поджаренным и жаждущим длить эту вольную дорожную жизнь. Потеряли три часа в тщетных попытках открыть заднюю дверь Нивы и приняли решение в дальнейшем чинить только неотложное, а мелочи устранять на дневках.

Средняя скорость не выше 30 км/час из-за ухабов и местами глубокой для Нивки колеи. Вскоре добрались до криминального Сагыза. В поселке колонка обвита шлангом, значит, бензина нет. В аппарате нет, но из сарая заправщик вынес разнокалиберные емкости, да и цветом горючее различались. На вопрос как ехать на Оймаут, последовало настораживающее «только сайгачники знают», но направление указал. Заодно рассказал, что жители поселка, и сам он, являются казахами-адайцами, упрямая народность типа чеченцев в России. Родина у них в Мангистау. Легенды говорят, что они были жестоки, даже людей якобы ели, и остальные казахи их жуть как боялись. А сегодня днем это мирный народ. Правда, ранее встреченные гаишники и милиционеры настойчиво не советовали ночевать в пределах видимости Сагыза.

Докупили на скромном рынке продуктов и поехали в направлении Ебейти, в котором «хорошая» дорога и закончилась. А через 2 км мы уткнулись в речку Сагыз. Моста нет. Проверили дно, накупались, остудили двигатели и по очереди, с кайфом, преодолели водную преграду в 80 метров и глубиной до 0.6м.

Памирский маршрут
Брод через р.Сагыз

Через 10 км GPS показал, что уклоняемся на запад на 90 градусов от «дороги». Вернулись к реке, нашли еле заметный след, вроде как в нужном направлении и попылили по гладкой, плоской, голой земле. По мере удаления след дороги превращался то в открытые колеи, забитые шарами перекати-поле, то в заросшие высокими травами глубокие траншеи от вездеходных грузовых колес советской эпохи, то в целину по которой с прошлого года не проезжал ни один сайгачник. Вокруг никаких признаков человеческой деятельности и это придаёт тревожности, которая разгоняется шутками и улыбками.

У Нивы появились подозрительные металлические звуки в колесе. Подняли на домкрат, покрутили, постучали – вроде все в порядке. Едем дальше в восторге от красоты, которая в лесах ускользает за деревьями, в горах за хребтами, а в казахской степи выражает истинную сущность планеты Земля.

Незаметно потеряли след дороги и решили поискать ее у домика, в низине, оказавшемся склепом заросшего кладбища. Трава здесь густая и выше пояса. Вдруг стрелка термометра двигателя Патрика резко зашкалила, как должно быть, когда хорошо пробился радиатор. В экстремальной ситуации в голове проносится худшее. Но оказалось, что каждая соты радиатора забились зернышками травы. С помощью насоса продуть не удалось, а вот зубная щетка слегка помогла. Тут же закрыли радиаторы сетками, оказавшимися кстати у дальновидных Шнивоводов. К закату, начертав на травах путанную траекторию, выехали к чинкоподобному утесу и разбили лагерь.


7 июня

Утро настало на краю плато над гигантской степной чашей. Крошечный островок над далью, вмещавший два вездехода и палатку, среди мглистых горизонтов смотрелся как стоянка первооткрывателей неведомой земли. Водители скурпулезно проводили техобслуживание техники. Штурманы тщательно изучали карты, и надеялись, что реальность будет хоть как-то соответствовать им.

Памирский маршрут
Утро в степи на подступах к Устюрту

Движемся по густым, скрывающим рельеф травам. Днище часто утюжит грунт. Раз даже пришлось вытаскивать Ниву, севшую на брюхо. Дороги, обозначенные на карте как полевые или грунтовые, едва заметны и уже давно не помнят ни людей, ни машин. Места забытые, дикие, невольно настораживаешься и ждешь сюрпризов. Легкая тревожность углубляет все ощущения, сильнейшее из которых – таинственная красота этих мест.

Периодически встречаются подобия чинков и хочется на них забраться. Но надо экономить ресурсы автомобилей. Птиц много, другие животные скрываются в высокой густой траве. Хотя и участки голой пустынной земли в корках и трещинах тоже встречаются. Иногда карта выводит на заброшенные летники и колодцы. Часто приходится объезжать высокие заросли колючего татарника и извилистые овраги.

Памирский маршрут
Дорогу видим только на картах

От семян радиатор защищает сетка и цена этой сетки в данный момент на уровне запчасти типа датчика коленвала (без него машина не поедет). Ландшафты постоянно меняются. Вот пошли песчаные сопки, покрытые отдельными кустиками травы. Дорога идет по песку, гладкая, с плавными извивами. Небо тоже меняется. На горизонте справа начала сгущаться темнеющая синева. Отдельные капли дождя падали на запыленные стекла. В вогнутых степных пространствах на глазах зарождаются и кочуют пылевые столбы. Главная тревога – за состояние машин. Бортовые компьютеры показывают, что все параметры в норме. Вдруг - запах гари. Оглядываем округу – степь бездымна, но запах нарастает. Затормозили и, о ужас! – из-под машины валит дым. Горим! Лихорадочное дерганье ручки огнетушителя оказалось бесполезным - не срабатывает! Сильный боковой ветер увеличивает языки пламени, и оно норовит перекинуться на двигатель. Подъехал Дима со своим огнетушителем и угомонил стихию, вылив все содержимое баллона на горящие клочья травы, забившие все щели днища. Спасены! Как легко, неожиданно и глупо можно потерять боевого коня.

Тщательно прочистили от остатков травы зазоры, проемы и закоулки дна. Поехали далее с уроком на всю жизнь – бери правильный, не пластмассовый огнетушитель, в жаркую степь лучше два, и чаще прочищай днище. Приготовили поближе бутылки с водой. Ехали, а мозги переваривали случившееся. Вот за очередной волной песка, наконец, показались два живых домика. Чабаны нам тоже было обрадовались, но солярки для них у нас не оказалось.

Узнали направление на Оймаут и далее на Дияр. Первоначально мы планировали напрямую, через Караоба, Шоптыколь, Актумсык выехать в направлении на Бозой. Но поговорив с чабанами, выяснили, что этих поселков уже нет в природе и лучше ехать через Дияр, там есть люди и нам подскажут дорогу.

В Дияре нас встретили верблюды, человека разыскали с трудом. Мужчина доехал с нами до края деревни и указал дорогу на Бозой через Донызтау и Актумсык. Проехали несколько километров – GPS показывает, что едем совсем не туда. Возвратились в Дияр, и другой местный казах доезжает с нами до другого конца села и указывает другое направление на Бозой. Впереди 350 километров, а дорога уже заросшая, что очень тревожит. Аллах вовремя послал нам чабана на мотоцикле, который долго врубался, но, в конце концов, услышав заветное Донызтау, посоветовал вернуться на ту дорогу, которую советовал первый казах.

