Пакистан: ККШ и плато Деосаи – практические заметки (июль 2015)

Отзывы о Ираке Йемене Пакистане Афганистане. Путешествие по Афганистану и Пакистану. рассказы туристов о Йемене

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Пакистан: ККШ и плато Деосаи – практические заметки (июль 2015)

Сообщение: #1

Сообщение alexnik » 20 июл 2015, 00:48

Маршрут

Исламабад (Равалпинди) – Гилгит (через N15) – Скарду – трек по плато Деосаи – Каримабад – Гульмит – трек до Пасу – Сост – Ташкурган - Кашгар
Пакистан: ККШ и плато Деосаи – практические заметки (июль 2015)

Из особенностей – проезд через N15 (через Бабусарский перевел) на shared taxi (легковая машина). Дорога занимает где-то 13 часов, выезд из Pir Wadhai General Bus Stand (Rawalpindi) в 21.00, прибытие на место – около 10 часов утра. Дорога после Нарана (34.906419, 73.650279) сильно разбита оползнями и ледниками, но проехать на легковушке при большом желании можно. Обратные рейсы из Гилгита по этой дороге – утренние. Как мне потом объяснили, сделано это специально, чтобы машина проезжала район Чиласа утром, а не в ночное время суток. Естественно, этот маршрут открыт только в сезон.


Валюта и цены

На июль 2015 года обменный курс был порядка 100 рупий за доллар. Именно по такому курсу рупии продают в здании аэропорта, в городе можно поменять чуть дороже – что-то около 102 рупий за доллар. Кстати, банки денег не меняют – для этого есть специальные конторы money changers.

Цены в целом низкие. Для ориентира – бутылка воды 1,5 л стоит от 60 до 80 рупий, маленькая бутылка / банка колы/спрайта – 40-50 рупий, поесть от души в ресторане – максимум 1000 рупий на человека (цена горячего - 300-400 рупий).

Попытка снять деньги с карты в Исламабаде не увенчалась успехом. Говорят, при определенном терпении и настойчивости это всё-таки можно сделать, но надо пытаться в нескольких банкоматах нескольких банков. На иностранных форумах рекомендуют HBL (Habib Bank), Bank Alfalah, Standard Chartered Bank, Citibank и Barclays bank. Единственная попытка оплаты отеля картой в Каримабаде тоже прошла со скрипом. Хотя именно в Каримабаде чаще всего можно увидеть надпись в сувенирных лавках «принимаются кредитные карты».


Связь

WiFi есть практически в каждом отеле, но качество в среднем плохое. Мобильных операторов много, но советую выбирать одного из двух: Telenor или ZONG. Как показала практика, именно у них наиболее хорошее покрытие на севере страны. К несчастью, у меня была симка Mobicom, которая практически сразу после Каримабада перестала находить свою сеть. Расценки вполне приемлемые – в моем случае пакет на 4,5 Гб стоил 400 рупий (на месяц) + 200 рупий на баланс (для СМС и разговоров) + 50 рупий сама СИМ-карта.


Такси и транспорт

Такси в Равалпинди / Исламабаде много, стоят они дешево. В основном это нечто маленькое и полуразваливающиеся; для перевоза большого багажа (или большой группы людей) надо заказывать более дорогой транспорт. Вот некоторые расценки:
• Аэропорт Равалпинди (за пределами территории аэропорта) - Pir Wadhai General Bus Stand (тоже Равалпинди) – 300 рупий
• Pir Wadhai (Равалпинди) – Faisal Mosque (Исламабад) – 300 рупий
• Faisal Mosque – Melody Market (Исламабад) – 170 рупий

