В начале я безумно болел за команду Югославии во всех показываемых по телевизору соревнованиях, и даже (можете уже начинать обвинять меня в непатриотизме) в матчах против СССР. Потом я научился по памяти рисовать герб и контуры границ страны. А как-то летом я поехал к дедушке в деревню. Практическому изучению Географии деревни я посвятил несколько дней, а затем забрел в сельскую библиотеку. Там-то мне и попалась на глаза книжка с лаконичным названием «Югославия». Через две недели я знал, как мне казалось, об Югославии всё, - рост ВВП, основные показатели химической и легкой промышленности, климатические и ландшафтные особенности, национальности, населяющие страну, языки и алфавиты, используемые в разных республиках, и много чего еще. Все, что могло влезть в голову одиннадцатилетнего пацана и разложиться там по полочкам.
Прошло еще несколько лет, и стала мне известна ужасная новость, – Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) больше нет. Осталась еще, правда, Югославия, включающая в себя Сербию и Черногорию. Но и эта страна через несколько лет переименовалась, а потом и вовсе прекратила свое существование. Стремление наций к самоопределению способно дотла уничтожить немало изящных, но хрупких конструкций. И все же, моя мечта оказаться в Югославии не исчезла вместе с исчезновением страны.
Летом этого года я планировал посетить знойную Африку – Кению, Танзанию, Мадагаскар, Маврикий. Этим планам, увы, пока не суждено оказалось воплотиться в жизнь, зато я смог осуществить мечту детства, - побывать в Югославии, совместив это удовольствие с Украиной, Молдовой, Румынией, Болгарией, Грецией, Албанией, Латвией. Для ясности добавлю, что я побывал в таких частях Югославии, как Македония, Сербия, Босния и Герцеговина.
Вначале был куплен авиабилет Новосибирск – Москва – Киев – Москва – Новосибирск. Далее планировалось сделать сухопутное кольцо Украина – Молдавия – Румыния – Болгария – Греция - Албания – Македония – Сербия – Венгрия – Украина, но позже два последних участка пришлось заменить на перелет Белград – Рига – Киев, благодаря чему, впрочем, появилось дополнительное время в Сербии и Боснии.
Виза под весь маршрут была полученная греческая двукратная, по ней я въехал в саму Грецию, а также в Румынию, Болгарию, Македонию. Для получения визы забронировал и стопроцентно оплатил на сайте gtahotels.com отели в Салониках и Афинах с интервалом в несколько дней (этот интервал как раз и дал мне право претендовать на двукратность). В банке взял бумагу, подтверждающую перечисление средств с карты на счет агента. На всякий случай (в этом не было никакой необходимости, я просто перестраховывался) купил билет компании Атлант-Союз по маршруту Афины – Москва. Все эти документы, а также страховку и справку с работы я предоставил в греческий визовый центр в Новосибирске. Когда через несколько дней был получен паспорт с визой, авиабилеты и бронь отелей были успешно отменены со стопроцентным возвратом денег.
Для Боснии и Герцеговины был изготовлен собственными силами туристический ваучер. Вначале я честно забронировал отель на booking.com, а полученное подтверждение разместил на официальном бланке абсолютно абстрактной фирмы «Рога и Копыта» (добавив сверху заветное слово «VOUCHER»), печать которой у меня была.
Из техники, как обычно, взял с собой ноутбук Asus EEE PC 1000, GPS на базе коммуникатора НТС 3470 с установленной программой Garmin Mobile XT, зеркалку Nikon D3000, мыльницу Casio Exilim.
11 июня я на автобусе выехал в Новосибирск. Из этого замечательного города в 18 вечера я улетел в Москву, где мне предстояла пятнадцатиминутная пробежка из терминала D в терминал F. А в одиннадцатом часу вечера моя нога уже ступила на украинскую землю в аэропорту Борисполь.
Естественно, как и в большинстве аэропортов СНГ, прилетающих тут же окружает толпа навязчивых таксистов. Но, поскольку на гугле меня пока не забанили, я знал (http://kbp.com.ua/russian/transport/index.html) расписание автобусов до железнодорожного вокзала Киева. Стоит автобус 25 гривен (одна гривна – около 4 рублей), едет минут 40-50. На вокзале я попутно решил еще одну задачу – купил на следующую ночь купейный билет до Одессы за 160 гривен (http://www.uz.gov.ua/?m=services.transp ... Ora&lng=ru).
