В связи с тем, что мне надо было очень быстро вернуться домой после этого путешествия, пришлось искать самый короткий (но не самый дешёвый) вариант перелёта. Поэтому был выбран путь через Новую Зеландию на Cathay Pacific через Гонконг. В Новой Зеландии я был, поэтому посещения этой страны не планировал. А вот в Ниуэ можно попасть только из Новой Зеландии на самолёте, который летает раз в неделю. (Я не рассматриваю варианты прибытия на грузовом корабле или на яхте). Считаю, что грех было этим не воспользоваться. Заодно решил зацепить и острова Кука, но это отдельная история.
Взял мультитранзитную Новозеландскую визу, что было небольшой ошибкой, и стоило лишних денег. Если обычная виза бесплатная, то транзитная стоит 3000 рублей и не даёт права покидать территорию аэропорта. В принципе выйти из аэропорта предполагалось по двум причинам: получить и сдать багаж и снять деньги в банкомате.
Но раз так с визой получилось, пришлось вещей брать по минимуму, чтобы не сдавать багаж. Придя на регистрацию, сразу попросил зарегистрировать багаж до Ниуэ. Мне сразу сказали, что это невозможно, но и не протестовали, когда я снял довольно объёмную сумку с весов. Спросили только, впихну ли я её в отсек для ручной клади. Но потом началось все самое для меня интересное. Не знаю, по какой причине, но система не выдавала билеты до Окленда. Всё-таки думаю, что из-за моей транзитной визы. Сбежалась куча сотрудников и стали выяснять, что это за страна, в которую я лечу транзитом через Окленд. Минут через десять выяснили и зарегистрировали багаж до Ниуэ, и ещё посадочный талон дали на самолёт новозеландской компании. Сказали что у них такой случай первый раз.
Прилетел в Окленд в шесть утра. Через три часа самолёт в Ниуэ. Вот в этом месте могу сказать про недостаток транзитной визы. Если с багажом вопрос благополучно решился, (но если бы не решился то не смертельно, можно было и в самолёт сумку взять) то вопрос покупки местных денег оказался более серьёзным с точки зрения материальных затрат. Дело в том, что в Ниуэ ходят в обращении только Новозеландские доллары. Банкоматов и обменников нет. Прочитал об этом на официальном сайте правительства и на других туристических сайтах. Убедился, что это на самом деле так. Правда за отель можно заплатить и по карточке (только Виза и никакая другая). Но мизерный вариант, когда карточка может не сработать, не исключается, поэтому для страховки беру всегда нал. Причём, если в других местах такая ситуация не страшна и можно заплатить твёрдой валютой, или поменять её на местную, то здесь этот вариант не проходил. Перед самой поездкой сам просил отель, чтобы сняли необходимую сумму с карточки. Сказали что только при чек-ауте.
Ни одного банкомата в транзитной аэропорта зоне обнаружилось. В общем, пришлось покупать местные деньги в обменнике. Курс процентов на 10-12 выше официального. В принципе вопросы покупки местной валюты подробно описаны на форуме.
Немного об отелях. Бронировал через этот сайт. http://www.niueisland.com. Ну, можно и нарпямую написать http://www.namukulu-cottages.nu или сюда matavai@niue.nu. Это два самых лучших отеля в Ниуэ. Есть и несколько других с различным диапазоном цен. В номерах есть электрочайник, холодильник набор посуды. Интернет вай-фай 10 долларов в сутки. А так же утюг и гладильная доска и набор ниток с иголкой. Неограниченное количество времени можно бесплатно пользоваться велосипедом. Отели держат новозеландцы и австралийцы.
Отель бронировал месяца за три до поездки. Причём взял не то, что хотел. В планируемом отеле на мои даты уже не было мест. Перелёт длится около трёх с половиной часов. Самолёт А-320 был полный. Пассажиры это в основном новозеландцы, летящие на отдых и местные аборигены, летящие домой с «большой земли». Прибытие самолёта это целое событие в размеренной жизни острова. Его там встречают с песнями и танцами, т.е. устраивают целое шоу. Пока неторопливо выгружали багаж, удалось посмотреть. Паспортный контроль довольно простой, кладут паспорт на перила и просто ставят штамп на 30 дней на первой открывшейся странице. Таможенные правила скопированы с новозеландских, и вроде бы довольно строгие. Ограничен ввоз продуктов суммой 250 местных долларов (для удобства буду писать цены в местной валюте) причём все продукты декларируются. Но никто это не проверяет, отдал декларацию и выходишь.
