Т.к. человек я законопослушный, то изучил правила Шенгенской зоны и понял, что я ничего не нарушу, если въеду повторно сначала в Грецию, а потом уже можно в любую страну Шенгена.Изучение рынка авиаперевозок показало, что наиболее выгодные цены на перелеты из Греции в Италию, да и страна интересная, и был я там только в Венеции и Генуе проездом. Так следующей страной в маршруте стала Италия. Чтобы уже совсем соблюсти формальности отвел на обе страны по 6 ночей. Потом начал планировать обратную дорогу. Перелеты из Италии в Россию сразу после Нового года несколько кусались ценой, да и хотелось продолжения приключений. Поэтому решил лететь самым «лоукостерным» лоукостером RYANAIR из Рима в Краков, а потом через Варшаву до Тересполя, «пешком» через границу до Бреста и далее поездами обратно домой.
Предварительный расклад составлен, можно покупать авиабилеты. На перелеты Москва-Афины, Афины – Рим выбрал «Эгейские авиалинии» из соображений оптимальности соотношения цена-качество, хотя были более выгодные предложения. В Афинах за смешные деньги забронировал и оплатил гостиницу на все 6 ночей в районе пресловутой площади Омония, потом еще на одну ночь гостиницу в Мистре, т.к планировал посетить Спарту и этот объект поздневизантийской истории. Очень долго планировал Италию. Главный вопрос был: где встречать Новый год. Выбор был между Римом, Лидо-ди-Остией и Флоренцией. После долгих размышлений выбрал Флоренцию. Далее оказалось, что Краков и его окрестности тоже интересное место, да и новогодние каникулы в России сократились совсем чуть-чуть. Поэтому я увеличил время пребывания в Кракове до 5 дней. Границу в Тересполе – Бресте я уже пересекал четыре раза в ходе автобусных туров по Европе. Решил поэтому возвращаться через Львов и Киев. Из Киева решил лететь Аэрофлотом назад на Родину.
В итоге маршрут получился такой:
Тюмень – Москва (Новый Иерусалим) – Афины (острова Эгина и Саламин) – Мистра (Спарта) – Афины (Дельфы) – Лидо-ди-Остия (Рим) – Флоренция (Пиза) – Рим – Краков (Закопане, Величка) – Львов – Киев – Тюмень. В скобках указаны места, которые посещал без ночевки и проживания в гостиницах.
Предварительные затраты (по мере использования):
1. Поезд Тюмень – Москва – купе – 1978 руб (50% скидка)
2. Авиаперелет Москва – Афины – Эгейские авиалинии – 4715 руб (108 евро)
3. Отель Elite (Афины) – 6 ночей – 3838 руб (86,40 евро)
4. Авиаперелет Афины – Рим – Эгейские авиалинии – 5178 руб (117 евро)
5. Поезд Рим – Флоренция – Trenitalia – 838 руб (19 евро)
6. Поезд Флоренция – Рим – Trenitalia – 839 руб (19 евро)
7. Авиаперелет Рим – Краков – Ryanair – 3576 руб
8. Поезд Львов-Киев – Украинские ж/дороги – купе – 930 руб (226,5 гр)
9. Авиаперелет Киев –Москва – Тюмень – Аэрофлот – 8203 руб
10. Страховка СК «Согласие» (International SOS) – страховая сумма 50000 евро – 1687 руб
11. Телефон (сим-карта Гудлайн) – 678 руб
Итого предварительные расходы – 32460 руб
Что увидел за эти три недели (основное, что запомнилось):
1. Съездил на электричке в монастырь «Новый Иерусалим» в подмосковной Истре (идет реконструкция, все в строительных лесах).
2. Гулял по предновогодней, купающейся в иллюминации и роскоши Москве (жил на Большой Дмитровке). Перелет в Грецию. Афины встретили солнечной, почти майской погодой.
3. На медленном старом пароме совершил прогулку по Сароническому заливу до острова Эгины (в античные времена этот остров долгое время был весьма успешным соперником Афин) с красивым портом, заполненным маленькими почти игрушечными корабликами. Во время пешей прогулки по острову попал под проливной дождь и видел греческий кризис, так сказать воочию (горы мусора, брошенные и не достроенные дома).