После этого я отправляюсь в свой хостель Kiev Central Station на улице Гоголевской, забронированный на hostelworld.com. Полчаса прогулки по ночному Киеву с GPS, пять этажей наверх, и в первом часу ночи я в хостеле.
Следующим утром (12 июня) начинается исследование Киева. О Киеве я знал немного, - что там есть Крещатик, Майдан Незалежности, Днепр, Киево-печерская лавра, стадион «Динамо». Собственно, эти пункты я и выбрал ключевыми для своего маршрута.
По первым впечатлениям Киев показался мне милым, уютным, а местами и забавным городком. С местными я спокойно общался на русском, и вообще, по моим ощущениям, русская речь на киевских улицах – явление более частое, нежели украинская, несмотря на все усилия некоторых политиков… Уф, от слова «политики» меня даже коробит, столько страданий принесли эти нелюди своим народам. Впрочем, об этом, - чуть позже.
Итак, вначале я дотопал обратно до метро (станция «Вокзальная»), на нем доехал до станции «Арсенальная», откуда направился в сторону Киево-печерской лавры. По пути мне попался памятник неизвестному солдату (тот самый, возле которого Януковичу на голову упал венок). Отсюда открывается интересный вид на Днепр (тот самый, до середины которого долетает, по статистике, отнюдь не всякая птица). Очень позабавил волнистый мост (сразу вспомнилась недавняя история про колебания моста в Волгограде).
Рядышком с памятником неизвестному солдату решено было поставить мемориал жертвам голодомора. Девочка, которую русские захватчики специально морили голодом несколько лет, сжимает в худеньких ручках колосок. Очень слезно…
Чтобы понять причины возникновения подобных памятников, ненадолго остановлюсь и порассуждаю о Судьбах Вселенной.
Те, кому данные рассуждения неинтересны, могут пропустить несколько следующих абзацев и дальше читать про путешествие.
Итак, что движет человеком в его деяниях? В первую очередь, пожалуй, животные инстинкты, - борьба с голодом, стремление к размножению (или получению удовольствия от процесса размножения), и тому подобное. А что сделало из обезьяны человека? Мне ближе точка зрения, что это не труд, как полагают некоторые исследователи, а наоборот, - лень. В один прекрасный день обезьяне надоело ползать за каждым бананом на дерево, она взяла палку и за пару минут сбила все бананы. С тех пор лень стала наиболее важным отличительным и движущим фактором человеческого существа.
Особенно характерно лень показывает разницу между человеком и животным, когда у них возникают проблемы (крокодил не ловится, самка не отвечает взаимностью, ну и в том же духе). Глупое животное будет пытаться решить проблему известными ему примитивными способами (охотиться или обхаживать самку больше), у человека же выбор гораздо больше. Начнем с того, человек что благодаря человеческой лени имеет множество изобретенных им уловок, - транспорт вместо того чтобы ходить, кафе вместо того чтобы готовить еду самому. Даже проблему отсутствия сексуального партнера человек давно научился решать при помощи собственных рук (как не вспомнить классическое, – «Без любви умирают звери, без любви умирают птицы. Только люди живут подолгу, потому что у них есть руки»).
Далее, человек может и не пытаться решить свои проблемы, а просто уйти от них. Для этого он изобрел множество как химических (алкоголь, наркотики), так и психологических (например, религия) средств. На этом пути человеку, как правило, нужны помощники-проводники, и это место с радостью занимают наркодилеры и священники. Задача первых довольно проста – достать человеку нужное средство. Вторым сложнее, им нужно весьма изощренно лгать, дабы убедить подопытных в правдивости своих сказок. Впрочем, в помощь священнику всегда есть Священная Книга, из которой он может к месту и не к месту привести какую-нибудь цитату.
