Зато впервые за долгое время я ночевал в нормальном номере. Поставил всю свою технику на подзарядку, поужинал йогуртами и кукурузными хлопьями из ближайшего магазина, принял душ и спать!
На этот раз решил дать себе отдохнуть. Проснулся около 7 часов, выехал в 8. По дороге опять много полиции, но их почему-то интересует только встречный транспорт. При подъезде к развалинам Великого Зимбабве погода стала портиться. Небо затянуло, стало прохладно. Вместе со мной осмотром руин занимались 2 группы местных школьников, приехавших на больших автобусах. И не просто осматривали, но и конспектировали услышанное. Оказывается, это выездной урок истории. Была и еще одна группа. Ее я нагнал позже – здесь обучали будущих гидов. К ней я и пристроился, узнав много любопытного об этом месте.
Рядом расположен музей, в котором основную ценность представляют деревянные фигурки птицы. Считается, что это символическое изображение главного местного божества. Всего таких изображений 7 (или 9 – уже забыл) Одно из них стало гербом современного Зимбабве.
Было еще светло, и я решил ехать в сторону Мутаре. Если по пути будет подходящее жилье – остановлюсь.
Дорога вела через деревни, расположенные на склонах гор, по дорогам шли по своим зимбабвийским делам люди, иногда из-за туч выглядывало солнце. Словом, было очень красиво, и я часто останавливался для фотоохоты. А при подъезде к реке Саве дорога закончилась. То есть, дорога, конечно же, никуда не делась, а закончилась хорошая (относительно) дорога. Дальше шла дорога, состоящая в основном из ям. Скорость упала до 30-40 км, а нормального жилья не предвиделось. Между тем стемнело. Зато после пересечения реки, опять появилась нормальная дорога.
Ехать в темноте по зимбабвийской узкой дороге, пытаясь при этом не съехать на обочину и избежать столкновения со встречным транспортом – удовольствие еще то! Но мне ничего другого не оставалось.
навигатор знал несколько гостиниц в окрестностях Мутаре, и я доверился ему.
Через какое-то время пришлось свернуть на грунтовку, которая петляла по колоритным деревням с круглыми каменными домиками, покрытыми соломенными крышами. Как жалко, что темно! Дорога постепенно забиралась все выше в горы. Становилось холодно. Стали попадаться указатели на разные гостиницы и предложения конных прогулок. В конце концов я добрался. Было уже по местным понятиям очень поздно. Я посигналил у ворот, и мне открыл сторож. Попросил подождать и пошел за хозяйкой (он сказал – за леди). Я так и представил себе – такая милая белая леди. Через какое-то время появилась и сама леди. Огромная негритянка, которая тут же стала мне рассказывать, просила где-то расписаться и давала деньги! Я очень удивился, и сказал, что мне не надо ее денег, а надо только переночевать!
Тут настало ее время удивляться. Оказывается, они меня с кем-то перепутали. Леди ушла за ключами от гостиницы. Через какое-то время вернулась. Но ключи оказались не те, она ушла снова. Пока она ходила я осмотрелся: меня окружал вполне ухоженный сад, в саду стоял домик, больше уместный где-нибудь в Англии, но никак не в африканской глубинке.
Со второго раза правильные ключи принести тоже не удалось, получилось только с третьей попытки! Наконец-то я заселился и сразу лег спать.
А утром я смог подробно осмотреть место своего обитания. Итак, в моем распоряжении находился дом, случайно принесенный сюда ветром времени, да так и оставшийся здесь. В доме была старинная мебель, плетенные стулья, старинный кубки (самый ранний датирован серединой XIX века, самый поздний – 1946 г.), прялка, старый дисковый телефон, камин, газовая горелка, подключенная к газовому баллону. В добавок плотная пелена тумана за окном и ржание лошадей в стойле по соседству… И только древесные папортники, которые периодически были различимы сквозь просветы в тумане, заставляли усомниться в том, что я не в Англии. Но признаков XXI века нигде не было видно.
