cinephil » 16 фев 2008, 22:58
Йеменский кофе: welcome drink на входе в рай
Считается, что Йемен – прародина кофе. Ведь настоящая родина – Эфиопия. Именно юго-западной эфиопской провинции Каффа знаменитый напиток обязан своим названием. А своим открытием кофе обязан наблюдательному эфиопскому пастуху. Пастух заметил, что после того, как козы жевали листья какого-то растения, они бодрели и веселели. Пожевал пастух и сам – невкусно, но зато почувствовал прилив сил. В народе пошла молва, и вскоре северо-восток Африки и Аравия вышли на новые энергетические уровни. В XI веке арабы изгнали эфиопов с территории своего полуострова, но привычка употреблять кофе осталась. В общем, потягивая «арабика», я помню, что это в какой-то степени - «эфиопика».
Кофейные плантции располагались на горных террасах в Западном Йемене на высоте 1000-2000 метров. А основным пунктом экспорта был небольшой город Мокха на побережье Красного моря. Первыми из европейцев попробовали бодрящий напиток португальские моряки, останавливавшиеся в Мокха. В 1610 году директор британской Ост-Индской компании Генри Миддлтон захватил из Йемена по пути на родину мешки с кофе. Новый товар произвел сенсацию. Спустя шесть лет в Мокха за кофе пожаловали голландцы. К концу XVII века кофейни работали уже не только в крупных европейских городах, но и в Америке. Мокха процветала. В экспортном вариантах Mokha трансформировалось и в Mocco, и Mocca, и Mocha.
Вся годовая продукция кофе в Йемене пару веков назад составляла около 10 000 тонн, но из-за ценовой конкуренции с европейскими колониями в Африке и Азии к середине ХIХ века урожай йеменского кофе снизился вдвое, а рыночная доля упала до 1%. В ХХ веке к этому добавилась следующая напасть – наступление ката. В результате к 1980 году годовой урожай кофе упал до 1000 т.
Производство кофе упало. Цены - тоже (около 400 риалов за 200-гр. упаковку). Но качество остаётся на самом высоком уровне. Я тут как-то прочитал, будто кофе в Йемене уже не выращивают. Не верьте - кофе в Йемене был, есть и будет. Считается, что йеменский кофе обладает исключительно сильным ароматом, его добавляют в другие сорта и в шоколад. Лично я – убеждённый «чаепит», но настоящие кофейные гурманы, которым я привёз йеменский mocha в подарок, остались очень довольны. Хвалили.
Кофе - второй по популярности и распространённости товар после нефти. Им торгуют на бирже. Йеменским кофе на бирже не торгуют – объёмы не те. Йеменский кофе – товар штучный, небиржевой. Им не утоляют жажду, а получают наслаждение. В своё время арабские купцы уверяли, что те, кто пьют кофе, окажутся в раю.
Два в одном: объединённая ментальность Севера и Юга
При всей своей античности, уходящей корнями к самому пророку Мохаммеду, Йемен – самое молодое государство на Ближнем Востоке. Оно появилось в мае 1990 года в результате – как сейчас принято говорить - сделки M&A государственного масштаба. В России об этом мало кто помнит, но существовавшие до этого почти 30 лет два Йемена – Северный (Йеменская Арабская Республика, столица Сана) и Южный (Народная Демократическая Республика Йемен, столица Аден – бывший британский город-анклав наподобие Сингапура или Гонконга) – объединились спустя полгода после исторического падения берлинской стены. Кстати, географически бывшее разделение страны ближе к германскому, нежели к корейскому варианту. Было бы правильнее называть эти две страны Западным и Восточным Йеменом. Из названий этих государств (а также сторон света – Запад-Восток) понятно, какой именно из Йеменов наиболее тесно поддерживал СССР. Хотя советские военные советники работали и на западе – парадоксально, но факт – порой в одном гарнизоне с американскими военными советниками.