Прислушались и вернулись на накатанную ленту. Вот и последняя вода – горячая артезианская струя из которой девченки с трудом себя выгнали. На летнике казашка махала руками на восток. Завтра мы разгадаем, что она направляла не туда где можно подняться на северный чинк, чтобы далее ехать на Бозой, а показывала в каком направлении, в принципе, находится Бозой, то есть перпендикулярно нашему вопросу. Поэтому дорога вскоре опять потерялась в травах. При очередном поиске источника посторонних звуков обнаружилось, что в Патрике потек нижний патрубок радиатора. Три часа до заката дружно сливали, накладывали бандаж, клеили, стачивали упиравшийся в патрубок болт, заливали, проверяли. Течь вроде бы устранили. Необходимый для починки хомут оказался в Ниве и этот случай опять убедил в преимуществах не одиночного путешествия.

Уже в сумерках подались к еще виднеющемуся на горизонте северному чинку Донызтау. Теперь уже загорелась Нива. Тушить пришлось самым ценным, что имелось – водой. Наконец нас остановила стена полной тьмы и усталости.


8 июня

Ночь была беспокойной, снились происшествия, а кому-то и совсем не спалось. С вечера все призадумались. Опасность маршрута была не очевидна разве что бесстрашной Настеньке. Предстояло отыскать дорогу, по которой можно подняться на плато Устюрт и в полном отсутствии людей и машин добраться до Бозоя. Всего 350 км, но бензина в упор, и если будем блуждать, то можем остановиться в жаркой пустыне. А если сломаемся и не починимся? Ведь вчера случайно набрался комплект деталей для устранения течи системы охлаждения. А если бензонасос накроется?

Собрали консилиум, обсудили все варианты по картам и в итоге решили идти не на Бозой, а на Акжигит, так как на этой дороге должны бы встретиться пара аулов (как потом окажется, их тоже история оставила только на картах). GPS направлял по бездорожью самого трясучего типа – трава здесь растет кочками и создает земляные бугры до 20 см высотой. Наконец разыскали дорогу нужного направления, совпадающую с картой 80-годов, и всеобщее настроение подпрыгнуло. Красота сразу стала ещё краше, и мы ехали, смотрели вокруг и ликовали. В Ниве включился уже в десятый раз Шопен, а в Патрике в который раз диск Песен 20 века (поскольку механизмы смены дисков давно уде не работали в обеих машинах из-за вездесущей пыли).

Появились рассеянные по степи панцири глиняных термитников высотой в метр, на которых жарились древние вараны. Непуганые птицы разных раскрасок вспархивают перед машиной в последний момент. Наученные вчерашними возгораниями, периодически останавливаемся и чистим дно машин от травы.

К середине дня неожиданно выехали на строящийся грейдер, идущий поперек нашего направления и отсутствующий на картах, и по которому мы по совету строителей вскоре приехали в Бейнеу.

Памирский маршрут
Устюртская дорога

Заправились по полной 93-м, пообедали в чайхане и через два часа быстро преодолели казахскую границу. Но не узбекскую. Там сослались на пересменку и предложили подождать сначала час, а через час… до завтра.

Впервые в жизни пришлось заночевать не в одном из существующих государств, а на нейтральной полосе. Некоторые машины торчали здесь уже не первые сутки, и это уже как-то не удивляло. Пользуясь полным бардаком узбекского погранперехода, сходили в Узбекистан и подкрепились при свечах в чайхане. Пока располагались за столом, пошел сильный долгий дождь. Палатку решили не ставить. Девчонок пристроили ночевать в той же чайхане, а остальные вернулись на болотно-глинистую нейтральную полосу, реально представляя, как наглухо мы бы застряли, если бы двигались на Бозой.


9 июня

Утром поздравили Диму с Днем рождения и пожелали самого заветного - скорейшего преодоления Узбекской границы. Но хотя мы были и первыми в очереди, пропустили нас только к 12 часам, предварительно дотошно изучив багаж Нивы и позаимствовав часть медикаментов из экспедиционной аптечки.

Дорога по Каракалпакии - сто километров грейдер, потом – отличный асфальт. На перекрестке Косбулак - Жаслык пост ДПС содрал экологический взнос – по 63000 сума с машины (больше 1000 р). В законности данного сбора сомневались, но в дальнейшем один пост все-же поинтересовался и этой квитанцией. Устюрт плоский, жаркий, пустынный, но здесь не опасный, так как по этой трассе ездят машины. На восточной части Устюрта травы уже подсохли, пески обнажились, из живности встретилось только стадо баранов, а птиц почти не видно.

Памирский маршрут
Встреча на плато Устюрт

По дороге пришлось поделились бензином со стоящей на обочине машиной – в таком пекле надо приходить на выручку. Спускаясь с Устюрта разглядели местный чинк. Невысокий, серого цвета – не такой впечатляющий как в других местах. Плюс к этому сильный ветер закрыл пылью все вокруг, в том числе и небо. Зелень проклюнулась только у Амударьи.

За Кунградом раньше обычного остановились в чайхане с баней, так как нужно было помыться, починить машины (на Патрике отказал главный цилиндр сцепления, а на Ниве потерялась резинка стабилизатора) и отметить день рождения Димы - путешественника - шофера – хирурга и просто отличного парня. Баня и последующее застолье с мантами и водкой расслабили и напомнили, что цивилизованная жизнь тоже по-своему прекрасна.


10 июня

Утром поехали на «авторынок» и «автосервис». Рынок поразил ветхостью содержимого – ржавые железки от старых машин разложенные на земле. «Сервис» по уровню сильно уступает автотракторной мастерской довоенной деревни. Но все-же запчасти нашлись, и мы убедились, что на пост-советском пространстве российские машины ремонтопригодны!

Заправились 80-м (другого не бывает) и отчалили в Муйнак на бывший берег Аральского моря. Здесь на сухом песчаном морском дне лежали кораблики, ржавые, но внушительные, как участники неведомой исторической битвы.

Памирский маршрут
Плывущий по пескам

Далее едем на Хиву, периодически регистрируясь на постах в журналах. После Нукуса дорога шла вдоль Амударьи по пескам Каракумов - Кызылкумов. На закате свернули осмотреть видную с дороги гору с цилиндрической вершиной. Как подсказывал справочник, это была Чильпак-кала – «глиняная гора». Надстройка над горой диаметром 100 метров, высотой 15 метров из глины во времена Чингисхана служила сторожевой вышкой. Впечатляет, напрашивается аналогия с римскими амфитеатрами, только здесь не камень, а глина, которая, почему-то, не разрушается от дождя. Забрались на самый верх и на закате обозревали живописные ландшафты сопровождающие Амударью.

Памирский маршрут
Дозорный пост Чингисхана - Чильпак-кала

Заночевали в чайхане «Mehribon», у доброго узбека Худойбергана. Нам выделили достархан с сеткой от комаров, на котором мы сначала вкусили узбекских блюд, а потом вшестером завалились спать.


11 июня

Завтрак на том, на чем спали под рассказ хозяина о здешних интересных местах. Затем Худойберган сел с нами в машину и привез на развалины средневекового постоялого двора с названием «Слоновый город». Материал строительства тот же, что и обследованный по дороге дозорный пост Чингисхна, но в форме квадрата 100 на 100 метров. Возможно, когда-то здесь была и крыша.

