Смотрели мы «В поисках приключений» Кожухова. Посмотрели все серии про Бирму молча, и тут раздался возглас: «А какого ….?!!» Сказано – сделано. Билеты до Праги сданы, на остальное – плюнули. По правде сказать, в Бирму хотели уже давно, она была как бы «про запас». Ну, а тут как-то стукнуло по макушке…
Начались поиски путей попадания в Мьянму. От нас – ровно два варианта – через Китай (до Гуанчжоу билет около 20000 стоит) или через Бангкок. Китай отпал сразу по причине необходимости 2-хкратных виз, с которыми на момент покупки билетов определенности еще не было. В Бангкок, как оказывается, тоже вариантов негусто – «Сибирь» и узбеки. Эх, зарекался я по полной стоимости в Бкк летать… Но, видимо, не судьба. На 310-х «Сибири» летать категорически боялся, купил опять своих «не»любимых узбеков за 29 т. р. И начал подбирать варианты дальше. А вот дальше – хуже. Ибо все более-менее надежные вылеты доместик из Янгона – утром, а Айразия – тоже утром. Соответственно, сутки пришлось бы проторчать в Янгоне. А до этого еще сутки в Бангкоке. Нет, Бкк – мой любимый город, но в условиях вечного дефицита времени… Нашел в тот же день рейс «Бангкок эйрвейс», да и акция шла – за 140 баксов с носа билетики взял. Назад – веселее. В Мьянме короткие стыковки делать нельзя, а в их реалиях, «короткие» - это меньше суток . Т. е. ночь по-любому в Янгоне. Наш рейс домой из Бкк был дневным, делать 4-хчасовую стыковку побоялся (как выяснилось позже, и правильно), поэтому на обратном пути ночь в Бкк была неотвратима.
Почему так долго рассказываю? Да просто вроде все было против нас. За 3 недели до вылета позвонили узбеки и сказали, что наш рейс банально отменен. А внутренние билеты-то уже взяты! Начались лихорадочные поиски путей попадания в Бкк на нужные даты. Какие только кривые стыковки я не смотрел! И через Мск, и через Китай, и даже через Казахстан – все бесполезно. На нужные даты ну ничегошеньки не было. И тут захожу я на сайт «горячо любимой» мной «Сибири» - и – вот они! Почти те же даты, та же цена! На форуме меня убедили, что не надо сильно бояться, можно лететь. Взял-таки билетики (правда, второй обошелся в 32,5 т. р.). Успокоился. Но рано. Началась знаменитая блокада аэропортов Таиланда. И если прилететь в У-тапао меня не пугало, то добираться в Бирму по земле было как-то не очень.
На всякий случай то, что удалось выяснить про заезд в Бирму по земле. Есть два наземных перехода, где иностранец может (при наличии визы) въехать в Мьянму. Это Ранонг/Коутонг на юге и МаиСай/Тачилек на севере. Дальше – по-любому самолетами. Но из Тачилека по расписанию летают аж 2 рейса в день, а из Каутонга – 3 рейса в неделю. Т. к. расписания в Мьянме – вещь очень условная, есть реальная вероятность застрять в Куатонге надолго. Поэтому решено было двигать на север, хоть из Птт автобус до МаиСаи и идет аж 15 часов. А это после почти 9-тичасовго ночного перелета – как-то не фэн-шуй.
К слову сказать, вариант заезда в Бирму через Тачилек показался мне очень привлекательным при наличии времени. Ибо можно посмотреть север Тая, и из Тачилека самолеты летают в Хехо и Мандалай (первые остановки), т. е. можно пропустить Янгон (оставить его на конец) и сэкономить на билетах и время.
Начались томительные дни ожидания. По 10 раз в день отслеживание новостей из Тая, судорожная переписка с моим агентством, которое меня ждало все-таки в Яногне.
Итог: приземлились еще в Птт, и я уже чисто для галочки зашел в офис «Бангкокцев», а мне говорят: «Не боись, мистер, с твоим рейсом все ОК, завтра мы начинаем летать в штатном режиме». Радости не было предела! И действительно, на следующий день в 11-00 Суванапум все-таки открыли! Наш рейс был в час дня, улетали почти из пустого аэропорта. Повезло!
