ФИДЖИКак уже писалось в других отчетах, смотреть на Фиджи особо нечего (кроме островов Маманука и Ясава (о чем - ниже)). Пляжи там достаточно посредственные, достопримечательностей мало. Короче, Фиджи, в основном, имеет смысл использовать как хаб при полетах по Океании. Особенно, это становится актуально, если вы купите Була-Пасс: почти каждый перелет с одного острова на другой у Вас будет со пересадкой на Фиджи. Часто подобная стыковка будет занимать день-два.
Основное требование к хабу - найти хороший и недорогой "базовый" отель, плюс место, где можно вкусно поесть, постираться и прикупить предметы первой необходимости. За время пересадок на Фиджи мы, ради эксперимента, жили в нескольких отелях. По наилучшему сочетанию цена-качество могу рекомендовать Mercure hotel. Его стандартная цена 100 USD, но он постоянно продается по 80 USD, то на орбитце, то на hotels.com. Главная ценность этого отеля - его местоположение. Он находится на полпути между городом (Нади) и аэропортом. Рядом находится крупный супермаркет, несколько контор по прокату машин и куча хороших баров и ресторанов (от фаст-фуда до сушей (рекомендую ресторан Daikoku: за 24 FJD дают десяток сушей и ролл с тунцом)). Опять же, если 80 USD для Вас дороговато, то рядом с Mercury есть несколько гостиниц попроще, где цены начинаются от 50-60 FJD.
Единственная проблема данного отеля - интернет. Мало того что он идет за дополнительную плату и достаточно дорог (38 FJD за сутки), так еще и трафик ограничен 50 Мб (для справки: час скайпа (с видео) "съедает" 250 Мб). К тому моменту, как у меня обновилась Винда и антивирус, я уже практически вышел за лимит. В результате, с учетом сверхлимитного трафика, мы заплатили за интернет почти 50 USD, по сути только проверив мэйл и сделав кое-какие бронирования. Абсурд... Впрочем, данная проблема, к сожалению, является типовой для Фиджей. В двух других отелях, где мы жили, интернет присутствовал либо только в лобби, либо также имел лимит трафика. Единственное исключение - пятизвездка в Denarau за 250 USD в сутки. Там интернет был безлимитный. Но это же не повод, чтобы там жить :-) К концу поездки я настолько озверел, что пытался забронировать отель для очередной остановки, основываясь исключительно на наличии безлимитного интернета. По желтым страницам обзвонил порядка десяти мест (стоимостью до 100 USD в сутки), но искомого так и не нашел. Интернета либо не было вообще, либо только в лобби, либо было ограничение по трафику (причем о его, ограничения, наличии рецепция часто имела весьма смутное представление). Поэтому, если кто-то, вдруг, знает подобный (до 100 USD с безлимитным интернетом) отель в районе Нади, напишите в этой теме. Был бы очень благодарен...
Кроме Mercure мы останавливались еще в паре отелей у аэропорта (Ruffles и Tokatoka Resort (в районе 100 USD каждый)). Различия - минимальные: чуть лучше/хуже комнаты, санузлы. Вообще, большинство гостиниц на Фиджи были построены в 60-70х годах и после этого апгрейднуты по-минимуму (типа, "покрасили стены, повесили картинки"). Так что чудес ждать не стоит. Например, в одном из отелей, ценою в 100+ USD (Tokatoka), туалет по степени брутальности соперничал с отечественной общагой. Но при этом, в том же Tokatoka Resort лимит интернет-трафика был 500 Мб. Зато, рядом с аэропортом кроме нескольких отелей больше нет ничего; поэтому кушать и шопинговаться Вам все равно придется ездить в районы Namaka или Martinar (где стоит Mercure). А это - 8-10 FJD на такси в одну сторону.
