Здесь мне повезло. В мае нашел объявление Алексея, который не первый раз колесит по Южной Африке. Он был инициатором, главным разработчиком маршрута и водителем в одном лице. В экипаже уже были его земляки Миша и Настя, имевшие на тот момент опыт подобных путешествий.
Билеты выкупили по 640 евро за 2,5 месяца до поездки. Катарцами: Москва-Доха-Йоханесбург-Кейптаун. Забронирована машина Toyota Hilux со всем кемпинговым снаряжением в конторе Berg.
Были пробронированы отели в Кейпе, Виндхуке и кемсайты : Намаква в ЮАР и Хобас , Сесрием ,Вотерберг в Намибии. Еще понадобились фейковые брони гостиниц по всему маршруту для получения визы ЮАР.
С визами вышло не идеально, хоть и были предоставлены все необходимые документы. Мультивизу не дали, а только двукратную. Изначальный маршрут изменился. Мы пролетели с Лесото, но бонусом стал Мозамбик. Итого наметился маршрут ЮАР, Намибия, Ботствана,Зимбабве,Мозамбик,Свазиленд,ЮАР.
В итоге получилось вот так, 28 дней, 9800 км:
4-09
Перелет в Кейптаун оказался не слишком тяжелым ,несколько муторная пересадка в Дохе. Промежуточная посадка в Йоханнесбурге без выхода из самолета. Не критично. Арабы в обслуживании и еде , как всегда, выше всяческих похвал в отличии от KLM, Airfrance.Сегмент Доха-Йобург туда и обратно был почти полным, обратный рейс Доха-Москва на удивление пустой.
ЮАР
5.09
Таможенные формальности по прилету в Кейп не заняли много времени, запросили только обратный билет. Обменный курс в аэропорту нормальный. Нас встретил Жак, менеджер Berg. В тот же день удалось решить все вопросы с авто, проверить комплектность кемпового оборудования, на айфон снимали машину на предмет дефектов. Надо сказать , что все было отличным и ничего не подвело в дороге. Жак - хороший парень, сработал честно .Стоимость аренды составила 4000 долл + возвращаемый залог в 5000 рандов.. Доллар на тот момент примерно равнялся 10-и рандам.
Приехали в Big Blue Backpackers уже около 20-00.Гест хороший, в 1км от Ватерфронта.350рандов за комнату с душем на этаже. Место популярное. На обратном пути туда не попали, был полным. У меня был забронирован тур на белых акул от Go Shark Diving,но его отменили - в Клеенсбее штормило.
6.09
Утро встретило свинцовым небом. Посетили Ватерфронт, где настойчиво предлагали геликоптер флайт и прогулки на яхте. Дождливое время успешно убили в Аквариуме .Главная фишка в том, что там представлен подводный мир как теплого Индийского, так и холодного Атлантического океанов. Приятное место, медитативное. Если подходить научно- там можно на долго зависнуть. После обеда двинулись на Мыс Доброй Надежды. Распогодилось - отличные виды. Впервые увидели удивительную Капскую растительность. По жесткости местами буш похож на тундру, но повыше и представлен в значительной степени молочайными. На мысу и маяке было солнечно и впечатления от такого знакового места остались по детски радостными.
Вечером искали , где интересно поесть в городе. Бродили в районе Лонг и Клуф стрит. Заведений не слишком много и были заполнены черной молодежью. В итоге сели в одном кафе по антуражу напоминающему нечто среднее между ковбойским салуном и борделем. Народ активно общался, играл вполне приличный дип хаус. Белых было не более 5%. Это первая страна для меня ,где черные практически не обращают внимания на белых, как бы стараются не замечать (порой смотрят сквозь).. типа нас и нет вовсе. Жаль было мало времени, я практически не прочувствовал город за 2 вечера, а пишут о ночной жизни Кейпа много.. Проходили мимо ресторана, или байкерского клуба, где белые девушки были в вечерних платьях, а некоторые парни как откровенные барбосы. На улице фаершоу.. вообщем зажигали. Как и везде -места тусовок надо знать.
7.09
Сегодня погода радовала. Было воскресенье и на Столовую гору простояли очередь, минут на 40.Если брать билет на сайте – можно сэкономить время. Ощущения наверху великолепные, чем то напоминает крымские столовые горы ,только более грандиозные виды и флора ярче. Свежо. Для прогулки майки и шорт будет маловато!
После горы была грандиозная закупка провизии в SPAR и долгая дорога на север, по ремонтируемой в тот момент трассе N7. В результате к Skilpad and Namaqua нац парку приехали к полночи. Постучались в офис - никого, на обратном пути тоже не отмечались.. Здесь, на дороге вдоль океана, Алексей принял боевое крещение в навыках поездки по глубокому песку. Хорошо, что луна была полной .Откапывались многократно, толкали трехтонную машину.. но что самое смешное доехали до нужного места. Прогулки под луной в 2 часа ночи по побережью Атлантики для облегчения веса авто – это незабываемый опыт.
8.09
В 4-5 часов ночь была самой холодной за всю поездку, но утро изумительным. Буйство цветов, чистейшее небо и обжигающий океан. Купленный в Спаре юаровский кофе оказался очень даже не плох. После отрезвляющего купания направились в сторону намибийской границы.
Погранпункт Vioolsdrift проезжали уже затемно. Жаль. Как писали классики, река Оранжевая только загадочно отразилась нам антрацитом в лунном свете. Границу прошли довольно быстро, было жарко, почувствовалось дыхание пустыни. Один разговорчивый пограничник сильно сокрушался.. как же мы так неловко с Украиной поступили… Но, мой уровень английского не позволял развивать дискуссии на подобные темы.
Намибия.