Я воспользовался газовой горелкой и приготовил себе завтрак из остатка купленных в Виктория Фоллс макарон. Уезжать не хотелось. Очень атмосферное место. Такой маленький островок Южной Родезии. Если бы не туман, остался бы здесь как минимум, на пол дня. Да и виды со склона горы, на которой стоял дом, наверное, очень живописны…
Минут через 40 я уже был на границе. Формальности на зимбабвийской границе прошел быстро, хотя нет – еще один штампик надо получить – у представителей полиции. И началась разводка. С осмотром машины, сверкой всех номеров, допросом, составлением протокола и т.д. В итоге нашли к чему докопаться – разрешению на пересечение границы. Там же было написано, что я не могу ехать дальше Виктория Фоллс, значит я нарушил контракт, значит возможно, совершил преступление!
И вот кульминация: полицейские заявили, что забирают машину на штрафстоянку до выяснения обстоятельств. Им надо будет позвонить в прокатную контору и там узнать что делать с машиной. На мой вопрос, почему не позвонить прямо отсюда, сказали, что здесь нельзя сделать международный звонок. От моего предложения воспользоваться моим телефоном отказались – им разрешено пользоваться только своими телефонами.
Конечно же, машину никто никуда не забрал. Я предложил оштрафовать меня на месте и отпустить. Но они сказали, что штраф за такое преступление должен быть очень большой. Соразмерный совершенному злодеянию. Большим штрафом оказалось 50 долларов. Все! Потеряв здесь час, я могу, наконец-то ехать! Учитывая тот факт, что я закладывал на штрафы и разводки при пересечении Зимбабве 100 долларов – я вполне уложился в бюджет. Мои затраты по этой статье составили 70 долларов.
Первое что мне предложили на мозамбикской границе – оформить за 100 долларов визу. Хотя вроде бы не должны этого делать на границе, но это Африка. Здесь нет четких правил.
Поменял деньги, считать удобно. Сейчас (май 2016) курс к рублю 1:1. Оформил какую-то страховку на машину. Вроде бы обязательную, а может быть, очередная разводка.
И начались первые мои мозамбикские километры.
На дороге постоянно попадались строительные ограждения с надписями по-китайски и по-португальски. Сначала я думал, что их привезли из Макао, где эти 2 языка являются государственными, но потом увидел строителей и все понял. Строили дорогу, конечно же, китайцы. Так что в скором времени от портовой Бейры до границы будет вполне приличная дорога.
А вот когда мне пришлось свернуть с нее – началось. Нет, асфальт по-прежнему был вполне неплох, но периодически попадались гигантские ямы размером с пол колеса и даже больше! Попадание на скорости в такую может привести к потере колеса и серьезной аварии. Так что приходилось быть предельно внимательным, и несмотря на относительно хороший асфальт, сильно не разгонялся.
Тем не менее, я хотел сегодня успеть доехать до побережья, переночевать у океана, искупаться пару раз и на завтра продолжить свой путь.
Однако в городе Maxungue дорогу мне преградил военный патруль. Солдаты как могли объяснили мне, что дальше ехать нельзя. Почему я так и не понял. Поэтому 200 метикалей уладили наши разногласия. Но не успел я проехать и 10 км, как меня остановил новый патруль. Здесь был англоговорящий солдат, который объяснил мне, что до моста через Саве можно ехать только в составе колонны, которая отправляется туда под защитой военной техники каждое утро.
Нет, в принципе, можно ехать и сейчас, давая небольшие взятки на каждом посту. Но есть шанс, что местные партизаны меня пристрелят, а машину сожгут. Да и постов много – дороговато выйдет. Быть застреленным в мозамбикской глуши в мои планы не входило, поэтому я повернул назад.
Найти нормальную гостиницу здесь я даже не надеялся. Но к моему удивлению на въезде был рекламный щит какой-то гостиницы с указанием GPS координат. Забил их в навигатор и поехал. Естественно, координаты были не верны. Я приехал на пустырь. Пришлось возвращаться в город и спрашивать. Нашел. Здесь даже был вполне приличный WiFi ! Это, конечно хорошо, но жаль потерянного дня. Еще можно было бы ехать и ехать!