Но это правда, родственникам про поездку решено было таки не говорить, легенда - "едем в Иорданию".
Некоторые фото делались камерой телефона и будут выложены позже
Да, и еще, забегая вперед, скажу, что если Иран это самая лучшая из посещенных стран, то Ирак самая [***]утая... Хотя, вот сейчас, по прошествии пары месяцев, я точно знаю, что мне хочется поехать туда еще раз.
Итак, визы получены, оформление, надо сказать, заняло всего-то день...
Правда, при наличии приглашения, а вот приглашение делалось что-то в районе месяцев 4-х...
Т.е. не так что бы и совсем быстро, но терпимо, а [***]поездка с мая перенесена на август ...
Иордания была выбрана по банальнейшей причине, совместить ее и Ирак, т.е. приплюсовать Петру, Мертвое море и т.п. Кроме того, логистически более понятное авиасообщение с Амманом, чем, например, с тем же Курдистаном (турецкимм/иракским, не важно), лететь напрямую в Багдад было бы в два раза дороже, а тут еще такой экспириенс, 900 км на такси.
Кто заказывал такси до Багдада?
Прилет в Амман, ночь, холодно, +15... Небольшой перекур после перелета и мы едем в... гараж(?).. нет, не так, в Герадж (правильно так, да?). Это то место, откуда стартуют такси до Багдада. Небольшая парковка на краю столицы Иордании, холодно, мрачно, почти без света стоят унылые желтые Импалы, такси с багдадскими красными номерами и такие же унылые сараи Сабурбаны, тоже такси, точнее сервис-такси. В легковое авто садится пять человек, во внедорожник 7, цена со старта 400 за легковушку и 600 за Субурбан, дальше как повезет, торгуются неохотно, особенно если вы не местный, не понимаете на "араби" и не можете четко и понятно послать на [***]кого надо и в нужный момент. Ладно, это лирика. Авто найдено, цена оговорена, вещи загружены - едем. На улице реально дубарь, очень холодно, не помогают даже сигареты и горячий кофе у обочины...
Ехать втроем в Импале вполне комфортно, можно подремать, тем более, что на улице ночь, смотреть нечего, а до границы примерно километров 400. На часах 4 утра...
Перед границей остановились, перекусить, выпить для храбрости... ну и вообще, перекур. Пейзаж унылый, но можно сказать достаточно типичный ближневосточный. Квадратные монолиты одноэтажных построек, ушатанные и раздолбаные грузовики, в кафе баланда вместо супа и яичница на горячее, хорошо хоть кофе натуральный, кстати не забудьте уточнить, иначе принесут растворимый "нескафе".
Граница
Иорданский погран.контроль проходится простенько и со вкусом, иракский тоже...
Вроде как простенько, но в спортивном костюме от Адидас (это типа форму для сотрудников еще не пошили?),
т.е. без вкуса, и с некоторым выносом мозга, и вообще... былое величие вспомнить тоже хочется, иногда успешно, иногда не очень. Ладно, проехали. В смысле, что границу проехали, мы в Ираке. Послевкусие, правда, дрянь.
Метров через 500 от последнего шлагбаума, наш водитель решает заправиться и сворачивает на обочину,
уже светло и отчетливо видно, что это точно не заправка, а какая-то хибара-мазанка, с кучей металлолома вокруг и неким гражданином, услужливо заливающим непонятного (это пока непонятного) происхождения бодягу в бак новехонькой Импалы (с постоянно горящей лампой "чек энджин"). Заправились, поехали, пейзаж и все вокруг напоминает ... ммм... точно! - Кин-дза-дза! именно это кино! Атмосфера та же, пейзаж под стать.
Нефть тут точно не проблема, и откуда берется бодяга в баке такси, стало ясно через пару километров, частные мини-заводы, перегонка нефти - да запросто! Их видно хорошо, метров 300-500 от дороги, дурацкие черные бочки и "странные" сооружения посреди пустыни. Но на самом деле, очень похоже на "кин-дза-дза"...
Едем вполне комфортно, до Багдада чуть меньше пяти сотен. Скорость 140 даже не чувствуется. Отличная машина, кондер вовсю, дороги супер, ехать можно в общем.
Кстати, о дорогах. После Иордании они меняются кардинально. Там, где до границы было 2 полосы и, казалось, что отличный (по меркам Ближнего Востока) автобан, теперь три полосы шикарно ровного асфальта. Но это было до войны. Сейчас почти все тоже, только первый ряд занят ошметками разбитой резины с грузовиков, в третьем ряду достаточно часто следы от взорванных машин, просто черное пятно на дороге, остатки свалены на обочине, иногда что-то можно разглядеть, а иногда просто куски искореженного металла. И большую часть дороги используется только один ряд, второй. Блокпостов почти нет, вообще вокруг ничего нет. Но останавливаться водитель отказался наотрез. Да, и еще, отбойник посередине [***]жен, разметки стерлась и не обновлялась давно. Ближе к столице ситуация лучше, появляется отбойник (не успели [***]ить?) и разметка.
