4x4 по ЮАР и Свазиленду / кемпинг в парках

Отзывы и рассказы туристов о странах Южной Африки. Отзывы о ЮАР, Намибии, Ботсване, Зимбабве, Мозамбике, Анголе

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

4x4 по ЮАР и Свазиленду / кемпинг в парках

Сообщение: #1

Сообщение volkfox » 24 дек 2011, 11:05

.

Только что вернулся из пятинедельной поездки по Южной Африке и Свазиленду (ноябрь-декабрь 2011). Заметил, что на форуме достаточно описаний самостоятельных путешествий по ЮАР но не хватает логистических заметок, особенно в части 4x4. Надеюсь кому-то пригодится моих 6 тыс километров пробега по дорогам страны в формате FAQ.

1. Нужен ли 4x4 автомобиль в ЮАР? Каково общее состояние дорог?

Ответ на вопрос зависит от цели поездки. В отличие от России или Украины, ЮАР и Свазиленд полностью обеспечены дорогами отличного качества и для поездок между любыми крупными городами (Йоханнесбург, Кейптаун, Дурбан и тд) внедорожник совершенно не нужен. То же самое относится абсолютно ко всем национальным паркам, попасть в которые (как выяснилось) можно на любой легковушке. Бензин и дизтопливо в стране широко доступны и высокого качества, цена порядка 13 рандов за литр.

В то же время, в стране достаточно грунтовых и щебеночных дорог. Это в первую очередь относится к второстепенным дорогам (в основном проекции запад-восток), а также ко многим дорогам внутри национальных парков. Все эти дороги нормально проезжаются на легковом автомобиле - разумеется с намного меньшей средней скоростью чем на джипе.

2. Где ездить на 4x4 в ЮАР?

В принципе, джип или пикап в ЮАР и Свазиленде дает всего три преимущества:

- Скорость движения на второстепенных дорогах и грунтовых съездах к достопримечательностям типа водопадов или частных парков
- Возможность посетить дальние и менее многолюдные уголки национальных парков. Это особенно важно для возможности сфоткаться или снять видео подальше от людей.
- Возможность выезда в менее развитые страны - Мозамбик, Лесото, Ботсвана, Намибия (это не относится к Свазиленду который полностью асфальтирован)

Внутри национальных парков, 4х4 дороги размечены отдельно, но на них иногда нужно покупать отдельный билет. Очень помогает иметь хорошую карту парка которую лучше всего купить сразу на въезде так как бесплатно их практически не выдают. Ниже я вкратце перечисляю те парки где я нашел части открытые для 4х4:

- Pilansberg

Большой семейный парк со всеми животными Большой пятерки, расположенный близко к Йо-бургу (три часа). Несмотря на маркировку 4х4 на некоторых дорогах, он весь проезжается на обычном легковом авто без всяких проблем. Размещения туристов внутри парка нет, снаружи находится большой лагерь где есть коттеджи и можно встать на кемпинг.

- Marakele

Небольшой но приятный парк без хищных животных, но зато с крупной колонией стервятников живущих на высшей точке местных гор. В парке есть несколько бесплатных 4x4 трейлов. Один технически сложный трехчасовой трейл по камням (рекомендуется блокировка дифференциала) и пара легких песчаных треков недалеко от лагеря на которых удобно фоткаться разгоняя на джипе стада зебр. В парке можно жить на кемпинге или в лодже.

- Kruger

В главном парке страны 4x4 доступ устроен следующим образом. В основном парке стандартную сеть доступных дорог составляют асфальтовые магистрали и грунтовые боковые дороги для осмотра живности. При этом в парке еще есть развитая сеть технических дорог для контроля за водопоилками и тд - эти дороги обычно закрыты для туристов (кроме пары треков в южной части парка не отмеченных на карте и обозначенных лишь знаками на месте)

В то же время, легально попасть на оффроуд в Крюгере можно тремя путями.

