Человек, подошедший ко мне в аэропорту, любезно говорит, что фотографировать не стоит. Не стоит - ну и не будем. Быстро проходим паспортный контроль и скорей в объятия страны. На выходе из аэропорта к нам устремляются помошники-парковщики с предложениями такси, но мы отходим в самый конец здания, где договариваемся с таксистом за 50 диркхам, чтобы он нас отвёз на железнодорожный вокзал. Только садимся в авто, как к нам с разных сторон подбегают чёртовы «помошники» и говорят, что мы не можем уехать на этой машине, так как сейчас не её очередь. Водила беспомощно разводит руками, он бессилен. «Предлагаемые» же таксисты уже хотят 150, но в итоге уезжаем за 100, хотя дорога занимает не больше 10 минут. Торговаться нет времени, нам нужно успеть на утренний автобус в Эс-Сувейру. Воспользовавшись автобусной компанией Supratours, отправляемся к Атлантике. Дорога в принципе нормальная, трафик небольшой, плюс её усиленно расширяют в рамках программы «Быстрые дороги». Есть правда пара участков, которые медленно преодолеваются, но в целом всё нормально. Смотреть по дороге особенно нечего, пейзаж достаточно однообразный, только много, очень много маков, да в одном месте повстречали дерево аргания, усыпанное козами. Как они на него взбираются, так и остаётся непонятным.
Наконец-то пребываем в милый портовый городишко Эс-Сувейра. Жара стоит несусветная, даже бриз с Атлантики не освежает до конца.
Останавливаемся в Riad Malaïka. Очень хорошее и гостеприимное место, прекрасное расположение, хозяева - французы. Бюджетно, вкусный завтрак, в общем - всё замечательно.
Ну что ж пора и город изучить. Начнём с медины.
Плутая по узким улочкам города, наслаждаемся местным колоритом, заглядываем на серебряный рынок (очень даже неплохие изделия присутствуют). И кругом кошки, ну просто невообразимое количество кошек.
С собачками как-то поплоше.
Вечерком отправляемся в ресторан La Licorne , рекомендуемый Дорлингом и Трипадвайзером - традиционная хорошая кухня, прекрасный интерьер, очень даже ничего. Вообще с питанием в Марокко как в Европе – после обеда закрываются и начинают работать уже перед ужином (ну если конечно это не уличный общепит), так что это надо учитывать. На следующее утро решили посмотреть на порт и рыбаков. Чайки, чайки, чайки, галдёж необыкновенный, в общем паршивцы как городские голуби. Ну а запах стоит - это просто непередаваемо, полный атас, мама дорогая, как будто где-то рядом синий кит представился на небеса. Желающие могут попробовать свежих морепродуктов тут же но как-то соблюдение санитарных норм нам не очень понравилось.
На выходе из порта сталкиваемся с дочерью первого президента России и её мужем. Во как бывает. Не где-нибудь в Жуковке или на Николиной горе, а в марокканском порту. Да, пути господни неисповедимы. Так как поизучав форум, поняли, что в этом городке всё дешевле, чем в Марракеше, то принимаем решение затариться сувенирами именно здесь. Тарелки, безделушки, ковры. С коврами здесь всё нормально, они повсюду, разных видов, форматов, расцветок и из разных регионов.
Никто за руки не хватает, на шею не садится, рекомендую приобретать всё здесь, ну если конечно вас сюда занесёт. В одной лавочке хозяин нас мило угощает чаем, рассказывает про страну, показывает фотографии новорождённого сына – очень колоритно. А цена вопроса – покупка трёх тарелок всего за 100 диркхам. После чего он нам показал неплохую лавочку с коврами, где мы после процесса раскладывания-метания перед нами всевозможных продуктов ручного ткачества и небольшого торга приобретаем пару половичков. Заглянув на обед в Taros cafe, с терассы на крыше которого открывается вид на порт, грустим, что пора на автобус в обратную дорогу. Кухня прекрасная, дорого, но очень рекомендую. В целом городок очень понравился – небольшой, компактный, уютный.
Обратный путь в Марракеш занимает два с половиной часа. Билеты лучше брать заранее, так как автобусы идут все полные. В Марракеше сразу отправляемся на центральный автовокзал, нужны билеты на завтрашний автобус до Варзазата. Какие то местные сразу начинают предлагать какие-то услуги, мы усиленно от них отбиваемся, но они всё что-то говорят про вокзал. Подходим ко входу, вокзал на замке, внутри идёт уборка. Да, судя по всему, с билетами мы «попали». Как потом оказалось, они пытались нам объяснить, что вокзал закрыт на час на уборку. Пришлось малость понервничать. Ну а так, как мы не поняли ситуацию сразу, то решили, что не судьба и утро вечера мудренее, то отправились в риад Alma. Хорошая хозяйка и обслуживание, бассейн, очень приятное место в тихом районе медины, в пятнадцати минутах неторопливой ходьбы от площади Джема эль-Фна. Кто-то тут называл эту центральную площадь балаганом. Ну, может быть. Действительно нет кремлёвских курсантов и мавзолея с дедушкой, ну тут уж извините, тогда надо в другой город и страну. На самом деле очень интересное место, где днём всякие заклинатели змей, певцы-танцоры, предсказатели судеб, провидцы, местные «блаженные», а ночью это огромная едальня, где все в вперемежку (жители и туристы) поглощают местные специалитеты. Всё это продолжается до глубокой ночи. На улицах встречали что-то вроде помещений мини кафе в которых были как клубы по интересам – в одних бородатые товарищи вели религиозные беседы с внимательными слушателями, напротив толпы людей резались в карты.