Все, заканчиваю утомлять вступлениями, перехожу к главному.
Несколько обобщений и наблюдений.
Агентства в Бирме.
Аксиома – через агентства в Бирме почти всегда можно забукать отели/перелеты дешевле, чем в самих отелях/авиакомпаниях. Поэтому заранее накидал приблизительный план поездки и желаемые отели и разослал по 10-15 агентствам. Начались торги и сравнения цен. Победителем вышло «TopExotic» (гуглится), которое предложило минимальные цены и не потребовало предоплаты. По прилету в Янгон в холле отеля были получены и оплачены ваучеры на отели по маршруту и авиабилеты. Все четко и без наколок. Рекомендую.
Авиаперелеты и переезды.
Про дороги в Бирме говорю со слов нашего водилы в Мандалае, который все их проехал не раз. Более-менее нормальные дороги – это Янгон-Мандалай и Мандалай-Баган. Все остальные – почти отсутствуют. Например, путь Баган-Нгапали занимает 2 суток. Так что в Бирме лучше летать. Но во все места вокруг Мандалая (Сагайн, Мингун, Пин У Львин, Моньюа) дорога тоже неплоха. Это асфальт в 1,5 полосы, не всегда ровный, но без больших ям.
Авиакомпании Мьянмы имеют очень оригинальный способ перевозок – они летают кругами. Т. е. рейс – это несколько посадок-взлетов, по пути высаживая/забирая пассажиров с промежуточных «остановок». Понятно, что при срыве в одном из пунктов остальные тоже «пролетают». К тому же распространена практика вылеты просто отменять при недостаточном количестве пассажиров. Т .е. откуда бы вы не возвращались, ночь в Янгоне обязательна! Перед нами из Нгапали вылетала группа наших соотечественников, у которых была 5-тичасовая стыковка в Яногне на Сингапур и 4-хчасовая в Сингапуре до дома. Вылет перенесли на 7 часов – и привет! Так что бдите, товарищи! И не забывайте подтверждать билеты хотя бы за день до вылета.
У нас 4 перелета были «Айр Баган» Это вроде самая здравая из всех местных авиакомпаний. Задержка была только один раз. И вообще, впечатления самые положительные. На летных полях еще были замечены самолеты «Мьянма эйрвейс», а на обратном пути в очереди на взлет перед нашим самолетом кроме всяких «кукурузников» был истребитель.
Автопарк Мьянмы представлен чудесами техники возрастом 60-20 лет, частью оставшейся еще со времен оккупации. Причем хороший «японец» 20-тилетней выдержки стоит 20-25 тыс. долл. Есть еще чудеса мьянмарского автопрома – джипчики (похожи на «Вранглер», но поменьше). ИМХО идеальная машина для Багана, мы такую брали и остались довольны. И проходимая, и скорость нормальная (не гужевая тяга). Только пыльно иногда. Машине, на которой мы ездили, было 1,5 месяца от роду и на ней не работало вообще ничего из приборов и поворотники. Так что наш автопром еще ого-го! В Мандалае найти более-менее приличное средство передвижения проблемно. Основу таксопарка составляют «голубые такси», которые похожи на наш горбатый запор, но пикап со скамеечками в кузове. На дальние расстояния не наездишься. Есть и немного японских машин 20-25летней давности, но крайней степени раздолбанности. Нам повезло – мы ездили на «марковнике» в неплохом состоянии. Езда по бирманским дорогам доставляет массу эстетического удовольствия. Во-первых, превосходные виды, так сказать, countryside. Во-вторых, на подавляющем большинстве дорог по обеим сторонам растут раскидистые деревья, смыкая свои кроны в красивый зеленый коридор, который, к тому же, дает приятную тень.
Еда.
Не понимаю, почему так ругают национальную кухню. По мне – так вполне даже ничего. Вполне съедобна. По ценам поесть с пивом на двоих примерно так: заведение для местных – 5000-7000 чат, сверхдорогой ресторан для местных или заведение для туристов – 10-15 т. чат. Особняком стоит Каравейк в Янгоне – отстой полный и стоит 12 баксов с носа.
