Остров имеют статус заморской территории Великобритании, управляемой британским верховным комиссаром в Новой Зеландии. Юридически под Британией, а фактически под Новой Зеландией. Жители Питкэрна имеют британское или новозеландское гражданство. Полиция, учитель, врачи и другие служащие - все из Новой Зеландии. Вообще если кто не знает историю острова, рекомендовал бы вначале прочитать Википедию. Тогда и отчёт будет понятней.
Про остров Питкэрн я прочитал лет пять назад. И с тех пор поставил цель непременно его посетить. Именно не мечтал, а поставил себе такую цель. Как говорил один из моих попутчиков, мечта должна быть чем-то далёким и несбыточным. Но я по жизни чистый прагматик, и всегда ставлю перед собой определённую задачу, а там уже как получится. Несколько лет назад на Питкэрн возил Пасифик Экспедишн. Но пока я думал, контора обанкротилась, при этом кинув на деньги нескольких человек. Правильно говорил мне один опытный путешественник по поводу некоторых мест: есть возможность надо ехать, потом может и не быть. А Европа сто лет стоять будет, всегда успеешь. Время шло, и эта навязчивая идея уже начинала сильно давить на психику. Можно было конечно, найти какую-то отговорку (вроде и причина теперь есть туда не ехать), но себя не обманешь. И ещё: кто хочет, ищет выход, не хочет причину. Короче цель поставлена, и как говорит одна известная фраза, точно не известная кому принадлежащая, все средства хороши для достижения цели.
Прекращаю философствовать, перехожу непосредственно к делу. Порывшись во всемирной паутине, нашел единственный вариант. Грузовое новозеландское судно Clymore II. Корабль 8 раз в год доставляет грузы на остров. Так же на этом судне добираются до и с большой земли местные и работающие на Питкэрне прикомандированные. Ну, и заодно могут взять нескольких желающих. Забегу вперёд и скажу, что в этот раз желающих было всего один.
Clymore II
Корабль стартует с острова Мангарева, самый южный остров Полинезии. Один раз в неделю туда летает самолёт из Таити. Затем тридцать минут на катере, так как аэропорт Мангаревы расположен на отдельном острове. Ну а там уже перейти несколько метров с катера на корабль. Кто не из местных прилетел сюда, тот и перешёл на корабль. Местные разъехались по домам. Других белых людей прибывших в Мангареву не было. Всего семь человек, две питкернские семьи, один член экипажа, новозеландский полицейский начальник Макс, по-видимому, ехавший проверять работу единственного представителя власти на месте, ну и всего один турист. Кто, отгадайте с первого раза. По плану два дня в море, три дня на острове и потом опять назад два дня, чтобы к обратному авиарейсу в Таити успеть.
Этот колоритный мужчина - коренной житель питкэрна Пол Кристиан. Прожил некоторое время в Новой Зеландии и решил вместе с женой вернуться на родину. Сказал мне что здесь жить намного лучше.
Условия вполне нормальные. Нам с Максом по отдельной каюте выделили. Питались вместе с экипажем, еда была нормальная. На корабле придерживаются Питкэрнского времени, независимо от нахождения, которое на 2 часа раньше отличается от таитянского.
Моя каюта.
Столовая
Корабль шёл довольно быстро и через 28 часов мы были на месте. Правда, это уже было 10 вечера, поэтому остались ждать до утра. Корабль остановился в нескольких сотнях метров от берега, ближе из-за мелководья подплыть нельзя.
Остров на рассвете.
Подплыла лодка с большой делегацией. По форме определил, что были полицейский и ветеринарный врач. Но они на борт не заходили. Остальные это просто это те, кто встречал местных. Какие-то продукты закинули на корабль, и что-то скинули с корабля, в основном пластиковые мешки, набитые длинными хлебными багетами.
На берегу подошла босая тётка в рабочих грязных шортах и майке и забрала у меня и Макса паспорта. Оказывается иммиграционная служба. Тут же кто-то вручил карту острова с ещё два листа со схемой, куда можно пойти и что посмотреть. Подошёл хозяин дома Дэннис, где я должен остановиться, кинул сумку в квадроцикл и мы поехали. Всё произошло очень быстро, что я даже сориентироваться не успел, что к чему.
До дома ехать всего пару минут, приехали. Дэннис сказал, чтобы я располагался, а он через час приедет. Думаю, часа мне хватит, что бы сориентироваться на месте что к чему. Посмотрел схемы, всё понятно, самый далёкий объект в 80 минутах ходьбы находится. Я хожу быстро, раза в полтора быстрее управлюсь.
