Пока Сирия в огне, и навестить монастырь Mar Musa (Мар Муса) сложно, но может быть мой рассказ поможет вам представить какое это неординарное место, и в один день, когда наступит мир, посетить его и остатся там на несколько дней как сделала я в 2009 году..
Возможно тут будут попадаться грамматические ошибки, я знаю - они режут глаза образованному человеку, простите за них. На своем родном я пишу без них. Сперва хотела попросить кого то из русских друзей на форуме прочитать текст и исправить ошибки,но решила не нагружать никого- все заняты своими делами.
Почему я сломала свое слово не писать отчеты
“Затем на развалинах часовни… — Простите, часовню тоже я…развалил? — Нет, это было до вас, в четырнадцатом веке” (C)
Я всегда думала, что если есть что-то вечное, и мне это захочется увидеть, то и увижу, спешить не надо, так как куда оно денется - вечное же. Стояло тысячи лет до меня, простоит и после столько же. Оказывается нет.
И если негодовать по поводу природных катаклизмов было бы глупо (например, старинный город Бам полностью разрушило землетрясение в 2003), то человеческая агрессия и невежество, подкрепленная фанатизмом , меня приводит в ярость.
Почему, зачем, какой смысл, какая весть передается этим? Назло кому -то? Разрушать - это в генах?
Я никогда не увижу самые большие в мире статуи Буд в Бамиане, простоявшие там 1500 лет и в 2001 году взорванные талибами. В 2013 разрушен Тимбукту в Мали - его я тоже не успела увидеть до разрушенния, Эрдоган все громче заявляет что Аиа София должна стать мечетью - лики святых и кресты замажем штукатуркой, да? Слава богу, там я успела побывать.
UPD: вот на CNN подборка памятников которыe были уничтожены войной. Xотя зачем эти эуфемизмы? - людьми уничтожены. Hекоторые я успела увидеть своими глазами...
http://edition.cnn.com/2014/11/05/world/gallery/precious-monuments-lost-in-middle-east-conflicts/index.html?hpt=hp_c3
В Сирии я была 5 раз, люблю эту страну, настоящий перекресток цивилизаций. Но я все не находила времени посетить Пальмиру!!! "Куда-ж она денется, успею, в Сирию вернусь еще не раз, это моя любимая страна но.2".
Пишу, и мне безумно стыдно. Но кто же мог подумать что все так изменится, эта гражданская война и все ee ужасы…
Теперь уже ясно- та Сирия пропала навсегда, и Пальмира, если и выживет, для меня в ближайшие годы не реальнее чем мираж в ее окружающей пустыне.
На днях (2014-04) по TV видела репортаж - президент Башар аль Ассад ходит по отвoеванной от оппозиции Маалюле - одной из самых больших и важных христианских святынь на Ближнем Востоке, где до сих пор говорят на языке Христа - арамейском. По монастырю, точнее по развалинам - поднимает с земли разломанные и изуродованные иконы, лампады, кресты... Там реальная свалка. Агрессию исламисты выплеснули на христианские храмы и монастыри греко-ортодоксов и католиков. Неделю перед этим наконец то из плена были отпущены монахини... Я там была, как наверно и многие из тех кто побывал в Сирии.
И смотря этот репортаж я вдруг поняла - мир ускользает, исчезает прямо сейчас, на глазах, и тебе остается только наблюдать. Или вспоминать. Eсли успел оказаться где-то до того, как он исчез.
Поэтому я, вопреки своим заверениям, что никогда не буду писать на русском т.е. не на своем родном языке - куча грамматических ошибок, печать латинскими буквами в транслите - очень трудно - решила сломать свое слово. Для себя, для других. Да и много деталей стала просто забывать
Этим рассказом я верну несколько дней из той, довоенной Сирии 2009 г., и расскажy о моем пребывании в одном из самых неординарных мест которые мне удалось посетить- христианский монастырь Мар Муса, в 80 км от Дамаска.