Памирский маршрут
Стены Слонового города

Миновали понтонный мост через Амударью. Слащаво-добрый и хитро-злой гаишный врач предложил «подышать в стакан». Поскольку среди нас оказалось трое врачей, все обошлось, и мы продолжили углубляться в Азию по уютным оживленным дорогам, обгоняя осликов, везущих сельхозпродукцию и крестьян.

В Хиве хватило интуиции найти гостиницу в старом городе, Ичанкале. Все в восторге от глинобитных стен, домиков-кубиков, минаретов, дворцов, башен и добрых, улыбчивых хивинцев. Гостиница «Meros» уютна, самобытна, хозяева интеллигентны и с хорошим национальным вкусом. Побродили по музеям, в каждом из которых есть комната-магазин и каждый сотрудник является по совместительству продавцом. Узбек, связанный с торговлей, туризмом и обслуживанием, может начинать издалека и к основной цели перейдет, когда Вас к себе понадежней расположит. Если Вам душевно рассказывают историю Хивы по картинам, то закончит предложением купить одну из них. Все четыре наши путешественницы не устояли и под уговоры местных мастериц заказали национальные костюмы из платьев и шаровар. Заказ был готов через два часа, и весь вечер девчонки с явным наслаждением косили под узбечек.

Памирский маршрут
Хива

На балконе в тени от глиняной городской стены грелись сухим, легким прозрачным, светлым теплом. Наверное, существуют разные параметры тепла, но это, Хивинское тепло, самое оптимальное и для тела, и для души. С глиняной плоскоступенчатой крыши отеля смотрели Хиву на закате. Все в восторге, а семилетняя Настя завтра при отъезде будет утирать слезы и хлюпать носом – ей покидать сказку и снова вести взросло-суровую, бродяжью жизнь.


12 июня

По дороге на Бухару накупили персиков, помидоров, слив, арбузов и дорога стала еще слаще. Маршрут проложили через древнюю глиняную крепость – Хазарасп. Глиняные стены давно потеряли былую геометрию, оплыли и напоминали пляжный песочный замок, но с размерами 300х300 метров и высотой 12 метров. Вокруг крепости заполненный водой и заросший камышом ров. Внутри кубики - домики, сараи, кривые загороди из жердей, деревенская перекличка овец и коров, густой запах навоза и атмосфера средних веков.

Памирский маршрут
Хазарасп

За бортом Каракумы, температура +45, как и положено. Почему-то с открытым окном ехать жарче, чем с закрытым.

Памирский маршрут
Каракумы

Сильный боковой ветер по всему пути устраивал песчаную поземку, местами перемещая барханы на полотно дороги.

Памирский маршрут
Трасса Хива - Бухара

Трасса часто переходит в грейдер с ремонтными работами. У какого-то каракумского канала, не снимая колесо, заткнули прокол №4 у Патрика. Ниве повезло меньше, на полной скорости взорвалось и ремонту не подлежит заднее колесо. Слава богу, трасса была пустынная и обошлось без аварии.

В Бухару въехали ночью. В центре старого города, в 30 метрах от пруда Ляби-Хауз, нашли гостиницу в старинном стиле «Nasira & Azizbek». Внутренний двор двухуровневый, балконный этаж под крышей открыт внутрь и подпирается столбами-колоннами с резьбой. На стенах развешаны старинная национальная одежда и ковры, на полу – вазы и сосуды из меди.

Памирский маршрут
Домашняя гостиница «Nasira & Azizbek» в Бухаре

Успели заказать шашлык и разливное пиво у озера, в прохладе. Под ногами шатались ленивые от перенесенной дневной жары кошки, собаки и дикие утка с селезнем.

Экипаж Нивы впервые был в Бухаре, поэтому, собрав остатки сил, пошел бродить по ночному городу. Другому экипажу на засыпание понадобилось лишь коснуться подушек.


13 июня

Шнивоводы с утра продолжили досмотр достопримечательностей Бухары, а затем прикупили на рынке новенькое колесо. Хозяйка на прощанье угощала свадебным пловом и вареньем из лепестков роз, поскольку готовится к свадьбе сына.

На очередном КПП слегка нарушили правила. Штраф содрали, но чтобы мы не расстраивались, подарили арбуз, пояснив, что цена арбуза в Москве соответствует штрафу. Жара достигла рекордной точки – сорок девять градусов, температура двигателей поднялась выше нормы, будто стоим в пробке, а не едем 100 км/час.

Отобедали в шайхане с видом на марево жаркой пустыни. Желающие купались в специально для нас включенном фонтанчике.

Памирский маршрут
Плюс сорок девять на дастархане переносится легко

И вот, заехав за холм, мы вдруг обнаружили себя в предгорьях Памира. Уже по отрогам видны масштабы предстоящих гор. Сглаженные волны горной пустыни закрывают горизонт, а растительность встречается лишь в низинах.

Памирский маршрут
Предгорья Памира

Дорога то поднимается на километр, то спускается в долину. После двух недель езды по плоскости восприятие обновляется, как в первый день пути. Кишлаков на удивление много, и они живые, и даже ГАИ меряет скорость.

В лучах заката виднелись взобравшиеся на склоны черные точечки баранов. Цвет породы и профиль гор постоянно меняются. Вдоль обочины стоят лоточки с пирамидками из маленьких белых цилиндриков сыра хурут, он же курт или курут, того самого, который древние воины брали в дальние походы. Встреченные здешние женщины красивы, женственны, с характером на лице, прямо потомки Лермонтовской Беллы, и уж точно, как утверждают историки – потомки Александра Македонского.

Памирский маршрут
Предгорья Памира

Стемнело быстрее обычного. Во тьме фары освещали только малый фрагмент дороги, казавшейся от этого крутой, узкой и опасной. Таинственности придавали огоньки на ночных склонах, похожие на редкие звезды на небе. Методом тыка разыскали источник Омон-Хана в 12 км от трассы. При организации ужина обнаружили, что жара даром не прошла - паштеты, сырокопченая колбаса и некоторые консервы больше не пригодны к еде. Зато гаишный арбуз и сон были сладкими - вершина продувается свежим горным воздухом, комаров и мошкары тут будто нет вообще.
Последний раз редактировалось dedavova 22 авг 2008, 22:06, всего редактировалось 1 раз.
"М.б., спасение мира в переходе с оседлого на кочевое положение" А.П.
Аватара пользователя
dedavova
участник
 
Сообщения: 103
Регистрация: 06.04.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 50 раз.
Возраст: 73
Страны: 34
Отчеты: 8

Сообщение: #2

Сообщение dedavova » 22 авг 2008, 21:22

14 июня

С полотенцами пошли изучать округу. Перевалили через соседнюю гору и обнаружили в каньоне родник, из которого люди набирали в пластиковые канистры лекарство от всех болезней. Напились, собрали вещи, врубили заевшие диски и покатили по горным дорожкам.

Трасса оживленная, раз в две минуты машина, посты проверяют - записывают. Едем среди сглаженных округлых гор-холмов, встречаются обнажения наклонных пластов скал, часто поверхность вообще без растительности.