Наконец, человеку, вместо попытки решения проблемы своими силами свойственен анализ, в ходе которого он выясняет, кто виноват в его проблемах. Поскольку признавать собственные ошибки непросто, зачастую этим виноватым оказывается кто-то другой, -сосед по подъезду, начальник на работе, гаишник. Удобнее всего, впрочем, валить все проблемы на непохожих на тебя, особенно если когда-то кто-то из этих непохожих обидел тебя (или ты слышал где-то, что он обидел похожего на тебя). Так, украинцы начинают недолюбливать кацапов (читай – русских), русские – жыдов (читай – евреев), евреи – арабов, и так далее. В борьбе с виновными человеку берется содействовать еще более мерзкий помощник – политик. Это – абсолютное бесхребетное существо, ради властных амбиций готовое на любую ложь и подлость. Его задача – уловить витающие в атмосфере настроения, и использовать их в своем стремлении к власти, максимально усилив, например, превратив недолюбливание в открытую ненависть.
… Украинской нации после обретения независимости пришлось нелегко. С одной стороны, независимость требовала обретения национального самосознания, основанного на каких-то исторических традициях. А как с ними быть, если Украины в нынешнем виде (с Крымом да восточной частью, которые ей достались непонятно как) самостоятельного государства никогда ранее не существовало? Выход один, – строить национальную идею на отторжении всего того, что имело место в стране во время так называемой «русской оккупации». Рискну предположить, что сама по себе в головах некоторых украинцев витала некая неприязнь к нации, доминировавшей во всех сферах жизни долгие годы. Оформить на этой почве национальную идею, основанную в первую очередь на том, что «русское – значит плохое», политикам не составило труда.
Сумев «поднять волну», оранжевые националисты на этой самой волне пришли к власти и начали выполнять свои обещания. Вначале они постарались ограничить во всех правах русский язык (впрочем, если судить по тому, на каком языке между собой разговаривают люди в Киеве и Одессе, им это удалось не очень хорошо). Но язык – это мало, нужно свалить на русских все беды, постигшие украинцев. Нужно показать, что русские стремились именно истребить всех украинцев. А когда украинцев погибло (умерло) больше всего? В Великую отечественную войну и в голод тридцатых. Великую отечественную сильно на русских не свалишь, а вот голод – вполне подходит. Итак, Украина на весь мир объявляет, что Россия пыталась заморить ее голодом, и строит соответствующие мемориалы. Россия смотрит на это с удивлением, и думает, а не напомнить ли Украине, что такое голод, повышая для нее цены на газ. Украинский народ оказывается в легком замешательстве. Не слишком просто выбирать между гордостью и сытостью. А еще сложнее – между оранжевыми неадекватами и бывшим уголовником Януковичем. Так и мечется с тех пор Украина из крайности в крайность, выбирая то гигантскую клизму, то сэндвич с дерьмом («Южный парк»).
Заканчивая лирическое отступление, добавлю, что российские кукловод со своей куклой и прочая «политическая элита» мне ничуть не милее. Политик по определению не может быть хорошим человеком.
Продолжаю рассказ о путешествии, иду к Киево-печерской лавре. Мое отношение к религии – двойственное. С одной стороны, я - атеист, и считаю большинство священнослужителей лицемерами, идущими к сану либо ради материальных благ, либо ради возможности безнаказанно насиловать маленьких мальчиков. С другой стороны, вынужден признать, что религия, видимо тот самый опиум, без которого народ (человек) жить не может. Кроме того, иногда религиозная культура дает нам забавные обычаи и архитектурные решения. Одним из таких решений является Киево-печерская лавра.
Существует много способов попасть в верхний уровень лавры бесплатно, – прийти с 6 до 9 часов утра, войти со стороны пещер (нижнего уровня), но я честно купил билет за 20 гривен. В верхнем уровне находятся несколько соборов и еще каких-то зданий с куполами и крестами.
Осмотрев их, иду в нижний уровень. У входа в пещеры установлено смешное пасхальное яйцо, сделанное из множества маленьких яиц.
Пещеры – это подземные ходы на территории лавры, в которых похоронены как Ленин в мавзолее всякие святые. Перед входом в пещеру дают инструктаж – женщинам в штанах и без платков не заходить, с голыми плечами и ногами – до свидания, фотографировать запрещено. Впрочем, пару трупов я все же сфотал.