Проехали пару сотен и снова заправляемся, теперь уже на нормальной заправке. Они здесь почти все одинаковы.
На этой фото, впереди блок-пост, это один из редких кадров, когда съемку не просекли, и не начали выносить мозг на тему "а что это вы тут такое "интересное" фотографируете"?
Примерно за полторы сотни км до Багдада начинают появляться населенные пункты. (фото позже)
И начинаются пригороды Столицы, цивилизованные развязки и ... блокпосты (на самом деле, очень достали...)
Очень интересна (и достаточно специфичная) архитектура частного сектора вдоль дорог, дома похожи на открытые книги, то что на фото отдаленно похоже, к сожалению не все удалось сфотографировать
Еще немного о дороге и погоде. Днем, в августе, температура иногда переваливает за 50, если кто не пробовал - рекомендую, ощущения очень непривычные, но воздух довольно таки сухой и жара не давит, переносится гораздо легче. Но дорога все равно пустынна, транспорта очень мало, пустынный пейзаж разбавлен лишь остатками взорванных и сгоревших авто, грузовиков, автобусов. Их не так что бы очень много, но выискивать точно придется... Скорее это вам надоест и достаточно быстро вы уже не будете обращать на это внимания.
Ближе к вечеру, точнее после трех часов дня, мы въехали в Багдад. Шумно, пыльно, желто. Как-то так. Непривычный частный сектор при въезде, широкие дороги, много машин и много такси, люди на улицах... обычный, ну или условно обычный, с учетом прошедшей войны, ближневосточный город. Хотя ...
И тут началось... чем ближе к центру города, тем больше блок постов, останавливали нас практически постоянно, шансов "проскочить" - ноль, т.к. три ряда сходятся в один, машина еле катится и военные успевают хорошо разглядеть лица. Сразу проверка документов, все стандартно - лица, визы, даты. Из 7 постов, пока доехали до гостиницы, останавливали на шести, на одном не остановили только по причине занятости солдат двумя другими остановленными для проверки авто. Правда в следующие дни, на некоторых постах нас уже узнавали и обходилось улыбками и "привет/как дела". Ни на одном посту не было замечено солдат США, ни одного, вообще. На улицах их тоже не видно. По крайней мере в центре и там где мы ездили.
Ладно, черт с ними с постами и солдатами, на все проверки ушло часа полтора, но добрались таки до гостиницы.
Отель вполне приличный, не совсем помойка, перетерпеть можно. Порядок цен тоже вполне нормальный, особенно для страны добывающей нефть. Сингл 90, дабл 120. Жить можно, безопасно, терпимо, но не более того.
Более дешевые гостиницы есть, в парочку даже зашли, в смысле переступили через порог и поинтересовавшись ценой, ушли, заходить дальше, а уж тем более смотреть "номера" желания не возникло, ибо [***]ец. Кроме того, рядом с нашей гостишкой был блокпост (включен в стоимость проживания), что хоть немного, но успокаивало. Внутри в холле нас уже ждал человек. Этот человек, или точнее гид, был найден заблаговременно и встречал нас в гостинице в день приезда, которую собственно и посоветовал (оказалось, что и хорошо посоветовал).
Надо сказать, что самостоятельное передвижение по стране мягко говоря затруднительно, лучше, что бы вас все же кто-то из местных сопровождал. Как минимум вы избавитесь от довольно таки реальной перспективы тратить по полчаса времени на объяснение "на пальцах" кто вы и куда едете практически на каждом блок посту, солдаты (полиция) современного Ирака и английский - вещи очень редко совместимые.
Вечером прогулялись по городу, поели аутентичной шаурмы, засняли отстреливающий активную защиту вертолет, выпили кофе в Иштаре... Все. Спать.
Вертолетов, кстати над Багдадом как собак не резанных, или точнее как ворон.
Постоянно летают. Вот так примерно:
немного видео города:
Поскольку писать поминутные и почасовые отчеты у меня получается плохо, просто выложу фото следующих дней с соответствующими комментариями. Фото будет много.
Ниже, фото центральной части города, центральной улицы:
Вавилон и Ворота Иштар
Эта достопримечательность стояла на первом месте в списке причин, по которым я хотел попасть в Ирак,
второе место - Ур, посетить который из-за глюков организации не удалось.
Приводить исторические справки по Вавилону не буду, информации в инете более чем достаточно,
одно лишь добавлю, частично Дворец Навуходоносора восстановлен Саддамом, из-за чего возникли многочисленные споры о необходимости таких восстановительных работ.
там в конце дороги виднеются Ворота Иштар (точнее их уменьшенная копия, оригинал [***]или немцы)
на этом и остановлюсь, фото для отчета вполне достаточно