Цена ночного автобуса от Равалпинди до Гилгита (по N35, т.е. через Бешам) – 1600-2000 рупий. Билеты в NATCO (основной государственный перевозчик по Северу) надо заказывать заранее (на тот же день билетов может и не быть), но есть и другие перевозчики по северу Пакистана (K2, Silk Route, Mashabrum). Источников информации по расписанию (а уж тем более для предварительного заказа) практически нет. У NATCO есть приблизительное расписание на сайте (https://www.natco.gov.pk/routes/), но его тоже надо уточнять на месте. В целом, выбор рейса и маршрута заключается в физическом обходе автобусной станции Pir Wadhai и выборе понравившегося варианта (включая придирчивый осмотр автобуса, на котором предстоит провести 18 часов в пути). Основные варианты (включая NATCO) расположены сразу по правую руку после входа, но различные travel agencies вроде Mashabrum располагаются в глубине станции (если смотреть от входа – это будки, расположенные в противоположном по диагонали конце станции). Они же предлагают услуги shared taxi. Для иностранцев котируют две цены – 5,000 рупий за заднее сиденье (минимум три человека) и 7,000 рупий – за переднее пассажирское. Позже в Гилгите мне сказали, что нормальная цена для shared taxi до Гилгита – 4,500 рупий. Основной риск – должны набраться минимум 4 пассажира, иначе машина не уезжает. Я поехал на shared taxi компании Wadi Hunza Travel (вторая или третья контора с правой стороны при входе на автостанцию, не доходя до офиса NATCO). Главного зовут Iftikhar Hunzai (0346-9749180 и 0313-2799894), договариваться надо с ним, единственная проблема – он практически не говорит по-английски.

По другим перегонам:
    • Гилгит – Скарду. Mashabrum Tours (офис в Гилгите находится на нижнем этаже автобусной станции, почти прямо под офисом NATCO) ежедневно отправляет три микроавтобуса в Скарду в 8:00, 10:00 и 12:00. Время отправления из Скарду в Гилгит такое же. Цена 600 рупий. Просите посадить рядом с водителем, чтобы было удобнее выходить на КПП для проверки паспортов. Изначально мне советовали (и даже купили билет) на рейс NATCO в 9:00, но он был отменен из-за отсутствия достаточного количества пассажиров. В пути 6-7 часов (при условии, что нет свежих обвалов по дороге). В Скарду офис Mashabrum Tours находится на перекрестке Yadgar Chowk (откуда и отправляется большинство автобусов в Гилгит).
    • Гилгит – Каримабад. Неизвестная мне компания с отправлением примерно в 17:00 (их будка одиноко стоит с левой стороны General Bus Stand, если смотреть на здание автовокзала). Стоимость 230 рупий, в пути – примерно 3 часа. Если автобусов больше нет, но ночевать в Гилгите не хочется, можно организовать special transportation (фактически, такси) – стоимость 4,000 рупий, заказать можно в любом travel agency.
    • Каримабад – Аттабад. Сложная схема передвижения: основная остановка автобусов Хунзы находится в Алиабаде (километров пять от Каримабада), микроавтобусы сузуки отправляются в Алиабад с местного рынка Каримабада, до которого надо еще добираться наверх. Такси до Алиабада стоит 250 рупий, микроавтобус от Алиабада до озера – 60 рупий, в пути от Алиабада – примерно минут 40. Единого General Bus Stand в Алиабаде нет, надо попросить водителя, чтобы подвёз к конкретному автобусу (например, Attabad bus). Надеюсь, что после открытия тоннеля все эти сложные передвижения будут уже не нужны. Хотя отправление на север Хунзы всё равно будет от Алиабада.
    • Аттабад – Гульмит. Микроавтобусы с другой стороны озера берут пассажиров только до Соста. Таксисты на берегу просят 500 рупий до Гульмита, с подъехавшими водителями можно сторговаться за 300 (и всё равно это грабёж). Гульмит – крупнейший населённый пункт вплоть на ККШ от озера до Соста, поэтому, если останавливаться, то имеет смысл именно там.
    • Гульмит / Пасу – Сост. Как уже говорил выше, микроавтобусы отправляются напрямую с переправы и, как правило, только полностью заполненные, поэтому поймать общественный транспорт по пути из Гульмита/Пасу представляется несколько утопичной идеей. Special transportation до Соста будет стоить 2,000-3,000 рупий.
    • Сост – Ташкурган. Купил билеты в Hunza – Xinjiang Travel Company (офис около отеля Бадахшан), стоимость – 2,800 рупий, отправление – в 9:00, в пути порядка 6-7 часов (может быть и больше, если много людей – это увеличивает время стояния на китайской таможне). Одновременно каждый день (примерно в одно и то же время с утра) отправляются автобусы и других компаний, включая NATCO; билеты лучше покупать заранее. В Ташкургане все автобусы из Пакистана идут до здания китайской иммиграции, дальше надо добираться в центр самостоятельно. Теоретически можно дойти пешком (выйдя из ворот иммиграционной службы, повернуть налево и по широкой дороге дойти почти до конца – это и будет перекресток с главной улицей города).
    • Ташкурган – Кашгар. Расписание автобусов в Ташкургане мне было не очень понятным; в любом случае, я воспользовался shared taxi. Стоимость – 120 юаней, довозит не до самого центра города (вроде как его могут оштрафовать, как иногороднего таксиста с пассажирами), т.е. надо брать еще и местное такси с Кашгаре. Отправление в Ташкургане – с центральной автобусной станции, возле Traffic Hotel (он же Jiaotong Bingguan).

