Музей Стивенсона.
В Американское Самоа попасть можно по воздуху только двумя способами: несколько рейсов в день из Западного Самоа и два раза в неделю из Гонолулу. Из Апиа летают вот такие самолёты.
Причём расписание только номинальное, фактически не соблюдается. Если мало пассажиров, то рейсы объединяют два или несколько в один. Последний вообще могут отменить. Поэтому зная это, местные приходят на регистрацию сильно заранее. Никакого табло нет, поэтому обо всём надо расспрашивать. Нам сказали, что наш рейс задерживается на два часа, но задержали на один час. Пассажиров было мало, поэтому рейсы объединили. Пролетаемое расстояние 125 км, время в полёте 25 минут. Проверка багажа в Апиа вручную и чисто формальная. Багаж смотрят поверхностно, но зато тщательно проверяют пассажиров металлоискателем. При регистрации кроме багажа взвешивают так же и пассажиров. По прилёту в Паго Паго обнаружилось, что нет одного места багажа. Каким же раздолбаем надо быть, чтобы забыть положить багаж при единственном рейсе и при двенадцати летящих пассажирах. Причём два рюкзака лежали рядом. В аэропорту сказали, что доставят следующим рейсом, но следующий был последним и его традиционно отменили, поэтому только на следующий день.
Получение визы описывать не буду, процесс описан в соответствующем разделе. Оригинал визы находится у сотрудника погранконтроля в аэропорту, который сверяет паспорт и ставит штамп. Причём в паспорте на штампе пишется имя спонсора, через которого получена виза.
Жизнь в основном сосредоточена на полоске суши между морем и горами и в основном
на южной стороне острова. Хотя не везде. Есть селения и в глубине. Но большая часть острова занята горами. Кольцевой дороги вокруг острова нет. Северное побережье малодоступно, причём две из них являются конечными точками западной и восточной веток южного прибрежного шоссе, и лишь одна идёт от Паго Паго к заливу Фагас-Бей и одноимённому городку в самом центре северного берега.
Городок Паго Паго (местные жители произносят Панго Панго) фактически является собирательным названием нескольких деревень, протянувшихся по берегу одноимённой гавани, поэтому принято называть этим словом и сам залив и столицу и весь этот район. Сами же правительственные офисы и большинство коммерческих учреждений сосредоточены в деревне Фагатого, так же входящей в состав этого рыхлого конгломерата» населённых пунктов. Столица являет собой сочетание захудалых домов-коробок и очаровательных строений в местном стиле. Паго Паго является маленьким населённым пунктом (около 4500 жителей) с несколькими банками, магазинами, ресторанами и большим количеством различных ведомств.
Здание полиции, единственное на острове.
Пожарная.
Обширная и превосходно защищённая гавань Паго Паго прославлена Соммерсетом Моэном и событиями Второй мировой войны. Далеко вдающаяся в южное побережье и почти разрезающее остров на две части, эта разрушенная вулканическая кальдера является одной из крупнейших естественных гаваней в южной части Тихого океана и является лучшей якорной стоянкой в регионе.
Вид на бухту из отеля.
Вот здесь бухта начинается (или заканчивается).
Здания правительства с балкона отеля. Близко не подпускают.
Как и везде в Океании, и Американское Самоа здесь не является исключением, присутствует много различных христианских течений. Ну и церкви у каждого свои. Причём в одной деревне могут находится несколько довольно приличных сооружений на небольшом расстоянии. Например как на первом снимке. Сфотографировал только малую часть.
Обычно церкви не закрываются круглосуточно. Но здесь все кроме одной были закрыты.
Я решил проехать сначала на восток, потом на запад по прибрежной дороге и останавливаться где увижу что-нибудь заслуживающего внимания. Машину можно было арендовать в аэропорту, но отель предложил взять у них при условии бесплатного трансфера в отель и обратно. Предложили Тойоту RAV 4. Сильно не хотел брать, так как не было смысла, везде асфальт, достаточно небольшой легковушки. Сказали что другого ничего нет. Стал ихний сотрудник её заводить, кое-как с третьего раза запустил двигатель. Видно было, что аккумулятор дохлый, у меня могут быть проблемы. Он ответил, что всё будет нормально просто машина долго стояла. Естественно, аккумулятор скоро совсем разрядился, хорошо, что отъехать далеко не успели. Приехали на такси в отель. На этот раз дали нам маленькую машину, что и требовалось первоначально. По американской традиции передние номера отсутствуют.
Восточная часть острова.
Восточная часть выглядит более беднее и малонаселённее чем западная. Такие разрушенные дома, причём не мало, только на востоке.
Западная часть.
Деревня Леон
Старое фале. Место общественных собраний.
Типичная деревня.
Хоронят по местной традиции везде, только не на кладбище.
Возле домов:
Возле автобусой остановки.
На пляже.
Местная тусовка.
Общественный транспорт представлен транспортными средствами с кустарно сделанными деревянными кузовами. Место водителя на полу салона.
Автостанция в центре Паго Паго.
Ещё немного фотографий.
Коллективная прачечная в китайском магазине.
P.S. Это единственный отчёт, который написан во время нахождения в стране пребывания. Регион Австралии и Океании практически мною весь закрыт. Приезжать больше сюда не планирую. Осталась немного несложной Микронезии вместе с Гавайскими островами. Но, похоже, она не хочет отпускать меня. Сегодня из-за погодных условий отменили все авиарейсы. Как чувствовал, поменял вчера вылет на более ранний, не помогло. Накрылись наши билеты из Апиа в Сидней. Если улечу завтра, то это будет единственная потеря. Пожелаю себе удачи!