В лагерь Hobas camping site тоже прибыли к ночи. Из офиса вышел заспанный черный рейнджер и указал свободные номера стоянок
9.09
В этом лагере была горячая вода и все условия, в отличии от спартанских реалий Скилпада, где кроме туалета и загородок от ветра не было ничего. Алексей брал с собой кофе машину, благо электричество было практически на всех стоянках в кемпсайтах. Утром экспериментировали, заваривая юаровский кофе в машине и финский Poulig в кружке и наоборот.. Я остался верен кружке.
Главная достопримечательность этого места – каньен Фишривер. Производит приятные впечатления, пустынные пейзажи вокруг, чудные деревья алоэ. Но не сказал бы, что слишком грандиозно. Чем то напоминает громадный карьер. Что интересно, каньон образовался не в результате эрозии речным руслом, а как грабен- тектонически погруженный блок.
Далее дорога проходила через пустынные территории NamDeb, алмазной корпорации Намибии, которые простираются по обе стороны дороги до Людерица и далее на юг ,вдоль побережья. Гулять там запрещено, так как потенциально любой жиган может найти алмаз, который наверняка лежит где – то одиноко на песке.. и ждет счастливчика.
В Людериц приехали засветло, романтические настроения по поводу ночевки в кемпе на берегу отпали сами собой, местность периодически накрывает полосами промозгло-холодного тумана. Город-картинка. Я как будто погрузился в детство, родную Калиниградскую область, только вылизанную и отреставрированную .Вся та же архитектура алеманов, только без красного кирпича, и в какой то адски-африканской расколеровке.
Остановились в отличном Luderitz Backpackers за 200 ND. Намибийский доллар примерно равен ранду ЮАР. Гест - типичный немецкий дом с просторной кухней ,удобным внутренним двориком и собственным паркингом. Проживали там одни. Мясо жарили прямо во дворе.
10.09
Утром меняли деньги в банке. С собой все участники пробега брали доллары, картами за всю поездку расплачивались минимально. Процедура обмена не менее муторная чем в ЮАР, около 30 мин на операцию. Потом искали контору, где продают билеты в Колманскоп. Вроде бы это можно было сделать прямо на месте.
Город призрак - произвел зачетное впечатление. Правильней сказать, это заброшенный горняцкий поселок. Должно быть, там идеально после песчаных бурь, а так - довольно натоптано в ближних домиках для идеальных фото. Но все равно ,проникнуться моментом можно. В 14-00 все закрывают, и персонал уезжает по домам. Нам предстояла довольно длительная ,но живописная дорога по грейдеру до Sesriem Campsite. Вообще Намибия поражает отсутствием машин на дорогах. Можно сказать «спасибо» колонизаторам. И без того в пустынных территориях ,они с немецкой практичностью, вырезали до 80 % местного населения в начале 20-го века.. ну и зажили по чести. Впрочем, как это не дико звучит, именно благодаря аппартеиду мы сейчас ездим в Африку смотреть животных а ля натюр.
Наблюдали интересный эффект, пятнисто-камуфляжной расцветки горы ,из-за неравномерности зарастания черных склонов светлой травой. Ближе к пустыне стали появляться безхозные ориксы и спрингбоки вдоль дороги.
Лагерь Сесрием большой и комфортный, но бронировать надо заранее. Был почти полным.
11.09
Фотоманьяков среди нас не было . Встали без экстрима, около 6, лагерь был уже почти пустым. Решили ехать на дюну Big Daddy .Дорога туда требует 4*4 авто. Проезжая, видели вереницу людей подымающихся на дюну 45.
На стоянке под Big Daddy нас встретил шакал, крутился вокруг, но от билтонга вежливо отказался. Вспомнился случай в Марокко, там вокзальная кошка тоже с укоризной посмотрела на брауншвейгскую колбасу. Подьем на дюну, у нас с Мишей, занял чуть более часа. Были там одни, в 8-30.Довольно забавный спуск вниз бегом , гул при этом от песка идет такой.. тревожный. Долина с сухими деревьями понравилась, не видел такого .После 9-и мне показалось уже критично жарко, а организованные группы только шли в это время в долину.
Потом была дорога через Soliter ,приятное место для перекуса - старые машины, немецкие булки, суетные бурундуки и разноцветная птичья мелочь.
В Виндхук приехали вечером.Chameleon Backpackers lodge был пробронирован заранее. Приятное LP- ишное место с wifi. Почти все номера заняты.Там есть пятачок, где стояло 5-6 маленьких палаток. Внутренний паркинг на 2-3 машины.
12.09
Время до полудня было посвящено шоппингу и устранению внезапно появившемуся скрипу заднего колеса. Город показался приятным и не слишком опасным. На станции техобслуживания Тойот добродушный дядька владелец успокоил- скрип связан с полной нагрузкой авто и он не опасен. Из-за непредвиденной задержки в столице мы пролетели с гепардами в Отживарого, о чем я очень сожалею.
Около 17-00 приехали в Waterberg Camsite. Место довольно пафосное, с красивым рестораном, бассейном. Породистые дядьки, типа Шона Коннери с бокалами красного вина на террасе. Сюда едут наблюдать птиц.
13.09
Подъем был поздним и птицы нас не дождались. Двинулись на маршрут. Я совершил бестолковый 3км траверз вдоль скал, но выхода на плато не нашел. Становилось невыносимо жарко. Спас бассейн, который я разделил с черными пионерами. Надо сказать хорошая экскурсионка у местных школьников. Детей встречали практически во всех нацпарках.
Вотерберг оставил странное впечатление, что там смотреть я так и не понял. Запомнился хороший кофе в ресторане и трогательные косули . Скорее всего надо брать рейнджера и не спать долго.
Далее заехали в Hoba West. Мне как геологу было особенно интересно увидеть самый большой метеорит в мире. Найден в 1920,на ферме. Около 60т космического железа с примесью никеля.
Проехали границу региона Каприви. Заметно больше людей по сравнению с пустынными территориями юга и в глаза бросается крайняя нищета. Заночевали в Ngandu Safari Lodge ,в приграничном городе Rundu .Там было место под кемпсайт. Слышалась португальская речь. В город на субботу, воскресенье приезжают ангольцы поиграть в рулетку.
