Марокко давно висела в где-то в закоулках сознания, ожидая толчка, знака, пинка в конце концов. Первым звонком были найденные в интернете фото Легзиры с год назад. А в феврале этого года серия толчков и знаков привела наконец к ожидаемому результату. Сначала, в условиях отсутствия предложений по Турции и Египту, эта страна начала чаще мелькать в предложениях турфирм. Затем из этих предложений выплыл подходящий ценовой вариант. Мысли закрутились, начали анализировать и финальный пинок в виде предложения Alitalia СПб-Касабланка-СПб за 15 т.р. на вторую половину апреля породил транзакцию и 2 билета на электронной почте на меня и жену.
По форумам и связанным источникам было «накопано» порядка сотни интересных точек, кои и были разложены на карте. В итоге образовался оптимальный круговой маршрут Касабланка-Рабат-Лараш-Асилла-Танжер-Шефшауэн-Волюбилис-Мекнес-Фес-Ифран-Мерзуга-ущелье Тодра-ущелье Дадес-водопад Узуд-Марракеш-Легзира-Агадир-Эс-Сувейра-Эль-Джадида-Касабланка. Прикинув примерные затраты на общественный транспорт и такси и стоимость аренды машины, а также учитывая маловероятность реализации такого маршрута в разумные сроки на стороннем транспорте, был сделан выбор в пользу аренды авто из аэропорта Касы на весь срок и возвратом там же. Заблаговременная аренда обошлась в 172 евро + страховка франшизы 92 евро на авто класса Форд Фиеста через брокера Arguscarhire, который сразу выслал ваучер на Goldcar. Обнаружив позднее на сайте Аргуса рейтинг данной конторы в размере 2.3 из 10 несколько напрягся, но решил ничего не менять. На данный момент этот прокатчик у Аргуса уже отсутствует. Оформил на всякий случай международные права, которые по факту ни разу не пригодились.
При планировании и в поездке использовал карты OsmAnd на Android. Из плюсов – отличная детализация, много POI (жилье и заправки искали по нему), возможность записи треков, работа в режиме навигатора и многое другое… из минусов – тот же автонавигатор: маршрут прокладывает, ведет, но в городах тащит под кирпичи и в узкие улицы медин, изредка значительно ошибался в расчетах расстояний, так что будьте внимательны. В остальном отличный вариант.
Вылетели из Питера 15.04. 2 перелета примерно по 3 часа со стыковкой в Риме прошли довольно легко и в час ночи мы были в Касабланке. Машина была заказана на 9 утра, ехать в город для ночевки было нерезонно, посему, отыскав свободные кресла (их в здании довольно мало, а желающих разложить косточки на ночь – достаточно), просопели до утра в аэропорту. Учитывая несоответствие анатомических особенностей тела функциональным особенностям разбитых кресел, спалось без сладких снов. В целях поддержания формы в течение дня из Питера были контрабандой завезены 3 банки энергетика, которые в первый день сыграли значительную роль в поддержании жизнедеятельности. Все-таки первый день в незнакомой стране не хотелось провести похрапывая на руле. Кстати, контрабандный энергетик оказался весьма здесь распространен и купить его в дальнейшем можно было почти в каждой деревне.
Из особенностей автовождения:
1. Непривычное нам обилие круговых перекрестков с приоритетом круга. При этом многие пытаются его преодолеть, спрямив траекторию, без учета рядности. Так что будьте внимательны, приглядывайте за попутными слева и справа. В первый день необходимость постоянно крутить головой и учитывать еще и движение по главной на круге довольно напрягала, но потом вошла в привычку.
2. Абсолютный игнор пешеходами ПДД. В любом населенном пункте, особенно в больших городах они могут перемещаться вдоль дороги, поперек, по диагонали, не обращая на тебя особого внимания. Плюс мопеды, выписывающие зигзаги в тесном потоке.
3. Практически любая площадка рядом с интересующим тебя местом, пригодная для парковки, контролируется некоей кастой неопределенного вида, называющей себя ЛаГуардиа, иногда с бейджиками и билетиками, чаще без, которые при выезде потребуют с тебя 5-10 Dh за «присмотр». Ни разу не слышал формулировку «за парковку». По факту смотрят лишь за тем, чтобы никто без оплаты их не покинул. Однажды подходя к машине на такой парковке обнаружил пару отроков, восседающих на середине капота, глубоко углубившихся в гаджеты. ЛаГвардии такой факт был абсолютно нелюбопытен. Не знаю, на сколько эта каста пополняет бюджет родной страны, но создается впечатление обычного вымогательства. Суммы, конечно копеечные, но впечатление оставляют поганенькое.