Отели

В отелях надо не только спрашивать, но и проверять наличие горячей воды (и не забыть включить бойлер при необходимости). Завтрак, как правило, не включён в цену, оплата только наличными. Рекомендую также проверять чистоту постельного белья – во многих местах хозяева не заморачиваются с уборкой после предыдущих постояльцев. Для розеток, вентиляторов и телевизоров есть свои отдельные включатели, так что каждый раз с этим надо экспериментировать.

По конкретным отелям:
    • Гилгит: Madina Hotel 2 (near Centre Jail Babar Road, Kashrote, Gilgit, cell: 0344-5405504, 0355-5555116). Местные в большинстве случаев не знают, где это, и указывают на Madina Hotel 1, что в районе базара. Можно вместо этого указать направление на PTDC Motel, который раньше находился на месте Madina Hotel 2. Владелец – Muhhamad Yaqoob – очень приятный старичок, один из самых толковых и интересных людей, с которыми мне пришлось общаться за время поездки. Очень полезный источник информации (как общей, так и практической) по городу и региону. Стоимость номера – 1,500 рупий, цена вполне соответствует качеству (здесь и далее – одноместное размещение, хотя, насколько я понял, от двухместного цена особо ничем не отличается). В столовой при отеле можно попросить приготовить поесть. До автобусной станции надо вызывать такси (стоит порядка 200 рупий) – люди на ресепшн помогут с этим. Кстати, рядом находится тюрьма, где содержится один из участников нападения на базовый лагерь Нанга Парбат в 2013 году. В пешей доступности к отелю находится аэропорт (если прилетаете в Гилгит самолётом). WiFi вполне приличного качества.
    • Скарду: Dewan-e-Khas (Kazmi Bazar, http://www.dewanekhas.com.pk). Разрекламированное LP место переживает явно не лучшие времена. Номера просто не убираются после предыдущих постояльцев, сантехника периодически выходит из строя, в самих номерах очевидны все признаки надвигающейся разрухи. Оперативным управлением занимается брат Мусы (когда он не уходит с туристами в треки). Еда в столовой относительно приличная, хотя я там только один раз успел поесть. Ориентир – надо пройти по главной улице от Yadgar Chowk и, после старого акведука (или стадиона для игры в поло – кому как удобней) свернуть направо по указателю. Он, кстати, указан на Google Maps, если предварительно скачать карту для использования в оффлайне. WiFi есть, но отвратительного качества. Зашёл также в отель Mashabrum (http://www.tripadvisor.com/Hotel_Review-g317119-d4427303-Reviews-Hotel_Mashabrum-Skardu_Gilgit_Baltistan.html) – за одноместное размещение с меня попросили 5,000 рупий, после чего у меня больше вопросов к ним не возникло. Есть ощущение, что сюда заселяют «пакетников», т.е. тех, кто покупает полностью туры куда-нибудь до Конкордии или базового лагеря K2.