Цена на выпивку. Очень неплохое пиво «Мьянма» - от 1000 до 1500 в магазинчиках (в едальнях 1500-3000, чаще 2000). Джин и ром местного производства (в роме не разбираюсь, а вот джин неплох) – 2000 чат за литр!!!! Рай для алкоголика.
Люди.
Вот это главное, ради чего стоит ехать в Бирму! С первых же часов пребывания в этой прекрасной стране нас охватило непознанное ранее чувство полного спокойствия и расслабленности. Нет попыток развода, даже в глубоких дырах полная безопасность, улыбки и добродушие людей. Ужасная нищета и при этом глубокая духовность, которая проявляется в религиозных традициях и постройках. «Новодел» производит даже большее впечатление, чем древности, ведь это проявление внутренней потребности людей к религии. Особенно видя то, как бедно они живут, поражаешься их способности творить такие чудеса.
Связь.
GSM роуминга нет. Местных симок считай что нет. Интернет есть, от 2 до 6 баксов за час, но все, что связано с электронной почтой, заблокировано. Проверить почту – отдельный прайс, написать письмо – доллар. Звонки в РФ – от 5 до 8 баксов за минуту, где-то с разбивкой до 10 или 30 секунд, а где-то – округление в большую сторону. Но, как говорится, голь на выдумки хитра. Моя почта на новосибирском сайте в 70% случаев была доступна. С народом вел общение посредством «Одноклассников». Кроме того, нет проблем послать смс через сайт сотового оператора в РФ и попросить перезвонить. Исходящие из РФ в Бирму 21 руб/мин, а за входящие в отелях денег не берут.
«Босиком»
Везде на религиозных объектах (а других там почти и нет) надо снимать обувь. И не только обувь, но и носки. Привыкаешь постепенно, но все равно ходишь рядом с реальным люмпеном, да и в некоторых храмах/пещерах приходиться топать по дерьму летучих мышей или того хуже. Под конец поездки жена наклеивала на следы лейкопластырь. Если кто побрезгливее, возьмите на заметку. Правда, лейкопластыря вам потребуется реально много.
«Наклеечки»
Ну очень позабавила привычка бирманцев всех и вся помечать наклейками (типа значков). Заплатил за вход в Шведагон – получи на грудь знак отличия. Зарегистрировался на рейс – вот тебе наклейка, чтобы в билеты даже особо смотреть не надо было. И так далее… Кстати, реально удобная практика с моей точки зрения. Можно было бы ввести и у нас – тогда сразу можно узнать, что во-о-он тот господин, что спит пьяный на полу и «Господин Иванов, пройдите в зону вылета» - это одно и то же лицо.
Ну, поехали…
Еще одна оговорка – на мои цены любителям торговаться до последнего ориентироваться не стоит. Нескольких фраз, в ходе которых цена снижается на 15-25%, для меня достаточно. Иногда не торговался вообще. Для меня лишний доллар в кармане почти незаметен, а для кого-то это, возможно, вопрос сытой семьи. Да и общаться приятнее, зная, что дал хорошую, но не чрезмерную цену.
День 1.
По прилету в Янгон сели в такси, и нас сразу стал окучивать местный турагент. Показывал тетрадку с отзывами русских, говорил, что компания частная, а не государственная (тлетворное влияние ЛП и америкосов, которые призывают не спонсировать хунту). Но нас уже ждала наш агент, которая за время нашей достаточно долгой переписки стала почти как родная.
Отель в Янгоне.
Summit Parkview Hotel.
Если кратко – то за свои деньги – супер! Твердая «трешка». До Шведагона – 10 минут пешком (правда, это «черный ход», но там есть эскалаторы и внешний вид не уступает «парадному»). Рядом есть едальня с европейской кухней. Обмен денег возможен, но надо спросить где. Для ориентировки – задняя комната последнего из магазинчиков внутри отеля. Бассейн вполне нормальный, но не более того. Интернет и международные звонки есть, относительно недорого. Завтрак хороший.
