Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Марокко отзывы туристов, отдых в Марокко, Новый год в Марокко

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #1

Сообщение FrekenSnorkel » 28 июн 2009, 00:05

Маршрут поездки: Москва-Касабланка-Фес-Миделт-Хассилабьед-Уарзазат-Марракеш-Эссуэйра-Касабланка-Москва
Сроки поездки: 19.04.09 – 01.05.09
Средства передвижения: автобус, поезд, ренткар
Состав участников: FrekenSnorkel и Девушка Z
Background: FrekenSnorkel (это я) уже была в Марокко в 2005 году: тур в Агадир, оттуда самостоятельно местными автобусами в Марракеш и Эссуэйру. Девушка Z в Марокко впервые.
Задача: за 12 дней посмотреть максимальное количество того, что можно посмотреть, минимально напрягаясь...


19.04.09 Москва-Рим-Касабланка.

Вылетали мы изумительно дешевым рейсом Алиталии через Рим. Билет стоил 9.500 р. на нос, поэтому подсознательно ожидали подвоха. Тем более, что начитались в интернете о вечных засадах у этой авиакомпании с электронными билетами и с постоянными потерями багажа.

Экономичная Девушка Z упихнула все свои вещи в крохотный рюкзачок кэбин-сайза, поэтому у нее никакой головной боли не было. У меня рюкзак был посолиднее. Вдобавок, там лежал лак для волос, так что шансов протащить пожитки в салон не предвиделось. (Хотя у меня уже был опыт проноса этого самого лака в самолет под поясом джинсов, но в этот раз штаны были потоньше, и баллончик предательски контурировался...) Короче, пришлось-таки сдать рюкзак в багаж.

Как ни странно, долетели мы отлично. На пересадке в Риме не было никакого личного досмотра, так что в самолет можно было протащить слона. Ни у кого не вызвала любопытства даже моя начатая фляжечка с вискарем (в прошлую поездку на пересадке в Афинах у меня изъяли аналогичную фляжечку в запаянном дьюти-фришном пакете).
После Рима в самолете остались всего три русские пары. Особой популярностью рейс на Касабланку явно не пользовался, несмотря на удивительную дешевизну.

Прилетели в районе 11 утра, забрали мой рюкзак и отправились на первый этаж садиться на поезд до станции Casa Port, от которой планировали взять такси до отеля.

Надо сказать, во всех отчетах народ писал, что Касабланка – город нудный, поэтому его можно спокойно проехать транзитом. Однако Девушка Z мечтала начать поездку сразу с пляжа, поэтому уперлась рогом и сообщила, что весь первый день она будет отсыпаться в шезлонге на берегу моря, и только на следующее утро найдет в себе достаточно сил, чтобы тронуться в путь. Поэтому мы забронировали один из немногочисленных отелей на набережной – Hotel de la Corniche, который обещал номера с seaview. По сравнению со всеми остальными отелями по маршруту, он оказался самым дорогим – 92 евро за двухместный номер. По всем остальным точкам маршрута мы жили в одноместных номерах, и цена варьировалась от 25 до 40 евро с носа.

Итак, купили билеты за 3.5 евро на нос, а заодно сразу и на следующий день, на поезд в Фес по 10 евро. Сели в вагон, очень напоминающий нашу электричку, особенно своими чудовищно грязными стеклами. Неожиданно выяснилось, что все русские, летевшие нашим самолетом, оказались в итоге в одном и том же вагоне! Вот, блин, загадка русской души!

Это было первое знакомство с марокканскими железными дорогами, с которыми потом нам пришлось практически сродниться. Сразу скажу, что привычной нам визуальной схемы маршрутов с указанием станций и пересадок в Марокко нет. Поэтому совершенно невозможно угадать, какой по счету будет нужная тебе станция (информационных табло в вагонах или объявлений по радио тоже нет практически нигде). Пришлось каждые пять минут отлавливать и допрашивать местное население, которое совершенно отказывалось понимать даже до предела упрощенный английский, зато долго и пространно что-то втолковывало на почти неведомом нам французском, вместо того, чтобы просто ответить «да» или «нет».

Между тем поезд шел среди чудовищных бидонвиллей и зарослей конопли высотой с нашу медвежью дудку... Сами мы точно не опознали бы коноплю в этом бурьяне, но нам ее показала юная русская пара, которая путешествовала по Марокко без багажа, но с гитарой

Наконец, мы высадились на нужной станции. Отмахиваясь от таксистов, норовивших заломить десятерную цену, отошли подальше от вокзала и поймали проходящее «пти». Водитель, как выяснилось, не знал не только нашего отеля, но даже названия улицы, на которой он находится. Хотя на букинг-сайтах бульвар Corniche позиционировался как дорогой, респектабельный район. Сунули ему в нос Lonely Planet со схемой города и ткнули пальцем. Но и после этого не полегчало. После кружения по центру города и опроса местных, в результате все-таки попали, куда надо. Заодно посмотрели Касабланку. Город не просто неинтересный, а довольно-таки неприятный. Пыльный, грязный, неуютный... Проехали мимо заведения под ностальгическим названием «Ric’s Café». Почему-то оно оказалось на горе... В общем, следов любимой по фильму Касабланки мы как-то не увидели...

Наш «респектабельный» район оказался на окраине, гостиница стояла ровно между стройкой и ремонтом дороги. Да и в самой гостинице, похоже, тоже шел ремонт. Номер мы сразу поменяли, т.к. в нем не работал душ и даже не пахло видом на море. Зато во втором номере вид на море уже был...

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем


Правда, без трансфокатора разглядеть его было сложновато, но нам уже было все равно – мы рванули на пляж (минутах в 10 ходьбы от отеля).

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем


Пляж в Касабланке похож на все марокканские пляжи – безбрежный и под завязку набитый футболистами... Девушка Z оказалась там единственной купальщицей, а я тем временем лениво волочила ноги по мелководью, где и была немедленно и зверски ужалена медузой.

Безбрежные пляжи вечно приводят меня в состояние восторга, граничащего с кретинизмом. В прошлый новый год в Португалии, когда я в таком вот кретиническом восторге побежала за уходящею волною, чтобы окунуть руки в пену, волна надлежащая накрыла меня с головой. Жертвою пали фотоаппарат и телефон.

В этот раз, увидев в лениво накатывающем прибое нечто ярко голубое, куполообразное, с волочащимися синими тесемочками, я, не задумавшись ни на минуту, подцепила ЭТО ногой... А дальше искры из глаз от дикой боли и слово bluebottle, которое в мозгу нарисовалось уже, к сожалению, слишком поздно... Я про эту ядовитую тварь слышала, но никогда не видела. И понятия не имела, что она водится где-то, кроме Австралии... Гадство ее в том, что боль от ожога не проходит в течение нескольких часов. А через час эта боль даже начала подниматься вверх по ноге. Я уже морально готова была испробовать в действии свою страховку, но часа через два боль вдруг резко прошла. В любом случае, приключение не особо приятное, так что не советую никому экспериментировать с этой дрянью. А встречается она там часто – я потом еще штуки четыре таких видела на этом пляже.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем


(это не моя фотка, но я ее присовокупила, чтобы народ знал, как выглядит беда)


Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем


После этого мы с Девушкой Z решили, что необходимо срочно обеззаразить организм алкоголем и поехали в местный гипермаркет по имени Marjane. Но, обойдя весь торговый зал раза три, мы не обнаружили там следов спиртного! Продавщицы в ответ на наши вопросы дружно трясли головами и говорили NO! Мы были в полном изумлении - в Маржане всегда есть выпивка, это я знала еще по предыдущей своей поездке. Пойманный на выходе охранник строго приказал мне оставаться на месте, а Девушку Z провел обратно в торговый зал. Через 10 минут ожидания я не выдержала и отправилась за ними. И увидела занятную картину. Мы с Z не обнаружили отдела с алкоголем потому, что он был отгорожен от основного зала плотными решетчатыми жалюзями. За решеткой клубилась и гудела толпа мужчин. Вдруг охранник приподнял решетку, и оттуда материализовалась нагруженная вином Девушка Z. Оказалось, что в винный отдел перестают пускать в 7 вечера. На часах было 7.30. Видимо, мы с Z производили впечатление крайне страждущих, поэтому для нас сделали исключение

В целом, Касабланка нам решительно не понравилась. Вечером мы решили никуда не ходить и проводили первый день в Марокко знаменитым марокканским серым вином (Gerrouane Gris), камамбером и офигительно вкусными оливками, сидя на балконе с видом на отдаленное море.


20.04.09. Касабланка – Фес, поездом

Утром доехали на такси до станции Casa Voyageurs. Нашли платформу, на табло которой была надпись «Фес». Подошел поезд, мы загрузились. Уже в вагоне решили на всякий случай уточнить, наш ли это поезд. Как водится, местный житель начал очень пространно объяснять нам что-то по-французски. В тот момент, когда мы все-таки поняли, что поезд не наш, он уже тронулся. Merde! Проклиная все на свете, отбиваясь от набежавшего контролера, высадились на следующей станции и на такси вернулись на Casa Voyageurs. Билеты, к счастью, оказались действительны, так что через час мы все-таки выдвинулись в сторону Феса, теперь уже десять раз переспросив направление еще на платформе. Этот поезд оказался более скоростным, так что в результате мы потеряли всего полчаса.