    • Каримабад: Hunza Embassy (http://www.hunzaembassy.com/), находится в нижней части Каримабада, немного не доходя до Zero Point. Стоимость 3,500 рупий, теоретически можно платить картой, но для этого надо подниматься по улице наверх до Hunza Café, где и находится терминал (при этом владелец терминала будет пытаться взять дополнительные 3% в качестве комиссии). Отель в целом понравился, единственное – вода была отвратительного качества, менеджер на ресепшене сказал, что это из-за сломанного фильтра. Микроавтобус из Гилгита может остановиться прямо у верхнего входа, надо просто настойчиво повторять название отеля. На ресепшене трудится парнишка с именем Jilbaz – если он на месте, советую обращаться именно к нему, удивительно эффективно решает возникающие проблемы. WiFi есть, но с подключением могут быть проблемы (вот здесь Jilbaz как раз и будет полезен).
    • Гульмит: остановился в Gulmit Tourist Inn, прямо возле ККШ. Владелец – Muki Jaffar (034-5128909, touristinngulmit@gmail.com) – поможет найти гида для прогулок по окрестностям. Есть стандартные номера по 1,800 рупий и большой номер за 2,500 рупий. Проблема гостиницы - отсутствие собственного генератора (электричество вечером / ночью, как правило, отключается). Есть собственная столовая, но еда – смешанного качества. WiFi отсутствует.
    • Сост: единственный приемлемый вариант – отель Riveria (1,500 рупий). Огромный плюс – наличие собственного генератора – не забывайте им об этом напоминать, если вдруг они забывают его включать. WiFi отсутствует (впрочем, как и во всех других гостиницах этого места).
    • Ташкурган: Traffic Hotel (он же Jiaotong Bingguan), стоимость 120 юаней одноместное / двухместное размещение. Соседнее расположение к зданию автостанции. Номера неожиданно хорошего качества, есть WiFi. На ресепшене работают две китайские тётки, не уверен насчёт их знания английского.
    • Кашгар: жил в двух разных местах. Первое – хостел Kashgar Old Town Youth Hostel (http://www.pamirinn.com/html/English/English.html). Обратите внимание на адрес на китайском языке, если будете показывать его таксисту -吾斯塘博依路233号. Очень неплохой вариант для бюджетного размещения – центр старого города (расположение другого хостела – Camel Youth Hostel – гораздо хуже), цены – от 40 юаней за место в дорме, отдельные номера стоят 100-160 юаней и, к сожалению, совсем не отвечают этой цене – маленькие комнатушки без окон. В цену отдельного номера включен завтрак. Владельцы и менеджеры – китайцы, которые сносно говорят по-английски. Второе место, где я остановился – Xinde Business Hotel – есть во всех букинговых системах, но, к сожалению, это в чистом виде китайский отель – знания персоналом английского находятся на нуле, основные посетители – мелкие китайские бизнесмены, находится относительно далеко от Старого города (надо брать такси). Стоимость номера – 160-189 юаней – вполне отвечает качеству комнат. В стоимость даже включён завтрак в китайском стиле, практически несъедобный для европейских желудков.