14.09
Утром техсовет по детализации дальнейшего маршрута. Решили не ехать вокруг дельты Окованго в Ботстване (слишком большой крюк с неизвестными перспективами), а ограничится 70км проездом через север Чобе . Что бы Окованго не осталась темным пятном, в качестестве экспириенса на реке был выбран Ngepi camp в Намибии. Требует 4*4 авто. Место рекламировали в LP ,экскурсии на лодках мокоро - наблюдение бегемотов и крокодилов. Лагерь атмосферный - чувствуется организаторы долго и вдумчиво курили правильную траву. Тем не менее, с животными не повезло. Главный вывод: смотреть бегемотов надо на крупном судне! Тогда подъезжают поближе., на мокоро жмутся к берегу. Но опыт интересный, хоть лодки и пластиковые.200 ND экскурсия. Ночью я несколько опасался ,что на берег могут выйти бегемоты, а я спал в маленькой палатке на земле. По факту, вокруг , всю ночь раздавалось шуршание. Наверное птицы, их там много .. В этой поездке я осознал, что спать в кемпах где есть животные, на земле в палатке – довольно романтично, но не слишком комфортно.
15.09
Едем по дороге B8,через Катима-Мулило. К вечеру подъехали к реке Чобе, границе с Ботстваной. Заночевали в отличном Camp Chobe. Персональный черный хлопец топил буржуйку, грел воду. Прекрасный вид на реку с ибисами. На поле, за рекой блажили слоны по соседству с фермерскими коровами. Слегка напрягали комары. Их было не много, но на тот момент наше оружие ограничивалось репеллентами.
11.09
Утром парень подсуетился и уже в 6 утра нагрел воду. Наученные, опытом с мокоро – решили, не зная отзывов, не брать гейм драйв в Camp Chobe. Хотя там есть пешие и водные прогулки по долине реки. Впереди был знаменитый парк Чобе.
Ботсвана.
К границе тщательно подготовились, предварительно зачистив холодильник от сырого мяса. Перед погранпереходом яма с дезинфицирующим раствором, через нее проезжают машины. Всех людей заставляют выйти и пройти по тряпке смоченной этим же дезинфектом. Примерно как ноги вытирать перед входом в квартиру. Высокие африканские стандарты, Онищенко отдыхает!
Штампы ставят быстро. Виза россиянам не нужна. Примерно в 200-х метрах за погранпереходом наблюдала группа слонов. Свернули с транзитной асфальтовой дороги через парк Чобе в ворота Ngoma gate .Местные деньги, пулы, не понадобились. Плату взяли в рандах, выдали карту. Сразу за воротами началась жесть, пресловутый глубокий песок ,но к тому моменту уже был достаточный опыт .К слову, если там застрять – помощи можно ждать долго.., машин ездит не много.
Парк великолепен, все время дорога петляет вдоль реки Чобе. Там жизнь кипит. Особенно много жирафов, слонов, разных антилоп, бородавочников и водных пернатых. В одном месте видели бегемотов ,но метрах в 200-х. Не было только хищников. Но есть подозрение, что на этом участке их и нет. Уж больно все расслабленно гуляли. Ближе к Касане гейту стали попадаться машины по 10-12 чел, организованных групп туристов. Рейнджеры были удивлены, увидев нас. Похоже, со стороны Нгома гейта в парк редко заезжают.
Жаль было покидать парк. Выехали на транзитную трассу. На подъезде к Касане, нас встретил жираф, который собирался перейти дорогу, но увидел машину и подвис… Смотрел на нас с пол минуты, потом с 6 метровой грацией перебежал асфальт и растворился в лесу. Хоть и не Чад, но невольно вспомнился Гумилев…
Зимбабве.
Визу получили на границе за 60 долл +30 долл с человека получилось за разные страховки и сборы по авто. Вся процедура заняла около часа. В Викторию Фоллз приехали к закату и поселились в Shoestring Backpackers по 45 долл за сингл. Я сразу там же проплатил полет на вертолете за 140 долл и прыжок с тарзанки за 130 долл. Благо агенство при гестхаусе работало до 21-00. Место бойкое, бекпекерское. Вечером были вполне - себе танцы.
17.09
Утром мы разделились. Мои спутники отправились в город, а за мной заехала машина на вертолет.20-и минутный полет, в компании с 3-я итальянцами. Я заранее прописал виндоу сит в квитанции и предупредил турагента, что в противном случае моней бэк. Посадили рядом с пилотом, все по чести.. Очень понравилось, первый раз летел на таком маленьком вертолете. Фотографировать - как повезет. У меня было открыто маленькое окошко, сзади нет. Потом бус развез нас обратно по гестам.
Затем в 10-30 за мной заехали на прыжок. Водитель подвез к погранпереходу Зимбабве-Замбия. Там я показал квитанцию, и меня пропустили без печатей в паспорте. Вокруг тарзанки довольно много зевак, играет бодрая афро-музыка. Офис уже на территории Замбии. Меня взвесили, написали порядковый номер и вес на руке и отправили обратно на мост. Передо мной прыгало 3 человека.2 англичанина от 27-33 лет и немец 52 лет. Народ не случайный. Парни катаются на борде, немец-виндсерфер. Никто не орал.. все вполне чинно. Черный персонал работает очень квалифицировано.Снимают фото и видео с 2-х позиций.
Личные впечатления .Прыгнуть рыбкой в пропасть оказалось не страшно. Нормально испугаться за 3 сек полета не реально. Страшно ощущение неизвестности во время подготовки к прыжку. Особенно неприятно, когда на тебя крепят сбрую, что-то подтягивают, налаживают по виду такие же черные парни, как и любые черные барыги, которые пытаются тебя развести на рынке. Но опасения были напрасны, сработала команда четко.