Проблемы и затруднения в сложных случаях решаются значительным снижением скорости до 10-30 км/ч. Местные водители сами вполне осторожны и при необходимости объедут тебя стороной. Штрафуемая скорость начинается сразу за лимитом, поэтому малейшее превышение может обернуться штрафом, радаров на трассах немало. Мы попались 1 раз на 100 Dh при выезде из Агадира. Размер штрафа определился, как обычно в Марокко, при помощи торга.
В остальном езда в Марокко вполне комфортна. Дороги по основным направлениям отличные, автобаны с лимитом 120 – недорогие.
1 день - 16 апреля.
Прождав представителя проката до лишние пол часа, за 20 минут оформили документы и пошли за машиной. Из-за поворота появился черный WW Polo без фирменной круглой шильды на радиаторе, что придавало ему несколько потрепанный вид. Пробег 123 тыс. км и отметки о повреждениях (царапинах) на практически всех деталях кузова подтвердили мои предположения. Однако для меня это был, скорее положительный момент, поскольку к таким машинам при обратной приемке трудно придраться и лишняя новая царапина теряется в сотне старых. Гораздо хуже было то, что заявленный кондей на ней гнал теплый воздух, в чем мы убедились уже по пути к Рабату. Возвращаться не стали и в дальнейшем пользовались естественной вентиляцией, благо температура стояла в среднем 20-23 градуса и к 30 приближалась только несколько раз за поездку. Выдача машины происходила в рабочем проезде аэропорта, где стоянка запрещена и полицаи красноречивыми взглядами и жестами подгоняли нас на выезд. Мораль: не торопясь проверяйте не только внешнее состояние, но и основные функции. Впрочем, это оказалось единственной претензией к прокатчику.
Итак, выбравшись наконец из аэропорта, мы начали полной грудью вбирать в себя марокканскую атмосферу. Теплая солнечная погода и встречный ветер разгонял оптимизм по нашей крови.
Мои промахи на поворотах и выкрутасы навигатора вместо Челлаха первым пунктом неожиданно привели нас к воротам Bab Roah. Припарковавшись на глазах у полицая у запретно-покрашенного поребрика, обменявшись с ним глупыми улыбками, потопали созерцать Bab. Жене это слово, как ни странно, понравилось.
Второй пункт – Челлах не оставил бы особого впечатления, если бы не аисты, в изобилии гнездящиеся в антуражных древних развалинах и постоянно летающие прямо над головами. Тихо, спокойно, красивые виды – отличное место для отдыха от шумного города.
Здесь мы впервые столкнулись с парковочным вымогатором, который кинулся нас «обилечивать» при отъезде с казалось бы обычной, «дикой» гравийной площадки без опознавательных знаков. Вскипевшее возмущение надавило на газ и вывело меня из зоны его досягаемости.
Касба Удайя – наверное самое впечатляющее для меня место в Рабате, особенно при взгляде со стороны, поскольку вид морских крепостей, сдерживающих океанскую стихию, и, некогда, напор атак вражеских флотов, не может оставить равнодушным. Эти бастионы, в частности и привлекли меня в такие городки как Кенитра, Лараш, Асилла, Эс-Сувейра, Эль-Джадида… Показалось, что практически любой средний городок на побережье Марокко имеет свою оборонительную крепость.
На городском пляже у крепости в обществе местной отдыхающей общественности, пользуясь случаем омыли ноги в Атлантическом океане, вкушая самодельные чипсы и апельсиновый фреш.
При выезде из Рабата, в Сале попытались купить симку. Часовые потуги «сейчас-сейчас», «5 минут и готово» «компетентного» паренька так и не привели к активации карты, пришлось уехать ни с чем. Отмечу, что симка Марок Телеком (цена 30Dh с локальным пакетом) имеет ограниченный срок использования интернет трафика. 1Гб за 20Dh докупается отдельно и дается только на неделю, на чем мы в дальнейшем по незнанию прокололись по незнанию языка. Уточняйте объем трафика и срок действия.
В итоге, потеряв время, мы немного выбились из графика и лишь проездом заскочили в курортный городок Кенитру.
В Лараш приехали уже затемно.
Изначально планировали, оформив симку, бронировать жилье с букинга, агоды или аирбнб по ходу. Но в отсутствии симки переориентировались на POI OsmAndа. И первый попавшийся Hotel Tanger за 200Dh нас вполне устроил. Чистая комната, белье, душ с горячей водой - большего и не надо. Впоследствии забили на букинги и брали жилье на месте, благо предложений достаточно и цены гораздо ниже агрегаторов.
Вечер провели на площади Свободы, где полно разнообразных кафешек и едален, и на городской набережной.
2 день – 17 апреля.