Ну на бараньи головы с мозгами мы всё-таки как-то не сподвиглись, но шашлычков с улитками поели. Улитки не ешьте – всё-таки не Франция.
Поначалу передвижение по не всегда хорошо освещённым улицам с местным людом немного напрягло, но быстро прошло. Мы поняли, что всё безопасно и можно передвигаться в ночи, ничего не опасаясь. Как говорится, с куском арматуры за нами никто не бегал и экспроприацией наших вещей заняться не хотел, тихо и мирно было. С утра делаем снова набег на автовокзал и, о счастье, нам достаются два из последних трёх утренних билетов на Варзазат, сразу же берём и обратные. По дороге за вещами, заходим в гробницу Саадидов. Шикарная резьба .
Поблагодарив и попрощавшись с хозяйкой риада, мило приняли её предложение оставить у неё до возвращения из гор свои ненужные в дороге вещи, мы пошли на автобус. В этот раз это была компания TCM. На вокзале происходило «великое переселение народов». Десятки автобусов перемещались по станции словно «броуновское движение», треск клаксонов, люди с тюками, крики «Агадир!-агадир-агадир!!!!», «Варзазат-азазать-азазат!!!» Если бы сейчас закричали «На Липецк! Воронеж-воронеж!» я наверно бы даже не удивился. Народ возле нашей платформы заметно нервничает, время подходит, а автобуса на нашей платформе нет. Переспрашивают у местных, они показывают, что да, именно здесь он будет. Через пятнадцать минут задержки нас всех отправляют в другое место, где он и стоит. Ну слава богу. Ан нет. Нашего посадочного 59 места не оказывается, так как их всего 58. Ну здрасьте, приехали. Но как-то всё само собой устраивается, кто-то куда-то пересаживается и мы трогаемся. Эх, знали бы мы сразу на что подписались. Лёгкая и непринуждённая прогулочка в горы. Поначалу было спокойно, ну «жарит» автобус, ну и хорошо, путь неблизкий, мелькают за окном пейзажи.
Автобус, раскачиваясь на рессорах, продолжает движение вверх, не сбрасывая хода. Я конечно не сомневаюсь в профессионализме водителя и что он эту трассу знает как свои пять пальцев, но мне, человеку ни разу не преодолевавшему перевал, стало не по себе. Сначала не по себе, а потом я просто понял , что это перевал Тизи-н-Тишка – это огромная , как наверно и любой другой перевал. Когда, глядя в окно, не видишь под собой почвы, это пипец. Руки потеют, желудок сводит, в голову нехорошие мысли лезут. Первый раз я понял глубину, широту, силу, многогранность и всеохватываемость русского «матерного» языка. Вдоволь наговорившись на нём, я слегка выпустил пар. Жена в какой-то момент подумала, что я запрыгну ей на колени.
А мы всё выше и выше к небесам.
Наконец-то мы начинаем спуск в долину. Перевал позади, можно перевести дух. Ну натерпелся.
Просим водителя автобуса тормознуть в Табоурате, чтоб не тащиться в Варзазат, а сразу отправиться к цели нашего путешествия – ксару Айт-Бенхадду. Сразу на перекрёстке нам сторговывают такси местные «помошники» (интересно где их нет). На переднем сиденье рядом с водилой сидит его жена с ребёнком, по дороге кому то передаём кассеты с яйцами (почему то таксисты там этим любят заниматься), заправляемся на импровизированной заправке (из чего сделан бензин совсем неведомо, цвет у него своеобразный и мутный) и доезжаем до нужного нам места. Ещё издали открывается красивейшая панорама ксара. Поездка до ксара от перекрёстка 9 км и стоила 40 диркхам. Посёлок и ксар разделяет речка, но она была в это время мелкая и её легко перейти в брод, не прибегая даже к помощи местных перевозчиков на осликах. Ксар конечно завораживает и описывать не буду, фотографии наверно лучше расскажут.
На входе вас обелечивают на 10 диркхам, но когда ходил рано утром то на воротах никого не было. В ксаре по-прежнему живут несколько семей. Они за малую оплату приглашают к себе в гости, чтобы показать быт берберов,
каждый дом уверяет, что именно у них пил чай Рассел Кроу снимаясь в «Гладиаторе». Создаётся ощущение, что он прям сейчас пробежит мимо с мечом и щитом. Есть ещё торговцы всякой рухлядью в национальных одеждах, которые на ответ «Купим завтра..» говорят «- Не, завтра нельзя. Завтра уходим в Сахару!» Ну, с утра, я их наблюдал выдвигающимися в ксар в обыкновенной одежде и переодевающимися там уже в свой маскарад. Да, быстро сбегали в Сахару эти деятели. Ну сия маленькая ложь ничего не портит, только правда увидев меня на следующий день они несколько смутились. Еще в стенах продают много картинок местных видов, написанных акварелью. Недорого, но мы так не приобрели, так как утром рано этих торговцев ещё не было. Жаль. С укреплённой высоты, возвышающейся над ксаром, открываются поистине марсианские виды.