В момент, когда резинка начинает тянуть тело вверх происходит движение спиной вперед.. страшноватые ощущения, т.к. на затылке глаз нет. Что бы получить настоящий взрыв адреналина надо прыгать спиной в пропасть, и желательно ночью.. видел такие кадры в рекламном ролике. Фотографии и видео прыжка на DVD предоставили за 50 долл. Дорого, но это лучшая операторская работа из всех экстримов, где я участвовал.
После банджи пошел на осмотр основного пункта программы в Зимбабве. Виды водопада очень впечатлили. Там можно легко провести 4-5 часов. Дождя нигде не было. Вода на Замбези в этот период не высокая, но все было в высшей степени эстетично и грандиозно ..мне хватило выше крыши.
По городу беспределят бородавочники. Валяются в грязи, пристают к теткам с сумками на предмет харчами разжиться. Те их отгоняют как собак. Зашел а парикмахерскую.10 долл местная модельная мужская стрижка – т.е. на лысо. Черный мастер гордо заявляет, 10 долл. Говорю, я в Питере 5 плачу. С моими аргументами согласился, сработал старательно.
В Виктории Фоллз мы закрыли вопрос с малярией. Было приобретено превентивное средство Deltaprim за 10 долл. Принимать по 1 таблетке в неделю, и коартем по 10 долл пачка на случай худшего сценария. Средство оказалось вполне безобидным. После первой таблетки моих спутников одну ночь мучили кошмары, съели перед сном. Я же принял утром, и через 30 минут после приема как будто яркости прибавили в глазах на 5-10 секунд, сон обычный.
Вечером в гесте опять были пляски. Местные мачо и страшные англо-саксонские барышни. Пару парней явно изучали движения Джексона на замедленном видео. Было на что посмотреть.
Этот день был самым ярким для меня за всю поездку. В общей сложности я оставил в Виктории Фоллз около 500 долл. Ни о чем не пожалел.
18.09
Следующий пункт программы – Антилопа парк под Gweru. Пока ехали- виды довольно унылые ,повсюду выжженная трава вдоль дороги. Здесь стали появляться круглые дома с соломенной крышей. Этот тип африканского жилья будет нас сопровождать и в Мозамбике и ЮАР. Местный гаишник предъявил нам отсутствие светоотражающей полосы и неработающий стопсигнал.. Выписал 2 штрафа на 30 долл в сумме. Далее в Зимбабве никто не трогал.
В Антилоп парк приехали под вечер. Кемпсайт стоил 10 долл на человека, комната 30 долл. Место очень английское. Так, наверное, и должна выглядеть Родезия. Газоны, романтические скамейки, пруд. Лошади для игры в поло. Здесь периодически проходят соревнования. Все очень экологично и концептуально, с выкладками из Сидхартхи в клозете. По ночам раздавались львиные рыки.
19.09 Парк представляет из себя большой комплекс с приличной площадью в акрах.. Здесь проходят реабилитацию около 100 львов ,8 из которых на тот момент проживали в вольерах. В лагере черный персонал и довольно много белых волонтеров. Прогулки осуществляются с 2-я львам 1,5 годовалого возраста. Брат и сестра. Брали за это удовольствие 70 долл с человека. Посмотреть львят -дополнительная опция за 22 долл. Животные великолепны, в хорошем состоянии, игривы и не замучены. Прогулка длится около часа, группа была 12 чел.
На территории кемпсайта трапезу с нами разделил мангуст, от колбасы не отказался. Ходила безхозная зебра, но без фамильярностей ..гладить не разрешала. На выезде из парка встретили 4-х слонов, жующих траву вдоль ручья. Им было не до нас.
Далее самый живописный участок дороги, через Восточное нагорье. Люди здесь показались побогаче, опрятно одетые школьники, дома поприличней. Впервые увидел необычные эрозионные формы рельефа, напоминающие циклопические нагромождения камней. Нечто подобное изображено на бывших банкнотах Зимбабве.
В Мутаре, пограничный с Мозамбиком город, прибыли к закату. Еле нашли Valley Lodge за 65 долл ночь. Поиск ночлега был осложнен тем, что город находится в котловине ,а все лоджи и кемпсайты на склонах. Несколько напрягал запах, трава на склонах тлела. Интернет как опция при заселении был заявлен, по факту - не работал. Лодж в староанглийских традициях с услужливо-туповатым крупногабаритным персоналом. Ребята искренне удивились, почему не устраивает номер с двумя кранами в ванной ( без смесителя !!!). Зачем нужен душ? Впрочем номера с душем нашлись, отель был почти пустой .
20.09
Утро в стиле Гринфилд было приятным, запах гари ушел вместе с ночным дождем. Ожидаемой овсянки не подали. Добротный континентальный брекфаст. Можно было почувствовать себя белым человеком. Предупредительно пафосный бой, столовое «серебро», бардовые тканевые салфетки а ля вагон ресторан. Предстоял сложный день с плохо понимаемым пересечением Мозамбикской границы.
Выезд из Зимбабве.
Быстро поставили штампы в паспорте. Затем заходим в офис, где идет проверка транспортных документов. Здесь начался цирк. 3-и офицера стали нам объяснять , что существующих документов на машину не достаточно, у нас проблемы и мы не можем дальше ехать. После 15 минут препирательств и не пониманий мы сказали, что виза Зимбабве для нас уже закрыта, и … нам разрешили ехать дальше на свой страх и риск. Я так и не понял этого демарша с их стороны. Денег не просили ,просто показали свою значимость и заставили поволноваться белых?? Это осталось загадкой.
Мозамбик.
На границе нас встретила португальская речь и важный офицер чем-то похожий на бегемота. Таких раньше рисовали в журнале Крокодил. Выяснив, что мы нау фала португеш, расстроился. Кое-как объяснили, что приобрести визу хотим на границе. Он был удивлен, но все оформили, по 55 долл за персону. В специальной комнате сделали фото и сразу распечатали визу. Наклеили в паспорт и добро пожаловать!
