Итак, нас не впустили во Вьетнам. Вариантов нет – возвращаемся в Лаос.
Недалеко от границы, на территории Лаоса посмотрели скудный военный музей с парой танков на фоне остатков самолета:
Нашим Уралом:
Кучей снарядов всех мастей:
И конечно же с легендарным Хьюи:
Эти вертолеты во Вьетнаме вообще на каждом шагу, но и в Лаосе знаю где штуки 4 точно стоят.
Рядом проходила тропа Хо Ши Мина, из-за которой, кстати, Америкосы бомбили Лаос в том числе, но мы не поехали ее смотреть - там просто заросшая дорога с парой блиндажей.
Заехали в старую деревню, от которой после войны остались только банковское хранилище и статуя Будды - они единственные выдержали бомбардировки, хотя сам банк и храм были разрушены. Хранилище стоит и по сей день:
Правда полки для ассигнаций пусты и очень похоже, что его превратили в туалет.
Едем в город Саваннакхет, где отдыхаем от 650 км. по не самым лучшим дорогам. Смотреть местные достопримечательности сил нет.
На следующий день едем до Паксе и оттуда до старого храмового комплекса Пху времен Ангкора - это святыня для Лаосцев и главный туристический аттракцион. Круче места нет во всем Лаосе, если верить Лонли планет, но не на мой взгляд. Храм после всего увиденного в Азии вызывает... Да ничего он не вызывает. Смотрите сами:
В низине пара руин зданий:
Тропинка, скажем так, не особо ровная:
Наверх идут крутые ступеньки:
Там ждет небольшой действующий храм:
Есть пара родников с интересным акведуком:
Ангел их покинул оставив крылья:
В итоге, скала с высеченным слоном, камень с отпечатком напоминающим крокодила - вот, пожалуй, и все знаковые места комплекса:
Ах, ну да, куда же без отпечатка стопы Будды:
Только не понятно, тут Будда по стенам что ли ходил?
Разве что сверху вид понравился - сядешь так отдохнуть от жары, а вокруг красота:
Из необычного встретилась лужайка вот с такими какулями:
При ближайшем рассмотрении:
Думаю это производные каких-то червей или насекомых, но живности там обнаружено не было.
По пути встретилась еще пара храмов с кучей ступенек:
И тут меня осенило: Посмотрите на представителей религии в нашей стране, неотъемлемый атрибут - это пузо! Не смотря на пост, они толстеют как на дрожжах.
А теперь посмотрите на поджарых монахов в Буддизме - они, кроме духовного развития, всю жизнь постятся и как следствие в хорошей физической форме. Кстати, если кто не знал - они 100% вегетарианцы и последний раз едят в обед, до рассвета следующего дня нельзя!
А еще, у них к большинству храмов не легкая дорога - попробуй ка преодолеть ежедневно столько ступенек и отрастить брюхо!
Окультурившись в религиозном месте едем в место беспредельного отдыха европейской молодежи - 4000 островов на реке Меконг, а именно остров Дон Дет. Посмотрев на Google Maps, что туда есть паром - со спокойной душой приезжаем на пирс и обнаруживаем, что только пассажирские тоненькие лодочки курсируют между островом и большой землей. Поспрашивав у местных про паром не получили внятного ответа, но после вопроса как перевезти мопед нас отправили чуть выше по течению к "грузовой" лодке. Собственно, вот она:
Думаю, комментарии излишни.
Посмеявшись над "паромом" я решил испытать судьбу и переложив все ценное в оушен бэг отдал его супруге, а сам с разгона въехал на это плавающее недоразумение:
Не утонул во время въезда - уже хорошо. Плывем к острову:
Съезду на берег мешала еще одна лодка - не беда, мы поедем через нее:
Еще мгновенье и мотоцикл коснется твердой земли:
Вот мы и на острове. Об обратной дороге и думать не хочется - надо искать жилье на острове и планировать досуг. Отель был найден в 50 метрах от пирса. На следующей день в этом же отеле был забронирован сплав на каяках по Меконгу, ну а на сегодня план выполнен - в душ и коротать вечер в баре над водой бурного Меконга:
Утром следующего дня мы отправились на каякинг:
Сплав по Меконгу вниз по течению - сплошной расслабон и отдых, а вот против течения - просто изматывающее занятие. Местные гиды знают все течения, водовороты и перешейки с ускорениями, но, мы оторвались от скучной группы таких же каякеров под предводительством гида и реально экстремально отдохнули. Мало того, что гребли мы по кратчайшему пути до точки назначения и сильно уставали (все делали большой крюк в обход течений), так еще умудрились словить крутую воронку и наш каяк сделал полный переворот, а мы оказались за бортом.