Дом в котором я жил.
Для того кто может быть ещё решиться совершить такую авантюру пишу е-мэйл Дэнниса: denray@pitcairn.pn Хотя свободного жилья и желающих его сдать полно. У тех кто сдаёт жильё есть специальная лицензия.
Ходить по острову удобно. Везде на каждом перекрёстке, даже в лесу указатели. А в лесной чаще, по всей тропе на деревьях висели CD диски, наверное, что бы в сумерках не заблудится. Во многих местах чистые туалеты. Чувствуется новозеландский скурпулёзный подход ко всему. Туристов вообще по пальцам можно пересчитать, а так всё сделано хорошо.
Приехал Дэннис, сказал, что сегодня по острову ездить нельзя будут козлов стрелять. А если я пойду куда-нибудь, что бы был осторожен и не оказался в роли козла.
На острове единственное поселение Адамстаун. И единственная бетонированная дорога на единственной улице протяжённостью примерно 1км, от начала и до конца поселения. По обе стороны улицы и расположены большинство домов и все значимые заведения. Непосредственно возле дома, где я жил, были медпункт и электростанция. Также на этой улице единственные магазин и бар, принадлежащие местному торговому королю Стиву Кристиану.
Магазин.
Бар, названный по фамилии одного из первых аборигенов Питкэрна и дальнего предка Стива.
В баре на стене были прикреплены две пятидесятирублёвые купюры. Начало этому положил форумчанин mff. Я решил продолжить это начинание.
Второй бар расположен в другом конце улицы, но судя по этой рекламной вывеске, он закрыт. Если бар Стива носит фамилию, то второй бар назван именем этого же человека. Хотя логичнее было совсем убрать вывеску. Зачем рекламировать то, чего нет.
Магазин работает часа три в день, но может и вообще не работать. Но если лихо надо можно позвонить, откроют. Хотя островитяне практически ничего в магазине не покупают, а заказывают большими партиями по каталогам. Причём буквально всё, так как в магазине только продукты, немного бытовой химии и резиновые полукалоши в виде шлёпок, в которых ходит большинство.
В доме я обнаружил промышленный двухкубовый морозильник. Думал просто как шкаф используется. Так нет, используется по назначению, и забит практически полностью. И чего там только нет. Кошку кормит исключительно «Вискас».
Как раз напротив дома небольшой медпункт. Работают два врача. Один терапевт и хирург. Зубным врачом работает торговец Стив. Если надо углублённая медпомощь отправляют в Папете. Дэннис сказал, что несколько лет назад ему там делали операцию.
Дизельная электростанция, тоже практически возле дома. Работает с 6-30 до 22-00. Хорошо что так, а то бы всю ночь шумела.
Напротив дома прямо через дорогу Adamstown Square. Там, судя по вывеске, всё в куче: правительство, администрация, почта, церковь, актовый зал, музей, а так же общественный туалет, радио и телефон.
В актовом зале часто проходят различные мероприятия. Народу собирается довольно много. В данный момент рассказывают о рыбах.
Пошёл просто в одну сторону по основной дороге, которая метров через 100 кончилась, т.е превратилась в грунтовку. По указателю нашёл могилу Джона Адамса, основателя Адамстауна. Рядом могилы жены и дочери. Могила находится не на кладбище, а в лесу. Кратко скажу, что он участвовал в бунте на корабле и даже в один момент был единственным мужчиной на острове.
Ещё одно захоронение возле дома. Выяснил, что это коты.
Дальше уже дорога пошла резко вверх к высшей точке острова, которой я успешно достиг.
По дороге зашёл на теннисный корт, рядом волейбольная площадка.
Высшая точка острова.
Там я и встретил, Макса в сопровождении местного полицейского и чувака с винтовкой с оптическим прицелом. Они сюда на квадроциклах забрались. В прицепе были три собаки. Особо за козлами не бегали, просто охотник с высшей точки посмотрел по округе, никого не обнаружил, поехали на следующую горку. Выстрелов не слышал, но одну свежую гильзу на дороге нашёл. На следующий день тоже встретил эту команду. И тоже были без трофеев. Только потом я выяснил, что их специально прислали из Новой Зеландии на 10 дней для отстрела диких козлов, которые развелись здесь в неимоверных количествах. Но ребята за неделю успешно справились с заданием. Застрелили 440 козлов. Думал, что ослышался, так как не мог просто поверить, что их здесь столько на такой маленькой территории, но мне три человека подтвердили эту цифру. Потом охотник на корабле мне официальную бумагу показал.
Охотники и полицейский.