Мозамбик заметно отличался от других стран на маршруте. Настоящая черная Африка с многочисленными деревнями вдоль дорог. Здесь мы с Михаилом открыли настоящую фотоохоту с авто. Как сказал Алексей, с особым цинизмом. Некоторым это не очень нравилось..
Бросается в глаза отсутствие пожилых людей и невероятное количество детей. В среднем в этих регионах по 6 детей в семье. Что до недавних пор сказывалось на продолжительности жизни женщин -42 года., против мужчин – 46.
Дорога EN6 проходила через Шимойю, Инчопе в порт Бейру. Трасса приличная, но много грузового транспорта. Пару раз ,когда ехали за фурой, раздавался оглушительный грохот и летели ошметки резины.. ездят на очень старых покрышках. После Инчопе свернули на главную дорогу EN1,соединяющую юг и север страны. До Виланкуло дорога довольно убитая. В тот день Алексей выжал больше 500 км от границы до океана. Около 21-00 прибыли в Виланкуло. Погода при приближении к океану, стала заметно портится, и в Baobab beach backpackers мы заселялись при сильном ветре и дожде. В тот момент еще и э/эергии не было в поселке. Из свободных были только две бунгалки за 30 долл и одна с видом на океан за 50 долл. Кровати с москитными сетками. Слабый wifi в баре. К счастью, свет потом дали, пиво в баре 3-х видов .. все по совести. Из популярных мест –соседний гест Зомби Кукумбер, не побоюсь этого слова.
20.09
Утром погода наладилась и мы увидели ожидаемый сильный отлив. Меня удивил постоянный сильный ветер. В баре висел рекламный плакат кайтсерфинг контеста , который должен был пройти в Виланкуло через 3 дня. Оно и не удивительно. Дуло, как минимум, на 9 м/сек.
В гесте отличная хозяйка италийка, типично бэкпекерская атмосфера, но место абсолютно для пляжинга не пригодное. На коротком техсовете порешили сразу двигаться в Тофо. Хозяйка присоветовала Nordins Lodge на берегу, где киты дают гастроль на прямой видимости из номера.
Дорога от Виланкуло до Тофу хорошего качества. Везде продают кокосы. Бананы и ананасы -редкость. Пересекли тропик Козерога уже в обратном направлении.
Тофу находится на полуострове. На подъезде приятный солнечный городок Имьямбане. В наличии колониально-портовая архитектура, паромная переправа, рынок, 3-4 банка.
Заселились в Нординс, похоже мы были единственными постояльцами.50 долл за номер , интернет отсутствовал как явление. Бунгало были когда то новыми лет 15 назад, интерьер тоже БУ, но отличный вид из номера и уединенность перевесили все против.
21-22.09
Эти дни посвятили отдыху на океане.
Рядом с Нординс отличный бэкпекерский гест Fatima Nest. Одноименный гест есть в Мапуто и между ними курсирует автобус раз в сутки. В Фатиме ужинали и завтракали. По вечерам там оживленно, есть wifi с 19 до 4 утра. Там же брали экскурсии на снорклинг с китовыми акулами за 1000 местных метикалей. На тот момент метикаль примерно равнялся рублю. Аттракцион интересный, особенно когда лодка преодолевает прибой.. Акул не нашли, довольно близко в воде ныряли с мантами,около1,5-2м размера. Киты играли на расстоянии 100м, ближе подплывать не рисковали. Довольно много дельфинов. Китов действительно можно наблюдать прямо с террасы Нординс или Фатимы, но не ближе 500м. Еще в Тофу предлагались уроки серфинга по 1500 Ме , что не дешево. Для обучения волна вполне нормальная.
Днем меняли деньги в Имьямбане в Barclays,
в Тофу нет даже банкоматов. Дали 900 долл
Попросили у операциониста монет, разных номиналов, тот старался.. Вечером служащий Нординс дает мне телефон и тот самый приятный паренек лепечет, что дал нам на 100долл в метикалях больше и просит вернуть. Посчитали, действительно.. в первый раз столкнулся с банкиром, который обсчитался. Утром вернули хлопцу деньги, сам примчался. Было немного приятно ощущать себя такими вот честными.
Что сказать про Тофу. Я был слегка разочарован, ожидал кенийского драйва с танцами и угаром. Возможно под НГ или в дни каникул ЮАР здесь так и есть.. но я не видел ни одного заявленного танцпола. Такое тихое место для серфово -бекпекерской молодежи и дайверов. Вообще Мозамбик в плане дайвинга сильно хвалят, но я не в теме. С морепродуктами тоже не богато, но все равно было приятное разнообразие в стейковом меню нашей поездки.
Перед отьездом мои спутники прикупили больших раковин за дешево, я по мелочи всякой сувенирки. К слову, магнитов приемлемого качества не было не в Зимбабве, не Мозамбике. В Тофу я открыл для себя приятный ром Эстрела де Ориент за смешные 60 Ме за 0,5.Еще хитом оказался юаровский сидр - Савана драй.
Всю дорогу по Мозамбику нас сопровождала предвыборная компания партии ФРЕЛИМО с красным флагом и улыбчивым дядькой Нуси. Это наши бывшие союзники по соцлагерю. У истоков партии тогда стоял бессменный маршал Самора Машел (вспомнились времена, когда я был политинформатором в школе..).На севере страны в чести их противники- партия РЕНАМО, креатура юаровско-родезийских сил противостояния коммунизму. Не знаю, чем дело с выборами кончилось, но ощущение постоянного праздника и веселья понравилось.
В районе города Кисико нас подловил гаишник с удивительно приличным английским языком. Превышение скорости было солидное, у нас за такое лишают прав. Улыбаясь как ребенок, он тыкал черным пальцем в книжку, где было прописано 9000ме. После недолгого торга цена удала до 130 долл. Среди банкнот была довольно грязная десятка из Зимбабве. Он ее брезгливо не взял.120 хватило. Вообще в Зимбабве ходят любые доллары. Старайтесь потратить до границы, их больше нигде не принимают.