Там где впереди были крутые водопады - мы обходили по земле. В это время наши каяки перевозили на мотоблоках вниз по течению, а мы пешочком проходили вдоль водопадов и крутых порогов, на которые соваться на каяке сверх опасно для простых туристов:
После порогов повстречали местные рыбные ловушки:
И результат их работы:
Такие ловушки строятся после бурной воды и рыба, теоретически, не может выйти из клетки против течения. По рассказу местного такая ловушка приносит около 1000$ дохода в год, но их трудно ежедневно обслуживать – так и живут островитяне торгуя рыбой на большую землю.
Обедали уже на другой стороне Меконга - на камбоджийской земле, а потом опять возвращались в Лао. Были в месте, где обитают розовые дельфины. Периодически их спины показывались из воды, кстати, на фото есть дельфин, хоть его и почти не разглядеть (его спина виднеется в самом центре фото маленьким темным бугорком):
В общем, нагреблись вдоволь, да еще нас завезли на большой водопад, где как раз сужается Меконг и из-за этого перепада в сезон дождей Камбоджу сильно топит, а Лаос совсем чуть-чуть:
Панорама этого порога (кликните по фото):
День прошел не зря, впечатлений масса. Сил почти не осталось. Релакс и ленивое наблюдение петушиных боев:
Даже обезьянка наблюдала за глупыми недоптицами:
На следующий день мы решили прокатиться по острову, но решили не на мотоцикле, а взять в аренду велосипеды и на скрипящих клячах проехать по железнодорожному мостику на соседний остров. На этих двух островах раньше была уникальная островная железнодорожная дорога и она служила для одной интересной цели. Во время колонизации Лаоса Францией, им - французам, были необходимы пароходы на Меконге. Из-за водопадов в месте сужения реки переход на судне был не возможен и французы построили железную дорогу через острова разделяющие водопады. Они разбирали на несколько частей пароход, грузили его на рельсы и паровозом перевозили в другую точку, где опять собирали корабль. Чудаки!
Вот он трудяга тех времен:
Скатались еще на пару водопадов:
Панорама прилагается (кликните по фото):
Увидели, что древние технологии добычи энергии еще работают:
А лаосцы пытаются подражать зеленым веяниям Европы и сортировать мусор, хотя потом по любому все скидывают в одну кучу:
В итоге, мы поняли, что накатались на рухляди и пора бы нам уже ехать дальше, а именно в Камбоджу. Вернулись в отель, сдали номер и поехали на пирс. В итоге, за те два дня, что мы провели на острове на нашем мотоцикле мы не проехали и 100 метров. Спрашивается, за каким мы его везли с такими стрессами, да еще и обошлась эта переправа в кругленькую сумму.
И вот мы опять на лодке вместе с байком, посреди реки причаливаем в камыши какого-то островка и к нам причаливает вторая такая же лодка. Наш водитель говорит нам переезжать на нее. Вы догадываетесь что я ему ответил и куда послал? А он лишь сказал, что у него мотора не хватит дойти с моим байком до точки назначения - там сильное течение. Альтернативы нет - переезжаю на байке на соседнюю лодку, успешно. Доплываем до берега, съезжаю на землю и выдыхаю - один из самых нервных этапов пройден. До границы с Камбо оставалось около 40 км. Через мгновение мы уже были на границе и нас вышел провожать богомол:
Как оказалось он не проводить нас хотел, а просил его увезти из Лаоса в Камбоджу и сам уже полез на место пассажира:
Но мы его не взяли, ведь мы знаем не по наслышке, что такое Камбоджа и убедились в своих представлениях о кхмерах сразу же на границе.