Другие особенности

    • Язык: английский довольно распространён, но для понимания местного акцента надо очень сильно попрактиковаться и развить воображение. В Китае (особенно в Кашгаре) полезно выучить пару уйгурских слов (хотя бы числительные) – китайский и английский здесь бесполезны.
    • Безопасность: кроме Гилгита нигде не замечал особенного усиления мер безопасности. В Гилгите патрули стоят на улице, но это больше связано с периодическими разборками между шиитами и суннитами, а не угрозой терроризма. Но даже в Гилгите я спокойно гулял относительно поздно вечером (часов в 8). В Скарду и Хунзе вообще всё спокойно. Кстати, я бы также советовал ещё дома сделать порядка 15 копий первого разворота загранпаспорта и страницы с визой – это сильно облегчит жизнь и сэкономит время при пересечении многочисленных КПП.
    • Особенность путешествия в Рамадан (Рамазан): едальни открываются позднее днем, чем обычно (около 14:00), и продают еду только на вынос. Наиболее практичный вариант – поесть в ресторане относительно приличного отеля, они днём обслуживают иностранцев (например, Envoy Continental Hotel в Исламабаде). Основная проблема днем – как попить воды, чтобы сильно не травмировать религиозные чувства местных (воду в Рамадан, по идее, тоже запрещено пить). На длительных перегонах (типа Гилгит – Скарду) местные тоже изредка попивают воду, особо не афишируя – я так понимаю, опираясь на исключение, что в путешествии Рамаданом можно пренебречь. После Ифтара (вечернего разговления) практически везде на севере бизнес закрывается (за исключением Равалпинди, где это самое оживленный период дня). В Хунзе и севернее живут в основном исмаилиты, поэтому там Рамадан отсутствует как понятие.
    • Особенности дорог: ККШ от моста Райкот вблизи Гилгита и севернее было недавно реконструировано китайцами, очень хорошего качества. Вроде как следующим этапом планируется реконструкция ККШ на участке от Райкота до Бешама. В августе планируется открытие тоннеля вдоль озера Аттабад. Официальное открытие назначено на 15 августа, но могут задержать и до конца месяца. Самый проблемный участок пути, как ни странно, находится в Китае, на перегоне Ташкурган – Кашгар, почти сразу после озера Кара Куль. Китайцы активно строят новую трассу, из-за чего старая пришла почти в полную негодность. Судя по темпам стройки и текущему состоянию, этот участок будет закончен где-то в течение 6-8 месяцев, после чего, по идее, должно начаться активное коммерческое использование ККШ (в качестве грузового коридора из Китая до порта Gwadar). Дорога Гилгит – Скарду средней ужасности, основная проблема – частые обвалы и оползни. Также рекомендую тщательно выбирать места в автобусе людям с боязнью высоты (левые – по дороге туда и правые – обратно). Движение в стране левостороннее, особенности вождения (встречка, подрезания и т.п.) – присутствуют в полном объеме, поэтому rent-a-car без водителя (self-drive) брать очень не советую. Впрочем, во всех опрошенных мною конторах такая опция была невозможна.


Трек по Деосаи (перевал Буржи-Ла)

В принципе, этот трек уже был описан в путеводителе Footprint по Пакистану 2004 года.
Пакистан: ККШ и плато Деосаи – практические заметки (июль 2015)
Пакистан: ККШ и плато Деосаи – практические заметки (июль 2015)



На карте маршрут пролегает через перевал Ali Malik Mar (ночевка на плато первого дня), затем тропа идёт резко вправо (около цифры «2») и уходит обратно на север через перевал Буржи-Ла до Скарду. LP также отмечает этот трек как один из самых популярных на плато.

И всё же я добавлю несколько комментариев.

На мой взгляд, это далеко непростой трек. Во-первых, один набор высоты от деревни Сатпара до входа в нац.парк составляет около 1,300 м в первый же день. Нигде на плато высота не опускается ниже, чем 4,000 м над уровнем моря. То есть проблема акклиматизации, что называется, более чем актуальна. Во-вторых, есть момент перехода через тот самый перевал Буржи-Ла. Он представляет собой довольно крутой подъем по сыпухе на высоте 4,600-4,800 м, что физически крайне тяжело. И, наконец, в третьих, после перевала необходимо дойти до Скарду, что составляет еще порядка 20 км по весьма пересечённой местности. В целом, я бы советовал идти на этот трек людям с хорошей физической подготовкой, которые хорошо акклиматизировались на этой высоте.

Нулевой день – это закупка продовольствия и других необходимых вещей в Скарду и ночёвка недалеко от деревни Сатпара (или Садпара, в разных источниках по-разному). В моем случае это была ночёвка в доме у моего гида. После Сатпары дорога уходит резко вверх, и вот перед этим подъёмом стоит КПП. На нём надо показать свой паспорт, заплатить 8 долларов за въезд в нац.парк и получить в нагрузку полицейского, который будет сопровождать вас все три дня трека (бесплатно, за еду).