Есть на острове и пещера. Естественно названа в честь Флэтчера Кристиана, а именно Christian's Cave. Дорога к этой пещере проходит через лес, в котором, судя по плакатам растут несколько эндемиков.
В лесу много таких вот кокосовых крабов.
Указатель показывает только направление к пещере. Дороги нет, приходится карабкаться. В принципе не сложно, но единственная проблема, что много колючек, а я в простых сандалиях.
Вот и сама пещера.
Виды из пещеры в разные стороны.
Вид на остров.
Есть на острове и археологический сайт. Судя по информации, там найдены следы жизни.
Вид с этого места
Растительность на острове разная. Кроме кокосовых пальм и других тропических деревьев растут сосны. Из фруктовых много бананов, мандаринов и памел. Причем это все растёт в лесу, поэтому собирать плоды может кто угодно. Берут по потребности, потому что всем хватает.
Земля и климат позволяют выращивать буквально все овощи и обеспечивать ими всех жителей. Завозится только картофель, лук и иногда капуста. В этом я убедился когда набрёл на участок, напоминающий наш огород.
Единственная галапагосская черепаха на острове. Дэннис сказал, повезло что её увидели.
Ещё одна высокая точка острова. Там стоит бывшая радиостанция. Всё цело, ничего не растащили, как будто просто люди ушли с работы.
Старый катер.
Бухта Баунти.
Якорь корабля Баунти
Памятные таблички с именами членов экипажа Баунти. Причём сначала была одна с именами англичан, потом добавили другую с полинезийцами.
Это пушка с корабля баунти, извлечённая из морских глубин. В операции участвовали упомянутые в отчёте Дэннис, Стив и Пол.
Немного о хозяине. Дэннис Кристиан, абориген Питкэрна. Так же как и мать. Кроме того прямой потомок в седьмом поколении основателя колонии на Питкэрне Флэтчера Кристиана. В данный момент живёт с матерью, которая тоже местная. Матери 87 лет. Бодрая бабушка вполне в здравом уме. Они подданные Британии. Его сестры живут одна в Австралии, другая в Новой Зеландии. Вообще на острове много людей с такой фамилией.
Дэннис и его мать.
Пригласил меня в гости к соседу на ужин. Там человек 15 собрались. Стол как таковой один, на нём всё и стоит. Получается, по аналогии со шведским столом. Сначала пятиминутная молитва, потом берёшь тарелку и набираешь что хочешь. Сначала мужчины потом женщины. Только за столом места нет, садишься с тарелкой где хочешь, кто на полу, кто в прихожей. Уж меньше всего ожидал увидеть здесь мороженое нескольких сортов. Никакого алкоголя на столе нет. Впрочем, как и свинины. Население в основном адвентисты, поэтому алкоголь не употребляют. А самых любимых в Полинезии животных с приходом миссионеров вырезали как грязных.
Решил я чуть-чуть о местной жизни поспрашивать. На острове постоянно живут 52 человека. Не все коренные, несколько новозеландских женщин, живущих с местными мужчинами. За счёт миграции молодёжи в Новую Зеландию рост населения практически не происходит. И ещё живут 10 человек командированных присланных из Новой Зеландии. Это полицейский, врачи, учитель и т.д. командированные кто на полгода, кто на год. Полиции на острове вообще не было до знаменитого сексуального скандала. Разбирались по всем вопросам сами, без всякой полиции. Пытался пару раз деликатно поднять эту тему, но отклика не нашёл, и оставил эту идею. Этот факт довольно хорошо описан в Википедии. В последствие понял почему. Только потом на корабле, когда плыли назад, всё подробно выяснил.
Тюрьма построена специально для осуждённых после сексуального скандала. Сейчас пустая и её планируют переоборудовать в гостевой дом.
Телефоны в домах только стационарные. Кроме того во всех домах рации, по которым объявляют всякие островные новости, и многие носят переносные. Электричество в дома подаётся с 6-30 до 22-00. Единственная улица Адамстауна хорошо освещена в темный период суток в это время. Но жители проблем по этому поводу не испытывают. В доме где я жил, были две электропроводки со всеми атрибутами, на 220 В и на 12 В. Как только отключили, включал альтернативное освещение. Правда, электроприборы уже работают. В домах обыкновенные газовые плиты и колонки, работающие на природном газе. Правда, в доме, где я жил другая система. Обнаружил случайно. Прибегает Дэннис и начал извиняться, что меня без горячей воды оставил. А я уже душ принял. Вода не горячая, но учитывая, что на улице довольно жарко, как раз то, что надо. Гляжу, пошёл котёл растапливать дровами. Я его стал отговаривать от этого, зачем зря дрова палить. И ещё спросил, чего он обыкновенную колонку не поставит. Ответил, что нет смысла, так как в данный момент дом используется очень мало.