Еще на выезде из Лаоса пограничник спросил, есть ли документы на въезд в Камбоджу для мотоцикла. Я сказал, что проблем не будет, все ок (до этого несколько раз въезжал в Камбо на своем транспорте из Тая, хотя много раз слышал, что кого-то не пустили). И вот она - таможня Камбоджи. Оказалось, что в Камбоджу тоже нужно получить пермит в транспортном офисе в столице - Пном Пене. После долгого переливания из пустого в порожнее мы сошлись на том, что 40$ вполне заменяют необходимые бумаги и получив визы (естественно, на визах пограничник хотел пригреть нас на лишние 10$, но был послан и после цирка бурча под нос все сделал как надо без вымогательства), въехали в Камбоджу. До первого населенного пункта дорога оказалась ужасная - вся раздавлена большегрузами и размыта дождями. После, поинтересовавшись качеством дороги в объезд федеральной трассы мы свернули на дорогу, которая отмечена как проселочная на карте. Скажу вам, что в Камбодже лучшей дороги я не встречал! Идеальное покрытие, разметка и почти никакого движения. И так целых 300 км. По дороге обогнали дом на колесах с германскими номерами, его я заприметил еще когда проезжали парковку в Лаосе у пирса на остров Дон Дет. Обменявшись сигналами мы двинули дальше, а они неспешно плелись в том же направлении. Из развлечений на дороге была гонка с тучей - мы то догоняли ее и одевали дождевики, то она стремительно уходила в сторону. Итогом стало то, что мы попрощались с ее хвостом когда она окончательно ушла за перевал:
Кстати, ехали мы в Сием Рип, а именно в храмовый комплекс Ангкор. По дороге вспомнили, что по пути будет храмовый комплекс Кох Кер и решили переночевать рядом с ним. Единственный гест на всю округу был затоплен после прошедшего дождя, там не было кондиционера, горячей воды и свет включался только с 18.00 до 6.00. И так как это был единственный вариант - мы заселились. Впечатления от этой ночки описывать не буду, скажу только, что потом из моего чемодана много разной живности выползло на следующей стоянке, например, кто знает что это за товарищ?
Из за отключенного света в 6 утра мы встали на рассвете и успели посетить Кох Кер когда там не было ни души и застали момент храма в утреннем тумане - красота:
Кох Кер был в свое время столицей кхмерской империи, туда один из королей перевез столицу из Ангкора и отстроил новый город за 20 с чем-то лет. Вокруг главного храма ходят легенды, что у него есть шахта, куда скидывали людей в качестве жертвоприношения чтобы темные силы помогали строить храм, но, что самое интересное, эти страшилки есть только в русскоязычном Интернете. На англоязычных сайтах и в путеводителях нет ни слова о жертвоприношениях и связи со злыми силами. Так что верить или нет - дело ваше. Мы залезли на вершину, посмотрели на заваленную и заросшую шахту:
и ничего с нами не произошло, хотя есть легенда, что после такого люди не выживают. Сказки!
Вид сверху не производит впечатления, тем более туман не рассеивался:
В итоге попрощались с единственным охранником вершины – развалившейся Гарудой и пошли спускаться:
Другие постройки не так хорошо сохранились, но тоже интересны:
А сколько живности там всякой! Это многомногомногоножка:
Только не путайте его со сколопендрой - это существо абсолютно безобидное.
Термиты носятся своей бесконечной колонией:
Всякие ящерки повсюду:
Что за модель бомбардировщика я не понял, но выглядит внушительно:
Пауков столько, что арахнофобы забудут зачем сюда приехали:
Ну а лягушек просто тьма:
Жаль змей не смог догнать - быстро очень уползают.
Но не все выживают в этих условиях – какой-то грызун давно нас покинул:
Насмотревшись полуразрушенных строений и живности, набуксовавшись в размокшей от утренней росы глине, мы выдвинулись в Сием Рип. На въезде из Кох Кера стоял дом на колесах, который мы обогнали вчера. Там было видно людское копошение и мы поехали знакомиться. Это оказались европейцы (немец и англичанка), которые на полноприводном МАНе 1991 года (ровесник нашего байка) путешествуют от своего дома во Франции. Были в России (доехали до Омска и ушли в Монголию), проехали через Китай, в общем, интересный у них трип. Они после Камбоджи собирались в Тай, но у них маршрут через Камбо был скромнее нашего на тысячу км., да и в Ангкоре они не собирались задерживаться долго, так что в Тай мы возвращались явно позже них, но, тем не менее, пригласили их в гости делиться впечатлениями под барбекю.
Нам оставалось полторы сотни до Сием Рипа и никаких ЧП не предвиделось.
О дальнейших приключениях читайте в следующей части