Утро «порадовало» хмурым небом и периодически моросящим дождем. Океан также был неприветлив и с упорством испытывал на прочность форт Al Kabibat. Форт не в лучшем состоянии, не охраняется и нередко используется, мягко говоря, не по назначению. Но со стороны, особенно с заграждающего мола выглядит впечатляюще.
В дальнейшем часто убеждался, что многие сооружения лучше оценивать со стороны, дабы не портить впечатление. Даже в Аит БенХаддоу, самой известной касбе Марокко, часть города в развалинах и следах человеческой жизнедеятельности.
Стоит посетить также крепость Tour de la cigogne, находящуюся немного в стороне и недоступную для входа, но довольно хорошо сохранившуюся. Рядом – мечеть и обзорная площадка Лараша.
В 40км от Лараша находится Ассила – приятный городок с мощной крепостной стеной и белыми домиками, раскрашенными местными и заезжими работниками изобразительного искусства. К сожалению пасмурная погода преследовала нас и здесь, поэтому полностью оценить красоту города, согретого солнцем, нам не удалось и его белые строения сливались с серым горизонтом.
Из Ассилы вдоль живописного побережья мы направились к мысу Спартель – северозападнейшей точки Африки. Порою дорога шла вдоль огромных и абсолютно пустых песчаных пляжей. По дороге планировали поснимать взлетающие/садящиеся самолеты международного аэропорта Танжера Ibn Batouta, находящегося рядом с побережьем. В свое время понравилось снимать на пляже аэропорта Пхукета и хотелось воспользоваться этой возможностью здесь. Однако то ли трафик аэропорта очень низкий, то ли он мы оказались там в неудачное время, но за 30 минут ни один самолет этим аэродромом не воспользовался.
Гроты Геркулеса мы сознательно пропустили, учитывая отсутствие интересных фото из этого места и наличие внушительного людоворота циркулирующих народных масс. Зато на маяк мыса Спартель заехали и оценили отличный вид, благо к этому времени облака рассеялись и солнце наполнило красками небо, земную твердь и океан.
Танжер ничем особо не удивил, кроме как трущебообразными строениями на высоком берегу Гибралтара, достойного своей панорамой и видом на испанское побережье, как минимум, центрального городского парка ну или хотя бы прогулочной набережной.
Понравилась медина Танжера, ее открытые улочки, продуваемые морским ветром, подъемы, спуски, виды на город и порт. Там же прикупили за 80Dh сыну давно желаемую футбольную форму Messi. Вопреки ожиданиям, оказалось не так уж дорого. Торговцы в Марокко ведут дела довольно жестко. Если арабы в Египте видят в любом туристе первым делом кошелек и готовы на долгие уговоры, лесть и чаепития, то марокканские арабы способны послать на второй минуте разговора, если твое мировоззрение на предмет торга не совсем совпадает с его или он не получил от тебя ожидаемую финансовую отдачу. Марроканский торговец часто заносчив, обидчив, резок в словах. Мы задачу шопинга в планы не включали, поскольку многое сейчас дешевле дома, а к аутентичным бесполезным сувенирам уже давно потеряли интерес. Загорелись было привезти набор тарелок с марроканскими узорами (для использования как кухонной посуды), но местного производства (Фес) даже в сетевых супермаркетах стоили по 50-60Dh за шт., а на более дешевых стояло клеймо «made in China».
Погуляв по медине и Tanger Grand Socco, развернули свой пепелац на юг и назначили новую цель - Шефшауен. Казалось бы, всего сотня километров, но узкая дорога, горный серпантин, множество мелких населенных пунктов, а также глаза, прилипшие к окружающим красотам, растянули время и пространство и последнюю треть пути мы проделали, проводив последние лучи заходящего солнца. Скорость снизилась, мозг перешел в режим компьютера, оценивая в освещенном пучке света расстояния до обрыва слева, скалы справа, задних габаритов плетущегося впереди грузовика и вынырнувшей из за поворота встречной легковушки, в попытке просчитать окно рывка для обгона.
В Шефшауен добрались около 9 часов вечера и сразу попали в гудящий водоворот людей, машин и ослов. В попытке найти стоянку ближе к центру нарезали пару кругов по торговым улицам и темным переулкам, пока не втиснулись в небольшое пространство на обочине. Жилье долго не искали и упали в первое попавшееся на входе у ворот Bab Ain. Комнатушка с душем, wi-fi, завтраком и верхней террасой с отличным видом на город обошлась где-то в 200dh.
Вечер провели на главной площади, где в тот день проводился OpenAir молодых (и не очень) музыкальных талантов. Молодежь на площади отжигала, старшее поколение ловило между младшим своих резвых отроков.