Ехали вторым классом, вагон двухэтажный, сиденья, как в автобусе, - очень удобные, с правой стороны вагона сиденья по ходу поезда, с левой – в обратную. На первом этаже туалет и даже, кажется, где-то был вагон-ресторан, но мы туда не дошли. В спинках передних сидений были откидные столики, как в самолете, так что мы с удобством разложили там предварительно запасенную сырно-оливковую снедь и запили ее вином, заблаговременно разлитым в бутылки из-под минералки (чтобы не возбуждать мусульманское население).

Таксисты в Фесе точно так же не говорят по английски и точно так же не знают свой город, как и в Касабланке. Вся история с тыканьем пальцем в схему города повторилась, хотя в этот раз наш отель находился ну просто в самом центровом месте медины – у Bab Boujеloud. Высадились в окрестностях и пошли искать пешком.

Проводить нас вызвался юноша в белой рубашке и черном номенклатурном пальто, который отирался на углу с полицейскими. Юноша гордо сообщил, что сейчас в Фесе гостит король с семьей, а сам он – телохранитель короля. В доказательство картинно откинул полу пальто и продемонстрировал шпалер. Мы оценили, но от его предложения в свободное от основной работы время побыть и нашим телохранителем вежливо отказались.

Отельчик Jnane Sbile (hotel.jnane.sbile@hotmail.com)замечательный, совсем новый. Находится прямо около одноименного сада на стыке двух медин – старой и новой. Одноместный номер – 25 евро. Чистенько, уютно и с местным колоритом.

Особенно хорошо завтракать утром на диванчиках в лобби, залитом разноцветными лучами солнца сквозь витражные стекла дверей.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем


Вечером решили в старую медину не соваться. Прогулялись по новой медине, зашли на старое еврейское кладбище. Очень странное впечатление – среди могил простых марокканских евреев - крохотных белых бетонных холмиков рядами, похожих на могилы неизвестных солдат, - стоит такой «паровозик из Ромашково» с трубой – могила раввина. Люблю ходить на кладбища в разных странах, но такого странного не видела...

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем


Полюбоваться Фесом на закате мы планировали с горы Borj Nord. Долго шлепали туда пешком, в результате обнаружили, что точки с самым лучшим видом на город по совместительству являются общественным сортиром. Пока фотографировали – надышались и напрыгались между куч, дай боже... Попутно распугали человек пять примостившихся на корточках любителей посрать с видом на закат. Романтики, блин!
Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем


Ужинали в кафе «Mezzanine» в двух шагах от отеля: отличная кухня – такой цивильный вариант марокканской еды. С 18 до 20.30 – happy hour на спиртное – два по цене одного, что приятно, учитывая, что пиво в сугубо местной расфасовке 0.2 (!!!) обычно стоит 3 евро.

21.04.09. Фес

Наутро в лобби нас ждал гид. Собственно, мы изначально планировали взять гида для вылазки в старую медину Феса – ради экономии времени, а тут как раз в поезде по дороге из Касабланки познакомились с марокканцем, который сосватал нам своего знакомого. Гида звали Саид, и он оказался абсолютным Кисой Воробьяниновым. Был невозможно импозантен, надувал щеки и время от времени изрекал нечто, по информативности сравнимое с «Да... уж!». Большую часть времени он шествовал впереди нас и молчал, как рыба. Информацию выдавал строго по запросу. Не получая вопросов, не заморачивался никакими рассказами. Хотя, в общем, свою задачу он выполнил – быстро провел нас по тем достопримечательностям, которые мы и так уже изучили по Lonely Planet. Сами бы мы искали их гораздо дольше.

В прошлую поездку в Марокко я уже была в медине Марракеша. Медина Феса отличается только тем, что она постепенно разрушается, и многие улочки расперты наверху деревянными бревнами и лесами. Меньше, чем в Марракеше, безумных мотоциклистов. Больше ослов. А так – то же самое.

Из всего увиденного зацепили нас только красильни, вернее – рассказ о том, чем и как в Марокко красят кожи... Хна, шафран, уголь. А красный краситель они делают из мака! Мы еще по дороге из аэропорта видели здоровенные маковые поля. Вручную тетьки собирают цветуечки, из которых потом делают краску. А для размягчения кожи используют голубиный помет. ХХI век, елы-палы!...

Запаха, правда, не было...

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

В Фесе мы планировали взять машину напрокат на четыре дня, чтобы смотаться в пустыню, а оттуда в Марракеш. На общественном транспорте этот маршрут представлялся ну совершенно геморройным!!!

Решили поэксплуатировать нашего Кису в качестве толмача в прокатных конторах. Идея оказалась порочной, потому что Киса в переговорах был ленив, интереса нашего не блюл, хотя мы намекнули ему на бакшиш, и в конце концов, мы его отправили восвояси, заплатив 15 евро таксы и прибавив еще 5 от щедрот, хотя он совершенно этого не заслужил. Дальше на поиски машины отправились сами.

В результате изнурительного глухонемого маппет-шоу с не владеющими английским сотрудниками очередного проката – хихикающей бородатой девицей и длинным флегматичным арабом, - мы договорились об аренде Дачии Логан. Специально хотели Логан как неубиваемый автомобиль, на котором можно и в пустыню... Офигели от процесса переговоров настолько, что даже сил не было торговаться – за 4 дня заплатили 300 евро, зато без франшизы, которую нам втюхивали в предыдущей конторе. Правда, сумели отбиться от 1500 евро залога – оставили только 500 наличными (наличными взяли потому, что права были только у меня, а карта – только у Z. Почему-то их этот расклад не устроил). Объяснялись друг с другом два часа, девица в конце уже просто кисла от смеха...

В принципе, араб оказался приличный, не стал пользоваться нашей доверчивостью – обуть нас вообще ничего не стоило. Мы даже ухитрились отдать ему все деньги вперед с тем, что машину заберем завтра наутро... О том, что надо бы взять квитанцию, вспомнили и вернулись с полдороги. Он от этого, по-моему, совершенно офигел... Смотрел на нас с сожалением и, как я понимаю, прощался с машиной, ибо выпускать таких бестолочей на вверенном ему автомобиле на просторы Марокко товаришшу явно было стремно...

22.04.09. Фес – Мидельт, на машине.

В 9 утра приехали в прокат. Длинный флегмат нас ждал. Машина была в отличном состоянии, со свежепоменянным маслом, на новой резине. Он десять раз нам все показал и объяснил, выдал кучу ЦУ: типа, не ездить ночью, не сажать попутчиков, дал с собой карту Феса, долго выпарковывал нас от обочины и чуть ли не махал вслед платочком. В принципе, контору могу рекомендовать – ребята не жулики, техника в хорошем состоянии, по возвращении машину почти не осматривали, не придирались, ну а цену можно было спокойно скинуть евро на 80, просто мы офигевшие были, а Девушка Z и вообще ненавидит торговаться… Так что, вот координаты: «Conge Car», Fes, 41 Av.Hassan II (около Europcar, вход в арку).

Сразу заехали на заправку, т.к. машины там выдают с пустым баком (возвращать тоже с пустым), потом в винной лавке возле центрального рынка затарились любимым серым вином на ближайшие 4 дня (как обстоят дела с винными магазинами в пустыне, мы не знали, а выпить бутылочку, сидя в дюнах на закате солнца, - это святое!).

Немного поплутали на выезде из Феса. Спросили дорогу у местных гаишников. Гаишники, как ни странно, оказались англоговорящими и долго с нами кокетничали. (Кстати, потом за все четыре дня нашего автопробега нас не остановил ни один автоинспектор). Как только выехали за город – ни разу больше не заблудились: везде указатели, потеряться невозможно при всем желании. К тому же, Девушка Z быстро изучила легенду и превосходно штурманила.

И тут начался полный восторг!.. Маршрут мы распланировали так, чтобы не особо напрягаться, т.к. за рулем была я одна – Девушка Z машину не водит. То есть, максимум – километров 250 в день. Так вот: в первый день было такое впечатление, что мы проехали через все возможные климатические пояса - такое было разнообразие ландшафтов. В течение одного дня мы ехали сквозь маковые поля, снежные перевалы, кедровые леса, пальмовые рощи, практически американские прерии и красные столовые горы, как в штате Юта... Совершенно невозможно представить, что вся эта красотища сосредоточена по маршруту длиной 250 км...

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Проезжая через Иммузер, попытались найти хваленый водопад «Покрывало влюбленных». Спрашивали у всех подряд – все показывали в разные стороны. В конце концов, свернули направо на базу отдыха местных профсоюзов, где неполнозубый красавец с дизайнерской бородкой и в драных трениках провел нас на территорию и гордо продемонстрировал какой-то пенливый и бурливый канализационный сток...

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Вряд ли это был тот самый водопад, но другого мы не нашли. Красавец обфотографировал нас на фоне водопада вдоль и поперек и решительно отказался от бакшиша. В целом, народ, по мере удаления от Касабланки и больших имперских городов, становился все симпатичнее, бескорыстнее и, главное – полиглотистее! Как только мы выехали из Феса, проблема с языком исчезла – все встреченные нами по маршруту люди отлично владели английским.

