День семнадцатый – Coffee Bay – Nqanduli – Умтата – Порт-Элизабет- 9 маяДень Победы в этом году я практически весь провел в пути. И это был так же своеобразный «День Победы над боязнью перед чернокожими гражданами ЮАР».
В связи с ранним отъездом я встал до рассвета и чуть забрезжил рассвет, отправился прощаться с бухтой Coffee Bay. Мне здесь понравилось, но не до слез. Приятное местечко, не более того. Познакомился немного с жизнью коренных народов Южной Африки, посетил сельскую местность и девственную природу. На пляже в столь ранний час уже трудились рыбаки, погода обещала быть приятной, но не для меня.
Около семи утра я явился на ресепшн. Получил счет, который практически полностью совпадал с моими ожиданиями и был даже немного меньше: три ночи в круглом домике, трансфер из Умтаты, две бутылки пива, две бутылки воды, два завтрака, два ужина, две экскурсии, 1660 ZAR или 133$. Я спросил почему отсутствует обратный трансфер до Умтаты. Ответили, что его не будет, т.к. сегодня я единственный турист на все Coffee Bay, который хочет уехать в Умтату. Они мне посоветовали ехать на маршрутке. Я еще купил две футболки с логотипом Coffee Snak, потом позавтракал, собрался с силами и пошел в центр поселка. Начальницей ресепшн в это утро была та же негритянка, которая принимала меня в первый день. Она проводила меня до околицы, приободрила и пожелала удачи. Я сначала обиделся на них, что они мне сразу не сказали, что не будет трансфера, я бы не торопился так этим утром. А потом подумал, что это и к лучшему. Узнай я накануне, что придется ехать на локальной маршрутке, промучился бы всю ночь.
На выходе из гостиницы я сдуру поинтересовался у торговок бус стоимостью их нехитрого товара. Цена мне не понравилась. Одна дамочка потом бежала за мной при переходе через опять обмелевший ручей, пыталась торговаться. Тут мне позвонили с Родины. Сотовая связь кстати в Coffee Bay у оператора Сell работала в усеченном виде, только на звонки, а интернет включился у меня только в Умтате. Я пользовался Wi-Fi в основной зоне Coffee Snack, но там было ограничение порядка 70M на человека в сутки по индивидуальному трафику через имя и пароль. Я начал живописать друзьям на Родине, что мне сейчас предстоит и одновременно отбивался от назойливой негритянки. На той стороне "провода" меня предупреждали о разгуле СПИДа в ЮАР.
Я пару раз видел маршрутки на дороге в Coffee Bay, но даже не думал, что мне предстоит на одной из них возвращаться в Умтату. По факту оказалось даже лучше, чем трансфер из Умтаты от Coffee Snack.
Ужасы маршруток в ЮАР описывают западные авторы популярных путеводителей. А для граждан бывшего СССР ничего страшного в поездке в самом популярном у чернокожего населения ЮАР общественного транспорта нет. Сейчас я, находясь в салоне родной тюменской маршрутки, вспоминаю ту поездку со смехом. Во-первых, подчас и транспорт в ЮАР был комфортнее по сравнению с родным городом, пассажиры не хуже выглядели (только что чернокожие) и вели себя культурнее.
Я пришел в центр поселка и остановился на перекрестке рядом с компанией местных дамочек с детьми. Ждать транспорта пришлось минут 15. Я понаблюдал за началом дня в африканской деревне. Как я понял это был типа центр поселка: магазины, таверна и т.п.
Расположенная выше по склону холма таверна еще была без посетителей, только продавщица суетилась, делая уборку. Появилась стайка чернокожих товарищей обоих полов, это типа дворники. Они собирали мусор на улицах. Поселок ведь благодаря туристам явно побогаче округи, может позволить себе такое излишество как чистота на улицах. Появилась белая дамочка и принялась судачить с чернокожими товарками.
Через некоторое время приехал белый микроавтобус Toyota . Такие сравнительно низенькие микроавтобусы изредка появляются на дорогах в Тюмени, но являются массовым видом общественного транспорта в Азии и в ЮАР. При посадке я совершил ошибку, не положил сумку в багажное отделение, думал она влезет между сидениями. Не влезла, пришлось держать ее на коленях. А в остальном все было очень прилично и спокойно. Маршрутка сделала несколько остановок в поселке и заполненная под завязку двинулась в путь. Белых граждан в салоне было аж трое (а говорили белые в маршрутках не ездят). Я сидел у окна рядом с чернокожей дамочкой, которая немного нервничала. Водитель очень аккуратно вел транспорт по достаточно сложной дороге по холмам в сторону от побережья. Постепенно пассажиры рассосались и вторую половину пути мы проехали в нормальном режиме, т.е. все пассажиры сидели. Никакой шумной музыки, громких разговоров, остановок переговорить, все в рабочем режиме. Оплата проезда производилась при выходе, в этой маршрутке плату брал водитель. Я думал, что так и доедем до Умтаты, но маршрутка заехала на большой транспортный хаб в городке Nqanduli, проехав примерно 2/3 пути до Умтаты, и водитель мне сказал, что надо пересесть на другую маршрутку. Ко мне сразу подошел парень и спросил куда мне надо и показал нужную маршрутку. Эта маршрутка была еще более комфортабельной и после заполнения пассажирами двинулась в путь. Здесь был кондуктор и оплата происходилась в ходе поездки. В итоге переезд на двух маршрутках стоил мне на треть дешевле, чем трансфер гостиницы. Во второй маршрутке рядом опять сидела дамочка, которая была горда, что едет рядом с белым.
Я без проблем доехал до нужного места и был высажен на шоссе рядом с уже знакомой мне Mthatha Shell Ultra City. Настроение было прекрасное, я был горд своей смелости и благодарен моим черным попутчикам. Вся маршрутка помахала мне на прощание после моего благодарственного поклона.
