Факты, немного впечатлений и много фотографий.
Касабланка – Рабат – Фес – Мерзуга, дюны Эрг Шебби – Марракеш – Эйсуэйра – Рабат – Танжер – Шефшуан – Рабат – Касабланка
День первый
Касабланка – Рабат
Я прилетел в Касабланку днем, задерживаться в городе не хотелось, да и меня уже ждали в Рабате знакомые. Добраться до Рабата из аэропорта Касы можно 2 способами. Во первых на поезде, прямо из аэропорта, с нижнего этажа, ходят поезда, с пересадкой на станции Casa Voyagers можно добраться в разные части страны. Во вторых на такси. Прайс висит около стоянки, так что торговаться не придется. Поскольку я устал, я взял на такси. 650 дирахм и час езды. Дорога и окрестности между Касабланкой и Рабатом довольно удручающие, наверное самое непривлекательное место во всем Марокко. Сам Рабат по началу не произвел особого впечатления, то ли из за усталости, то ли из-за того, ячто я добрался до города под вечер. Город хорош утром. Но об этом позже.
Наша гостиница находилась в пригороде - Сале, с крыши открывался милый вид мусульманское кладбище, пляж и океан. На океан мы направились первым делом, смотреть на закат. Не знаю, то ли из за скал, то ли из-за маяка или огромной Касбы, океан в Рабате кажется величественным, в Эссауре он бескрайний, в Танжере синий-синий...
Еще раз о гостиницах. Самое удачное место для выбора гостиницы в Рабате – Касба Удая, или територия около железнодорожного вокзала. С вокзала же моджно уехать в Мекнес и Фес, или обратно через Касы в Мараккеш.
Закат на океане
Мусульманское кладбище и Касба вдалеке
День второй
Рабат – Фес
В Фес мы добирались на машине вновь обретенной знакомой. Прибыв в город, первым делом мы отправились искать автовокзал, чтобы заранее купить билеты на ночной автобус в Риссани, по дороге поддецепив арабченка, который потом навязывался в гиды.
Автобус СТМ до Риссани отходит то ли в 20.00 ТО ли в 21.00 с автовокзала, билет стоит 140 дирахм. Важная замечание. У компании СТМ зачастую есть свои автовокзалы в каждом городе, положение которых не всегда совпадает с общим автовокзалом, легко перепутать время отправления с вокзала компании и общего автовокзала.
Купив билеты мы поехали к гробницам Менары, откуда открывается вид на медину. Смотровая площадка запомнилась больше всего, особено когда мы вернулись туда на закате. Мы сидели и наблюдали за огромным муравейником арабского города, обросшего тысячами спунтиковых антенн. Сама медина моим попутчицам не понравилась, они так и рвались оттуда уехать, мне, опять же, было индиферентно. Ремесленики в лавках, красильни, бесконечная ряды торговцев, все время преследовало ощущение, что это все часть представления для туристов, коих бродит по Фесу бесчисленое множество. От покупок радости тоже не возникло, торговались местные без особого энтузиазма. Одним туристом больше, другим меньше. Из всех мароканских городов Фес самый грязный. Но не испытывайте иллюзий, Марокко намного чище Москвы. Мне кажется, чтобы полубить Фес нужно посвятить ему как минимум пару дней и иметь желание почувствовать ритм арабскрого города.
Вид на Фес
Закат
Вход в медину
Красильни
День третий
Риссани – Мерзуга, дюны Эрг Шебби
Сев на ночной автобус в Фесе, в 5.30 мы были уже в Риссани. Выспасть тольком не получилось из-за постоянных остановок и шумных арабских детей. К тому же в автобусе было дико холодно. При выходе к нам тут же подлетели местные берберы с предложениями во первых доехать до Мерзуги за 10 дирахм с каждого, во вторых посетить их гостиницу. Мы согласились, ибо других вариантов не виделось.