Ифран очаровал нас заросшим ряской старым прудом на фоне швейцарских шале. На берегу пруда росли голые деревья - без листьев, но покрытые, как нам показалось издали, огромными белыми цветами. Цветы, при ближайшем рассмотрении, оказались ибисами, которые вили гнезда на деревьях.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сам городок замечательный – построен в 30-х годах вокруг марокканско-американского университета, призванного служить взаимной толерантности разных религий. Тихий, невообразимо прекрасный – и ни одного человека!

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Вообще Марокко вне Марракеша и Феса показалось нам довольно малонаселенной страной. Едешь-едешь - а вокруг просторы, и ни одного дома, ни одного человека, почти ни одной машины... Сказочно.

Вскоре после Ифрана по указателю съехали направо в кедровый лес и начали озираться в поисках обещанных в других отчетах обезьян. Вышли, погуляли по лесу – ни следа...

Потом штирлиц догадался, что фигли обезьянам делать в лесу? Они должны быть там, где останавливаются туристы. Поехали на площадку отдыха – и точно!

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Скормили им пачку орехов. Безумно интересно было наблюдать их иерархию: подходит самец и целая куча самочек, главный обезьян жрет сам и позволяет есть только одной самке - остальных гоняет. Приходится его отвлекать и в это время подкармливать остальных. А те, кому не достается, прыгают тебе на спину – типа, ну-ка повернись-ка! Нам давай!

Потом вдруг р-раз! – все они исчезают, а их место занимает другая семья. Тут уже история совсем другая – точно так же, свободно едят самец и любимая скво, но остальные – сами отказываются. Он их даже не гоняет. Просто сидят, смотрят голодными глазами, но предложишь орех – отворачиваются. Вот же дисциплина же!

Гадский самец попытался вырвать у меня из рук пакет с орехами, за что был мною громко обруган и, кажется, понял, что погорячился...
А потом появился еще один глава семейства с самкой и крохотным детенышем. Самка еду не берет. Самец лопает от пуза. Наелся, схватил жену с ребенком в объятия, и они дружно защелкали зубами на младенца – похоже, выражали нежность таким обезьяньим способомJ. И только после этого мамашка начала есть.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

После кедрового леса мы миновали перевал, где местное население развлекалось, съезжая на попе со снежных полян.
Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Мы повеселились, представив себе, как бы экзотично выглядела Девушка Z, съезжая на попе... Дело в том, что для путешествия по мусульманской стране она выбрала феерический наряд: длинную юбку с запахом.

Марокко – страна ветреная, поэтому и сама по себе юбка с запахом – довольно стремный вариант. Но!!! У Девушки Z до кучи под юбкой были надеты белые шортики!

Вообще-то, когда юбка распахивается от ветра, приличные люди отводят глаза.

Но если юбка распахивается, а под ней белые шорты, напоминающие панталончики, то отвести глаза становится совершенно невозможно! – они притягиваются магнитом! И, к тому же, в карманах девушкиных шорт находились все ее пожитки, так что ей регулярно приходилось заворачивать юбку на голову и рыться в карманах панталон.
Марокканцы штабелевались!

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

По мере приближения к Миделту становилось прохладнее. Вообще с погодой нам повезло: всю дорогу 25-30 градусов и ветер, так что было не жарко. Ночью кондиционер мы включали только в Касабланке и в пустыне – все остальное время по ночам было прохладно, а в Миделте так даже холодно! Спасли предусмотрительно положенные в номер вторые одеяла.

В Миделте отель мы заранее не бронировали, т.к. не уверены были, что заночуем именно там. Поэтому почитали Lonely Planet, припарковались в центре и пошли искать гостиницу, отмахиваясь от зазывал. Кстати, вообще в этой поездке зазывалы нас почти не доставали. Вот только, пожалуй, в Миделте – и все...

В общем, в очередной раз нас, бестолковых, переклинило, и почему-то решили мы, что цены в LP указаны в евро. Заходим в Hotel Atlas в центре города, и взору нашему предстает типичный хостел с душем на этаже за отдельные деньги... А у нас в мозгу – цифра 60 евро... У нас шок... У тетки, которая показывала нам нумера, тоже шок – от нашей непонятной реакции... Короче, когда осознали, что цена в дирхамах, а не в евро, - долго ржали и поехали в самую дорогую гостиницу – Kasba Asmaa.

Нам не повезло – как раз перед нами приехал автобус с туристами, и все номера оказались заняты. Вернулись в город, во второй по приличности Hotel el-Ayachi. Там нам повезло чуть больше – в гостинице остался только один номер – двухместный - за 35 евро на двоих, в который мы и вписались. Номер оказался огромным, с двумя кроватями и топчаном.
И тут Девушка Z отличилась… Дело в том, что в номере неожиданно оказался раздельный санузел. Душ, раковина, биде – отдельно, унитаз - отдельно. В общем, девушка выступила в духе старых анекдотов о совках, впервые попавших заграницу: ей не пришло в голову, что унитаз находится в отдельном кабинете... Она решила, что на унитазе марокканцы сэкономили, и воспользовалась биде... Остаток вечера я валялась пацталом .

Кстати, при наличии такой статусной вещи, как биде ( ), в гостинице – единственной по всему маршруту – не было горячей воды. Вызванный нами сотрудник долго с умным видом крутил вентиль в стояке, пообещал, что «ща будет», но ни «ща», ни наутро воды не завезли...

23.04.09. Мидельт-Хассилабьед, на машине.

Позавтракав поднадоевшими круассанами и джемом (редко когда в Марокко выпадает удача съесть на завтрак что-нибудь другое), выдвинулись в сторону пустыни. Недалеко от Мидельта увидели возле дороги вывеску «Зоопарк» - естественно, тормознулись. Огороженная сеткой здоровенная территория с какими-то хатками и вольерами вдали. На воротах надпись : «Закрыто в связи с работами» (читали мы по французски уже почти свободно). Населения хаток и вольеров не видать. В непосредственной близости от дороги – загон с одиноким верблюдом. Поснимали верблюда, который оказался весьма фотогеничным. К этому времени подтянулся служитель, который сообщил, что все животные спят. На часах 12 дня... В недоумении поехали дальше.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

В Эр-Рашидии тормознулись, пообедали вкусным таджином, погуляли по городку, поболтали с очередными симпатичными местными жителями, отказались от приглашения еще раз пообедать, оставили е-мэйл, потому что народ в первый раз видел русских, и очень хотел пообщаться, хотя бы письменно. Довольные жизнью, поехали дальше.

Надо сказать, что ездить по этим городкам – сущее наказание. Дорога кишит пешеходами, велосипедистами, ослами и прочей живностью, и ни одна собака дорогу тебе уступать не собирается. Я даже долбанула одного ленивого персонажа боковым зеркалом, потому что ну никак было не пробраться

После Эр-Рашидии свернули по указателю к источнику Source Bleu de Meski. Было довольно жарко, и Девушка Z не прочь была искупаться. Источник бьет из-под скалы, образуя довольно большой бассейн. Но бассейн был нечищенный, в нем плескались местные дети, поэтому совершенно не возникло желания туда залезть. Зато, зайдя в местную лавочку, мы, как водится, зацепились языками с владельцем и зависли больше, чем на час.

Удивительно приятно болтать с этим народом. Абдулла этот, например, даже школы не окончил – он, кажется, даже считать не умел, потому что цену в лавке объявлял и деньги принимал его младший братишка лет десяти – школьник. Но при этом Абдулла очень прилично говорил по-английски на любые отвлеченные темы, а кроме того, по его словам, на том же уровне знал еще три-четыре европейских языка, это не считая французского и арабского (сам он бербер).

Вообще, все марокканцы очень открытые, любопытные, с удовольствием рассказывают о себе и о жизни вообще, все поголовно интересуются «международным положением» - в общем, просто очень интересно потрепаться.

Девушке Z нужны были старые марокканские монетки. Абдулла высыпал ей целый мешок, вот было щщастье! Чего только она там не нашла – даже какие-то французские колониальные денюжки, с дыркой!

Выяснилось, что брат Абдуллы знает семью, которая держит ту самую гостиницу в пустыне, куда мы едем. Десятилетний шкет очень серьезно и важно объявил: «Братья Буршок – очень порядочные люди». Стало даже как-то приятно, что мы встречаем по дороге исключительно приятных людей, которые знают других приятных людей, которых мы тоже скоро встретим.

Эрфуд проехали без остановки, хотя городок очень симпатичный, в отличие от пыльной, грязноватой Эр-Рашидии. Въехали в пальмовые рощи Тафилальта – вот это уже Африка моих детских мечт!

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Конечным пунктом этого дня была деревенька Хассилабьед неподалеку от Мерзуги. Мы забронировали там гостиницу, стоящую прямо на краю песчаной дюны Эрг-Шебби, так чтобы для встречи заката-рассвета в песках не надо было пилить черт-те куда на трясучих, плюючих и кусачих верблюдах, а можно было просто с утра вылезти из теплой коечки – и ты уже в пустыне.

