Если вдруг я повторюсь, заранее извините, уважаемые авторы.
Ездили вдвоем в июне 2014 по такому маршруту: Марракеш-Тубкаль-Фес-Касабланка-Ессуэйра-Агадир-Марракеш. На все про все 2 недели.
Транспорт
Побывав уже не единожды в ближневосточных и северо-африканских странах и зная про стиль вождения местных автомобилистов мы решили не брать машину, а пользоваться общественным транспортом. Из транспорта испробовали поезда, автобусы и прокатные авто.
Автобусы
В Марокко есть довольно цивильные автобусные компании, которые ездят по большому количеству направлений и за доступные деньги. Были испробованы компании СТМ http://ctm.ma/ и Супратурс http://www.marrakechtraintickets.com/su ... s-tickets/
Также есть большое количество других компаний, в каждом городе своя. Сами не пробовали, но по отзывам местных – сервис не очень. При этом цена может быть немного меньше.
Из перечисленных выше нам больше понравилась СТМ – хороший сервис, хорошее расписание, чистые комфортабельные автобусы. Супратурс тоже ничего, но сервис будет попроще. При этом цены такие же.
Автобусные билеты лучше покупать заранее, тогда гарантированно будут места. Если повезет, можете даже попросить кассира дать вам места ближе к водителю. Хотя это не всегда работает.
Багаж платный. Одна единица стоит 5 дирам.
Еще надо учитывать, что в разных городах разные автобусные компании приезжают на разные автостанции. В общем-то не проблема, все равно берете такси и едете по нужному вам адресу. Но все равно надо учитывать.
Поезда
Местная ЖД также предлагает разные направления, удобное расписание и доступные цены. http://www.oncf.ma/PrixEtReservation/Pa ... rmaux.aspx Цены и направления
Но надо учесть некоторые особенности. На сайте могут быть указаны направления и цены, которых на самом деле нет. Например, поезда Агадир-Марракеш не существует в принципе ( в Агадире нет жд вокзала), но на сайте такой поезд есть. Так вот, на самом деле это автобус. Поэтому лучше сразу купить автобусный билет.
Маршрутки
Есть такой вид траспорта. Называется «Grand taxi». Обычно представляет из себя микроавтобус, часто довольно подержанный. Цены варьируются в зависимости от направлений. Места стоянки – обычно возле вокзалов. «Сами придут и сами попросят». Торг уместен и даже необходим.
Такси
В городах это один из самых удобных видов транспорта, если вы не хотите связываться с городскими автобусами. Цены на такси вполне приемлемы. При этом в разных городах они могут существенно отличаться. Например, в Марракеше вас вряд ли повезут из центра до жд вокзала менее, чем за 50 дирам. В Касабланке тоже захотят 50-60, но при торге можно и за 20 найти. В Фесе за 20 довезут без проблем.
Также надо учесть особенность местных “petit taxi” – по дороге водитель может взять еще пассажиров. Это нормально. Такие же такси есть в других странах. Иногда это называтеся «service taxi». По разному.
Есть еще одна особенность – когда договариваешься о цене, надо уточнять, это цена за всю машину или за 1 пассажира. Надо учесть, что некоторые водители считают, что машина рассчитана на 6 пассажиров (не учитывая водителя) , т.е. 2 пассажира на переднем сидении и 4 на заднем. Я говорю о легковой машине.
В основном, все такси в Марокко – это Dacia Logan. В разных городах они разного цвета – красные в Фесе и Касабланке, бежевые в Марракеше, голубые в Эссуэйре. Также ездят старые Mercedes, типа 200
Авто на прокат
Как оказалось, вождение в Марокко представляет проблему только в городах – оживленный транспорт, снующии в брауновском движении люди, ослики, мопеды и лошади, узкие вьющиеся улицы медин. Но как только вы выезжаете за город, вас ждут довольно неплохие дороги и водители, в основном соблюдающие ПДД. Поэтому автомобиль - один из давольно удобных способов перемещения между городами, особенно если вы едете по стране.
Взять авто на прокат не проблема, особенно в в крупных городах. Представлены многие из всемирноизвестных фирм типа Avis, Hertz, Budget, Eurocar и т.д. Но при этом цены местных прокатных фирм существенно отличаются от вышеперечисленных. Например сутки проката в Агадире стоили 970 дирам в Herts и всего 350 в местной конторе.