Памирский маршрут
Песчано-каменистые горы

Сегодня суббота, предстоит погранпереход. Помня прошлую узбекскую ночевку на границе, время на прогулки не теряем. На последнем посту гаишники убедили подарить им немного денег и журнал National Geographic. При этом ссылались на то, что они – последний пост и обязаны вести полный и тщательнейший досмотр всех, а нам мол, сделали снисхождение. Но на границе опять выцыганивают, утверждая, что нет, это они последние, а те, предыдущие, сволочи, и обманывают водителей. Вручили 100 р. и шлагбаум открылся. Кроме нас только одна легковая и одна фура из дальнего зарубежья пытались преодолеть границу, а узбеков таджики на своих авто не пускают в свою страну вовсе. Пеших мурыжат, но пропускают.

Машины досматривали бегло, видя что товар мы не везем. На Таджикской стороне культурно советовали дать с машины по 100$, мол так принято, но мы сбили ставку в 20 раз пояснив, что у нас не бизнес крутой, а путешествие. Пытались не выдать нам миграционные карты, убеждая, что при проверках ГАИ достаточно сказать, что на границе закончились бланки. Но, приехал начальник и бумажки оформили. Потом, кстати каждый проверяющий именно эту бумажку выспрашивал и с пристрастием изучал.

Еще на подъезде к Таджикистану задул сильный ветер со стороны Афганистана. Горизонты заволокло мглой из мельчайшей пыли. Тускнеющее бледное солнце вскоре совсем не просматривалось на мутном небе. Это «афганец», который потом дня четыре будет сокращать нам видимость.

Памирский маршрут
"Афганец" делает пейзажи нереальными

В центр Душанбе провел таксист. Встретились с Зариной, получили заказанные по инету пропуска в ГБАО, разместились в отеле «Душанбе», и пошли знакомиться со столицей. Особенно впечатляют аллеи из громадных платанов, у центрального фонтана вкусно кормят, молодежи много, у некоторых на майках напечатано «СССР», народ доброжелательный и жара в 35 градусов после 49 переносятся легко. Увидели и российских военных – здесь стоит наша 201 дивизия.


15 июня

Легко расстались с городским центром, душем и кондиционером, так как отдохнули и хотелось скорей на Памир. «Афганец» скрывал окружающие вершины и мы сосредоточились на сливах, персиках и яблоках коих закупили ведрами.

Памирский маршрутПамирский маршрутПамирский маршрут
Приветливые всегда таджики

В Обигарме, по наказу подмосковных таджиков, разыскали термальный источник. В горяченной радоновой ванне отсидели по 10 минут и ощутимо активировали сосуды. Далее началась горная дорога пережившая войну. Ехали на 1-2 скорости и на подъемах, и на спусках. Водителю не так страшно, он за руль держится и смотрит вперед в основном. А плывущий над пропастью штурман переживает глубже, это заметно по настороженным вопросам водителю – «не засыпаешь?», «пить хочешь?», «ты в норме?».

Горные красоты обновляются каждым поворотом, хочется останавливаться, смотреть и фотографировать. Но время поджимает – надо в понедельник быть в Хороге, центре ГБАО, чтобы успеть зарегистрироваться в срок. В отличие от всего предыдущего пути на шлагбаумах очень доброжелательно встречают и чуть ли не благодарят, что приехали. Россияне здесь редкость, в отличие от других европейцев.

Памирский маршрут
Между Душанбе и Хорогом

По мосту переехали через бурную Обихингоу и оказались в заветной ГБАО. На посту проверили пропуска, записали всех в мятую школьную тетрадь и сказали много лестных слов в российскую сторону. Поскольку уже стемнело, Аллах привел нас к шайхане с вывеской «Бадахшон» в кишлаке Калай-Хусейн. Хозяин Федор (Хусейнов Файзутдин, он же Файз) с большим семейством, состоящим в основном из женщин, накормил мясом барашка, предоставил для ужина и ночлега дастархан и рассказал о своей жизни. Он учился в Университете в Душанбе на биолога, потом 4 года в Рязани на пчеловода. Россию любит и говорит, что все, что создано за 100 лет - только благодаря нашей стране, а вот Америку и поддакивающих ей воспринимает как чуждые страны. Приглашал остаться ловить форель и охотиться на горного козла, медведя, сурка и т.д. (у него были чучела всех этих животных, но их забрали моджахеды во время войны 1992-1996 года).


16 июня

Расстались с приютившим нас Калай Хусейном, гигантский профиль которого имела скала, нависшая над кишлаком. На дне ущелья ржавел раскуроченный танк.

Дорожный рабочий в одиночестве брел по дороге и скидывал камни, свалившиеся с гор. Начался длинный подъем на перевал Хабуработ. Среди горной зелени трав возвышаются красные и желтые стрелы эремурусов, фиолетовые сплетения многолетников, встречаются и таблички «Не разминировано».

Памирский маршрут
Высокогорная флора


Памирский маршрут
Таблички, предупреждающие о минах

С серпантинов экипажи иногда видны друг другу на фоне отвесных склонов.

Памирский маршрут
Над ущельем под скалой

Вершины гор покрыты снегами, которые тают, судя по звенящим ручьям.

Вскоре поднялись на перевал 3262м, на котором ещё недавно стояла Российская военная часть. В Ниву подсел местный водитель, машина которого сломалась, и предупредил, чтобы от дороги не отходили – места ещё не полностью разминированы. Дорогу то и дело пересекают толстые, пушистые, рыжие сурки. На спуске встретили девушку с рюкзаком, журналистка, из Голландии, держит путь в Тибет и уже 9 месяцев идет пешком от дома. Проходит каждый день по 40 км, пишет отчеты об увиденном и публикует их в журнале.

Спустились к очередному посту и поехали вдоль бурной горной реки Хунбоб с чисто-голубыми водами. В поселке Каланхум зарегистрировались и напрвились вверх вдоль реки Пяндж, за мутными водами которой виднелись скалы Афганистана.

У поселка Рузвай закрытый мост в Афганистан, у дороги – разбитая БМП.

Памирский маршрут
Ещё недавно здесь шла гражданская война

Нигде раньше не видели такого как здесь сочетания узкой дороги и высоченных крутых склонов, местами более километра - в фотоаппарат не вмещаются.

Памирский маршрут
Дороги Памира

Иногда асфальт качественный, но в местах осыпей всегда разбитый. Машины и ослики редки. Газ-59, работающий автобусом, уступил нам дорогу под веселые приветствия таджиков.

Связь по рации часто прерывается скалами. Прямые участки если встречаются, то не более 200 метров. Ограждений нет и к встречной машине надо быть всегда готовым. «Афганец» потихоньку бледнеет и горные вершины заметны все лучше.

Памирский маршрут
Дорога глазами водителя

В кишлаках бензин предлагают 80й в канистрах. Из машин водятся тут старые УАЗы, ГАЗы, Нивы, Жигули, Москвичи, китайские фуры и изредка лэндкрузеры. В кишлаках много детей и подростков, всегда приветливо машут нашим машинам. Пообщались с велосипедистом из Австрии - прилетает самолетом в интересные места и едет по намеченному маршруту, жилистый, загорелый, вольный, за 60, но вне возраста.

