Состав – семья из 3-х чел.
Личные впечатления кратко – для тех, кому неохота все читать.
Оман – богатая арабская страна со своим уникальным колоритом. По политическому устройству это одна из немногих оставшихся в мире абсолютных монархий. Султан Кабус бин Саид Ал Саид правит страной с тех пор, как в 1970 году отстранил от власти собственного отца. При папе страна была почти закрытой для внешнего мира и имела всего несколько десятков километров асфальтированных дорог. Новый султан взял курс на модернизацию, подпитываемую мощным потоком нефтедолларов, и за 40 лет страна полностью преобразилась. Поскольку властям очевидно, что запасы нефти иссякнут довольно скоро, было решено развивать туризм. Но все же Оман – страна не туристическая в том смысле, в котором это можно сказать о Египте или Таиланде. В туристической инфраструктуре основной упор сделан на супердорогие отели и на познавательный туризм. Так что тем, кого интересует в первую очередь пляжный отдых, вряд ли стоит сюда ехать: пляжной инфраструктуры мало, а цены заоблачные и в основном не соответствующие качеству. Тем, кто любит природу (особенно пустыни, конечно), арабскую историю и культуру – ехать однозначно. Самостоятельным путешественникам в эту страну следует запасаться заранее сведениями о географии и достопримечательностях, знанием английского языка и деньгами.
В целом поездка удалась. О том, что съездили в Оман, ничуть не жалеем, но второй раз в эту страну вряд ли поедем.
Далее – собственно отчет.
Идея возникла спонтанно только в конце ноября, т.к. изначально на этот НГ никуда выезжать вообще не планировали. Очень захотелось погреться на солнышке, поплавать в теплой воде и заодно увидеть что-нибудь новое и интересное.
Заранее были куплены билеты на Qatar Airways, а также забронированы: отель Crowne Plaza в Маскате, Sur Beach Hotel в г.Сур, отель Ibis в Маскате (это чтобы поспать несколько часов перед отъездом на ночной рейс в аэропорт); машина Toyota Prado в Europcar. Также заранее оформлены визы через посольство Султаната Оман в Москве.
Вылетаем из Домодедово в Доху в 19:00. Все началось с проползания на такси через фантастические московские пробки. Путь с северо-востока Москвы до Павелецкого вокзала занял 2,5 часа и закончился марш-броском с сумками по подземному переходу под Павелецкой площадью, т.к. подъезд к вокзалу занял бы еще минимум час. В 17:00 вскочили в «Аэроэкспресс» секунд за 20 до отправления. Когда переезжали МКАД, полюбовались на абсолютно стоячую пробку, и я еще раз порадовался принятому решению ехать на такси только до вокзала. Таких умных, видимо, было много, поэтому в поезде ехали стоя. В общем, дорога в ДМД оказалась самым тяжелым испытанием в этой поездке.
Катарцы удивили организованностью и пунктуальностью. Из ДМД вылетели на час позже расписания (явно по вине погоды и аэропорта), при том, что стыковка в Дохе была всего 1 час. И тем не менее, из Дохи наш самолет на Маскат взлетел точно по расписанию.
Прилет глубокой ночью. Почти пустой аэропорт. Перед паспортным контролем обходим небольшую толпу европейцев, стоящих в очереди за визами on arrival. Есть таки некоторое преимущество в том, что гражданам РФ не дают таких виз. Хотя это преимущество, конечно, работает только для жителей Москвы, что, наверно, отчасти объясняет малое количество русских в Омане. Через 10-15 минут мы уже в такси. Температура на улице - +20 (это в 4 часа утра). Счастье есть! Еще минут 20 – и мы в отеле. Падаем в кровать и отключаемся.
Из всех номеров красивый вид из окна, но море здесь присутствует в основном как элемент пейзажа. Вообще Crowne Plaza выглядит скорее, как бизнес-отель, а не как курорт, хотя по моим наблюдениям большинство постояльцев все же были отдыхающими. Море присутствует скорее, как элемент пейзажа. Теоретически есть свой пляж, но это не совсем то, что можно найти в типичных пляжных отелях.
Вид из окна нашего номера в Crowne Plaza
Основные пляжные отели Маската – Intercontinental и Grand Hyatt – расположены в паре километров отсюда. Там, конечно, с пляжами получше, но платить 500-700 в сутки долларов за номер мы были не готовы.