Еще имеется кучка отелей между аэропортом и океаном. Постарайтесь туда не вляпаться. Хитрость заключается в том, что при поиске эти отели вываливаются, как находящиеся рядом с аэропортом (менее 1 км). В реальности так и есть, за исключением того, что они зажаты между водой и взлетной полосой, а въезд в аэропорт находится с другой стороны. В результате, для попадания на рейс Вам нужно будет объезжать по периметру весь аэропорт, а это - минимум 10-15 минут на такси. Плюс к тому, кроме этих отелей на побережье толком больше ничего нет. Соответственно, чтобы пошопинговаться или вкусно поесть Вам опять придется брать такси и куда-то ехать.
На мой взгляд, не стоит пытаться поселиться и в самом Нади. Разве только для того, чтобы сэкономить (так как живут там, в основном, местные, то в downtown Nadi находятся самые дешевые отели). Города, как такового, не существует, и смотреть там нечего. Имеется одна грязная главная улица с десятком поперечных, один маленький индуистский храм и ... все. В Таиланде так выглядит любой мелкий городишко в какой-нибудь глухой и абсолютно не туристической провинции (храм, ес-сно, будет буддистский). Единственное, зачем, возможно, понадобится разок съездить в Нади, это - шопинг. И то, если Вы не сможете найти искомое в Намаке или Мартинаре (два поселка на дороге между аэропортом и Нади (за счет сплошной застройки разделение это весьма условное)). Но для шопинга не надо жить в самом Нади. За 5-10 FJD из большинства мест туда можно доехать на такси.
Чуть в сторону, не доезжая Нади, на побережье есть еще одно место - Denarau. Для тех, кто был на Бали, это - почти точная копия Nusa Dua. Гетто для белых. От остального острова Denarau отделено каналом, на мосту через который стоит пост. Местные попадают туда исключительно для работы. Внутри стоят несколько пятизвездок, куча vacation apartments и круизный порт, откуда уходят суда на Мамануку и Ясаву. Везде в Denarau трава выкошена, деревья ровно пострижены, мусор убран, а аборигены ходят мытые, бритые и улыбающиеся. Словом, paradise в отдельно взятом месте.
Проблема данного парадайза состоит в том, что создан он с единственной целью: максимизировать количество денег, извлеченных из каждого туриста. Начнем с того, что цена любого отеля там по самому большому сейлу - 250 USD за комнату. А так - минимум 300-400 USD за ночь. Это без завтрака (еще около 20 USD на человека). За эти деньги имеется почти полное отсутствие пляжа (узкая полоска грязно-коричневого песка) и достаточно старые комнаты. Ужин стоит на человека минимум 40-50 USD (не включая напитки). Предметы первой необходимости (вода, чипсы, шампунь, и.т.д.) в магазине отеля продаются в 2-3 раза дороже, чем в супермаркете в Нади. Даже за шаттл до местного торгового центра (несколько минут езды) надо платить. А главное, такси из (и "в") Denarau ездит по фиксированной цене - 22 FJD (сделано специально, чтобы народ поменьше куда-либо выбирался). То есть, цена поездки на ужин "вне Denarau" сопоставима со стоимостью самого ужина. Словом, "... если Вам дороги рассудок и жизнь..." (точнее, кошелек и сбережения), держитесь подальше от Denarau.
Еще одной проблемой, которая неожиданно вылезла на Фиджах, оказалась стирка. Избалованный ЮВА, я привык к тому, что везде на улицах сидит куча аборигенов, готовых за несколько долларов постирать мешок грязного белья, за 30-50 Бат/килограмм. Так вот, на Фиджи такая опция отсутствует. На улицах никто не сидит и килограммами белье не стирает. Отель в Denarau был готов постирать мои футболки всего за 6,9 FJD за штуку. В Меркури то же самое стоило уже 2,7 FJD. Что, конечно, лучше, чем 6,9 FJD, но все равно дороговато. С помощью гугла мне удалось найти пару городских прачечных и в день, когда мы брали напрокат машину, получилось туда заехать. Каково же было мое удивление, когда прайс в прачечной оказался точной копией прайса в Mercure. Причем, ни в одной laundry, опции стирки белья по килограммам не существовало в принципе (что особенно странно, поскольку в Вануату (более дорогая страна) на Танне стирка стоила 500 вату за мешок). Self-service ландроматов в Нади и окрестностях найти также не удалось. Так что приготовьтесь к тому, что стирка на Фиджах будет стоить значительно дороже, чем Вы думали.