Путь первый - оплатить билетик на 460 рандов в одном из четырех лагерей с данной услугой для самостоятельного трека на 3-4 часа (см ссылку ниже) и оставив в залог еще 100 рандов. Взамен выдается условная карта с GPS координатами точек поворотов и обязательство вернуться до закрытия офиса в лагере. Качество трейлов разное, некоторые часто используются для сафари гидами из лагерей, некоторые не используются никем вообще (особенно это касается трека Northern Plains). Несмотря на высокую стоимость услуги, бонусом идет то, что Вы скорее всего будете на треке одни, плюс никто не мешает Вам слегка заблудиться и исследовать альтернативные маршруты ))

Путь второй - это вписаться в многодневный выезд по парку в группе с гидом - таким трейлов сейчас кажется два (Lebombo плюс еще один новый трек). Минусом схемы является необходимость поездки по расписанию и все ограничения группы. http://www.krugerpark.co.za/Specialist_ ... rails.html.

Есть еще и третий путь. Он связан с тем, что Кruger сейчас включает в себя много сопредельных территорий с иной юрисдикцией, но единым пространством (забор физически снят). Такие территории проходят по всей длине парка с западной стороны (Ranch Letaba, Makuya park) а также с востока (Limpopo парк в Moзамбике). Таким образом, достаточно легко спланировать многодневный выезд по периметру Крюгера. Восточная часть (Мозабик) не требует получения специальных разрешений и может быть исследована самостоятельно на приличного качества джипе, а западный периметр - это частные земли и для поездки по ним требуется лицензия. В принципе можно ехать восток самим, а запад - в группе, а можно ехать обе поездки в группе. Организует группы компания TFTP, вебсайт http://www.dolimpopo.com. Западной части в этой фирме соответствует Luvuvhu Trail, восточной - Shingwedzi trail; оба по длине примерно около 500 км (до недели оффроуд если не спешить). Трейлы включают форсирование рек без мостов поэтому требуется раздатки и дифф лоk. Торговаться с компанией можно, но в небольших пределах - я заплатил $475 за Luvuvhu, в цену входит только гид и групповые усилия по спасению застрявшего авто, так что все оборудование нужно свое.

- Lake Sibaya / Kosi Bay (северная часть парка iSimangaliso до границы с Мозамбиком)

Вся прибрежная территория на север от столицы дайвинга ЮАР в Sodwana Bay принадлежит к охраняемой территории на которой практически нет дорог с твердым покрытием. Сам въезд в парк довольно запутан так как четких границ у него нет, а есть лишь система ворот и оплаты разрешений на въезде и выезде. Мимо этих ворот вполне можно проехать второстепенной дорогой ) Вся территория вдоль моря в этом районе похожа на большую песочницу, в которой крайне редко попадаются деревни и еще реже - кемпинги или гостиницы, поэтому о ночлеге нужно договариваться заранее. На пляжах (Black Rock и тд) оборудованы подъезды с дороги, туалеты, площадки для барбекю и чистки рыбы. При этом туристов там практически нет кроме немногих местных рыбаков и детей. Проезд без 4х4 практически невозможен (песчаные дороги) но дифф лок не требуется и легко проходит любой пикап.

- Malolotja Park (Свазиленд)

Небольшой но красивый и малолюдный парк с хорошим кемпингом идеально подходящий для пеших прогулок (хайкинга). Большая часть парка доступна только на машине с полным приводом (блокировка дифференциала не требуется)

В принципе, легко заметить что джип полезнее в северной части страны. В южной части - в том числе на все протяжении Garden Route от Кейптауна до Knysna легковой автомобиль и дешевле и удобнее, так что брать в аренду джип имеет смысл в Йоханнесбурге.

3a. Как брать легковую машину в аренду? Каковы расценки? Есть ли смысл аренды в городе?

Для аренды легковушек во всех крупных аэропортах есть весь набор стандартных фирм - AVIS Budget Hertz и так далее. Расценки у них немного ниже европейских но выше американских - например аренда авто среднего класса (Nissan Tiida) обошлась мне в Кейптауне в 40 долларов в день. Города в ЮАР очень хорошо приспособлены для автомобилей - пешеходных либо закрытых зон для движения нет. Парковка на улице в центре города легко доступна стоит порядка 15 рандов в час в период с 8-ми до 6-ти, в остальное время бесплатно. Квитанции выдает парковщик-негр, поэтому без чека он согласен и на меньшую сумму ) Также бывает что "присмотреть" за машиной в деревнях предлагают местные мальчишки или бомжи - давать им деньги необязательно, но можно дать еды. Судя по тому что стекла на парковках мало, бьют машины редко.