Через галерею иду к другой пещере, осматриваю и ее. За каким-то зданием спряталось небольшое кладбище, имеющее вид на тетеньку с мечом и щитом.
За сим осмотр лавры заканчиваю, возвращаюсь к метро Арсельная, и продолжаю путь по улице Михаила Грушевского (вроде как не сатирика, а политика).
В Киеве сегодня довольно жарко (больше 35 градусов), и я вынужден делать остановки для водопоя. Одну из таких остановок я сделал в Мариинском парке. Маленький, но уютный парк, с какими-то фонтанами и памятниками.
Дальше натыкаюсь на здание Верховной Рады. Сегодня около него безлюдно, но напротив расположился палаточный лагерь с собственным храмом. Сбоку от Рады стоит Мариинский дворец, а за ней – стадион «Динамо» имени В.В. Лобановского.
Пройдя еще пару сотен метров, поворачиваю на улицу Крещатик. Здесь дома -преимущественно «сталинской» застройки.
Дохожу до Майдана незалежности (Площадь независимости), и поворачиваю направо, к пересечению нескольких радиальных улиц. По одной из них (Михайловской) я добираюсь до Михайловского собора. Собор выдержан в голубых тонах, смотрится приятно.
Через площадь от него расположился еще один собор – Софийский. Туда я заходить не стал, ибо брали деньги за вход, и ограничился осмотром с улицы и прослушиванием религиозных песнопений у входа.
По Софийской улице я вернулся к Майдану незалежности. Под воздействием жары народ переполнил собой фонтаны. Многим девушкам впору участвовать в конкурсе «Мокрая майка».
Иду дальше по Крещатику, и натыкаюсь на похоронную процессию. Хоронили на этот раз сигарету, а процессия шла под лозунгами борьбы с курением. Борьба с курением, - дело, конечно, хорошее, только по ухмылкам курильщиков, смотрящих на нее, можно было сделать вывод, что способ агитации выбран не самый лучший.
Попетляв по киевским улицам, подхожу к зданию Национального Университета. Возле самого входа в Университет меня порадовал лайтбокс для будущих выпускников.
За Университетом расположился ботанический сад, в котором я погулял около часа.
Киев показался мне очень веселым и жизнерадостным городом. Но, - мне уже пора на вокзал. В привокзальном МакДональдсе заряжаю технику и ползаю по интернету. Зайдя в свой вагон, ужасаюсь стоящей там жаре и духоте, и выскакиваю на перрон. Впрочем, после отправления в вагоне включили кондиционер, и стало чуть полегче.
Мой попутчик в купе до Одессы – украинец Мыкола лет 50. Наверное, типичный украинец. По крайней, мере, по его разговорам и поведению он полностью соответствовал образу «хохла» (в добром смысле этого слова) из анекдотов. А анекдотов мы друг другу травили много – я ему на русском, он мне – на украинском. А еще я от него узнал свежую версию про отделение Приднестровья от Молдовы. По его версии, чего-то не поделили между собой гагаузы и молдаване, а в результате русские объявили независимость Приднестровья.
За этими разговорами меня быстро клонит в сон, и часов в 9 вечера я уже отрубаюсь.
13 июня просыпаюсь около 5 утра, на подъезде к Одессе.
Одесса давно привлекала меня, как столица плоского юмора на постсоветском пространстве. Михаил Жванецкий, Джентльмен-шоу, Маски-шоу – все эти мастера плоской шутки «в лоб» родом из Одессы. Естественно, здесь были и есть и сильные юмористы (чего только стоят Ильф и Петров), но в последнее время тяжело им (не Ильфу и Петрову, конечно) выделиться на фоне этой серой постоянно плоско шутящей массы. Вот мне и хотелось оценить атмосферу, порождающую желание постоянно шутить, смешно или нет. Первым пунктом назначения в этом городе стал знаменитый Привоз, благо он расположен в шагах от вокзала. В 6 часов утра жизнь на Привозе уже кипела вовсю. Однако чем особым Привоз отличается от тысячи других рынков, я так и не понял.