На другой стороне Пянджа хорошо видна тропа, петляющая по отвесным скалам, местами из хвороста, как навесной мост. Иногда видно идущего в черном платье афганца. С одним пытались общаться знаками и криками – из какой мы страны. Он тоже что-то кричал по-своему, но за шумом реки ничего нельзя было разобрать.

Памирский маршрут
По этой узкой примостившейся к скале тропке афганцы передвигаются от кишлака до кишлака. Иногда с осликом.

На той же узенькой тропке поравнялись с караваном из пяти вьючных ослов. Просто невероятно, даже смотреть страшно, как они не срываются в пропасть.

Памирский маршрут
Памир по дороге в Хорог

В кишлаке Вотхуд остановились перекусить. Хозяин чайханы Довлатов Сахибназир рассказал о своих детях, живущих в России, и сводил показать, как идет добыча самого белого мрамора на свете. В том числе здесь выполняется заказ для олимпийского Сочи. Пилят скалу алмазной цепью длиной метров 15, но рентабельность низкая, так как электричества нет, и работают на солярке. По просьбе Сахибназира перефотографировали всю бригаду рабочих, начальника, поваров, дальнобойщика, потому как все очень хорошие люди, специалисты и достойны Доски почета. После обеда-сна на дастархане усталость прошла и мы без дрожи в коленях ехали над обрывами. На Афганской стороне в устьях ручьев каждый клочок более-менее горизонтальной земли ухожен, имеет свой зеленый цвет, обрамлен каменными стенками в виде ступеней и ярусов. Над пограничной заставой флаг красно-зелено-черной расцветки тоже говорил, что афганцы очень отличаются от нас. Проехали Рушан, и уже к вечеру въехали в столицу Бадахшана - Хорог.


17 июня

Частная гостиница «Parinen Inn» Хорога ориентирована на горных туристов, есть подробные карты ГБАО, подшивки с маршрутами и полезной информацией. Часа три ушло на регистрацию, на каждого 5 долларов + 20 сомони + заполнение бланков + ждать начальство. За разрешением попасть на озеро Сарез послали в МЧС. Начальник МЧС ГБАО, подполковник, отнесся очень доброжелательно, как и все без исключения люди, чиновники и ГАИ Хорога и вообще ГБАО. Но из Душанбе более высокое начальство советовало обращаться в фирму, давшую нам пропуск, проплачивать страховку и ждать в разрешения в Душанбе дня три. Пришлось перенести Сарез на следующее путешествие.

Хорог стоит на месте впадения горных рек Гунт и Шахдарах в Пяндж. Вдоль каждой из них идет дорога. После консультаций с местными, решили продолжить путь вдоль Пянджа – «Если не прошли Ваханский коридор – считай не видели Памира». От жителей Хорога узнали, что русские сто семьдесят лет стояли в Бадахшане, принесли культуру земледелия, строительства дорог, построили церковь, на верблюдах привезли пианино, которое и сейчас в церкви стоит. До сих пор сожалеют, что русские экспедиции и военные ушли из этих мест.

Теперь ориентироваться помогает подробная карта ГБАО, выпущенная в Швейцарии и купленная за 20 долларов в музее Хорога. Справа под дорогой кипят темно-мутные от таяния ледников воды Пянджа. Маленькие придорожные кусочки земли пашут деревянной сохой за двумя быками.

Памирский маршрут
Памирский пахарь

В кишлаке Андароб предъявили документы и свернули к источнику в Гарм Чашме. Через шесть километров открылся белый пьедестал из сталагмитов, с горячим гейзером в центре. Вода излечивает кожные заболевания, поэтому здесь санаторий. Мы тоже первым делом забрались в горячую ванну и сделали профилактику заболеваний (и облысения, как показали последствия .

Памирский маршрут
Горячий источник в Гарм Чашме

За поселком, у шумящей реки и нарзанового источника, разбили лагерь. Минеральную пили, готовили на ней пищу, умывались, мыли посуду, охлаждали пиво и арбузы. На ужин жареное мясо горной козы из сельского ларька. Приходил местный паренек и горстями предлагал сапфиры, рубины и бирюзу. Но мы и так были богаты впечатлениями.


18 июня

Утром подались пешими в горы. Экипаж Патрика карабкался по крутым козьим тропам, а Шнивоводы направились к источнику, расположенному в ущелье. На подъеме, обиженная острыми камнями, цепкими колючками и палящим солнцем Настя обещала днем и ночью заниматься математикой, лишь бы не лезть больше в «эти дурацкие горы». На спуске все встало на свои естественные места: горы – хорошие, математика – плохая! Взрослые тоже испытали на себе сложность и опасность простых с виду склонов, обгорели, натренировали мышцы ног и навпечатлялись округой с высоты.
Отобедали по-походному и уже во второй половине дня выехали к Пянджу и продолжили путь вверх по течению. Встречаются склоны с гигантскими осыпями. Только местами, в относительно узких долинах, зелено и может присутствовать несколько домиков. Подошвы гор устланы громадными обломками скал, словно от мощнейших взрывов. Чем дальше от Хорога, тем кишлаки беднее. Заборы аккуратно сложены из валунов без раствора, сверху закреплены сухие ветки колючек. Где нет колючек, козлы взбираются на забор и поедают деревья. Маленькие земельные наделы образованы путем сбора камней в кучи, которые иногда сложены в правильные полусферы среди поля и выглядят как украшения.

Машины по этой дороге встречаются одна минут за тридцать, и только раз в неделю ходит маршрутка в Хорог. В остальные дни люди от кишлака до кишлака добираются пешком, а это иногда несколько десятков километров. Местный народ не высок и сухощав. Домашний скот, весь, включая коров, в полтора раза меньше привычных среднерусских, видимо из-за суровой зимы. Заехали в древнюю крепость Кахкаха у дороги. Стены вроде из земли, но как бетон, и выдержали столетия. Оказалось, в этой древней крепости и сейчас расположилась погранзастава, и часовой махал нам, чтоб удалялись.
Ночлег нашли в кишлаке Даршай в настоящем памирском доме.

Памирский маршрут
Памирский дом - чид.

Посреди большого зала на низком столике женщины поставили картошку, ржаные лепешки, конфеты и чай. Мы добавили спиртное и от хозяина Султан-бека услышали много интересного. По тропе через 7 км можно выйти к пику Маяковского. Огородные и зерновые культуры выращивают сами. Работать кроме огородов негде, пенсия 200 рублей (30 сомони, которые они привычно называют рублями) и все, кто может, едут в Россию и по 100$ присылают в месяц домой. Рассказал так-же, что они исмаилиты. Сегодняшний духовный лидер исмаилитов принц Ага Хан IV живет в Англии, а родом из Саудовской Аравии. Он спасал памирцев от голода в недавнюю гражданскую войну, посылая в Памир муку, рис и т.д. Его портреты висят в каждом доме, иногда рядом с Лениным.

Памирский дом (чид) в среднем имеет размеры 10 х 10 метров, из дерева, стены обмазаны глиной, крышу подпирают 4 ствола, вверху в центре крыши домик с окнами – для вентиляции и света.
Засыпали под русский сериал, который тут же, над спящими, смотрело семейство чида.