Обычно туристы заезжают туда на пару часов, и бегут дальше. Хотя весь кайф приходит только если остаешься там хоть на пару дней. Я там прожила несколько дней (эх, могла бы два дня на Пальмиру потpатить, ну да ладно, чего уж теперь...).
350 ступенек в гору
Посетителям, встретившись с падре Паоло, захватывает дух. И не только потому, что этот статный итальянец иезуит похож на актера Жана Рено, но и потому, что перед тем как увидеть их встречающего и руку протянувшего падре, они только что преодолели 350 ступенек в гору, на которой стоит монастырь Мар Муса (монастырь св. Моисея Абиссинского).
-Откуда ты?
-Из Литвы.
-О,знаю! У вас там есть потрясающее место "Гора крестов",- убивает он меня своими знаниями.
Тогда я еще не знала, что падре Paolo Dall'Oglio - эрудит, имеет докторскую степень, и путешествует по всему миру с лекциями о религиях.
Падре Paolo Dall'Oglio, pядом с падре,в белых штанах - один из монахов.
Багаж (как и все тяжелое), уже на верху, доставленный этим лифтом.
Крепость-монастырь, построен в 6 веке. Главный храм, принадлежащий Сирийской католической церкви, как и в нем находящиеся фрески, относятся к 11-12 вв.
Фреска Страшного Суда Кто этот голый чувак в позе лотоса?!
С 19 века он полностью опустел, и начал разрушаться.
30 лет назад сюда прибывший падре Паоло начал свое дело- создал христианскую монастырскую и экуменическую общину, и сделал ее центром для изучения возможности диалога разных религий,в основном ислама и христианства.
Здесь можно остановится для медитаций, реконсилиаций. Для посетителей приготовлены очень простые спальни.
Когда я там была, остановившихся было мало, поэтому я выбрала себе персональную келью, с персональным выходом, и персональной лестницей.
На горе,над монастырем,построено еще одно здание для этих целей, пока совсем пустое.
Я туда приехала не с пилигримскими целями, или посидеть в позе лотоса , а просто отдохнуть после моего продолжительного 1,5 месяца путешествия по Б.Востоку.
Здесь бесплатно получаешь завтрак,обед и ужин. В обеденное время в монастырь прибывшие гости приглашаются на обед вместе со всеми- столы накрываются прямо на терасcе.
Правила простые – вечером приходить на мессу и по возможности помогать по хозяйству - мыть посуду, готовить обед, убирать в монастыре.
Hапример парни из Германии и девушка из Швейцарии выбрали мыть посуду. В первый день, как привыкли дома, открыли кран и давай мыть тарелки под текущей водой. На кухню зашедшая монахиня схватилась за голову- вы так весь недельный запас воды истратите, она же поднимается по шлангу с подножья горы. кругом пустыня- запасы воды надо беречь. Надо налить в разные раковины воды, и мыть там. Закончит последним полосканием в больших тазиках.
Я лазила по скалам и собирала мусор в пакет- бутылки из под воды, целлофановые упаковки, обертки и тд. коих оставляли каждодневные посетители.
Бывало вытягиваю я из куста колючек очередной пакет из под чипсов, а по лестнице в монастырь поднимающиеся западные туристы кричат мне "брава", "гуд герл", а молодые, ухоженные арабки презрительно фыркают и смеются над таким непрестижным занятием.
Покидая монастырь, можешь оставить пожертвование в специальном ящике- все так и делают, хотя никто за руку не тянет.
Внизу, там где начинаются ступени, стоит монастырский магазин, в котором продают местное оливковое масло, сборы трав -которые здесь же, в монастырском садике и выращиваются.
Пока я там фоткала, разрядились мои батарейки в фотике, и монах, долго не думая, вынул из настенных часов две,и отдал мне. На другой день вернула.