4. С холма Ареопага наблюдал безлюдные окрестности Афинского акрополя утром 25 декабря, бродил по очаровательному кварталу Анафиотика, с маленькими кикладского стиля домиками, прилепившимися к склону Акрополя.
5. На другом пароме посетил остров Саламин, в проливе который отделяет его от материка в V веке до н.э. произошло знаменитое морское сражение между греками и персами.
6. Бродил по оливковой роще, вольготно раскинувшейся на месте древней Спарты (от античной Спарты остался только дух и немного развалин).
7. Посетил последний осколок Византийской империи столицу Мореи Мистру, из которой отправился на трон последний византийский император Константин X Палеолог.
8. А на следующий день уже был на языческом пупе Земли, месте пребывания знаменитой пифии в святилище Дельф, у подножия горы Парнас.
9. Еще раз сфотографировался с эвзоном на Синтагме, искупался в зимних водах Саронического залива в Глифаде. Вечером был перелет в римский аэропорт Фьюмичино. Прогулялся по пустынному ночному пляжу в Лидо-ди-Остии.
10. Вместе с толпами других туристов восхищался громадой Колизея, стоял в очереди к домику Ливии на Палатине, гулял по Римскому форуму. А потом под проливным дождем совершил маршбросок по маршруту: площадь Венеции – Пантеон – фонтан Треви – площадь Испании – piazza del Poppolo – собор Святого Петра – замок Святого Ангела – Piazza Navona – Императорские форумы – Колизей (правда, два раза проехался на римском метро).
11. Встречал последний рассвет 2013 года на берегу Средиземного моря в Лидо-ди-Остии и последний закат этого года на площади Микеланджело во Флоренции.
12. Новый 2014 год встречал, слушая концерт симфонического оркестра рядом с копиями статуй Давида Микеланджело и Персея Челлини на площади Синьории, а потом, как и все кинул бутылку шампанского под статую герцога Козимо Медичи и уворачивался от взрывов петард и карет скорой помощи на узких улочках Флоренции.
13. Утром первого дня 2014 года бродил по Флоренции, наблюдая за уборкой города после ночного бедлама, любовался фресками в тишине небольших церквей. Потом рванул на электричке в Пизу поглазеть на падающую башню. Удалось даже на нее подняться.
14. На следующий день пробирался сквозь толпы собратьев-туристов по Флоренции: сначала на купол Брунеллески, потом на кампанилу Дуомо, потом в Баптистерий поглазеть на мозаику «Страшного суда», далее час отстоял в Академию, чтобы посмотреть на оригинал Давида, потом 2 часа в галерею Уффици, чтобы поглазеть на «Весну» Сандро Боттичелли.
15. На следующий день простился с Флоренцией, на скоростном поезде уехал в Рим и опять стоял в грандиозной очереди уже в музеи Ватикана: Аполлон Бельведерский, станцы Рафаэля, Сикстинская капелла. Потом прошмыгнул в знаменитую дверку и попал в собор св. Петра.
Уже после заката сколько хватило сил бродил по вечерним улицам Рима от piazza del Poppolo до площади Испании (via Margutta, Victoria, Corso и т.д.)
16. Потом был нервный перелет самым «лоукостерным» лоукостером в Краков. Два дня я позволил себе немного отдохнуть: просто спал, ел до отвала и неспешно гулял по старому Кракову и Казимежу.
17. Съездил подышать свежим воздухом в Татры, в Закопане. В тумане бродил по горе Губалувке и перебегал горнолыжные трассы с искусственным снегом.
18. Посетил соляные шахты Велички, синагоги и музеи Казимежа.
19. Потом был залитый солнцем Вавель, «Дама с горностаем» Да Винчи, лебеди на Висле.
20. Далее ночное пересечение на «европоезде» границы между Польшей (ЕЭС и Шенгеном) и Украиной. Прогулка по несколько растрепанному Львову: проспектом Свободы с памятником Тарасу Шевченко и маленьким местным «Евромайданом», поднялся на Высокий Замок. Вместе с толпами местных жителей, отмечал святки, кушал колбасу и пил глинтвейн на площади Рынок, у Ратуши. Поздно вечером на дребезжащем старом трамвае прокатился по темным львовским улицам.