На 16:00 26 декабря запланирован визит в контору Europcar с целью получения Тойоты Прадо, забронированной через их сайт еще 1 декабря. Здесь нас ждал полный облом. Доблестный работник конторки в тот день решил в ней не появляться. Страждущим итальянцам и немцам, желающим что-то взять напрокат или, наоборот, сдать, он долго что-то втирает по телефону. С их слов я понимаю, что этот перец сказался больным, но обещал прислать кого-то вместо себя. После часового ожидания, в офисе появляется хрен в национальной одежде. Предъявляю ему распечатку брони – он делает непонимающую рожу. По-английски объясняю, чего мне надо. Он звонит в главный офис в Маскате и протягивает мне трубку. Объясняю перцу на том конце провода, что у меня бронь на Тойоту Прадо, в которой написано, что в 16:00 26.12.2009 pick-up time. Перец говорит, что никакой брони не знает, никаких е-мейлов не видел, и полноприводных машин в наличии нет. То, что рядом со мной стоит пара немцев, как раз сдающих Прадо, не аргумент, т.к. все забронировано. Т.е. кому-то все-таки удается у них что-то забронировать, но не мне. В общем, ухожу не солоно хлебавши.
Идея брать 4WD была связана с полученными на просторах Интернета сведениями о достопримечательностях в районе города Сур, до которых трудно доехать на легковой машине. Надо сказать, что сведения эти в основном устарели из-за идущего семимильными шагами дорожного строительства. Так что в наши дни реально в Омане 4WD вам может пригодиться в основном для поездок по пустыне, что самостоятельно делать есть смысл, как мне кажется, только если у вас масса времени. Но это мы уже потом поняли. А поначалу, конечно, обидно было.
Пришлось идти в своем отеле к индусу, сидящему в конторе с вывеской ‘Car Rental’. Он обзвонил всех знакомых индусов в Маскате и авторитетно заявил, что 4WD в Маскате все разобраны, и что он может найти только Камри – и то завтра. Что ж на безрыбье и раком станешь… Так день и прошел бездарно. Без авто здесь вообще скучно.
Чтоб не терять еще один день, записались на морскую экскурсию с наблюдением за дельфинами и сноркелингом. Цены на экскурсии в отеле космические, но чтобы сэкономить, надо провести рекогносцировку и обзавестись таки автомобилем.
Dolphin watching trip – довольно идиотское мероприятие. Сначала группу из 10-15 человек долго везут на лодке, при этом капитан не отрывает мобилы от уха – видимо, договаривается с дельфинами. Наконец, место скопления дельфинов найдено, капитан ставит мотор на минимальные обороты и – вместе с еще десятком таких же лодок – описывает круги, а туристы на борту безуспешно пытаются заснять дельфинов. Дельфины позировать не желают, поэтому на фото в основном получаются хвосты или спинные плавники. Короче, дельфины ЕСТЬ – это доказано.
Вторая часть экскурсии – сноркеллинг в Bandar Khayran. Вода теплая – по ощущениям, градусов 25 – и вся наполнена микроскопическими зелеными водорослями. Пытаюсь что-нибудь сфотографировать под водой, но ничего толкового не выходит как из-за непрозрачности воды, так и из-за невозможности нырнуть без грузов.
Найти грузы оказалось непростой задачей, если вы не остановились непосредственно в дайверском ресорте (которых в районе Маската аж целый один – Oman Diving Club). Ну, язык до Киева доведет даже в Омане. На третий день, получив Тойоту Камри, наконец, нахожу магазин дайверского снаряжения и беру грузы напрокат под залог 10 риалов.
С получением машины вообще стало значительно веселее. Между делом съездили пару раз в Матрах (Muttrah). Побродили по пропахшему ладаном знаменитому рынку, прошлись по магазинам, залезли на холм со сторожевой башней. В общем, ерундой позанимались, как нормальные туристы.
29 декабря едем в Oman Diving Club в надежде попасть на какой-нибудь snorkelling trip. Конечно же, на сегодня все лодки уже ушли, а на завтра все fully booked. Записываемся на экскурсию на остров Fahl на 31 декабря.
В купленном накануне мини-путеводителе я вычитал, что где-то в соседней бухте есть пляж, на котором тусуются водные такси, готовые отвезти вас на какой-нибудь пляж, до которого можно добраться только по воде, и забрать в условленное время. После небольшого плутания по окрестностям, мы таки нашли это место. Пляж весь забит народом, в основном индийско-филиппинским. Лодочники там действительно предлагают свои услуги. Но отвезти они вас могут только на один из 3 или 4 ближайших пляжей, на которых ваши предшественники уже оставили весь мусор, какой им удалось с собой туда привезти. Под водой там тоже нет абсолютно ничего интересного. Так что я сначала не понял, зачем в путеводителе написано, что надо не забыть взять с собой оборудование для сноркелинга. Только, когда увидел в мутной воде на расстоянии вытянутой руки физалию (aka португальский кораблик), я понял, что без маски здесь купаться и вовсе не стоит. «Да и с маской, пожалуй, тоже», – подумал я и вызвал по мобиле нашего лодочника, чтобы забрал нас пораньше.