Гостиницу мы нашли без проблем – везде стоят щиты-указатели. Называется это чудное место Auberge Sahara (http://www.auberge-sahara-merzouga.com). «Приют Сахара»...

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Небольшая гостиничка, построенная традиционным способом - из глины с травой, но с чистейшим бассейном, горячей водой и кондиционером и с ужасно домашней атмосферой. Все удовольствие - 35 евро за одноместный номер.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Нам страшно повезло – в тот вечер, когда мы приехали, все остальные постояльцы нашего приюта отчалили на всю ночь куда-то на верблюдах, так что гостиница была почти целиком наша. Один из «очень порядочных братьев Буршок» - Мухаммед - человек большого достоинства и превосходного воспитания, встретил нас мятным чаем. За теплой беседой мы передали ему привет от десятилетнего мальчика из Source Bleu. Далее мы обсудили непростое положение берберского народа, который составляет 80 процентов всего населения Марокко, а берберский язык при этом даже не является государственным. После этого Мухаммед проводил нас в отведенные нам покои и пожелал хорошего отдыха, а мы бросили вещи и пошли осматривать окрестности.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

В Auberge Sahara можно жить в номерах со всеми удобствами, а можно – в бербер-тентах во внутреннем дворе. Проходя через двор по дороге в пустыню, мы обнаружили рядом с бербер-тентами пару кэмперов с пузатенькими семейными парами. Кстати, кэмперы в этой части Марокко – самые часто встречающиеся автомобили. Ну никак не понимаю, какой кайф жить в душном фургоне, когда можно жить в гостинице, где саманные стены дышат, а потолок у тебя над головой собран из бамбука на деревянных балках, сверху покрыт полиэтиленом и замазан глиной...

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Вышли в пустыню и сразу были взяты на прицел берберским юношей, лежавшим в дюнах. Понимаем, что сейчас нас будут на что-либо-нибудь разводить. Очень не хочется портить себе романтическое настроение. Готовимся посылать. Но первая же фраза юноши обезоруживает - я с детства люблю небанальную постановку вопросов .

Юноша мило спросил: «А в вашей стране тоже есть пустыня, или только море?»

После такого вопроса послать этого маленького принца уже было совершенно невозможно, и закат мы проболтали. Правда, солнце все равно садилось не в дюны, а в шоссе на другой стороне от нашего приюта.

Юноша рассказывал, как за последние несколько десятков лет эти места стали обитаемыми, потому что итальянцы построили тут ирригационную систему, и она дала воду для оазисов. Система эта состоит из каналов, которые спускаются вниз с вершины дюн, и колодцев-воздуховодов... Каким-то не постижимым мною образом от перепадов температур и влажностей в этой системе образуется конденсат, которого и хватает на то, чтобы огромное количество гостиниц возле дюн могло предложить своим постояльцам холодную и горячую воду практически круглые сутки (на ночь все-таки отключают, но можно попросить – и включат). Собственно, кроме гостиниц в этих местах особо ничего и нет...

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Потом юноша рассказал о трудной судьбе таких же юношей, как он, поскольку здесь, в пустыне, по-прежнему нельзя гулять с девушками до свадьбы. Правда, за последние десять лет произошел прогресс, потому что раньше родители выбирали юноше невесту, и до свадьбы он даже не видел ее лица. А теперь юноши сами могут выбрать девушку и заслать к ней родителей свататься. Тут я спросила, а сколько, собственно, юноше лет и достаточно ли он взросл, чтобы думать о женитьбе. (При этом я предполагала, что юноше лет 16). Оказалось, 31... Вот после этого я и задумалась, не переехать ли, блин, жить в пустыню, если все живое там так хорошо консервируется???
Правда, мне уже консервация вряд ли поможет, разве только регенерация, - как у ящерицы... Но ящерицы ведь тоже живут в пустынях?!!!

Короче, - к тому моменту, когда юноша изящным вальсирующим движением подвел нас к сидевшему в засаде за дюной старичку с разложенными на песке фоссилами и сообщил, что это его родной дядя, и что вся семья его занимается импортом фоссилов из Алжира (где находится то самое дно бывшего моря, в котором и водятся вышеупомянутые фоссилы), а также их высокохудожественной полировкой, - мы уже были в достаточно размягченном и романтическом состоянии, чтобы что-нибудь из этих фоссилов купить во благо нашего маленького принца.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Надо ли говорить, что дурацкие и не особо нужные мыльницы из фоссилов мы купили за три цены от того, что они потом стоили в любой сувенирной лавке?

Дело же было не в деньгах, а в том, как грамотно маленький принц создал в нас подходящее настроение .

Правда, потом он слегка обнаглел и сказал, что надо что-то и у старичка купить, потому что он дядя и у него отдельный бюджет.

Девушка Z рассеянным движением передала дяде купюру и загребла какую-то рыженькую фиговину в форме улитки. И тут с дядей стало происходить странное. На коленях у него лежала куча мятых газет, в которых были завернуты презентуемые фоссилы. Дядя вдруг начал прикапывать купюру в эти газетки. С видом хомяка. С остановившимся стеклянным взором. Что-то было не так. Но непонятно, что. «Сдачу давай» - рассеянно-капризно сказала Z. Дядя продолжал прикапывать добычу.

Тут маленький принц быстро что-то сказал. Дядя явственно огорчился. «Вы дали ему вместо 100 дирхам 100 евро», - сказал принц. – «Отдай ей!» - это уже дяде, по-берберски. Тот долго выкапывал обратно злосчастную бумажку, и все-таки отдал. Z небрежно пожала плечами и сказала: «Ой, ну слепа-ая!». А для дяди это была трагедия неожиданного счастья и последующей его потери... «Дайте ему пару монеток – он ведь был честным с вами, - сказал принц. – В Марракеше никто бы вам не вернул». И это была правда.

Вечером мы ужинали в приюте. На стол накрывал симпатичный мальчик в пронзительно синем кафтане и зубодробительно желтой чалме, похожий на маленького Мука. Поскольку мы были практически единственными за этим ужином, он подсел к нам поболтать. Рассказал, что этот клоунский наряд – не берберский, а туарегский. Но на наше предположение о том, что берберы и туареги – суть одно и то же, начал заморачивать какую-то длинную теорию, что берберы – это национальность, а туареги – это культура, в общем ушел в какие-то дебри. Когда мы собрались идти спать, он вытащил нас на крышу приюта, показал на звезды и сообщил, что это все еще фигня, а вот настоящее звездное небо наступит через час, а он как раз в это время закончит мыть посуду, и будет ждать нас тут вот на крыше, на этой самой табуретке. Но нам нужно было наутро вставать в пять часов, чтобы встретить рассвет, поэтому от звезд и табуретки мы вынуждены были отказаться.

24.04.09. Хассилабьед – Уарзазат, на машине.

В 5 утра мы проснулись и вышли в дюны. Во внутреннем дворе на узеньких диванчиках вдоль стен спали люди в спальных мешках. Похоже, это был наш маленький Мук со товарищи. В дюнах было холодно, безлюдно и бесприютно. Мы решили дойти до самой высокой дюны, какой возможно, тем более, что главная прелесть рассвета должна была быть на тех дюнах, которые оставались позади нас – именно они были бы освещены восходящим солнцем.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Через какое-то время в нас появился детский восторг натуралиста: мы высматривали в песке следы скарабея и радовались, когда находили оживленные перекрестки, где штук пять скарабеев встречались перекрестными курсами. Частенько нам попадались странные тоннели под песком, проделанные какими-то песчаными червячками. Иногда встречались следы тушканчика.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Солнце в пустыне встало не очень эффектно. Видали мы и поэффектнее рассветы и закаты. Но кайф был в том, что вокруг ВООБЩЕ НИКОГО НЕ БЫЛО!!!! Мы побродили по дюнам часов до семи и направились обратно в гостиницу.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сотрудники гостиницы в полвосьмого дрыхли на подручных поверхностях без задних ног. Мы разбудили бербера-дежурного, который спал под стойкой в приемной. На наш робкий вопрос, не слишком ли рано для завтрака, он жалобно ответил, что завтрак в восемь. Мы уже собрались было уехать голодными, чтобы не тратить время, но тут к нам пришел маленький Мук и сообщил, что завтрак подан. К этому времени в гостиницу начали подтягиваться граждане, уехавшие накануне на верблюдах. Судя по их взмокшим спинам и офигевшим лицам, нелегко им это далось... Мы еще раз порадовались правильной организации своего путешествия и удачному таймингу .

Выехали в 8.30. По дороге увидели знак «Circuite Touristique» и свернули посмотреть. В результате километров десять проехали в сторону по развалинам старинных глиняных поселений между облезлыми пальмами и кучами детей. Непонятно было, куда мы выедем и когда, поэтому развернулись и поехали обратно.
Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

А потом – 120 километров смертельной тоски! Хамада – каменистая пустыня Марокко – это смерть для водителя. Глаз не цепляется ни за что. Прямое шоссе идет через совершенно однотипный ровный пейзаж с отдельными вкраплениями булыжников. Засыпаешь на ходу. Радио не работает. Музыкой запастись не озаботились. Движение никакое, поэтому не напрягаешься ни на обгоны, ни на что... Отупение настигает полное...