Первый день – подъём от КПП (2880 м) до въезда на плато (4044 м). Если есть возможность, лучше преодолеть это расстояние на джипе – силы еще понадобятся, а сэкономленное время можно потратить на акклиматизацию. Ночёвка в сезонном прибежище возле входа в парк.

Второй день – тропинка от входа в парк уходит резко вправо, через какое-то время вообще исчезает. Ночёвка возле реки внизу или непосредственно возле перевала наверху. Второй вариант экономит много сил на следующий день, но ночью на этой высоте довольно холодно (днём в середине июля все небольшие горные озёра были покрыты льдом). Ночью по долине могут гулять медведи (бурые; их в Деосаи 67 штук) – теоретически, ночью надо жечь костёр из кизяка, чтобы отпугнуть.

Третий день – переход через перевал Буржи-Ла и путь до Скарду. Есть потенциальная возможность где-то через два часа после перевала уйти вправо и по довольно крутому перевалу уйти в стороны Сатпары. На мой взгляд, это довольно авантюристическая затея – несмотря на уверения моего гида, нормальным перевалом там и не пахнет, выглядит как довольно крутая (градусов под 70) поверхность горы, частью – опять сыпуха. Третий день – самый сложный физически. При подъеме в 5 утра перевал (в зависимости от физ.подготовки) можно перейти часам к 12, но после этого надо еще 7-8 часов идти до Скарду вдоль долины. Итого получается порядка 14 часов практически непрерывной ходьбы.


Список полезных вещей для трека (помимо очевидных):
• Палки для ходьбы (очень важная вещь, нужна хотя бы одна);
• Таблетки типа Диакарб / Diamox для более эффективной акклиматизации на высоте;
• Влажные туалетные салфетки (не спрашивайте зачем, просто возьмите и всё);
• Капли для глаз (особенно для тех, кто в линзах – на этой высоте глаза становятся очень сухие);
• Крем для загара (мне помог фактор 35, но это индивидуально);
• Репеллент (на этой высоте есть огромное количество комаров);
• Теплые вещи (ночью температура резко падает; адекватный спальник и одежда слоями – ключевые элементы борьбы с холодом).

Пример бюджета для этого трека:
• Гид – 3 дня х 2,500 = 7,500 рупий
• Портер – 4,500 рупий за три дня
• Еда – 2760 рупий
• Газ – 430 рупий
• Тент (вместо палатки) – 600 рупий
• Входной билет в парк – 800 рупий
• Карго-джип до Сатпара – 300 рупий
• Джип-такси в Скарду после выхода из долины – 2,000 рупий
Итого порядка 19,000 рупий или 190 долларов на одного человека. В случае нескольких человек, думаю, можно немного сэкономить. Портер нёс еду / кухонные принадлежности, гид нёс мой рюкзак.

Последний пункт из списка (такси в Скарду) меня особенно огорчил, потому что для любого варианта такси по городу стоимостью 2000 рупий – это грабёж. В связи с чем могу отдельно и очень негативно охарактеризовать компанию Deosai Travel, которая этот трансфер и организовала – если не дай бог, набредёте на неё в поисках гида по этому плато.

Самого гида я нашёл через Snowland Trek&Tours (http://snowland.com.pk/). Контакты могу дать в личку, но в целом у меня остались двоякие впечатления. С одной стороны профессионально он свою роль исполнил полностью. С другой стороны, будучи индивидуальным предпринимателем, приходилось обговаривать какие-то мелочи, которые в случае с тур.фирмой даже не возникли бы (например, та же самая покупка тента, коврик, которого у меня с собой не было, палки для ходьбы и т.п. вещи, которые не будешь с собой таскать всю поездку ради одного трека).