А вот на обратном пути к вокзалу улыбнулся – Одесса на отдельно взятом участке улицы перешла на левостороннее движение. Не знаю, чем руководствовались разработчики этой схемы, - юмором или здоровым прагматизмом, но два участка улицы с односторонним движением здесь соединены непривычным для страны с правосторонним движением способом, и, переходя дорогу, ощущаешь определенный диссонанс.
Да, на Привозе есть автовокзал, где я купил билет на вечер до Тирасполя примерно за 60 гривен. Еще в Одессе есть центральный автовокзал, расписание приведено здесь http://bus.ukr-biz.info/index.php?go=Pages&in=cat&id=16 и здесь http://www.bugaz.od.ua/bus/index.html, насколько достоверное – не знаю.
Ну, теперь можно и до моря прогуляться. Названия улиц ласкают слух благодаря аллюзиям с литературой и другими источниками. Сначала попадаешь в мир Ильфа и Петрова – улица Лейтенанта Шмидта, Малая Арнаутская (та самая, где, по словам Остапа Бендера, делают всю контрабанду в постреволюционной России). Кстати, именно на Малой Арнаутской улице в 7 утра я нарвался на гоп-стоп.
Дело было так.
Я шел по улице с «зеркалкой» и фотографировал домики и вывески. Неподалеку от меня шел представитель кавказской национальности и общался с кем-то по телефону. Шли мы так довольно долго, пока он не обратился ко мне:
- Слушай, ты не бизнесмен?
- Нет.
- А у тебя есть с собой 5000 долларов?
- Нет. А в чем дело?
Дагестанец типа «звонит» кому-то по телефону: «Нет, он не бизнесмен».
- Короче смотри. Мы, дагестанцы, контролируем участок Одессы, - отсюда и до моря. Все бизнесмены, которые приезжают сюда и имеют при себе больше 5000 долларов, платят нам налог в размере одного процента от наличности. Ты точно не бизнесмен?
- Нет, отвали, - иду я дальше.
- Я вижу, ты хороший парень, тебе можно верить. Но на всякий случай, покажи, сколько у тебя денег.
- Нет.
- Но если у тебя окажется больше 5000 долларов, мы тебя поймаем, ноги переломаем.
Я злобно посмотрел на него. Особой опасности своей комплекцией он мне не представлял, с телефоном было понятно, что блефует.
- Вали отсюда, скотина.
Дагестанец пожимает плечами и уходит. Хоть ничего особо страшного и не произошло, настроение у меня было испорчено. И как не радовали глаз названия улиц и сами улицы, многие из которых благодаря свисающим над ними деревьям выглядели как парковые аллеи, мощенные камнем, настроение не поднималось.
А тут еще на моем пути возник новый колоритный персонаж. Он сидел в темных очках на ступенях крыльца какого-то здания, и, казалось, дремал. Своей внешностью он сразу напомнил байкеров, - лысый, большой, плотный, суровый, в черной майке. Но когда я прошел мимо и стал чего-то фотографировать, меня окликнул его басок:
- Молодой человек, подождите!
Я моментально оценил ситуацию. В единоборстве с ним у меня намного меньше шансов, а вот еще убежать я, пожалуй, сумею. Поэтому я занял приличную дистанцию, но оглянулся.
- Настоятельно рекомендую сфотографировать вот это здание со двора, оно там очень красивое (ага, щаззз, зайду я в этот двор!). И еще, думаю, заслуживает Вашего внимания вон тот памятник Пушкину.
Право, не знаю, что двигало новоиспеченным гидом с внешностью и голосом байкера и речью интеллигента, но я предпочел быстро ретироваться. Уже в каждом редком встречном прохожем я видел угрозу. Впрочем, в районе Греческой улицы людей практически не было, я успокоился и начал вновь радоваться увиденному. В частности, чем-то понравились виды с мостика.
Поворачиваю на следующую улицу, и глаза от ее названия округляются. Как-то оно очень контрастировало с предыдущими названиями, которым, как мне казалось, много лет – Еврейская, Пушкинская, Ришельевская… Итак, улица названа в честь Л. Качинского. Товарищ склеил ласты около двух месяцев назад, а ушлые одесситы уже подсуетились и назвали его именем улицу в исторической части города.