Заехали в ущелье Тодра в надежде встряхнуться. Но не повезло – попали на время кормежки туристов, так что одновременно с нами заехало штук пять туристических автобусов. Пейзаж был бы красивый – огромные скалы, чистейшая речка внизу, но тучи итальянских пенсионеров отравили весь кайф. И ветер. Чудовищный ветер, который засыпал глаза песком.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Тем не менее, решили там пообедать. Ничего хорошего – даже самый приличный рекомендованный LP ресторан был ориентирован на тургруппы, и кускус, который нам там подали, в подметки не годится тому кускусу, который я готовлю дома после первой поездки в Марокко. Они, гады, конвейерным методом фигачат – все овощи варят отдельно и на специях экономят... Пакость, в общем. Не рекомендую.

Ну и дальше такая же история. Пустыня, скука, песчаные тайфунчики вдали. Решили свернуть в ущелье Дадес. Долго ехали по красивому пейзажу: живописные поселочки из красной глины, сливающиеся по цвету с горами, пальмовые рощи внизу, все радует глаз, уставший от бесконечного каменного безвременья... Потом началась страна каменных фаллосов – характерная эрозия почвы .

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

После этого пришлось развернуться и поехать назад, чтобы доехать до Уарзазата засветло. На подъезде к Уарзазату начали встречать сначала Ситроены 2CV, потом Renault 4 в раллийной раскраске. Причем, похоже, это были два независимых пробега. Реношки по большей части ковырялись сами, а вот Де Шво частенько тащились на веревке или на эвакуаторах. Ну, они и постарше будут!

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Гостиница в Уарзазате у нас тоже заказана не была, поэтому сверились с LP и поехали в Riad Salam на бульваре (как водится) Мухаммеда пятого. Кем-то до нас было подмечено, что главные улицы в Марокко – или Хасана второго, или Мухаммеда пятого. И это чистейшая правда.

Сначала нам показалось, что Riad Salam закрыт. Сразу подумалось о кризисе и о том, что даже Марокко его не избежало: наш LP 2001 года, и с тех пор, видимо кое-что изменилось. А вот хренушки! Практически все цены, указанные в этом издании LP, до сих пор соответствуют действительности. Оказалось, что вход в отель с боковой улицы – вот и все.

Пока искали вход, нас окликнул великолепный француз в берберской чалме цвета индиго за рулем лендкрузера. Сзади на веревке у него болтался очередной Ситроен Де Шво. Но чертово незнание французского не позволило нам втянуться в романтическое приключение. Ну и француз, ясный пень, не говорил по-английски – они вообще не морочатся на эту тему!

Riad Salam оказался чудным отелем! 35 евро за одноместное размещение. Прямо за окнами наших комнат росли апельсиновые деревья, так что с утра стоило только протянуть руку в окно.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

В отличие от отелей с местным колоритом, в которых мы жили последние четыре дня, в нем был привычный уровень четырехзвездочного евростандарта, что для разнообразия тоже нас очень порадовало. А главное, нам пока удавалось везде найти ТИХИЕ отели, что для Марокко, судя по моему прошлому опыту, не очень характерно.

25.04.09. Уарзазат – Марракеш, на машине.

С утра я была разбужена стуком старых движков: прямо под окном моей ванной заводились Renault 4 из давешнего пробега. Позже, когда мы выходили с вещами, у входа стояла старая Тойота Лендкрузер малинового цвета в раллийных наклейках, вдрызг обмотанная туалетной бумагой. Постеснялась подойти спросить, что это за фишка... Эх, не марокканка я! У них с общительностью проблем не бывает .

Первой остановкой на пути к Марракешу была киностудия Атлас, где с 1984 года снимаются все исторические фильмы про древний Египет, начиная от «Жемчужины Нила» и кончая «Вавилоном», новой «Клеопатрой» и прочим.
Не особенно интересная история. Экскурсия проводится только на французском, поэтому людям лингвоальтернативным остается только побродить среди заброшенных декораций. Да, судя по всему, и франкофонам вряд ли достается больше информации, чем то, что написано на стендах в ресепшене. Кисловато.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Следующая точка по маршруту – Аит Бернадду – достояние ЮНЕСКО, самая старая из сохранившихся глиняных крепостей в мире. Известная, в числе прочего, тем, что в ней снимался «Лоуренс Аравийский».

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Ага! Несложно быть старейшей из сохранившихся, если тебя каждый день подмазывают и подрисовывают – благо, материал под руками. Редкая вампука... Мы, тем не менее, чтобы разбавить очередной день пыльной и скучной езды, решили туда сходить. Перешли вброд речушку, преграждающую вход, и, помня, что можно не платить за вход 10 дирхам, если войти в дырку вниз по течению (кто-то писал в отчете), немедленно туда и отправились.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Тут же за нами увязался пятнистый собак. Метров через десять навстречу с диким лаем вылетела стая. И тут собак сделал ход, какого я никогда у других собаков не видела: он прыгнул за меня и прижался к ноге, оставив меня между собой и стаей. И просто прилип к ноге, двигаясь в такт моему шагу. Стая гавкала справа, собак лип к ноге слева. Прошли некий, видимо, контролируемый стаей участок. Собак тут же независимо отчалил и пошел по своим делам. Вот же, блин, сообразительное животное.

Больше ничего интересного внутри не было. Лавки... Торговцы... Фигня.

Дальше хотели не возвращаться на федеральную дорогу, срезать и проехать по второстепенной через Телуэт. Штурман Z утверждала, что дорога неплохая и можно проехать запросто. Однако сразу после зубодробительного подвесного моста через речку асфальтированная дорога внезапно кончилась вовсе. Мы какое-то время еще поковырялись по писте, но потом поняли, что со скоростью 10 км/ч мы потратим на это «срезание» гораздо больше времени, чем если вернемся и поедем по федеральному шоссе. Так и сделали.

И тут началась очередная веселуха. Впереди нас ждал горный перевал Тиз-н-Тичка. Логан 1.4 – довольно экономичный автомобиль. По трассе он жрал у нас, не соврать, в районе пяти литров на сотню. На подъезде к горам индикатор бензина у меня показывал одно деление до лампочки. По карте отрезок до очередной заправки занимал один сантиметр (типа, 10 км). У меня шевельнулась, конечно, мысль о том, что сантиметр – это вширь... А сколько оно еще ввысь – бог его знает, и нехило было бы заправиться... Но, к моменту шевеления этой мысли, заправки на пути уже закончились.

Ну и...хрен с ним, поехали на страх и риск.

Короче, лампочка загорелась, сильно не доезжая до перевала. До верхней точки проехали еще километров тридцать. Я не знаю, сколько в Логане от лампочки до нуля, поэтому предполагаю среднестатистические пятьдесят и слегка холодею... На верхней точке остановились и вылезли пофотографировать – мы в тучах, холодина – градусов пять. Пофотографировать не удалось, т.к. на нас спикировал местный житель с требованием аспирина (которого у нас не было) и предложением фоссилов (которые у нас уже были).

Поехали вниз. Я понимаю, что если бензин закончится прямо тут – шиндец, потому что серпантин, две полосы, скала и обрыв... Съехать некуда, тучки клубятся, видимость нулевая – снесут нафик задние в обрыв - и все!... Делать нечего, переключаюсь на нейтраль и качусь с горки. Ну, гидроусилителя руля в Логане и так нет, поэтому к троллейбусному усилию при рулении я уже привыкла, а вот если кончится бензин и, соответственно, усилитель тормозов, - то все, пипец...
Красоты на спуске с Тички – офигительные, даже я зацепила их краем глаза, несмотря на то, что катилась, вцепившись в руль, склеив зубы и зеленая от страха... Девушка Z, умная, не лезла с лишними комментариями – тоже сидела, боялась...

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

И дотянули-таки до заправки, даже не до первой – первую по легенде заправку мы вообще проскочили, не заметив. Зарулили на вторую, которую тоже фиг заметить было без большого желания – просто две колонки в закоулке, никаких опознавательных знаков – кто очень не хочет, нипочем не найдет!!!

Заинька Логан, ну какая же хорошая машина для идиотов, вроде меня!!! Ехала дальше – гладила руль и была ну так благодарна машинке за фулпруф!!!! Уже в Москве младшая моя сестрица, которая ездила небольшое время на Логане, сказала, что от лампочки до нуля там 100 км! Это было мое везение!

Население, кстати, на спуске с перевала предлагает какую-то траву (????) и нечто, похожее на сушеные грибы. Если бы не были так озабочены бензином, непременно остановились бы и выяснили, что это такое.

Первая полноценная деревня после Тички – сплошные автосервисы. Немудрено – серпантин жесткий. Видимо, работы хватает...

Дальше доехали до Марракеша без приключений. Машину мы должны были оставить на парковке у отеля «Марракеш», на Place de Liberte. Когда договаривались в Фесе, флегматичный араб пытался установить точное время сдачи. Мы ему возражали, что едем издалека – и хрен знает, что с нами случится по пути. В результате, договорились, что сдадим машину в 19.00. Учитывая, что мы (слепые) всячески пытались доехать до нужных точек засветло, это было хорошее время.