Встреча самолёта:
Страна представляет собой небольшой остров. В основном непроходимые леса. Население 1600 человек. Третья страна в мире по малочисленности населения после о-ва Питкэрн и Токелау. Вокруг остова вдоль океана проходит кольцевая асфальтированная дорога длиной 67 километров. Ещё внутри остова есть несколько дорог, соединяющих западную и восточною части острова. Дороги местами довольно узкие, шириной метра три с половиной. Особо не разгонишься. Все деревни расположены на кольцевой дороге. Столица страны деревня Алофи. Там компактно расположены все магазины, прокатные конторы, почта, полиция, туристический центр, одна из двух заправок и ещё правительство. Я свободно приехал к зданию правительства, поставил велосипед возле входа и зашел в здание. Правда у меня спросили о цели моего визита и сказали что никого из руководства в данный момент нет на месте, кроме секретаря. Ну я сказал что просто хочу посмотреть, что не вызвало никаких возражений.
"Коммерческий центр":
Здание правительства:
Передвижение по острову только на своём транспорте. Для туристов предлагаются на неделю, всякая техника от микроавтобуса до велосипеда. Передвигаться и находить нужные места очень просто. Все они обозначены на карте, и везде есть соответствующие указатели. Заблудится или что то не найти просто невозможною Что такое такси, там никто не имеет понятия. Общественного транспорта, разумеется, нет. Меня просто не могли понять, когда я попросил подвезти меня от отеля до Алофи восемь километров. Сказали, что подвезут попутно, если кто-нибудь туда поедет. И сильно удивлялись, когда я попросил сделать это за деньги, так как считаю, что любая работа должна быть оплачена. Тем не менее, сидели три человека возле машин, чесали языки часа, но никто так и не поехал. Также никто не мог понять, зачем мне нужна машина с водителем, чтобы по быстрому проехать вокруг острова и посмотреть все интересные места. В том числе и местные «турфирмы» сказали, что они не могут это организовать даже за деньги. Вообще чтобы ездить по острову на транспорте, нужны местные права, которые тут же выдаются в полиции за 10 долларов на основании имеющихся национальных.
На острове все продукты завозные, кроме, может быть, кокосов, папайи и бананов. Ещё выращивают таро. Есть птицеферма и свиноферма. Выращивают немного ванили, которая идёт на экспорт. Пальмы, как и их плоды везде. Их никто не собирает. У нас в отеле стояла целая корзина. Бери совершенно бесплатно, прокалывай и пей сок. Всё необходимое находилось тут же.
Как живёт, и чем занимается местное население, могу описать на примере одного человека, у которого я был в гостях в деревне.
График работы магазина.
У него (как впрочем, и у многих) есть большой участок земли. Правда этот участок представляет собой сплошные лесные заросли. Для того чтобы использовать этот участок необходимо этот лес вырубить. Это довольно тяжёлая работа. И он сделал эту работу, вырубил лес на относительно небольшом участке, и посадил там таро, представляющий собой корнеплод, и играющий в жизни жителей такую же роль как для нас картофель. Часть урожая он продаёт. Кроме того у него на участке стоят ловушки, куда попадаются дикие куры, которые к слову сказать, вообще ничем не отличаются от домашних. Но в лесу их очень много, так как у них нет врагов. Приблизительно два десятка пойманных кур находились в клетке возле дома. Они идут в употребление в первую очередь так как, в отличие от домашних их необходимо кормить. Бананы и папайя растут возле дома, причём я насчитал бананов с десяток различных сортов. О кокосах я даже не говорю, они везде. Иногда удаётся поймать кокосового краба, которого можно очень выгодно продать. Есть набольшая пасека улей на десять. Из домашних животных только куры. Со свиньями связываться не хочет, говорит, что много хлопот. Имеет три машины. Одна для себя, другая для жены, третья запасная, на случай если одна из двух сломается. Пока запчасть с большой земли на корабле привезут или на самолёте в багаже передадут.Но не все хотят заниматься такой тяжёлой работой как вырубка леса, поэтому лесные участки стоят нетронутыми.
Раз в пять-шесть недель приходит судно и привозит всё необходимое. Бензин привозят в специальных контейнерах с ёмкостями, которые складируются прямо возле дороги, а потом топливо бензовозами подвозится к заправкам. Никакого ограждения и никакой охраны не предусмотрено, да и без соблюдения пожарной безопасности как то обходятся.
Продукты довольно дорогие. Так за два пакета молока, две литровых бутылки воды и буханку хлеба я отдал в магазине 15 долларов. И это не специальная цена для приезжих, там же отовариваются и местные и чеки выбивают, как положено, что меня немного удивило в такой глуши. Электроэнергия вырабатывается генераторами, которая работает на привозном топливе, поэтому очень дорогая. В отеле сказали, что самая дорогая во всей Океании. Вода берётся из глубоких скважин и то же получается дорогая. И её можно пить из под крана.