Если вы решите брать авто, учтите, что в городах есть проблемы с парковской. Если в вашем отеле нет парковки, придется искать. Цены от 10 дирам и выше.
Есть еще один нюанс, который нельзя не озвучить. Даже на охраняемой парковке у вас могут слить бензин и никто ничего не увидит и не заметит - это Марокко, детка! И следите за страховкой - желательно брать с нулевой франшизой.
Деньги
Местаня валюта – дирам (dirham, MAD). Курс к доллару США 8,02-8,06.
Обменок в каждом городе масса, большой разницы в курсе не замечено. Обменки обычно комиссии не берут. Обсчетов тоже не замечено.
В интернете везде написно, что местную валюту ни в коем случае нельзя вывозить из страны. Поэтому купить ее нельзя нигде, кроме как в Марокко. Пишут, чтобы вы не удивлялись, увидев очереди в обменниках в аэропорту. Однако, хочу предупредить, что не стоит бросаться на самую первую обменку в аэропорту, в которой как раз и стоит очередь. Разница в курсе довольно существенная – выйдя в зал аэропорта вы найдете курс 8.01 вместо 7.80 в зале паспортного контроля. При этом в городе курс будет 8.02-8.04. Разница, конечно, несущественная, но при этом при обмене 50 долларов вы теряете приблизительно стоимость 1 билета до города. Выбор за вами.
Также хочу заметить, что какого-либо контроля на вывоз валюты при выезде из страны замечено не было. Если вы хотите взять на память пару «местных тугриков» - не вижу препятствий.
Люди. Язык. Разное
Если вы в первый раз в ближневосточно-североафриканских, короче говоря арабских странах, нужно полностью отключить негативное восприятие окружающего. Чтобы не испортить себе впечатление от поездки, нужно быть просто счастливым туристом, наслаждающимся происходящим вокруг. Просто ловите кайф от другой культуры, смеси звуков, цветов и запахов, не думайте, что это запах мочи, а просто принимайте это как нормальное. И тогда вам понравится.
В Марокко довольно мало туристов из Восточной Европы. В основном, это поляки. Поэтому надеяться на то, что ваш русский поймут, можно только в русских отелях в Агадире. В остальных местах это было бы очень самонадеянно.
Если вы говорите по-английски, это хорошо. Но в некоторых местах это тоже абсолютно бесполезно, так как в лучшем случае вы услышите в ответ, что они не говорят или очень плохо говорят (а значит не говорят) по-английски. Собираясь в Марокко, изучите хотя бы элементарные фразы на французском. В основном, самое полезное – счет. Спросить «сколько стоит», «когда» и сам счет – очень полезные знания. Также будут полезны общие фразы, типа «спасибо», «здравствуйте» и тд. Если можете выучить то же самое на арабском – вообще здорово. Тогда можете чувствовать себя «почти местным» Оптимальный вариант – взять с собой разговорники и того, и другого языка. Все будет проще. Хотя иногда на ваш вопрос, заданный на иностранном, могут ответить на том же языке, и тогда все усложняется
Но жизнь полна сюрпризов – заблудившись в медине Тизнита, дедушка в традиционном мароканском халате на мопеде спросил нас с практически «оксфордским» акцентом, что мы ищем, и центр города – туда (тычет пальцем). У нас отвисли челюсти минуты на 2 . При этом не попросил денег. Об этом отдельно.
Если вы, не дай Бог, заблудились или просто смотртие в карту, вам с удовольствием и любезностью помогут местные старики и дети. Но будьте готовы, что потом они попросят денег за свои услуги. Также есть отдельная категория граждан, которые предлагают услуги гида в мединах. За это они открыто хотят денег, но желательно цену обговорить заранее, дабы избежать неловкости после «экскурсии». Если вы загулялись в медине Марракеша вечером, когда темнеет, это не очень страшно. Но если это медина Феса – дела ваши плохи. Самостоятельно оттуда не выйти. Кто-то говорит про GPS во всех смартфонах. Да, это вариант! И как же до него никто не догадался?! Но! Во многих местах просто нет сигнала. Вам точно конец. Многие улицы медины на ночь просто перекрывают. И вот на карте они есть, а по факту их нет. Короче, если не ищите дополнительную дозу адреналина, выходите из медин, как только все начинают закрываться. Be safe!