Северный Йемен по сути своей никогда не знал колониального владычества. Это историческое место, которое всегда было независимым. Англичане были как раз в Южном Йемене. Северный Йемен был во все времена независимым от западного влияния. Во времена Османской империи он был под номинальным турецким контролем, но весь этот контроль заключался в трёх гарнизонах (один из них был как раз расквартирован в Кавкабане). Имам платил некий номинальный налог османскому султану. До 1962-го года страной правил имам - монарх Йемена, духовный, он же и светский главный правитель. Только у него одного во всей стране была динамо-машина, электричество было, только он один мог смотреть кино. Валютой до середины 60-х годов были талеры Марии-Терезии - австрийский талер 17-го века. Зарплату в советском посольстве в Сане выдавали этими серебряными монетами – мешками. Чистая правда.
В отличие от религиозно-консервативных северных соседей, которые продолжали жить своим полуобщинным строем - просто обильно подмазанным «кока-колой» и доступными видеомагнитафонами, многие жители Хадрамаута, Адена и Мукаллы и по сей день с нескрываемой ностальгией вспоминают добротные марксистско-ленинские времена - с российской военной базой, пивом в магазинах Адена и учёбой в Москве.
На протяжении почти 30 лет перед объединением отношения между Северо-Западным и Юго-Восточным Йеменами трудно назвать гладкими. Три непродолжительные пограничные войны (1972, 1978 и 1979 годы), а также внутренние кровопролитные междоусобицы, перевороты и смуты осложняли жизнь простых йеменцев. Объеденение было вопросом времени и политической воли. Север страны населен плотнее (9,6 млн. по отношению к 2,3 млн. на юге), и Президент Северного Йемена - Али Абдулла Салех - стал главой новой республики (правит ей и по сей день!). Сана же стала ее столицей, с исламским правовым порядком и шариатским судопроизводством. В новой республике возникла, тем не менее, дюжина партий. В отличие от остальных арабских государств – в большинстве своём теократических монархий – в Йемене регулярно проходят демократические выборы. Как, например, в России. Имеется и относительно свободная пресса. Между тем, принадлежность к партии не значит здесь ничего, связь внутри клана – напротив, всё. «Президент, как и глава оппозиции, принадлежат к роду Хашид» - объясняет один из деревенских старост. «Однако глава оппозиции стоит в иерархии рода выше». После поражения Саддама Хусейна и коллапса Советского Союза Салех понял, что на чистом авторитаризме далеко не уедешь. «Фишка» демократии по-йеменски – это племенная демократия. Большая семья, где у каждого есть право что-то сказать. И где каждый знает своё место.
Прошло уже больше 15 лет с момента объединения Йемена, но до сих пор пытливый взгляд найдёт региональные различия – в еде, в особенностях жевания ката, в одежде и в ношении джамбии...
Как себя следует вести с йеменцами? К северным, особенно к горцам, следует относиться, с одной стороны, твердо. Потому что это люди с такой культурой - жесткой, племенной, где много акцентов делается на силу, на индивидуальное выживание. Они уважают сильных людей. С другой стороны, никогда не демонстрировать свое превосходство, думать о том, чтобы не задеть людей. Потому что йеменцы народ очень гордый - на самом деле, с большим чувством собственного достоинства. Мы приезжаем из Москвы с какими-то европейскими представлениями о том, что такое личность, как надо себя вести. И ты сталкиваешься с абсолютно другим подходом к жизни. Ты вынужден присматриваться, прислушиваться к местным обычаям. Ты должен знать, что если тебя приглашают выпить чаю, то в каких обстоятельствах ты можешь, а в каких не можешь отказаться. Как ты должен этот чай потом пить. Ведь если ты, например, всё время будешь оставлять чашку, тебе в неё будут подливать чай. Когда ты хочешь завершить визит, ты должен её перевернуть. Ты не можешь отказаться от определённых вещей, когда тебе предлагают. Ты не можешь отказаться. Ты должен знать, как тебе снять обувь, как сесть – не сесть, например, раньше старшего. Масса вещей!