Далее по дороге в Мапуто проехали ту саму реку Лимпопо. Привет из детства. В столицу приехали в потемках, вьезд в город- адский трэш из маршруток и людей. Долго не занимаясь поиском жилья, заселились в Maputo backpackers за 50 долл сингл на прибрежной Авениде де Маржиналь. В город выбираться уже не было сил, еду готовили на кухне в гесте.
24.09
Утро в Мапуто было солнечным, с балкона просматривался океан. Затем набежали тучи и когда мы выехали, Авенида не сильно впечатлила.
Велись реконструкции, строители расширяли дорожное полотно. Вдоль набережной белые устраивают утренние пробежки. Авенида растянута и местами пустая, видели несколько казино, Budha Bar как бельмо в глазу. Весь город в баннерах китайских строительных компаний. Как то все это не впечатлило. Возможно, сказалась плохая погода, отсутствие интересных отчетов и фото по Мапуту. Решили не задерживаться в городе, а поторопиться в Свазиленд. Определенный выигрыш в этом был.. На выезде тот же людской треш, сламы, нищета.
В 70 км от границы случайно остановились в городе Намаача, увидев красивый католический храм Св.Фатимы 1944г постройки. Перед храмом большое поле, где проходят мистерии с афро-танцами и выносом святых на лат -американский манер.(По приезду пробил это место на you tube)
Раньше в стране доминировали католики- наследие португальского влияния, их сейчас 24 %.Мусульман до 17 %.Очень популярны во всех пройденных южноафриканских странах разнообразные евангелистские церкви, где можно попеть и потанцевать. Атеистов в стране около 23%.
В Намааче есть так же незаконченная ,или брошенная церковь необычной авангардистской архитектуры. Год постройки 1975.Примерно в это время страна отвоевала независимость от Португалии и твердо решила идти по заветам Ильича.. Время показало, кто выиграл.
Свазиленд.
На границе тетушка офицер была сильно изумлена гостям из России и хотела понять, как это …снег. Далее парень из ветеринарного контроль изьял у нас сырое мясо и выбросили в спец яму (по честному - не сьели ). Страна побогаче Мозамбика. Не понял почему – по виду сплошные тростниковые поля. Правит король 44 лет. Абсолютная монархия, как в Брунее. Т.е. делает, что хочет за бюджетный счет.
Обмен валюты провели в Симунье. Процедура длинная, около часа, но главная задача была набрать нормальных монет и банкнот для коллекции. Вообще, можно не менять. Во всех странах работают ранды, как альтернативная валюта.
Сразу за городом свернули в национальный парк Хлане. Было около 16-00 и нам сильно повезло. Практически сразу поехали на гейм драйв по парку и увидели всех его обитателей в течении часа.
Главный аттракцион-это носороги в 20-30м. Несколько жирафов и разные антилопы. Парк, очень камерный, все компактно и удобно, как на ладони. Отличный кемпсайт. Правда ,без электричества. Вечером туристов развлекали зулусскими песнями и танцами с характерными маханиями ног. Поучаствовал.
25.09
Нас разбудили голоса собирающихся на утренний гейм-драйв туристов, около 5 утра. И в этом был смысл. Выехав в парк в 9 утра, мы не увидели никого, кроме пары антилоп. Хотя жары не было.
После парка решили посетить столицу, Мбабане. Небольшой город на высоте 1300м. Население около 90 тыс. Ничем примечательным не показался, город не для туристов. С трудом нашли нормальный ресторан, который , показался бы не плох в горбачевские времена. Остальные китайско-индийские пирожковые в центре были ниже всякой критики. Примечательно, девушки не выпрямляют волосы и не носят парики, а стригутся коротко и отличаются от мужчин только фигурой. Вообще на протяжении всего маршрута, более –менее симпатичные были только в Мозамбике.
Как сказал Алексей ,город довольно нелепый, как и сама страна. Соглашусь. В довесок, на заправке нам залили такой дизель, что индикаторы возмущались еще не одну заливку топлива.
ЮАР.
Прошли границу ЮАР в Oshoek без замечаний.
Далее по гористой местности через Эрмело доехали до города НьюКасл, центр провинции Квазулу-Натал. Там же есть свои Амстердам, Утрехт. Остановились в приличном Cannon Lodge за 50 долл сингл. Вкусные блюда в ресторане, на стенах батальные сцены войны с зулусами. Атмосфера полка шотландских стрелков. Ближе к ночи были танцы. Под голландско-немецкую музыку со словами на африкаанс местная белая молодежь танцевала парами, нечто типа кантри-польки с залихватскими вращениями в ритме 120 четвертей, если не быстрее. Странно, что вальсирующие в таком темпе, не сталкивались. Временами крутили европейские хиты, тогда все становились в круг, как обычно. Но местная музыка была явно в фаворе.
29.09
Утро в НьюКасле было солнечным.
Далее предстояла дорога на Дурбан, по границе с Драконовыми горами. Здесь погода сильно испортилась.. Места любопытные. В каждом городке гольф клуб. Сильный туман и влажность усиливали английский антураж. В Дурбан не заезжали. Сразу на юг по 102-й дороге вдоль океана. Побережье от Дурбана до Порт Эдварда имеет романтическое название берег гибискуса. Поражает количество особняков и разнообразие архитектурных решений. Чувствуются старые деньги. Помимо алмазов и золота, в ЮАР уже в 19-м веке были семьи ,делающие состояния на колониальных товарах.., например, на страусовых перьях.
Заночевали в Порт-Шепстоне , гест My Den по 50 дол сингл. Семейный отель на 12-15 номеров. Медитативное место. Купание под вопросом, довольно сильная волна в океане, видны камни. Нам так и вовсе было не жарко, а при свинцовом небе залезть в 18 градусную воду - подвиг. Но уезжать не хотелось..