30 декабря решили покататься. Сели в Камри и отправились в деревню As Sawadi, где напротив одноименного отеля находятся острова Damaniyat. Вокруг этих островов есть коралловые рифы, которые не удалось добить оманским рыбакам, в связи с чем эти острова – одно из немногих дайвинговых мест в стране. В процессе подготовки путешествия я пытался забронировать этот отель, но получил ответ, что там все fully booked. Чему был впоследствии очень рад, т.к. As Sawadi – это in the middle of nowhere. Кроме ныряния и валяния на пляже, там совершенно нечего делать, и оттуда не так просто выбраться. Расстояние до Маската – километров 100. Как я понимаю, это основной отель, в который возят немногих русских туристов-пакетников. Мы встретили только двоих из них, которые, услышав русскую речь, сразу же спросили меня, не знаю ли я, когда здесь ужин. Когда я ответил, что мы, мол, не здешние, они с удивлением спросили: «А откуда же вы?» Это, кстати, были единственные русские, встреченные нами за 10 дней в Омане.
Дайвинг-центр отеля возит на дайвинг и сноркелинг на острова два раза в день. Если же проехать мимо поворота в отель, попадешь на общественный пляж, где предлагают свои услуги частные лодочники. Мы, к сожалению, на острова не попали, т.к. надо было возвращаться в Crowne Plaza, где у нашего мальчика был запланирован урок по большому теннису. Нельзя объять необъятное.
Пляж отеля As Sawadi
Очевидно, что подводная жизнь вокруг островов кипит:
31 декабря поехали на остров Fahl с Oman Diving Club. По пути опять видели дельфинов, которые были не в курсе, что мы за них в этот раз не платили. Сноркелинг вокруг острова превзошел все мои ожидания. Нет такого разнообразия кораллов и маленьких рыбок, как в Красном Море, но больше крупной живности: рифовые акулы, мурены, кальмары. Количество приличных фото могло бы быть значительно больше, если бы не все те же зеленые водоросли. Видимо, сезон у них.
Так выглядит остров Фахл с лодки:
А вот что удалось найти под водой:
Вечером – торжественный новогодний ужин в отеле. Пенсионерские посиделки под «дискотеку 80-х». Мероприятие совершенно добровольное, но не сидеть же нам в номере в новогоднюю ночь…
1 января пакуем вещи, выписываемся из Crowne Plaza и отправляемся на Камри в город оманских кораблестроителей Сур. Идея ехать 1 января оказалась правильной: как и почти везде, 1 января в Омане ничего не работает, так что делать все равно нечего. Все купленные мной в местных магазинах карты и путеводители утверждают, что из Маската в Сур надо ехать в объезд через Ibri, и указывает расстояние более 300 км. Дорога вдоль побережья – только для джипов, которые в Маскате все разобраны западными туристами. В следующие 3 дня нам предстояло узнать, как быстро устаревают карты оманских автодорог.
Дорога заняла часов 5, т.к. ехали не спеша, глядя по сторонам и на всякий случай немного опасаясь ментов, которых так ни разу до конца поездки и не встретили. Ездит оманский народ спокойно, почти по-европейски. Дороги в идеальном состоянии. Полный бак бензина в Камри обходится в 500 рублей. В общем, езда на авто по Оману – дело беспроблемное.
Sur Beach Hotel был выбран из-за вида на море, хотя по отзывам на том же tripadvisor’е я и знал, что “beach” в данном случае – не более, чем обозначение местоположения. В принципе, отель как отель, ничего за свои деньги. Только не надо рассчитывать на какую-либо информацию от его сотрудников о чем-либо за пределами самого отеля. Уже несколько позже, чем надо бы, я узнал, что буквально через дорогу находится офис Министерства Туризма, в котором любой желающий может получить информацию об экскурсиях, достопримечательностях и т.п.
Впрочем, и без Министерства Туризма из путеводителей и Интернета мне было известно, что основные достопримечательности вокруг Сура – это заповедный пляж Ras al Jinz, где откладывает яйца морские черепахи, а также оазисы в ущельях Wadi A’Shab и Wadi Tiwi. Единственное, за чем не поспевают путеводители – это строительство новых дорог. Из всех имевшихся у меня карт следовало, что к достопримечательностям нужно ехать только на 4WD, и мы таки решили поискать что-нибудь «джипистое» на 2 дня. Искать долго не пришлось: в отеле Sur Plaza нашелся офис Budget, в котором мне тут же выдали новенькую Тойоту Прадо. Дальнейшая поездка показала, что ко всем вышеупомянутым достопримечательностям проложены новые асфальтовые дороги. Если вы не едете в пустыню, то джип вам абсолютно не нужен. Более того, новый хайвэй вдоль побережья от Сура до Курайята тоже полностью построен, а это значит, что дорога из Маската до Сура стала раза 1,5 короче, в 2 раза быстрее и в намного живописнее.