Встретились с агентом, получили все наши бумажки, отдали немного своих зеленых бумажек, кинули шмотки – и на Шведагон! Не скажу, что тротуары реально удобны для ходьбы – «ливневка» идет прямо под ними, перекрыта плитами, которые местами отсутствуют или сломаны. С учётом отсутствия освещения – реальный шанс сломать шею или ногу. Кинули на входе лапти (лучше брать с собой, если планируете выходить через другой вход). Наверх подъем на эскалаторах, ненапряжно. И – вот он! Да! Только ради Шведагона стоит посетить Бирму! Неописуемая красота и атмосфера! Можно до бесконечности бродить среди его Будд, пагод, башенок, вдыхать атмосферу религиозности, просто сидеть на ступеньках и наслаждать свои глаза. Нас ненавязчиво выловил гид, дедок 77-ти лет, который показал, где бить в колокола, нашел нам наших Будд, показал, как их поливать водой и т. д. Впервые (и это повторялось с нами и далее) антогоническая неприязнь гидов как явления не оставила и следа. Очень приятно было с ним пообщаться. И денег он не просил – я сам предложил под конец. 10 баксов, отданные ему, совсем не жалко. Показал он нам и точку, с которой видно изумруд на верхушке (если смещаться на пару метров вправо-влево вперед-назад, видно разные его цвета).
Короче, бродили мы там долго. И решили обязательно вернуться сюда на обратном пути.
Шведагон.
"Черный ход" Шведагона
Дальше по плану был «Каравейк». Вроде по карте – близко, но пешкодрапом недоступен почти. Находиться в парке, где собирается большое количество местных. Вход в парк денег стоит, но, если идешь в «Каравейк», клеят наклейку «Каравейк» и денег не берут. Подозреваю, что можно в «Каравейк» не ходить и за вход не платить. Тем более что ходить туда реально не стоит. Посредственный шведский стол, такие же танцы и еще различные разводки. Например, 2 человека в костюме слона, который просит у народа прицепить ему на хобот деньжат. Китайцы в восторге и деньги лепят пачками.
Короче, в парк нужно приехать. Но не идти в «Каравейк», а поесть в местной едальне с чудным видом на Шведагон и сам «Каравейк».
Вид из парка
Траты дня (здесь и далее на двоих):
Такси а/п – отель – 5$
Пиво в баре отеля – 3$
Вход в Шведагон – 10$
Гиду в Шведагоне – 10$
Такси до Каравейка – 1000 чат
Каравейк – 29000 чат
Такси до отеля – 2500 чат
Интернет + звонок домой – 16$
Итого: 103$
День 2.
Мандалай
Рано утром у нас был вылет в Мандалай. Доместик аэропорт Яногна – это копия ж.д. вокзала российской глубинки лет 10 назад. Зато весело. Короткий перелет – и вот мы уже в очень даже современном и абсолютно пустом аэропорту Мандалая. На такси цена фиксированная и сбить ее реальным не представляется. Ну, не обеднеем. В город нас везла «Тойотка» с почти полным отсутствием салона – от обшивки до сидений. Поэтому вопрос поиска авто на следующие 4 дня встал достаточно остро. Ради любопытства узнал про поездку в Пин У Львин у таксера – 50000 чат, не меньше. Странно, у меня в голове сидела цифра – 25 баксов. Заселились в отель. Итак, отель.
Mandalay Swan Hotel
Ну, немного не дотягивает по уровню до янгонского отеля, но тоже очень даже ничего. Номер только был сыроват, так как солнце в наше окошко почти не заглядывало. Интернет не работал, зато звонки в РФ тарифицировались по 30 сек. Рядом есть небольшая едальня, в 5-ти минутах ходьбы – местные рестораны. Обмен валюты и магазинчики – опять-таки минут 5-7 пешком, но в другом месте. Зато очень приятно оформлен внутренний дворик с бассейном, в котором поплавать после «трудового» дня – самое то. Завтрак – не фонтан, но мы ели обычно очень рано, попозже становится лучше.