Аренда машины в городах ЮАР имеет смысл тк многие достопримечательности (Столовая гора в Кейптауне либо Колыбель Человечества в Йо-бурге) расположены за пределами регулярных рейсов автобусов. Попасть туда на такси можно, но дешевле все же взять машину.

3б. Где брать в аренду 4x4 джип?

В ЮАР существует небольшой но устойчивый бизнес аренды внедорожников для дальних поездок. По своему опыту а также встреченному на дороге транспорту я выделю две категории:

- Britz - http://www.britz.co.za

Специализация Britz - аренда 4x4 пикапов оснащенных для кемпинга (палатка, холодильник, водная цистерна). Торговаться с ними можно и нужно, результат находится в районе 60-80 долларов в день. Такая машина способна проехать практически по 95 процентам территории страны (но у нее нет лебедки и блокировки дифференциала так что в говны соваться не стоит).

- Куча мелких фирм специализирующихся на жестком оффроуде

И в Йоханнесбурге и в Кейптауне можно взять в аренду полностью упакованный Дефендер либо Лендкрузер с расширенными баками, лебедкой, блокировкой дифференциала и стандартным комплектом самоспасения (две запаски, компрессор, промышленный домкрат и тд). Эти машины изначально рассчитаны на дальние поездки и выдаются со всеми документами на пересечение границ. При поиске машины учитывайте что многие веб-сайты это всего лишь агенства и цены у них могут сильно отличаться от реальных владельцев машин потому обращайте внимание на физический адрес фирмы-проката а также общую адекватность услуг а не на красивые фотки на сайте.

Лично я брал Дефендер в Bushlore (http://www.bushlore.com), он обошелся в 990 рандов в день. По результатам торговли было сделано следующее - бесплатно дали холодильник (крайне нужная вещь) а также обнулили ответственность за кражу машины (я брал минимальный вариант страховки). Также предлагали за 2400 рандов полный комплект для кемпинга (от газа до палатки, спальников и вилок) но поскольку я был один, мне было проще привезти свое барахло в минимальном альпинистском варианте.

При приеме машины советую обращать внимание на следующие вещи: документирование всех косметических дефектов и неисправностей, состояние резины (запишите процент износа чтобы не платить полную цену при утрате покрышки), уровень бензина и включение дифференциала и раздаточной коробки. Такой внедорожник неизбежно попадет в ваши руки с начальным количеством неисправностей, но с мелкими придется мириться. Также оцените уровень сложности своей поездки - фоткаться лучше на Лендровере но в дальних странах перемещаться и ремонтироваться проще на Тойоте или Ниссане.

4. Трудно ли ездить по левой стороне? Каково общее состояние дорог и правила движения?

Движение в ЮАР - левостороннее, привыкнуть к нему нетрудно если запомнить простое правило что пассажиру место - на обочине. Примерно после пары дней за рулем соблюдать полосы движения удается автоматически.

Общее состояние дорог и знаков - очень хорошее, примерно на среднеевропейском уровне. Иногда (в отличие от Европы) на дорогах попадаются блоки, но меня там ни разу не останавливали. На магистралях встречаются автоматические радары, но в целом полицейских в кустах в ЮАР нет. Через сплошную обгонять не принято, зато на многих дорогах широкие обочины куда отходит тихоходный транспорт чтобы не мешать обгону. В городах помеху движению иногда создают многочисленные маршрутки которые имеют дурную привычку забирать пассажиров в любом месте.

5. Какую валюту брать с собой?