Святой отец рассказывает, что начал служить службу и на арабском языке. "Местные в начале не понимали, что мы тут делаем, аттракцию для туристов или что". Теперь послушать приходят с окрестных деревень - греческое "Кирие элейсон" звучит в перемешку с восхвалением Господа Бога на арабском, а на экскурсии приезжают и мусульмане. Я каждый день пока там была видела с каким интересом мусульмане разглядывали монастырь и общались с падре.
Вечерняя месса
Нас несколько человек, посторонних. Все, как падре и велел, собрались в 19 часов. Ну как велел- попросил. Можешь не приходить, но если уж остался, желательно чтобы на вечерней мессе присутствовал.
---------
Я один раз вечером не пошла, так как обнаружила, что малюсенькое окошко в стене у пола, из спальни выходит прямо в храм, и я, его открыв, могу лежа на кровати как из театрального балкона, наблюдать в полумраке происходящее действие внизу.
Cказать что это было мистично - слишком банально. Темная комната, запах смолы ладана, тени на стенах храма от свечей, пение монахов...Время куда то провалилось, со всем 21 веком, и я чувствовала себя как в раннем Средневековье, мурашки по телу бегали от силы и чистоты восприятия. Я, прижавшись к окошку,боялась даже дышать. Машина времени. Брр... Вдруг: "А кто-то сегодня не пришeл... видимо решил поспать. Чтож, тоже хорошее дело."
Блииин, это он про меня!!! Нас в тот вечер в монастыре осталось 4, и падре сразу засек мое отсутствие. Смотрела я сверху на его затылок и краснела как с урока сбежавшая отличница.
--------------
Дресскод
Разулись и зашли в малоосвещеный храм. Каждый желающий может взять Библию на своем языке- у стены стоит шкаф с переводами на английский, французский, немецкий, русский, арабский, японский.
Hикакой мебели для сидения (как есть в наших католических храмах) нет. Все монахи и монахини одеты в белые робы, сидят вокруг падpе на коврами устеленом полу. Только один, украсившись красным шарфом, оперся о стену. Француз наверное, подумала я.
Главный зал храма 10х10 метров. Мы тоже расселись по углам, сидим оперевшись о стены кто где. Ждем что будет. Молчим. Кое где раздается "театральное покашливание".
Выключаются те несколько тусклых лампочек которые висят в храме. Теперь он освечивается лишь несколькими свечами, в мерцающем светe которых через темноту пробиваются лики святых со стен.
В окружении старинных икон и фресок 11 века oчень хотелось бы думать о чем нибудь важном и вечном, но мне не получается. Думаю про ужин. Сосед слева наверно тоже- слышу как урчит его желудок. Явно не на кухне помогал, наверно как и я по горaм бегал, аппетит нагyливал.
Так, в тишине,проходит 15 минут, а может больше. Или меньше.
Падре Паоло, скрестив ноги по турецки, долго сидит молча, листает Библию, ищет тему для проповеди. Наконец, медленно произносит по английски:
-Во время сегодняшней медитации я долго думал... Про лук...Тот самый пережаренный, черный лук, который мы сегодня ели на обед смешанный с кашей повседневной.
-Как это так вышло что неусмотрели?! (Оооо, падре, я тебя уже люблю, мы думаем в ту самую сторону!!!)
Со всех углов послышалось тихое хихиканье.
-Но Иисус не делил еду на хорошую и плохую. Лук, чеснок очень подходит для разных трансцендентных практик, их запах помогает людям чувствовать себя ближе друг к другу.
-Или нет...- задумчиво добавляет он.
-Например, хор госспела - стояли когда нибудь рядом? Запахи лука, чеснока, мяса и других вкусностей прямо стоят кругом...- с шутливой ноткой продолжает падре. В темноте вижу, как люди кругом улыбаются.
Внезапно, согнувшись, через низкую дверь входит огромного роста мужчина. Это тот самый монах с первой фотки, в белых штанах. "Буенос ночес" со всеми по испански здоровается он и одарив нас широчайшей улыбкой направляется к падре Паоло,уже распростершего свои объятия. В тишине храма звучат звонкие поцелуи приветствия.
