Рассказ в большей степени написан моим попутчиком Stas
Зимой 2012/2013 года мы отправились с пересадкой через Гуанджоу на Филиппины. Кроме того что хотелось "мир посмотреть", была задача несколько дней помахать веслами на морских каяках. Опыта многодневных передвижений на таких плавсредствах у нас не было, а желание попробовать каково это - было.
Гуанчжоу оказался мрачным городом. Краска на когда-то величественных зданиях докоммунистических времен облезла и пошла пузырями, повсюду на стенах были черные пятна грязи. В начале января было холодно и сыро. Люди бродили по улицам, завернувшись в темные плащи, в шляпах с наушниками, то появляясь, то вновь растворяясь в низко стелющемся тумане, в котором ощущался резкий запах угольной пыли. Местные жители, казалось, постоянно курили самокрутки или бесконечно лузгали семечки. Им также доставляло особое удовольствие громко отхаркиваться и плевать на землю. Китай походил на Индию, только в черно-белом цвете. Бедность и нищета, монотонность которых не прерывалась ни пятнами цвета, ни взрывами смеха, ни звоном храмовых колоколов. Хотя попрошаек не было. Немногие магазины, в которые мы заходили, были по большей части пусты, но люди казались сытыми и хорошо одетыми.
С. Бэчелор
Бэчелор безнадежно устарел, хотя писалось это относительно недавно. Хорошо что жители Гуанджоу ничего не знают про путинский "мировой финансовый центр Москва-сити" а то сильно бы посмеялись.
В Гуанджоу в аэропорту и на ж.д. станции существуют бесплатные wi-fi сети, но открыть какую-либо страницу не представляется возможным. Даже в вагоне первого класса скоростного поезда Guangzhou - ShaoGuan есть своя сеть wi-fi которая никуда, кроме как к роутеру, доступ не предоставляет.
Здание Южного вокзала огромно и миллионы китайцев растворяются в нем так же быстро и незаметно, как растворяется дождевая капля в Китайском море. Огромный зал, своими размерами конкурирующий с международными аэропортами, широкие перроны и колоссальные дождевые навесы, эскалаторы, кафе, заплеванные шелухой семечек лавки.
Мы ехали по одному и тому же маршруту в скоростном поезде в вагоне первого класса, а обратно в обычном поезде без класса. В первом случае мы комфортно сидели в тихом кондиционированном вагоне с розетками для ноутбуков и как всегда неработающим wi-fi. Поезд мягко и тихо шел со скоростью 300 км в час. Обратно мы ехали стоя в проходе, и каждые тридцать секунд через нас перелазил один миллион китайцев.
На перрон подъезжает поезд. Первый, второй, третий вагоны; Вместе с толпой мы подбегаем к одиннадцатому. Из двери высовывается проводник, оглядывает ожидающих, и сверху таблички с цифрами одиннадцать крепит новую - двенадцать. Толпа вздыхает и несется к следующему вагону.
Сидячий вагон с мягкими креслами. Несколько человек жуют: кто-то щелкает семки, кто-то обгладывает куриные ребрышки. Большая пластиковая тарелка с мусором постепенно становится полной. Один из сидящих ловким движением переворачивает ее на пол. Мусор высыпается, пассажиры не переставая жевать производят одобрительную отрыжку.
Искусство торговли в пригородных поездах впереди планеты всей. Продавец тряпки из микро-фибры, устроила целое представление на 30 минут с мытьем пола в вагоне и мочением волос в пластиковом ведре. После чего микро-фибру купил каждый второй пассажир вагона. А еще один продавец все время носил в руках какую-то металлическую хуйню золотистого цвета, которую у него активно брали. Факт: самые активные покупатели неведомой китайской фигни, сами китайцы.
Ж.д. служащие в форме и выглядят строго, как военные. Последний раз такие же ощущения я испытал увидев русских проводников поезда "Лев Толстой" следующего по маршруту Хельсинки - Москва. Проводники стояли с каменными лицами, на вытяжку, каждый у своего вагона. Одеты они были в строгие темные шинели, а на глаза глубоко надвинута форменная фуражка. Шел снег. Вагоны состава были темно-зеленого цвета. Тогда стало страшно: а если зайдешь в этот вагон и окажешься наутро в месте которое должно называться не иначе как "Архипелаг ГУЛАГ"?