Торопиться мне было некуда, до прибытия по расписанию автобуса Translux, который должен был доставить меня в Кейптаун, оставалось еще часа полтора (а я и не надеялся, что он придет точно по расписанию).
Я отправился обходить станцию по кругу по часовой стрелке. Сначала я посетил магазин и купил продукты в дорогу: воду, сок, печенье и т.п. мелочи. Потом направился в уже знакомый ресторан Steers. Но в этот раз не в традиционную часть, торгующую едой на вынос, а в кафе с официантами. Заказал блюдо из курицы. Обслужили меня очень быстро. Когда принесли основное блюдо, я понял, что хлеба не будет. Попросил официанта дать мне хлеб. Она меня даже не поняла, пошла консультироваться со старшими по званию и удалилась на кухню. Потом торжественно принесла мне разрезанный пополам кусок хлеба для тостов (в счете это значилось как сэндвич с джемом). Так я стал объектом внимания всего кафе, и других официантов, и посетителей. Потом когда я пообедав, устроился под навесом ждать автобус, то на меня удивленно поглядывали белые господа, которые передвигались между своими авто и кафе. Все-таки не принято видимо белым господам здесь ездить на автобусах. От нечего делать я еще посетил туристический инфоцентр и сувенирный магазин. Магазин был очень пафосный, типа дизайнерского центра. Я прикупил здесь прикольный брелок в виде начальной буквы моего имени (она в латинице и кириллице пишется одинаково).
Автобус задержался примерно на 1,5 часа по причине, которую я понял уже в ходе дальнейшей поездки на нем. Очень меня порадовала процедура посадки. Я, наконец увидев надпись Translux на борту сворачивающего с шоссе белого автобуса, радостно поскакал на место вероятной его стоянки у туристического инфоцентра. Из салона высыпали пассажиры и направились в рестораны-магазины, а потом вышли четыре! служащих компании и начали придирчиво изучать мой билет. Один с сомнением посмотрел на меня, я уже подумал, что ошибся автобусом. Но он широко улыбнулся и спросил куда я еду. Я опешил, может он читать не умеет. Это был формальный вопрос потому, что видимо не все пассажиры читать умеют, но все знают куда едут. Узнав куда я еду, он подхватил мою сумку, сунул в нужный отсек и вручил мне квитанцию (итак, один отвечает за багаж). Трое других увлеченно что-то колдовали с моим билетом. Наконец их начальница, огромная средних лет негритянка, победно улыбнулась мне и вручила билет. Плиз, сэр! В общем, забота правительства АНК о борьбе с безработицей чернокожего населения ЮАР в действии.
До конца этого дня автобус несмотря на все препятствия, преодолел приличное расстояние до Порта-Элизабет. Автобус опоздал из-за ремонта шоссе N2, которое соединяет Дурбан с Кейптауном. Несмотря на свое стратегическое значение это шоссе большей частью неширокое, по одной полосе в сторону. При ремонте транспорт по очереди пропускают по одной полосе, а от этого образуются длинные пробки. Пейзаж в начале был очень похож на район Умтаты и я начал дремать, а потом смотрел кинушку по своему смартфону.
Ближе к вечеру движение совсем осложнилось. На этом шоссе нет объездных дорог в городах и транспорт едет через центры городов, собирая все пробки. Пока автобус стоял в пробках я наблюдал местную жизнь: шикарные, белые пригороды, тауншипы, новые кварталы, которые правительство строит для обитателей тауншипов. Часть обитателей тауншипов не могут позволить себе даже маршрутки, ходят пешком по обочинам дорог (то, что у нас пристраивают для велосипедистов, там используется для пеших негров). Причем многие пешеходы одеты вполне прилично и не подумаешь, что они из страшных трущоб. А тауншипы выглядят на самом деле ужасно. Не дай бог, если такое будет у нас.
Уже ближе к закату автобус въехал в полосу стихийного бедствия в виде шикарного тропического ливня с молниями на полнеба.
Главным минусом юаровских междугородних автобусов являются очень редкие санитарно-обеденные остановки. А тут водитель автобуса еще пытался нагнать гигантское отставание от расписания. Ужин я купил на вынос в автокафе на окраине Ист-Лондона, автобус чуть не оставил меня там.
Столица Восточного Кейпа расположена в Бишо, бывшей столице бантустана Сискей. Но главным городом провинции можно считать Порт-Элизабет, после проезда по красивым улицам, которого и закончился для меня этот день. Я уснул (я без проблем засыпаю в любом транспорте). Океан мельком я увидел только в Порт-Элизабете. В этом городе автобус заполнился почти нод завязку, своболное место было только рядом со мной. Мои чернокожие и цветные попутчики явно стеснялись садиться рядом. В креслах напротив меня сидели две огромные чернокожие старушки, похожие на Мамушку из "Унесенных ветром" и юбки на них были такие же необъятные атласные, только черные. Бабульки стойко переносили тяготы путешествия, но храпели...
Затраты 17 дня:
1. Завтрак – 65 ZAR
2. Футболки, 2 шт – 280 ZAR
3. Маршрутки : Coffee Bay – Nqanduli – 35 ZAR, Nqanduli - Умтата – 25 ZAR
4. Продукты – 74,5 ZAR
5. Обед в Steers – 125 ZAR
6. Брелок – 35 ZAR
7. Билет на автобус до Кейптауна – 560 ZAR (оплата картой)
8. Ужин – 40 ZAR
Итого: 1239,5 ZAR (99,4 $)
Итого затраты в провинции Восточный Кейп: 271,7$ (68$ в день)
Итого затраты за 16 дней в ЮАР: 1573,4 $ (98,3 в день)