Хотя разговор идет на арабском, ясно, что обсуждается матч Лиги Чемпионов по футболу, где в полуфинале встречались Барселона и Челси. Рядом сидящие монахи хихикая что то комментируют по этому поводу.
Вдруг я осознаю - разговоры про еду, Лигa Чемпионов - все это мне так близко. Могу здесь жить. Ну, если бы пришлось.
Днем, разговаривая с падре, он рассказал, что общину на сегодня составляют 11 жителей,из них - 2 монахини. Но увы,одна скоро покинет монастырь: "Замуж собралась", - вздыхая пожаловался мне он. Но он очень надеется,что в монастыре останется молодая француженка.
И сразу осведомляется - не планирую ли я когда нибудь в жизни постричься в монахини? "Если что- здесь хорошее место",- сверкая стеклами очков объясняет он мне.
Задумавшись о перспективе дисcбаланса в коллективе, падре присел на ступеньку, достал сигарету и закурил.
Мимо проходила пожилая пиллигримка из Европы, и увидев это хватилaсь за сердце:
- Святой отец, вы курите?!!
-Но я стараюсь бороться со своими грехами, дочь моя,- продолжая смачно затягиваться произнес он.
---
Потом была сама служба, с пением молитв, и вином. Такой православный и католический микс обрядов.
После службы нас ждет ужин. На ужин и завтрак все то самое - домашнее, и мне безумно этот комплект нравитcя. Свои оливки и масло, хлеб, несколько сортов козьего сыра. За козий сыр я готова на все,меня легко купить,вот такая я... Ужин накрывают в зале над терассой, на втором этаже, есть приходится сидя на полу, при свечах.
Зато завтраки, обед - на главной терассе, с видом вниз, на пустыню. Утром мы завтракаем одни, гостей еще нет, и долго сидим греясь под пока ласковыми лучами восходящего солнца. Через час-два внизу появятся первые фигурки посетителей.
Закончив ужин мы еще час сидим и разговариваем. Потом падре выключает генератор , созывает всех мужчин, выходит из главного монастыря и заперев нас, женщин, снаружи на амбарный замок, с песнями отправляется ночевать в другое здание. Вот так вот- днем женщины и мужчины вместе, ночью- отдельно. Монастырь.
Луна, я и Залим
Я спать не хочу, поэтому сижу на парапете свесив ноги и наблюдаю восходящую луну- здесь она такая яркая. Приходит Залим и ложится рядом. Разговаривать не хочется. Молчим.
Да, там тишина. ТИШИНА. Я не сразу это поняла- что за странное чувство, которое я не могу идентифицировать. И вот ночью, сидя с Залимом на краю света и слушая луну, до меня дошло - вокруг ни одного звука. Здесь нет деревьев,в чьих листьях мог бы запутаться ветер, нет и самого ветра- монастырь от него с трех сторон надежно охраняют горы.
Мне приходилось ночевать в пустыне,на матрасе под звездами- в Марокко и Йoрдании,но там ты понимаешь, что ты вдали от цивилизации, и что тишина это как бы и норма.
А здесь по другому - здесь постройки, сооружения, солнечные батaрeи, лифт, и такая тишина, аж уши закладывает. Странно. Опять время отбросило меня назад на несколько сотен лет.
Люди определенной категории здесь бы вставили что то вроде "Наверное в прошлой жизни я здесь жила", " я инкарнация первой христианкой в монастыре". Так как я больше человек доверяющий науке,и адронный коллайдер для меня понятнее чем медитация и рейки, я так не сказала бы.
Но верю, что с ДHК от предков нам передается не только черты лица, голос, болезни , но и другая генетическая информация, например пережитые эмоции,топографическая память на окружающий пейзаж. Уф, опят занесло куда-то. Вернемся к луне.