Местная помолвка:
Читал, что население острова уменьшается. Хотя детей довольно много. В основном уезжают в Новую Зеландию, благо, что у них у всех Новозеландские паспорта. В деревнях видел очень много заброшенных домов, в которых уже никто не живёт. Хотя я не могу сказать, что местное население бедно живёт. Скромно да, но не бедно. Дома простенькие, но возле каждого дома как минимум одна машина, а есть и по несколько. Хотя топливо стоит 2,8 доллара. Во всех домах водопровод. Сейчас вдоль дороги проводят кабель, чтобы в каждом доме был телефон и интернет. Бросается в глаза, что очень много как женщин, так и мужчин имеют сильно избыточный вес. Живут весело, всё работает максимум часов до четырёх, потом все закрывается. И вообще после того как в семь вечера стемнеет, жизнь замирает. Воскресенье вообще мёртвый день, даже поесть или что-то купить негде. В субботу в центре Алофи какой-нибудь праздник с песнями и плясками. Причём выступающим на сцене обязательно давали деньги. Если взрослым кладут в тарелку на сцене, то детям просто подсовывают под одежду. И не мелочь, а купюры не менее 10 долларов. Хотя чужие деньги считать не принято, но у одной маленькой танцовщицы было в ладошках не менее 100 долларов.
Люди приветливые, все здороваются друг с другом. Если идёшь по дороге, обязательно остановятся что бы подвезти. Фотографируются с удовольствием, если попросишь, то ещё и позируют, хотя многие из-за своих пышных форм совсем не фотогеничны. Но ни разу ни одного отказа не было.
Население очень религиозное. В прочем, как и везде в Океании. В Ниуэ много церквей. Причём разной направленности. Обратно со мной в Окленд летело несколько семей полным составом вместе с детьми (по словам моей соседки в самолёте, человек двадцать пять), на какую-то церковную конференцию. Перелёт и полное недельное проживание оплачивает естественно церковь.
Ещё одна местная особенность это отсутствие воровства как социального явления. Я ездил с несколькими водителями, и никто из них не закрывал окна и не вытаскивал ключи зажигания. И мне один говорил, что бы я оставлял свой фоторюкзак в машине, которая, разумеется, не закрывается, а брал с собой только фотик. Сказал, что он не помнит случая, что бы у кого-нибудь что-то утащили. Другой водитель оставил в открытой машине ружьё с патронами, когда мы два часа ходили по лесу. Я так и поступал, неудобно было таким людям не доверять. И вообще к машинам, взятым на прокат, похоже ключи от кабин не выдавались, так как мой гид свободно их все открывал и клал внутрь свои визитки.
Ещё на острове я не видел кладбищ. Могилы делают прямо около домов. Ну, или там где есть свободные от деревьев места. Много видел одиночных могил прямо возле дорог.
На выезде опять ждала засада. Я полагал, что летя транзитом через Окленд из Ниуэ в Раротонгу одной авиакомпанией, я спокойно зарегистрирую багаж до конечного пункта. Стыковка всего полтора часа. Поэтому со всем багажом спокойно пошёл на регистрацию. Но ни тут то было. Посадочные талоны выписываются вручную, багаж взвешивается на механических весах. Ни о какой регистрации до конечного пункта не может быть и речи. У меня фоторюкзак и сумка весом в 8 кг. Надо было конечно сумку не показывать, всё равно при посадке никто ничего не проверял, но было поздно. Сумку отбирают и отправляют в багаж. На регистрации сидят два человека. Показываю им билеты и говорю, что согласно правилам авиакомпании багаж должны зарегистрировать до конечного пункта, и свою транзитную визу, по которой я не могу выйти из аэропорта и получить багаж. Похоже, что даже коллективный разум не работает в совершенно простой ситуации. Абсолютно не могут въехать в ситуацию и упорно твердят, что «ноу проблем» и багаж получишь в Окленде. Почему я его там не смогу получить им совершенно непонятно. Затем выдаётся буквально следующая фраза: «Это Ниуэ, и правила авиакомпании, здесь не работают». После этих слов, я понял, что доказывать что-то можно только умному человеку и прекратил всякое сопротивление. В принципе авиакомпания адекватная, можно решить этот вопрос по прилёту. Но на моё счастье, за мной в очереди стоял пассажир из местных, который сразу всё понял. Он на своём языке минуты три в довольно жёсткой форме объяснял сотруднику авиакомпании, для которого правила собственной авиакомпании не существуют, что ему нужно сделать. Последовала команда, и мне вернули мою сумку, ещё при этом извинились.
Выездной сбор из страны 45 долларов.
Теперь о том, что посмоотреть. Собственно говоря, ничего особенного в стране и нет. Есть несколько пещер. Есть заповедный лес. Организуются рыбалка и дайвинг. Можно заниматься снорклингом. Пляжей как таковых я не обнаружил. Но есть бухточки, где можно купаться. Правда, вход не очень удобный, чтобы зайти в глубина надо прилично пройти по не очень хорошему дну. Все достопримечательности можно посмотреть за три дня. Остальное время просто расслабляться, уподобляясь местному населению.
Собственно говоря, и цель поездки была соответствующая.
Кокосовый краб: