То, что предлагается вашему вниманию, не хочу называть отчетом, скорее путевые заметки. И так как я не обладаю должным красноречием, пишу примерно как Камю, кто читал «Посторонний», поймет.
Поездку запланировали еще в ноябре, когда от AirAsia пришло заманчивое предложение. Прошло два месяца, как мы вернулись с Борнео, очень понравилось, поэтому ехать-не-ехать туда снова не стоял, конечно ехать. И занялся я билетами. Три дня там, неделю там… только успевал получать подтверждения. Остановился, только когда вспомнил о китайской визе, она заканчивалась 28 июля. Вовремя вспомнил, так как промо-билеты невозвратные. Вот такой маршрут в итоге получился: Чита - Манчжурия - Тяньцзинь - КЛ –Сингапур – Бали – Сингапур – Кучинг - Мири – КЛ - Тяньцзинь – Пекин – Манчжурия – Чита. Восемь перелетов для двоих обошлись примерно в 1300 долларов.
До Тяньцзиня решили ехать поездом из Манчжурии, с билетами помог старый друг Олег ( старый не в смысле возраста). И все было распланировано, но за три дня до отъезда звонок из Маньчжурии – билетов на 30 июля нет, есть только на 29. Из-за этого пришлось лишний день побыть в Тяньцзине, о чем нисколько не жалеем.
Ладно, приехали в Маньчжурию, где встретились с Олегом и его бандитской наружности другом Ченом, который вручил нам билеты и ненадолго исчез. Обед, пятое-десятое, нас везут на вокзал, где мы, похоже, в тот день единственные русские. Нет, прислушались, где-то галдят, едут в Далянь или Бэйдайхэ. Позже выяснилось - Бэйдайхэ.
Кстати, провожающие не могут пройти на перрон, на входе стоят проверяющие, билета нет – до свидания. Тележек там нет, так что каждый прет свои сумки, катит чемоданы, плюс то, чем родственники в дорогу снабдили, пиво там, или арбузик.
Китайский плацкартный вагон повыше нашего, полки в нем в три яруса, цена зависит от высоты: нижняя дороже.
Еще одна особенность китайских поездов – постели не меняются с приходом нового пассажира, т.е. поспал один, сошел с поезда, на его место сел другой и спать он будет на той же постели, и так до конечной станции.
Дорога до Тяньцзиня занимает около 30 часов. Познакомились с двумя читинскими девчонками и китайцем Валерой , прилично говорящим по-русски, много лучше, чем я по-китайски. По пути Валера сосватал нам отельчик, где сам останавливался пару раз и сошел минут за 40 до нашей остановки.
Вскоре сошли и мы, в такси сели не выходя из вокзала. Вереница машин с одной стороны и людей с другой дозируется дядькой в униформе, процесс почти непрерывный . Подъезжает 6-7 машин, забрали людей, отъехали, тут же следующие.
Погрузились, набираю Валеру, даю телефон таксисту, Валера объясняет тому, куда нас отвезти. Через 15 минут и 15 же юаней мы уже на месте. Сразу же договариваюсь с таксистом, чтобы послезавтра в такое-то время в таком-то месте будем ждать его, а как дождемся, так сразу в аэропорт. Дядька сказал «Хао» и уехал. Или моего китайского оказалось достаточно, или человек понятливым был, но через два дня он приехал точно в срок, увез в аэропорт, взял по счетчику и отказался от чаевых
Отель носит название Nanyuan Chain Inns, вот он на фото.
Двухместный номер - 180 юаней, еще 200 в залог. Адрес:No.196 Zhongshan Road, Hebei District, тел. +86(022)58822678, http://www.nyinn.com.cn
Бросив вещи в номере, спустились поужинать. 100 метров влево – Макдональдс, прямо – китайский ресторан, справа – рабочее-крестьянская харчевня. Что удобно – можно поесть, даже не зная языка, на стене фото блюд, ткнул пальцем, через 10 минут можно чавкать. На следующий день брали в таких забегаловках любимые цзяоцзы – пельмешки на пару, 10 штук стоят 4 юаня, примерно 18 рублей. И каждый повар делал их по своему. Потом эти пельмени мы видели в Сингапуре и стоили они 6 долларов за 6 штук.
Так как Тяньцзинь не приграничная Маньчжурия или Суньфэйхэ, обмен денег затруднен ввиду отсутствия обменников на каждом углу. Дорога одна – в банк, благо он в трех минутах ходьбы. Но какой же долгий процесс обмена! Из-за 100 долларов было заполнено три бланка, отксерен паспорт, далее консультация с коллегами, раз пять пришлось расписаться. Зато есть плюс: не обсчитают и не подсунут фальшивку.
На следующий день, проснувшись, я подался за кофе, а заодно разведать окрестности. Купил кофею или нет, не помню, а вот на другой отельчик наткнулся.
-Хочу номера посмотреть.