Вообще в подавляющем большинстве цвет Марокко коричнево-красно-розовый. Он в почве, домах, коврах, маках, горах, пище. Он постоянно как бы витает в воздухе. Хорошо, что мы попали ещё в такое время, когда всё цветёт и не успело выгореть под ярким, палящим солнцем. Осмотрев ксар, мы отправляемся в риад Кsar Ighnda, который находится в 2 км от ксара. Можно попробовать поймать такси, можно пешком, я доходил по шоссе за полчаса. Когда здесь, на форуме, посоветовали не останавливаться в Варзазате, а именно остановится в Айт-Бенхадду, то мы совету вняли и нисколечко потом не пожалели. Мотаться никуда не надо, всё рядом, риад пристроен к старой касбе, виды шикарные с террасы, обслуживание отличное, еда в ресторане превосходная. А восходы и закаты какие.
С утра совершив повторный променад в ксар, отправляемся на такси в Варзазат, так в автобусной компании нас предупредили, что автобус не остановится в Табоурате. Последние снимки на память. Ведь именно здесь особенно мы почувствовали колорит марроканский (ну из тех мест, что мы посетили кратко в этой стране).
Козочки-овечки… За время поездки я понял, что основным национальным развлечением является выпас мелкого рогатого скота, стирка ковров в речках, игра в футбол и предложение различной помощи. Делают они это всегда, везде и в любое время суток. И ощущение того, что не устают. По дороге в Варзазат проезжаем на его окраине киностудию «Атлас» - огромную площадь, обнесённую забором, перед которым стоят огромные статуи фараонов, но желание посетить студию не возникает, на автобус бы не опоздать. Водитель говорит, что вокзалов два и какой нам нужен, он не понимает. Остановив машину, куда то уходит, приходит, подъезжает другое такси, из которого выскакивает другой шофёр, который садится за руль, а предыдущий махнув нам рукой, уходит вообще. Снова вопрос «Вам куда? А, СТМ. Щас я вас быстро!» Через метров триста он останавливает нас в нужном месте. Забавно однако. Варзазат ничем не примечателен, делать там, за исключением осмотра касбы Таурит, абсолютно нечего.
Обратная дорога в Марракеш совершается вообще в процессе марш-броска, ещё быстрее мчит автобус. Но так как я рассматриваю постоянно рельеф ближайшей скалы, то уже не так уж и жутко. Когда спускаемся с перевала, становится веселей. На въезде в Марракеш со стороны Варзазата где то в паре километров от центрального автовокзала находится гипермаркет «МЕТРО», который работает с 7 утра до 10 вечера. Не знаю как там с алкоголем, мы просто мимо проезжали. Это я к тому, что кроме как в ресторане, да и то не в каждом, вы сможете его употребить. Больше я его НИГДЕ не видел! Вернувшись в город, мы погуляли по нему и решили пообедать, но так как обеденное время закончилось, то всё позакрывалось, работали только кофейни и, на наше счастье, McDonald’s и KFC в районе Гелиз. Так что перекусили фастфудовской бякой, которая оказалась повкусней московской.
Поселились в этот раз в риаде Dar Sholmes, опять хорошо, хозяин француз, отличная терраса на крыше и самое главное – ванна. Огромная ванна, а не душ. Блаженство. Дорогу к нему нам пытались показать за малое вознаграждение пара десятков ребятишек, но навигатор нас уверенно привел к нужной точке. Без навигатора поиск конечно всех мест базирования (риадов) в Марракеше будет усложнён, но если нарвётесь на пацанов, а они как правило всегда есть в районе нужных мест, то они доведут за монетку вас до двери. С утра пошли снова гулять по Марракешу. Аисты повсюду. Первый раз я видел столько этих огромных птиц. Процесс их питания в городе для меня остался загадкой.
Зашли в дворец Бахия – красота!!!
Рядом с дворцом Эль-Бади набрели на площади на Kosybar. Напитки любые, хороший вид с террасы, можно почти что аиста рукой похлопать. Вместо визитки вручили нам потом прекрасный путеводитель по лучшим ресторанам Марокко с очень полезной информацией. Обедать сходили так же в рекомендованный Трипадвайзером Dar Moha в Медине. Вкусно очень, стоит посещения. Потом по плану сады Можарель. Красиво, согласен, но очень небольшие, больше всего кактусы понравились.
Вот так в принципе и закончилось наше короткое знакомство с Марокко. На следующее утро мы улетели в Мадрид. Понравилось ли мне? Понравилось и я готов снова посетить эту страну, но уже по другому маршруту…