19 июня

Посетили целебный Ямчун, что в семи км от кишлака Тургоз, далее по крутому серпантину. Купальни в виде парящих-бурлящих гротов, в которых из скал бьют горячие источники. Вода напитана таблицей Менделеева, лечит желудок, почки, бесплодие и поднимает настроение.

Памирский маршрут
За спиной пограничников - Афганистан

Долина Пянджа расширилась, перед Лангаром асфальт исчез, за кишлаком начиналась горная пустыня, поэтому закупили пива в местном ларьке. На обед пригласил хозяин чида Мерзабеков Паншанбе, тут все рады гостям и гостеприимны. Пока варился суп из барашка, рассматривали очередной памирский дом и слушали рассказ о жизни.

Сразу за кишлаком крутой и узкий серпантин вывел на высоту уже около 4 км. Пейзажи марсианские, протяженные, безмолвные, пустынные. Хребты уже не скалистые, голые, гладко уходящие за мглу. Встречаются дюны из песка илистого цвета. Такой возможно была земля до зарождения на ней жизни.

Памирский маршрут
Дюна на высоте около 4 км.


На обочине УАЗ буханка и народ, ждущий с утра какую-нибудь машину - двигателю нужно моторное масло. Отлили, хотя самим пригодится, но выручать в пути тоже надо. На афганской стороне видна необычная юрта из глины. Где-то за поворотом сливаются две речки – Вахан и Памир образуя реку Пяндж, которая потом станет Амударьей.

Памирский маршрут
Путники в Ваханском коридоре

После долгого контроля документов на заставе Харгуш (чувствуется, незнакомая машина тут редкость) уходим в направлении озера Булункуль. Легко преодолеваем перевал 4329м, хотя двигатели работают на не штатном 80-м.

Солнце село, луна осветила горы, мы подъехали к озеру. GPS поазывает высоту 3800 м. Одеваем теплые вещи и ставим палатки, пряча их за машинами от сильного холодного ветра. Поскольку температура кипения здесь низкая, долго варили быстрорастворимый Rolton спрятавшись в трепещущую палатку.
Последний раз редактировалось dedavova 22 авг 2008, 22:26, всего редактировалось 3 раз(а).
"М.б., спасение мира в переходе с оседлого на кочевое положение" А.П.
Аватара пользователя
dedavova
участник
 
Сообщения: 103
Регистрация: 06.04.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 50 раз.
Возраст: 73
Страны: 34
Отчеты: 8

Сообщение: #3

Сообщение dedavova » 22 авг 2008, 21:44

20 июня

Холодное солнечное утро. Озеро Булункуль окружено горами, но вокруг просторно, как в степи. На воде покрякивают ярко-пестрые утки, рыбак проверяет сети. Гулять по округе не просто: по горизонтали двигаться ещё можно, но вверх, через десять шагов задыхаешься, болит голова и ощутимо не хватает воздуха. Ходим медленно, с остановками, без резких нагрузок – нужна адаптация организма к высоте.

Памирский маршрут
Озеро Булункуль

По берегу пришла большая белая собака и легла рядом. Затем окружило стадо баранов. Пастух сухой, обгорелый, небритый, глаза глубокие, выцветше-голубые, проницательные. Пасет стадо с семьей, летник стоит где-то на склоне горы. Соглашается, что места здесь красивы, но сожалеет, что жизнь слишком сурова и бедна. По людям из других миров скучает и искренне приглашает – «Идемте в гости, почайкуем».

Подъехал ржавенький «Москвич», из него вышли шестеро поджарых парней в выцветшей одежде, показали рыбу пойманную сетями, и подсказали дорогу к следующему озеру.

Проследовали через кишлак, домики-кирпичики обмазаны глиной, маленькие, без современных примет. С дороги, идущей вдоль заснеженные черных скал, открылось бирюзовое озеро Яшинкуль.

Памирский маршрут
Озеро Яшинкуль

В конце 15-километрового озера уткнулись в тупик и плотину, местный сторож уточнил, что это «секретный гидрологический объект».

Возвращаясь, встретили серо-желто-пегую лисичку и несколько сурков. Исследовали домик из камня под дорогой – оказалось горная ванна с источником теплой воды. Конечно, накупались и посвежели.

Памирский маршрут
Термальный источник для странников

Далее держим путь на гейзер, отмеченный на карте. Дорога идет по долине, грунтовая, но ровная и гладкая, дожди здесь редки. Прихватили череп горного козла с громадными витыми рогами. Любопытный сурок вылез из норы и с двух метров позировал, поворачиваясь всеми боками. В одном месте угодили в песок и выбрались только благодаря 4х4 и пониженной передаче. Гейзер разыскали легко - он окрасил прилегающий холм белыми солями, издавал раз в минуту струю горячей воды, шипел, кипел и вокруг разносился запах сероводорода.

Памирский маршрут
Высокогорный гейзер

Солнце приближалось к вершине соседнего хребта, решили устраиваться на ночлег у речки. Стемнело быстро. Посмотрели друг у друга ногти – у всех синие, т.е. имеет место кислородное голодание, но голова уже почти не болит, по крайне мере в вертикальном положении. Прохладное горное солнце обманчиво – вечером это видно по красным, обгоревшим лицам.


21 июня

Ночью в палатке шла лечебная жизнь – горел фонарь и делались уколы приболевшей Наде. Утром набродились, налюбовались живописной округой, с гейзером, рекой и горными хребтами.

Памирский маршрут
Солончак

Машины уверенно справились с крутым бездорожным подъемом и в сторону Аличур ехали по грунтовке, которой пользуются столь редко, что её не везде можно разглядеть. Растительность исчезает, а расстояния между горами по ходу маршрута увеличиваются.

Памирский маршрут
Стадо яков

Встречаются солончаки и ручьи, которые нашим внедорожникам по плечу. Выехали к развалинам кишлака Ак-Джар. Марля на двери одного домика, навоз и собака подсказывали, что здесь живет семья чабанов. Долина реки Аличур – горная степь, а окружающая гряда хребтов – горная пустыня. Высота около 4000 м. Успешно добрались до кишлака Аличур, выехали на асфальт, и вероятность проблем уже не беспокоила. Отвыкли от скорости и теперь ловим кайф, несясь 100 км/час – более не позволяет октановое число и высота. Здесь уже живут чабаны-киргизы. По дороге посадили паренька, который рассказал, что занял второе место на олимпиаде по русскому языку среди учеников ГБАО, хочет стать геологом, видел снежного барса привезенного отцом с охоты. В отличие от собеседников из приграничных с Афганистаном кишлаков – жизнью и властью доволен.

Перевал Neizatash 4136 м. преодолели легко. Перед Мургабом на посту дежурный отобрал череп барана с рогами – сказал, что иначе на границе будут проблемы.

Мургаб оказался большим поселком с бедным рынком, что удивляет, так как в литературе часто встречается упоминание о Мургабе, как городе, игравшем большую роль в истории Памира. В поисках бензина (заправки здесь нет) наткнулись на христианскую экспедицию, пытавшуюся приобщить нас к своей миссионерской деятельности. Но у нас своя религия, в которой Бог - Вселенная, природа – храм, а мы паломники.

Случайно наблюдали добычу единственного местного топлива – трава терскен. Имеет одеревеневший ствол толщиной 2 см и длиной 15 см, по виду мини дерево - полынь. Её собирают в долинах, связывают в тюки и на машине доставляют жителям кишлака.

Встретили юрты со стадом яков. Доярки-киргизки не склонны показывать лица, а дети и мужчины с удовольствием снимаются и приглашают почайковать.

Памирский маршрут
Як - сестра коровы

Самый высокий в мире автомобильный перевал Ак-Байтал 4664 м. преодолели на первой скорости в тучах и слабом снегопаде.

Памирский маршрут
Перевал Ак-Байтал самый высокий в мире автомобильный перевал

Справа от дороги вдоль хребтов тянулся солидно исполненный забор из колючей проволоки. Первая мысль – добыча драгоценных металлов. Но это оказалась граница Китая.

Издалека увидели и долго приближались к озеру Каракуль.

Памирский маршрут
Озеро Каракуль

Расположились на ночлег в пяти километрах от кишлака, в одиноко стоящей в поле придорожной столовой. Преодолевая встречный ветер прошлись на озеро, посмотрели берега, заснеженные горы, разволновали чаек и уже затемно вернулись к ужину с горячей шурпой.


22 июня

На высоте воздуха не хватало и не спалось. Чуть свет – на прогулку, смотреть просторы, горы и озеро.

Памирский маршрут
За хребтом - Китай

Тишина тут стоит и покой, так как за день по дороге проходит всего машин пять, что как-то не вяжется с названием «Памирский тракт». А при Союзе жизнь в Бадахшане была активной – военные, строители, геологи со всей России.

Памирский маршрут
Рерих

Закрепили выхлопную трубу на Патрике и отправились вдоль «китайской стены» в Киргизию. Пограничный пункт таджиков находится на перевале высотой более 4 км. Служивые работают сменами по две недели, так как адаптация к высоте занимает дней пять. В вагончиках нас записали в журналы, попытались искать наркотики, но быстро поняли, что мы обычные туристы, и выпустили из страны.

Киргизский пост оказался в десяти километрах от Таджикского по раздолбанному спуску. Окружающая панорама насыщена ослепительными вершинами, разноцветными слоеными пирогами обнаженных пород, селевыми сходами и бурными ручьями. Эту несказанную красоту охраняют солдатики – сурки торчащие столбиками на каждом пригорке.

На киргизском посту только поставили штампы в паспорта. Ни таможенной декларации не потребовали заполнять, ни миграционные карты не выдали, ни экологического сбора не нужно, ни даже документов на ввоз машины. Очень странно. При этом чистота помещений и лояльность поведения киргизов достойней всех предыдущих погран-переходов, будто в шенген вьезжаешь.

Захватили двух попутных инспекторов по наркотрафику, по дороге рассказавших о достойных посещения местах. Проехали Алайскую долину, наблюдая ледник, окружающий пик Ленина. Начались горные серпантины хребта ТуюкСур.

Памирский маршрут
Серпантин на дороге Мургаб - Ош

Дорога разбита, машин мало. Картины изменились, цвета теплее, светлее, ярче, милее, много сочно зеленого и красного. Это – Тянь-Шань! По ходу плотность населения постепенно повышается – юрты, яки, овцы, кишлаки.

От Сары Таш грейдер разбит, заполнен автомобилями, много фур из Китая. Ветра нет, и после каждой встречи с машиной долго выбираешься из клубов пыли. Высота местности уже менее 2 км, температура +30 градусов, и после Памира жарко. Ночью въехали в Ош, с помощью сопровождающих наркополицейских быстро и недорого разместились в отеле.

Сложная и совместная часть пути завершилась. Путешествие было захватывающим, каждый получил более чем мечтал, о чем мы возбужденно признавались друг-другу за пивным столом.


23 июня

Поблагодарили друг-друга за компанию, взаимовыручку, пожелали удачи в предстоящем пути и распрощались. Далее ШНива продвигалась через Бишкек, Чу, Балхаш, Караганду, Астану, Кустанай, Рудный, Николаевку, Варну. Патрик - через Таш-Кумыр, озеро Сары–Челек, Токтогульское водохранилище, перевал Ала-Бёль, Таласскую долину, Тараз, Шымкент, Кызыл Орду, Аральск, Октобе, Оренбург, Самару.

Памирский маршрут

Экипаж Патрика - exdorogy@mail.ru
Экипаж ШНивы - dmalcev@mail.ru

Благодарности:
Искренняя признательность Российскому Автопрому за УАЗ Патриота и Шевроле Ниву – такое бездорожье, жару, высоту, на всяких сортах горючего выдержали наши трудяги! И сердечное спасибо простым жителям гор и пустынь за приют и доброе отношение.
"М.б., спасение мира в переходе с оседлого на кочевое положение" А.П.
Аватара пользователя
dedavova
участник
 
Сообщения: 103
Регистрация: 06.04.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 50 раз.
Возраст: 73
Страны: 34
Отчеты: 8

Сообщение: #4

Сообщение Kamal » 23 авг 2008, 08:09

Классно съездили, доктора.
Отважные ребята! Уважаю!
Отечественный автопром на просторах СССР - единственный, способный выдержать все перепитии.
А места там - красотища неописуемая!
Хочу снова на Памир посмотреть, давно не видел!
"Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома."
Аватара пользователя
Kamal
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 5892
Регистрация: 16.10.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 186 раз.
Поблагодарили: 650 раз.
Возраст: 62
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Сообщение: #5

Сообщение fistawka » 31 авг 2008, 16:37

спасибо! очень интересно и замечательные фото
Аватара пользователя
fistawka
участник
 
Сообщения: 124
Регистрация: 07.06.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 39
Страны: 31
Отчеты: 2
Пол: Женский

Сообщение: #6

Сообщение Sparrow » 03 сен 2008, 21:43

Спасибо за отчет, вы наверное очень опытные путешественики - всего двое мужчин и ребенок в таких местах, это как говорят "не фунт изюму". Интересно, на каком языке вы общались с людьми в кишлаках?
Sparrow
полноправный участник
 
Сообщения: 222
Регистрация: 26.02.2008
Город: Москва/Бостонщина
Благодарил (а): 29 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 54
Страны: 18
Отчеты: 4

Сообщение: #7

Сообщение kullervo » 03 сен 2008, 22:59

Эх...
проезжал летом 2007 стопом Ош-Хорог-Душанбе-Пянджикент-Самарканд...встречал джип с экипажем из 2ух поляков. Шли тем же маршутом что и вы, тока в обратном направлении...
На Памир надеюсь вернутся...
Фотки классные!
На Зоркуль не пытались попасть?
монетки подарили таможеннику на киргизском Кызыл-Арте?
...per aspera ad astra...

AFG AZ B BiH BY CHN F FIN H IR KS KZ LT NL PL RUS S SRB TJ UA UZ Už
Аватара пользователя
kullervo
новичок
 
Сообщения: 32
Регистрация: 01.05.2008
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 37
Страны: 27
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Сообщение: #8

Сообщение dedavova » 04 сен 2008, 16:25

Sparrow писал(а):Спасибо за отчет, вы наверное очень опытные путешественики - всего двое мужчин и ребенок в таких местах, это как говорят "не фунт изюму". Интересно, на каком языке вы общались с людьми в кишлаках?


