1) Перелет Эмирейтсы + Намибиан эйрлайнс. По опыту Эмирейтсы опаздывали все время + превратили обратный перелет из 18 часов в 26. не понравилось. В следующем году лучше переплатить и лететь в Виндхук напрямую из Франкфурта. по итогам бы вышло незначительно дороже и не надо было бы делать транзитные визы в ЮАР и тратиться в Йоханнесбурге. Хотя в плане сувениров аэропорт Йоханнесбурка просто зе бест!!!
2) По прилету оказалось что багаж не прилетел. Хорошо что бронировали 2 ночи в Сосусфлее - учитывайте неприлет багажа. Багаж фактически не прилетел в первый день к каждому второму из тех с кем мы общались в поездке.
3) Машина. По совету на форуме взяли хайлюкс в Advance Car Hire. Выбор неверный. Машина полная помойка, грязный салон, грязная посуда, отвратительные колеса - типа страховка всех колес подразумевала что в машину положили 3 старых практически стертых колеса, сами колеса в машине были тоже на последнем издыхании - протектора меньше 2 мм... 2 колеса все время травили. пикап 2,4 литра не едет вообще. сравнивая свою машину с машинами в кемпингах пришел к выводу - только Britz или Bushlore. только Круизер.
4) Блокируйте двери в машине в виндхуке обязательно. Персонал российского консульства работает выше всяких похвал, вообще люди хорошо помогают на улице тем кто попал в беду. В следующий раз буду брать машину в аэропорту и сдавать тоже в аэропорту. В Виндхуке делать нечего. Вообще.
5) В магазинах есть все. ничего брать с собой не надо вообще.
6) Мобильная связть - НЕ ПОКАПАЙТЕ В АЭРОПОРТУ TN-Mobile. Купите MTC.
7) Купить хороший бинокль (мы с выбором не ошиблись) и взять с собой нормальный фотоаппарат. Было грустно смотреть на турисктов фотографирующих львов в 20 метрах от них на айфон.
8) теплая одежда была нужна только в Сосусфлее, Свакопмунде и когда доехали до Калахари на обратном пути. Тонкой пуховки было достаточно. во всех остальных местах ходили в футболках. летом (январь-февраль) - тепло и ночью, зимой - июль-август - пуховка нужна везде. теплые спальники не нужны.
По самой поездке. В связи с задержкой багажа выехали из Виндхука в Соссусфлей только в 2 часа дня. Прибыли уже ночью в районе 10 вечера. По темноте ездить очень тяжело. Дорога грунтовая, животные выходят на дорогу без предупреждения и в свете фар слепнут и не уходят. Да и более того это запрещено контрактом на машину. но выбора не было. Обязательно звонить в кемпинг и предупреждать об опоздании. Мы жили в Sossus Oazis - хорошее место для кемпинга, собственный хозблок. Но - в парк можно попасть только после восхода. И тут и вообще везде старайтесь бронировать места внутри самих парков. В итоге мы забукали себе кемпинг внутри (30 баксов плюс) но смогли встретить восход уже на Дюне 45. Дюна 45 называется так потому что она находится на 45 км от ворот. Мертвая долина в 65 км. Дорога первые 60 км асфальт, 5 км - по песку. Только 4х4. Только ходом, в песке передачи переключать нельзя, тормозить нельзя. особенно на наших лысых колесах. Много застрявших машин, трактор приезжает часа через 3.
провели 2 ночи, встретили восход - поехали в Валвиш бей. дорога дальняя, основная часть - грейдер хорошего качества. Приехали в Валвиш бей в 2 часа дня. На пляже в городе фламинго нет. Спрашиваем где фламинго - никто не признается. Решили ехать наугад. И тут - фламинго. В конце дороги - солеперерабатывающий завод. Перед ним уходим направо - километров 10 между полями где осушается морская вода - набираем себе полные карманы розовой соли - кругом фламинго, выезжаем на берег океана, я купаюсь, вокруг плавают котики... вода градусов 8.
Потом быстро в Свакопмунд, заселяемся в гостиницу, идем ужинать. Устрицы божественны, свежая рыба прекрасна. Хочу вернуться туда только чтобы повторить ужин.
Следующим утром завтракаем и едем в Кейп Кросс. Котики. дорога асфальт - долетаем часа за 2. с котиками проводим часа 2, запах котиков из одежды и волос выветривается еще часов 5. Дальше - грунтовка в Брандберг, также долетаем быстро, часа в 3 уже заселяемся в White Lady Lodge. Быстро едем ко входу в парк и успеваем на последнюю фактически экскурсию к рисункам. Многие откладывают поход туда на следующее утро - но так делать не надо. ибо через 15 минут от начала прогулки (идти реально час туда час обратно) солнце заходит за гору и вы идете в тени. А утром наоборот - вы 15 минут идете в тени, а потом все оставшееся время по солнцу.
На следующее утро выезжаем в Твайфонтейн. Смотрим рок карвингс. На выезде - культурная деревня-музей Дамара. Посещать обязательно. Положительные эмоции гарантированы. А как они поют - просто словами не передать. Нафотографировались и наслушались всласть. Дорога - грейдер рахного качества. После этого 50 км до окаменевшего леса - посмотрели просто чтобы отметиться. Дальше Через Ксорикас (где заправляемся) едем в Каманьяб. Останавливаемся в Oppi Coppi кемп в самом городе. Весьма рекомендую.