Валюта ЮАР (ранд) является сильнейшей в регионе, поэтому иностранные дензнаки не распространены и обменять их за пределами крупных городов нельзя. Лично я обменял почти все доллары по прилету в аэропорту Йо-бурга. Несмотря на не самый лучший курс, обмен по прилету спокойнее, тк обмен валют внутри страны производят только по паспорту и то не в каждом банке. В Свазиленде менять деньги не надо тк берут бумажные ранды (но монеты ЮАР почему-то не берут вообще). Учтите что если сдали сдачу деньгами Свазиленда их не возьмут потом в ЮАР

Банкоматы широко доступны в городах, однако не факт что Вашему банку понравится попытка снятия наличности в ЮАР, а разбираться потом с ними по телефону на роуминге Вам обойдется очень дорого. Одну из моих карточек банк заблокировал сразу же при попытке снятия денег и разблокировать ее я смог только дома.

Кредитные карты (Visa, Mastercard, AMEX) в стране берут практически повсеместно - однако заранее предупредите свой банк о тратах в ЮАР. Также полезно контролировать каждое списание (например через электронную почту). К концу поездки номер одной моей карточки все же попал к мошенникам, которые списали около ста долларов со счета пока карту не заблокировал банк. Мошеннические списания обычно делаются понемногу и за несколько операций, поэтому есть шанс сразу заблокировать карточку и избежать потерь.

В любом случае советую при оплате счетов не выпускать карточку из видимости и не давать заправщикам, торговцам и тд возможности с ней куда-то отойти. Также полезно брать несколько карт на случай блокировки (у меня было четыре).

6. Каков уровень безопасности в стране? Есть ли проблемы с медициной? Требуются ли прививки?

Уровень безопасности в стране очень высок, детей можно брать с собой без раздумий. Проблему представляет собой для приезжих лишь мелкое воровство - примерно на уровне России. То есть оставлять на видных местах ценные вещи без присмотра не рекомендуется. В стране значительный уровень безработицы, при этом многие местные заняты на социальных работах (например поддержание порядка в районе или сбор денег за парковку) а грязные работы выполняют иммигранты из соседних с ЮАР стран.

Со стороны, кажется что уличная преступность в стране в основном развита на стыке бедных и богатых кварталов Йоханнесбурга, где видно мощные ограды и частную охрану. По моему опыту трехдневной остановки в Совето, находиться или ночевать в черных кварталах совершенно безопасно, особенно при наличии опыта общения с российской гопотой. В бывших бедных районах бывшее госжилье теперь приватизировано, электричество и вода бесплатны и не редкость встретить крупный молл или шикарный фитнес-центр. В деревнях в центре страны, уровень жизни в целом не очень высок - но не сильно уступает средней российской деревне.

Считается, что в стране медуслуги высокого качества, прививки для посещения ЮАР не требуются однако в северо-восточной части страны (включая Крюгер) требуется профилактика от малярии - одна таблетка Маларона в день.

7. Логистика жизни в парках

В принципе большинство людей ассоциирует Африку с чем-то вроде парка Крюгер, поэтому есть смысл задержаться на описании жизни туриста в парке.
Провести к Крюгере можно два дня, а можно месяц - парк очень большой и для любителей природы скучно в нем никогда не бывает, в особенности если приехать с детьми.

Посещение парка оплачивается по дням с человека; если Вы едете вдвоем либо семьей, имеет смысл заказать пропуск Wild Card во все нац парки ЮАР (кроме парков Квазулу-Натал), цены здесь http://sanparks.org.za/wild/tourism/pricing.php. Покупка делается с вебсайта кредиткой, ждать получения самой карты не нужно, достаточно распечатки об оплате.

В любом случае, на въезде в парк Вы либо оплачиваете первый день (если нет Wild card) либо получаете пропуск с отметкой о въезде. С этим пропуском Вы обязаны отметиться там где останавливаетесь на ночь. Сделать это требуется до 6-ти вечера, так как пребывание за границами лагерей примерно с 7-ми вечера до 5-ти утра запрещено (точные часы зависят от сезона).