Однако, мы так напсиховались в горах, что не стали останавливаться на обед в преддверии Марракеша. В результате, на указанной парковке мы были в 17.00. Позвонили водителю – к счастью, он уже был в городе и подрулил через полчаса. Осмотра машины практически не было. Мы отдали ключи, нам отдали деньги. Водитель еще на дурика попытался получить бакшиш, но мало того, что это просто было хамство – еще и мелочи у нас ни фига не осталось. Z выгребла из панталон остатки, но этого хватило только на оплату парковки. Водитель был послан, что и справедливо, - учитывая, что мы и так заплатили за транспортировку машины из Марракеша в Фес!

В результате, на голубом глазу сообщив водителю, что финансы поют романсы, тут же на его глазах поймали тачку и поехали в гостиницу.

В Марракеше мы забронировали Hotel du Tresor (hoteldutresor@gmail.com) на уже родной мне сумасшедшей улице Riad Zitoun, где я жила в прошлый приезд в Марракеш. Улица эта находится в самом центре медины, около Jmaa el Fna, и напоминает собой вавилонское столпотворение. В прошлый раз я жила в номере, где окно ванной выходило напрямую на Riad Zitoun. Оно было сиротливо прикрыто фанеркой, но от буйства дневной, да и ночной жизни это совершенно не спасало.

Hotel du Tresor находился от этой сумасшедшей улицы на расстоянии двух закоулков, но эти два закоулка решали дело! Абсолютно тихий отель. Владелец – итальянский дизайнер (возможно, этим объясняется интеллигентная голубоватость юноши Ахмеда на ресепшне). Каждая комната имеет свое название. По интернету я выбрала комнату «Ван Гог», а Девушка Z – «Будуар». В «ВанГоге», паче чаяния, не было подсолнухов, а висели картинки, навевающие мысли о Сальвадоре Дали и Пикассо периода кубизма. Но, в целом, было довольно уютно.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Будуар девушки Z отличался наличием сверкающего полога над двуспальной кроватью и обилием хрустальных люстр во всех помещениях.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

26.04.09. Марракеш.

Утром мы просыпались в 8 часов и занимали верхний солярий, на котором были белоснежные шезлонги и замечательные вышитые пайетками льняные диваны, под такими же льняными маркизами. Другие постояльцы риада пытались примкнуть к нашим рядам, но, увидев предусмотрительно обнаженную загорающую Z, ретировались вниз...

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Кстати, в отличие от всех остальных отелей в Марокко, завтрак здесь не ограничивался круассанами, джемом и маслом, а включал еще и клубнику, дыню, йогурт, яйца – в общем, был самый человеческий за всю нашу поездку!
Единственное, что могу посоветовать тем, кто будет там останавливаться, - не берите комнаты на первом этаже! Там бассейн и столики; и другие постояльцы этого риада сидят и треплются там полночи... Очень доставуче... Выше – лучше, не слышно.

Про Марракеш ничего не буду рассказывать – четыре года назад он произвел на меня сумасшедшее впечатление, а в этот раз – видимо, в сравнении с уютной провинциальной пасторальностью восточного Марокко, - ужасно не понравился. На Jmaa el Fna стало неприятно - народ злой, агрессивный, на тебя все кидаются... еда менее вкусная (и с гораздо меньшими порциями), да и вообще как-то все недружелюбно и напрягает... Пошли сдуру поужинать в Hotel Tazi – только потому, что licensed, - чудовищное место!!!! Никому никогда не надо туда ходить!!!!

В общем – со временем все меняется, и не к лучшему...

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Через день без сожаления купили билет на автобус «Супратурз» до Эссуэйры. Хорошо, что к этому времени мы уже давно утратили московскую привычку не считать сдачу, потому что кассир попытался нагреть нас на 10 евро. Еще раз порадовались, что наконец-то уезжаем из Марракеша. Заодно на вокзале купили и билеты на поезд
из Марракеша в Касабланку на 30-е число. Хотели было купить билет на последний поезд, чтобы приехать в Касабланку ночью, но что-то нас остановило. Купили на предпоследний, и, как потом оказалось, это было нашим счастьем...

27.04.09. Марракеш-Эссуэйра, автобусом

В Эссуэйре у нас был забронирован целый верхний этаж в Riad de la Mer. (http://www.riaddelamer.co.uk) Хозяйка этого риада англичанка Диана заранее предупредила нас, что нужно позвонить по прибытии, и нас встретит хаускипер Абдул.

У автостанции народ караулят местные граждане с тачками (в прямом смысле этого слова) и предлагают довезти вещи до нужного места. Мы отбились от тачкистов, умудрились объясниться по телефону с не говорящим по-английски Абдулом, и он встретил нас на площади. Найти это место самостоятельно – абсолютно нереально!!! С площади возлюбленного нами Хассана второго вглубь медины ведет через арку абсолютно темный коридор... Где-то в середине коридора слева оказыватся темно-синяя дверь без опознавательных знаков. Если ты постоялец – открываешь ее своим ключом.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

А внутри обнаруживается уютный трехэтажный риад, оформленный в колониальном стиле. Кроме нас, других постояльцев в риаде не было. Жена Абдула – Саида приходила по утрам убирать комнаты и готовить завтрак, в остальное время мы были совершенно одни.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

На нашем этаже, помимо двух спален и гостиной, были еще нижняя терраса, где мы загорали в ветреную погоду, и верхняя терраса, где мы завтракали с видом на крепость и океан. Все за 85 евро в день.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

За завтраком нам неизменно составляли компанию упитанные рыжеклювые и рыжеглазые чайки, которые совершенно не интересовались предложенным хлебом, зато готовы были удавиться за сливочное масло. Поскольку мы с Z масло не едим, то сосуществование с летающими толстухами у нас было мирным.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

В Эссуэйре мы, уставшие от переездов и впечатлений, три дня вели совершенно растительный образ жизни. Загорали на террасе, читали оставленные предыдущими постояльцами английские книжки. Немножко гуляли по медине, опять загорали, Z пару раз искупалась в океане, хотя ветер был чумовой.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

В порту покупали свежих гадов, прямо там же нам их жарили на гриле, и мы в компании с нашими чайками поедали их на верхней террасе, запивая вином. Я, как водится, задружилась с местным населением и проводила время в долгих беседах за жизнь. В общем, это были три дня совершеннейшего кайфа.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Напоследок я не удержалась и купила офигительный журнальный столик из туи. Инкрустированный... С маленькой перламутровой пимпочкой посередине... Невозможно было устоять. Так мы и погрузились в обратный автобус на Марракеш – я, навьюченная рюкзаком и туёвым столиком, и Z, обросшая кульками, мешками и пакетами с барахлом.

30.04.09. Эссуэйра-Марракеш, автобусом.

И точно так же, навьюченные туёвым столиком и кульками, мы выгрузились из этого автобуса через час в полной жопе Марокко. Автобус хваленой линии «Супратурз», которая знаменита своей точностью расписания (еще бы – ее автобусы аффилированы с железной дорогой, и привязаны к расписанию поездов) сдох посреди дороги.

Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Водитель мобилизовал каких-то местных пролетариев, общими усилиями они сняли воздушный фильтр и надолго замерли в размышлениях перед недрами моторного отсека. Через полчаса водитель удалился в кафе пить чай. Стало ясно, что надо эвакуироваться своими силами.

К счастью, кто-то ухитрился застопить проходящий мимо местный автобус. Кондуктор сначала утверждал, что нет мест, но потом все-таки запихнул нас в салон. Перспектива была веселая – два часа ехать стоя, по жаре, в толпе местного населения. Но деваться было некуда – на наш поезд мы уже не успевали, но был шанс успеть на последний, девятичасовой.

Через полчаса часть народа вышла, и мы умудрились сесть. Z тут же извлекла банку пива и, демонстративно с брызгами ее открыв, стала отхлебывать, наплевав на политкорректность.

Местный автобус оказался понадежнее, и через два часа мы выгрузились около вокзала в Марракеше. И успели-таки на последний поезд.

На этот раз вагон был купейным – типа нашего СВ, только со стеклянными дверями купе. К нам тут же подсел немолодой, но бодрый марроканец, который горел желанием общаться. При этом, как обычно, общего языка у нас не было. Мы с Z всю дорогу резались в «балду» и пытались отделаться от любопытного соседа пожиманием плеч и вежливыми улыбками. Но товаришч попался упорный и изобретательный и нашел-таки способ межнационального общения. Когда мы представлялись друг другу (- Саид! – Елена! – и еще одна Елена!) он поднял палец и изрек: «О! Елена Чаушеску!» - и это задало тон всей дальнейшей беседе... Товаришч начал сыпать именами, причем набор имен был такой нестандартный, что остаться равнодушными не представлялось никакой возможности, и мы-таки в эту игру втянулись. Начал он с Громыко и Шеварднадзе (чем и покорил нас – прикольно встретить в марокканском поезде человека, который способен свободно перечислять ваших бывших министров!), потом мельком прошелся по Хрущеву и Андропову, двинулся западнее и через Леха Валенсу почему-то сразу прыгнул на юг – к Нельсону и Винни Манделе. Потом его как-то дернуло во времени, и он застрял на Саркози, вернее на его жене – он почему-то не знал, что Саркози женат вторично, и все время повторял имя первой его жены, у которой были марроканские корни. А мы, как назло, не могли вспомнить как зовут эту модель, на которой Сарко женат сейчас. В общем, за этим отсчетом государственных деятелей и членов их семей прошло полчаса. К этому времени мы уже знали, что товаришч работает технологом, преподает в технологическом университете, а в качестве хобби ведет передачу на радио – что он нам вскорости и продемонстрировал, выйдя в эфир со своего мобильника. Дальше началась уже совсем веселуха – он совал нам телефон, чтобы мы сказали что-нибудь в прямой эфир, потом начал звонить семье (его младшей дочке полтора года) и снова давать нам трубку, чтобы мы поздоровались с малышкой... В общем, скучать нам не пришлось.