И как обычно с человеком бывает- гладь озера вызывает неумолимое желание бросить камушек и посмотреть как все изменится. Вот и настал час признаться,что я, женщина любящая шампанское и высокие каблуки под насторение, имею одну (ну ладно, не одну, но про другие точно промолчу) страннocть, что-ли...
Очень редко, но она проявляется. B полнолуние, в безлюдном месте, когда кругом тишина. Я долго смотрю на луну, и меня прям тянет выть как волку. Хорошо если рядом кто-то из своих,и втягивается- кайф!
Так вот - cмотрим мы с Залимом на луну, и чувствую приход- все, счассс запою... Ну и... того..
Залим аристократских кровей наверно- глазом не моргнул, как бы все норма, „у нас тут часто срывы бывают, привыкшие мы..“ Присел, и за компанию тоже начал подвывать. Kто-ж не любит повеселится в хорошей компании?
Так мы с ним дуэтом и провыли. Утром разговоров наслушались, что волки дикие с пустыни приходили, выли кругом. Экзотичное место, гостям явно все больше нравилось..
О Залиме и других козах
Полноправные жители монастыря - несколько котов, как по часам появляющихся когда накрывается стол,
и огромная овчарка Залим, люто ненавидящий людей в военной форме.
Одно утро страшно лая и рыча 15 минут терроризировал с проверкой в монастырь пришедшего военного,не разрешая ему выйти через дверь. Пришедший монах высвободил беднягу, а Залим, стоя на верху ступеней, долго лаем провожал его, пока тот спускался вниз.
Мы с Залимом подружились, иногда вместе выходили собирать мусор или навестить коз.
Но обычно просто сидели на краю света и смотрели вдаль.
Наш с Залимом край света.
Он всегда первым чувствовал приближающуюся машину, и потом наблюдал,как крошечные точки-люди поднимаются по ступенькам вверх.
Я вообще быстро нахожу подход к любому животному (с людьми мне сложнее), а к собакам то совсем просто, где бы я их не встречала. В мире есть только одна собака, с которой я не нашла общий язык. Но там похоже что ни один человек так просто не подойдет. Hепрогнозируемая агрессия. Bad habit.
Кудахтающая стайка кур, весь день лазающих по горам, и снабжающих монастырь яйцами, заканчиваeт небольшой список живности. Есть еще козы. Про них отдельно.
Козы и гармония мира
-А на той планете есть охотники?
- Нет.
- Как интересно! А куры есть?
- Нет.
- Нет в мире совершенства! - вздохнулa лисa
Козы дают молоко, а молоко дает козий сыр, а я козий сыр люблю в любых его инкарнациях. Мне безумно нравится такая гармония. Я его там ела на завтрак, обед и ужин. Все 7 дней. Могла бы есть 70, или 700. Это как бы планета где есть куры, и нет охотников.
Козы эти монастырские, но живут они с 3 мужиками за 1,5км от монастыря. Надо просто за монастырем подниматься все дальше в гору, пока не выйдешь на плато.
По пути на ферму
Там ферма. Там место больше, и травы. Наверное. Я, кроме камней на полях в Сирии ничего и не видела, вообще подозреваю, что все эти овцы, козы там камушки едят. Приспособились. Эти наверно тоже - 80 красавиц с бешеными глазами и милыми мордочками с ушами кролика.
Одним утром я встала пораньше -придумала себе что надо пойти и поучаствовать при дойке коз- то есть самой подоить. Как я себе это представляла,не знаю. В юности один раз пробовала корову подоить,но бабушка прогнала.
Мне вообще кажется что с доением у нас что то неправильно - думаю, что мужчины должны быть куда лучше в этом деле продвинуты чем женщины. Тренируются жe, да? Да.
И дояры звучит как-то солидно, даже музыкально, чем это колхозное - доярки.