На ресепшене узнали, сколько до Пин У Львина – сказали 70000 чат. Рядом с отелем паслось несколько таксеров на очень приличных с виду машинах. Была даже «Королла» максимум 12-летняя. Победителем аукциона за право повозить наши телеса в своей машине вышел таксер по имени «Тиссо» (в первой букве больше «ч», чем «т», Kui Soe) – 45 баксов. Он обладал «Toyota Mark II» с очень даже ничего салоном и не более чем 20-тилетней выдержки. В дальнейшем мы с ним сторговались на сумму 225 баксов на почти 4 дня с утра до вечера, включая все в Мандалае, Пин У Львин, Сагаин, Мингун, Аву, Моньюа и отвозом в аэропорт в последний день. С таксистом нам реально повезло! Образованный (высшее образование по химии), свободно говорящий по-английски, знающий все укромные места во всех точках Мьянмы, прекрасный собеседник и хороший гид. От всей души рекомендую. С ним можно связаться через Mandalay Swan, по их мылу или телефонам. Его там знают. Если интересуют более подробные координаты – с радостью отвечу в личку.
Пин У Львин.
Дорога до Пин У Львина не такая длинная, но значительная часть пути – это извилистый серпантин. Городок лежит в горах, температура там всегда (днем) +24. По этой причине это местечко в свое время облюбовали англичане, а сейчас состоятельные мандалайцы имеют там «летние домики». Городок не похож на остальную Бирму. Чистый, уютный, ухоженный, зеленый. Архитектура (даже новых домиков и домищ) – колониального стиля, поэтому создается впечатление, что попал в старый фильм. Очень приятное местечко.
По пути туда проезжали базу подготовки бойцов бирманской армии, водитель сказал, что тренируют их там наши специалисты. Знай наших, как говорится!
Но продолжим про Пин У Львин. Намечено там было немного – парк и два водопада. Но как-то впали мы в некое подобие спячки, не торопясь ели, гуляли, отдыхали и расслаблялись. Надо сказать, для нас это совершенно нехарактерно, обычно мы проносимся по сайтам со скоростью звука, часто в день обходясь только завтраком. Но Бирма как-то разморила, настроила на неторопливый лад. Короче, успели только парк и Анисаканский водопад. Второй водопад, как сказал водитель, не такой красивый, что совпадало с прочитанным мною ранее, поэтому не особенно расстроились, что туда не попали. Зато мы успели неторопливо поесть, погулять по парку, заехать в кондитерскую и т. д. С учетом того, что выехали мы из гостиницы около 11 утра, Пин У Львин можно смело рекомендовать на неполный день прилета/отлета.
Kandawagyi garden
Ну, красив, нечего сказать. Также хорошо отделение архидей. На смотровую башню не полезли, и так все хорошо видно. В принципе, часа в парке вполне хватит, хотя можно провести и полдня, прогуливаясь. Смотрите фотки.
Анисакаснский водопад.
По маленьким земляным дорожкам приехали в какую-то деревню. Нас сразу вызвалось проводить человек 5, водитель сказал, что им 700-1500 чат будет достаточно (я дал 2500 внизу и еще 1000 когда поднялись). Хочу сказать, что эти провожатые не помешают, так как тропинка имеет много ответвлений и не всегда понятно, куда идти. Хотя, если выбирать наиболее утоптанные, можно и самому догадаться. Дорога реально тяжелая. Вниз путь занял минут 15, назад мы взбежали за 40, что, по словам водителя, очень хорошее время. Уклон постоянно серьезный, тропка – не фонтан. Правда, на пути устроено штук 5 навесов со скамеечками, на которых можно перевести дух.
Но водопад стоит того. Большой, полноводный, красивый. Я, конечно, полез купаться. Местные предупредили, чтобы под сам водопад не лез, а купался в заливчиках чуть пониже. Так я и поступил. Хочу сказать сразу – не рискнул бы, наверное, повторить этот опыт. Очень скользкие берега и дно (мокрая глина на камнях), а просто поплыть сразу не получается, так как на дне большие камни. Но искупался здорово, и всего один раз приложился коленом!