Напоследок, некоторые замечания по городам:
    • Исламабад: город очень большой по площади и неудобный для самостоятельного перемещения, поэтому практически везде приходилось брать такси. Центральная часть – Blue Area – не очень похожа на бурный коммерческий центр города, по крайней мере, в разгар Рамадана летом. Мечеть Файсалы – на любителя, очень понравились отдельные части парка – Shakarparian & Pakistan Monument и, чуть менее – Rose&Jasmin Garden. Сам парк по площади тоже достаточно большой (фактически – лесопарк), учитывайте это во время прогулку по нему.
    • Гилгит – транзитный город без особых достопримечательностей. Если кто-то испытывает жажду общения (особенно на испанском) – можно зайти в ковровую лавку Abdul Qayum (Airport road near Park Hotel) – интересный дядька, бывший испано-пакистанский хиппи, которому теперь откровенно скучно у себя на родине. Ему также принадлежит гест Serene Guest House (располагается возле одноименного отеля). Также могу дать координаты замечательного профессора из Гилгитского университета, с которым просто интересно пообщаться, а также расспросить на тему окрестностей. Сам он из Гульмита, поэтому сможет очень подробно описать возможности треккинга в этом регионе (Шимшал, ледник Батура и т.д.).
    • Скарду – похожий на Гилгит, но с чуть более привлекательным окружающим пейзажем. Основное разочарование – полное отсутствие инфраструктуры для самостоятельных путешественников; все турагенства города заточены под «пакетников», которые заранее заказывают и оплачивают продолжительные по времени (около 15 дней) треки. Центральная часть – улица Naya Bazar, начиная с перекрестка Yadgar Chowk и примерно до стадиона поло.
    • Каримабад – очень приятный и непохожий на остальные город. Пожалуй, единственный из всех, который изначально ориентировался на массовый туристический поток (сейчас, к сожалению, полностью вымерший). Единственное место в Пакистане, где я увидел сувенирные лавки. Прекрасный вид на горы и возможности для относительно лёгкого треккинга. Город находится на склоне, на карте весь центр расположен выше «нулевой точки» (Zero Point). Высшей точкой считается форт Балтит (хотя после него тропа продолжается до Ultar Meadows). Посещения форта Балтит теперь стоит 600 рупий (за фотографирование берут еще 200 рупий). Усатый охранник все еще на месте, хотя, конечно, постарел немного. Кстати, насчёт описанной в этом отчёте (viewtopic.php?t=172737) встречи с губернатором Гилгит-Балтистана. Буквально пару месяцев назад он ушёл в отставку, назначили нового губернатора, он же по совместительству – наследный мир (князь) Хунзы.
    • Гульмит – возможно организовать относительно длинный, но однодневный трек/хайк по маршруту Гульмит – Камарис – ледник Гулькин – озеро Борит – Пасу (около 6-7 часов). Гида мне порекомендовал владелец Gulmit Tourist Inn – зовут Wazir Aman Rustam (0344-9493607), я полностью доволен им. Я ему озвучил такую же стоимость услуг гида, как и в случае Deosai (2,500 рупий за день) – он сразу же согласился.
    Пакистан: ККШ и плато Деосаи – практические заметки (июль 2015)
    • Кашгар – довольно занимательный город. Даже без посещения знаменитого воскресного рынка там есть что делать. Старый город расположен по обе части (восточную и западную) от центральной мечети Идгах. Из других интересных мест – улицы Арейя, Останбой, восточное озеро, глиняный город в северной части этого озера. К югу от Renmin Lu – китайские кварталы, к северу – исключительно уйгурские (собственно, там старый город и расположен). Город небольшой, поэтому всё можно обойти пешком. Такси тоже есть везде и недорогое – за минимальный тариф (5 юаней) можно доехать практически до любой точки города.