27.09
Далее на юг по 102-й. Проехали город Маргейт с хорошей инфраструктурой, громадным пляжем, отелями, кафешками, серфовыми магазинами. Белый курортный город.
От Порт Эдварда дорога уходила на север, в гористую местность через скотоводческие деревни, переходя в Восточно-Капскую провинцию. Быт местных довольно беден.
Далее по плохой погоде, периодическим дождем до Ист-Лондона. По дороге видели 2-е жуткие аварии. Маршрутку, не вписавшуюся в поворот, размазанную по скалам и столкновение десятка машин. Вообще, по поездке сделал вывод ,что черные водители очень опасны. Не задумываясь, делают рискованные обгоны по мокрому асфальту на довольно убитых авто. Не говорю про водителей маршруток, те вообще без головы..
В Ист-Лондоне с большим трудом нашли подходящий семейный гест See More за 650 рандов сингл. Место- высший класс, wifi, кровати с подогревом, на удивление сытный завтрак. Надо сказать, что в ЮАР, если вы прибываете по темноте в город, будьте готовы, что в больших отелях будет дорого, а в маленьких все уже будут спать. Рестораны закрываются в 22-00. Тем вечером мы ужинали в Макдональдсе 24.
28.09
Под Ист-Лондоном есть интересное место рядом с маяком. Голф поле ,переходящее в кладбище. Неподалеку проходит трасса гран при Формулы один. В далеких 60-х это место было очень известным.
Дорогу вдоль океана постоянно пересекают реки, которые бегут с гор и образуют песчаные намывы (бары). Они разграничивают пресную воду и океан. Должно быть, удобные места для купаний, хорошая волна на океане, и через 20м пресное мелководье.
Проехали довольно пафосное место Кэннон Рокс. Богатые особняки, дюны как в Прибалтике, такой же ветер и серое небо.. На карте сайта обозначены территории для серфинга ,купания и кайтсерфинга.
В Порт-Элизабет приехали еще засветло.
Погуляли по красивой центральной площади, мемориалу.. но как-то быстро стало понятно, что это типично черный город ,где в центре по вечерам делать нечего, либо надо знать конкретные места. После 18-00 белые уезжают в свои одноэтажные пригороды. Прочитав в LP про известный J-bay, решили уехать ночевать туда.. и не прогадали.
Jeffris-Bay - известный курортный городок, где ежегодно проходят серф соревнования под эгидой Билабонга. Сезон с мая по сентябрь ,когда зима ,ветер ,сильная волна. Славится место так называемым tube , трубы ,которую образует волна с неломающимся гребнем 50-70м.
Остановились в Island Vibe за 350 рандов. Молодежное место с красивым видом, удобными номерами и кухней. Алексея не слишком удовлетворила чистота постельного белья. Русским были сильно удивлены, обычно там сплошные немцы.
29.09
Утром посетили отличный кофе шоп, широкий ассортимент. Я открыл для себя малавийское зерно. Затем закупились разной сувениркой, серфовым трикотажем .Брендовые вещи были не дешевыми, как и везде в ЮАР.
Маршрут далее пролегал по дороге садов через Плетенберг-Бэй и Найсну. Очень живописно, такой растительности никогда не видел. Жаль не повезло с погодой. Но дождя не было- уже хорошо. Я понял, что погода на всем побережье, благодаря воздушным массам с индийского океана, сильно переменчива.
Проезжали странные места , где вроде бы ровная местность вдруг прорезалась руслами рек до 150м глубиной. Видели поворот на самую высокую тарзанку в мире в подобном ущелье.216м.
[img]https://lh3.googleusercontent.com/-3qaBpWNv1kk/VHoOWotmfRI/AAAAAAAAA_4/6qh_MT9ykWQ/s640/DSC_0540.JPG
[/img]
Приехали в МосселБей затемно и довольно быстро нашли ночлег ,MosselBay backpackers за 50 долл и очень оживленный морской ресторан Delfinos поблизости, на берегу.
30.09
Гест очень удобный, чисто бекпекерское место с разными опциями для проживания .Рекламировались поездки на фермы к гепардам, львам; были фермы с лемурами (всеми, кроме сифак).В Моссел бее ныряют в клетке к белым акулам.
Утром сьездили на маяк, посетили музей с почтовым деревом, под которым по легенде был сапог в котором оставляли письма моряки направлявшиеся в Индию и обратно. Мы тоже отметились. Мне Моссел Бей не понятно чем, но понравился. Туристические города в ЮАР смотрятся значительно приятней промышленно портовых.
В этот день мы добрались до мыса Агульяс, где стоит знак географического раздела Индийского и Атлантического океанов. Фантастически повезло с погодой. Решающую роль в поездке сыграло правильно подобранное время цветения. Намакваленд-2.
Очарованные красотой места и величием момента, провели там немало времени. В результате в Германус прибыли к шапошному разбору. К тому же, в это время проходил фестиваль китов. Все недорогие отели были заняты, цены начинались от 80 долл за сингл и не было найдено не одного отеля с 3-я свободными номерами. Таким образом спать пришлось в кемсайте, без интернета. На земле было сыро и холодно., я спал в салоне авто, ощущая ,что пролетаю с главной целью поездки в ЮАР.
1.10
Утром удалось заскочить в последний вагон..
Срочно заехали в Hermanus Backpackers, где мне нашли место в экскурсии к белым акулам с White shark eco adventures ,а мои попутчики на прогулку по наблюдению за китами.
Экскурсия к акулам организована правильно, группа была 12 человек ,клетка на 5-х. Было 3-и захода по 20-30 мин, на часы не смотрел. Акулы- около 4-4,5м были активны ,но мне показалось, что нужно либо лезть в клетку, либо фотографировать сверху. Совместить, по хорошему, эти две опции мне не удалось. Но все же то, что хотел -сделал. Самые интересные виды акулы под водой, с пастью как телевизор ,все на инстинкте отскакивают от фронтальной стороны клетки. Желающих ее потрогать явно не было.