Вот в Сирии все правильно, хотя мне как раз и не повезло (зато козам- наоборот)- мужчины так быстро иx подоили, что когда я вскарабкалась на гору к ферме, козы с безумно счастливыми глазами отдоены ломились на волю. Уставшие мужики пили чай, а один процеживал молоко.
Сыргазм в монастыре - можно
В один день падре словил меня слоняющуюся по монастырю и заговорчески прищурившись, обещая меня сейчас удивить, полез к себе в карман робы. Пока он там рылся, я не отрывала глаз, гадая, что же он вытащит. Вытащил. Не конфета.
Влюбилась в него 5-ый раз - это была маленькая шайбочка полузрелого козьего сыра, сделанного по рецепту падре, который он привез из своей родной Италии.
-Сейчас будем пробовать что получилось,- доставая маленький ножик и вытирая его об робу шептал он.
Я, затаив дыхание, смотрела, как он режет этот сыр и когда мы оба, склонившись над этими кусочками, сомкнув головы нюхали их, а потом ели, чувствовала себя как вкушая тело Христа на комунии. Сыр был прекрасен. Его было мало,как трюфеля.
Оба в один момент вздохнули от удовольствия. Вот как бывает, а вы говорите- католики, католики...
Падре стал заворачивать в бумагу оставшийся сыр, а я, как Голум, протянула дрожащие пальцы к Коль.. Cыру. Последнему, ну совсем последнему кусочку. Стыд то какой, совсем контроль теряю...
Тут вспомнилaсь веселенькая история на форуме про сыр, где автор утверждала что он из молока дикого козла. Я конечно не сильна в орнитологии, но что то мне подсказывает что во Франции неправильные козы, и наверно дают неправильное молоко, если уж козлы этим делом вынуждены заниматься. Постеснялась уточнять из чего конкретно он сделан, но там такая смешная история рассказывалась, что я не полезла с комментариями- пусть будет козел. Не могу я категорически утверждать- я-ж не всех козлов мира знаю. Так, попадаются иногда.
Без хеппи-энда
Покидая монастырь я оставила свой емайл для контактов, и ко мне на почту регулярно приходили письма о жизни общины, поздравления с праздниками, какие лекции и где читает падре.
И вот в августе 2012 годa пришло письмо, в котором рассказывается об ограблении фермы.
Банда из 20 вооруженных людей ворвалась на ферму, разбили телефон, отобрали у пастухов мобильные,и начали грабить - погрузили в грузовик все 103 козы, генератор, компрессор, другое оборудование, угнали трактор. Забрали все что нашли, пастухов вывезли с собой как заложников, и отпустили в горах в 2 часах от фермы.
Это уже 3 ограбление. первый раз они пришли в монастырь и искали оружие и деньги, второй раз они ограбили монастырский магазин внизу унеся все.
"Боимся ли мы?"- спрашивалось в письме. "Да, но мы стараемся быть осторожными, и чувствуeм себя вместе с людьми Сирии, которые сейчас терпят столько много трудностей. Мы отдаем себя в руки Господа, прося мира и примирения."
------
В последние годы там нет ни пиллигримов, ни гостей- монахи заботятся о сотнях беженцев. Я успела побывать там в эпоху расцвета, и при всем моем оптимизме, не думаю что атмосфера тех дней когда нибудь вернется.
----
Падре всегда старался услышать разные мнения,поэтому после критики президента Башара аль Ассада , и общения с оппозицией, его в 2012 выдворили из Сирии. Он обосновался в Сулеймания — город на востоке Иракского Курдистана, где присоединился к созданию новой христианской общины.
В июле 2013 годa во время посещения повстанцами занятой восточной территории Сирии, он был похищен исламскими экстремистами. По слухам – падре Паоло был казнен. Пока это остается лишь слухами. Никакой информации где он и что с ним до сих пор (2014 мая) нет.
---
Я очень надеюсь что падре Паоло жив, в ноябре 2014 ему исполнится 60 лет.