-Да пожалуйста.
-Ну, нормально, нравится. А стоит сколько?
- Да сущие копейки, 150 юаней.
И переехали мы через пару часов в «Ибис», веселой расцветки номер, бесплатный интернет и более-менее англоговорящий персонал. Более-менее – это когда собеседники сначала впадают в легкий ступор, потом переглядываются, лица светлеют и один бежит за тем-кто-говорит-по-английски.
Итак, «Ибис». Кто будет в этом городе, рекомендую. От вокзала 12-15 юаней на такси, 55-60 в аэропорт, недорогие кафешки рядом, кондитерские, опять же банк, 10 минут пехом до китайского храма и колеса обозрения Tianjin Eye.
Колесо на 40 метров ниже, чем в Сингапуре.
Вот адрес: No.23 Diwei Road, Hebei District,тел. +86(022)26281188, http://www.ibishotel.com.cn
Храм по соседству (Compassionate Temple, появился на стыке правления династий Ming и Qing, в 1979 году был реконструирован и оправился от последствий «Культурной революции») оказался действующим, вход платный, 5 или 10 юаней, уже не помню. Повсюду люди на коленях, многие из которых не поднимаются по 20-30 минут, замаливая грехи, курятся палочки, причем пепла вокруг них столько, как будто год не подметали. А посреди двора стоит башня, в отверстия которой бросаются деньги, видимо, чем выше забросил, тем полнее будет счастье.
Внутри храма просят прощения, а у его ворот наоборот, грешат. Китайцы продают воробьев и еще каких-то некрупных птиц, я так понимаю – купил птичку, отпустил, доброе дело сделал, сам себя успокоил. Но сидят эти бедолаги штук по 50 в клетках для канарейки, давят друг друга, в итоге вечером вся площадь усеяна трупами задохнувшихся или агонизирующих воробьев.
День прошел как-то быстро, мелкие покупки, пельмешки, куда без них, вкусное китайское пиво, фрукты, прогулки, и вот уже стемнело. А на следующий день мы улетели в Куала Лумпур, а оттуда в Сингапур.
Почему, зарегистрировавшись на рейс в Сингапур, мы не сдали сумку в багаж, я так и не понял. Попили , поели и на посадку. Со всем багажом. Короче, после ночи в аэропорту попутали регистрацию с посадкой. Естественно, было предложено урегулировать баульчик куда следует, да мы и сами только «за». А через пару минут выяснилось, что какие-то ворота уже закрыты, служащие еще позвонили куда-то, посуетились, но – увы. Не можем, говорят, зарегистрировать ваш багаж, у вас и посадка-то заканчивается. И тут я, как говорит один дядя, вспотел крупным цыганским потом, так как подкралась прошлогодняя ситуация, когда было конфисковано все жидкое, подозрительное и острое вплоть до маникюрных ножниц жены. Делать нечего, бегу назад, представляю лицо Алены и готовлюсь к потрошению. Сумки на просвечивание, и вот оно – «У Вас там нож». И все! Не изъяли НИЧЕГО, кроме ножа. И косметика-лак-пенки, и Bushmills с Martini, еще что-то полетело в салоне.
Не было вопросов о наличии сингапурской визы и сомнении на право нашего там пребывания (читал, что некоторые сталкивались с таким). А все потому, что посадка закончилась, народ сидит в самолете, ждут только нас, я так думаю.
Едва набрали высоту, скорее, сделали вид, что набрали, как стали снижаться, и вот он – Сингапур.
Подробно описывать, где были и что видели, не буду, людям бывалым и так все известно, а новичкам лучше почитать более обширные отчеты, на которые я и ориентировался. Остановлюсь лишь на некоторых подробностях.
Самые первые положительные впечатления – иммиграционная служба и таможня. Если с сотрудниками первой коротко поговорили – «Откуда?» - «Россия» - «Сюда, пожалуйста. Виза?» - «Нет, рассчитываем на VFTF» - «Откуда прибыли в Сингапур и куда дальше?» - «Из Малайзии в Индонезию». Получили штампы, не пришлось даже показывать билеты.
С таможней общение было на языке жестов. Вижу таблички «Красный» и «Зеленый» коридор, на полсекунды притормаживаем, взгляд на таможенника, в ответ взмах рукой в сторону «Зеленого», и все. Сразу вспомнил Забайкальскую таможню, где переход границы занимает иногда двое-трое суток с последующим потрошением сумок.
AirAsia прилетает в 1 терминал. Выйдя из зоны прилетов взяли карту, поменяли деньги и уехали во 2 терминал. Оставили все лишнее в камере хранения, она находится рядом с выходом к MRT, этажом ниже, сутки хранения обходятся в среднем 4,5 доллара. Кстати, читал в чьем-то отзыве о попытке всучивания в аэропорту купюры в 5 брунейских долларов. Так вот, эти товарищи живы и здоровы, дело их живет и они продолжают всучивать брунейские пятерки на сдачу.