21. На ночном поезде, в купейном вагоне уже советского образца уехал в Киев. В Киеве был опять проливной дождь, Софийский собор, пещеры Киевско-Печерской лавры, Андреевский спуск и конечно новая «достопримечательность» Киева «Евромайдан» (слава богу еще до горящих покрышек на улице Грушевского). Жил в хостеле, расположенном в одной из высоток, выходящих прямо на площадь Независимости.
Транспорт:
1. Пять авиаперелетов: самые комфортные Аэрофлотом, но Эгейские авиалинии тоже неплохо, просто меньше выпендрежа, да и кормили греки лучше. Особняком конечно Ryanair. Когда после нервной регистрации в аэропорту Ciampino наконец с трудом устроился в самолете, решил, что больше услугами лоукостеров пользоваться не буду, но потом немного успокоившись, понял, что не так уж все и плохо, надо просто иметь опыт взаимодействия с подобными авиакомпаниями. Главная моя ошибка при взаимодействии с Ryanair была покупка при оформлении билета двух трансферов в/из аэропортов. В итоге обоими не воспользовался, а нервов и сил в Риме потратил очень много. Оказалось, что дешевле и быстрее все сделать на месте. Ну и меньше надо было обращать внимание на их многословные предупреждения о проверке виз, размеров багажа (эгейские авиалинии без предупреждения делали это гораздо строже и заметнее). И вообще менеджмент этой авиакомпании наверное проходил духовную практику в Индии. Все делается не торопливо, с небольшими задержками, но в нужный момент как-то все ускоряется и конечный результат – оказываешься в конечном пункте перелета более или менее вовремя, просто ты все время стоишь в очередях: на регистрацию, на досмотр, на посадку в автобус, на посадку в самолет и т.д.
2. Поезда и электрички:
- про родные ржд сказать что-то сложно, т.к. часто теперь пользуюсь услугами иностранных железнодорожных компаний: вроде бы сервис становится у нас все лучше, и лучше, уже забыл, когда последний раз российский поезд опаздывал, но вот по мелочам все что-то не так. Ну и подмосковные электрички для непривычного человека это что-то. Поездку в них можно сравнить разве только с поездкой в индийском вагоне класса Sleeper и ниже.
- итальянские железные дороги: две поездки в скоростных поездах типа Eurostar и две поездки на региональных поездах. От скоростных поездов осталось двоякое впечатление: да быстро и комфортно, но если сравнить опять же с российскими экспрессами Владимир-Москва и Ярославль-Москва, то при сопоставимых ценах во 2 классе в наших поездах комфортнее. А вот региональные поезда комфортнее наших электричек, но вот цены …;
- "европоезд", по-моему Вроцлав – Львов: первый раз ездил в купе с тремя полками, моя была "гора", шишку набил, ну и замучился лазить по лестнице, да и польские поезда уж очень неторопливы (хотя спешить в общем-то было некуда);
- украинский фирменный ночной поезд "Львов – Киев" родной брат ржд, но сервис думаю получше, чем в наших поездах.
3. Междугородние автобусы: четыре поездки в Греции, две в Польше. Греки чуть получше в плане техники, но поляки лучше организованы.
4. Общественный транспорт: Как ни странно общественный транспорт мне больше понравился в Кракове, новая техника, четкая работа строго по расписанию. Греки зимой совсем не предсказуемы, а в римские автобусы не всегда можно попасть по причине их перегруженности пассажирами. Хуже всех оказался Львов. Метро пользовался в Афинах, Москве, Киеве, Риме – расположил города в плане комфортности местной подземки в порядке убывания. Поразило метро в Риме, очень неудобно для туристов и местами просто кошмарно в плане чистоты. Электричка Лидо – Рим оставила разное впечатление: сначала очень положительное (ехал в полупустом новом поезде из Лидо в Рим, а потом был кошмар в старом, набитом афроевропейцами старом вагоне из Рима в Лидо). В трех городах общественным транспортом не пользовался: Спарта – видел только пустые остановки, Пиза – в принципе можно обойтись и без него, хотя от ж/д вокзала до главных туристических достопримечательностей шустро бегают полупустые автобусы, Флоренция – здесь было все близко, гораздо приятнее ходить по городу пешком, хотя общественный транспорт есть и, судя по всему - неплохой. Такси пользовался только в Тюмени.