Когда он вышел на своей станции, к нам еще пытались подсаживаться с целью потрепаться всяческие персонажи, но уже не такие задорные.

Перед самой Касабланкой, как водится, пришлось подергаться, потому что непонятно было, где выходить, – темно, станции не объявляют, а уехать дальше в сторону Танжера нам совершенно не улыбалось. Все попутчики уже спали в соседних купе, но в конце концов все-таки нам удалось выйти на своей станции.

Ночевали мы в «Ибисе» рядом с вокзалом, потому что рано утром нам надо было ехать в аэропорт.

На этом, собственно, рассказ о нашей бардачной, но веселой поездке и закончен. Конечно, кое-что не успели – было бы два-три лишних дня, съездили бы еще на юг, за Агадир... А была бы лишняя неделя – заехали бы еще и в Фигуиг... Но в целом, тему Марокко считаем закрытой.
Последний раз редактировалось FrekenSnorkel 10 фев 2011, 19:06, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
FrekenSnorkel
участник
 
Сообщения: 126
Регистрация: 07.01.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Возраст: 53
Страны: 39
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #2

Сообщение Хоттабыч » 28 июн 2009, 17:32

Великолепный отчёт, респект за юмор и ссылки на проверенные отели. Именно так и планирую свою поездку в конце июля (за исключением Essaouira.) Единственная проблема, которую пока не решил - чем занять четыре дня/три ночи между Фесом и Марракешом. Мерзуга, понятно дело - это один день, точнее ночь, а вот где бы остановиться ещё на пару ночей пока не определился. Сам буду на авто, которое заберу в Касабланке, так что мобильностью обеспечен.
Один вопрос: промелькнула информация. что вас ни разу не остановили ихние ГАИшники, а они , вообще, встречались на дорогах в пустынных местностях? Неужто до самой Мерзуги их пруд-пруди?
Хоттабыч
новичок
 
Сообщения: 6
Регистрация: 19.06.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 53

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #3

Сообщение DPV » 29 июн 2009, 17:35

>Гадство ее в том, что боль от ожога не проходит в течение нескольких часов.
Это т.н. "португальский кораблик". Видел эту тварь в Мозамбике. Встречается в разных частях мира, в т.ч. и на Карибах.
Аватара пользователя
DPV
почетный путешественник
 
Сообщения: 2658
Регистрация: 22.04.2005
Город: Vinnitsa, Ukraine
Благодарил (а): 85 раз.
Поблагодарили: 92 раз.
Возраст: 64
Страны: 65
Отчеты: 11
Пол: Мужской

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #4

Сообщение FrekenSnorkel » 29 июн 2009, 19:59

Хоттабыч, спасибище за добрые слова

Между Фесом и Мерзугой так много всего приятного, что можно проехать этот отрезок медленно и вдумчиво, останавливаясь у каждого столба. Два дня на него можно потратить с пребольшим удовольствием. А вот отрезок от Мерзуги до Уарзазата тоскливый до невероятности. Может быть, приятнее будет поехать другим путем - через Таззарин, с заездом в долину Драа? Хотя, по-любому, уж четыре-то дня там точно есть чем заняться. В конце концов, в Мерзуге можно зависнуть не на ночь, как мы, а на подольше - взять напрокат квадрик, например.

Что касается гаишников, то во всех отчетах народ пишет, что их останавливали за проезд на знак "стоп" или за скорость и требовали универсальную таксу - 400 дирхам. Мы за все время вне городов не встретили ни одного. В городах много, но никто ни разу к нам не припиявился, хотя мы там плутали, и мимо одного и того же поста по два раза проезжали, и на знаках "стоп" там написано какое-то арабское матерное слово - мы не сразу поняли, что оно значит:))))) Но обошлось.
Аватара пользователя
FrekenSnorkel
участник
 
Сообщения: 126
Регистрация: 07.01.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Возраст: 53
Страны: 39
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #5

Сообщение Ravil » 30 июн 2009, 20:34

Чуть не обделался от смеха и удовольствия. Планирую маршрут на начало сентября, учту все впечатления от увиденного. Спасибо.
Аватара пользователя
Ravil
участник
 
Сообщения: 54
Регистрация: 03.01.2004
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 73
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #6

Сообщение Сергей2006 » 01 июл 2009, 05:26

Интересная поездка!
Один небольшой вопрос.
Многие фотографии не резкие, как говорят сегодня на русском "городском слэнге", в чем тут "фишка"?
Вы сканировали отпечатанные фото, или у Вас все же снято цифровой камерой.
Если оригиналы нормальные, то можно улучшить часть фотографий, это, в свою очередь, улучшит впечатление от отчета!
Спасибо , что поделились впечатлениями!
каждый выбирает для себя: женщину, религию, дорогу...
Сергей2006
почетный путешественник
 
Сообщения: 2472
Регистрация: 26.01.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 24 раз.
Возраст: 49
Отчеты: 4
Пол: Мужской

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #7

Сообщение FrekenSnorkel » 01 июл 2009, 23:00

Сергей2006, они все резкие - просто я не была уверена, какие на этом сайте правила, и на всякий случай радикально уменьшала фотки, чтобы они весили поменьше... А какой размер лучше вывесить, чтобы было удобно?
Аватара пользователя
FrekenSnorkel
участник
 
Сообщения: 126
Регистрация: 07.01.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Возраст: 53
Страны: 39
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #8

Сообщение jersey » 13 июл 2009, 16:33

Спасибо за отчет! Очень понравилось!
В прошлом году была в Марракеше, осталась под огромным впечатлением, влюбилась в эту страну и как раз планирую такую же поездку, которая была у вас!
девушка из Джерси
Аватара пользователя
jersey
участник
 
Сообщения: 88
Регистрация: 30.06.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 9 раз.
Возраст: 38
Страны: 38
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #9

Сообщение minerva » 15 июл 2009, 10:25

Огромное спасибо за отчет. интересно, весело, познавательно и отличные советы.
Я как раз выбираю между Черногорией и Марокко, на носу отпуск и очень хочется чего-то интерессного, нового, красивого и в то же время "лета"

Скажите, а одной лучше не рисковать? Как у них с безопасностью для женщин?
новичок в делах путешествовательных ...
Аватара пользователя
minerva
участник
 
Сообщения: 54
Регистрация: 13.08.2008
Город: Msk
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 42
Страны: 11
Отчеты: 1
Пол: Женский

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #10

Сообщение jersey » 15 июл 2009, 13:03

мы летали втроем с мамой и подругой
никаких приставаний и взглядов
один показательный случай был на суке в марракеше: подходит к нам парень (достаточно крепкий) и говорит "идите за мной, покажу вам отличные бабуши". мы почему-то пошли. 20 минут он водил нас по лабиринтам рынка, мы уже успели порядочно испугаться, ведь например во всяких египтах-турциях это страшно. А он действительно привел нас в магазин своего отца, сделал скидку, помог дотащить сумки.... и показал фотографию своей девушки с фразой "женюсь только на марроканке".

вообще нам советовали не гулять по ночной медине после 2х ночи. Хотя вы как ее увидите вам и не захочется этого делать - там и днем заблудиться можно очень легко
девушка из Джерси
Аватара пользователя
jersey
участник
 
Сообщения: 88
Регистрация: 30.06.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 9 раз.
Возраст: 38
Страны: 38
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #11

Сообщение minerva » 16 июл 2009, 13:52


a na kakuju summu sleduet radsschityvat'??

PS sorry, pishu s raboty latinicej
новичок в делах путешествовательных ...
Аватара пользователя
minerva
участник
 
Сообщения: 54
Регистрация: 13.08.2008
Город: Msk
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 42
Страны: 11
Отчеты: 1
Пол: Женский

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #12

Сообщение jersey » 16 июл 2009, 14:13

по-разному....
мы брали регулярку Иберии через Мадрид - 14 тыс.
отель у нас был дорогой

а с собой - сколько можете. но сразу скажу, что все базары затягивают! я до сих пор жалею, что много чего не купила
так что тут уж как вы сами оцениваете свои способности. и возможности
девушка из Джерси
Аватара пользователя
jersey
участник
 
Сообщения: 88
Регистрация: 30.06.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 9 раз.
Возраст: 38
Страны: 38
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #13

Сообщение FrekenSnorkel » 23 июл 2009, 19:27

minerva писал(а):Огромное спасибо за отчет. интересно, весело, познавательно и отличные советы.
Я как раз выбираю между Черногорией и Марокко, на носу отпуск и очень хочется чего-то интерессного, нового, красивого и в то же время "лета"

Скажите, а одной лучше не рисковать? Как у них с безопасностью для женщин?


