В зале международных вылетов аэропорта Mohammed V оказалось очень мало пассажиров. Тихо, спокойно, никакой суеты. Первый раз за границей видел несанкционированное курение в аэропорту. На каждом углу попадаются плакаты, на которых пассажиры приветствуются в аэропорту таком-то, где не курят. Но в фудкорте многие свободно курят. Здесь имеются несколько недорогих кафе, но ночью они закрыты. Пришлось немного перекусить чипсами.
Люфтганза, когда не бастует работает четко. Вылетели по расписанию. Перелет до Франкфурта запомнился только красивой картиной ночной Испании. Видно было множество ярко освещенных городков. Четырехчасовую стыковку между рейсами перенес нормально. Аэропорт Франкфурта-на-Майне на обратном пути произвел гораздо лучшее впечатление. Огромные полупустые пространства, несколько дьюти фри, кафе с приемлемыми ценами (для Европы конечно). Готовился к тотальному запрету на курение. Но оказалось, что есть несколько мест для курения с хорошей вентиляцией. Время пролетело быстро. Купил на память магнит с видом Франкфурта, две небольшие бутылочки спиртного, шоколад. Долго приценялся к бейсболкам в мультибрендовом магазине, но так и ничего не купил.
Перелет до Москвы запомнился тем, что немецкие стюардессы сокрушались по поводу количества халявного спиртного выпитого русскими пассажирами. Как будто немцы меньше пьют нахаляву.
Впечатление от Москвы после зарубежной поездки сильно зависит от посещаемой страны. После Дели Москва мне показалось тихой и образцово чистой, после Бангкока провинциально серой, а после Рабата бестолково шумной. Границу прошел быстро, моя сумка уже крутилась по транспортеру. Сумку на плечи и помчался на аэроэкспресс, т.к. времени до отправления поезда на малую Родину оставалось немного около 2,5 часов. Первый раз ехал в битком набитом аэроэкспрессе из Домодедово, с трудом нашел место. Погода в Москве напоминала Марракеш, душно и жарко.
Избежать колоссальной очереди в кассу метро помогла оставленная одна поездка на билете, купленном еще в апреле. После аккуратных, чистых и небольших марокканских вокзалов пришлось снова привыкать к огромному и шумному Казанскому вокзалу. В Марокко на перрон пускают по билетам. Если, что-то не так, помогут. Никаких проблем у меня не было. А тут на Родине меня ждало последнее приключение. Объявили посадку на поезд. И тут у меня начались проблемы. Сначала не было распечаток списка пассажиров по электронным билетам. Потом оказалось, что меня в списке нет. В Марокко служащий обязательно бы помог, а здесь проводницы даже не удосужились заглянуть в мою распечатку. Пришлось бежать в билетные кассы. Там в справочном бюро тоже отказались со мной разговаривать, отправили распечатывать проездной документ. Спасибо любезной помощнице у автоматов. Оказалось, что я просто не туда посмотрел и вагон у меня не №3, а №14. Перегрелся под жарким московским солнцем. Нумерация вагонов в этом поезде начиналась с хвоста состава.Времени до отправления осталось минут 15. Бегу и матерюсь на себя, на проводников, на огромный Казанский вокзал, на жаркую и душную московскую погоду. Слава богу, успел. Нужный вагон оказался новым, с биотуалетами и автоматическими дверями. И проводники оказались молодые парни. Они начали совещаться, можно ли меня впускать в вагон, т.к. я был в списке обладателей электронных билетов, да еще и проездной документ предъявил. Я уже готов был взорваться и высказать им все, что я думаю про РЖД. Они взглянули на меня и … резко прекратили совещание. Шутники блин. Но испытания еще не закончились. Вагон оказался просто раскаленным, я в таком душный вагон попадал последний раз, когда ехал на поезде из Адлера. Индийские и тайские поезда просто отдыхают. В Марокко кондиционеры трудятся уже во время стоянки на станции отправления.
Слава богу, поезд отправился в путь по расписанию. Я успокоился и стал готовиться к встрече с Родиной и вспоминать практически завершившееся путешествие по Марокко.