Цены на такси на Фиджах достаточно гуманные. Единственное, надо четко представлять расстояния и цены, так как счетчиков не существует и приходится торговаться. Поездка от аэропорта в Нади стоит 12 FJD, в Denarau - 22 FJD. По сути, имеется одна дорога между аэропортом и городом, на которой сосредоточена вся жизнь. На ней имеется два поселка-района (Намака и Мартинар), делящие ее примерно на равные куски. Перемещение между ними (аэропорт-Намака, Намака-Мартинар и Мартинар-Нади) стоит 3-4 FJD за каждый отрезок. Поездка в Sleeping Giant Garden (местный маленький ботанический сад) стоит фиксированные 15 FJD в каждую сторону плюс 10-15 FJD за час ожидания. Машины-такси, в основном, старые разбитые ведра. Водители-индийцы долго торгуются и пытаются по-мелкому жулить (типа, раз едем за вашу цену, то я кондиционер включать не буду), а в дороге грузят разговорами ("... жизнь плохая, дом маленький, детей много, работаю сутками, ... добавь денег"). Таксисты-аборигены (коренные фиджийцы) водят молча и почти всегда сразу называют реальную цену.
Главными жуликами в этом бизнесе, как ни странно, являются отели. Почти везде на рецепции лежит лист с ценами на поездки практически во все места города и острова. Такси, пасущиеся перед отелями, без торга везут в соответствии с этим прайс-листом. Проблема в том, что цены эти в полтора-два раза выше, чем те, которые Вы получите, если отойдете от отеля 50-100 метров к ближайшему taxi stand (присутствует почти на каждой перпендикулярной улице и определяется по табличке "taxi" (местные всегда покажут и подскажут)). Видимо, система заточена таким образом, что таксист платит отелю откат с каждой поездки (если она начинается от отеля и оплачивается по завышенной цене). Поэтому, активнее пользуйтесь taxi stand-ами (тем более, что на улице такси ловится плохо).
Ситуация с мобильной связью на Фиджи достаточно хорошая. В аэропорту, прямо в зале прилета, можно приобрести водафоновскую симку. Стоимость минуты разговора с Россией (как, впрочем, и с большинством цивилизованных стран) 0,41 FJD за минуту (если набирать префикс "01" вместо "+" при наборе номера). Это получается 7-8 рублей минута, что не супер как дешево, но терпимо. Качество связи нормальное, хотя и не всегда удается дозвониться с первого раза. Пополнить баланс можно во всех супермаркетах, многочисленных киосках и, вообще, почти в любом сельпо, путем получения кода (по сути - та же платежная карта) и отсылки его СМСом. Единственное, почему-то очень дорого стоят звонки на (и "с") ближайшие острова (Тонга, Самоа, Вануату) и другие мелкие страны Океании. Странная какая-то у них тарифная политика...
Как я уже писал выше, с достопримечательностями на Фиджах (на основном острове) туго. Так, взяв напрокат машину (60-70 USD в день) можно за день осмотреть все мало-мальски интересные места на западной половине острова. В радиусе пары часов езды от Нади имеется Sleeping Giant Garden (небольшой, но достаточно приятный ботанический сад), батарея морских орудий, оставшаяся со Второй Мировой войны (будет представлять интерес в основном для любителей военной истории) и парк песчаных дюн, рядом с городом Сигатока (несколько грязно-серых холмиков на побережье океана; у нас под Зеленогорском и то приятнее). Еще имеются водопад и highlands (кучка холмов, чем-то неуловимо напоминающих калифорнийские). Словом, вся природа достаточно nice, но ничего особенного.