Размещение в парке выглядит так - это либо кемпинг (своя палатка) или коттедж в лагере - либо размещение более высокого класса в частном лодже. В принципе коттеджи и лоджи лучше заказывать заранее - на вебсайтах крюгера или через е-мэйл, кемпинг достаточно просто оплатить приехав на место. С моей точки зрения кемпинг удобнее так как нет нужды заботиться о наличии мест или думать в каком лагере каждый день удобнее ночевать. Лагеря находятся в разных зонах парка и по сезону и миграции животных могут быть более или менее удобны для сафари на тех животных кто Вам больше нравится. Цена жизни в своей палатке - от 160 рандов, лодж стоит минимум вдвое дороже. Удобства приличного качества, горячая вода есть. Внутри каждого лагеря также имеется магазин, где продаются товары для пикника, поэтому можно купить дрова, мясо и решетку для гриля и готовить самим чтобы избежать скучного ресторанного обеда который почему-то идет по одному меню во всех лагерях. Оставлять вещи на кемпинге внутри закрытой палатки вполне безопасно (разумеется за исключением денег и документов).

Животные в парке активны в первую очередь вечером и рано утром, поэтому есть смысл вставать около 4-х и ехать самим на сафари, возвращаясь в лагерь около 11-ти или 12-ти. Дневную жару лучше переждать в бассейне с пивом, возвращаясь на вечернее сафари примерно с 3-х до 6-ти вечера. В каждом лагере можно также записаться на сафари с гидом, но уникальными являются только ночные выезды (после темноты с 7ми часов) поскольку самим за пределы лагеря ночью выехать нельзя.

Само сафари представляет собой медленное перемещение по парку в поисках интересных животных. В принципе тут важны как наблюдательность так и время - например найдя прайд львов можно провести рядом с ним весь день наблюдая за их интимной жизнью и отношениями с другими животными. В природе дикие животные ведут себя совсем иначе чем в зоопарке и на крупной территории правила общежития у них иногда бывают довольно сложными. В то же время, никаких особенных преимуществ у той или иной дороги или места перед другими нет - найти леопарда (одно из редких животных) можно просто приходя на одно и то же место несколько раз в неделю. Также помогает посмотреть в лагере каких животных в каком районе недавно встречали гиды. Редкими животными считаются все виды кошачьих (кроме львов), медоеды, муравьеды и панголины. Довольно интересны также гиены и африканские собаки.

Отдельным параграфом можно описать пребывание в частных заповедниках.

В принципе частные заповедники наиболее точно соответствуют стереотипу "дорогих африканских сафари" и предоставляют услуги по принципу "все включено". Как правило, имеется в виду питание, размещение и два сафари в день. В одном заповедника как правило находятся несколько лоджей разных ценовых категорий, а сам заповедник может быть как отдельной территорий (например Мадикве или Ква Мадвала) или иметь общую границу с национальным парком (например Саби Саби). В частных заповедниках клиенты не могут передвигаться на своих авто, поэтому доступ ограничен запланированными сафари. В тоже время, гиды и следопыты обычно высокого качества, знают территорию и могут ездить вне дорог прямо по бушу - то есть как правило могут найти на заказ именно то животное, которое хочет увидеть клиент. Цены в хороших заповедниках варьируются в диапазоне от 400 до 1500 долларов в день. Как ни странно, но цены ниже этого - плохой признак. Это скорее всего означает что в заповеднике почти нет или мало интересных животных и фактически вы просто платите за гостиницу с видом на антилоп.

Таким образом, если у Вас достаточно свободного времени, то скорее всего в национальном парке Вы сами сможете увидеть примерно тех же животных что и в частном заповеднике - плюс удовлетворение от самостоятельного поиска. Но если времени у Вас мало, то хороший частный заповедник - это разумная альтернатива долгим разъездам по пыльным дорогам.


8. Правила поведения на территории с опасными животными

В случае поездки на многодневный оффроуд на территории большой пятерки (львы леопарды бизоны слоны носороги) а также там где водятся гиппопотамы достаточно знать следующее

- Животные как правило вяло реагируют на человека внутри машины, даже если это открытый автомобиль. В особенности пофиг на людей львам и леопардам, которых можно фоткать хоть в упор. Единственными опасными животными для человека на авто являются слоны и носороги - в конкретных ситуациях (гон, защита детенышей и тд). Поэтому глушить мотор не рекомендуется и стоит быть особо внимательными рядом со слонами, особенно со слонятами либо слонами со "слезами на щеках". Также признаком агрессивного поведения является поднятый хобот и растопыренные уши (как у чебурашки).

- Животные нервно реагируют на человека вне авто, причем хищное животное бегущего человека может видеть как дичь. Поэтому в случае поломок и тд отдаляться от машины нельзя, Ваши шансы на выживание намного выше внутри автомобиля. В случае прямой встречи достаточно удерживать свою территорию.

- Палатка как на - так и рядом с автомобилем является частью авто и животные реагируют на нее точно также. Ночные посещения лагерей животными как правило провоцируются брошенной едой или горящим костром и закрытая палатка для животных не является интересным объектом.

- Отбирать еду попавшую в лапы животным бесполезно и опасно. Особенно это касается бабуинов и медоедов (honeybadgers).

9. Работает ли сотовая связь и интернет?

Страна очень плотно покрыта сотовой связью, три основных оператора - MTN, Vodacom и Cell C. Сим-карта покупается при помощи паспорта, ваучеры на пополнение счета доступны в любом магазине и у продавцов на улице. Стоимость минуты в среднем для местных звонков около 3 рандов. Интернет через EDGE доступен везде, через 3G только в крупных городах, через Wi-Fi в любом отеле средней ценовой категории. Скорость интернета в стране средне-низкая, использовать скайп мне не удалось вообще нигде - включая очень дорогие гостиницы и лоджи.

10. Навигация

Территория ЮАР довольно хорошо описана в навигаторах, в том числе Google Maps. В тоже время, классы и принадлежность дорог на картах указаны не всегда точно - учитывайте это планируя маршрут вне основных магистралей. Например, при попытке доехать второстепенными дорогами от парка Пилансберг до заказника Мадикве выяснилось что часть их них ведет на территорию бриллиантовых рудников из-за чего пришлось делать крюк.

11. Пересечение границ и визы

Пересечение границы со Свазилендом на авто не вызывает вообще никаких проблем и занимает не более 15 минут. Россиянам в ЮАР нужна виза, а Свазиленд не нужна.

12. Какую еду покупать/брать с собой в многодневный выезд в Африке?

Одним из преимуществ пикапа/джипа является холодильник - то есть возможность возить с собой нормальную еду. Выбор в супермаркетах Южной Африки крайне мало отличается от стандартной европейской еды, и каких-либо особых экзотических вещей на улице тоже не продают. По опыту, в условиях жары подходит следующее:

- Из фруктов - твердые яблоки. Апельсины и прочие цитрусы брать не стоит тк на них неадекватно реагируют слоны, а мягкие фрукты легко портятся.
- Овощи - хорошо идет морковка. Помидоры и огурцы быстро мнутся и тухнут.
- Из напитков - все что угодно не в стекле. На бездорожье стеклянные бутылки бьются прямо внутри холодильника.
- Вода - несколько больших пластиковых бутылок для питья а также на случай утечки воды из основной цистерны машины.
На многодневных выездах Вам понадобится вода чтобы мыться и стирать вещи, так что рассчитывать нужно литров на 5 в день минимум при наличии источников воды по дороге.
- Свежее мясо и колбасы - продаются повсеместно, можно покупать с расчетом одна пачка на день для барбекю
- Сушеное мясо и тонкие сушеные колбаски (билтонг и дрюеворс) - удобно для перекусона днем плюс как страховка на случай поломки холодильника
- Посуда - можно купить несколько пластиковых контейнеров среднего размера для еды

13. Какая требуется одежда и снаряжение для сафари?

Одежда - свободная легкая хлопковая тонов хаки или светло-зеленых. Белую одежду брать нельзя тк выбрасывать придется почти сразу. Темные тона неудобны на солнце а также привлекают комаров и кровососущих мух. Расцветки в стиле камуфляжа в африке однозначно ассоциируются с военными и провоцируют неприятности. Также желательно иметь шляпу или бейсболку, солнцезащитный крем и спрей от комаров. Упаковывать вещи лучше не в рюкзак а в водонепроницаемую сумку и такие же пластиковые пакеты. Это связано с тем что внутри машины на сафари очень быстро становится пыльно.