Еще дома забронировали номер в Harbour Ville Hotel, 125 долл. в сутки, номер небольшой, завтрак ежедневно, кроме воскресенья. Ближайшие станции MRT – Outram Park и Harbour Front. До этого сингапурское метро я видел только на картинке, разбираться, что к чему не хотелось, поэтому взяли такси. Район, где находится отель, довольно-таки тихий, рядом школа, жилой район, кругом зелень, до VivoCity пешком 20 минут. Правда, вечером столкнулись с проблемой поесть-попить, все кафе и магазинчики, которые попадались днем , закрываются достаточно рано.
Забегу вперед - через неделю мы снова прилетели в Сингапур, после Бали, в этот раз жили в Robertson Quay Hotel, находится он недалеко от MRT “Clarke Quay”, минут 5-7 пешком. Номер стоит 150 в сутки, игрушечный по размеру, но с бассейном и тренажерами на 3 этаже. Бассейн, правда, далеко не олимпийский, но доступен в любое время. Рядом стоит Park Hotel, вот там купальня раз в пять больше.
Вообще, первое мнение о Сингапуре – обычный китайский город, такой же как Пекин, Чинхуандао и т.д. Мнение поменялось часа через полтора, и отличий очень много. Первое – это люди. Никто никогда в Китае не спросил, а не помочь ли нам, или может проблемы какие. Два примера с разницей в 5-7 минут. Идя к Harbour Front, тормознули у какого-то объявления на автобусной остановке, тут же проходящий мимо мужчина спрашивает, не заблудились ли мы. Нет, спасибо, не заблудились, но удивились точно. Прошагав немного, подумали, что все-таки стоило дорогу уточнить, жена взглядом показывает на встречного, и говорит, спроси, мол, у него. Дядька метров за десять понял, что к нему сейчас обратятся, на ходу вынул наушники и вопросительно так на нас посмотрел. Я, честно говоря, охренел. Жена тоже.
Другое отличие – в Сингапуре осваиваешься быстро и начинаешь чувствовать себя если не как дома, то по крайней мере уверенно, он не угнетает, как например, Пекин. Там ощущаешь себя букашкой в этом разгуле гигантомании, а если вспомнить небо над Пекином, то совсем мрачно становится. Я не видел в Пекине солнца, вместо него желтый кружок в дымке.
Еще вспомнил, как кто-то предупреждал – не спрашивайте у сингапурцев дорогу, пятеро покажут пять разных направлений. Да ничего подобного, показывали и объясняли как надо. Кстати, неоднократно замечал расхождения прочитанного в отчетах с реальным положением дел, как будто пишут не на основе собственного опыта, а с чьих-то слов. «Не пытайтесь сфотографировать или снять на видео лазерное шоу, не получится» - получается, «Упаси Бог предложить денег полицейскому, огребете проблем» - вовсю дают и так же берут, убился искать купюру в 5000 рупий с диджеем на обратной стороне – там ткацкий станок, скорость капсулы на G-Max далеко не 200 км/ч, а 120. Но это несущественно, так, к слову.
Метро в Сингапуре действительно удобное и понятное, пользовались EZ-link, уезжая, вернули остаток денег, депозит за карту, 5 долларов, не возвращается. При остатке на карте менее 3 долларов турникет пищит и не пускает, пополнить можно рядом минимум на 10 долларов.
На набережной Кларк попробовали мороженое, завернутое в хлеб. Покупаем, рядом японки, стоят, смотрят, тоже в первый раз такое видят, но купить не торопятся. Только после нашего одобрения обуяли старичка-китайца. Через неделю мы снова прилетели в Сингапур, дедка на прежнем месте уже не было, видимо выгнали в связи с подготовкой к Food Festival.
Интересно, что чуть ли не половина такси в Сингапуре – Toyota Crown в 120 кузове, а это 1983-87 годы выпуска, вечное авто. У нас такие поубивали почти все, а там ездят и не даже дымят, что значит хороший климат и бензин. Ну и дороги, конечно, ни одной ямы, ремонтируют их там, что ли?)))
В общем, только мы начали чувствовать себя местными, как пора лететь дальше, на Бали, о котором много слышали, немного видели, но руками пока не трогали. До аэропорта добрались сначала автобусом (пообедали по дороге в районе Кларк Ки), затем на метро до 2-го терминала. Идем мимо расписания, нахожу наш рейс и меня чуть кондратий не приобнял, посадка, судя по информатору уже заканчивалась, а еще сумку забирать, а еще ехать, хоть и пару минут, потом мчаться к выходу, а расстояния в Чанги неслабые. Короче, пинзец, улетели. При этом пучу глаза на табло, понимаю, что-то не то. Фуу, бля, ошибся на одну цифру. Для нашего рейса еще места на табло не хватает, так он нескоро.
Продолжение следует.