Впрочем, не все так плохо. На юге острова, у городка Pacific Harbour имеется очень хороший дайвинг. Также наличествует и ныряние с акулами, причем существуют даже достаточно бюджетные опции (вбейте в гугл "fiji" и "shark diving for backpackers"). Если взять машину на два-три дня, то можно объехать весь остров по периметру и посмотреть Суву (столица Фиджи). В highland-ах есть рафтинг. Словом, при необходимости занять себя на несколько дней можно. Так как ничего из перечисленного в этом абзаце мы не делали, то я не могу говорить предметно ни об одной из данных опций. Но общий смысл остается прежним: если у Вас есть несколько лишних дней, то лучше постараться попасть еще на какой-нибудь остров, чем провести их на Вити Леви.
Единственное по-настоящему интересное место на Фиджи это - группы островов Маманука и Ясава. Добраться до них можно из морского терминала, находящегося в центре Denarau. При этом, вся sea transportation, по сути, монополизирована одной компанией, выступающей в двух лицах: South Sea Cruises (
www.ssc.com.fj; несколько рейсов в день туда-обратно, по островам Маманука) и Awesome Fiji (
www.awesomefiji.com; один рейс в день туда-обратно на Ясаву). У некоторых отелей на островах есть свои плавсредства, цены на которые обычно на 10-20% меньше, чем у монополиста (для привлечения публики). Но в реальности это - вариант только в том случае, если Вы хотите все время провести именно на этом отдельно взятом острове (отельная шаттл-лодка идет, обычно, раз а день и только по маршруту "конкретный остров - большая земля - назад на остров"). Если же Вы хотите сохранить возможность свободы передвижений, то других опций кроме South Sea Cruises или Awesome Fiji (в зависимости от того, куда Вам надо) просто не существует. Точнее, есть еще маленькие sea planes. Но 200-300 USD за 15-20 минут полета являются, по моему мнению, настолько абсурдной ценой, что эту опцию нет смысла даже рассматривать.
Каждый из больших катамаранов (что на Мамануку, что на Ясаву) функционирует по принципу электрички-подкидыша. Набрав в Денаро кучу народа (каждый корабль вмещает человек 200-300), он развозит их по островам соответствующей группы. На рейде каждого мелкого острова происходит остановка (пирсов почти нигде нет), с берега приходит лодка-трап, набитая экс-островитянами, скоренько перебрасываются рюкзаки и люди, и корабль отходит к следующему острову, а очередная партия любителей экзотики в стиле "Баунти" высаживается искать приключения. Через 5-10-15 минут процедура повторяется, и так несколько раз, до достижения крайнего острова. После чего катамаран разворачивается и идет в обратную сторону с теми же остановками. Короче, точная копия нашей пригородной электрички.
Единственная разница состоит в том, что если по маманукской группе островов катамаран успевает сходить три раза в день (отправление из Денаро в 9 утра, полдень и 15:00; время в пути туда-обратно - 3 часа (со всеми остановками)), то по ясавской - всего один раз (отправление из Денаро в девять утра, возвращение - в пять вечера). Связано это с тем, что одни острова расположены дальше от побережья, чем другие. И если до ближайшего из Маманук всего полчаса ходу, то до первого ясавского острова придется идти уже пару часов.
В зависимости от того, сколько времени (и денег) Вы готовы потратить на посещение этих островов, в наличии имеется несколько опций. Первая (наиболее короткая) - day cruise. В этом варианте Вы за один день проедете туда-обратно по всем Маманукам (или Ясавам) НЕ ПОКИДАЯ БОРТА КОРАБЛЯ (ключевой момент). Плюс состоит в том, что Вы посмотрите почти все острова внутри одной группы. Минус - все это время Вы будете сидеть на борту корабля, который, кстати, весьма качает. Ни искупаться, ни поваляться на песочке при данном раскладе у Вас не получится. В общем, это - как съездить туда-обратно на электричке из Питера в Выборг, не покидая при этом территории вокзала. Удовольствие весьма сомнительное...
Вторая опция - day trip. В данном варианте подкидыш-катамаран довезет Вас до одного из островов (по выбору), а через несколько часов заберет оттуда. Плюсы и минусы зеркальны первому варианту: будет возможность покупаться и позагорать, но зато не все острова удастся увидеть. Кроме того, из-за удаленности от побережья, данная опция практически не работает на Ясавах (слишком мало времени останется для пребывания на острове). Зато на Мамануках для day trip-а можно выбрать один из самых дальних в цепочке островов и, таким образом, по сути совместить day cruise и day trip. Но стоить это будет уже дороже, чем day trip на один из первых островов (также как и у нас ж/д билет, стоит разные деньги до разных станций).