Скорее наоборот, поступили как чайники, которым повезло. Ребенка не советуем брать в эти края, риск не оправдан. Да и скучно детям в пустыне.

Было ощущение что русский знают почти все взрослые в СНГ. Правда в одном ответственном пустынном месте в Казахстане долго плутали из-за того, что с женщиной на летнике не понимали друг-друга.
"М.б., спасение мира в переходе с оседлого на кочевое положение" А.П.
Аватара пользователя
dedavova
участник
 
Сообщения: 103
Регистрация: 06.04.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 50 раз.
Возраст: 73
Страны: 34
Отчеты: 8

Сообщение: #9

Сообщение dedavova » 04 сен 2008, 16:44

kullervo писал(а):Эх...
проезжал летом 2007 стопом Ош-Хорог-Душанбе-Пянджикент-Самарканд...встречал джип с экипажем из 2ух поляков. Шли тем же маршутом что и вы, тока в обратном направлении...
На Памир надеюсь вернутся...
Фотки классные!
На Зоркуль не пытались попасть?
монетки подарили таможеннику на киргизском Кызыл-Арте?


На Зоркуль не планировали, а вот на Сарез пытались, но оказалось что пропуск надо было оформлять заранее, так-же как пропуск в ГБАО.
Киргизы на границе денег не вымогали. Возможно потому, что мы по их просьбе взяли до Оша двух инспекторов по наркотрафику. Эти парни, кстати, в дальнейшем избавили нас от досмотра другими желающими и "без надбавок на иностранцев" устроили в отеле.
"М.б., спасение мира в переходе с оседлого на кочевое положение" А.П.
Аватара пользователя
dedavova
участник
 
Сообщения: 103
Регистрация: 06.04.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 50 раз.
Возраст: 73
Страны: 34
Отчеты: 8

Сообщение: #10

Сообщение kullervo » 04 сен 2008, 22:53

Киргизы на границе денег не вымогали. Возможно потому, что мы по их просьбе взяли до Оша двух инспекторов по наркотрафику.


я прямом смысле спрашивал. встречал там таможенника, который монеты коллекционирует;)
...per aspera ad astra...

AFG AZ B BiH BY CHN F FIN H IR KS KZ LT NL PL RUS S SRB TJ UA UZ Už
Аватара пользователя
kullervo
новичок
 
Сообщения: 32
Регистрация: 01.05.2008
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 37
Страны: 27
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Сообщение: #11

Сообщение Sparrow » 05 сен 2008, 22:08

Спасибо за ответ! Я думала, что русский язык уже никто не знает - у нас, например, на дачах, молодые строители из Средней Азии по-русски почти не говорят. В общем, надо поторопиться, пока старшее поколение еще функционирует
Sparrow
полноправный участник
 
Сообщения: 222
Регистрация: 26.02.2008
Город: Москва/Бостонщина
Благодарил (а): 29 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 54
Страны: 18
Отчеты: 4

Сообщение: #12

Сообщение Victoria Rogotneva » 05 сен 2008, 22:31

просто нет слов
многие места знакомы по юности,а в другие так и не добралась.......может теперь пора?
Аватара пользователя
Victoria Rogotneva
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6111
Регистрация: 21.01.2005
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 87 раз.
Поблагодарили: 414 раз.
Возраст: 54
Страны: 71
Отчеты: 75

Сообщение: #13

Сообщение kullervo » 06 сен 2008, 16:14

В общем, надо поторопиться, пока старшее поколение еще функционирует

Это верно...
Но в Хороге молодежь хорошо знает английский, так что по-любому не пропадёте...

кстати, если соберётесь, советую сначала прослушать:
http://debarcader.rpod.ru/66259.html
...per aspera ad astra...

AFG AZ B BiH BY CHN F FIN H IR KS KZ LT NL PL RUS S SRB TJ UA UZ Už
Аватара пользователя
kullervo
новичок
 
Сообщения: 32
Регистрация: 01.05.2008
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 37
Страны: 27
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Сообщение: #14

Сообщение V Vita » 15 ноя 2008, 18:18

Спасибо,ребята, чуден мир Памира.

Только вот таблички про мины в Таджикистане..Видела я их тоже в Агромадном количестве.
Знаете,один сведущий таджикский товарищ -начальник,сказал,что есть компания,которая болучает большие бабки за "борьбу" с минами в Таджикистане.На эти таблички , их обновление,содержание аппарата и т.д. тратится уйма денежек "гуманитарной "западный компании.

Вот такие красочные таблички.
Аватара пользователя
V Vita
участник
 
Сообщения: 164
Регистрация: 12.11.2008
Благодарил (а): 59 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Возраст: 55
Страны: 1
Отчеты: 1

Сообщение: #15

Сообщение manonthecorner » 17 ноя 2008, 10:52

действительно, отличный отчет...
Coming out of nowhere, driven by the rain...
Аватара пользователя
manonthecorner
активный участник
 
Сообщения: 508
Регистрация: 24.01.2007
Город: Урюпинск
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Возраст: 43
Страны: 103
Отчеты: 43

Re: Памирский маршрут

Сообщение: #16

Сообщение Bach » 05 июл 2009, 11:31

Великолепно и я там был.
"пусть моется тот, кому лень чесаться"
Аватара пользователя
Bach
новичок
 
Сообщения: 47
Регистрация: 25.01.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 70

Re: Памирский маршрут

Сообщение: #17

Сообщение тинаму » 22 июл 2009, 11:07

Очень достойный отчет!!
Кто поднял Парус, тот Бросил жребий!!
Аватара пользователя
тинаму
почетный путешественник
 
Сообщения: 2512
Регистрация: 23.08.2006
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 93 раз.
Поблагодарили: 68 раз.
Возраст: 51
Страны: 71
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Памирский маршрут

Сообщение: #18

Сообщение нафар » 17 сен 2009, 01:28

спасибо большое!!!! было очень интересно!!!!!! а фотки просто классные! я сам с Памира рад что вам понравилось наш край! скажите а ширчай не пробовали?
нафар
новичок
 
Сообщения: 1
Регистрация: 17.09.2009
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 42
Пол: Мужской

Re: Памирский маршрут

Сообщение: #19

Сообщение krukodla » 09 авг 2010, 10:06

Отличный отчет! Спасибо большое. Думаю, очень пригодится. Готовлюсь к поездке в конце августа - начале сентября по этим местам, присоединяйтесь!
krukodla
новичок
 
Сообщения: 4
Регистрация: 22.10.2009
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 43
Страны: 23
Пол: Женский

Re: Памирский маршрут

Сообщение: #20

Сообщение Николай чев » 10 авг 2010, 14:18

Тут тоже о Памире 2010 год. http ://www.pogranec.ru/showthread.php?t=19036
Николай чев
новичок
 
Сообщения: 1
Регистрация: 02.08.2010
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 57

След.



Список форумовЭкс-СССР форумСРЕДНЯЯ АЗИЯ форумОтзывы о странах Средней Азии



Включить мобильный стиль