Факты скопом.
Деньги лучше менять в обменниках типа Wafacash, нормальный курс - около 11.04...11.10 дирхам за евро, 7.75...7.8 за доллар.
В аэропорту Касабланки (который Мухаммеда 5-го) обменник банка перед получением багажа невыгодный, но есть Wafacash - внутри, на первом этаже, перед выходом из порта, слева. Менять нужно, поскольку почти везде оплата - в дирхамах (а где можно валютой, дирхамами всё равно выгоднее).
Обычный бензин - Sans Plomb, около 10.3...10.4 дирхама за литр, чуть меньше евро. На заправке просто подъезжаете, говорите заправщику, сколько вам надо топлива, смотрите на счетчик, отдаете сумму, получаете сдачу. Проблем со сдачей за неделю не было вообще ни разу, нигде. Если хотите - дайте заправщику чаевые. Не хотите - не давайте, ваше право. Расход топлива на Huyndai i10 с автоматом, кондишеном и отчасти по горам - 120 литров на 1700 км.
Если нужен сотовый интернет, ищите офис Meditel или Maroc Telecom. Еще есть Inwi (Wana), но они не GSM, а CDMA, т.е. ваши телефоны и планшеты работать не будут, придется брать сразу CDMA-модем. Я брал SIM-карту Meditel, обошлось в 20 дирхам сама карта и 50 дирхам пополнение, на неделю хватило (кажется, 50 - недели на две), там что-то вроде 50 минут, 50 смс и 500 мб в цене сразу, тариф Mix или похожий. Можно взять симку только для инета, на сайте провайдера есть инфо (только французский). Офис Медител в аэропорту был закрыт (Рамадан), купил в офисе в Касабланке.
По навигации под Андроид - поставил на всякий пожарный 4 разных программы, где есть Марокко, сначала пользовался NDrive, но в итоге остановился на Navitel. IGo и что-то еще пробовать не стал, POI Марокко нормальных всё равно нет нигде, а дороги и в Навителовском варианте нормальные (правда, NDrive еще и о скоростном режиме сообщает, но всё равно часто врёт). Ещё взял Гарминовскую карту Марокко на ноуте под виндой, шикарная детализация, но для навигации неудобно, громоздко.
Google Earth через Марокканских провайдеров закрыт (где-то читал, что так только на Рамадан, не знаю). Google Maps работает.
Имейте в виду - если вам помогают (найти нужную улицу, дом, магазин, офис) - это не за просто так. Т.е. соглашаться на услуги гида (даже если вам кажется. что это просто добрый человек взялся вас проводить в своё свободное время), а потом удивляться, что нужно заплатить - глупо. Иногда вы даже не подумаете, что вам помогают - например, если вас спросят, какой отель вы ищете, и с вами пойдут до него, хотя вы и сами отлично знаете, где он - скорее всего, вам помогали его найти. В таких случаях лучше сразу дать понять, что помощь не требуется, настойчиво ("Ля Урида" - "не нужно") - и не придется потом рассказывать, как в Марокко вымогают деньги. Если же вам на самом деле нужна помощь, почему она должна быть бесплатна? Всё честно. Например, когда мы приехали в Мараккеш, полгорода было перекрыто по случаю ДР короля (21 августа). Навител про ДР не знал и мы бы могли полдня колесить в этом городе, но добрый человек на мопеде нам помог, проводив почти до нужного риада - думаю, свои 40 дирхам (140 рублей) он точно заработал. А вот представитель прокатной конторы, забирая обратно авто со свежей царапиной (или на парковке получили, или в городе, не знаю), вернул обратно зажатые на карте страховые 6000 дирхам, сказав "Не проблема, отвезу машину в сервис, там закрасят за мой счет, это вам подарок потому, что вы знаете арабский". Денег не взял, хотя, может, и намекал. С цапрапиной отдавать было совестно, потому как авто нам досталось с пробегом 5800км, практически новое.
Дороги. Дороги в Марокко делятся на несколько категорий - отличные, очень хорошие, хорошие и т.д. Отличные - платные трассы с литерой A, идут от Касабланки до Рабат и дальше на север, от Касабланки до Мараккеш (мимо аэропорта), от Касабланки до Эль Джадида (в сторону Агадир, но до самого Агадир её пока нет) и от Агадир до Мараккеш. На сайте управляющей компании есть pdf со схемой и расценками на разные участки пути, плюс - на КПП на въездах на платный участок или указана стоимость проезда (аэропорт-Касабланка - 5 дирхам), или на въезде берёте в автомате карточку, на выезде отдаете в окошко и на дисплее видите стоимость (Мараккеш - почти Касабланка - 63 дирхама). Где-то читал отзыв про то, как на платной трассе обманули со стоимостью проезда - не понимаю, как такое может быть, ведь везде всё написано. На такой трассе ограничение - 120 км, причём это более, чем реально. От Мараккеш до аэропорта в Каса за 2 часа - реально, а за 2.5 - реально точно, так что при нашем маршруте логично было переночевать в Мараккеш и сразу оттуда - в аэропорт. Дороги очень хорошие и хорошие - с литерой N, идут параллельно всем A (т.е. никто не вынуждает вас платить за проезд), ограничение на больших перегонах 100 км (тоже реально), нередко встречаются развязки (круговые), есть и ослики, и тележки, и грузовики (они и на А есть), но ничего экстремального по сравнению с Москвой. Да, полиция, замеряющая радаром скорость, тоже есть. Но не видел ни разу их "за кустами" или ещё как-то подпольно - обычно заранее стоит знак "внимание, радар!", потом - сброс скорости до 80, 60 (иногда до 40, 20), потом стоит 2...4 полицейских, потом отмена ограничений. Не заметить при этом полицию и пролететь мимо них с превышением - это просто удивительно. Но, может, бывают и другие варианты - не видел. В общем, дороги более, чем нормальные, по крайней мере на нашем маршруте.
С ночевкой проблем нет, особенно, если инет под рукой - просто заходите на booking.com и выбираете отель по вкусу. Например, в Агадир мы ночевали в отеле, где бронирование через инет со значительной скидкой относительно бронирования в самом отеле - вышли, сели в авто, зашли на букинг.ком, забронировали, тут же пошли в отель, на ресепшене показали экран с номером брони - а у них уже всё пришло.
Где-то видел отзыв, что, мол, загажено всё и собаки на тротуар какают. В пустыне - да, полно полиэтиленовых пакетов летает, факт. А собаки - если учесть, что в медине всё - тротуар, непонятно, где ж ещё собаке какать. Если бы в Москве вместо газонов были мощёные тротуары, думаю, картина была б намного более жуткая. А там видел, как местный человек, заметив на тротуаре продукт жизнедеятельности собаки (кстати, их там не так уж и много, собак), аккуратно краем ботинка отодвинул его в уголок. Ну и да, есть места, где пахнет, так что, если для вас это самый существенный момент, вам не нужно на отдельные улочки Марокко.
А я поеду ещё, но теперь на север.
Готов ответить на вопросы и скоро дам ссылку на фото.