На следующее утро за пару часов долетаем до входа в Этошу. В этоше мы бронировали все лоджи которые там есть - Доломиты, Окакуйо, халали, намутони (по 1 ночи в каждой) и Онкоши на 2 ночи. по сути надо больше времени в парке. Там очень хорошо. и в следующем году будем делать Доломиты 2 ночи, Окакуйо 2 ночи, Халали 2 ночи, Намутони 2 ночи. 1 ночи мало.
6 ночей в Этоше пролетают как одна ночь. Видели все кроме Леопарда. Познакомились со множеством людей. фотографов в основном, поняли ошибки и планы по фотографическому оборудованию и организации.
далее почти 700 км асфальта до Дивунду. Первоначально забронировали Нгепи кемп. Сбежали оттуда через 5 минут после приезда. Деньги пропали но на это пофигу. Устроились на 2 ночи в Попа Фоллс. Дорого но оно того стоило. В следующем году проезжаем это место транзитом - останавливаться нет смысла, но изначально план был сделать круиз по Окаванго и посмотреть парк. На круизе видели пару крокодилов и с 10к бегемотов, это были первые такие звери - поэтому впечатление произвело. Но по сравнению с Чобе это потерянные деньги и время. Прк небольшой, прикольные лесные дорожки, много слонов которые пугаются машинного гудка.
На следующее утро выезжаем в Касане. на Касане 2 ночи. 430 км асфальта, скорость держим 120-130, доезжаем в итоге за 4,5 часа из которых час на границе. Поселяемся в Чобе сафари лодж. номера на троечку, питание просто выше всяки похвал. Огромный шведский стол. В Касане забронирован фототур с Pangoline safari boat. 130 долларов США на человека, но при необходимости в эту цену входит возможность использовать их фототехнику. Неплохая камера и объективы Сигма 150-500. Нормально.
на следующий день поехали в парк - это просто отрыв башни.мы провели весь день наблюдая за прайдом из 15 львов.
дальше 2 дня на водопаде Виктория. На въезде в Зимбабве покупайте визу на 2 страны сразу - она стоит 50 долларов на человека вместо 30 только в Зимбабве. Виктория Фоллс КРАЙНЕ дорогой город. Мы сходили на другую сторону в Замбию - съездили пообедать в Ливингстон. пообедать там в 2 раза дешевле чем в викфоллс, очень хороший выбор сувениров, вход в сам парк 20 долларов (в викфоллс - 30). Ну и конечно водопад прикольнее посмотреть с обеих сторон. На следующее утро встретили восход на водопаде, очень красиво - розовое солнце окрашивает водяной пар в розовый цвет. парк открывается в 6-30, восход в 6-35. если выбирать время в которое надо идти в парк - то именно утром. Или на закате но со стороны Замбии. Успеете встретить закат и перейти границу - граница до 8 вечера.
Все остальные развлечения там посчитали слишком дорогими, просто неоправданно. договорились просто на улице поездить по местным деревням - посмотрели как люди живут, пообщались, получили удовольствие.
На следующее утро - 400 км до планеты Баобаб. дорога хорошая. отдохнули - на следующий вечер - местная фишка - организованный тур к сурикатам (звери такие). самому их не найти. и это единственное место где стоило брать сафари организованное отелем. Везде в остальных местах достаточно ездить на своей машине. Обязательно стпрашивать все встречные машины что интересного они видели - водители охотно делятся информацией.
Стоит ли ехать в Nxai (буква х тут - щелкающий звук из языка Дамара когда языком щелкаешь по нёбу) парк - вопрос спорный. Кто-то останавливается там на ночь. мы съездили днем - животных очень немного, сакм парк похож на этошу - зебры, антилопы. кошек встретить трудно - кустарник. Дорога внутри просто жесть - в результате выезжаем в Маун в районе 3 часов дня. до Мауна 200 км. Дорога нормальная, асфальт, много животных. Маун проезжаем уже почти перед закатом и понимаем что дорога до ганзи - еще 300 км которые надо проехать уже в темноте. решаем ехать - дорога крайне тяжелая, очень много скота, переходят дорогу, постоянные торможения в 0, мошка просто залепляет лобовое стекло - приходится останавливаться каждые 15 минут чмстить стекло. когда совсем темнеет становится легче. скот стоя спит вдоль дороги и не выходит. доезжаем до Ганзи, останавливаемся на ночь. ночи тут прохладные, было градусов 5 наверное. у утра одели курточку на завтрак.
Дорога до Виндхука - 450 км. Границу прошли минут за 40, нам не повезло потому что встретили автобус с туристами - они оформлялись долго.
Ну а далее в Виндхуке печаль. С заднего сидения вытащили рюкзак с документами когда мы поехали сдавать машину (все остальное выгрузили в отеле). Полиция - 2 часа, консульство - 2 часа. Получили свидетельство на въезд и на следующий день вылетели в Москву.
Приедем ли снова - обязательно. Это лучшее впечатление за последние годы. Разнообразие культурных, исторических, зоологических аспектов, красивые страны с хорошими людьми, хорошие дороги и... конечно же животные. Мы же не видели Леопарда. и не видели как дерутся бегемоты, мне мало львов и гепардов.