Правда, энтузиазм немного спал, когда я увидел, чем занимаются в наше ожидание местные. Они искали друг и друга вши. Вроде они в речной воде водятся, вспомнилось, и настроение слегка понизилось. Пронесло, по счастью.
Когда вернулись в Мандалай, водилу отпустили, сказав, что никуда больше не пойдем. Но не тут-то было, вскоре решили пойти перекусить. Наткнулись на более чем шикарный местный ресторан, в котором кроме нас было еще 3 человека – явно небедных бирманца, с учётом того, что у входа их дожидалась «Toyota» не более чем 8-летняя. Ну и пофигу, решили мы, все равно поедим. Нас обслуживало 4 человека, поели неплохо, я еще и пивка взял – и счет вышел 6100 чат! Дома бы так…
Траты дня:
Траты в а/п – 6000 чат
Интернет-кафе в а/п – 2000 (интернет)+5500 еда.
Такси из а/п – 16000 чат
Поели в кабаке – 15000 чат
Вход в сад – 10$ + 1000 чат за фото
Купили кофе (неплох) – 5000 чат
Поели в кофейне – 6000 чат
Проводникам на водопаде – 3500 чат
Затарился пивом и водой – 6500 чат
Звонок домой – 9$
Поели в кабаке – 6500 чат
Итого: 79$
День 3
Этот день был посвящен Сагайну, Мингуну и немного самому Мандалаю.
Сагайн.
Это холм, на котором огромное количество всяческих монастырей и пагод. Дорога туда идет через современный мост через Иравади. Кстати, не доезжая метров 400 до моста с правой стороны есть интересный храм, пагоды в котором стоят как бы лесенкой, с него открывается отличный вид на Сагайн. Рекомендую посетить.
Водителю сказали показать нам только самое интересное. Поэтому были только в 2-х местах + по пути в Моньюа на следующий день заехали на здоровую белую пагоду (Kaunghmudaw paya). Названия первых двух в голове не отложились. В первом месте были утром, почти не было народа. Много Будд и красивые виды. Во втором начал раздавать привезенные из дома конфеты детворе, а ее оказалось реально много – еле отбился. Короче, фото красноречивее. Но для себя вывод сделал такой - Сагайн красивее издалека.
Мингун.
Поголовно туда все добираются на лодке. Это занимает больше чем полдня, т. к. время прибытия/отправления лодки фиксированы, а делать там несколько часов ИМХО нечего. Однако по земле от Сагайна туда ехать минут 30 всего – и ты уже ничем, кроме своего желания, не ограничен. Сайт вполне достоин посещения. Но часа там – за глаза. Слазить наверх на развалины основания пагоды (отличный вид), стукнуть в колокол и попытаться повторить фотку с обложки ЛП на волнистой пагоде – больше не надо.
Мандалай
В тот же день поехали на Mandalay Hill – закат ловить. Зря я c собой, что ли, кучу фотоприблуд таскаю? Наверх заехали на нашем водиле, а потом его отпустили – поздно уже было, да у него встреча выпускников наметилась. Вид сверху вроде бы и неплох, но чем-то особенным не поражает. Закат тоже был вполне обычным, тем более что мы его почти пропустили, заговорившись с местными монахами и их гостем из Тая.
Пошли вниз. Из-за желания пофотографировать виды на Кутодо отказались от спуска на пикапчике за какие-то смешные деньги, но были жестоко обмануты: весь не сильно короткий путь вниз сделать нормальные фото мешали ветки. А уже реально темнело, фонарика с собой не было и пришлось идти мало того что босиком, так еще и наощупь почти. Внизу нас зацепил водила (а конкуренции не наблюдалось), который уверял, что у него не «Блу такси». Не обманул – в такси хотя бы лавочки есть, а в кузове этой машинки, чем-то напоминающей наш 412-й была просто постелена циновка. Забавно было сидеть там бледнолицым фарангом с кучей аппаратуры и грустно взирать на фары едущих сзади машин. Интересно, что они про меня думали?
Траты дня:
Сувениры - 23$
Видео и фото в первом сайте – 300 ч.
Картина на фотобумаге – 2$
Дал денег – 1000 ч.