Гостиницы:
Места моего проживания были разные: ценовой разброс от 2120 руб (46 евро) за ночь в отеле в центре Флоренции до 66 гривен (270 руб) за ночь в хостеле во Львове. Были отели, расположенные в центре населенных пунктов (во Флоренции, Киеве, Мистре), с видом на море (Лидо-ди-Остия), студенческая общага в Кракове. Отели выбирал из чисто утилитарных соображений: где-то интересовала транспортная развязка (Афины, в районе площади Омония), где-то расположение вблизи достопримечательностей (Флоренция, Мистра, Киев), где-то море (Лидо-ди-Остия), а где-то просто цена – Краков, Львов. Каждое место проживания чем-то запомнилось. Все брони делал через http://booking.com?aid=325219;. Никаких претензий к сайту и отелям нет, все условия проживания были соблюдены. Получил, так сказать то, что хотел за те деньги, которые готов был заплатить.
Погода:
Ожидал нестабильной погоды, и получил нестабильную погоду. Погода была разной, в Греции естественно теплее всего: от +15 до +20 днем, ночью температура понижалась незначительно градусов на 3-5. Потом по мере моего продвижения на север все холоднее, но не сильно: естественный снег был только в России. Дожди чередовались солнечной погодой: Москва – дождь, Афины – солнце, Эгина – дождь, Саламин – солнце, Спарта – солнце, Мистра – дождь, Афины – солнце, Рим- дождь, Флоренция солнце и т.д.
Туристический инструментарий:
Путеводители: основная практическая информация - Lonely Planet, достопримечательности - русские издания Dorling Kindersley и тематические сайты.
Багаж: 30-литровый рюкзак и небольшой чемодан на колесах. С собой был минимум вещей: рубашка, три футболки, куча носков. Рюкзак выдержал все перипетии путешествия, а вот чемодан меня подвел в Киеве, раскололся немного. Оценил в эту поездку важность удобной, растоптанной, но целой обуви. В целях облегчения багажа взял только одни кроссовки, которые прошли со мной можно сказать огонь, воду и медные трубы, но уже в Москве стали пропускать воду, а в Греции начали разваливаться, а в Италии уже отвалились подошвы. Купил во Флоренции, как казалось, удобные ботинки … и натер кровавые мозоли.
Телефон: пользовался сим-картой Гудлайн, везде работала. Сим-карты местных операторов покупать было бессмысленно.
Бюджет поездки был запланирован в пределах ЕЭС следующий: Греция – 350 евро (без учета уже оплаченной гостиницы в Афинах), Италия – 550 евро (без учета уже оплаченных билетов на поезда), Польша – 270 евро. В эти суммы не входили затраты на шопинг. Кроме этого около 4 тыс руб планировал потратить в Москве и 4000 руб в Украине. В итоге вписался в запланированный бюджет.
Поездкой очень доволен, несмотря даже на то, что очень устал и местами были некоторые заминки. В Кракове несколько сократил план поездки, т.к. сил просто не хватило. Но когда просматривал фото в самолете из Москвы в Тюмень, от нахлынувших воспоминаний просто защемило сердце…
Сейчас задним умом думаю, что надо было отвести на Грецию и Италию по 7 ночей. Ошибкой было размещение в Лидо-ди-Остии. Да прогулка по берегу моря в последний день 2013 года - это хорошо, но время на Рим у меня сильно сократилось, осматривал город в спешке.
Далее буду вкратце описывать поездку по дням. Постараюсь дать больше практической информации, но от ахов и охов не удержусь, очень уж интересные места посетил. И прошу сразу извинить за мою субъективную оценку увиденного.