Напоследок, несколько слов от меня лично. Даже в моем относительно большом списке посещенных стран Пакистан – это, несомненно, жемчужина. И даже не столько в части природных красот, сколько в отношении людей. Это может прозвучать немного пафосно, но, на мой взгляд, Пакистан даёт возможность общения с людьми, каким оно и должно быть изначально – открытым, доброжелательным и заинтересованным, без капли примеси коммерческого интереса. За те две недели, проведённые в этой стране, я не встретил ни одного человека, который бы хоть как-то испортил это впечатление или подорвал доверие к местным жителям. Напротив, практически все встреченные мною люди (даже абсолютно случайные встречные где-нибудь на автостанции) пытались мне как-то помочь в моих мелких житейских вопросах. Мои личные ощущения настолько идут вразрез с имиджем «опасной» и «кровожадной» страны, что мне сейчас очень трудно понять, почему за Пакистаном привязалась эта «кровавая» репутация. Опять же, оговорюсь, всё это относится к Гилгит-Балтистану, не хочу обобщать эти выводы даже на соседние регионы типа Северо-западных приграничных провинций (они же сейчас КПК). Но даже ради этого опыта общения, на мой взгляд, туда можно и нужно съездить именно сейчас. Легко представляю себе превращение Гилгит-Балтистана лет через 5-10 в очередную туристическую ловушку с жадными коммерсантами и необходимостью быть настороже каждый момент, как это уже произошло с большинством из наиболее популярным туристических мест. А здесь пока, если тебя кто-то окликает, значит, он просто хочет с тобой поздороваться и пообщаться, а не продать что-нибудь ненужное. Очень странное ощущение.
Аватара пользователя
alexnik
полноправный участник
 
Сообщения: 372
Регистрация: 05.11.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 87 раз.
Возраст: 45
Страны: 83
Отчеты: 27
Пол: Мужской
Путешествие по Афганистану

Re: Пакистан: ККШ и плато Деосаи – практические заметки (июль 2015)

Сообщение: #2

Сообщение zifadina » 20 июл 2015, 14:44

Спасибо, вполне информативно. Вот только вопрос: а как с визой?
"Я был на краю земли. Я был на краю вод. Я был на краю неба. Я был на краю гор. Я не нашел никого, кто не был бы моим другом." Пословица народа навахо.
Аватара пользователя
zifadina
почетный путешественник
 
Сообщения: 2437
Регистрация: 26.07.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 615 раз.
Поблагодарили: 402 раз.
Возраст: 101
Отчеты: 8
Пол: Женский

Re: Пакистан: ККШ и плато Деосаи – практические заметки (июль 2015)

Сообщение: #3

Сообщение alexnik » 20 июл 2015, 15:20

Основной документ для получения визы - приглашение - я делал с помощью той же Snowland Trek&Tours, стоило это 50 долларов, сама виза - 105 долларов, всё вместе заняло около 10 дней (но можно и быстрее за дополнительную плату). В целом весь процесс получения визы довольно подробно описан в соответствующей ветке.
Аватара пользователя
alexnik
полноправный участник
 
Сообщения: 372
Регистрация: 05.11.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 87 раз.
Возраст: 45
Страны: 83
Отчеты: 27
Пол: Мужской

Re: Пакистан: ККШ и плато Деосаи – практические заметки (июль 2015)

Сообщение: #4

Сообщение Persian tramp » 01 сен 2015, 23:38

Этот великолепный с практической точки зрения отчет украсили бы фотографии автора
Аватара пользователя
Persian tramp
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 44190
Регистрация: 17.01.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 948 раз.
Поблагодарили: 8137 раз.
Возраст: 56
Страны: 40
Отчеты: 23
Пол: Мужской

Re: Пакистан: ККШ и плато Деосаи – практические заметки (июль 2015)

Сообщение: #5

Сообщение 097MCN » 20 май 2016, 16:24

Да, без фоточек как дополнение к Lonely Planet :)
А тоннель вдоль озера Аттабад открыли в сентябре 2015, о чем там висит табличка.
Правда северный портал тоннеля тут же завалило сползшим ледником, дорожники прогрызли проход, но наш автобус еле через него прорвался.
Аватара пользователя
097MCN
путешественник
 
Сообщения: 1756
Регистрация: 13.07.2009
Город: Эстония, Нарва
Благодарил (а): 18 раз.
Поблагодарили: 261 раз.
Возраст: 52
Страны: 124
Отчеты: 74
Пол: Мужской




Список форумовБЛИЖНИЙ ВОСТОК форумАфганистан, Ирак, Йемен, ПакистанОтзывы: Йемен, Афганистан, Пакистан, Ирак



Включить мобильный стиль