А вот и знаменитая Дерибасовская. Улица как улица, ничем особым от других улиц по соседству, на мой взгляд, не отличается. В начале улицы стоит памятник первостроителю Одессы – Дерибасу. Прохожу по всей Дерибасовской, отклоняясь, дабы посмотреть на оперный театр и греческий пассаж.
Потом поворачиваю на Преображенскую и иду до бульвара Жванецкого. А вот и Тещин мост. Не понятно, как он еще не прогнулся под весом замков, которые на него вешают.
Тещин мост приводит меня к колоннаде. А дальше я прогуливаюсь по Приморскому бульвару до Потемкинской лестницы.
Лестница знаменита тем, что на ней снимались такие фильмы, как «Броненосец Потемкин» и «Дежа Вю». У меня на этой лестнице произошла очередная встреча с «интересным» человеком. Около середины лестницы меня окликнул старушечий голос:
- Сынок, угости сигареткой!
- Не курю, бабушка.
- Обожди чуток. Я много про тебя знаю. У тебя в семье было 4 человека?
- Ага (очень сложно было угадать!)
- Имя Александр тебе ни о чем не говорит?
- Неа, ни о чем (ну не все ж тебе угадывать). Ладно, я пошел!
- Подожди. Я сейчас тебе главное скажу. Только это все не бесплатно, конечно. На тебе порча. И на маме твоей порча…
Тут мое лицо сменилось с саркастически-ироничного на мрачно-зловещее. Я глянул на старуху испепеляющим взглядом и процедил сквозь зубы:
- Давай лучше я абсолютно бесплатно предскажу твое будущее. Ты сдохнешь от рака легких 4 ноября 2012 года.
Еще раз кинув полный ненависти взгляд на ее офигевшее лицо, я развернулся, и, давясь от смеха, пошел дальше вниз.
По Приморской улице иду до порта, а затем вновь поднимаюсь наверх, к парку им. Шевченко. Еще километра полтора, - и я на пляже Ланжерон.
Скажу честно, более забитого людьми морского пляжа, я, наверное, еще не встречал. Люди сидят разве что не на головах друг у друга. Искупался тут. Естественно, обнаружил в воде тонны мусора. Пойду дальше вдоль берега в поисках Баунти.
Пляж «Отрада» забит не намного меньше Ланжерона. От пляжа наверх идет канатная дорога. Продолжаю путь и вижу, как отдыхающим предлагается все самое необходимое.
Купаюсь еще на пляже «Чкаловский» (здесь все-таки такого столпотворения нет), прохожу мимо нудистского пляжа, преодолеваю еще пару километров, и оказываюсь опять на забитом людьми, как селедками в банке, пляже «Аркадия».
Всего за 1 гривну доезжаю на трамвае отсюда до вокзала, по пути замечаю одесскую киностудию. Иду на автовокзал на Привозе, откуда едет мой автобус в Тирасполь (конечная станция у него – Бендеры). Одесса, увиденная мною за день, запомнилась городом красивым, смешным, но коварным.
От Одессы до границы с Приднестровьем километров 50, едем больше часа. Чтобы было понятно происходившее потом на границе, дам краткий экскурс в историю образования этого «государства».
До Октябрьской революции та часть Молдовы, что именуется Приднестровьем, входила в состав Российской Империи и была населена русскими, украинцами и молдаванами. После образования СССР она вошла в состав Украинской ССР в виде Молдавской АССР. После подписания пакта Молотова-Риббентропа и последующей капитуляции Франции в 1940 году СССР вежливо попросил Румынию передать ему Бессарабию (тогда область в Румынии, а сейчас – Молдова без Приднестровья). Румыния «охотно» согласилась, и СССР создал Молдавскую ССР со столицей в Кишиневе, куда вошли Бессарабия и Молдавская АССР. В эпоху распада СССР Молдавия возжелала стать самостоятельным государством и жить вместе с Румынией, а та часть, что именуется Приднестровьем, возжелала быть самостоятельной от Молдавии (впоследствии переименованной в Молдову) и жить вместе с Россией. Приднестровье объявило себя самостоятельным и ни кем пока не признанным государством – Приднестровской Молдавской Республикой, взяло себе кучу советской символики, немного повоевало с Молдовой, и стало пытаться обустраивать себя. Страной с 1991 года единолично правит Игорь Смирнов, практически всеми сферами коммерческой деятельности в стране монопольно заведует компания «Шериф», большинство жителей имеют российское гражданство, здесь (если верить наглядной агитации на улицах) всячески любят Россию и коммунизм, культивируют и взращивают, как и старший брат, коррупцию.