Транспортное средство на острове – это красный квадроцикл «Хонда». Причём в каждой семье их несколько. На каждого члена семьи и ещё запасной, на случай поломки. У Дэнниса на одного их целых три.
Есть ещё на острове две машины. Одна у главного торговца острова Стива (хотя машина стоит под навесом, а он предпочитает ездить на квадроцикле с надписью «такси»).
Другая муниципальная бетономешалка средних размеров. Кроме того много всякой дорожной техники, в том числе большой экскаватор «Камацу». В глубине острова обнаружил старую камнедробилку. Как и на чём они доставляли к ней сырьё на такую высоту и по таким дорогам, осталось для меня загадкой.
Года два назад в качестве гуманитарной помощи было выделено каждому совершеннолетнему жителю острова по квадроциклу. Всего 40 квадрациклов, а я думал, чего они все одинаковые.
Есть на острове школа в которой работает один учитель, он же и директор и в которой обучается восемь учеников.
Школа.
Учитель.
Дом учителя, который на указателе гордо значится как резиденция.
Дом полицейского и одновременно полицейский участок.
Ни банков ни банкоматов на острове нет. Зарплату и всякие денежные пособия привозят наличкой на корабле. Сильно распространён всякий бартер, в том числе и оплата за работу. Чтобы особо народ не избаловался и хоть что-то делал, созданы куча всяких государственных должностей и рабочих мест, оплачиваемых, разумеется, за счёт метрополии. Остальные занимаются кто чем. Достаточно высокие зарплаты и различные пособия и минимальные потребности в различных бытовых вещах позволяют аборигенам довольно комфортно жить. Кроме того: для всех жителей в возрасте от 16 до 65 лет обязательными являются общественные работы (в основном по содержанию дорог). Приход большого круизного корабля для островитян как праздник. Высадки на остров нет, вследствие невозможности острова принять такое количество народа. А всё взрослое население само поднимается на корабль со всякими сувенирами.
Вот, например мёд местного производства. Этот мёд Дэннис покупает у пчеловодов и разливает по банкам с его фамилией на крышке. Вроде как он произвёл. Разумеется, с такими данными о производителе его нигде не продашь, а туристы очень хорошо берут. Не знаю как по качеству, а на вкус не очень.
Так же и кофе. Хотя немного мёда экспортируется. Поэтому это единственный продукт, который нельзя завозить на остров. Хотя вряд ли кто решится, возить этот продукт оптовыми партиями, а багаж никто не проверяет. Футболки надписью «Питкэрн» хорошо идут. Купил себе одну. Прямо в доме, где я жил, лежали на полке расфасованные по размерам. Штук всего 50. Дэннис сказал, что остатки от последнего корабля, который был в апреле. Хорошего качества, правда сделаны в Никарагуа. Кстати все жители ходят в почти одинаковых футболках с надписью своего острова, а я сначала думал что патриотизм, а оказывается, просто других нет.
Корабль, на котором я приехал на остров сделал последний из трёх рейсов за три недели. Следующие рейсы теперь более чем через два месяца. Поэтому и народа много едет назад и передач на большую землю много. Кроме нас с Максом были трое охотников, двое чуваков с британскими паспортами, которые там занимались какой-то деятельностью, связанною, с рыбами. И четверо туристов. В том числе две британские пенсионерки. Все находились на острове десять дней.
Приход и уход корабля это целое событие, которое невозможно пропустить. Поэтому все жители острова здесь. Так как за это время все приезжие со всеми местными перезнакомился, то и прощаюсь с каждым в отдельности.
Желающие, могли провожать до корабля. Таких человек 12 оказалось. На этот раз море сильно штормило, поэтому запрыгивали на корабль, когда волна поднимала лодку вверх.
На этот раз из-за шторма дошли до Мангаревы за полторы суток. Так как не люблю ночевать в отелях по дороге, то получилось четыре перелёта и один переезд на поезде с максимальными стыковками три с половиной часа. Ехать, значит ехать. Но ни один рейс значительно не задержался, поэтому с момента старта от Питкэрна и до дома добрался за четверо суток.
Ещё немного пейзажей.
Заключение.
Меня конечно уже трудно чем-то удивить, но остров это опроверг. Впечатления превзошли все ожидания. Казалось бы, никаких достопримечательностей нет, но сама атмосфера… Не обладаю таким литературным талантом чтобы это описать. Поэтому заканчиваю.