В национальном парке мы арендовали микроавтобус который подвозит к началу коротких пешеходных маршрутов. Наш водитель - низкорослая, крепкая и румяная девушка как с плакатов времен культурной революции. Так и кажется что сейчас достанет цитатник Мао и начнет тебя экзаменовать. На вершине горы видна наша цель:
Через полчаса пешего хода:
В Китае мы знаем один ресторан, где курицу готовят так: включают мясорубку и запихивают в нее живую, упирающуюся лапами и дико орущую курицу. Полученный помол жарят на чем-то совсем не ведомом, но заменяющим масло, после чего блюдо гордо подают на стол. Есть весело - кому гребешек достанется, кому лапка с коготком. Вот как раз и Николай в ожидании заказа:
В метро все утыкаются в свои смартфоны. Много Самсунгов и очень много разных штук сильно похожих на iPhone. В Китае очевидна победа больших дисплеев - победа сетевых возможностей смартфона над необходимостью простого совершения звонков. И конечно же полная победа социальных сетей.
Гуанджоу - город пяти козлов. Москва - город пяти морей. Хотя по правде говоря все наоборот: в Гуанджоу, в отличии от Москвы, до моря рукой подать, а в Москве огромное количество козлов. По иронии судьбы, Гуанджоу - побратим Манилы. Это наша следующая точка назначения. Попили чай и полетели.
Филиппины
Если открыть филиппинский учебник английского языка, то на первой странице будет изображен типичный иностранный турист, в шортах, вьетнамках, кепке и с фотоаппаратом на шее. Ниже надпись: Hello. Give me money. На этом учебник английского языка заканчивается. Так и видится как школьники несколько лет подряд на уроках как мантру повторяют волшебную фразу. Во всяком случае вылетает она у них заученно и без запинки. Где учили английский все взрослые, которые в своем большинстве говорят довольно сносно, остается загадкой.
Создается впечатление, что все что бы не делали филиппинцы, они делают в первый раз. Водитель автобуса первый раз въезжает под навес автобусной станции, и несколько человек "помогают" ему парковаться одновременно с разных сторон стуча ладонью по металлическому корпусу машины; там же мы впервые увидели посадку в автобус в которой принимало участие по меньшей мере четыре человека служащих, трое из которых были вооружены, но при этом все равно наблюдался легкий хаос; кассир в ресторане применяет калькулятор, что бы определить сколько нужно сдать сдачи с 500 песо при стоимости заказа в 350; сотрудник отеля не может открыть ни одну дверь ключем с первого раза, хотя как позже выясняется двери отпираются и запираются без проблем; человек ежедневно выходящий в море, несколько раз, при посадке в лодку, бьет себя веслом по ноге и потом путается в причальных канатах других судов.
В Эль Нидо нет банкоматов, которые бы обслуживали международные пластиковые карты основных платежных систем выданных иностранными банками. Говорят, будто поставили где-то один, но он то работает то нет. На Бохоле та же песня - только карточки местных банков. И только на Алоне бич в продовольственном магазине был найден баксомет готовый обслужить белого человека и выдать ему наличность за скромную комиссию в 5 евро. Оплата картами теоретически кое-где возможна, но часто нет связи с банком, так что все равно прийдется искать кэш.
Зараза с wi-fi перебралась сюда из Китая - сетей много но все они не работают. То завтра должен приехать инженер и все починить, то вот тут и тут не берет, то скорость еще ниже чем у наших и так не быстрых 3g сим-карт. Некоторые сайты могут не открываться вовсе.