Поели – 16000 чат
Купили ткань (4 м. шелк+хлопок) – 33000 чат
Фото и видео Mandalay Hill – 1500 чат
Комплексные билеты в Мандалае – 20$
Такси – 2500 чат
Итого: 96$
День 4.
Моньюа.
Выезд был ранним – в 7-00. До Моньюа добрались за 3 часа по вполне приличной дороге. Я сделал заказ своему водиле заехать в реальную местную деревушку. Поэтому к первому сайту в Моньюа – Po Khaung Hill мы ехали наискосок через поля. Заехали в какую-то деревушку и вышли. Это было похоже на высадку инопланетян. Сильно подозреваю, что мы с видеокамерой и фото на штативе, приехавшие на японской машине, немногим для жителей этой деревни от них и отличались. А у меня еще и рост, прямо скажем, немаленький. Раздали пакетик конфет, сказали – всем строиться для фото. Мамашки начали строить в ряд своих чад, которые плакали и не понимали, что от них хотят. Под конец зашли в хижину, глянули быт. Ну что вам сказать, быт отсутствует. Раздав немного денег, погрузились в машину и поехали.
В деревне
Po Khaung Hill. Это для меня одно из самых ярких воспоминаний о Бирме, хоть там все - новодел. Что из себя представляет это место. Холм. На вершине холма стоит единственный в Бирме небоскреб (167 м)– конечно, в виде Будды (о нем отдельно позже). Перед ним лежит (на боку) еще один Будда – 90 м. длиной. Внутри этого Будды скульптурные композиции изображают различные сценки, видимо, из его жизни. Еще ниже стоит золотая ступа и залит из бетона, но еще не раскрашен лежащий на спине Будда, тоже метров 50-100, но целиковый, не полый внутри. Еще есть водоем. Все это великолепие окружают сидящие под зонтиками (типа баньян) Будды количеством 1000 штук. Чуть в стороне сидит еще один Будда, метров 50 и у него свои Будды под зонтиками, штук 500, не меньше. Короче, полный абзац. Самое главное, все это расположено не в Янгоне или Мандалае, а в явном отдалении от туристических маршрутов, практически в пустом поле. Весь этот грандиозный комплекс еще не закончен, работы идут, думаю, через полгода-год будет финиш.
Как это смотреть. Не доезжая даже до сидящего в сторонке Будды есть смотровая башня. Она стоит посреди Будд под зонтиками и к ней ведет длинный крытый коридор. Засада в том, что наверх надо подниматься босиком, света на лестнице нет и запах… Короче, не сильно вериться, что они так уж сильно эту башню уважают. Но видок с башни – зашибись.
Потом на машине надо подъехать прямо к здоровому стоящему Будде. Итак, что же это такое. А это ни что иное, как 25-тиэтажный дом. В Будде даже видны окошечки стройными рядами. Лифт с обратной стороны имеется, но он пока не работает, хотя с виду вполне готов. Поэтому – как обычно, наверх и пешкодрапом. Первые 3 этажа совсем не впечатляют. Стоят Будды, все серо и обыденно. На уровне четвертого этажа есть круговая смотровая площадка. Там же лифт. Следующие этажей 7 построены одинаково – центральный столб, вокруг него сидят 4 золоченые Будды. Этажи в разной степени готовности. На некоторых все стены расписаны красивыми узорами или картинами, на полу (и на стенах) красивая плитка, просто загляденье. Кое-где какие-то элементы отсутствуют. Но каждый этаж разный, как по рисункам, так и по цветовой гамме и материалам отделки. Примерно этажа с 11-12-го красоту несколько портят железные балки неслабых размеров, но и они на нескольких этажах уже красиво расписаны. 17-й этаж закрыт, хотя вроде вполне готов. Везде идут работы. Подозреваю, что на голове этого Будды будет смотровая площадка. Скорее всего, можно будет подняться на лифте на нее, а потом спускаться по лестницам, наслаждаясь работой бирманских мастеров.
Но даже сейчас это место можно уверенно занести как минимум в пятерку, а то и в тройку самых значимых мест в Бирме. Просто супер! Очень необычно и красиво.
Будды стройными рядами...