Еще существует интересная опция (в итоге, именно ее мы и выбрали) - schooner day cruise. По сути, это - некая комбинация day cruise и day trip. На конечной остановке Маманук всех, купивших этот тур, перегружают на моторно-парусную шхуну довоенной постройки ("Sea Spray"), которая затем совершает круиз по нескольким более мелким островам, куда не ходят большие катамараны. Никакой посадки-высадки "левых" пассажиров при этом не производится. Зато есть время поснорклиться, поваляться на пляже, где снимался фильм "Cast away" с Томом Хэнксом (в русском прокате - "Изгой") и выпить кавы в деревне аборигенов. В конце дня шхуна возвращается в начальную точку, как раз к отходу последнего катамарана на большую землю. Единственный минус данного варианта - высокая стоимость (200 FJD на человека). Правда, маска-трубка-ласты, по-настоящему вкусный ланч (на шхуне имеется гриль), безлимитный алкоголь, живая музыка (ансамбль из трех матросов с банджо) и церемония распития кавы в деревне аборигенов - все включено в цену. При этом большую часть дня шхуна реально идет под парусами (они там не для красоты), а степень качки дает полное представление о том, каково было раньше служить на флоте. Если у Вас есть всего один день и хочется получить максимальное представление о Мамануках, то рекомендую именно этот вариант.
Если же Вы хотите побыть на каком-то конкретном острове несколько дней, то Вам надо забронировать там отель и купить у катамаранной компании билет, очень похожий на day trip, с той лишь разницей, что на большую землю Вы вернетесь через несколько дней. Все острова, по сути, устроены одинаково (разве что на Ясавах из-за удаленности меньше дэй-триперов). На каждом имеется системообразующий отель (редко, когда два-три) с рестораном, предлагающий различные виды размещения, от сарая-дорма и деревянных палаток, до вполне комфортабельных бунгало (подробнее см. пункт "ПРОЖИВАНИЕ"). Питание предполагается в ресторане отеля и, часто, в принудительном порядке прибавляется к цене проживания (так что вариант - приехать с коробкой бомж-пакетов может не прокатить). Если к этому добавить стоимость "доплыва", то трехдневное пребывание в таком раю в более-менее комфортных условиях может легко зашкалить за тысячу долларов США (из расчета на пару). Правда, за эти деньги Вы получите точную копию картинки из рекламы "Баунти": маленький остров, белый песок, кучка пальм, несколько симпатичных домиков и ... практически весь пляж в Вашем полном распоряжении.
Если же Вы хотите пожить по паре дней в нескольких местах, то у катамаранной компании существует проездной, действующий 7, 14 или 21 день на каждую группу островов (в комбинации с проживанием или без оного). Единственное ограничение - во время всего срока его действия возврат на большую землю возможен только один раз. То есть, вариант, потусоваться несколько дней на островах, затем вернуться в цивилизацию, после чего опять отправиться играть в Робинзона Крузо, к сожалению, неосуществим. Другой минус данного проездного - высокая цена. Непонятно также, какой нормальный человек поедет на острова на 21 день. За такое время там и спятить недолго (или разориться).
В общем, что касается Фиджи, то вывод такой: во время короткой (сутки-двое) стыковки возьмите машину в прокат на день и объездите западную часть большого острова. Или, если времени будет чуть больше, то на той же машине объедьте весь остров по периметру. Следующую же остановку запланируйте подлиннее (как минимум, несколько дней) и проведите все это время на одном (или нескольких) островах. Впрочем, на мой взгляд, все то же самое (и гораздо больше) Вы сможете получить на Самоа, заплатив при этом в разы меньше. Поэтому, если сроки поездки (или финансы) поджимают, то не тратьте зря время на Фиджи. Это - один из самых наименее интересных островов данного региона.