На обратном пути из Гаансбея нас привезли в пригород Германуса, где я 2часа наблюдал китов в 50м от берега.
Около18-00 они попрощались. Отличный день в духе BBC Nature. Мои спутники к тому времени уже посмотрели пингвинов и китов. Я же с пингвинами пролетел, так, что придется видимо теперь в Аргентину ехать..
К вечеру добрались в Кейптаун. Семейный отель Colors of Capetown в пригороде . Приятное место, хозяин-улыбчивый ботан 2м роста. Увидел у него доску для кайта, такую реальную дверь. Учится кататься. Сказал, что 2 недели назад у него селились кайтеры из России. Спот в 2-х км . Не далеко от отеля есть торговый центр с популярным стейкхаусом. Но далековато от центра Кейпа.
2.10
Следующий день был довольно суматошным, последняя сувенирка, подготовка к вылету.
На Ватерфронте солнце, веселье, движуха.
В обед сдали машину в Berg.
Никакой серьезной проверки не было, т.к. у них оставался депозит в 5000 рандов. Предварительно оговорили, что с залога будет снята сумма около 2000 рандов за разбитую заднюю фару и чистку салона. Через 2 недели вернули остаток, все как и прикидывали.
Жак отвез нас в аэропорт, пожелал доброй дороги и скорой встречи…Славный парень.
В аэропорту есть любая сувенирка, но очень не выгодная конвертация с карты. Это был первый случай за всю поездку. Во всех остальных ситуациях платить евровой картой было выгодно. Снимать с нее местную валюту было дорого во всех странах.
Перелет домой не легкий, но порадовал пустой самолет на плече Доха-Домодедово.
По деньгам.
В среднем ушло чуть более 100 евро в сутки без перелета. Этот прайс уже в который раз у меня подтверждается в Африке (если посещать парки). Это с учетом того, что половина ночей была в гестхаусах, в среднем 50 долл ночь. Ночевки в кемпах обычно не превышают 10 долл на человека. Здесь можно сэкономить ,но постоянно спать в палатках.. это сильно на любителя ,или когда тебе 25 лет.
На топливе и ренте машины не забалуешь. Аренда вышла по 1000 долл с человека + дизель стоил 1 евро за литр практически везде. Расход 9-12 л /100км. Проехали 9800км.
Личные ощущения.
1.ЮАР-очень многоплановая страна .Ландшафты, масса возможностей для контакта с животными , спортактивити и пляжинг. При наличии легкой визы – однозначно повторить.
2.Намибия – страна пустыня. Не людей ,не машин на дорогах. Ландшафтная ,скорее для фотографов. Требует однозначно 4*4 авто и кемпинговый способ передвижения. На севере страны есть любые опции по животным. Если размер пенсии будет как в Европе - вернусь.
3.Ботствана – была не раскрыта. Чобе не проигрывает Масаи-Маре. Если вас интересует этнография, в Ботстване и Намибии можно посмотреть первобытные племена сан и химба.
4.Зимбабве – довольно черно-бестолковая страна. Неудобная валюта-доллар. По этой причине все дорого в туристических местах.1 доллар-это базовая ставка при любых расчетах. Вспоминается Азербайджан, где манат равен евро и в результате на набережной в Баку вход в туалет стоит как в Хельсинки. Однозначно маст си водопад. Был сильно удивлен Антилопа парку. Концептуальное место для такой страны.
5. Мозамбик .Считаю, что остался не раскрытым. Глубокий контакт с местным населением -осложнен португальским. С точки зрения путешествия – язык не критичен ,100 слов и числительных хватит. Полицейские не приставали, пару раз просили алкоголь (скучали на посту). Путешествие на север страны – задача практически не решаемая, плохие дороги. Что делать в Мозамбике, кроме серфинга и дайвинга – не понял. Страна несколько разочаровала ,не почувствовал драйва. Возможно, надо было больше времени и знание языка. Пока не знаю почему , но вернуться стоит. С наибольшим интересом пересматриваю фото, сделанные именно там..
6.Свазиленд – чудная страна. Хлане –отличный парк, на пару дней остановился бы. Сидеть на террасе, пить кофе – и наблюдать носорогов, жирафов и гиппо. Основная аттракция страны – Танец Тростника, ежегодный выбор невест короля. Уникальное событие. Но подгадать приезд в страну на это событие не просто.
Путешествие по Южной Африке осложнено вялым интернетом. Передвигаться нужно только на внедорожнике, если хочешь попасть в интересные места. На автобусах можно передвигаться только в ЮАР. Маршрутки очень опасны , особенно в гористой местности. Много европейцев путешествует в составе больших групп. Это не дорого ,но необходим свободный английский ,что бы не сидеть болваном , когда тебя обсуждают за спиной .Если в групповой поездке по Южной Африке туроператор берет более 130 евро в сутки – на тебе однозначно хорошо навариваются ! Дорогих парков ,как в Кении или Танзании – не встречали. Цена на въезд и ночевку не превышала 40 долл с человека.
Повторюсь, путешествие в значительной степени удалось благодаря сильному везению и стечению обстоятельств. Нашлись 4 человека с одинаковыми интересами, финансовыми возможностями и 33-я днями свободного времени. Не сломалась машина, проехав 5-ю часть экватора. Можно сказать ,не было проблем с законом. Не поймали никаких недугов. Получилась не плохая психологическая совместимость экипажа.
В большой степени все удалось благодаря грамотной организации поездки Алексеем. Хоть маршрут и был детализирован только до водопада ,все остальные пункты экспромтом почти удались. Не увидел только пингвинов и гепардов.
По крайней мере, есть повод вернуться..