Смотрят на... Будду, конечно!
А в сторонке Будда поменьше со своими... Буддами!
Будда-небоскреб (видны окошечки)
Некоторые этажи небоскреба уже готовы
А некоторые еще заготовка
Вид с 16-го этажа (через очень грязное стекло)
Потом поехали в Thanboddhay Paya. Тоже интересно и необычно. Комплекс строений. На фото все видно. Можно (только мужчинам) подняться на башенку и оттуда получаются отличные фотки. Но лестница примерно 1,5 метра высотой, так что лезть приходиться практически на карачках. Еще одно место, которое больше нигде не встретишь. Красиво, нарядно, необычно.
После обеда в Моньюа поехали смотреть Hpo Win Daung caves. Алгоритм такой: сначала покупаешь билет на лодку в один конец (надо переплыть реку). Как оказалось, 2500 стоит ВСЯ лодка. Местные на ней человек по 40 едут. Потом на другом берегу надо купить билет (15000) на поездку к пещерам. Перевозка осуществляется на джипе еще оккупационного периода, т. е. ему не меньше 50 лет. Меньше часа занимает дорога в один конец, водитель ждет сколько нужно. А нужно не больше часа. Пещеры действительно интересны, особенно здорово сохранились фрески, причем здесь их никто не реставрировал. За нами увязалась целая толпа – паренек-гид и куча дамочек. Дамочки, как оказалось, продавали корм для обезьян, которых там реально немеренно, а потом от них же и защищали. Обезьяны агрессивны, лучше ходить все-таки толпой.
Короче, на пещеры с переправой и дорогой уходит 3-3,5 часа, и они, несомненно, стоят потраченного времени.
Причал.
На обратной дороге из Моньюа началось реальное веселье. У нас сдох генератор. Со всяким может случиться, особенно учитывая возраст автотехники. Некоторое время мы крались, не включая фар, по темноте, пугая встречные машины. Потом доехали до какой-то деревни, подсадили пацаненка, и он нам показал местный автосервис. Что это из себя представляло. Идеальная темнота. Света, конечно, в деревне нет. Плетеные дома, кривые заборы, почти отсутствие дорог. Через полчаса нашлись-таки в стельку пьяные «мастера», фонарики. Зрелище было забавное. Посреди двора, разложив газетку, несколько в доску пьяных мужиков при свете фонариков чинят японский генератор…. напильниками! Причем явно методом тыка. Когда я это увидел, то начал готовиться к ночевке в машине.
Тем временем народ прибывал. Дети пели нам песни, мамаши угощали бананами, подростки готовы были проводить куда угодно и светили фонариками. Улучив момент, я ускользнул от них … скажем так, посмотреть на звезды. И только я начал «просмотр», 2 луча неслабых фонарей услужливо осветили всю мою диспозицию!
Вдалеке слышалось приятное пение под гитару. Жена пошла посмотреть, но после ее аплодисментов исполнитель застеснялся и замолк.
Но реальная кульминация была, когда меня все это слегка утомило и я сел в машину и включил книжку на наладоннике. Толпа народу реально начала почти драться за место у моего окна, чтобы посмотреть на это чудо! Пришлось убрать..
Каким-то чудом генератор починили (правда, дотянули только до Мандалая) и мы поехали дальше.
Странно, но не малейшего беспокойства по поводу сложившейся ситуации или опасности мы не почувствовали. Настолько расслабляет радушие земли бирманской и её жителей.
Приехали уже реально поздно и завалились спать. А наш драйвер менял генератор – сказал, что у него дома есть запасной. У вас дома есть запасной генератор для машины?
По дороге...
Траты дня:
Раздали в деревне – 8000 чат
Поели – 15000 чат
Дал денег – 3500 чат
Лодка – 5000 чат
Джип до пещер – 15000 чат
Вход в пещеры – 4$
Еда для обезьян – 2000 чат
Гиду в пещерах – 3000 чат
Пиво – 2000 чат
Дали денег – 1000 чат
Скинулись (по собственной инициативе) на починку генератора – 5000 чат
Звонок домой – 6$
Итог: 58$