Собственно, с коррупцией я познакомился сразу на границе.
Таможенники в российской милицейской форме пару раз прогнали всех пассажиров автобуса через здание таможни – первый раз смотрели документы, второй раз – вещи через рентген. При этом не переставая ругали водителя, дескать, он всех не построил по струнке и везет в их процветающую страну какой-то колхоз. Вроде, наконец, сели обратно в автобус, но тут нам сообщили, что с нами еще желает по одному побеседовать начальник таможни. Когда к нему вошел я, начальник вначале скучно посмотрел на мой российский паспорт, но, обнаружив место выдачи, оживился.
- Так, батенька, что везем с собой запрещенного?
- Вы же уже прогоняли мой рюкзак через рентген?
- Для особо одаренных повторяю – чтоооо везеееееем запрещееееенного?
- Ничего.
- А если подумать?
Стало понятно, к чему он клонит. Пришлось посмотреть на него взглядом человека, которого сегодня уже трижды безуспешно пытались развести на деньги.
- Совсем ничего, к Вашему сожалению.
Начальник недовольно фыркнул и послал меня заполнять какие-то формуляры. Я не гордый, заполню. Уф, ну вот, вроде, можно и ехать.
До Тирасполя доносимся довольно быстро, но на автовокзал водитель решил не заезжать, а ехать сразу в Бендеры, высаживая всех, где попросят. Хорошо, что я спохватился, когда мы проехали только пару кварталов от поворота к моему отелю.
Главный ориентир, дабы добраться до отеля – коньячная фабрика Квинт. Ее здесь знает каждая собака, поэтому нахожу быстро. А вот и самый крутой отель в городе со странным названием «Тимоти», на первых этажах обычной девяэтижки.
Ночь в номере с телевизором, вайфаем, душем и завтраком станет мне в 40 долларов (плата за полсуток). Деньги мне обменять было негде, но доллары к оплате принимают. Тетенька на ресепшн очень милая и заботливая, старалась во всем угодить мне. С приднестровскими зарплатами позволить себе проживание в таком отеле может не каждый, вот и постояльцев здесь немного.
По телевизору показывают чемпионат мира по футболу, матч Германия-Австралия. Идет уже третий день чемпионата, а я первый раз добрался до телевизора. Я попробовал (безуспешно) болеть за Австралию, но они проиграли 1:4. Отрубаюсь…
14 июня утром иду осматривать столицу Приднестровья. Городок аккуратный, основной используемый язык – русский. Много портретов Путина и памятников Ленину. При этом видно, что дружит Приднестровье не просто с Россией, а именно с партией «Единая Россия». Деньги на местные рубли с изображением Суворова обменял, отстояв очередь в банке и заполнив какую-то анкету. А еще тут есть Дом Советов, памятник Гагарину, посольства Абхазии и Южной Осетии. Герб выполнен в лучших советских традициях. Дома – тоже в подавляющем большинстве советской постройки.
Недалеко от президентского дворца имеется огромная площадь, выходящая к Днестру. На площади танк с надписью «За родину!» и несколько бюстов героям социалистического труда. На другом берегу Днестра народ пытается загорать и купаться, расположившись на бетонных плитах.
Погуляв возле президентского дворца, захожу в универсам Шериф. Возле кассы висит табличка с логотипами MasterCard и Visa, но увидев мою пластиковую карточку, продавец только выпучивает глаза. Нет, мы не принимаем эти куски пластика, это просто какую-то рекламу тут повесили.