Я не первый раз путешествую по мусульманским странам. До этого посещал Египет и Турцию. Собственно в этих странах и стал фанатом самостоятельных путешествий. В 2010 году за 1,5 месяца до арабской весны совершил самостоятельную вылазку из Шарма в Каир и Александрию. Потом на следующий год из Анталии сделал несколько самостоятельных вылазок в Каппадокию и Стамбул, Перге, Памукале и Чирали. В памяти остались яркие впечатления: как стоял в очереди вместе с верблюдами к входу на пирамиды у Сфинкса, пешком бродил по изумительным местам в Каппадокии, пытался сделать круг в знаменитом отверстии в Святой Софии, удивлялся знаменитому виду Александрийской набережной, кушал бутерброд со скумбрией на причале Золотого Рога и смотрел на просторы Босфора, наслаждался прохладой на ночной пустыни, когда меняли колесо на автобусе на обратной дороге в Шарм, нежился на изумительном безлюдном пляже в Чирали, гулял по шумному базару Ханхалили, промокал под проливным дождем на белых солевых отложениях Памукале. В общем, сравнивать Марокко есть с чем. Но почему то абсолютного восторга от Турции и, особенно от Египта у меня не было.
Марокко меня зацепило больше. Хотя нет там таких суперсайтов как Пирамиды Гизы, Луксор и гора Синай в Египте, Святая София, Босфор, Золотой Рог в Турции. Пляжный отдых лучше конечно в Египте, да и в Турции тоже. Природа в Турции по крайней мере не хуже.
Наверное так подействовала на меня абсолютная свобода и благожелательность местных жителей. Думаю посещение Марокко можно охарактеризовать как БЕЗОПАСНАЯ ЭКЗОТИКА. Начинается все прямо в поезде из аэропорта с объявлений на прекрасном французском языке. Прикольно. Французский здесь в почете, т.к. многие берберы не знают арабский. В плане ощущения безопасности Египет даже при Мубараке сильно проигрывал. Вспоминаю, как вся улица в бедном квартале Александрии кричала мне "Ху а ю" (так там дразнят всех иностранцев). Было честно очень страшно. Потом оптимизма не добавил вооруженный автоматом охранник туристических автобусов у нилометра в Каире.
В плане экзотики Марокко гораздо интереснее Турции, где сказались реформы Ататюрка. При этом марокканцы не сильно и преклоняются перед туристами, взять хотя бы запрет на посещение мечетей немусульманами. В Каире и Стамбуле можно было свободно посетить любую мечеть. В Турции, особенно во внутренних районах несколько напрягал нарочитый турецкий национализм. В Марокко бережнее охраняют традиции, особенно в берберских районах. Во всех населенных пунктах Марокко, которые я посетил (за исключением Марракеша) царит атмосфера спокойствия.
Я посетил в Марокко несколько мест, которые трудно увидеть где-нибудь еще: 1. медина Феса, 2. площадь Джемаа-эль- Фна, 3. касба Аит-Бенхадду.
Очень понравились Рабат и бесконечные марокканские пляжи с приличными отливами, красивыми закатами и мощью океана.
Природа красива и разнообразна, но думаю – это все-таки скорее дополнение, чем самоцель поездки.
За 16 дней трудно составить полное представление о стране. Марокко, если так можно выразиться, многоразовая страна. Думаю, если позволят обстоятельства и финансы приеду сюда еще не раз. Зимой лучше путешествовать в районе Марракеша и далее на Юг. А в августе, сентябре на Севере: Риф, Тетуан, Шефшауэн и средиземноморское побережье с приличными пляжами.
Спасибо всем, кто дочитал мой отзыв до конца. Не судите слишком строго.
До встречи…
Затраты 21 дня:
1. Перекус и вода в аэропорту – 66 Дх (6 евро)
2. Магнит – 5 евро
3. Вода во Франкфурте – 7,5 евро
4. Спиртное и конфеты в дюти фри – 25 евро
5. Билет на аэроэкспресс – 320 руб
6. Продукты – 125 руб
Итого: 54 евро