Лирическое отступление. Есть куча туров из Феса и Мараккеша в Мерзугу, но они все рассчитаны на 3 дня, стоимость додобного тура 1200-1000 дирахм . У нас было 2 дня и достаточно дури, чтобы поехать в пустыню самостоятельно.
Мы ехали в джипе с двумя поляками, те тыкали вы путеводитель LP и спрашивали про какие то гостиницы, на что водитель рассказывал душещипательную историю. Мол разрушены гостиницы, 2 года назад случилось наводнение, много гостиниц было разрушено , 6 берберов утоноли, плавать не умели. Я смотрел на приблежающиеся дюны и пытался представить наводнение в пустыни.
По приезду в гостиницу мы сторговали поездку на верблюдах на день, ночь и утро за 700 дирахм с лица. План был такое ехать 2 часа до базы в дюнах, там обедать и одыхать, потом 2, 5 часа до каменистой пустыни, там встречаем закат, ужин, ночевка, а с утра 2 часа обратно в гостиницу. Как выяснялось ночевать лучше было в дюнах, в каменистой пустыне делать особо нечего. Торговались долго, с чувством, толком, расстоновкой и мятным чаем.
Итак мы приняли душ, мы закупили много воды и отправились в путь. Перед этим правда пришлось отбиваться от местных берберов, желавших поменяться одеждой, обувью или телефонами. Опять же за девченок предлагали много верблюдов)
Пустыня. Пустныня – это сгуток нереальности. Реальным кажется только палящее солнце, от которго укутывается глубже в шарф, в какой то момент даже мои попутчицы замолчали и так мы ехал в полной тишине.
Укрепления против песков
Проводник встречного каравана
Человек в черном идет по дюнам
Озеро около гостиницы
В палатке
Чай
Наш проводник
Он же
Я не знаю человека которого не поразила бы пустыня, раз попав сюда, понимаешь оставаться прежнем будет сложно.
На первой остановке к нам в палатку подсел бербер, он рассказывал, что идет караваном в Тимбукту, 52 дня в один конец и 12 дней обратно на грузовиках, предлагал поехзать с ним и много верблюбов за девченок. Смешно, но мы действительно задмаулись о трипе на 52 дня. Когда-нибудь. Наш собеседник говорил практически не меняя интонации, что заставляло слушать каждое слово. Он долго смеялся над нами и нашими планами. «Don’t hurry like ferarri». Пожалуй там, сидя в палатке, время действительно не имело значания для всех из нас.
Закат в дюнах отделаная тема, я даже не снимал его, просто валялся на стывающем песке.
Ночевка оказалось сложной, спать пришлось в глинобитной хибаре на полу, покрытым коврами. Одна из девушек совсем не вдохновилась подобной идей, ее грозное лицо еще долго будет снится в кошмарах проводнику, который испуганно повторял... Мон ами, мон ами.
День четвертый
Мерзуга, дюны Эрг Шебби – Марракеш
Восход мы бездарно проспали, наш проводник радостно показывал уже на поднявшееся солнце и что то лепетал по французки. После завтрака мы отправились обратно в готиницу. Душ, ожидание трансфера с польскими туристами, что звали нас в Тондру. Добравшись до Риссани мы принялись искать автовокзалы. Их в городе опять же два. Один СТМ второй общий. Автобусы в Фес и Маракеш ходят по вечерам. Здесь наша компания разделилаь. Одна попутчица поехала обратно в Фес , к брошеной там машине. А мы со второй девушкой пошли торговатся с местными таксистами. Час торгов и мы едем в Марракеш на такси. 120 евро и 8 часов дороги.
Средний атлас, долина Роз, Высокий атлас, граница Сахары. Все это стоит увидеть.
Начиная с Тихенира, до которого 3-4 часа езды начинаются живописные города окруженные зеленью и горами, в каждом из них хочетчся остановится как минимум на пару дней. Высокий атлас начинается после Уарзазата. Сам Уарзазат намного менее примечательный, Тихенир. Дальше начался Высокий Атлас, где нас застала темнота.
Продолжение следует...