Сперва отправляемся на Ras al Jinz, чтобы на месте разобраться, как там с черепахами. С черепахами ситуация следующая. Все черепашье действие происходит исключительно в ночное время. Исследовательский центр Ras al Jinz организует экскурсии для туристов ежедневно в 21 час и в 4 часа утра. Количество человек в группе ограничено, поэтому нужно бронировать накануне. Мы забронировали при личном визите днем, но это можно сделать и по телефону (по-английски), только вам придется продиктовать свои имена и обязательно получить номер брони, по которому вас найдут в компьютере. С этим номером надо приехать за 30 мин до начала экскурсии и уже непосредственно перед экскурсией купить билеты по 3 риала с носа.
Днем же на пляж можно пройти за 1 риал с носа (дети – бесплатно) и купаться / загорать хоть целый день. Здесь мы и провели основную часть дня 2 января. Пляж прекрасный, народу очень мало. Из местных – только несколько подростков из рыбацкой деревни, которые приходят посмотреть на европейских женщин в купальниках. Взрослые рыбакам некогда фигней заниматься, они пялятся на женщин только из лодки, на которой ездят туда-сюда ставить/снимать сети.
"Черепаший" пляж Ras al Jinz.
Сверху на скалах встретили симпатичную зверушку
Утром 3 января отправляемся на осмотр широко разрекламированных Wadi A’Shab и Wadi Tiwi, а также Bamah Sinkhole. Bamah Sinkhole – просто интересный природный объект, на осмотр которого надо не более 15 минут. А вот в Wadi A’Shab я бы провел и целый день: очень приятное место. В Wadi Tiwi тоже очень приятно, но, поскольку там живут люди, есть ощущение, что многочисленные туристы им мешают. Это выглядит так, как если у нас в какой-нибудь дачный поселок приезжали десятки джипов с туристами в день.
Bamah Sinkhole - это яма с водой. Путеводитель утверждает, что глубина ее неизвестна. Видимо, никто не мерял. Мы тоже не стали.
Чтобы попасть в Вади Шаб, надо съехать с хайвэя и проехать под этим мостом на парковку. Оттуда лодка перевезет вас на другой берег, по которому идет основная тропа. Лодка стоит 200 байса с человека в одну сторону. Деньги берут на обратном пути, так что, видимо другого пути назад нет.
По пути заехали в Fins, купили в местной лавке свежую выпечку. Все горячее, прямо из печи – вкусно до умопомрачения.
Еще ненадолго остановились искупаться на пустынном пляже. Как раз только успели одеться, как подъехала толпа местных отдыхающих на джипе. Вечером возвращаемся в Сур, сдаем ненужную Прадо, ужинаем и на старушке Камри отправляемся к черепахам.
Экскурсантов разбивают на несколько групп, к каждой из которых приставлен англоговорящий гид. Все группы отправляются на пляж, и там усаживаются в ожидании момента, когда помощник гида сообщит, где можно наблюдать, собственно, процесс. Главное в их деле – не спугнуть черепаху, потому что она может передумать и вернуться в море. Из-за этого самое начало процесса, когда черепаха выползает из моря и роет гнездо в песке, наблюдать нельзя. Когда же процесс уже пошел, черепахе деваться некуда, и тут-то гиды и подводят к ней туристов, следя только за тем, чтобы те не шумели, не фотографировали (любая съемка запрещена) и не подходили к черепахе спереди.
Поскольку черепах на пляже много, можно за короткое время увидеть, как они откладывают яйца, и как они закапывают гнездо и возвращаются в море, а также наблюдать, как ползут к морю только что вылупившиеся черепашата. Черепашья экскурсия оставила, пожалуй, самые яркие впечатления в этой поездке.
4 января неспешно выдвигаемся в сторону Маската по уже разведанной новой дороге. Кусок хайвэя от Сура до Курайята скоро, видимо, будет платным: с двух сторон его находятся пункты оплаты, в которых на момент нашей поездки в начале января 2010 г. никого не было. Нет пока на этом довольно длинном участке и АЗС, но не сомневаюсь, что скоро они будут построены.
В Маскате возвращаем машину, обедаем-ужинаем и расслабляемся перед перелетом домой. Вылетаем из полупустого аэропорта Маската в Доху 3:30 утра. В Дохе опять все быстро. Закупка алкоголя в duty free, взлет, 7 часов в воздухе – и мы в заснеженной Москве.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приз тому, кто дочитал до конца. Если вы собираетесь в Оман, готов безвозмездно поделиться путеводителями и картами на английском языке.