Зависит от крепости Ваших нервов. Поползновения есть везде и всегда, как в любой мусульманской стране. Как правило, если с улыбкой, но уверенно говоришь "нет!" - дальнейших проблем не возникает. В провинции - просто в силу того, что у людей есть твердые представления о порядочности и чувство собственного достоинства. В Марракеше и Агадире - потому что там очень хорошо работает туристическая полиция, и ее боятся. На Джмаа-эль-Фна в Марракеше народ по вечерам бывает совершенно неадекватный. В прошлую нашу поездку, например, к нам на площади постоянно притирались товаришшы с расстегнутыми штанами, совершающие рукой недвусмысленные движения в районе ширинки. Лечилось просто: твердый взгляд в глаза, слово "полис" тихим проникновенным голосом - и товаришша сдувает... В целом - безопасно.

minerva писал(а)::eek:
a na kakuju summu sleduet radsschityvat'??

PS sorry, pishu s raboty latinicej


Мне вся поездка на 12 дней - включая билеты, гостиницы, машину+бензин (1\2), рестораны и покупки - обошлась в 1300 евро.
Аватара пользователя
FrekenSnorkel
участник
 
Сообщения: 126
Регистрация: 07.01.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Возраст: 53
Страны: 39
Отчеты: 3
Пол: Женский

Почти по стопам путешественниц

Сообщение: #14

Сообщение Хоттабыч » 05 авг 2009, 15:32

Вот и я вернулся с Марокко. Сначала хотел написать полноценный отчёт, но поленился, тем более, что выше уже изложено почти всё, что встретилось в этой поездке (за исключением Эссувейры).
По прилёту в Касабланку недолго думая взял напрокат Фиатик Linea, машинка совершенно неизвестная в Италии. Её, видимо. производят в Марокко для местных и только. Пробег 35тыщ, а подвеска вся убита, колёса недокручены, неотбалансированы, зато кондёр отработал на хорошо.
С еропорта двинули прямиком в Фес. На въезде нас атаковал некий юноша, продавался в гиды. Доторговавшись на завтра до 50 ихних драхм за день, а пока бросили кости в отеле Zahrat al Jabal, найденный через www.otel.com
Днём совершили стандартный маршрут по медине и где-то в обед нашего гида внезапно повязала туристическая полиция. Нас это не сильно расстроило, тем более, что на следующее утро его уже выпустили из тюряги.
Два дня пробыли в Фесе и на третий поехали в сторону Мерзуги. В Ифране чутка плутанули и в результате сделали лёгкий крюк, который нас вывел в итоге к Эррашидии. Доползли до Мидельта и заночевали в каком-й касбе, указанной в lonelyplanet. Местный портье Рашидик сделал для нас всё, чтобы мы чувствовали себя как дома. Вообще, как я заметил, чем дальше от туристических городов, тем люди приятнее, а в берберских деревнях я в них просто влюбился: такого добродушия, гостеприимства и улыбчивости не встречал ни в одной стране мира. Берберы - золотые люди, понимают всё с полуслова, честны и очень интересны в беседе. Разнообразием имён местный люд не блистал, поэтому подъезжая к местному торговцы мы называли набор из 4 имён и почти никогда не ошибались. Сколько просто хороших Хасанчиков, Мухаммедиков, Идрисиков и прочих встретилось нам в дороге! Даже местные гаишники просто ангелы. Когда я чуть не задавил одного перца (он, красава, вовремя прыгнул в кювет), остановившего за скорость, он просто отпустил меня с грустными глазами, предупредив на испанском что на этом участке дороги отграничение 100, а не 120. Дальше мы с ихними ГАИшниками разъезжались просто отдав честь друг другу не снижая скорости.
Кстати, спасибо FrekenSnorkel за отличный отельчик в Хасси Лабиеде: всё было просто супер и аутентично. Мухаммед лично поехал с нами в Мерзугу показать где найти пиво в этой деревне, но лучше бы он этого не делал. На него было просто жалко смотреть, когда он увидел сколько пива мы там купили. Он то думал, что мы едем за 1-2 банками, но три упаковки он никак не ожидал. Обратную дорогу он подавленно молчал, подсчитывая сколько прибыли он потерял, не держа пива в своём холодильнике. А продавец, тот просто плясал от счастья принимая денюжку.
Наутро решил совершить марш-бросок к ближайшей дюне (ну там, километр от силы). Уляяя! Отошедши метров на 200 от отеля босиком я понял какую ошибку совершил. В 9 утра солнце уже нагрело склоны барханов до сумасшедшей температуры, короче, я еле дошёл обратно, перебежками от одного склона к другому, поливая ноги водой. Как эти ебдуины там босиком ходят и даже не пьют воду??!! Ведь я сам ещё накануне вечером в этом убедился. Видимо это всё их волшебный чай.
После Мерзуги особо ничего не приключилось, Бульман-Дадес - Варзазат (там заночевали тоже по наводке lonelyplanet), АитБенХадду и, наконец, Мараккеш.
Вот кто реально достал в этом макарреше, так это дикие парковщики. Чуть не заехал в дыню этому парню за ежедневное наглое вымогательство. Расстались на том, что он с нас не получил ни копейки, а он нам порезал шину ножичком. Ну, ничего, фото этого гадёныша я отправил в администрацию отеля, где он пасётся.
Всё это время я наслаждался тёплой погодой, солнцем, температурой под +54° и вкуснейшей мясной пищей. До поездки меня напрягали сообщения о суммах за покушать в Марокко чуть ли не в 50 евро в день. Нифига. С трудом превышал 60-100 дирхам, это 6-10 евро с соками и прочими таджинами. НО! Это не в ресторациях всяких, а в обычных точках общепита на улице. Только для местных. Но, блин, как же вкусно и сытно там кормят!
Дорога обратно запомнилась диким холодом в Дубайском еропорту и таким же в самолёте на Москву. Спасли 2 одеяла, но кто бы мне их дал в Дубае?!
Дубайский дьютик не заслуживает внимание своими хамскими ценами (в Парыже, в галери Лафайет всё оказалось процентов на 7-8 дешевле).
Спасибо всем, кто осилил.
Спасибо алфавиту за любезно предоставленные буквы.
Хоттабыч
новичок
 
Сообщения: 6
Регистрация: 19.06.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 53

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #15

Сообщение FrekenSnorkel » 06 авг 2009, 20:30

Хоттабыч, +54?????????????????????????????????????


Ну, вы даете!!!! Куры-гриль, блин!!!!!
В августе в Марркко - это, конечно, экстрим! Я бы умерла в секунду:(

Рада за то, что пригодились наши впечатления. Представляю себе, какой вид был у благовоспитанного Мухаммеда, когда он вез вас назад с вашими ящиками пива!:)))))))))))))) дорого бы дала посмотреть!!!

а фотки в студию????
Аватара пользователя
FrekenSnorkel
участник
 
Сообщения: 126
Регистрация: 07.01.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Возраст: 53
Страны: 39
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #16

Сообщение Хоттабыч » 08 авг 2009, 23:37

FrekenSnorkel писал(а):а фотки в студию????


Картинок то куча, всех не выложить. В общем, решил не грузить фотками из путешествия, а выложить фото моей слишком чистоплотной кошечки.
Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем
Это плюшевая скотинка умудрилась стать первой российской кошкой, сходившей в сахарский песочек.
А получилось так: с Мерзуги я набрал в бутылочку сахарского песочка показать родным, привёз в Москву и высыпал в тарелку - нате, щупайте.
15 минут не прошло как эта опа с ручкой успела наделать в песочек лужу и была застигнута за безуспешными попытками её закопать.

А про температуру за полтинник мне не привыкать - я жил какое-то время в Самарканде, так там это в норме.
Хоттабыч
новичок
 
Сообщения: 6
Регистрация: 19.06.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 53

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #17

Сообщение FrekenSnorkel » 11 авг 2009, 21:54

А морда довольная!:)))) Еще бы: сахарский песочек - он нежненький, пушистый, золотистый!!! Небось, попу не ошкарябала:)))
Аватара пользователя
FrekenSnorkel
участник
 
Сообщения: 126
Регистрация: 07.01.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Возраст: 53
Страны: 39
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Марокко, апрель 2009: автобусом, поездом, автомобилем

Сообщение: #18

Сообщение AngelMila » 03 май 2010, 08:49

замечательный рассказ!!! спасибо за полезную информацию, думаю, она нам пригодится!!)))
Аватара пользователя
AngelMila
участник
 
Сообщения: 63
Регистрация: 18.04.2010
Город: Montreal
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 35
Страны: 15
Пол: Женский




Список форумовАФРИКА форумМАРОККО форумМарокко отзывы туристов



Включить мобильный стиль