Желательное снаряжение для машины в дополнение к стандарту если ехать одной машиной: банка масла (дефендеры его бывает подъедают), доски под колеса, блок для лебедки

Хорошо также иметь для лагеря (в дополнение к палатке, легкому спальнику и газовой горелке) складное кресло и решетку для гриля. Закупить это все (а также газовые баллоны) можно в туристическом магазине в одном из моллов Йоханесбурга (например Northgate Shopping Centre, Roodepoort). При заказе машины в конфигурации с полным кемпингом это, есс-но не требуется.

В стандартных джипах для сафари в Африке нет инверторов, поэтому для зарядки батареек нужно брать свой адаптер либо инвертор под 12-вольтовый прикуриватель. Также необходимо купить в аэропорту переходник под 220В разъемы стандарта ЮАР, тк европейские розетки в стране попадаются редко. Для комфортной фото и видео съемки удобно также иметь треножку.

14. Правильные путеводители и руководства

- Lonely Planet South Africa Lesotho & Swaziland - Хороший путеводитель по всей ЮАР, можно найти в сети в электронном виде, хотя в бумажном конечно удобнее.
- Philip Sackville-Scott "4x4 Routes Through Southern Africa" - отличный сборник выездов по ЮАР Намибии Ботсване и Мозамбику (включает CD с GPS координатами)

15. Маршрутные фотки
.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось volkfox 29 дек 2011, 06:03, всего редактировалось 3 раз(а).
volkfox
путешественник
 
Сообщения: 1334
Регистрация: 24.12.2011
Город: Свитерлэнд
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 122 раз.
Возраст: 41
Страны: 61
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Re: 4x4 по ЮАР и Свазиленду (upd: фото)

Сообщение: #2

Сообщение Alex Catamaran » 28 дек 2011, 14:46

Спасибо. Интересно и толково, на мой взгляд.
"Those are my principles, and if you don't like them... well, I have others."
Аватара пользователя
Alex Catamaran
почетный путешественник
 
Сообщения: 2600
Регистрация: 22.01.2011
Город: Centauri Republic
Благодарил (а): 86 раз.
Поблагодарили: 249 раз.
Возраст: 56
Страны: 45
Отчеты: 8
Пол: Мужской

Re: 4x4 по ЮАР и Свазиленду / кемпинг в парках

Сообщение: #3

Сообщение ШАЛТАЙ-БАЛТАЙ » 15 апр 2012, 10:07

Очень грамотно и локанично.Спасибо.Обязательно учту при планировании своего вояжа.
ШАЛТАЙ-БАЛТАЙ
активный участник
 
Сообщения: 680
Регистрация: 08.01.2012
Город: Ровно
Благодарил (а): 77 раз.
Поблагодарили: 28 раз.
Возраст: 55
Страны: 62
Отчеты: 5
Пол: Мужской

Re: 4x4 по ЮАР и Свазиленду / кемпинг в парках

Сообщение: #4

Сообщение ШАЛТАЙ-БАЛТАЙ » 31 май 2012, 10:31

Добрый день! Меня интересует такой вопрос: вы писали что машина Вам обошлась в 990 рандов в сутки.Это включая страховку или просто аренда? Я планирую машину брать в Виндхуке и от туда в Ботсвану,Зимбабве(водопад),ЮАР(Йоханесбург,Кейптаун) и обратно в Виндхук. Нужна ли полная страховка от всего-привсего?
ШАЛТАЙ-БАЛТАЙ
активный участник
 
Сообщения: 680
Регистрация: 08.01.2012
Город: Ровно
Благодарил (а): 77 раз.
Поблагодарили: 28 раз.
Возраст: 55
Страны: 62
Отчеты: 5
Пол: Мужской




Список форумовАФРИКА форумЮЖНАЯ АФРИКА форумОтзывы Южная Африка отдых, путешествия



Включить мобильный стиль