Каякинг в Эль Нидо
El Nido - большой рыбацкий поселок с бухтой загаженной жизнедеятельностью человека, так что купаться надо уезжать на удаленные пляжи, один из которых находиться на расстоянии 4-х километров, а другой на расстоянии 20-ти. Наиболее же популярным времяпрепровождением считается отдых на островных пляжах, которых тут много. Белые туристы выбираются на них с целью поплавать в чистой воде, местные что бы изжарить и сожрать очередную свинью.
Пляж Эль Нидо
Спа как его понимают
Проживание по-черноморски: частный сектор. Во дворе стоят сараи. Слева куры, справа отпускники.
Места для каякинга тут навалом, а вот с самими каяками плохо. Есть тут месье француз который барыжит sit-on-top каяками за 900 песо в день сингл. Остальные предлагают короткие пляжные каяки даже без сидений, но за 300 песо в день. Идти на таких по морю удобно так же, как и переплывать Атлантику в обычном тазу. Было как раз раз Рождество, у француза все хорошие каяки были заняты; капиталист заколачивал деньги на круасаны в Париже, и мы отдали свою судьбу в руки местных акул туризма.
Один из типичных пляжей на острове.
Экипаж нашего судна - лица сплошь социально опасные. Единственная причина почему они не в тюрьме, так это их близкая родственная связь с главой местной полиции. Отсидку им заменили общественно-полезной работой - катать на лодке белых туристов. Возраст их можно определить так: один школу только что закончил, второй пытается это сделать, третий в ужасе от того что еще предстоит так долго учиться.
Три дня и две ночи мы каячим от острова к острову, а лодка, как плавучая база следует то впереди, то позади, то собирая лагерь, то разбивая новый. В первый день наш экипаж пробил дыру в борту, лодка набрала воды и мы наблюдали филиппинскую борьбу за живучесть судна - капитаны начали куда-то звонить по мобильным телефонам и слать жалобные смс. Пришла тех помощь или же чинили своими силами мы так и не узнали, с утра пораньше нам выдали весла, воду, и отправили в море пообещав к обеду нагнать. На второй день перестал заводиться двигатель. В остальном техника по-немецки надежна.
Ручная кладь для выхода в море:
На первый ланч нам приготовили курицу с рисом. Отобедав, мы обнаружили что к нашему столу подсел экипаж и деловито обгладывает мясо с костей с которыми мы уже закончили. Покушав что осталось от обеда белых, капитан попросил на полчаса каяки - что бы был ужин надо поймать рыбу. Из заплаченных за каякинг денег, на питание экипажу явно ничего не выделяли: "Ешьте что найдете, бюджет не резиновый!"
У нас даже был свой походный стол для приема пищи. Ну чем не славные времена колонизации континентов?
Идем в море. Вперёдсмотрящий смотрит назад. Начинает что-то радостно кричать и махать рукой в обратном направлении. Лодка разворачивается и возвращаемся на сотню метров. На воде болтается находка - спасательный круг. Выясняется что это мы его и проебали несколько минут назад. Команда загрустила.
Без карты ходить в море трудно. По утрам мы проводим meeting и наш капитан рисует нам на песке карту. Еще в первый день, когда мы вышли в море, капитан спросил есть ли у нас карта островов. Очень удивился что мы прилетели на отдых без карты. Теперь мучается с нами каждое утро.
Стоянка на ночь на маленьком пляже:
А если заглянуть под каяк...
А каждый вечер удивлял нас закатами. Красиво!!! - сказал я нашим капитанам. Че? - ответили мне капитаны.
Но в конце концов наше судно вернулось в родные воды Эль Нидо и мы покинули борт. Правда напоследок появилась мысль. Эль Нидо с одной стороны закрыт горами. Горы невысокие но скалистые, а из скал пробивается растительность. "Можно ли подняться на гору?" - спросили мы капитана. "А как же, после обеда и пойдем!" И пошли.
Среднестатистический клиент отеля "5***** все включено" тут далеко не пройдет.
Больше всего подъёму от чего-то радовался наш капитан и его напарник.
Хотя вид на поселок и впрямь удивительный.
Пришло время покинуть Эль Нидо. Но скажу вам сразу - Эль Нидо стало моим самым любимым местом на Филиппинах.
Продолжение следует...