Посещаю еще парк Кирова, и иду на автовокзал. Купив билет до Кишинева, обнаруживаю, что у меня еще остались приднестровские рубли. А ведь эту валюту абсолютно точно не примут ни в одной стране мира. В спешке (мой автобус вот-вот уходит), покупаю какую-то абсолютно бесполезную ерунду в продуктовом ларьке.
В душном автобусе проезжаем Тирасполь (краем глаза замечаю солидный стадион «Шериф»). Дальше – Бендеры, один из немногих приднестровских городов на западном берегу Днестра. Возле моста - блиндаж и танк.
Сразу за Бендерами – «граница» с Молдовой. Съемка запрещена, но поле на границе я сфотографировал. Приднестровские пограничники рассматривают паспорта. Молдаване – даже в автобус не заходят (типа, зачем мы будем на границе со своей областью еще и документы проверять).
Чем останется в моей голове Приднестровье? Пожалуй, кусочком СССР с остановившимся временем. И еще, какое-то витает здесь ожидание встречи с врагом. А этот враг может быть хоть откуда, даже из страны, с которой по всем внешним признакам ПМР дружит.
Еще полтора часа – и я в Кишиневе. На том автовокзале, куда приехали, сразу покупаю билет до Брашова (примерно 300 лей). Правда, мой автобус идет совсем с другого вокзала – Южного, туда мне еще предстоит добраться. Ну а пока, - прогуляюсь по Кишиневу. Быстро покидаю район автовокзала с неимоверным скоплением людей и машин и держу путь к центральной площади.
Центральная площадь Кишинева весьма зеленая. Посреди площади стоит кафедральный собор. Очень жарко, и я присел отдохнуть в тени деревьев. Надпись на баннере обещает халявный вайфай на площади, но обещания ложны.
Рядом с площадью – здание правительства и некое подобие триумфальной арки. А по диагонали от нее – еще одна центральная площадь, бывшая Пушкинская. Прохожу через всю площадь и оказываюсь у здания Парламента. Неподалеку – Президентский дворец, который оппозиция штурмовала несколько месяцев назад. Ситуация в Молдове чем-то напоминает украинскую с опозданием лет на 5, - здесь тоже исполняет обязанности президента человек, которому Россия каким-то образом перешла дорогу. Только он на роль жертвы голодомора не претендует, а считает, что Молдавия должна «праздновать» годовщину советской оккупации.
Что интересного приобрела Молдова за годы независимости от России? Например, замечательный Республиканский стадион неподалеку от центра. Независимая республика превратила данное сооружение в… ну, в общем, превратила.
Еще тут есть занятный музей оружия. В целом же, простые молдаване в большинстве своем свободно говорят по-русски, и как мне показалось, в отличие от своих политиков ненависти к русским не испытывают.
Отправляюсь в сторону Южного автовокзала. От Республиканского стадиона до туда еду на троллейбусе. А вот уже и мой автобус в Брашов. В автобусе мой сосед по креслу – молдаванин, работающий в Брашове. Общаемся с ним до границы, периодически он выступает для меня переводчиком. Получил от него несколько важных логистических инструкций про Брашов. Дорога по западной Молдове завораживает, очень радуют холмы в закатном свете. К сожалению, фотоаппаратом всю атмосферу запечатлеть и передать не удалось.
Возле границы замедляем ход, и последние километров 5 едем около часа, хотя большой очереди из машин нет. На границе интересуются наличием у меня румынской визы, объясняю, что еду транзитом в Грецию. Пограничник забрал у всех паспорта и ушел. Побаиваюсь, что молдаванам не понравится отсутствие у меня въездного штампа в их страну (ПМРовцы никаких штампов не ставят, а молдаване, как я уже говорил, границу с ПМР границей не считают). Тут пограничник заходит в автобус и называет мою фамилию. Я отзываюсь. «Пройдемте со мной», говорит он. Ну, думаю, приехали, сейчас взятку будут вымогать. Ан нет, просто почему-то вызвала сомнения моя личность, просят показать другой документ. У меня с собой есть водительские права, их оказалось достаточно, чтобы поставить мне выездной штамп в паспорт.
На этом заканчивается «советская» часть поездки и я въезжаю в Евросоюз…